Военный грузовик урал: Семейство Урал 4320 | Технические характеристики и каталог автомобилей

история грузовика Урал — журнал За рулем

Его видел любой – вне зависимости от отношения к вооруженным силам нашей страны. Рожденный для нужд армии, грузовик проник и в мирную жизнь и исправно трудится везде, где требуются грузоподъемность и проходимость.

Грузовики боевого назначения: гантраки в Афгане, Украине и Сирии

Грузовик – незаменимая часть армии эпохи холодной войны, ничуть не менее важная, чем танковые орды, от которых ждали знаменитого рывка к Ла-Маншу. Ведь любому танку нужны топливо, снаряды, и запчасти – а в пересчете на полки, дивизии и армии это сотни тысяч тонн грузов.

В Советской армии 50-х годов существовало достаточно грузоподъемное средство – автомобиль ЗИС-151, способный взвалить на себя 4,5 тонны. Но у него был серьезный недостаток – низкая проходимость. Для армейского грузовика, действующего в условиях ударов противника по узлам коммуникаций, требовалась возможность пройти через бездорожье. Эту проблему удалось решить в модификации ЗИЛ-157 (название завода изменилось в связи со смертью Сталина), но за все требовалось платить – грузоподъемность упала до 2,5 тонн.

Установка «Град» на базе Урала-375Д (dic.academic.ru)

Мириться с этим в армии не хотели. Одним из вариантов решения проблемы была разработка научного автомоторного института – НАМИ-20. Новый грузовик показывал впечатляющие внедорожные характеристики. Ему не был страшен метровый снег, размокшая пашня, он уверенно взбирался с грузом на 32-градусный подъем и преодолевал речной брод глубиной 1,2 метра. И при этом без проблем поднимал 5 тонн груза. А система изменения давления воздуха в шинах давала возможность продолжать движение даже после 6 пулевых попаданий в одно колесо.

После ряда испытаний и множества изменений в конструкции, чтобы поднять надежность, грузовик был принят на вооружение и поставлен на производство под именем Урал-375. Первые машины сошли с конвейера в последний день 1960 года – 31 декабря.

Известный прожора

Урал-4320 (inforeactor.ru)

На уральском хребте

Военные были довольны всем, кроме расхода топлива – Урал-375 легко употреблял 68 литров бензина на сотню километров пути. Если в 60-е с этим еще можно было смириться, то последовавшие в 70-е нефтяные кризисы заставляли взглянуть на вопрос по-другому – прожорливость грозилась похоронить экспортные перспективы Урала.

Проблема решилась сравнительно легко – к счастью, в СССР нашелся экономичный дизель КАМАЗ-740. Именно он и стал главной особенностью новой модификации – грузовика Урал-4320. Теперь грузовик «кушал» вполне умеренные 30 литров на сотню. Проблема была решена.

Модель Урал-4320 с зенитной установкой ЗУ, автор Павел Черепанов (ost-front.ru)

На передовой

5 мифов о легендарной «Катюше»

Военные Уралы не только возили грузы. Почти сразу новый грузовик стал платформой для реактивной системы залпового огня «Град» – наследницы знаменитых «Катюш». Ее первое боевое применение произошло в 1969-м на Даманском против китайцев. И очень скоро «Грады» стали участниками практически любого более-менее серьезного военного конфликта. Активно используются они и по сей день – войны в Сирии и Донбассе это ярко подтверждают.

Активно использовали Уралы и в качестве гантраков – в Афганистане их полюбили отряды спецназа, охотившиеся за моджахедскими конвоями. Приманкой для противника выступали захваченные пикапы Тойота, а увешанные броней «Уралы» с пулеметами оказывались козырем в открытом бою, когда личность «Тойот» уже была раскрыта.

Не менее эффективными, особенно в горных местностях Афганистана и Чечни, была установка в кузов полуавтоматической спаренной зенитки ЗУ калибра 23 миллиметра. Сочетание удобных углов вертикальной наводки и огневой мощи позволяли быстро отогнать от конвоев даже мощную засаду. Чтобы расчет самой зенитки не был легкой мишенью, спереди приваривали стальные листы. Иногда в дело шла даже броня подбитой или неисправной бронетехники.

