Содержание
Протест дальнобойщиков — последние новости сегодня на РБК.Ру
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Скрыть баннеры
Ваше местоположение ?
ДаВыбрать другое
Рубрики
Курс евро на 17 декабря
EUR ЦБ: 68,78
(+0,33)
Инвестиции, 16 дек, 15:58
Курс доллара на 17 декабря
USD ЦБ: 64,61
(+0,31)
Инвестиции, 16 дек, 15:58
Как изменились доходы и расходы читателей РБК в 2022-м. Результаты опроса
Общество, 09:00
Прокуратура США проверит пожертвования основателя биржи FTX политикам
Политика, 08:51
Как литий стал новой нефтью XXI века
РБК и Норникель, 08:49
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
Военная операция на Украине. Онлайн
Политика, 08:40
Spiegel узнал о проблемах Германии с техническим состоянием БМП Puma
Политика, 08:18
Что делает дом умным и как приборы общаются между собой
РБК и Ростелеком, 08:08
В городе на границе с Мексикой в Техасе объявили режим ЧС из-за мигрантов
Политика, 08:06
Действительно полезный подарок
Интенсивы РБК Pro — возможность освоить востребованный навык за неделю
Подарить интенсив
Какими мячами играли на чемпионатах мира по футболу. Фотогалерея
Спорт, 08:00
Салливан пересказал разговор Патрушева с главой ЦРУ в Москве
Политика, 07:47
ВСУ выпустили шесть ракет из РСЗО «Град» по двум районам Донецка
Политика, 07:18
«РИА Новости» узнало, сколько займет отправка корабля взамен «Союза»
Технологии и медиа, 07:17
Классическая архитектура и комфорт: что такое сити-комплекс «Амарант»
РБК и Амарант, 07:05
Армия из скульптур девочек из Нигерии, которых похитили боевики. Видео
Политика, 07:00
Антонов заявил об оставшихся в периоде холодной войны политиках США
Политика, 06:41
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Водители грузовых автомобилей в разных регионах России провели акции протеста, требуя отменить дорожные сборы с грузовиков массой более 12 т
Восстание водителей машин – Мир – Коммерсантъ
В Канаде продолжаются многотысячные акции протеста дальнобойщиков. Они выступают против обязательной вакцинации и коронавирусных ограничений. Протесты уже привели к серьезным последствиям для экономики страны. По примеру канадских дальнобойщиков с аналогичными требованиями начинают протестовать и в других странах мира.
Фото: Nick Iwanyshyn / The Canadian Press / AP
Фото: Nick Iwanyshyn / The Canadian Press / AP
Амбассадор в заложниках
За последние два дня сразу несколько автомобильных концернов объявили о частичном или полном закрытии заводов по обе стороны границы между Канадой и США. В их числе Ford, GM, Toyota, Honda и Stellantis. Stellantis сократил или отменил смены на американских и канадских заводах, GM — первую смену на заводе в Мичигане, Toyota Motor до конца недели остановила все три завода в провинции Онтарио. Honda Motor тоже временно останавливала работу на своем заводе в Онтарио. А завод Ford в Виндзоре не работал всю минувшую среду. Производители предупреждают, что, если эту ситуацию не урегулировать оперативно, пострадать могут «все производители автомобилей в США и Канаде».
Причина остановки заводов — нехватка запчастей, перебои с которыми начались после того, как в начале минувшей недели канадские дальнобойщики стали блокировать грузовое сообщение на мосту Амбассадор между США и Канадой.
Противостояние канадских дальнобойщиков и властей продолжается уже больше двух недель, и, по мнению экспертов, ожидать его прекращения в ближайшее время не приходится. Осенью 2021 года власти Канады и США приняли новые требования по вакцинации в условиях пандемии COVID-19. В частности, они оговаривали обязательную вакцинацию всех граждан, не имеющих официального медотвода. На тот момент в мире остро ощущались сбои поставок, поэтому было решено сделать временное исключение для тех, кто занимается перевозками грузов,— в частности, для дальнобойщиков.
15 января 2022 года срок действия временного исключения истек, и с этого момента канадские дальнобойщики обязаны либо предъявлять справку о полной вакцинации две недели находиться в карантине по возвращении из заграничного рейса, либо увольняться.
Для работников, чей доход зависит от количества совершенных рейсов, сидеть две недели без работы после каждого заграничного рейса — критично.
И хотя к этому моменту, по данным Альянса канадских ассоциаций грузовых автоперевозок, уже около 85% из 120 тыс. канадских дальнобойщиков были вакцинированы от COVID-19 (а во всей Канаде вакцинировано уже почти 90% населения), введение жестких требований вызвало негодование сначала у не сделавших прививку водителей, затем у сочувствующих им, а после этого — у убежденных канадских антипрививочников. В конце концов к протестам присоединились и некоторые сторонники крайне правых идей, увидевшие в сложившейся ситуации возможную выгоду для себя.
