Содержание
Могут ли оштрафовать, если использовать картинки и тексты от нейросети — Маркетинг на vc.ru
Команда Antro с юристами BonteQ разобрались, насколько это законно, за что на вас могут пожаловаться и что делать, чтобы не потерять деньги на судах.
9617
просмотров
Нейросети генерируют тексты и картинки за пару минут — это облегчает рутину, но бывают и издержки. У искусственного интеллекта есть разработчик, а у творений, на которых учится нейросеть, — авторы. 15 января 2023 художники уже подали в суд на Midjourney и Stability AI за нарушение авторских прав. Решения суда ещё нет, но уже понятно, что это не последний такой случай. В статье разбираемся, что со всем этим делать.
Дисклеймер: мы публикуем статью 8 февраля 2023 года. При подготовке опирались на нормы права, которые актуальны в момент подготовки. Пока что нет унифицированной или какой-либо системной судебной практики по вопросу интеллектуальных прав на произведения искусственного интеллекта
За что на вас могут пожаловаться
Если вы используете контент от нейросетей в своём бизнесе, есть две основные причины подать на вас в суд:
1. Нейросеть кого-то оскорбила. Это тот редкий случай, когда искусственный интеллект сгенерировал что-то обидное. Как правило, контент от нейросетей фильтруется. Многие из них не создают творения, где есть оскорбления, религиозный, политический или сексуальный подтекст.
Учитывайте, что нейросеть ничего не создаёт сама — она лишь отвечает на ваш запрос. Если попросите нейросеть нарисовать что-то оскорбительное или явно нарушающее закон, то ответственность за публикацию понесёте вы, а не искусственный интеллект. Например, если запросите у программы, а потом опубликуете изображение с экстремистскими символами, то по закону «О противодействии экстремистской деятельности» будете отвечать вы.
2. Вы нарушили авторские права. Такое случается, если нейросеть переработала чужой контент и выдала похожий результат. В юриспруденции есть специальный термин «схожее до степени смешения» — это когда два произведения настолько похожи, что их невозможно отличить друг от друга.
Возможны также случаи, когда искусственный интеллект создал уникальное творение, но разработчик программы не захотел делиться. Ему принадлежат коммерческие интеллектуальные права, и он может предоставлять лишь их часть или не предоставлять вообще.
Среди интеллектуальных прав есть право личного использования и право публичного распространения. Чаще всего вы приобретаете права только в личное пользование. Например:
- вы купили подписку на «Яндекс Музыку». В этом случае вы приобрели только право на личное использование. Музыку можно слушать, но нельзя публично транслировать, например, включать своём кафе;
- вы хотите купить картинку на фотостоке. На Shutterstock для них есть разные лицензии. Некоторые фото можно использовать в личном блоге, но их нельзя поставить на обложку книги на продажу. Для этого потребуется лицензия «для коммерческих целей» — она стоит дороже.
Ирония в том, что ваше нейросетевое творчество может не понравиться сразу нескольким людям. И все они могут подать на вас в суд. Разберём этот случай подробнее.
Как регулируется авторское право
Каждая страна принимает собственные законы об авторском праве: жалоба за контент будет рассматриваться по нормам государства, где зарегистрирован правообладатель. Практика показывает, что в странах СНГ менее чутко относятся к защите авторских прав. В тоже время в Европе и Северной Америке наоборот, за многие даже мелкие нарушения вам придёт штраф.
В российском Гражданском кодексе есть целая глава, посвящённая авторским правам, способам их оформления и защиты. При этом в правоприменительном плане у людей возникает много сложностей. Многие, опасаясь сложной и длительной процедуры судопроизводства, просто закрывают глаза на то, что их контент украли, полагая, что «все равно ничего не добиться» или «судиться дорого, и это того не стоит». Это однозначно заблуждение и только постоянная и активная защита своих интеллектуальных прав способна выработать в обществе привычку избегать их нарушения.
Кирилл Васильев, юрист, основатель BonteQ Consulting
Хоть законы в странах и отличаются, в защите авторских прав можно выделить несколько трендов:
Право авторства неотчуждаемо. Кто написал песню, нарисовал рисунок или снял видео — тот и автор. Авторство нельзя поменять или как-то передать другому лицу (в отличие от многих других прав).
Сложнее обстоят дела с произведениями, созданными несколькими авторами. Но для этого в Гражданском кодексе существует понятие «соавторство». Соавторы — это люди, создавшие произведение совместным творческим трудом. При этом не важно, выглядит ли произведение целостно или состоит из разных частей. Каждый из соавторов получает равные права на такое произведение.
Автор может реализовывать свои интеллектуальные права. Их можно продать, подарить или передать в наследство. Создатель произведения может зарабатывать на своём творении или отдать его кому-то.
Авторское право защищается в большинстве стран. Добьётесь вы справедливости или нет — другой вопрос. Но пункт об авторских правах есть в законах почти всех стран мира.