Бронированный Урал внутренних войск, Чечня, 2002 год (topwar.ru)

Но Урал мог активно использоваться на «передке» не только как платформа для огневой установки – радикально забронированный грузовик отлично справлялся с перевозкой пехоты. Особенно эффективен он в условиях контрпартизанской борьбы, что было особенно актуально для чеченских кампаний и многочисленных контртеррористических операций на Кавказе.

Укрощаем «Тайфун»: сделай ку!

Если в первую чеченскую Уралы бронировали, в основном, кустарно и хаотично, то ко второй войне к делу подошли централизованно и создали ряд броневиков на его базе. Бронелисты надежно защищали от пулеметного огня и осколков, что вынуждало противника использовать больше взрывчатки. Это усложняло организацию засады и увеличивало шансы попасться – ведь чем больше надо достать/изготовить/привезти взрывчатых веществ, тем больше возможностей что-то не учесть или как-то себя выдать.

Интересно, что самые «злые» бронированные Уралы – детища не армии, а МВД. Все из-за специфики работы – даже на Кавказе большая часть задач МВД разительно отличалась от боевых. Гонять в таких условиях БТРы и БМП попросту дорого. Но шанс попасть в перестрелку по-прежнему высокий. Вот и нашли выход – разработать крайне серьезные и защищенные машины на базе относительно дешевых в эксплуатации Уралов.

Опыт бронированных Уралов-4320 учтен в новых отечественных машинах класса MRAP. Одна из них – Урал-63095, она же Тайфун-У, защищающая пассажиров даже от крупнокалиберных бронебойных патронов и подрыва серьезных взрывных устройств эквивалентом в 8 кило тротила.

На мирном поприще

Урал Next – будущее марки (all-auto.org)

Разработанные под требования военных, Уралы оказались востребованы и в мирной жизни. Строительные краны, заправщики, вахтовые автобусы, снегоочистители – модификаций на их базе и не перечислить.

В 2005 году мексиканские Уралы активно использовались для гуманитарных миссий в Новом Орлеане после знаменитого урагана «Катрина» – обилие затопленных участков сделало незаменимыми внедорожные качества этих грузовиков.

Сегодня история Урала не завершена – миассцы активно продвигают платформу Урал-Next.

4320 — лучший российский грузовик

Военный грузовик Урал-4320 выпускается почти 45 лет. Это показатель удачной конструкции автомобиля. Кроме армии, модель нашла применение в разных сферах гражданской жизни. То, что грузовик до сих пор с удовольствием покупают за границей, говорит о многом. Особенно популярен вездеход у путешественников.

История модели

История армейского «проходимца» из Миасса началась в далеком 1961 году. Тогда военные получили первые грузовики Урал-375Д. Модель была проходимой, прижилась не только в армии, но и у нефтяников, геологов и лесозаготовителей.

Вот только расход бензина сильно напрягал даже для Советского Союза – 50 литров минимум. И это по трассе, на бездорожье легко переваливало за сотню. Не зря грузовик быстро получил меткое прозвище «Обжора».

Если военных бензиновый Урал не напрягал, то гражданские организации роптали на неэкономный V8. По этой причине в середине 1960-х годов инженеры начали разрабатывать дизельный двигатель для внедорожного автомобиля.

Мотор Урал-640, работающий на тяжелом топливе, был готов для внедрения в серийное производство к концу 1960-х, но не подошел грузовику, проявив себя крайне ненадежным.

Для этого грузовика дороги не нужны! Фото: Youtube.com

Пришлось разрабатывать все сначала, не только двигатель, но и переделывать автомобиль под дизель. Работы решили передать профессионалам – Ярославскому моторному заводу.

К 1975 году предсерийный Урал-4320 прошел все заводские и государственные испытания, а в 1977 его начали выпускать крупными партиями.
Что интересно – бензиновый грузовик оказался по проходимости лучше своего модернизированного собрата! Он вытягивал на минимальных оборотах в грязи, тогда как дизельная версия отличалась мощностью и так и норовила уйти в пробуксовку.

