Содержание
Тоннель | это… Что такое Тоннель?
У этого термина существуют и другие значения, см. Тоннель (значения).
Тоннель при входе на станцию метро Метростроителей имени Ващенко в Харькове.
Тонне́ль (вар.: туннель, равноправные орфографические варианты[1]) — горизонтальное или наклонное подземное сооружение, одно из измерений которого (длина) значительно превосходит по размерам два других (ширину и высоту).
Тоннель может быть пешеходным и/или велосипедным, для движения автомобилей или поездов, трамваев, перемещения воды (деривационные тоннели гидроэлектростанций, канализационные коллекторы), прокладки сетей городского хозяйства и т. п. Существуют также так называемые экологические тоннели. Они прокладываются под автомобильными или железными дорогами и служат для того, чтобы звери могли безопасно перемещаться.
Основная часть метро также проложена в виде тоннелей. Чтобы избежать пересечений, линии метро прокладывают на различной глубине (уровне).
Тоннели строят для преодоления природных препятствий (напр., тоннели под горами), для сокращения пути (тоннель через гору вместо дороги вокруг), для сокращения времени движения (тоннель вместо паромной переправы). Тоннели под водными преградами часто строят вместо мостов там, где мосты могли бы помешать проходу судов. Также тоннели строят во избежание пересечения разных транспортных потоков на одном уровне (подземные переходы, тоннели вместо железнодорожных переездов, тоннели как часть автомобильных развязок и тому подобное). В некоторых случаях проезды под пролётами мостов тоже называют тоннелями, что, однако, неправильно.
Содержание
|
История
Тоннель является одним из древнейших изобретений человечества, наряду с мостом. В Вавилоне, Египте, Греции и Риме подземные работы проводились задолго до новой эры — сначала при добыче полезных ископаемых, сооружении гробниц и храмов, а затем для водоснабжения и транспорта. Первые тоннели сооружались, как правило, в скальных породах, без закрепления последних. Для ведения проходческих работ использовались примитивные орудия.
В раннее Средневековье тоннели строились редко и, в основном, в военных целях. В позднее Средневековье началось активное строительство судоходных тоннелей, соединяющих водные пути сообщения.[2] В 1826—1830 в Великобритании на участке Ливерпуль — Манчестер был построен первый в мире железнодорожный тоннель. Изобретение пироксилина и динамита, а также успешное применение в горном деле бурильных машин обеспечили возможность сооружения больших альпийских тоннелей между Францией, Италией и Швейцарией, в том числе и знаменитого Симплонского тоннеля длиной около 20 км. Среди сооружённых в 1920-х — начале 1930-х гг. выделяются Большой Апеннинский двухпутный железнодорожный тоннель на линии Флоренция—Болонья (Италия) длина 18,5 км, а также Ровский судоходный тоннель на водной магистрали Марсель—Рона (Франция) длина свыше 7 км.
Первый в мире автомобильный тоннель был построен в 1927 году в США под рекой Гудзон. Он связал Кеннел-стрит на Манхэттене в Нью-Йорке с 12-й и 13-й улицами Джерси-сити.[3]
Первый железнодорожный тоннель в России построен в 1862 в городе Ковно (длина 1,28 км). После него было сооружено множество тоннелей на железных дорогах Урала, Кавказа и Крыма. Значительное развитие тоннелестроение получило в СССР в связи с интенсивным железнодорожным строительством, созданием сети ГЭС, сооружением метрополитенов и объектов городского подземного хозяйства. Первый автомобильный тоннель в СССР был сооружён в Москве на Кутузовском проспекте в 1959 году[4]. Первый пешеходный тоннель в Москве был построен под улицей Горького (ныне Тверской) на её пересечении с Бульварным кольцом (Пушкинская площадь) в 1938 году.
