Зил 157 восстановление: Восстановление советского грузовика ЗИЛ-157: фото и описание

Тест-драйв ЗиЛ-157КД: 800 тысяч километров для пяти карданов

  • Главная
  • Статьи
  • Тест-драйв ЗиЛ-157КД: 800 тысяч километров для пяти карданов

Автор:
Михаил Баландин

Фантазия у нашего народа богатая, это бесспорно. Залить мушку в эпоксидную смолу, обрезать пружины у Приоры, поставить «шестёрку» на литые диски, назвать автобус «луноходом» – это мы можем. Но в случае с 157-м ЗиЛом уровень фантазии просто зашкаливает: без труда можно насчитать не менее десятка прозвищ этого автомобиля. Самые известные – «Колун», «Утюг» и «Захар» (правда, последним именем называли ещё ЗиС-5 и некоторые другие ЗиСы и ЗиЛы). Также встречаются «Бабай», «Крокодил», «Ступа», «Бэнц», «Полтергейст», «Трумэн», «Семечка» и «Мормон». Ну и самое интересное – «Зензубель», что вообще-то является видом обычного рубанка. Ради какого-то плохого автомобиля народ бы так стараться не стал. Видимо, машина была хорошей, потому что и бабай, и полтергейст у нас запросто могут означать что-то ласковое и родное. Вот мы и посмотрим, чем хорош этот ЗиЛ.

Треть века на конвейере

Судьба благоволила этому автомобилю: тяжёлый грузовик в конце пятидесятых был востребован и на стройках Советского Союза, и, конечно, в армии. К тому времени на дорогах ещё вовсю встречались американские Студебеккеры, которые всеми правдами и неправдами удалось спасти от обязательного возврата в Америку по договору ленд-лиза, были и ЗиС-151. «Студер» был хорош почти во всём, но вот в армии их использовать было нельзя. ЗиС-151 был не то чтобы уж совсем плохим, но некоторые недостатки имел. Он не показал себя хорошим тягачом: мотор оказался слабоватым, любил греться, хотя при этом не имел даже отопителя кабины. Но он позволил избежать многих ошибок при проектировании ЗиЛа-157.


В 1958 году появились первые «колуны». Кабины на них стояли как раз от ЗиСа (в 1956 году ЗиС-151 был переименован в ЗиЛ-151, но суть дела от этого не меняется). А вот практически всё остальное было почти новым, а самое интересное, что специально для 157-го были разработаны новые… покрышки. Проходимость ЗиСа была очень небольшой, поэтому министерство обороны особо уделяло внимание внедорожным свойствам нового автомобиля. В итоге были разработаны шины с применением мягкой резины на внутренней поверхности покрышек. ЗиЛ-157 планировалось оснащать системой централизованной подкачки для возможности снижения давления для преодоления участков бездорожья с мягким грунтом. Новые покрышки получились эластичными и вполне годились для того, чтобы снижать давление до 0,5 кгс/см². Обратной стороной медали стала низкая износостойкость такой резины: при пониженном давлении она могла проехать до 150 км, а в нормальных условиях – до 10 000. На деле, конечно, всё не так печально, но всё же резину приходится менять каждые 12-15 тысяч километров. Первая система подкачки была внешняя, и только потом её убрали с глаз (как на ЗиЛе-131). Об остальной «начинке» 157-го расскажем чуть ниже.



ЗиЛ-157 выпускался с некоторыми изменениями с 1958 по 1991 год. Можно отметить три основные версии этого грузовика: ЗиЛ-157 (1958–1961 гг.), ЗиЛ-157К (1961–1978 гг.) и ЗиЛ-157КД, сборка которого производилась на Уральском автомоторном заводе после прекращения выпуска ЗиЛа в Москве. Все три машины имеют и свои конструктивные особенности. Последние «колуны» во многом унифицированы с ЗиЛом-131, который стал впоследствии приемником ЗиЛа-157 в армии. Более всего на машинах в течение тридцати трёх лет производства менялась трансмиссия, «фишкой» которой на протяжении всех лет оставалось наличие пяти карданов: на передний мост, на средний мост, два кардана – на задний (кардан разделялся на среднем мосту промежуточным узлом) и кардан между «раздаткой» и коробкой передач. Неизменным оставалось одно: отсутствие гидроусилителя рулевого управления, что, как мы увидим в ходе тест-драйва, является серьёзным недостатком. Тем не менее ходят разговоры, что на некоторых партиях ГУР всё-таки есть. Возможно, в силу унификации с ЗиЛом-131 его и смогли туда каким-то образом воткнуть, но документального тому подтверждения найти не удалось.



