Табольт машина: история бренда и модели авто

история бренда и модели авто

История Talbot (Тэлбот)

Эта фирма в действительности прожила несколько жизней: в качестве независимой компании в Лондоне, как отделение группы Rootes (Руте) и, наконец, как возрожденная марка под управлением французского концерна Peugeot (Пежо).

Компания Clement-Talbot (Клеман-Тальбо) была основана в 1903 г. с финансовой помощью графа местности Шрусбери. Тогда же она приступила к ввозу из Франции автомобилей Clement, но уже в конце того года автомобили получили марку Talbot. Затем через два года на рынке появились созданные в Великобритании модели Talbot, а к началу второй мировой войны компания Talbot твердо стояла на ногах, обладая современным заводом в северном Кенсингтоне. Гоночная машина Talbot первой преодолела больше 161 км за один час — произошло это в 1913 г. в Брукленде.

Sunbeam-Lotus Стига Блумквиста (Stig Blomqvist) и Бьёрна Седерберга (Bjorn Cederberg) на ралли Шотландия 1982 г. В 1981 г. автомобиль выиграл чемпионат мира по ралли

В 1919 г. компанию приобрела французская фирма Darracq (Даррак), в результате чего появился 1-литровый Darracq на базе Talbot, в конце концов превратившийся в модель Talbot 10/23HP. В 1925 г. фирму Darracq поглотила компания Sunbeam (Санбим), которая образовала группу STD. К этому времени авторитет Talbot пошатнулся, но вернувшийся после недолгого перерыва Жорж Рёш (Georges Roesch), занимавший с 1916 г. пост главного инженера компании, способствовал возрождению Talbot с помощью новой серии автомобилей с 6-цилиндровыми двигателями рабочим объемом до 3,4 л. Эти эффективные и высокооборотные моторы становились все мощнее и использовались до 1937 г. Такие модели как «75», «90», «105» и «110» были очень скоростными, мощными и отличались высоким качеством изготовления, но высокие цены и большие затраты на эксплуатацию сводили объем продаж к минимуму.

Когда группа STD обанкротилась, компанию Talbot приобрела группа Rootes и прежние модели Рёша использовали остатки своей привлекательности. Затем появилась новая марка Sanbeam-Talbot. На шасси Hillman (Хиллман) и Humber (Хамбер) стали устанавливать новые модные кузова. Она сохранялась до 1954 г., после чего от названия Talbot отказались.

Roesch-Talbot 105 Sports 1931 г. имел 3-литровый 6-цилиндровый двигатель, который при наличии наддува развивал мощность 138 л.с.

В 60-е гг. группу Rootes приобрел концерн Chrysler (Крайслер), и этот факт мог бы стать завершением истории Talbot, но в 1978 г. европейское отделение Chrysler купила компания Peugeot, в течение года возродившая эту марку. Существующие модели Chrysler были переименованы в Talbot, а также созданы новые под этим названием.

В начале 80-х гг. в больших количествах продавались хэтчбеки Talbot Sunbeam, Samba (Самба) и Horizon (Хорайзн), а большой автомобиль Tagora (Тагора) ждала неудача. Бывшая «крайслеров-ская» модель Sunbeam-Lotus (Санбим-Лотус), специально созданная для соревнований, стала в 1981 г. победителем мирового чемпионата по ралли.

Но возрожденная Talbot оставалась наименее успешной в программе Peugeot и не могла соперничать с также входившей в группу компанией Citroen (Ситроен). Поэтому в середине 80-х гг. от этой марки отказались, а британские и французские заводы Talbot приступили к выпуску моделей Peugeot и Citroen.

Серия Roesch-Talbot (Рёш-Тэлбот) 1930-1937


Швейцарский инженер Жорж Рёш, работавший прежде во французской автомобильной промышленности, стал в 1916 г. после переезда в Великобританию главным инженером компании Talbot. После недолгого перерыва, связанного с созданием спортивных машин для Sunbeam и французской Talbot (Тальбо), он вернулся в 1925 г. в Лондон. В это время британская компания Talbot находилась в тяжелом положении, и задачей Рёша было восстановить утраченные компанией позиции.