Основные элементы тоннеля
Для строительства тоннеля необходима выработка — искусственная пустота в земной коре. В устойчивых породах выработку обычно оставляют без закрепления, в неустойчивых — сооружают временную крепь, основными элементами которой являются рошпаны; а затем, обделку. Обделка является важнейшим элементом тоннеля, воспринимающая давление окружающих горных пород и обеспечивающая гидроизоляцию тоннеля. Участки тоннеля, находящиеся возле его выходов, называются порталами. Порталы придают архитектурный вид входам в тоннель на фоне окружающего ландшафта.
Для гидроизоляции тоннелей по технологии ново-австрийского метода (NATM) применяется геомембрана с сигнальным слоем.
Способы строительства
Проходческий щит
Закрытые
Закрытые способы строительства тоннелей применяются как для строительства тоннелей глубокого (>20 м), так и мелкого залегания.
В зависимости от того, в какой породе располагается тоннель, выбирают ту или иную технологию строительства:
Устойчивые грунты средней крепости и крепкие
- Горный способ проходки с использованием буровзрывных работ — производится обуривание забоя шпурами в которые закладывают заряды взрывчатого вещества и затем происходит взрыв, разрушающий горную породу. Разрушенная порода транспортируется на поверхность, устраивается сначала временная крепь, а затем постоянная обделка.
- Комбайновый способ проходки — похож на предыдущий, но разработка грунта осуществляется не взрывами, а при помощи специальных тоннелепроходческих комбайнов с рабочими органами различных типов.
Сильнотрещиноватые и мягкие породы
- Новоавстрийский способ проходки (проходка с использованием податливого свода) — временная крепь (обычно набрызг-бетон плотно нанесённый на породу и армированный) работает совместно с прилегающим грунтовым массивом, укреплённым анкерами, при этом основные нагрузки воспринимает массив. Такая конструкция крепи позволяет увеличить устойчивость свода выработки, без загромождения сечения тоннеля временной крепью. Постоянная обделка может возводиться на значительном удалении от забоя сразу по всему сечению с использованием высокопроизводительных механизмов.
- Щитовой метод проходки — при помощи проходческого щита проводится разработка грунта на полное сечение, а затем сооружение обделки тоннеля.
В неустойчивых, обводнённых грунтах и агрессивных средах
- Специальные способы проходки — с применением сжатого воздуха, замораживания, водопонижения или закрепления грунтов специальными растворами.
- Щитовой метод проходки с использованием активного пригруза забоя — при помощи специальных механизированных проходческих щитов, имеющих герметичную призабойную зону. Активный пригруз может создаваться либо грунтом, перемешивемым в призабойной зоне, либо специально нагнетаемыми бентонитовой суспензией или сжатым воздухом.
Открытые
Применяются, как правило, для возведения тоннелей мелкого залегания. По сравнению с закрытыми способами, открытые способы отличаются относительной дешевизной строительства, но при использовании требуют обязательного перекладывания дорог и коммуникаций, находящихся над тоннелем. К открытым способам относят
- Котлованный способ — Разрывается котлован на полную ширину тоннеля до уровня его подошвы. Стены котлована либо оставляют под углом естественного откоса грунта, либо укрепляют в вертикальном положении. Обделку сооружают в котловане, который затем засыпают грунтом. Данный способ применялся при строительстве метро в Берлине и поэтому иногда называется «берлинским».
- Траншейный способ — Котлован разрывается по частям, стены возводят методом «стены в грунте». Таким способом часто строят пешеходные тоннели.
- Щитовой способ — Для возведения используется прямоугольный щит, аналогичный тому, что используется при закрытом способе. С его помощью возводят обделку тоннеля.
При сооружении тоннелей в сложных инженерных условиях используют различные специальные методы (дренаж, замораживание грунтов, кессонный способ с применением сжатого воздуха и пр. ).