Тогда же возникло движение «Автоколонна свободы», а его организаторы Тамара Лич и Бенджамин Дихтер объявили сбор средств в поддержку движения на нескольких краудфандинговых платформах. Собранные средства они обещали направить на помощь дальнобойщикам в покупке топлива для фур и покрытии других расходов за время протестов. Движение получило поддержку нескольких групп активистов, включая Canada Unity, мало кому известную до недавнего времени. Ее основатель Джеймс Баудер — сторонник движения QAnon, придерживается мнения, что обязательная вакцинация нарушает конституцию страны, а премьер-министра Канады нужно судить за измену.
Организаторы составили петицию в адрес федерального правительства с перечнем требований протестующих: те, в частности, требовали отмены обязательной вакцинации, уважения прав тех, кто не хочет вакцинироваться, прекращения нападок властей на тех, кто не согласен с требованиями обязательной вакцинации, прекращения подавления разных мнений по этому вопросу.
Федеральные власти, считают авторы петиции, «преступили черту», когда ввели ковидные паспорта и обязательную вакцинацию для граждан. Называя себя мирным движением, представители «Автоколонны свободы» принесли извинения канадским гражданам и просили их потерпеть немножко связанные с протестами неудобства и перебои с поставками товаров, обещая возобновить перевозки, как только правительство удовлетворит их требования.
Общий сбор
24 января дальнобойщики из разных провинций Канады начали собираться в автоколонны для движения в столицу, где они хотели лично донести до федерального правительства свою позицию и претензии. Правда, по мере роста числа и разнообразия участников этого протеста список претензий и требований становился все длиннее. Начали с отмены обязательной вакцинации, дошли до отмены вообще всех связанных с пандемией ограничений, как нарушающих права граждан, а потом и до отставки премьер-министра Джастина Трюдо.
Основная часть дальнобойщиков и примкнувших к ним других граждан Канады добралась до Оттавы к 29 января, и первый митинг состоялся в этот день у здания парламента страны. По оценкам полиции Оттавы, в нем приняли участие в общей сложности около 15 тыс. человек.
В итоге в город с населением чуть больше 900 тыс. человек приехали, по разным данным, от 500 до 3 тыс. фур, грузовиков и пикапов, хотя сами организаторы называли цифру в 50 тыс.
С первого же митинга стало очевидно, насколько разные люди объединились в этом протесте. Среди грузовиков стояли дальнобойщики, рядом с ними юноши и девушки с плакатами «Наше будущее в ваших руках» и «Верните нашу свободу», тут же толпились люди с плакатами антисемитского содержания, с изображением свастики, с флагами Конфедерации, которые вызывают в обществе споры из-за ассоциации с расизмом и сегрегацией, и многие другие. Какие-то группы протестующих устраивали далекие от цели мероприятия акции, например плясали на Национальном военном мемориале, разрисовывали памятник канадскому активисту Терри Фоксу, мочились на другие национальные памятники.
Между тем ряды протестующих с каждым днем пополняются продолжающими прибывать дальнобойщиками, улицы города перегораживают огромные фуры, на площадях располагаются палаточные городки, горят костры, работают мобильные помывочные. Протестующим бесперебойно подвозятся продукты, вода и горючее. Участвующие в протестах противники вакцинации знакомят всех, кто готов их слушать, с опасными или даже смертельными последствиями вакцинации. Городские власти назвали происходящее осадой столицы, и 6 февраля мэр Оттавы Джим Уотсон объявил о введении чрезвычайного положения.
На усиление охраны правопорядка в помощь 1,2 тыс. полицейским Оттавы федеральным правительством были направлены еще 1,8 тыс. сотрудников правоохранительных органов. За две недели полиция задержала более двух десятков человек за самые разные правонарушения, оформлены более 1,3 тыс. штрафов и возбуждены около 80 уголовных дел. При этом эксперты отмечают, что среди участников протестов явно есть люди, имеющие военный опыт или опыт работы в полиции, что заметно по организации осады, расстановке грузовиков и брошенных автомобилей для блокирования улиц, и по тому, как они обустраиваются в городе. «Все это напоминает военную операцию»,— цитирует канал CBC профессора криминалистики Университета Оттавы Майкла Кемпу.
Предыдущая фотография
Протесты в Канаде
Фото:
Justin Tang / The Canadian Press / AP
Протесты в Канаде
Фото:
Chris Young / The Canadian Press / AP
Протесты в Канаде
Фото:
Patrick Doyle / Reuters
Протесты в Канаде
Фото:
Reuters / Blair Gable
Протесты в Канаде
Фото:
Reuters / Blair Gable
Протесты в Канаде
Фото:
Carlos Osorio / Reuters
Следующая фотография
1
/
6
Протесты в Канаде
Фото:
Justin Tang / The Canadian Press / AP
Протесты в Канаде
Фото:
Chris Young / The Canadian Press / AP
Протесты в Канаде
Фото:
Patrick Doyle / Reuters
Протесты в Канаде
Фото:
Reuters / Blair Gable
Протесты в Канаде
Фото:
Reuters / Blair Gable
Протесты в Канаде
Фото:
Carlos Osorio / Reuters
Реакция властей
Премьер-министр Канады Джастин Трюдо, к отставке которого призывают многие протестующие и который в самый разгар протестов заразился COVID-19 и оказался на больничном, призвал прекратить демонстрации, нарушающие жизнь города и страны. Он признал, что «эта пандемия уже всех достала», но напомнил, что совсем недавно власти спрашивали мнение канадцев о том, как, по их мнению, нужно бороться с пандемией. «Их ответ был четким. Канадцы выбирают вакцины. Они выбрали науку. Они сделали выбор в пользу защиты друг друга. Канадцы знают, что именно так мы можем вернуться к тому, что мы любим»,— заявил господин Трюдо.