В 1931 г. этот автомобиль модели «105» участвовал в четырех крупных соревнованиях

Первое созданное им шасси, как и все последующие, имело сравнительно простую конструкцию, в то время как новый 6-цилиндровый двигатель был превосходен. Он имел коленчатый вал с четырьмя опорами и рабочий объем 1665 см3. Как выпускаемый в ограниченных количествах мог часто, и успешно, подвергаться модернизации. В итоге он получил полноопорный коленчатый вал, а его рабочий объем увеличился для модели «105» до 2969 см!, а для «110» — до 3377 см3.

В этот период автомобили изготавливали на заводе в северном Кенсингтоне, а кузова поступали от компании Darracq из Эктона. Номинально мотор был верхнеклапанным с одним простым карбюратором, но сконструирован и выполнен тщательнейшим образом, особенно это касалось легкого и эффективного привода клапанов. Самая мощная его версия для модели «110» развивала более 160 л.с. и обеспечила автомобилю со специальным кузовом прохождение трассы в Брукленде со скоростью 225 км/ч.

Автомобиль «105» заводской команды победил в 1931 г. в своем классе в гонке в Ле-Мане, став третьим в общем зачете

Машины Talbot с успехом выступали в различных соревнованиях с 1930 по 1934 г. — в период, когда многие их конкуренты обладали двигателями с наддувом и несколькими карбюраторами. В этом заключалась политика Рёша, которая делала бесполезными усилия заводской команды и не позволяла автомобилям фирмы одержать безусловную победу.

Большинство моделей Roesch-Talbot имели индекс, приблизительно соответствовавший мощности их двигателя. В начале 30-х гг. было множество таких автомобилей: в 1930 г. появились «70/75» и «90», на следующий год «105», еще через год «95» с 3-литровым мотором с уменьшенной степенью сжатия. Самая мощная модель «110» была представлена в 1934 г.

Из-за разногласий внутри руководства компании, проявившихся в 1935 г., Talbot перешла под контроль группы Rootes и, к неудовольствию Рёша, его машины очень скоро стали комплектоваться узлами и агрегатами фирмы Humber. Последняя модель Roesch-Talbot была создана еще до объявления «мертвящей» политики Rootes, поэтому автомобиль получил полностью независимую подвеску. Оборудование завода компании не позволяло обеспечить переход на современные конструкции. Также Рёш успел создать замечательную рядную «восьмерку» (4,5 л) для недоработанной модели Rootes Sunbeam 1936 г.

Больше всего было изготовлено моделей «70» и «75» — 2757 штук и всего лишь 216 автомобилей с индексом «90», 806 — «95», 335 — «105» и 154- «110».

Рёш создал для модели «105» очень компактную «шестерку», разместив цилиндры в шахматном порядке

 

Характеристика (105, 1931 г.)
Двигатель:Р6, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня:75×112 мм
Рабочий объем:2969 см3
Максимальная мощность:100 л.с.
Коробка передач:4-ступенчатая механическая
Шасси:на стальной раме
Подвеска:зависимая на полуэллиптических рессорах
Тормоза:барабанные
Кузов:4-местный седан, туристский или спортивный
Максимальная скорость:137 км/ч

Варианты Roesch Talbot


Roesch Talbot 70/75

Выпускалась в 1930-35 гг. с двигателем размерностью 69,5×100 мм (2276 см3). Сначала ее индекс был «70», но после выпуска 119 автомобилей модель назвали «75».

Roesch Talbot 90

Выпускался в 1930-33 гг. с двигателем от модели «75» с увеличенной степенью сжатия. Это был спортивный автомобиль, участвовавший в гонках. Позже появилась версия с укороченной колесной базой.

Roesch Talbot 95

Выпускался в 1932-35 гг. с двигателем от модели «105» (2969 см3) с уменьшенной степенью сжатия и увеличенной до 3,04 м колесной базой.

Roesch Talbot 105

Появился в 1931 г. с двигателем рабочим объемом 2969 см3 (100 л.с.).