Кто может пожаловаться на нарушение авторских прав
Защищать авторские права может сам правообладатель или его представитель. Например, его юрист или компания, которая продвигает его контент. В случае с нейросетями на вас могут пожаловаться:
Разработчик нейросети. За то, что распространяете контент без согласия, либо в обход правил использования программы. Скорее всего, публикацию с нарушением авторских прав просто удалит площадка. Например, если вы получите жалобу за неавторский контент на Reddit, платформа просто удалит его и выдаст вам предупреждение.
Если разработчик более ревностно относится к творениям своей нейросети, вы можете получить и иск о нарушении авторских прав. Чаще всего главное требование истцов по таким делам — деньги. В судебной практике бывают случаи, когда правообладатели взыскивают всего рубль — просто для того, чтобы восстановить справедливость. Но есть и противоположные примеры, когда с нарушителя требуют даже миллионы долларов упущенной выгоды, ущерба и морального вреда.
Художник, писатель или музыкант. Если на его творении обучалась нейросеть и выдала похожий результат. В этом случае вы можете получить жалобу сразу от нескольких правообладателей. Например, если вводили в Midjourney запрос «Шрек в костюме Супермена», а потом запостили картинку, можете нарваться на DreamWorks и DC Comics одновременно.
Играем с огнём: работа Midjourney по запросу Shrek in Superman costume
В каких случаях и как вас могут наказать
Перед публикацией текста, аудиодорожки или картинки проверьте, какие права использования предоставляет автор вместе со своим произведением. Используйте работу только с согласия автора и только теми способами, которые он разрешил.
Если вы взяли чужую работу без согласия автора или нарушили допустимые пределы такого использования, вас могут за это наказать. Нужно, чтобы совпало несколько факторов:
1. Первоначально на вас вообще должны пожаловаться. Это происходит далеко не всегда: правообладатели судорожно не отслеживают, кто разместил картинку с их персонажем в телеграм-канале на 20 подписчиков. Даже если на вас пожалуются, скорее всего, проблема решится на уровне площадки: администрация просто удалит неподходящий контент.
2. Вы должны находиться с правообладателем в одной юрисдикции. Пожаловаться из-за рубежа тоже можно, но сделать это сложнее. Правообладателю нужно выиграть суд на родине, а затем передать решение в суд вашей страны. Либо обратиться напрямую в суд по месту вашего нахождения. Как правило, это сложная и дорогостоящая задача для иностранных истцов
Даже в том случае, если суд присудит компенсацию в пользу автора, просто так списать её с вашего счёта и перевести на счёт правообладателя не получится. Решения судов другой страны не имеют силы в РФ. Чтобы сделать их юридическим документом и принудительно взыскать с человека деньги, нужно пройти специальную процедуру. Для этого решение иностранного суда признаёт Российский суд, и только в этом случае правообладателю выдается исполнительный документ.
С исполнительным документом автор может обратиться к приставам и принудительно получить свои деньги. В ином случае правообладателю потребуется открыть счёт или филиал компании в стране, где проходил суд. Так получить компенсацию будет проще.
Скорее всего, юрисдикция правообладателя будет совпадать с юрисдикцией домена. Например, если ИИ стоит на домене .fr, вероятно, разработчик зарегистрирован во Франции, и защищать его будут французские законы.
3. Вашу вину нужно доказать. Если на вас пожаловался разработчик нейросети, доказать вину будет легко — достаточно показать ваш запрос к программе и публикацию с результатом.
Если вы сгенерировали результат, который похож на чью-то работу, доказать вину сложнее. Для этого потребуется специальная комиссия: она должна заключить, что ваш результат «сходный до степени смешения» — то есть он настолько похож, что нарушает авторское право.
Пример: если вы выпускаете газировку в красной банке с названием «Сока Cola», её легко перепутать с оригинальной колой. Это нарушает права компании на товарный знак. А вот зелёная банка «Мока Мола» будет непохожей, и комиссия, скорее всего, не увидит нарушений.
Предполагаем, что доказательство со стороны автора будет очень сложным. Автору работы придётся доказать, что нейросеть обучилась именно на его творении. Затем доказать, что результат похож на оригинал и нарушает авторское право.
Кстати, если бы «Моку Молу» придумывала нейросеть Midjourney, она бы выглядела так. Запрос: can of Moca Mola soda
Если вину доказали в суде, придётся заплатить компенсацию. В большинстве законов за нарушение авторских прав не предусмотрены тюрьма или линчевание. Но придётся компенсировать сразу несколько форм расходов:
Прямые расходы правообладателя. Нужно будет возместить деньги на юристов, пошлины, проведение экспертизы и другие траты, которые понёс истец. Если суд был сложным, может накопиться внушительная сумма: в случае проигрыша придётся оплачивать расходы сразу двух сторон.