Это и стало причиной выпуска Урал-375Д до 1992 года – автомобиль поставляли в армию. Гражданские службы от «Обжоры» отказывались.

Особенности конструкции

Для большинства людей Уралом будет грузовик характерной капотной компоновки, включая ЗиЛ-131 и КрАЗ. Кто-то отличает автомобили из Миасса, но все равно, не делает отличий между модификациями. Не касаясь даже модели 375, Урал-4320 тоже выпускался в нескольких вариантах.

И в лесу как дома! Фото: Youtube.com

Модификации дизельного грузовика:

  • ? Ранние версии с моторами КамАЗ-740 – их можно отличить по отсутствию воздушного фильтра на крыле
  • ? Короткий капот до 2000 года говорит о том, что под ним стоит дизель ЯМЗ-236
  • ? «Длинный нос» получили грузовики с ярославским двигателем ЯМЗ-238, после 2000 года все автомобили выпускались с такой компоновкой

Модель с длинным капотом является самой распространенной. Это классический Урал-4320.

Грузовик подготовлен к бездорожью. Сколько бы не ломали копья на форумах в интернете, давно уже доказано, что именно Урал является лучшим по проходимости автомобилем. Никакой ЗиЛ, КрАЗ и даже ГАЗ-66 не может превзойти модель 4320 на бездорожье. Испытания проводились как в СССР, так и в наше время.

Заглянув под капот, можно увидеть удачные конструкторские решения:

  • ? Генератор установлен вверху, чтобы его не замочило при форсировании водных преград
  • ? Воздухозаборник выше крыла
  • ? Специальное пусковое устройство для запуска двигателя в мороз

Еще стоит упомянуть систему централизованной подкачки шин. На первый взгляд, эта опция должна помочь водителю добраться до места назначения если колеса прострелят. На самом деле, это скорее побочная функция. Основная задача подкачки – это обеспечить проходимость по разным типам дорожного покрытия за счет понижения или повышения давления.

Что в кабине у Урала?

Ждать какого-то уровня комфорта от военного грузовика не приходится. Но в кабине Урал-4320 неожиданно обнаруживается, что сиденья имеют систему регулировок. И двигаются они в разных направлениях, а не только вперед и назад. Разве что все на механике, и разобраться с первого раза не так уж и просто.

В кабине места много! Фото: Youtube.com

В кабине три полноценных места, и даже второй пассажир не чувствует себя обделенным и ущемленным. Внутри комфорт спартанский, без всяких пластиковых панелей, все стальное, как и положено военной технике.

Двигатели

Самые популярные двигатели на Урале – это ЯМЗ-236/238 в различных модификациях, отличающиеся мощностью. Они надежные, выносливые, имеют огромный ресурс и очень ремонтопригодны.

Еще под капотом встречаются моторы ЯМЗ 65654 и 5362, ну и редко – старые КамАЗ-740.10.

Как он едет?

Дизельные двигатели серий 236/238 Ярославского моторного завода запускаются с пол-оборота. Не важно, какой именно агрегат под капотом, 11/15 литров рабочего объема хватает, чтобы сдвинуть многотонный грузовик с места.

Обзор неожиданно замечательный, другие участники дорожного движения видны сверху, как на ладони. Вот только маневрировать на Урал-4320 активно не стоит – этот грузовик создан не для игры «в пятнашки» на трассе, а тем более в городе.

Пока есть такие машины, дороги в принципе не нужны. Фото: Youtube.com

Рулевое управление с гидроусилителем, но работает он вовсе не так, как на легковых автомобилях. Одной рукой крутить «баранку» на месте не получится, разве что на ходу. А вот педали выжимаются легко, хотя от такого грузовика военного предназначения изначально ждешь подвоха.

Скорость УРАЛ-4320 – 85 км/ч, и он легко ее набирает. А вот разворачиваться и маневрировать на грузовике сложно, особенно в городских условиях. Длинный капот этому никак не способствует, с непривычки легко ошибиться в определении габаритов передка, и вписаться во что-нибудь.