Roesch Talbot 110

Выпускался в 1934-37 гг. с двигателем размерностью 80×112 мм (3377 см3), мощность которого на самом деле составляла 120 л.с. Этот настоящий автомобиль класса «гранд туринг» развивал максимальную скорость не менее 153 км/ч. Стандартной была коробка передач с предварительным выбором включаемой ступени.

Talbot Sunbeam-Lotus (Тальбо Санбим-Лотус) 1979-1981


Перед тем, как европейское отделение концерна Chrysler было продано французской фирме Peugeot, начались работы по созданию компактного и мощного автомобиля с кузовом хэтчбек для заводской рал-лийной команды. По словам тогдашнего руководителя команды Деза О’Делла (Des O’Dell), «чтобы победить Ford Escort, мы должны построить автомобиль лучше Escort. Вот мы его и построили». Машина дебютировала в марте 1979 г. под названием Chrysler Sunbeam-Lotus. Но в продажу она поступила в том же году уже как Talbot Sunbeam-Lotus.

Talbot Sunbeam-Lotus на ралли «Манке» 1984 г. Машина, которую следовало изготовить ограниченной партией, стала настоящим бестселлером

По стандартам конца 70-х гг. новая машина была легкой, компактной и относительно несложной. Поэтому Жорж Рёш ее наверняка бы одобрил, даже если она и не отличалась бы особой элегантностью или рафинированностью конструкции. Модель была типичной специальной модификацией, разработанной для того, чтобы успешно пройти самые сложные спецучастки чемпионата мира по ралли.

Именно спортивное подразделение европейского филиала корпорации Chrysler, а впоследствии фирмы Talbot, определило компоновку этой машины: ведь самый первый прототип был собран в Ковентри еще задолго до того, как О’Делл распорядился приступить к работе. Базовой машиной стал 3-дверный хэтчбек Chrysler/Talbot Sunbeam, платформа которого представляла собой укороченную основу модели Hillman/Chrysler Avenger (Хиллман/Крайслер Эйвенджер). На нее установили 16-клапанный двигатель Lotus с двумя распредвалами, 5-ступенчатую коробку передач фирмы ZF, усиленные задний мост, подвеску и тормоза.

Экипаж Ги Фрекелин — Жан Фашилль (Jean Fauchille) на своем автомобиле Talbot на трассе ралли НАС 1982 г.

Для получения омологации по группе 4, необходимо было изготовить 400 экземпляров машины. Сделать это можно было без особого труда. Но в компании Peugeot сочли, что на рынке есть место для 150-сильного дорожного автомобиля и заложили больший объем выпуска. В результате менее чем за два года построили 3308 таких машин. Из этого количества 1184 машины приобрели британцы. Ближайшим конкурентам — Ford Escort RS1800 и Vauxhall Chevette HS — о таких объемах выпуска оставалось только мечтать.

Предварительная сборка машин осуществлялась на шотландском заводе Sunbeam. Затем их переправляли в Норфолк на завод Lotus для достройки. В стандартной версии 2,2-литровый двигатель имел мощность 150 л.с. Раллийные версии развивали до 250 л.с. Этого вполне хватало, чтобы стать опасным соперником на уровне мирового чемпионата по ралли.

Многие спортсмены выступали на раллийных машинах Talbot «частным порядком». На фото — Брукс (Brookes) и Брайант (Bryant) на ралли НАС 1980 г.

Дорожные версии автомобилей отличались хорошей скоростью и отменной управляемостью, хотя ради спортивных успехов и возможности улучшить ходовые качества многим приходилась жертвовать вполне сознательно. В частности, коробку ZF не стали бы использовать. Но О’Делл и его команда считали ее наиболее подходящей для автомобильного спорта.

Спортивная карьера машин продолжалась всего три сезона. Заводская раллийная команда очень быстро стала победительницей в различных соревнованиях. Даже в 1981 г., когда производство этих машин было прекращено, Talbot снова выиграла мировой чемпионат по ралли среди производителей, а самый удачливый гонщик заводской команды Ги Фрекелин (Guy Frequelin) финишировал вторым в личном зачете.