Сегодня в нашем распоряжении ЗиЛ-157КД 1982 года выпуска. Есть, конечно, у него некоторые «излишества», которых от природы у него не было. Например, стеклоомыватель или кнопка «аварийки». Но в остальном – ЗиЛ как ЗиЛ. Поехали!

«Утюг» как он есть

Для человека, далёкого от истории отечественного автопрома, ЗиЛ-157 может показаться чем-то очень старым и, возможно, не приспособленным к самостоятельному передвижению. Но те, кто ездил на этой машине, подтвердят – это вполне рабочий и надёжный грузовик. Картинку портит его кабина, которую как перетащили со старого ЗиСа, так толком и не поменяли. Отсюда и вид машины прошлого. Выглядит, конечно, интересно, но у такого простого решения есть и некоторые недостатки. Основным бы я назвал ширину крыльев. Красиво, конечно, но добраться до мотора довольно тяжело: крышки капота откидываются по бокам, и доступу к силовому агрегату как раз крылья и мешают. Выход есть: крылья и боковины можно снять. Такое решение не новое: на американских «Студерах» они вообще крепились «барашками», но на ЗиЛе придётся поработать ключами.



Выгнутая решётка радиатора – это не дизайнерский изыск, а техническая необходимость. Дело в том, что прямо за ней установлен масляный радиатор. А уже за ним – жалюзи и радиатор системы охлаждения. Впрочем, у мотора осталась склонность остывать на холостом ходу и перегреваться на повышенных оборотах. Причём эти обороты способны убить мотор достаточно быстро, поэтому «крутить» его нельзя. По трассе грузовик вполне может идти и 80 км/ч, но по факту превышать рекомендованную заводом скорость в 65 км/ч не стоит – так мотор прослужит гораздо дольше.



Ещё одно интересное решение – расположение бензобаков. Их два, причём основной, объёмом 160 литров, расположен в привычном месте, слева, под бортом за кабиной, а вот второй, дополнительный, разместили сзади под кузовом. Его объём – 60 литров. Насколько же хватает такого количества бензина?



Мотор «съест» его за 600 километров по шоссе. Это, по большому счёту, не так много для советского мотора того времени. Расход по трассе составляет более 30 литров, а на бездорожье и вовсе хорошо за 40. При этом рядная «шестёрка» объёма 5,5 л выдаёт 109 л.с. Первые моторы были чуть слабее – 104 л.с., но в течение срока производства ДВС дважды подвергался модернизации. Первый раз в 1961 году, когда заодно поменяли и сцепление с двух- на однодисковое, и затем – в 1978-м, при этом его во многом унифицировали с двигателем ЗиЛ-131. В частности, поршневая группа нашего ЗиЛа стоит именно от 131-го.



Ещё стоя рядом с машиной, я оценил чрезвычайно ровную работу мотора. И это несмотря на то, что последние 12 лет машина ездит именно с этим агрегатом. Нельзя не отметить и то, что мотор очень просто запускается с помощью «кривого стартера» – пусковой рукоятки. Конечно, при условии его исправности.

За рулём «мормона»

У кабины ЗиЛа-157 есть одно несомненное преимущество по сравнению с его предшественником ЗиСом: она отапливается. Но в остальном – всё то же царство металла. Усаживаемся на сиденье и начинаем рассматривать.