Упущенная выгода. Это компенсация денег, которые мог бы заработать правообладатель, но не смог из-за нарушителя. Доказательство происходит сложно, и размер компенсации может расходиться от нескольких тысяч до нескольких миллионов. Экспертиза должна установить, что правообладатель действительно мог заработать такую сумму, и что у него не получилось именно из-за вас.
Например: Вася Сизый написал блатную песню и пошёл играть её на лавочке в парке. Дима Пень в шутку рассказал своим друзьям, что на самом деле песню написал он. Вася обиделся, через неделю подал в суд и попросил 500 000 ₽. Такой сценарий экспертиза посчитает нереалистичным, потому что Вася за день зарабатывает песнями в парке от 700 ₽ до 2 000 ₽ и присудит компенсацию до 14 000 ₽.
Моральный вред. Это денежное возмещение страданий истца. Оценка эмоциональных мучений происходит без чётких правил. Например, в Гражданском кодексе РФ норма выглядит так: «При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости». Во многих случаях в России присуждают компенсацию до 50 000 ₽.
Статистика по среднему размеру компенсации морального вреда. Источник: Судебный департамент при Верховном Суде
Как использовать контент от нейросетей и не попасть под штраф
Самое главное: не нарушайте авторские права. А теперь менее очевидные советы:
Читайте политику использования программы. Это правила, которые задаёт разработчик для своего продукта. Пользовательское соглашение фиксирует, в каких случаях и как можно использовать результаты работы искусственного интеллекта. Если они будут нарушены, разработчик сможет подать на вас в суд.
Например, разработчики нейросети Midjourney, без подписки разрешают только некоммерческое использование своих работ. Распространять материалы можно по правилам лицензии Creative Commons Noncommercial 4.0 Attribution International. Это означает, что вы можете делиться, изменять и распространять результаты работы нейросети, но не можете на них зарабатывать. Картинку можно опубликовать в личном блоге, но сделать из неё NFT и продать — нет.
Правила использования обычно находятся в разделе Terms of Use. Их стоит переводить и читать внимательно. Иногда важная информация находится в разделе с исключениями или в дополнениях
Указывайте сервис, с помощью которого получили результат. Такое требование есть во многих лицензиях со свободным распространением. Стоит указывать источник картинки просто на всякий случай — так снизите риски.
Идеально, если вы обозначите запрос, который отправляли программе. Так к вам будет меньше вопросов. Например, если вы попросили нейросеть сгенерировать картинку по запросу «мохнатое существо с Луны с четырьмя пальцами и четырьмя ушами» вас сложнее упрекнуть в том, что получился Лунтик.
Интерпретация «Лунтика» от Midjourney. Запрос: furry creature from the moon with four fingers and four ears. Описание схожее, но результат совсем не сходится с мультиком
Не продавайте ничего в публикациях, где есть работы нейросети. Так связь между коммерческой выгодой и работой искусственного интеллекта будет неочевидной. Правообладателю будет сложно обвинить вас в том, что вы наживаетесь на его работе.
Фиксируйте свою работу с нейросетями. Хорошо, если вы будете делать скриншоты, сохранять ссылки и сообщения с запросами, загружать результаты в веб-архив. Идеально — если заверите запрос к нейросети и результат её работы у нотариуса, но этот вариант далеко не всегда окупается.
Вывод
Пока в мире не сложилась чёткая правоприменительная практика по вопросам «творений» искусственного интеллекта. Даже в Гражданском кодексе сказано, что автор — это «гражданин, творческим трудом которого оно создано». Что делать с Midjorney, который не гражданин и не физическое лицо — неизвестно.
Как суды будут защищать права нейросетей или права авторов, чьи творения попали в такие сети — пока открытый вопрос. В ближайшее время нас ждут большие изменения в законах всех стран мира, которые урегулируют ИИ-авторов.
Предполагаем, что через пару лет мы увидим чёткое законодательное оформление таких прав и судебную практику по их защите. А до тех пор — Цифровой Дикий Запад.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram — там мы пишем про дизайн, из-за которого не будет проблем с законом. А если вам нужна помощь с законами — посоветуйтесь со специалистами BonteQ Consulting.
Твит без картинок про APRS – радиолюбительскую сеть небыстрой передачи данных / Хабр
Kenwood умеют встраивать APRS в радио как мало кто, точнее как никто больше. Соответственно, картинок больше не будет.
Disclaimer
Радиолюбительство вне политики не в том смысле, что политика не влияет на радиолюбительство вообще и отдельных радиолюбителей в частности или что каждый радиолюбитель не имеет своих собственных политических взглядов – нет. Радиолюбительство вне политики в том смысле, что обсуждение этой самой политики может быть прямо запрещено законами конкретной страны и точно всегда запрещено неписанными, но довольно жесткими и вполне прозрачными правилами радиолюбительской этики. Поэтому гипотетические предложения в комментариях о том, как приспособить какую-то радиолюбительскую технологию для обхода запретов и блокировок распространения информации в какой-то стране, едва ли будут иметь смысл. С другой стороны, радиолюбительство опенсорсно по своей сути, поэтому применить радиолюбительские технологии в своих целях – но вне радиолюбительских частот, конечно, никак не запрещено.
