Содержание
Экспедиция «Великий Северный путь» | Russian Geographical Society
Экспедиционный проект «Великий Северный путь» (ВСП) осуществляется с 2008 г. Удмуртским государственным университетом (УдГУ), Удмуртским региональным отделением РГО, Финно-угорским образовательным центром под патронажем общественного фонда (ОФ) «Ижевск – культурная столица» при участии Клуба удмуртских полярников».
Целью проекта «Великий Северный путь» является реконструкция и изучение древнего трансконтинентального речного пути, объединявшего Центральную Азию, Сибирь и северо-восток Европы в единое культурно-историческое пространство.
Представление о ВСП как о культурно-историческом феномене и объекте научного изучения формировалось на основе исследований М.А. Кастрена, Э. Гофмана, П. Крузенштена и других исследователей Севера в середине 19 века. Фактически, с исследования территорий, объединенных ВСП, началась история Русского географического общества.
Термин «Великий Северный путь» введен К. Д. Носиловым в 1883 г.
Одна из задач экспедиции – представить Великий северный путь как трансконтинентальную социо-природную систему, к сожалению, превратившуюся в цепь «болевых точек» нашей страны.
ВСП как географический объект включает в себя реки Центральной Азии, Сибири и северо-востока Европы и волоковые пути между ними: Тола, Селенга, озеро Байкал, Ангара, Енисей, Касс и Кемь, Маковский и Касовский волоки, Кеть, Обь, Собь, Конгорский волок и Собский проход, Елец, Уса, Печора, система Печорских волоков Камско-Печоро-Вычегодского междуречья, откуда открывается путь в бассейны Камы и Волги либо Северной Двины и озерной системы Северо-Запада нашей страны.
Особый интерес представляет изучение и реконструкция древних волоков, которые, как оказалось, функционируют и поныне как «народные трассы».
За три полевых сезона в 2008–2010гг. пройдены и изучены три ключевых сегмента Великого Северного пути.
В августе 2008 г. пройден участок ВСП от нижней Оби (Салехард) до п. Сейда на реке Усе, и изучено нынешнее состояние Собского прохода и сухопутного пути через Конгорский перевал с Ельца на Собь. Общая протяженность маршрута – 442 км, в т.ч. 115 км по отрогам Полярного Урала.
Основные элементы маршрута: р. Обь от г. Салехарда до п. Катравож, вверх по р. Соби до истока, система перевальных озер в районе Конгорского перевала, р. Елец от истока до устья, р.Уса – р. Воркута (радиальый выход), по р.Уса до пос. Сейда.
В августе 2009 г. реконструирован и изучен сегмент ВСП от п. Троицко-Печорска на р. Печоре до устья р. Колвы и р. Вишеры, а также система Печорских волоков в Камско-Печоро-Вычегодском междуречьи. Общая протяженность маршрута – 485 км (включая радиальные выходы и пешие участки).
Маршрут включал в себя верховья р. Вычегды, р. Северной Мылвы, р. Печоры от Троицко-Печорска до пос. Якша, р. Волосницы, систему Печорских волоков (Волосницкая «свинка» и волосницкий «прокоп», Печорские волок до р. Вогулки, волок на р. Березовке, волок на р. Мологе), р. Мологе, р. Усть-Еловку, р. Березовку с радиальным выходом на р.Еловку, оз. Чусовское, р.Вишерку, р. Колву (г.Чердынь) – устье р. Колвы, р.Вишеру.
В августе 2010 г. изучена система транзитных путей в на водоразделе бассейнов р. Оби и р.Енисея (севернее г.Енисейска). Общая протяженность маршрута – 374 км.
Особое внимание уделено изучению Кас-Кетской водной системы на месте бывшего Касовского волока и путей с р.Кеми на притоки р. Кети.
Благодаря поддержке администрации Енисейского района Красноярского края, удалось ознакомиться с нынешним состоянием поселений старообрядцев и состоянием транзитных путей на водоразделе между реками Малый и Большой Кас и притоками р. Кети. По результатам экспедиций опубликовано 6 работ, которые представленны на 4 конференциях. Сняты 2 фильма – «Трансуральский транзит», «Зазеркалье империи».