Акции протеста в последние две недели прошли и в других городах Канады, включая Торонто, Квебек, Ванкувер. С 7 февраля участники «Автоколонны свободы» стали перекрывать переезды на границе Канады с США. Для начала перекрыли самый загруженный — мост Амбассадор через реку Детройт, соединяющий города канадский Виндзор (провинция Онтарио) и американский Детройт. Через этот мост проходит более 25% объема грузовых торговых перевозок между Канадой и США. По оценкам Министерства транспорта США, по мосту Амбассадор ежегодно провозится товаров на $600 млрд, и ежедневно его пересекают около 7 тыс. фур.
Комментируя перекрытие моста, мэр Виндзора Дрю Дилкенс заявил CNN: «Когда пограничный переезд такого масштаба — почти треть всего трафика между нашими двумя странами проходит здесь,— и когда он закрывается, это моментально и негативно сказывается на экономике обеих стран».
К настоящему моменту возобновилось движение коммерческого и пассажирского транспорта только в сторону США. В сторону Канады по мосту пока проехать нельзя. Но и подобраться к мосту Амбассадор с канадской стороны, чтобы проехать в США, пока непросто, так как многие дороги в Канаде еще перекрыты протестующими. А на работающих переездах фурам приходится проводить по три-четыре часа в очереди.
Удар по экономике
Такое развитие событий ощутимо ударило по производителям автомобилей, которым последний год с его пандемией, глобальным дефицитом чипов и перебоями в цепочках поставок и так дался нелегко.
Ежедневно через мост Амбассадор провозятся в обе стороны запчасти и автомобили на сумму около $50 млн.
А если учесть, что через границу Канады с США везут не только автомобили и запчасти, но и сельскохозяйственную продукцию, продукты, оборудование, химическую продукцию, древесину и многое другое, нетрудно представить себе последствия продолжения блокады. Как отмечают эксперты, опрошенные The Globe and Mail, все это не только выльется в повышение цен на перевозимые товары, но уже серьезно повышает расходы на обслуживание грузового транспорта, вынужденного ехать в объезд, на покупку горючего для фур, на оплату дополнительного времени водителей в рейсах и т. п. И соответственно, давит на и без того страдающую экономику обеих стран.
Между тем организаторы протестов уверены, что им удастся добиться выполнения основных требований. В многочисленных интервью Бенджамин Дихтер уверяет, что дальнобойщики очень терпеливые люди, а правительство «серьезно недооценивает» их решимость. Независимо от требований протестующих федеральные власти и уже дали разрешение властям на местах регулировать ограничения в зависимости от ситуации в конкретных регионах. В провинции Саскачеван, например, отменили паспорта вакцинации, обязательное ношение масок и стали сообщать о новых случаях заболевания COVID-19 не в ежедневном, а в еженедельном формате. В провинции Альберта теперь не требуют обязательного ношения масок детьми и отказываются от паспортов вакцинации. В Онтарио разрешили открыть рестораны и большинство спортивных комплексов. Но протестующих, по их словам, не устраивает такой подход — «по частям»,— им нужно отменить все связанные с пандемией ограничения в масштабах страны.
Решимость протестующих подкрепляется еще и тем, что протесты получили большую поддержку в интернете.
По данным Института стратегического диалога, на которые ссылается издание Politico, в период с 22 января по 5 февраля в Facebook было опубликовано более 7 тыс. постов с упоминанием протестов канадских дальнобойщиков, и эти посты собрали почти 10 млн комментариев и лайков.
Кроме того, в поддержку протестующих высказались видные политические деятели, а также представители Республиканской партии США, в том числе сенатор Тед Круз («Они защищают Канаду, Америку, и они выступают за свободу!»), а также представители крайне правых движений. Заявление в поддержку канадских дальнобойщиков сделали экс-президент Дональд Трамп, назвавший это «мирным протестом против жесткой политики ненормального левака Джастина Трюдо, разрушившего Канаду своими безумными ограничениями», и Илон Маск, написавший в своем Twitter: «Канадские дальнобойщики рулят».