На этой высокой ноте и завершилась раллийная программа фирмы Talbot. Машина-победитель была снята с производства, а руководство Peugeot переключило свое внимание на подготовку полноприводного раллийного суперавтомобиля Peugeot 205 Т16.

Фрекелин — Тодт (Tout) на Talbot во время ралли НАС 1980 г. На этот раз они пришли третьими. В 1981 г. эта машина финишировала первой

 

Характеристики (1979 г.)
Двигатель:Р4, два распредвала
Диаметр цилиндра и ход поршня:95,25×76,2 мм
Рабочий объем:2174 см3
Максимальная мощность:150 л.с.
Коробка передач:5-ступенчатая механическая
Шасси:на стальном несущем кузове
Подвеска:передняя независимая на стойках МакФерсона, сзади ведущий мост на винтовых пружинах
Тормоза:дисковые/барабанные
Кузов:4-местный хэтчбек
Максимальная скорость:185 км/ч

Печать красоты – Weekend – Коммерсантъ

В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка «Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии». Это первая в России ретроспектива одного из пионеров фотографии






Предыдущая фотография



Открытая дверь. Лист VI из альбома «Карандаш природы», 1844 год


Фото:
Science & Society Picture Library



Образец кружева, около 1840 года


Фото:
Science & Society Picture Library






Следующая фотография


1
/
2

Открытая дверь. Лист VI из альбома «Карандаш природы», 1844 год


Фото:
Science & Society Picture Library

Образец кружева, около 1840 года


Фото:
Science & Society Picture Library

В ряду отцов-основателей — Ньепс, Дагер, Байар, Тальбот — только Уильям Генри Фокс Тальбот (1800-1877) был англичанин. И в его увлечении фотографией было так много английского: аристократическое дилетантство, культ рисования, страсть к путешествиям, вкус к живописному, интерес к естественным наукам, мания изобретательства, чувства и чувствительность, рациональность и практицизм. Культ, страсть, вкус, интерес, мания — ясно, что тут замешана любовь. В те романтические времена ее ведь считали и перводвигателем искусства, ссылаясь на римских авторов, пересказавших греческую легенду о происхождении живописи, каковую будто бы изобрела некая девица, обведшая на стене тень профиля своего жениха — на память перед разлукой. Конечно, происхождение фотографии связано с любовью иного толка, не столь чувственной и вполне благопристойной — в соответствии с викторианскими нравами, с естествоиспытательской любовью к окружающему миру и позитивистскому восторгу перед бесконечными возможностями его исследования. Но легенда о происхождении живописи, вновь введенная в моду романтизмом, пришлась как нельзя более кстати, и хотя Тальбот художником себя никогда не мнил, искусство и фотография уже тогда, в годы детства последней, обнаруживали — по крайней мере, на уровне мифологии — общность базовых ценностей света и тени.


Крылья бабочки, 1839–1840 годы

Фото: Science & Society Picture Library

В международном соревновании, а это была настоящая гонка технологических вооружений и война патентов, победили французы: в самом начале 1839 года Франция провозгласила себя родиной великого изобретения, дагеротип завоевал весь просвещенный мир, и до сих пор дагеротипия кажется нам синонимом ранней фотографии. Так что и первый экспонат на московской выставке — дагеротипический портрет Тальбота работы его друга Антуана Клоде — выглядит как насмешка судьбы. Аристократ-англичанин, занимавшийся наукой и изобретательством не ради денег и карьеры, а из чистого удовольствия, поначалу не удосужился опубликовать свое открытие, но, узнав о сенсации Дагера, пытался доказать собственное первенство, позже ревниво оберегал запатентованный им метод от подражателей и отчаянно судился с дагеротипистами, что, разумеется, не добавляло ему популярности. Но именно Тальбот в своей калотипии, продержавшейся на рынке чуть более десяти лет и сметенной со сцены мокрым коллодием, открыл то, что составило суть аналоговой фотографии: негативно-позитивный процесс и возможность тиражировать снимок во множестве отпечатков. Сами слова «фотография», «негатив» и «позитив» были придуманы другом Тальбота Джоном Гершелем, посвященным во все подробности его изысканий и даже подсказавшим товарищу рецепт более надежного закрепителя, применяющийся по сей день.