Экспедиция «Пинежский волок» готовится к плаванию по рекам Поморья
Общество
276
Поделиться
Фото пресс-службы правительства Архангельской области
Экспедиция «Пинежский волок» готовится к плаванию по рекам Поморья. Поморский карбас «Вашка» пройдёт по старинному поморскому ходу – Пинежскому волоку – из поселка Пинега по реке Кулой в Мезенский залив (Белое море) и далее в город Мезень.
Этой дорогой поморы отправлялись на Север и Восток в Сибирь ранней весной, чтобы избежать встречных ветров и штормов Морского хода. Длина Кулоя вместе с Кулойским каналом составляет 200 километров.
Формат экспедиции – полноценный поход, его участники будут ночевать на берегу в палатках или в море на ходу, а пищу готовить на костре.
В составе экспедиции – четыре человека, которых объединяют любознательность, способность удивляться и готовность к приключениям.
По пути участники планируют посетить старые поморские деревни, лесные берега, тайгу. Кулой заканчивается в старинном селе Долгощелье. Далее – выход в Белое море, в Мезенский залив. Через него вместе с приливом участники экспедиции планируют зайти в реку Мезень. По пути они посетят Каменку – городок при лесопильном заводе. Закончится плавание в городе Мезень. Всего участникам предстоит преодолеть около 300 километров.
Подписаться
16 янв
О черных небесах и терпеливом народе
26 дек
Иркутские электросети трещат по швам: как спасти положение в области
6 дек
Электромобили по-сибирски: как развивается экотранспорт у берегов Байкала
Что еще почитать
Юморист Гальцев рассказал о позитивной реакции жителей Львова на его нацистскую форму
47699
Олег Тимофеев
В США заявили о «тайном плане» в отношении России
30971
Олег Цыганов
Небензя: трагедия в Днепропетровске случилась по вине Киева
19120
Александр Шляпников
Известный экстрасенс назвала дату окончания СВО на Украине: будет поворот
52530
Дмитрий Ильинский
Пресс-секретарь Зеленского назвал условия для «очень серьезного» рассмотрения переговоров
25365
Евгений Акопян
Что почитать:Ещё материалы
В регионах
Голубь прилетел на ваш подоконник: что значит и на что обратить внимание
24630
Калмыкия
9 трупов и уничтоженный дом участника СВО: детали громких новогодних ЧП в Псковской области
Фото
21168
Псков
Светлана Пикалёва
Сильвестров день: почему 15 января категорически нельзя есть курятину
13512
Крым
Лана Чайная, фото crimea. mk.ru
Суд над уральским фермером Владимиром Айметовым напоминает фарс
Фото
7529
Екатеринбург
Денис Стрельцов
Мэрия Режа позволяет знакомым подрядчикам бесконтрольно тратить бюджетные миллионы
Фото
5260
Екатеринбург
Денис Стрельцов
Громкий скандал в тихом районе Пскова: подробности избиения водителя трактора
Фото
4625
Псков
Екатерина Мазепина
В регионах:Ещё материалы
Обзор
За исключением, возможно, хребта Биттеррут и Время, затраченное на транспортировку в западном направлении
Портирование — Экспедиция на каноэ | Paddling.comОчерченная топором ель, выступающая из берега реки, указывает на то, что мы прибыли к волоку. 2-мильный перенос позволит нам безопасно обойти гремящие каскады внизу. Усталые до смерти, мы тянем каноэ и поднимаемся по крутому илистому берегу к небольшой поляне наверху. Нет спора, где разбить лагерь. Это единственное ровное место вокруг и близится закат. Дождь. Мы наспех накидываем брезент, складываем под него рюкзаки, затем все собираются, чтобы выпить шнапса и принять участие в процессе принятия решения. Общее мнение состоит в том, чтобы нести лодки и пакеты с едой через волок и разбить лагерь, когда мы вернемся. Может быть, к тому времени дождь прекратится. Я беру каноэ и отправляюсь вниз по тропе. Мои друзья следуют за ними с другим каноэ и рюкзаками. Это легко; мы должны быть там через тридцать минут. Путь переходит в лесовозную дорогу, которая через 1/4 мили заканчивается запутанной паутиной других дорог. Я отпускаю одну руку из пушки своего каноэ и достаю компас. Карта говорит, что нужно идти на восток, поэтому я выбираю дорогу, которая идет примерно в этом направлении. Проходит тридцать минут, а воды нет. Продолжаем еще пятнадцать минут. Еще ничего. В 20:30. мы останавливаемся и поднимаемся на небольшой холм неподалеку, чтобы лучше рассмотреть. Вдалеке