В последнюю неделю свои «Автоколонны свободы» стали появляться и в других странах. Наиболее масштабные акции протеста против связанных с пандемией ограничений прошли в Новой Зеландии, Нидерландах, США, Австралии, Франции, Великобритании. По примеру канадцев протестующие в этих странах организуют автоколонны, которые переезжают из города в город и направляются в столицы, где блокируют улицы у зданий парламента и выдвигают свои требования. Главным лозунгом движения «Автоколонна свободы» стал тот же, что написали канадские дальнобойщики на своих фурах: «Верните нашу свободу!»
Алена Миклашевская
В ходе редкой акции протеста российские дальнобойщики вышли на митинг против введения путинского налога на дороги : Parallels : NPR
В ходе редкой акции протеста российские дальнобойщики выступили против путинского налога на дороги : Parallels Водители дальнобойщиков протестуют против новых дорожных сборов, которые, по их словам, повредят их бизнес. Водители входят в число рабочих, которые обычно оказывают самую сильную поддержку президенту Путину.
Политика и политика
Утренний выпуск
В ходе редкой акции протеста российские дальнобойщики вышли на митинг против путинского дорожного налога
Водители грузовиков, протестующие против введения новых сборов, идут со своими сторонниками среди припаркованных грузовиков в Подмосковье, 4 декабря.
Павел Головкин/AP
скрыть заголовок
переключить заголовок
Павел Головкин/AP
Водители грузовиков, протестующие против новых сборов, идут со своими сторонниками среди припаркованных грузовиков в Подмосковье, 4 декабря.
Павел Головкин/AP
Протесты в сегодняшней России редкость, но есть одно выражение недовольства, которое никуда не делось.
Вот уже несколько недель водители-дальнобойщики протестуют против новой системы платы за пользование автомагистралями. Они говорят, что сборы обанкротят их и поднимут цены для российских потребителей.
Важность этого протеста заключается в том, что он исходит не от российского среднего класса или либеральных интеллектуалов. Это исходит от людей, которые являются частью рабочего класса президента Путина.
Некоторые дальнобойщики редко появлялись в российской столице, проведя на прошлой неделе небольшой митинг у здания администрации президента в центре Москвы.
Согласно новой системе, грузовики весом 12 тонн и более должны иметь счетчик, который измеряет расстояние, которое они проезжают, и правительство взимает с них небольшую плату за каждый километр.
Предполагается, что деньги пойдут на модернизацию общеизвестно плохой дорожной системы России.
Но 49-летний водитель Игорь Вересов, крепкий мужчина с обветренным лицом, говорит, что дополнительная плата съест большую часть небольшой прибыли, которую он получает с каждой поездки.
«Все очень просто, мне не на что прокормить семью», — говорит он. «Система забирает то, что мы приносим домой».
Вересов из Великого Новгорода, небольшого городка на дороге между Москвой и Санкт-Петербургом. У него есть собственный грузовик, и он говорит, что возит для местных предприятий — в основном потребительские товары, такие как краски и лаки.
Он предупреждает, что потребители будут нести основную тяжесть повышения цен, когда ему придется брать больше за доставку товаров.
В экономике, где потребители уже столкнулись с инфляцией почти в 16 процентов, вы могли бы подумать, что прогноз водителей о еще более высоких ценах привлечет внимание людей.
Но экономист Екатерина Решетова говорит, что это не так уж и важно.
Во время акции протеста 5 декабря против введения платы за проезд по дорогам Москвы сторонник Коммунистической партии России стоял перед транспарантом с портретами богатых бизнесменов, в том числе миллиардера Аркадия Ротенберга (крайний слева). Сын Ротенберга, Игорь Ротенберг, контролирует бизнес, управляющий новой системой дорожных сборов.
Сергей Ильницкий/EPA/LANDOV
скрыть заголовок
переключить заголовок
Сергей Ильницкий/EPA/LANDOV
Во время акции протеста 5 декабря против введения платы за проезд по дорогам Москвы сторонник Коммунистической партии России стоял перед транспарантом с портретами богатых бизнесменов, в том числе миллиардера Аркадия Ротенберга (крайний слева). Сын Ротенберга, Игорь Ротенберг, контролирует бизнес, управляющий новой системой дорожных сборов.
Сергей Ильницкий/EPA/LANDOV
«Эксперты любят приводить примеры, — объясняет она. «Если вы добавите эту плату к грузовику молока, проходящему 100 километров, это повысит стоимость пакета молока только на 1 копейку».
Другими словами, большинство людей даже не заметят этого. Копейка — это маленькая российская монета, которая в настоящее время стоит крошечную долю цента.
Итак, дальнобойщики не могут заставить простых граждан почувствовать их боль. Есть и еще одна причина: государственные СМИ, через которые большинство россиян получают новости, практически не освещают протесты дальнобойщиков.
Дальнобойщики пытались привлечь к себе внимание, перекрывая шоссе или замедляя движение, но до сих пор полиция пресекла большинство их действий. Некоторые дальнобойщики организовали лагеря протеста в городах недалеко от Москвы, где местные жители поддерживали их, принося им еду.