Если полистать эти ваши интернеты, то нетрудно найти википедийные статьи о том, что такое APRS. Это неинтересно, но все же несколько тезисов повторим и здесь, чтобы в будущем к ним не возвращаться.
APRS расшифровывается как Automatic Packet Reporting System (есть и другие мнения на этот счет), а придумал это все Bob Bruninga – радиолюбитель с позывным WB4APR (ныне SK).
APRS – это пакетная сеть, в которой не происходит соединение узлов. Пакеты по сути широковещаются, несмотря на зачаточную маршрутизацию и даже если у пакета есть конкретный адресат.
APRS использует протокол сетевого уровня AX.25 и, упрощенно говоря, является частным случаем любительской пакетной связи вообще.
APRS-IS – это интернет-сегмент (в оригинале: Automatic Packet Reporting System-Internet Service) сети. Я умышленно использую слово «сегмент», потому что сети на разных диапазонах частот и сеть в интернете могут быть связными, а могут и не быть. Но оригинальное определение «сервис» тоже хорошо отражает функцию этой части сети.
Что такое APRS на самом деле и что в ней полезного для среднестатистического радиолюбителя? Представьте, что вы едете в автомобиле. Особенно хорошо представить, что вы за рулем, поэтому у вас не так много свободного внимания на отвлечение на что-либо. И вот вы подъезжаете к какому-то городу, в котором, возможно, никогда не были. Как вы можете узнать о том, чем там занимаются местные радиолюбители? Есть ли у них УКВ-ретранслятор, может быть какие-то точки интереса, может быть какие-то отдельные радиолюбители? Местные, конечно, об этом знают так же, как вы знаете про свой регион, но вы просто проедете мимо, скорее всего никого не услышав, а никто из местных не узнает, что вы там были, и вас можно было позвать. Представили? А теперь представьте, что на экране вашей радиостанции автоматически, без вашего участия, появился список местных ретрансляторов, местных радиолюбителей и тому подобное, а у местных радиолюбителей на экранах их радиостанций появились вы. И, что особенно важно для водителя (мы все еще представляем себя за рулем, помните?), вы можете настроиться на местный ретранслятор просто нажатием одной кнопки на радиостанции, не вникая в то, какие там частоты, CTCSS/DCS и так далее, не отвлекаясь от вождения. Вот это – одна из граней APRS.
А еще APRS – это способ обмена сообщениями. Сообщения бывают двух типов – бюллетени (для всех) и для конкретного адресата. Понятно, что можно написать сообщение в этом вашем %messenger_name%, но если вы радиолюбитель, то это неинтересно – интересно использовать любительское радио даже там, где это не совсем уж обязательно.
А еще APRS – это передача данных о погоде и всякой радиолюбительской телеметрии. Погода – это отдельная тема с метеостанциями, а пример телеметрии я приведу лично свой. У меня два ретранслятора, на каждом установлены датчики температуры станции-приемника и станции-передатчика, плюс еще один датчик температура на станции APRS. Благодаря этому я, где бы не находился, вижу, нет ли проблем с перегревом и не нужно ли ретранслятор временно отключить. Оказалось, что самодельная система охлаждения справляется надежно.
Разумеется, есть и тревожные точки, предупреждения об опасности, просьбы о помощи и тому подобное аварийно-спасательное применение APRS, но мы будем надеяться, что нам оно не понадобится, а потому сосредоточимся на каждодневном.
Как ваша радиостанция узнала о том, что происходит в эфире рядом с ней? Кто-то добровольно передает информацию о себе так, чтобы это могли принять все, включая и вас. Например, оператор УКВ-ретранслятора анонсирует свой ретранслятор. Или отдельный радиолюбитель анонсирует себя лично. Любой, кто принимает такую информацию, может настроиться и проводить связь. Разумеется, если кто-то не анонсирует свои радиолюбительские объекты в APRS, то о них никто не узнает. Секретность и все такое – понимаем (нет). Не анонсируют чаще всего потому, что вообще не знают про APRS, в лучшем случае слышали, что такое бывает, но «нам такого не надо». В радиолюбительски развитых регионах мира ситуация обратная – APRS там загружен полезной информацией, анонсируется почти все за несущественными исключениями ко всеобщему удовольствию.