река, но она за массой спутанных ольх и болот. То, что мы сейчас говорим, непечатно. Мы зашли слишком далеко — слишком далеко! С отвращением и усталостью, мы взваливаем на плечи наше снаряжение и возвращаемся обратно через все 2 1/2 мили к лагерю. Ставим палатки в полной темноте и под непрекращающимся дождем. По обоюдному согласию отказываемся от обсуждения перевозки. Это может подождать до завтра На следующий день мы находим тропу достаточно легкой. Это всего лишь вопрос внимательного чтения карты и усердного поиска, не обремененного каноэ, рюкзаком или угрозой темноты. В почти дикой местности BWCA и Quetico принято сначала нести каноэ и тяжелые рюкзаки, а второй раз возвращаться за более легкими рюкзаками. На дикой реке, где тропа менее надежна, вы можете изменить эту процедуру или, что лучше, частично (или полностью) разведать путь без груза. Если тропа с самого начала выглядит хорошо, возьмите с собой легкий рюкзак и пару весл. Это даст вам свободу поиска коротких путей и альтернативных маршрутов вокруг препятствий, таких как упавшие деревья, промоины и грязь. Портажи не всегда легко найти в отдаленной местности, хотя тенденция (к сожалению) состоит в том, чтобы маркировать их яркими металлическими знаками или яркой краской. Любой метод, на мой взгляд, является вторжением в святость дикой природы и мое собственное здравомыслие. В местах, где нет указателей, вы найдете топорище, выступающий столб, широкую поляну… или мусор. Я видел ведерки из-под мороженого, банки из-под краски, пластиковые ленточки, сломанные весла и каноэ, выброшенные ботинки, нижнее белье и однажды старый счетчик, использовавшийся для обозначения волоков. Люди очень творческие. Расположение речных портов, указанное в правительственных путеводителях, часто требует серьезной интерпретации. Например, во время половодья головка волока может оказаться в опасной близости от порогов внизу, а при малой воде вам, возможно, придется карабкаться на сотни ярдов по сухому дну валунов, чтобы добраться до него. Письменные описания конкретного местонахождения волоков должны быть смягчены пониманием этой взаимосвязи. Для поиска волоков на сложном озере требуется внимательное чтение карты, хорошее знание компаса и немного удачи. Перевозки часто неправильно отображаются на картах, так что вам нужно хорошенько прицелиться, когда вы стреляете в них по компасу. Если вы запутались на большом озере, направляйтесь к ближайшему провалу на горизонте, соответствующем предполагаемому направлению вашей перевозки. Провалы обозначают каналы или овраги, следовательно, соединяющие звенья (волоки) между водными путями. Быть на правильной стороне опасной реки при подходе к волоку может быть вопросом выживания. Смешайте реку шириной 1/4 мили с течением со скоростью 6 или 8 миль в час (довольно обычное дело для рек тундры во время летнего стока), и обычно простая задача перехода с одного берега на другой приобретает монументальные масштабы. У вас могут быть серьезные проблемы, если вы сошли на берег прямо над крупным водопадом только для того, чтобы обнаружить, что маршрут вокруг него проходит по противоположному берегу. Подобная ошибка может означать час пути вверх по течению (если это позволяет береговая линия) и опасную переправу на пароме. Если ваша карта показывает волок впереди, но не дает понять, на какой стороне реки он находится, выберите берег с более низким рельефом (высотой) и/или меньшим количеством растительности. Обоснование: Портажи веками использовались туземцами и исследователями, которым, как и вам, приходилось преодолевать препятствия на реке. Индейцы и путешественники не лучше вас карабкались по стенам каньона. Они пошли по пути наименьшего сопротивления, и вы тоже. Чаще всего вы найдете волоки на внутренних поворотах рек. Это всего лишь вопрос экономики энергетики: кратчайший путь разорвать петлю — изнутри. Только если короткий путь неумолим, люди намеренно выбирают длинный обходной путь. PORTAGE LOGISTICSУпаковкиУпаковки нечетными единицами, т.