Самые длинные тоннели
Основная статья: Список самых длинных тоннелей мира
«Готард» 57 км
- Готардский базовый тоннель (Gotthard) — самый длинный тоннель в мире[5] и крупнейший тоннель за всю историю Европы. Его протяжённость — 57 км (включая служебные и пешеходные ходы — 157 км), на него было потрачено 9,8 млрд швейцарских франков (10,3 млрд долларов), а работы выполняли больше, чем 2,5 тысячи рабочих. Движение поездов начнется в 2017 году.
«Сэйкан» (en) 53,9 км
- До прокладки тоннеля Готард, самым длинным являлся японский тоннель «Сэйкан», соединяющий острова Хонсю и Хоккайдо. Тоннель открыт для движения 13 марта 1988 года.
- Лердальский тоннель в Норвегии — самый длинный автомобильный, имеет протяжённость 24,5 километра. Открыт в 2000 году.
«Евротоннель» 49,94 км
«Евротоннель»
- Евротоннель, проложенный под Ла-Маншем между Фолкстоуном (графство Кент, Великобритания) и Кале (Франция). Несмотря на то что этот тоннель уступает по общей протяжённости туннелю Сэйкан, его подводный участок (около 39 км) на 14,7 км длиннее подводного участка железнодорожного туннеля Сэйкан. Тоннель под Ла-Маншем официально открыт в 1994 г.
- Самым длинным сухопутным тоннелем является Лёчберг на линии Берн — Милан, который находится в Швейцарии. Его длина 34 километра. Он соединяет район Берна и Интерлакена с районом Брига и Церматта.
Самые глубокие тоннели
Эйксуннский тоннель
Открытие движения 23 февраля 2008. На дальнем плане — новый Эйксуннский мост.
- Эйксуннский тоннель в Норвегии, открытый в феврале 2008 года, достигает глубины 287 м ниже уровня моря. Максимальный уклон дорожного полотна достигает 9,6 %, минимальная толщина скалы над тоннелем — 50 м.
Тоннели России
Автомобильные
Знак 1.31, «Тоннель» (РФ)
Наиболее протяжённым автомобильным тоннелем в России является Гимринский автодорожный тоннель, расположенный в Дагестане[источник не указан 155 дней], в Сочи тоннель на Красную поляну длиной 4472 м[источник не указан 155 дней].
Железнодорожные
По состоянию на июль 2006 года на сети ОАО «РЖД» эксплуатировалось 162 тоннеля общей протяженностью 119 километров[6]. Наибольшее количество тоннелей сконцентрировано на Кругобайкальской железной дороге.
Самым длинным железнодорожным тоннелем в России считается Северо-Муйский тоннель, являющийся частью Байкало-Амурской магистрали и открытый 5 декабря 2003 года. Тоннель имеет протяжённость в 15 343 м и проходит под Северо-Муйским хребтом (максимальная глубина 1,5 км). Строительство заняло 27 лет.
Самым же длинным железнодорожным подводным тоннелем в Российской Федерации является тоннель под Амуром в Хабаровске протяжённостью 7198 метров.
Тоннели в искусстве
В литературе
- Гарри Гаррисон «Да здравствует трансатлантический тунель. Ура.»
- Бернгард Келлерман «Туннель» («Der Tunnel», 1913) — фантастический роман о строительстве трансатлантического железнодорожного туннеля.
- Дмитрий Глуховский «Метро 2033» — постапокалиптический роман, описывающий жизнь людей в московском метро после ядерной войны.