Центральный прибор – спидометр, слева от него – указатели температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива. Справа – амперметр и указатель давления масла. Несмотря на то, что тормозная система здесь традиционно для грузовиков пневматическая, и тормоза не работают при критическом падении давления в системе, манометр расположили справа вне основной панели. Чтобы следить за показаниями этого прибора, приходится поворачивать голову. Конечно, если привыкнуть, то это не кажется недостатком, но хотелось бы, чтобы показания манометров (их два – давление в системе и в колёсах) можно было бы захватывать без отвлечений от дороги. Подсветка приборов сделана отдельными плафонами, что, в общем, было вполне в духе времени. В целом ничего новаторского «приборка» 157-го ЗиЛа предложить не может.



В нашей машине стартер приводится в действие ключом, но раньше на ЗиЛах была педаль стартера. Запускаем двигатель, слегка нажимая на педаль акселератора.

Как раз к педальному узлу есть существенные претензии. Если педали сцепления и тормоза стоят как положено, то педаль тормоза сильно выбивается из общего ряда. Она выдвигается ближе к водителю, и для того, чтобы надавить на неё, приходится перетаскивать ногу с педали газа на приличное расстояние. На это уходит время. С одной стороны, на машине, которая не ездит быстрее 60-65 км/ч это не так уж страшно, но с другой стороны – не важно это ЗиЛу, а вот, например, Жигулям, которые решили внезапно затормозить перед носом грузовика, может быть очень важно. Тем более что пневматические тормоза в любом случае имеют некоторую задержку реакции на нажатие педали. Почему нельзя было сдвинуть педаль чуть вперёд – загадка.



Повернуть руль на месте – задача сложная. Почти невыполнимая, я бы сказал. Но в движении руль кажется вполне лёгким, и рулить было бы совсем прекрасно, если бы не одно но – неожиданно сильная реакция на руле от передних колёс. Впрочем, владелец автомобиля Александр подтверждает: такое поведение рулевого управления – особенность 157-го. Более того, с этим фактом связана ещё одна особенность, и это выбор резины на переднюю ось. Самую лучшую следует всегда ставить вперёд, а что там стоит на среднем и заднем мосту – ЗиЛу наплевать. Зато чуть «квадратная» покрышка на переднем колесе нормально ездить не даст – руль будет сильно «бить».



Трогаемся сразу со второй передачи: первую включаем только при сильной загрузке или в тяжёлых дорожных условиях. Не забываем, что есть ещё и «раздатка» с пониженной передачей, но у нас не было подходящего случая загнать машину в такую грязь, чтобы воспользоваться этой возможностью.

Тянет «зиловский» мотор уверенно, на третью передачу переходим почти сразу. Всего же передач пять, а с учётом максимальной скорости длинными их назвать никак нельзя.

Во время движения появляется ещё одно замечание к машине: правого крыла не видно вообще, а «нос» моторного отсека закрывает всё, что творится на противоположенной от водителя стороне. При этом габариты спереди можно оценить по защитной решётке левой фары, что довольно удобно. Нам повезло, что боковые зеркала у нас не штатные: «родные» зеркала очень маленькие, в них практически ничего не видно.



На небольших скоростях ехать даже комфортно. Да, ЗиЛ разгоняется медленно, как и подобает грузовику, к тому же старому. Но тяге литражного бензинового мотора с самых низов могут позавидовать многие дизели. Неожиданно приятно удивляет работа КПП: свойственной ЗиЛу «разболтанности» рычага нет, все передачи включаются легко, ход рычага для советского грузовика достаточно скромный. Да и отсутствие необходимости топтать педали «двойным выжимом» тоже оказалось приятным сюрпризом.

«Что день грядущий нам готовит?..»

Приходится признать: большинство «колунов» свою жизнь уже окончило. Тем не менее они до сих пор встречаются в районах, где к машине предъявляется не так много требований: нагрузить как можно больше, проехать как можно дальше, при необходимости – отремонтировать «на коленке». Таких мест в России много.



Наш ЗиЛ ведёт совсем другую жизнь. Он вполне рабочая машина и занимается грузоперевозками, причём на достаточно большие расстояния. Из Петербурга он ездит и в Москву, и в Карелию. На первый взгляд – фантастика какая-то. Но почему бы и нет? Он уже прошёл 800 тысяч километров, и при уходе, который ему обеспечил заботливый и умелый нынешний владелец, проедет ещё столько же. Главное – знать, как этот грузовик эксплуатировать правильно.