Конечно, такого «вояку», как Урал, эти шрамы только украсят, но разносить дома и припаркованные автомобили все же не стоит.
А вот тормоза у военного грузовика работают хорошо. Пустой Урал-4320 останавливается, как вкопанный, так что с педалью лучше быть аккуратнее.

А что на бездорожье?

Стоит съехать на проселочную дорогу или в поле, как все становится на свои места, и военный грузовик едет вперед, как гусеничная бронетехника. Советские инженеры отлично поработали над ходовкой.

Колесная формула 6х6 тут далеко не все. Мосты проходного типа имеют двухступенчатую главную передачу, расположенную вертикально. Из-за этого картеры редукторов высоко, как и карданы, что обеспечивает максимальный дорожный просвет.

Расконсервация двигателя. Фото: Youtube.com

Подвески надежные и беспроблемные. Коробка передач стандартная от ЯМЗ, может похвастаться только синхронизаторами. А вот раздатка изготавливалась специально для Урала – она с несимметричным дифференциалом.

Кстати, передний мост у Урала не отключается, хотя было время в первой половине 1960-х годов, когда планировалось делать что-то типа Super Select.

Принудительная блокировка межосевого дифференциала тут, естественно, имеется, а вот межколесных не предусмотрено. Да она по факту и не нужна – специальная резина с агрессивным «вездеходным» протектором делает все и так.

Дорожный просвет у Урал-4320 – 400 мм.

Несмотря на дизельные двигатели, рабочий объем в 11/15 литров все равно делает грузовик прожорливым. 50 по бездорожью – это не предел. Хотя, по сравнению с бензиновой версией, экономия в два раза получается.

Не только танки грязи не боятся. Фото: Youtube.com

Дизельный Урал – это грузовик на все случаи жизни, хотя, в городе ему делать нечего. Многообразие модификаций превращает автомобиль в универсального помощника в самых сложных дорожных условиях и сферах.

Урал-4320 Грузовик общего назначения | Military-Today.com

Страна происхождения Советский Союз
Поступил на службу 1976
Конфигурация 6х6
Сиденья в кабине 1 + 2 мужчины

Размеры и вес
Вес (пустой) 8 т
Грузоподъемность (на дороге) 6 т
Грузоподъемность (внедорожник) 4,5 т
Длина 7,37 м
Ширина

2,5
м

Высота 2,87 м
Мобильность
Двигатель ЯМЗ-740 дизель
Мощность двигателя 210 л. с.
Максимальная скорость по дороге 85 км/ч
Диапазон ~ 1 000 км

Маневренность
Градиент 62%
Боковой откос 40%
Вертикальная ступенька 0,55 м
Траншея до 1,2 м
Фординг до 1,75 м

 

Военный грузовик Урал-4320 является дальнейшим развитием предыдущего
Урал-375Д.
Его разработка началась в 1972 году. Отличия от предыдущего
Модель включает в себя новый двигатель, увеличенный капот, а также переработанное топливо, систему охлаждения и
электрические системы были введены в то же время вместе со многими
другие модификации деталей. Его производство началось в 1976. Урал-4320 взял на себя многие роли,
ранее носил Урал-375Д. Производство Урал-4320 по-прежнему
продолжается. Этот грузовик состоит на вооружении российских военных в качестве
как и многие другие страны.

Транспортное средство
вполне традиционная по дизайну и технологии. В нем есть
грузоподъемность 4,5 т на бездорожье и 6 т на дорогах с твердым покрытием.
Стандартная десантная/грузовая платформа имеет откидные борта, откидной задний борт и
съемный брезент с бантиками. В конфигурации авианосца это
вмещает 27 военнослужащих. Этот военный грузовик также буксирует прицепы или
артиллерийские орудия максимальной массой 12 т.