В кинематографе
- «Туннель»
- «Дневной свет»
См. также
- Большой бостонский тоннель — самый дорогой проект в истории строительства США
- Тоннель через Берингов пролив — проект соединения Евразии и Северной Америки тоннелем под Беринговым проливом
- Подземная лодка
Примечания
- ↑ это не разные слова, а разные варианты написания одного слова. Возможно употребление любого из вариантов
- ↑ Судоходный тоннель
- ↑ Труд: 80 ЛЕТ НАЗАД ПОЯВИЛСЯ ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТУННЕЛЬ
- ↑ ТОННЕЛЬ
- ↑ В швейцарских Альпах появился самый длинный туннель в мире
- ↑ Плановый обвал в тоннеле. «Гудок», 26 июля 2006
Источники
- Строительство метро // Стройпортал
- Строительство метрополитенов. Учебник для ВУЗов
Литература
- Надёжин Б. М. Мосты и путепроводы в городах. — М., 1964
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме Тоннель
- RUSTUNNEL — Тоннели России и подземное пространство
- Информация о современных технологиях для строительства тоннелей
- Каждый третий дорожный туннель в Европе не прошел тест 28. 04.2008
- Гидротуннели на YouTube
Подводный тоннель под судопропускным сооружением С-1 в составе Комплекса защиты Санкт-Петербурга от наводнений
Полная длина автодорожного тоннеля составляет 1961м, включая подземный участок длиной 1189м и два рамповых участка по 386м. Глубина заложения котлована — 28м от уровня воды в заливе. По длине подземный участок тоннеля разбит на секции длинами до 60 м.
Основные характеристики места строительства:
Подводный тоннель под судопропускным сооружением С-1 является составной частью КЗС. Насыпная дамба КЗС длиной 25,4 км расположена в акватории Финского залива. Дамба не только обеспечивает защиту города от наводнений, но и является одним из участков Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД).
По проектной документации, разработанной ОАО «Трансмост», в составе КЗС были построены:
— подводный тоннель в составе судопропускного сооружения С-1;
— мост с разводным пролетом в составе судопропускного сооружения С-2;
— пролетные строения мостов в составе шести водопропускных сооружений В-1 – В-6;
— путепровод на ж. д. станции Бронка;
— два временных технологических моста в дамбах Д-2 и Д-7 (предназначенных для обеспечения водообмена через дамбу в процессе строительства судопропускных и водопропускных сооружений).
Все сооружения запроектированы под шесть полос автомобильного движения – по три в каждую сторону.
Для прохода судов через дамбу в ее составе предусмотрено два судопропускных сооружения: С-1, к югу от о.Котлин, и С-2 – к северу.
Пропуск автотранспорта в районе сооружения С-1 было решено обеспечить под дном Финского залива путем строительства подводного тоннеля. Проектное положение трассы тоннеля в плане проходило рядом с проектным положением затворов судопропускного сооружения С-1, обеспечивающего закрытие движения судов при наводнении. Это определило необходимость строительства обоих сооружений в общем котловане.
Технические характеристики сооружения:
Полная длина автодорожного тоннеля составляет 1961м, включая подземный участок длиной 1189м и два рамповых участка по 386м. Глубина заложения котлована — 28м от уровня воды в заливе. По длине подземный участок тоннеля разбит на секции длинами до 60 м.
В поперечном сечении тоннель в его подводной части представляет собой пятипролетную раму шириной до 42 м, высотой до 10 м. Габариты поперечного сечения тоннеля обеспечивают пропуск шести полос движения автотранспорта в двух отсеках по три полосы в каждом, которые разделены средним служебно-эвакуационным. Ширина транспортного отсека принята равной 15,25 м. Транзитные коммуникации проходят по двум кабельным отсекам.
Инженерное обеспечение тоннеля включает: вентиляцию, освещение, внутреннее пожаротушение транспортных и служебного отсеков, теленаблюдение, автоматику, сигнализацию, связь, систему эвакуации, автоматизированную систему управления технологическими процессами (АСУТП) и центр диспетчерского управления.
Генеральный подрядчик: ОАО «Метрострой».
Начало строительства: 1988 г.
С 1993 по 2003 годы строительство было остановлено.
Открытие сквозного движения по КАД, в том числе по тоннелю: 12 августа 2011г.
Ключевой персонал, задействованный в разработке проекта: В. В. Стрельцов.
Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия
Из Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия
Эта статья не имеет источников . Вы можете помочь Википедии, найдя хорошие источники и добавив их. (декабрь 2020 г.) |
Основная статья: Гражданское строительство
Тоннель для движения автомобилей в Гамбурге, Германия.