Об одной особенности мы уже говорили: нельзя «крутить» мотор слишком сильно, он этого не любит. А вот современные моторные масла ЗиЛ оценил, и хозяин отметил этот факт. Если раньше при вскрытии моторов (два из них были «убиты» по неопытности «гонками» на шоссе) были видны следы износа, то на современной «минералке» мотор ходит гораздо дольше. Был, правда, не слишком успешный опыт использования присадки в масло: центробежный фильтр её просто выкинул. Ну, значит, и не очень надо было.

Мы уже говорили, что есть на машине несколько неоригинальных деталей. Потребовалась установка стеклоомывателя, организация работы указателей поворотов в режиме «аварийки», более крупные зеркала. Всё это – для успешного занятия грузоперевозками. Поэтому тут появилась и магнитола: мотора-то в кабине почти не слышно, и музыка в дороге не помешает. Заменил Александр и радиатор «печки»: у родных периодически отваливались патрубки, поэтому удалось воткнуть теплообменник от «восьмёрки». С ним проблема исчезла.



По хорошей дороге в машину можно загрузить до пяти тонн. Это так инженеры думали, на самом деле ЗиЛ без особого труда тащит восемь. И самое главное – он не подводит своего хозяина. Работает, даже не подозревая, что многие его считают уже стариком.

Жаль только, что работы в кризис не хватает. Приходится сниматься в кино, а душа требует дороги. И настоящей работы, достойной надёжного грузовика.



Читайте также:


одиночные
редкие авто
грузовики и автобусы

 

Новые статьи

Статьи / Интересно

5 причин покупать и не покупать Honda Civic IX

У Honda в целом и у Civic в частности репутация неоднозначная. Вроде бы машина не слишком часто ломается, но стоимость обслуживания многим кажется завышенной. Вроде бы неплохо выглядит, но к…

849

0

2

18.12.2022

Статьи / Статистика

Индекс воздушного фильтра: итоги 2022 года

С середины весны мы наблюдали за изменением цен на основные расходники, масла, шины и некоторые редкие детали. Время подвести итоги года и дать осторожный  прогноз на 2023-й. Спойлер: есть х…

726

0

1

17.12.2022

Статьи / Практика

Не надо экономить: почему слишком быстро выходят из строя катушки зажигания

Мы уже много писали и про то, как правильно эксплуатировать машину зимой, и как определить, почему мотор вдруг стал «троить», и как устроены катушки зажиганий разных типов, и даже как заме. ..

1607

0

2

16.12.2022

Популярные тест-драйвы

Тест-драйвы / Тест-драйв

Haval Dargo против Mitsubishi Outlander: собака лает, чужестранец идет

В дилерском центре Haval на юге Москвы жизнь кипит: покупатели разглядывают машины, общаются с менеджерами и подписывают какие-то бумаги. Пока я ждал выдачи тестового Dargo, такой же кроссов…

19379

7

205

13.09.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв

Мотор от Mercedes, эмблема от Renault, сборка от Dacia: тест-драйв европейского Logan 1,0

Казалось бы, что нового можно рассказать про Renault Logan второго поколения, известный каждому российскому таксисту, что называется, вдоль и поперёк? Однако конкретно в этом автомобиле есть. ..

15271

10

41

13.08.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв

Geely Coolray против Haval Jolion: бесплатный сыр? Если бы!

Хотите купить сегодня  машину с полноценной гарантией, в кредит по адекватной ставке, без диких дилерских накруток? Сейчас это та еще задачка, ведь полноценную цепочку «представительство – з…

12689

26

30

10.08.2022

ЗИЛ 157 Лесоруб: догоняя упущенное советским прошлым

Сегодня я хочу познакомить вас с творением мастерской Dr.Broman, которая занимается профессиональной постройкой кастом пикапов. Одной из последних. ..

Сегодня я хочу познакомить вас с творением мастерской Dr.Broman, которая занимается профессиональной постройкой кастом пикапов. Одной из последних их работ является этот брутальный автомобиль в кузове пикап, который ребята назвали «Лесоруб». Началось все с эскиза будущего проекта, способного покорять не только обычные дороги, но и бездорожье.