Как это работает, упрощенно
Сеть состоит из пользователей и, опционально, инфраструктуры. Пакет, переданный любым пользователем, принимают все, кто технически слышит. Инфраструктура – это ретрансляторы, так называемые digipeaters, которые принимают пакет и передают его дальше. Digi умеют в маршрутизацию и могут как подхватывать пакеты, так и игнорировать – в зависимости от заголовка. Благодаря digi достигаются большие площади радиопокрытия на УКВ и уверенная связь между теми пользователями, которые иначе бы не услышали друг друга. Особенно цинично то, что допускается несколько хопов – пакет может идти по цепочке из нескольких digi, а максимальное количество хопов и направление (или отсутствие направления) пакетов задает сам пользователь, пакет отправляющий. Сразу ремарка, что digi дропают пакеты с практически излишним, пусть формально и допустимым количеством хопов, так что похулиганить и зафлудить сеть неадекватным количеством хопов едва ли получится. Еще один инфраструктурный объект, технически обычно совмещенный с digi – igate. Функция igate – транслировать пакеты из радиосети в APRS-IS и наоборот, что позволяет осуществлять в принципе любой дальности обмен пакетов. А еще в этих ваших интернетах есть агрегаторы APRS-IS трафика, которые в наглядном виде на карте выводят данные об известных объектах, а движущиеся в реальности еще и движутся на карте. Занятно и в общем-то неплохо для привлечения новичков в APRS-секту, но не слишком полезно для познавших APRS-дзен гуру.
Пакет, как и положено, состоит из заголовка и полезной нагрузки. В заголовке виден отправитель и пожелания по маршрутизации. Инфраструктура изменяет заголовки, например digi закрывает выполненный хоп, чтобы следующий digi не ретранслировал этот пакет. Пожелания по маршрутизации бывают ненаправленные, с запросом на количество хопов (на практике все, что больше трех, digi дропают, хотя теоретически таких ограничений нет) или направленные, в том числе с указанием конкретных digi, которые должны ретранслировать пакет. Обычный пользователь APRS, например пешеход или автомобилист, обычно запрашивает ненаправленную маршрутизацию и один-два хопа для того, чтобы где бы он не находился, его пакет был принят в работу и разослан на разумное расстояние во все стороны. Стационарный пользователь может хотеть чего-то особенного и, зная местность, заказывать особый путь пакета. Станция-получатель пакета – а получатели все, мы же работаем без соединения, преобразует полезную нагрузку в человекочитаемую форму и показывает на экране терминала, ну если в настройках не был установлен фильтр, из-за которого часть принятых пакетов не будет показана. Если вы что-то слышали про пакетную связь, то ничего нового и поражающего воображение для вас в этом не будет.
Где в эфире идет обмен пакетами? Чаще всего для APRS используют любительский диапазон 2 метра, вид модуляции AFSK 1k2. Точный ответ будет зависеть от региона. Европа и Африка, а также Ближний Восток, используют частоту 144800. США и Канада используют 144390. В Южной Америке, Австралии и странах Азии свои частоты. Практически всегда, когда говорят про APRS, имеют в виду именно двухметровый диапазон и 1k2 AFSK. Еще используют диапазон 70см, там чаще работают 9k6 GMSK, используют короткие волны – куда же без них, но там мало места (ширины спектра), а дальность континентальная, поэтому особо там не развернешься и местный трафик туда не попадает, в основном там лишь редкий обмен между теми станциями, что могут работать напрямую, пусть инфраструктура там тоже есть. Еще есть спутниковый APRS – в качестве инфраструктуры используются, кто бы мог подумать, радиолюбительские спутники. Но для этого нужно антенны иметь, да и поворотное устройство для этих антенна не помешает – нет, пока вернемся к «двойке».
Как послушать самому?
Давно вопрос. Нам потребуется профессиональная радиостанция с дальностью связи 10000 километров, марка Фуфлофенг, модель любая. Motorola, Kenwood, вот это вот все – тоже подойдет, разве что работает лучше, очень сильно лучше. Если вы продвинуты, вам придется спаять кабель, самому. Если вы не уверены в своих силах, то для попробовать получится и без кабеля, но пользоваться полноценно не выйдет. Устройство кабеля таково. Вам нужны блокировочные конденсаторы для развязки по постоянному току. Просто соединяете выход на наушники с микрофонным входом через конденсатор и все – выход телефона на вход радиостанции, а выход радиостанции на вход телефона. Я использую неполярную керамику на пол микрофарада, можно больше, наверное можно и меньше – никогда не давал себе труд смоделировать эти конденсаторы как HPF и оценить их влияние на АЧХ кабеля. Еще я использую резистивный делитель для некоторого ослабления выхода наушников перед подачей на микрофонный вход – это совершенно необязательно, потому что у вас есть регулировка громкости, а единственное назначение делителя – сместить регулировку громкости ближе к средним значениям, где это получается плавне, чем в начале. Не заморачивайтесь. Да, важно, не забудьте резистор между входом микрофона телефона и землей, нужно 1k или больше, я обычно использую что-то в районе 2k – это для того, чтобы телефон опознал ваш кабель как гарнитуру. Настройте вашу замечательную радиостанцию на частоту APRS вашего региона. Пока не включайте кабель, потому что он отключит динамик – убедитесь, что обмен пакетами идет, вы услышите короткие характерные жужжалки. Может оказаться, что у вас пакеты идут раз в несколько минут, а то и раз в полчаса, поэтому будьте терпеливы. А кое-где пакеты идут почти непрерывно. Если есть, то подключайте телефон кабелем. На телефон установите программу-терминал. Мне нравится APRSdroid, но можно поискать и другие варианты – для попробовать вообще какая разница? Кстати, кто в теме – пишите в комментариях, что вам нравится из такого софта. Собственно, это все. Повозившись с настройками программы – вам нужно, чтобы программа принимала AFSK и программно декодировала его, вы начнете видеть на вашем терминале станции вокруг. Повторюсь, если APRS активность в вашем регионе низка, то не ждите, что новые строки на терминале будут появляться как зеленые буквы на экранах телевизоров в кинофильмах про хакеров. Если вы так и не осилили спаять кабель, то так и быть – просто прислоните микрофон телефона к динамику радиостанции, лучше положите рядом во избежание всякого шуршания от трения одного об другое. Конечно, так результативность декодирования пакетов будет невысокой, но все равно ненулевой.