Кабина
Урал-4320 предусматривает размещение водителя и двух пассажиров. Ан
Для этого военного грузовика разработан дополнительный комплект брони. Это
защищает двигательный отсек со стороны кабины от огня стрелкового оружия и
осколки артиллерийского снаряда.

Урал-4320 оснащен дизельным двигателем ЯМЗ-740 V8 объемом 10,85 л.
развивающий 210 ​​л.с. Позже он был оснащен улучшенным дизелем,
развивающий 220 л.с. Текущие серийные модели доступны с более
мощные дизельные двигатели. Базовый вариант — двигатель ЯМЗ-238М2,
развивающий 240 л.с. Известно, что этот грузовик был оснащен
Гусеничный двигатель. Поперек установлена ​​5-ступенчатая механическая коробка передач.
диапазон. У Урал-4320 штатная все
полный привод и оснащен централизованной системой подкачки шин.
Автомобиль может эксплуатироваться в климатических условиях от -50С до
+50С. При подготовке все модели могут преодолевать водные преграды до
Глубина 1,75 м.

Много
версии Урал-4320 существуют.

Варианты

Тягач Урал-4420.

Урал-4320-0911-30 — длиннобазная модель. Он имеет полезную нагрузку
грузоподъемность до 10 т. Эта версия может перевозить больше груза, 39 солдат или различные
специализированные органы.

Урал-43206 а
версия 4х4. Он имеет грузоподъемность до 4,2 т. Он может нести
до 24 человек в тылу. Этот грузовик способен
буксировки прицепов максимальной массой 7 тн. Версия 4×4 есть
оснащен дизельным двигателем, развивающим 180 л.с. Он был принят
Русская Армия в 1996, и производство началось в том же году.

Урал-4320-70, он же
Урал
Далее идет новая версия Урал-4320. Он установлен
с новой кабиной стальной и полимерной конструкции. Производство
Коммерческий «Урал Некст» стартовал в 2015 году, хотя военизированная модель была
также предлагается для российских военных. Изначально новый Урал Next
выпускался вместе со старыми грузовиками Урал-4320.

Урал-43206 Грузовик общего назначения | Military-Today.com

Страна происхождения Россия
Поступил на службу 1996
Конфигурация 4х4
Сиденья в кабине 1 + 2 мужчины

Размеры и вес
Вес (пустой) 8,1 т
Грузоподъемность 4,2 т
Длина 7,37 м
Ширина

2,5
м

Высота 2,7 м
Мобильность
Двигатель ЯМЗ-236М2 дизель
Мощность двигателя 180 л. с.
Максимальная скорость по дороге 85 км/ч
Диапазон ~ 1 000 км

Маневренность
Градиент 58%
Боковой откос 40%
Вертикальная ступенька ~ 0,5 м
Траншея ~ 0,6 м
Фординг 1,75 м

 

Урал-43206 — вариант с колесной формулой 4х4, разработанный на базе более крупного
Урал-4320, у которого 6х6
конфигурация. Он был разработан как для внутреннего рынка, так и для
заказчики экспорта. Стоит отметить, что версия 4×4
дешевле, чем более крупный 6×6. Урал-43206 был принят на вооружение Российской Армии в 1919 г.96. Его производство началось
тот же год. Этот высокомобильный грузовик используется в большом количестве в качестве войскового или грузового.
транспорт.

Этот
боевая машина имеет грузоподъемность 4 200 кг. Урал-43206 может перевозить
до 24 военнослужащих в задней части грузового отсека. Грузовая зона покрыта
банты и брезентовый чехол. У него есть откидные борта и откидная задняя дверь. Может буксировать прицепы или
артиллерийские орудия с максимальным весом 7 000 кг.

Такси
обеспечивает сиденье для водителя и двух пассажиров. Это военное
грузовик использует ту же кабину, что и Урал-4320.

Урал-43206 оснащен дизельным двигателем ЯМЗ-236М2 с турбонаддувом,
развивающий 180 л.с. Двигатель работает в паре с 5-ступенчатой ​​механической коробкой передач. Автомобиль имеет постоянный полный привод и
предназначен для эксплуатации на всех видах дорог.

Leave a Reply