Но не все видят проблему с точки зрения водителя.
Решетова, старший научный сотрудник по транспортной политике Высшей школы экономики в Москве, говорит, что российские чиновники улавливают то, что политики на Западе уже поняли: тяжелые грузовики причиняют большой ущерб дорогам.
«И дело вот в чем», — говорит она. «Тот, кто разрушает дорогу, должен заплатить за ее восстановление. Этот лозунг был выдвинут в США и Европе много десятилетий назад. У нас его только пытаются внедрить».
Но дальнобойщики говорят, что не доверяют российскому правительству использовать деньги на ремонт дорог. Их поддерживают некоторые депутаты-коммунисты в российском парламенте.
Водители грузовиков и их сторонники идут с символическими венками, которые они планируют возложить возле офиса новой системы оплаты дорог в Подмосковье 13 декабря. Водители грузовиков уже несколько недель протестуют против введения новых дорожных сборов.
Павел Головкин/AP
скрыть заголовок
переключить заголовок
Павел Головкин/AP
Водители грузовиков и их сторонники идут с символическими венками, которые они планируют возложить возле офиса новой дорожной платежной системы, Подмосковье, 13 декабря. Водители грузовиков уже несколько недель протестуют против введения новых плат за проезд.
Павел Головкин/AP
Выступавшие на прошлой неделе на митинге в центре Москвы использовали риторику советских времен, призывая рабочих подняться и защитить свои интересы от капиталистов — так называемого «праздного» класса.
Язык может показаться старомодным, но он актуален, потому что система дорожных сборов, называемая PLATON, работает как частный бизнес. Его контролирует человек по имени Игорь Ротенберг, чей отец — миллиардер Аркадий Ротенберг, один из самых старых друзей Путина. Аркадий Ротенберг и его не менее богатый брат Борис входят в число самых влиятельных бизнесменов России.
Дальнобойщики говорят, что происходит что-то подозрительное, но федеральная прокуратура отказывается проводить расследование.
На протяжении всех лет пребывания у власти Путин мог рассчитывать на поддержку российских рабочих, даже когда страна переживала экономические потрясения. Даже сейчас дальнобойщики говорят, что их гнев направлен не на Путина, а на могущественных олигархов, таких как Ротенберги, и бюрократов, которые якобы выполняют их приказы.
Дальнобойщики надеются, что Путин их услышит и поможет. Однако до сих пор единственной уступкой правительства было снижение штрафов, с которыми сталкиваются водители, если они не платят дорожный сбор.
Сообщение спонсора
Стать спонсором NPR
В Санкт-Петербурге дальнобойщики ждут победы
Акция протеста дальнобойщиков в Петербурге является частью всероссийской забастовки против системы «Платон», взимающей дополнительные налоги с операторов большегрузных транспортных средств. (с) Наталья Шкуренок. Все права защищены. 27 марта,
Ассоциация перевозчиков России объявила беспрерывную забастовку. Из далекой России
С востока на северо-запад тысячи водителей дальнего следования припарковали свои
грузовики и фургоны по федеральным трассам и местным дорогам в знак протеста. Главный
спусковым крючком для этого протеста, второй акции такого масштаба за два года, является
Система «Платон», взимающая дополнительный налог для возмещения нанесенного ущерба.
большегрузным автотранспортом по дорогам России. Не помогает и то, что Платона оперируют
Игорь Ротенберг, сын Аркадия Ротенберга, близкого союзника России
президента и наносит
большие штрафы для тех, кто не платит.
Но бастующие
требований, в том числе об отмене платоновской системы взимания дорожных сборов, и
транспортного налога, а также внесение поправок в правовые нормы, регулирующие труд и
досуг, налог на топливо, носят не только экономический характер. Они тоже политические. дальнобойщики
призывают к отставке российского правительства.
Водители говорят
эта забастовка, которую поддерживают другие организации и профсоюз водителей
союзов, по всей стране — дальнобойщики из 84 регионов России
участие. Но если вы смотрите национальное телевидение, вы не представляете,
был такой масштабный протест. Государственное телевидение молчит, и
страна знает об этом только благодаря оппозиционным СМИ, интернету
и социальные сети. Ни одна из официально зарегистрированных политических партий России
официально поддержал забастовщиков. Только Солидарность, оппозиция
политическое движение, до сих пор предложил помощь.
За последние два
недели несколько региональных лидеров протеста были арестованы. Но грузовики забастовщиков
оставаться на стоянке, и организаторы забастовки намерены продолжать протестовать до тех пор, пока
они получают то, что хотят.
Несколько дней назад я
поехал в гости к дальнобойщикам на окраину Питера. Вот что они
сказал.
Ты идешь моей дорогой?
«Вы ищете
для дальнобойщиков, верно? — спрашивает меня попутчик, глядя на мою карту.
как найти основную группу дальнобойщиков на трассе Петербург-Москва. «Его
недалеко, сам увидишь.
«Вы знаете о
забастовка дальнобойщиков? — спрашиваю дружелюбную женщину.