Создание этого кастом пикапа для ребят — это попытка реализовать упущенные возможности советских конструкторов и взглянуть на привычный облик известного грузовика с другой стороны. У американцев в середине 40-х годов XX века был такой мощный грузовик, носивший название Dodge Power Wagon. Автомобиль представлял собой большой пикап, закаленный для сложных работ в тяжелых условиях. Да, в Советском Союзе были похожие машины, но странно, что наши инженеры не сделали ничего очень похожего на Додж.

Кабина для российского проекта от старенького ЗиЛ 157 была достаточно спонтанно приобретена в Пензе. Она была ориентировочно 1958-1961 годов выпуска. Не смотря на отметины временем ее комплектность и состояние железа было просто изумительным.

Самым важным этапом был поиск донора с длинной базой. Было рассмотрено три варианта: импортное шасси с импортной силовой установкой (Chevy Suburban, Ford Excursion, F350-650, Dodge Ram 3500), отечественное шасси с отечественными агрегатами (Газель 4х4, Газ 66, Газ 63), и отечественное шасси с импортной силовой установкой.

После долгих раздумий выбор Алексея все же пал на последний вариант. А именно взять за основу ГАЗ 66 и поставить в него американский V8 мощностью от 200 л.с. Командой Алексея было рассмотрено очень большое количество предложений. В итоге был найден ГАЗ 66 1992 года выпуска, который полностью удовлетворял всем требованиям: Шишига была в изумительном состоянии, на ходу, а ее пробег составлял всего 15 000 км. Что касается агрегатов, то было принято решение купить автомобиль с хорошей силовой установкой и любым кузовом. Выбор пал на Jeep Grand Cherokee 5. 2 Magnum (220 л.с.) с мертвым кузовом.

Первым под нож (болгарку) попал Jeep Grand Cherokee, его мотор был с легкостью извлечен вместе с коробкой и раздаткой. От американского донора для дальнейших работ также были позаимствованы бензонасос, сиденья с электроприводом, консоль между сидениями с бардачком и подстаканниками, селектор коробки передач и раздатки, приборы, компас, бортовой компьютер и вся необходимая для работы двигателя проводка.

Затем был полностью разобран главный донор Лесоруба – ГАЗ 66, от которого, как уже говорилось ранее, нужно было только шасси.

Как только вся троица была в сборе: кабина, ходовая и силовая установка, работы над брутальным кастом пикапом Лесоруб в стиле конца 50-х пошли полным ходом. Следующий шаг, к которому приступили умельцы – это замеры и макетирование кабины и агрегатов.

Лесоруб планировался быть значительно легче 66-го в снаряженном состоянии, да и в грузоподъёмности в 2300 кг проект не нуждался. Поэтому оригинальную ходовую можно было модифицировать под меньшую нагрузку. Протестировав различные комбинации сборки, ребята остановились на удалении двух листов с каждой из рессор.

Как только агрегаты от американского внедорожника успешно заняли свое место на шасси Шишиги, дошло дело до установки кабины. При кажущейся высоте посадки, общая высота автомобиля сейчас меньше, чем у 157го ЗиЛа.

Компоновка кастом пикапа Алексея требовала замены рулевого механизма ГАЗ 66, поэтому было принято решение установить рулевой редуктор от а/м ЗиЛ 130. Разместился он с комфортом, особо не препятствуя монтажу крыла.

Так как Лесоруб должен быть способным перевозить грузы небольших размеров, кузов был спроектирован под размеры и вес квадроцикла. За основу для каркаса были взяты профили из 3мм стали, для бортов и крыльев были закуплены листы горячекатаная сталь толщиной 2 мм. Визуализация кузова была закончена горизонтальными трубами и подножками, где на них с каждого борта будет возможность установки по две 20-ти литровые канистры.

Удивительно, но даже колесным дискам было уделено не мало внимания. Создателя автомобиля заинтересовала продукция компании SProfi 4×4. Именно там для Лесоруба были выбраны колеса из стали шириной 2550 см и четырехслойные покрышки SProfi ХL-401.