Мы не увидим самой ранней из сохранившихся фотографий Тальбота — решетчатого окна в его уилтширском поместье, аббатстве Лакок, снятого аж в 1835 году: бесценный негатив хранится по месту съемки, где ныне открыт Музей Тальбота, а выставка, готовившаяся около шести лет начальником отдела фотографии ГМИИ имени Пушкина Ольгой Аверьяновой, сделана на основе других собраний, Национального музея науки и медиа в Брадфорде и Музея Виктории и Альберта. Но мы увидим все, с чего начинались тальботовские эксперименты. Тут и первые «фотогенические рисунки» — изображения кружева или растений, положенных непосредственно на светочувствительную бумагу и оставивших на ней свои силуэты, сегодня мы бы назвали такие снимки «фотограммами». И кадры, сделанные при помощи «солнечного микроскопа»: микрофотографии крыльев бабочки и срезов стеблей. И наконец, те картинки, что получили ученое древнегреческое (если бы Тальбот сосредоточился на фотографии, не отвлекаясь то и дело на занятия математикой, древними языками и расшифровкой вавилонской клинописи, он, может быть, прославился бы не меньше Дагера) название «калотипия», буквально — прекрасный отпечаток.


Библиотека. Лист VIII из альбома «Карандаш природы», 1841–1844 годы

Фото: Science & Society Picture Library

Правда, первые отпечатки были не так уж прекрасны. Биографическая легенда гласит, будто бы великим открытием мы обязаны художнической бездарности Тальбота, так толком не научившегося рисовать и, дабы не ударить в грязь лицом перед другими мастерами путевых зарисовок, вынужденного повсюду таскать с собой камеру-обскуру: еще в 1833-м на берегах озера Комо, во время свадебного путешествия по Италии, ему пришла идея поймать и удержать мимолетный световой рисунок, возникающий внутри «рисовальной машины». Поскольку речь идет о детстве фотографии, мы, как на выставке детского рисунка, обречены умиляться всем успехам и неудачам: вот снимок барельефа «Адам и Ева», и это почти слепое белое пятно, а вот снятые несколькими годами позднее «Предметы из фарфора», и кое-где можно увидеть и лепестки на розочках — невероятный технический прогресс. Впрочем, еще большее умиление вызывает тот факт, что все общие места, все банальные красивости любительской фотографии — меланхолические отражения деревьев в воде, переплетения ветвей в контражуре, торжественные ритмы классических портиков, кружево готических фасадов — увидены и схвачены здесь впервые в истории. Длительность экспонирования, ненадежность первых проявителей и закрепителей, огрехи соляной печати, несовершенства бумажных негативов, быстро выцветающие позитивные отпечатки, смазанность деталей, довольно скверное качество портретов (в этом можно убедиться в предпоследнем зале выставки) — у дагеротипии было множество преимуществ, но именно Тальбот открыл эпоху технической воспроизводимости искусства.

Он, однако, и не думал о калотипии как об искусстве. Он думал о науке — ей пригодилась бы микросъемка, о просвещении — калотипию предполагалось использовать для факсимильного воспроизведения гравюр и манускриптов, а также в иллюстрированных каталогах скульптурных коллекций. И даже о коммерческом применении новаторской технологии — от каталогов промышленных образцов тех же кружев до производства видовых открыток для туристов. В серьезность коммерческих намерений заставляют поверить несколько выставленных калотипий. Одна — с изображением студии The Reading Establishment, основанной домашним слугой, а впоследствии ассистентом Тальбота голландцем Николасом Хеннеманом: весь коллектив высыпал на задний двор ателье и занят проявкой негативов на солнечном свету — все внимательно следят за поведением облаков. Другая калотипия изображает Библиотеку Лавджоя, крупнейшую за пределами Лондона, в витрине которой красуется тальботовская продукция.