«Конечно,
здесь все об этом знают. Мы проезжаем каждый день, они стоят
там со своими флагами и полицией».
«Дальнобойщики выстоят до победы, что бы ни случилось дальше».
Забастовка дальнобойщиков
находится примерно в 10 минутах от станции метро «Купчино юго-восток Петербурга» по
Московское шоссе, которое ведет из города. Вы видите это сразу — две колонки
грузовых автомобилей, которые явно никуда не денутся. Грузовики
припарковались близко друг к другу на твердой обочине. Практически каждая установка имеет
голубой флаг с буквами «ОПР» (аббревиатура Ассоциации
Автоперевозчики России) в центре. Многие грузовики покрыты лозунгами: «Я
участие во Всероссийской забастовке 27 марта. Вы?», «Кто разрешил
[Игорь] Ротенберг, чтобы грабить нас на дорогах?», «Платон — вон!»
Грузовики имеют
здесь с 27 марта. Между грузовиками обычно тихо и пусто.
Шоссе здесь довольно узкое и обычно забито транспортом, идущим из
из Петербурга в Новгород, Москву или обратно, поэтому места для
ходить или собирать людей вместе. Чтобы найти дежурных водителей, вам
можно либо спросить у полицейского (полиция стоит здесь 24 часа в сутки) или
взгляните на кабины водителей — один из трейлеров превратился в
забастовочный штаб.
Город Солидарности
«Хотите
чаю?» — спрашивает меня Сергей Владимиров, ставя передо мной тарелку со сладостями.
Он водитель из Петербурга и лидер ОПР. «Не скромничайте, у нас есть
много чая и сахара. Выручают нас петербуржцы!»
В мой первый визит
дальнобойщикам, 1 апреля, главный лидер ОПР Андрей Бажутин как раз находится
освобожден из-под стражи, поэтому вместо этого я встречаюсь с его товарищами по команде. Мы
пить чай и разговаривать между собой, когда полиэтиленовая пленка, покрывающая
вход отодвинут назад, чтобы показать крупного мужчину средних лет. «У меня есть
товарищи уже были у вас? — спрашивает он, оглядываясь. «Я коммунист,
член горкома партии, работаю таксистом, меня зовут
Валера. Если нужна помощь от нас, от коммунистов, то я им позвоню
и принеси все, что тебе нужно».
Дальнобойщики
пригласить Валеру сесть.
«Хорошо, что
у вас есть и экономические, и политические требования, — начинает Валера. «Нет никаких
экономика без политики!»
Валера, активист КПРФ и таксист, разговаривает с дальнобойщиками. (с) Наталья Шкуренок. — Помощь от тебя?
— неуверенно спрашивает Юрий Яшков, водитель из Новгорода. «А где ты был и
ваша помощь, когда мы припарковались в Химках [район на окраине Москвы]
на пять месяцев? Мы обратились за помощью к вашему народному депутату Валерию Рашкину, он нам так обещал
много, а потом просто сфотографировались с нами и исчезли! И когда нам нужно
поддержки в Нижнем Новгороде, когда милиция арестовывала наших ребят, мы попросили
коммунистов за помощью — они сказали нам идти к черту!»
«Есть всякие
на вечеринке, — отвечает Валера, пытаясь успокоить Юрия. «Это не о
[Геннадий] Зюганов или Рашкин. Мы, коммунисты, вместе с
пролетариат, и у нас общие цели — восстановление страны! Во всяком случае, я привел
ты что-то…»
«Многие с нами фотографировались, когда мы были в Химках! Но на самом деле нам помогали простые москвичи, простые россияне, которые нам сочувствовали»
Валера Корней о
в сумке и вытаскивает… флаг коммунистической партии. дальнобойщики только смеются
ответ: «Сейчас вы начнете фотографировать, обняв друг друга
а флаг на заднем плане, а дальше куда пойдёшь? Возьми свой баннер
назад!» Валера быстро отступает.
«Мы не
отказываясь от твоей помощи, но сейчас нам нужно быть осторожными, — объясняет Сергей. «Много
люди фотографировались с нами, когда мы были в Химках! Но это было
простые москвичи, которые нам реально помогали, простые россияне, которые сочувствовали
для нас. Мы готовы присоединиться к маршу протеста или другой акции, но никто
предложил пока, а партий нет, ни правозащитников вместе с
мы поддерживаем наши требования. Наша главная цель — решить проблемы нашей отрасли
разобрались, объедините для этого всех частников воедино — ведь
Российское правительство в последние годы перекрыло им кислород».
Отложенная революция
Первая в России
протесты дальнобойщиков начались еще в ноябре 2015 года, за несколько дней до новой выплаты
система (Платон) должна была начаться. Название системы происходит от русского
«плата за тонну», а Платон был призван взимать дополнительный налог с
дальнобойщики, перевозящие грузы весом более 12 тонн. Идея заключалась в том, что
собранные деньги пойдут на возмещение ущерба, причиненного грузовиками
к национальной сети автомобильных дорог России.