Как только Лесоруб был окрашен в темно-зеленый цвет и собран, свершилась его первая поездка своим ходом. После проведенных испытаний автомобиль был лифтован на 6 см. Машина стала существенно выше визуально.

Для преодоления любых преград, Лесоруб оснащен двумя понижающими передачами, механической лебедкой с приводом от раздаточной коробки, бортовой системой изменения давления в шинах. Минимальный дорожный просвет составляет 41 см.

«Этот автомобиль дает представление о том, какие бы замечательные пикапы могли выходить из ворот автозаводов в Советском Союзе, ведь наши грузовики — такие красавцы» — делится владелец мастерской Dr.Broman`s place Алексей.

В августе этого года с Лесорубом произошла беда. В мастерской Dr.Broman`s place ночью произошел пожар, который развивался очень стремительно. Пламя не пощадило ничего, и даже Лесоруба, который стоял около ворот автосервиса.

«Уже очень скоро мы продолжим работы над проектом. Естественно речи о восстановлении машины, увы, нет, повреждения слишком большие. Автомобиль будет создан с чистого листа, с учетом накопленного опыта и некоторых новых идей, однако основная концепция и облик не претерпят изменений» — делится Алексей.

Подпишись на наш Telegram-канал

рассказ о ремонте ЗИЛ 157

  1. Дом
  2. Рассказы
  3. ЗИЛ-157 ремонт

Найдите в нашем каталоге

ЗИЛ-157
Цена по запросу

18 ноя, 2020

Дизайнерский ремонт.


Галерея

  • _1010536.jpg»>
  • _1011040.jpg»>
  • jpg»>
  • _1011124.jpg»>
  • _1011210.jpg»>
  • jpg»>
  • _1011492.jpg»>
  • _1222273.jpg»>
  • jpg»>
  • _1222373.jpg»>
  • _1452327.jpg»>
  • jpg»>
  • _1534473.jpg»>
  • _1611416.jpg»>
  • jpg»>
  • _1201343.jpg»>

  • _1202059.jpg»>

  • jpg»>

  • _1514238.jpg»>

  • jpg»>
  • jpg»>
  • jpg»>
  • jpg»>


157 — характеристики, модификации, фото, видео, описание

Легендарный ЗИЛ-157 продолжает свою работу даже несмотря на то, что производство было прекращено в 1992 году. Внедорожник поразит автолюбителей своими качествами и возможностями . Грузовик имеет богатую историю, будучи задействованным не только в воинских частях, но и в народном хозяйстве. Весь модельный ряд ЗИЛ.

Содержание: [Show]

  • История автомобилей
  • Кабинг и кузов
  • Спецификации
  • Силовая амортизация
  • Трансмиссия
  • Размеры и колеса
  • Мы суммируем
  • 70003
  • . фотографии
  • ЗИЛ-157 внедорожник
  • Видеообзор

История автомобиля

Внушительных размеров грузовик был обозначен заводом имени Лихачева как «ЗИЛ-157». Мир увидел новинку в 1958 на выставке автомобильной техники в Брюсселе, Франция. Первые модификации автомобиля появились в том же году, сойдя с конвейеров одноименного завода.

Затем модель использовалась как для гражданских, так и для военных нужд. Чертежи разрабатывались на основе уже существующей модели «ЗИС-151», но со значительными улучшениями. Именно от этой модели была взята модель салона в соответствии с улучшенными элементами.

После четырех лет выпуска автомобиль был усовершенствован и перераспределена нагрузка на ось, в результате чего индекс изменился на ЗИЛ-157К. В 1978 автоконвейер был передан Уральскому автомобильному заводу, а сама модель получила еще более длинное название «ЗИЛ-157КД».

В таком виде производство продолжалось до 1994 года. Автомобиль, как никогда, был и остается актуальным для наших дорог, так как проходимость автомобиля с тремя осями – на высоте. С момента окончания производства прошло уже более 20 лет, но до сих пор автомобиль несет свою нелегкую службу во многих отраслях народного хозяйства. Любители реставрировать старые автомобили и иногда находят этой ретро-модели самое необычное применение.