е. по три или пять упаковок на каноэ, а не две или четыре. Это уравняет количество поездок, которые вы и ваш напарник должны совершить по волоку. Некоторые каноисты могут нести рюкзак и каноэ одновременно, но это убийца и верный путь к растяжению связок. То же самое относится и к двойной упаковке — ношению двух рюкзаков, одного на спине, другого на груди. Двойная упаковка работает достаточно хорошо на подготовленных трассах BWCA и Allagash, но она неуместна в грубых запутанных речных перевозках. В самом деле, вам не терпится попасть в аварию, если вы носите на груди что-то, что загораживает вам обзор непосредственного следа. Мое правило в походах на каноэ: каждый должен видеть свои ноги! ВеслаВесла следует переносить в руках над волоком, а не буксировать внутри каноэ, как рекомендуют некоторые эксперты. Причины включают:
Кстати, яркая экипировка — рюкзаки, каноэ, одежда — важна в Северной Стране. Это обеспечивает преимущество против потери и делает ваши фотографии ярче. ОтветственностьКаждая команда должна нести ответственность за снаряжение в своем каноэ и инвентаризировать его в конце каждой перевозки. Во избежание путаницы в отношении того, у кого что есть, не перекладывайте предметы с лодки на лодку после каждой переноски. Вместо этого делайте назначения снаряжения ежедневно Свободные предметыКроме сумок для фотоаппаратов, футляров для удочек, весла и газовых баллончиков, ничего не должно быть! Рубашки, дождевик и тому подобное должны быть плотно забиты в рюкзак или зажаты петлями амортизатора, протянутого через перемычки каноэ. Незакрепленное снаряжение — верный путь к потере во время транспортировки или опрокидывания. ПривычкиРазработайте надежную систему упаковки и транспортировки оборудования. Если вы всегда носите два манипулятора и камеру над волоком и всегда устанавливаете камеру за сиденьем, не отклоняйтесь от этой процедуры. Клинт Уодделл сообщает, что он и Верлен Крюгер оставили хвостовую часть своего чехла для каноэ во время волока в северной Канаде примерно на 3000 миль во время своего 7000-мильного путешествия. Через две тысячи миль они забыли складную пилу, когда разбивали лагерь. В обоих случаях мужчины нарушили привычку. Сначала было темно, и они торопились — Верлен предположил, что Клинт упаковал обложку, в то время как Клинт, который обычно брал на себя ответственность за это, думал наоборот. Во втором случае однажды утром Верлен слегка изменил свою систему упаковки, в результате чего не осталось места для пилы, которую он носил с собой. Он предполагал, что Клинт поймет. Предположениям не место в путешествии на каноэ по пустыне. Каждый человек должен сообщать о своих намерениях и твердо их придерживаться. Хорошие привычки необходимы для предотвращения потери оборудования и обеспечения того, чтобы вы могли найти определенные предметы, когда они вам нужны. КОМФОРТВы обнаружите, что можете облегчить боль переноски, если время от времени опускаете одну руку в сторону, когда несете каноэ. Это переносит часть веса каноэ на плечо вытянутой руки и дает отдых другому плечу. Еще одна хитрость заключается в том, чтобы держать вытянутую руку прямо, а кисть перевернута: пальцы касаются входного отверстия, большие пальцы — наружного. В этом положении больше мышечной ткани находится в критической зоне, что делает перенос менее болезненным. Конечно, мои приемы — опускание руки, переворот кисти, прямой локоть — нацелены на человека маленького роста, которому нужны все возможные преимущества переноски. Крупные мужчины с мускулистыми плечами могут справедливо насмехаться над моими предложениями, хотя даже они получат дополнительный комфорт, время от времени практикуя эти процедуры. Бывают времена, когда перевозка грузов становится совершенно утомительной. Все, о чем вы можете думать, это как можно быстрее пройти по тропе! Но часто волок — это желанный отдых от долгих часов утомительной гребли и умственного напряжения, которое сопровождает бег по длинным участкам сложных порогов. На крупных реках Крайнего Севера волоков обычно меньше, чем на малых водных артериях БАВК и Кетико. На самом деле, на некоторых северных маршрутах нередко можно целыми днями кататься на каноэ без значительного переноса. Даже очень плохой перенос редко бывает таким зловещим, как предполагают путеводители и отзывы путешественников прошлого. |