Платон оперирован
компанией «РТ-Инвест Транспортные Системы», 50% которой принадлежит Игорю
Ротенберг. Другая половина принадлежит «РТ-Инвесту», которому, в свою очередь, принадлежит 25%.
мощной государственной корпорацией «Ростех» (контролируемой другим союзником Путина, Сергеем Чемезовым). По сути, Российское государство
владеет лишь четвертью акций компании.
Спустя год российские политические партии, движения и общественные организации только начинают присматриваться к тому, что происходит на дорогах страны
РТ-Инвест
«Транспортные системы» получили 10,6 млрд рублей (149 млн фунтов стерлингов) от российского федерального бюджета.
бюджет на эксплуатацию этой системы, и это сверх прогнозируемых 20-40
миллиардов рублей (280–560 миллионов фунтов стерлингов) годового дохода. Часть денег, собранных
Система Платона, согласно первоначальной концепции, должна быть перенесена на
Федеральный дорожный фонд России на ремонтные работы.
Но Россия
дальнобойщики сделали свои собственные расчеты и решили, что они
уже слишком много платят за ремонт федеральных трасс, когда платят за топливо
(в цену которых включен налог на ремонт дорог) и уплату их транспортного налога.
Вот почему за день до того, как «Платон» появился в сети, были припаркованы сотни грузовиков.
рядом с российскими автомагистралями, что замедляет движение транспорта.
В ноябре 2015 г.
600-сильная колонна грузовиков отправилась в Смольный в Петербурге, где город
находится администрация. ГИБДД удалось частично изменить
маршрут грузовиков, и в результате дальнобойщики и чиновники не встретились. На
В тот же день дальнобойщики по всей России также пытались организовать марши на Москву, но
их заблокировала местная дорожная полиция.
Читайте: личный отчет о протесте дальнобойщиков в России в 2015 году.
В начале
декабря 2015 года Андрей Бажутин, водитель из Санкт-Петербурга, был избран
официальный представитель дальнобойщиков. После своего избрания Бажутин отправился с
дюжина других водителей в Москву, чтобы попытаться встретиться с российским руководством и
передать требования бастующих Дмитрию Медведеву и министру транспорта Максиму
Соколов. С ними поехал Константин Селин, молодой кинорежиссер, а позже
снял фильм Хроника несостоявшейся революции .
Трейлер фильма Константина Селина о протестах дальнобойщиков 2015 года. Источник: Ютуб.
15-местный грузовик
Колонна тогда остановилась в Химках, и водители устроили пикет на улице
администрации президента России. Им не удалось добиться встречи
с представителями правительства, и они решили продолжить протест в
Вместо Химок — до 12 мая 2016 года. КПРФ, Яблоко и Алексей
Навальный все публично поддержал дальнобойщиков, но в итоге никто не присоединился
их.
Год спустя,
Политические партии, движения и общественные организации России просто
начинают присматриваться к тому, что происходит на дорогах по всей стране. Когда ты
спросите лидеров ОПР, почему они не обращались за помощью и поддержкой к политическим партиям,
они просто отвечают: если реальную помощь предложат, мы не откажемся, а если массовая
возникнет движение против действий правительства, мы к нему присоединимся. Но
нет никаких признаков какого-либо движения в натуре.
«Наше правительство просто пытается успокоить людей
вниз»
Незадолго до
Забастовка в марте 2017 г., правительство России подняло
Тарифы Платона на 25% — значит, водители платят 1,91 рубля за километр
вместо запланированного 3.06.
«Наше правительство
просто пытаюсь успокоить людей. Мол, смотрите, Платон не влияет на
цены на товары», — поясняет новгородский водитель Игорь Вересов. «И я объясняю
каждый: в каждом литре молока заключено как минимум шесть поездок, и
нужно платить за каждого. Ко мне пришел парень с ресторанным бизнесом, я
сказал ему: для того, чтобы принести тебе литр молока, нужно сначала получить корм
коровам, а до этого удобрения, а потом уже после упаковки, и нужно
картон для этого. Мы бастуем не потому, что нас пытались сократить до
размера, а потому, что когда мы вылезаем из наших кают, мы идем к тому же
магазинах, и мы сами видим, как растут цены. Мы тоже потребители!»
Многие водители разрывают свои контракты с Платоном по всей стране, просто чтобы заработать немного денег
дальнобойщики рассказывают
мне совет, который дают им государственные чиновники: «Вы включаете гонорары Платона
в цену перевозки, пусть платит клиент». Но это означает посредников,
и каждый начнет включать свою наценку в цену товара.
«Соколов, г.
министр транспорта, сказал нам в 2015 году, что цена на хлеб останется
то же самое, — говорит мне Игорь. «А хлеб не возят, а что вы
думаете бывает, мы хлеб в грузовиках сами делаем? Вы должны получить
удобрения для полей, масло для машин, семена для полей, зерно, а потом
мучной.»