Кабина и кузов

Модель имела трехсторонний кузов с возможностью открывания на три стороны, что облегчало процесс погрузки/разгрузки. ЗИЛ-157 стал особенно популярен в Советской армии благодаря своей проходимости и высоким показателям выносливости, что объясняет его массовое распространение.

В кабине предыдущей модели водитель не мог рассчитывать на комфортную работу, посадка была неудобной, отопителя не было, вентиляция была плохой. Кроме того, руки водителя подвергались значительным ударам от колес.

На новом грузовике конструкторы постарались если не избавиться от недостатков полностью, то хотя бы частично улучшить эргономику кабины и рулевого управления. Сиденье водителя, отличающееся удобной посадкой, регулируется. За прошедшие годы кабина ЗИЛ-157 претерпела незначительные изменения, сохранив свои первоначальные характеристики. Это была цельнометаллическая конструкция, которая позволяла свободно поместиться водителю и двум пассажирам.

На крыше был круглый люк. В перечень элементов приборной панели вездехода входили переключатель поворотов, кран стеклоочистителя, рукоятка управления жалюзи радиатора, манометр тормозной системы и манометр в шинах и небольшой прибор панель. Спидометр занял почетное место на большом циферблате.

Прочие датчики и индикаторы рабочих систем машины:

  • Датчик температуры системы охлаждения;
  • Амперметр;
  • Индикатор уровня топлива в баке;
  • Манометр для контроля системы смазки;
  • Лампа управления дальним светом фар;
  • Контрольная лампа для указателей поворота;
  • Две защитные лампочки.

Под панелью есть краны для регулировки давления в шинах. Для управления грузовиком в кабине установлены педали газа, сцепления и тормоза, педаль стартера, ножной переключатель света.

Также были рычаги ручного тормоза, переключения передач, включения переднего моста, управления лебедкой. Внешний вид автомобиля тоже был интересным. Длинная и чуть заостренная буферная часть, широкие плоские крылья, одинарные колеса — все было очень гармонично.

Трехместная кабина имела высоту более 2 метров, окон в ней не было. Круглые фары располагались на боковых крыльях и защищались металлической решеткой. Основным цветом был хаки, так как большая часть автомобилей выпускалась для нужд армии СССР. Кузов автомобиля представлял собой деревянную платформу, покрытую продольными металлическими ребрами, предохраняющими ее от истирания.

Доски собраны из деревянных пластин толщиной 20 мм и шириной 80 мм. Для прочности продольная конструкция была усилена поперечными брусьями с металлическими скобами. Передний борт был фиксированным, а боковые и задний борта откидывались, таким образом, полностью открывалась платформа кузова. Таким образом, погрузка и разгрузка военной и другой техники происходила легко и быстро.

Технические характеристики

Технические показатели «ЗИЛ-157», несмотря на то, что модель появилась еще в советское время, актуальны и сейчас. Грузовик эксплуатируется на Алтае, Крайнем Севере, в Средней Азии, Украине и других странах не только постсоветского пространства. При этом ключевым преимуществом автомобиля является высочайшая проходимость.

Силовой агрегат

Изменены двигатель ЗИЛ-157, технические характеристики и внутренняя начинка автомобиля. Шестицилиндровый двигатель установили на новую головку из алюминиевого сплава, изменили карбюратор, улучшили систему охлаждения. Новый масляный насос и изменение конструкции сальников коленчатого вала модернизировали систему смазки.

Трансмиссия

Первоначально автомобиль был оснащен пятиступенчатой ​​коробкой передач, где пятая передача была повышающей, но после 1961 года ее убрали. На базе раздаточной коробки ЗИС-151 она получила износостойкие шестерни, новые сальники и принудительное включение.

Карданная передача полностью переработана, а на средней оси закреплена промежуточная опора кардана заднего моста. Осевые полуосевые картеры ведущих мостов были значительно усилены, установлены ступицы колес и тормоза новой конструкции, колеса смонтированы на восьми шпильках.

В опытном порядке установлен дизельный двигатель Д245-12С.