Как передавать? У вас есть действительная радиолюбительская лицензия? Если нет – вы в пролете, сначала получите лицензию, благо в подавляющем большинстве стран это несложно и, хотя вас будет ждать технический экзамен на вашу готовность стать радиолюбителем, для лицензии начального уровня это скорее формальность. Если есть лицензия, то просто настройте свою программу-терминал. Важно: следите за уровнями на передачу. Если у вас есть возможность измерить девиацию, то установите 3kHz. Если нет, то дело плохо, но вы можете попробовать такой ненаучный способ: попищите встроенным в станцию DTMF, а потом добейтесь на слух такой же громкости пакетов. Это, повторюсь, плохо, но сильно лучше, чем ничего. При перемодуляции у вас будет треш, угар и содомия в вашем сигнале – декодировать его успешно будет довольно проблематично. При слабой модуляции у вас снизится SNR, что тоже не очень, но все же менее плохо. В общем, если нечем настроить и вы тыкаетесь на слух, то лучше чуть меньше, чем чуть больше – процент декодирования ваших сигналов будет выше, чем если вы сделаете чуть больше.
Здесь должна была быть ссылка на мой телеграм-канал, но у меня его нет. Вместо этого оставлю ссылки на официальный сайт APRS, на популярный агрегатор APRS-IS и, для самых продвинутых, на библию APRS. Вместе с тем, конструктивные запросы на развитие темы в комментариях, как способ обратной связи, приветствуются.
Запрещенные картинки | Скачать бесплатные картинки на Unsplash
Forbidden Pictures | Скачать Free Images на Unsplash
- ФотоФотографии 621
- Стопка фотографийКоллекции 519
- Группа людейПользователи 13
человек
дорожный знак
предупреждение
0 опасность
безопасность
фон
логотип Unsplash
Unsplash+
В сотрудничестве с Getty Images
Unsplash+
Разблокировать
outdoorsHouse imagesrural scene
Dim Hou
Hd red wallpapersnotstop
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Кайл Гленн
signUnited Statesorinda
Bernard Hermant
безопасность труда знак безопасности условия работы
Alex Pudov
rustroad signkeepout
Markus1 Spiske ow
Логотип Unsplash
Unsplash+
При сотрудничестве с Getty Images
Unsplash+
Разблокировать
Hd обои компьютерсидитОдежда
Marek Piwnicki
Природа фотоHq фон картинкиtenerife
Michael Dziedtownzic
1 and 90us безопасность
11 90us 11
Маркус Списке
nürnbergdeutschlandindustrial
Одержимая фотография
upsmokerwall
Давид фон Димар
Германиябад зоден-зальмюнстербанхоф бад-зоден-зальмюнстер
Логотип Unsplash
Unsplash+
В сотрудничестве с Getty Images
Unsplash+
Разблокировать
Изображения и фотографии едыжареный кофе в зернах
Маркус Списке
0 bubenreuthf0ences 1019piske ziedzic
Текстурные фоныковрикСветлые фоны
Елена Можвило
палитрастолхобби
Annie Spratt
melbourneaustraliaHd серые обои
Pat Whelen
blairgowrie vicsymbollake
Логотип Unsplash
Unsplash+
В сотрудничестве с Getty Images знак безопасностиусловия работы
проволочный колючийглазго
нюрнбергдойчландпромышленный
германибад соден-зальмюнстербанхоф бад соден-зальмюнстер
шипы бубенройтзабора
palettablehobby
blairgowrie vicsymbollake
chinabeijingforbidden city
–––– –––– –––– – –––– ––––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Hd красные обоиnotstop
signСШАorinda
rustдорожный знакkeepout
Hd обои компьютерсидитОдежда
Природа фотоHq фон фотоtenerife
здоровье и безопасностьСШАкурильщикдаунтаун
10
0upwall
11 upwall
11 up
Еда фотообжаренный кофе в зернахчашка
Texture backgroundsrugLight backgrounds
Похожие коллекции
Forbidden Flowers
16 фото · Куратор Tay T. фото · Куратор Трейси Чепмен
мельбурнеавстралияhd серые обои
кокосустойчивые ресурсыокружающая среда
на открытом воздухедом изображениясельская сцена
проволокаколючая глазго
nürnbergdeutschlandindustrial
Еда изображения и картинкижареный кофе в зернахчашка
Текстуры фонаковрикСветлые фоны
кокосустойчивые ресурсыокружающая среда
КитайПекинЗапретный город
Hd красные обоиноутстоп
ржавчинадорожный знак10010обои 90 ржавчина вещь
здоровье и безопасность usadowntown tyler
germanybad soden-salmünsterbahnhof bad soden- salmünster