Грузовик с протестным лозунгом: «Кто позволил Ротенбергам грабить нас на дороге?» (с) Наталья Шкуренок. Многие водители
разрывают контракты с Платоном по всей стране, просто
так что они могут заработать немного денег. А некоторые из участников забастовки, в т.ч.
Андрей Бажутин продал свои грузовики, лишь бы выжить, пока глава
семья поражает.
Знаки давления
В этом году
Забастовки дальнобойщиков начались с давления и арестов участников. На
27 марта Андрей Бажутин был задержан якобы за езду без прав.
Судя по всему, дорожная полиция лишила его водительских прав, не предупредив его.
пока вернулся. И хотя адвокату Бажутина Динару Идрисову удалось доказать, что нет
один сообщил своему клиенту, что его лицензия была отозвана, власти
по-прежнему держал Бажутина под замком, хотя и на 10 дней меньше, чем изначально
запланировано.
«Это не остановило
забастовки, у нас нет вертикали власти в ОПР, — говорит мне Сергей Владимиров.
«У нас есть горизонталь. Мы все можем заменить друг друга. Власти не
рассчитывать на это. Одного арестуют, его место займет другой».
В забастовке принимают участие водители со всей России. (с) Наталья Шкуренок. Владимиров рассказывает
мне, как более 250 человек были оштрафованы и арестованы по всей России с тех пор
забастовка началась. В шести регионах произошли нападения на лидеров ОПР —
местные власти пытались запугать их, их семьи и
координаторы просили исключить их имена из списка лидеров.
«В Липецке некоторые
к лидеру ОПР пришли бандиты, потом какие-то чиновники», — Сергей
Овчинников рассказывает мне. «Они сказали ему: ты только подумай, у тебя дети в
школа, твоя жена ходит по магазинам. А в Краснодаре выставили ордер на
Сергея Гриценко, потому что участковый выдал предписание на его
арестовать. По всему городу развешаны фотографии Гриценко, ему пришлось зайти в
прячется. С начала забастовки все петербургские вожди были
их телефоны заблокированы. Затем были постоянные звонки от некоторых компаний
предлагающие услуги».
Вместе мы стоим
Через два дня я
снова встречайте дальнобойщиков на Московском шоссе в Петербурге.
Когда я приеду, Андрей
Бажутин на улице разговаривает с водителями из Дагестана. Они только что приехали
присоединиться к забастовке: эти люди живут и работают в Петербурге, но едут обратно
регулярно, перевозя фрукты и овощи из дома. Эти драйверы находятся в
регулярный контакт со своими родственниками, среди которых немало
водители дальнего следования. По их словам, и видео,
Интернет, хорошая транспортная сеть Дагестана практически парализована.
Почти 90% грузоперевозчиков Дагестана – индивидуальные предприниматели, а
практически все эти частники поддержали
протест.
«Правительство должно обратить внимание на нашу отрасль, что в ней происходит, как это влияет на всю экономику страны, на жизнь каждого гражданина»
«За прошедшее
год после последней забастовки, мы объединились, у нас есть организация», — Андрей
— присоединяется Бажутин. — Мы проехали всю страну, познакомились со всеми местными
руководители, согласовали все наши требования и программу действий. Мы решили
нет смысла баррикадировать дороги, это ведет к уголовной ответственности. И
если кто-то осужден по уголовному обвинению, то это может нарушить нашу
единство. Сейчас много людей припарковались по всему Петербургу, есть
почти 500 грузовиков, и мы думаем, что делать дальше. Платон не
прогибается, и мы не собираемся сдаваться». Как Бажутин рассказывает прессе
конференции несколько дней спустя, в ней принимает участие почти миллион грузовиков.
эта забастовка.
Бастующие тоже
планируется остановить движение грузов по большинству федеральных дорог России. Как
Бажутин, им сообщили, что бюджетные продукты питания — крупы,
консервы, фрукты, овощи, водка — в некоторых супермаркетах подорожали в
цена.
Андрей Бажутин, ОПР и лидер забастовки. (с) Наталья Шкуренок. «Это один из
наша цель — заставить людей обратить на нас внимание», — говорит мне Бажутин. «И если
к нам приходят возмущенные граждане со своими проблемами, а не власти,
тогда мы поговорим с ними. Мы объясним, как мы не просто пытаемся решить нашу
свои проблемы, но и свои. Правительство должно обратить внимание на нашу промышленность,
что в ней происходит, как это влияет на всю экономику страны, на жизнь
каждый гражданин. И мы не прекратим бастовать, пока федеральные власти не придут в себя.
сесть с нами за стол переговоров и начать решать наши проблемы».
3 апреля был свидетелем
трагические события в Петербурге. В результате взрыва бомбы в метро, 14
человек погибли, многие получили ранения. Так началась забастовка дальнобойщиков.
другое значение в нынешних условиях. Уже есть призывы увеличить
наказания за терроризм, запретить все акции протеста и массовые собрания в
страна. Понятно, что любое ограничение скажется на дальнобойщиках.