Габариты и колеса

Колесная база автомобиля подверглась существенной реконструкции. Вместо десяти колес, которые были на ЗИС-151, их было всего шесть. И вместо двух запасных колес теперь одно. Были специально разработаны новые шины, внутренние слои которых выполнены из мягкой резины, увеличена ширина профиля, уменьшено количество слоев корда. Давление в шинах было централизованным, а управление осуществлялось прямо с места водителя. Колеса «ЗИЛ 157» имели глубокий протектор направленного действия, практически исключавший пробуксовку.

Впервые в отечественном автомобилестроении грузовик был оборудован насосной системой, регулирующей давление в шинах. Проколы и небольшие проколы в колесах не влияли на ходовую часть машины, компрессор автоматически подкачивал необходимое количество воздуха, компенсируя недостаток давления. Насосный механизм также можно было активировать с места механика-водителя.

Для более комфортной езды по разным поверхностям (болота, пески и т.п.) можно было изменять давление в шинах, повышая и при преодолении препятствий возвращая его в норму. Примечательно, что все процессы можно было осуществлять на ходу.

Грузоподъемность

  • Максимальная нагрузка по паспорту 4,5 тонны;
  • Прицеп – 2,5 тонны;
  • Автомобиль в полной комплектации весит 5540 кг.

Модификации

  • ЗИЛ-157 — стандартная версия;
  • ЗИЛ-157Б – классический седельный тягач;
  • ЗИЛ-157К — базовая версия с 1961 г. ;
  • ЗИЛ-157КВ — базовый седельный тягач с 19 года61;
  • ЗИЛ-157Y – тропическая модификация;
  • ЗИЛ-157Г – модель с экранированным оборудованием;
  • ЗИЛ-157КГ — вариант с экранированным оборудованием, поступивший в серию в 1961 году;
  • ЗИЛ-157Э – экспортная модификация;
  • ЗИЛ-157Э – спецверсия, оснащенная двумя бензобаками общей емкостью 300 литров;
  • ЗИЛ-157КД — базовая версия с 1978 г.;
  • ЗИЛ-157КДВ – базовый седельный тягач с 1978 г.
  • ПМЗ-27 – пожарная машина. Специально для этой модификации были разработаны широкие задние двери для удобства спасателей.

Одно время данные об улучшениях модели не были доступны для обзора. ЗИЛ-157, фото которого нигде не публиковались, был засекречен, как и любая военная техника того времени.

Плюсы и минусы

Параметры основных узлов и агрегатов ЗИЛ 157 отвечали самым высоким требованиям того времени. Поскольку машина производилась для Советской Армии, на ее производство не жалели средств. Таким образом, «ЗИЛ 157», характеристики которого не нуждались в улучшении, а имели лишь некоторые недостатки, собирали на конвейере по классической схеме, не меняя технологии годами.

  1. Основным недостатком автомобиля является отсутствие гидроусилителя руля, но на популярности грузовика на внутреннем рынке это существенно не сказалось.
  2. Односкатные колеса с формулой 6х6 и возможностью регулирования давления положительно сказались на повышенной проходимости грузовика – для него не существует препятствий даже в современное время.
  3. Грузовик был оборудован лебедкой для самовытаскивания. Это отличает грузовик от его предка.
  4. Зимой кабину можно было отапливать, а летом проветривать — для автомобилей шестидесятников это был настоящий прогресс.
  5. Для ЗИЛ-157 расход топлива на 100 км составляет 42 литра бензина*, что является довольно плохой стороной автомобиля.
  6. Несмотря на простоту конструкции и высокий ресурс, «король дорог» иногда ломается. Впрочем, нынешним владельцам вездехода волноваться не стоит, запчасти «ЗИЛ 157» продаются в достаточном количестве.

Суммируем

Всего за годы производства было собрано почти 798 тысяч этих автомобилей. Использование ЗИЛ-157 внесло неоценимый вклад в развитие экономики страны. До наших дней дожило не так много таких грузовиков, но они все же есть. Большинство из них находятся в личном пользовании индивидуальных предпринимателей и в сфере малого бизнеса. В наше время существует даже такая услуга, как аренда автомобиля для любителей экстрима, чтобы они могли испытать качества грузовика в опасной и труднопроходимой местности.

И эта услуга пользуется большим спросом. Кого-то влекут ностальгические воспоминания, а кто-то просто в восторге.

Leave a Reply