melbourneaustraliaсерые обои hd
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –. 16 фото ·
запрещено
7 фото · Куратор Вирджил Аллонас
Запретный плод
6 фото · Куратор Трейси Чепмен
bubenreuthfencespike
PalettetableHobby
blairgowrie vicsymbollake
Просматривайте изображения премиум-класса на iStock | Скидка 20% на iStock
Логотип Unsplash
Сделайте что-нибудь потрясающее
Запрещенные изображения китайского интернета
Автор Келси Эйблс
Эта статья была опубликована в сотрудничестве с Artsy, глобальной платформой для поиска и коллекционирования произведений искусства. Оригинал статьи можно увидеть здесь.
Ничто так не отражает непреходящую силу культовой фотографии «Танкиста», как настойчивые попытки подвергнуть ее цензуре в китайском Интернете. Практически любое изображение, хотя бы намекающее на знаменитую фотографию человека перед линией танков на площади Тяньаньмэнь, рискует быть удаленным из тщательно отслеживаемой сети страны; все изображения, показывающие линию книг, приближающуюся к пачке сигарет, лебедя перед приближающимся грузовиком и кузнечика перед шиной, были удалены.
Культовая фотография Джеффа Уайденера по-прежнему подвергается широкой цензуре в Китае.
По данным Weiboscope — проекта по мониторингу социальных сетей в Гонконгском университете — даже «Третье мая 1808 года» Франсиско Гойи (1814), перекликающееся с настроением и композицией Человека-танкиста, не прошло цензуру.
За Великим китайским брандмауэром, который больше похож на постоянно меняющийся динамический барьер, бойни на площади Тяньаньмэнь не было, продолжающиеся протесты против законопроекта об экстрадиции в Гонконге спровоцированы западными странами, а Винни-Пуха не существует. Этот жестко контролируемый медийный климат породил новаторскую тактику обхода цензуры. В то время как доступные для поиска ключевые слова в обычном тексте подлежат автоматическому удалению, цифровые изображения требуют более тонкого мониторинга.
Новостные статьи с запрещенных веб-сайтов, таких как New York Times, появляются на перевернутых снимках экрана на Weibo, социальной сети, похожей на Twitter (которая заблокирована в Китае). Одному писателю удалось сохранить фотографию с протестов в Гонконге на WeChat, но только после того, как он добавил мазки и перевернул ее боком. Находчивые пользователи сети также используют изображения обычных предметов и мультяшных персонажей в качестве символов в постоянно растущем визуальном лексиконе, предназначенном для обхода цензуры.
В последние месяцы хватка интернета усилилась. В июне протесты и 30-я годовщина бойни на площади Тяньаньмэнь держали цензоров в напряжении. Недавно были запрещены The Washington Post и The Guardian, а также несколько других крупных новостных сайтов. И серия важных годовщин в июле, включая кровавые беспорядки в Синьцзяне в 2009 году.и смерть защитника демократии Лю Сяобо в 2017 году — создают дополнительные проблемы для китайских интернет-цензоров, пытающихся очистить сеть от того, что правительственные лидеры называют «духовным загрязнением».
Джейсон Нг, автор книги «Заблокировано на Weibo» (2013 г.), отмечает, что высшим приоритетом китайского правительства является предотвращение совместных действий против истеблишмента. Но для Нг интрига кроется в серых зонах, где государство делает больше, чем просто предотвращает политические беспорядки. «Очевидно, что цензуре подвергаются не только акции протеста. Есть какая-то преднамеренность», — сказал он. «Увлекательно думать о моральных причинах, по которым вещи удаляются. Как правительство пытается формировать социальные нравы? Как они пытаются формировать культуру с помощью цензуры?»
Некоторые удаленные изображения неудивительны: изображения санкционированного государством насилия, карикатуры, унижающие лидеров правительства, и кадры протестов с воздуха. Но многие из них кажутся безобидными на первый взгляд. Все изображения высших китайских политических лидеров, даже безобидные, запрещены, кроме как на официальных сайтах и в одобренных блогах.