Туннель — это подземный переход. Некоторые туннели используются для автомобилей, а другие для поездов. Иногда туннель используется для движения кораблей. Некоторые туннели построены для кабелей связи, а некоторые — для электрических кабелей. Другие туннели построены для животных. [1]
Северный портал железнодорожного тоннеля Милфорд, Англия.
Тоннели роют в различных грунтах, от мягкого песка до твердых пород. Способ копания выбирается в зависимости от типа грунта. Есть два дополнительных способа копания: карьер и «вырезать и укрыть». В карьере ход туннеля пробуривается горизонтальным способом.
Эта система требует глубокого туннеля, построенного в твердой скале. В системе «вырезать и накрыть» туннель выкапывается в земле, а затем над туннелем строится крыша. Эта система подходит для туннелей, расположенных близко к земле, таких как автодорожные туннели и объекты инфраструктуры.
Строительство туннелей — это крупный инженерный проект, который может стоить очень больших сумм денег. Планирование и строительство длинного туннеля может занять много лет.
Тоннель под Ла-Маншем между Францией и Англией — один из самых длинных тоннелей в мире. Его длина составляет 50 километров. Самый длинный туннель в мире, Gotthard Base Tunnel , роется в Швейцарии.
- Метро основано на сети туннелей, вырытых под землей, чтобы поезда не мешали и местный транспорт не мешал.
- На пути железной дороги или дороги туннель выкапывается, когда полоса движения сталкивается с препятствием, таким как гора, чтобы избежать обхода препятствия.
- Тоннель иногда строится для преодоления водной преграды взамен строительства моста над ней.
- Для соединения военных постов построен туннель, чтобы движение между ними не было видно противнику.
- Туннель построен для инфраструктуры, такой как электрические кабели, вода, связь и канализация, чтобы избежать повреждений и нарушений над землей.
- Некоторые туннели используются заключенными для побега из тюрьмы.
- Иногда туннели используются преступниками для ограбления банков (например, в Бразилии, лето 2005 г.).
Строительство парижского метро с выемкой и укрытием во Франции
Выемка и засыпка — это простой способ прокладки полых туннелей, в котором траншея выдолблена и покрыта крышей с подвесной системой поддержки, достаточно прочной, чтобы нести груз того, что должно быть построено над тоннелем. [2]
Доступны две основные формы сквозной проходки туннеля:
- Метод «снизу-вверх» : Выкапывается траншея с опорой на грунт, когда это необходимо, и в ней строится туннель. Раньше использовали кирпичи. Затем траншея тщательно заполняется и поверхность восстанавливается.
- Метод «сверху-вниз» : Боковые опорные стены и покрывающие балки изготавливаются с уровня земли такими методами, как возведение стен из цементного раствора или соседние буронабивные сваи. Для строительства крыши туннеля с использованием балок или монолитного бетона на стенах требуется только выдолбленный котлован. Затем поверхность переделывается, за исключением отверстий для доступа. Это позволяет заранее воссоздать дороги, услуги и другие элементы поверхности. Затем проводятся раскопки под постоянной крышей туннеля и изготавливается фундаментная плита.
- ↑ Изображения для туннелей
- ↑ Эллис 2015, с. 118.
- Эллис, Иэн В. (2015). Британская энциклопедия железнодорожного машиностроения Эллиса (3-е исправленное издание). Лулу.com. ISBN 978-1-326-01063-8 .
- Железнодорожные туннели в Квинсленде, Брайан Уэббер, 1997 г., ISBN 0-909937-33-8.
- Салливан, Уолтер. Прогресс в технологиях возрождает интерес к великим туннелям , New York Times, 24 июня 1986 г. Проверено 15 августа 2010 г.
Гэльский туннель | Elden Ring Wiki
Gael Tunnel — это локация в Elden Ring. Gael Tunnel находится в Caelid. Находится на границе между Лимгрейвом и Кэлидом.
Карта тоннеля Гаэля
Тоннель Гаэля можно найти вдоль западных скал Кэлида, на границе с Лимгрейвом. [Ссылка на карту Элденского кольца]
Со стороны Лимгрейва есть второй вход, но изначально он заперт, и его нужно разблокировать, пройдя подземелье со стороны Кэлидов. Этот вход содержит Задний вход в туннель Гаэля Место благодати. [Ссылка на карту Элденского кольца]
Все NPC и торговцы в туннеле Гаэль
- Александр — можно найти здесь во второй раз. Его можно найти рядом с закрытой деревянной дверью рядом с запасным входом, на лимгрейвской стороне границы.
Все предметы в туннеле Гаэль в Elden Ring
Предметы сбора и фермы
- Треснувший кристалл
- Золотая руна [5]
- Серебряный светлячок
- 4 больших куска блестящего камня
Материалы для улучшения
- 7x Кузнечный камень [4]
- Мрачный кузнечный камень [2]
- Мрачный кузнечный камень [4]
Снаряжение и Магия
- Кросс-Нагината
- Птичья лапка с золотым маринадом
- Грейс Мимик
- Moonveil (выпадение из Magma Wyrm)
Уникальный, Пепел и Ключи
- Сердце Дракона (выпадение из Магматического Змея)
Elden Ring Gael Tunnel Существа, враги и боссы
Обычные существа и враги
- Шахтер
- Солдат Радана
- Сухопутный осьминог
- Гигантский наземный осьминог
Полевые боссы и боссы
- Магмовый змей
Гаэльский туннель Прохождение
Если вы вошли из Лимгрейва (не из Кэлида), кажется, нет способа открыть деревянную дверь с этой стороны. Если вы освободили Александра и не слишком углубились в Кэлид, он должен быть здесь.
Место Благодати для этого подземелья находится в очень глубокой яме перед входом за двумя солдатами Радана. Лифта, чтобы спуститься вниз, нет, поэтому вам нужно будет немного побродить по краям ямы. Рядом со вторым уступом слева есть небольшая комната. Здесь есть труп с мрачным кузнечным камнем [2]. От Места благодати идите на север через туннельную арку к большой пещере с деревянными дорожками. Убейте Солдата Радана справа, затем спуститесь по ступенькам и убейте Шахтеров и Солдат Радана на этом этаже. Слева есть труп с золотой руной [5].
Спуститесь по ступеням, чтобы увидеть больше горняков и солдат Радана, собравшихся у костра, и еще нескольких под дорожкой. За несколькими ящиками в самом конце под проходом есть маринованная в золоте птичья лапка. Посмотрите на восток, чтобы найти туннель, ведущий в другую пещеру, в которой ползают наземные осьминоги и один гигантский наземный осьминог свисают с потолка сзади. Внизу есть труп, на котором висел гигантский осьминог, в котором находится оружие Крест-Нагината.
Вернитесь в главную пещеру и идите на запад, чтобы найти солдата, стоящего на коленях у лестницы. Убейте его, а затем спуститесь по лестнице, чтобы найти еще одного солдата Радана и шахтера. Обыщите труп в центре, чтобы получить 5 больших кусков блестящего камня, и другой труп поблизости, чтобы получить мимика грации. Продолжайте идти по туннелю на юге в комнату с большими деревянными воротами справа, в которых находится арена босса, а также меньшая деревянная дверь прямо впереди. Сначала пройдите через маленькую дверь, которая ведет к заднему входу в туннель, а также ко второму Участку благодати, который вы должны активировать. Вернитесь к большим воротам, чтобы бросить вызов боссу этого подземелья.
Босс: Магмовый Змей
Этот босс очень чувствителен к магическому урону. Используйте колдовские заклинания, которые наносят несколько ударов, такие как Glintblade Phalanx или Greatblade Phalanx, чтобы быстро сломать его равновесие и нанести критический удар.