В отношении другого контента модераторы склонны ошибаться из-за осторожности, поскольку частные компании, а не правительство, несут ответственность за соблюдение государственных правил. Например, после того, как президент Си Цзиньпин отменил ограничения на количество сроков полномочий, цензоры временно запретили букву «n», которая, вероятно, была отсылкой к математическому символу и использовалась для высмеивания неопределенной продолжительности его пребывания в должности.
Коммунистическая партия Китая особенно чувствительна к политическим шуткам. В 2013 году, когда изображение, сравнивающее тогдашнего президента США Барака Обаму и Си Цзиньпина с Тигрой и Пухом, стало вирусным, пухлого любителя меда быстро запретили, а в прошлом году фильм «Кристофер Робин» не вышел в прокат в Китае.
Винни-Пуха и Тигра (слева) сравнивают с президентом Китая Си Цзиньпином и бывшим лидером США Бараком Обамой. Кредит: Fandom/Getty Images
Чарли Смит, псевдоним соучредителя GreatFire.org, китайской организации по защите информации, считает, что это свидетельство чувствительности китайского лидера.
«Честно говоря, если бы вас сравнивали с каким-нибудь мультяшным персонажем, вы могли бы оказаться намного хуже, чем Винни-Пух — может быть, Сквидвард», — размышлял он.
Хотя медвежонок Пух может быть самым известным из игривых существ, удаленных из сети Китая, он не единственный. Несколькими годами ранее цензоры вычеркнули упоминание о надувной лягушке высотой 72 фута после того, как интернет-пользователи сравнили ее с бывшим президентом Цзян Цзэминем, которого когда-то называли «жабой». А после воссоздания «Человека-танкиста» в 2013 году танки были заменены надувными резиновыми утками, «желтая резиновая уточка в любом контексте была обречена на внесение в черный список навсегда», — сказал Смит.
Все, что может оживить память пользователей сети о спорных событиях, подлежит тщательной проверке. Изображения свечей, которые обычно держат у мемориалов, убирают во время годовщины площади Тяньаньмэнь. Другие, более скрытые ссылки, такие как игральные карты с надписью «8964» для 1989 года и даты 4 июня, были удалены.
Когда Лю Сяобо умер в июле 2017 года, цензоры зашли настолько далеко, что заблокировали изображения пустого стула — Лю был удостоен свободного стула на церемонии вручения Нобелевской премии мира 2010 года, когда ему запретили покидать страну, превратив обыденный предмет домашнего обихода в политический символ.
Обойти цензуру означает сделать изображение непонятным для цензоров, но понятным для других пользователей Интернета. Омонимы помогают: поскольку китайский язык является тональным, слова имеют разное значение в зависимости от того, как они произносятся, оставляя место для множества словесных игр.
Изображение меняющегося общества Китая на холсте
Одно из первых вирусных применений омонима восходит к созданию мифической «травяной грязевой лошади». Китайская фраза «cao ni ma», произнесенная одним способом, может означать «травяная грязная лошадь», но произнесенная по-другому, она означает «ебать твою мать». Два произношения имеют разные китайские иероглифы, что позволяет мифическому существу оставаться без цензуры, несмотря на политику непристойности.
Подрывная лошадь была изображена на фотографии Ай Вэйвэя, снялась в музыкальном видео и в конечном итоге превратилась в интернет-легенду о своей битве с гекси, или «речным крабом». На китайском языке hexie также звучит как «гармония», имея в виду инициативу бывшего президента Ху Цзиньтао по созданию «гармоничного общества». Ай также включил этот символ в свою работу — в его работе 2010 года «He Xie» (крабы) изображено 3200 фарфоровых крабов, и когда правительство осудило шанхайскую студию Ай, он пригласил сторонников съесть крабов перед сносом.
«Хе Се» (2010) Ай Вэйвэя Фото: Бруклинский музей
Но цензоры улавливают даже самые изобретательные омофоны. 21 мая, за две недели до годовщины площади Тяньаньмэнь, фотография байцзю — вида алкоголя, который также звучит как цифры восемь (ба) и девять (цзю) — намекала на 1989 год и, как полагают, привела к в заключении режиссера Дэн Чуанбиня. Когда хэштег #metoo (wo yeshi) был подвергнут цензуре из-за опасений, что это приведет к распространению западных настроений, китайские пользователи сети начали публиковать «mi tu» или «рисовый кролик», что звучит как «MeToo». Вскоре запретили и «ми ту», а на его месте появились изображения рисовых кроликов.
Подход Китая к интернет-цензуре в более широком смысле соответствует его экономической модели: предоставить людям достаточно свободы, чтобы они не чувствовали себя ограниченными, но не настолько, чтобы организовывать и бросать вызов существующей структуре. Это тонкая и размытая грань, и, как отмечается в недавнем вирусном сообщении Weibo, отсутствие крупных международных новостей в китайском Интернете становится «все более странным».