Бюст Патрокла, профиль. Лист XVII из альбома «Карандаш природы», 1843 год

Фото: Science & Society Picture Library

В 1844-1846 годах The Reading Establishment выпустила многосерийный альбом «Карандаш природы», собрание пейзажей, натюрмортов, постановочных бытовых сценок, видов архитектурных достопримечательностей, репродукций гравюр и исторических документов, демонстрировавшее все доступные калотипии изобразительные возможности и ее жанровое разнообразие. Наверное, какие-то из самых удачных снимков могут показаться художественной фотографией — в силу случайно найденного ракурса, из-за почти пикториалистской нечеткости деталей или же потому, что врезались в нашу иконографическую память (юный зритель, например, может легко узнать аббатство Лакок — в нем снимались первые серии «Гарри Поттера»). Что-то — скажем, «Лошадку-качалку», странную, полуживую фигуру, выступающую из тьмы,— можно и вовсе принять за шедевр сюрреализма. Но Тальбот не собирался конкурировать с живописцами в новом медиуме — он всего лишь утверждал, что его изобретение сможет стать подспорьем для художника, освободив его от многовековой повинности подражать природе. И этой эмансипацией от мимесиса он, естественно не осознавая последствий, начал подлинную революцию в искусстве, завершенную уже в XX веке — Малевичем, Дюшаном и Кошутом.

«Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии». ГМИИ имени Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, до 8 апреля

Talks & Service

Service

Senior Area Chair:

  • AACL-IJCNLP 2022

Региональный председатель:

  • EMNLP 2022
  • EACL 2023

Программный комитет:

  • EMNLP: 2019 (выдающийся рецензент), 2020, 2021
  • ACL 2020
  • НААКЛ 2021
  • ICML 2020 (33% лучших рецензентов)
  • НейрИПС 2020
  • ICLR 2021 (выдающийся рецензент), 2023
  • Семинары: RepL4NLP 2020 (в ACL), DeeLIO 2020 (в EMNLP)

Докладчик

  • 12/2022 Две точки зрения на учебный процесс NMT (основной доклад)

          Семинар BlackBoxNLP на EMNLP 2022
  • 08/2021 Нейронный машинный перевод наизнанку (основной доклад)

          Семинар RepL4NLP на ACL 2021
  • 06/2021 Нейронный машинный перевод наизнанку (основной доклад)

          Семинар DeeLIO на выставке NAACL 2021
  • 01/2020 Эволюция представлений в Трансформере (основной доклад) Слайды Видео

          Трек AI & NLP на Днях прикладного машинного обучения в EPFL, Лозанна, Швейцария
  • 08/2019 Внутри трансформатора

          Исследовательский саммит Яндекса, Москва, Россия (совместно с Дэвидом Талботом)
  • 07/2019 Машинный перевод: анализ многоголового самовнимания (основной доклад)

          АИСТ 2019 (8-я Международная конференция — Анализ изображений, социальных сетей и текстов), Казань, Россия
  • 08/2018 Обучается ли NMT решать НЛП?

          Исследовательский саммит Яндекса, Москва, Россия (совместно с Дэвидом Талботом)

Приглашенные доклады

  • 11. 10.2021 Нейронный машинный перевод наизнанку

          Семинар в Хельсинки, LT

          Коллоквиум «Шеннон встречает Тьюринга»

          Семинар по связям с инвесторами в Глазго

          Переговоры «Молодые инноваторы» (Австрия)

  • 03-06/2021 Анализ NMT: компромисс между источником и целью и (немного) процесс обучения Слайды

          Стэнфордский семинар НЛП

          Корнельский НЛП

          MT@UPC

          Кембриджский НЛП

  • 12.08.2020 Оценка исходного и целевого вклада в прогнозы NMT Слайды

          Unbabel

          ENS Париж
  • 06-10/2020 Теоретико-информационное исследование с минимальной длиной описания Слайды

          MIT (Массачусетский технологический институт)

          DeepMind

          Грамматическое видео AI

          НЛП с друзьями Слайды для друзей Видео

          CMU (Университет Карнеги-Меллона)

          USC ISI Video

  • 01/2020 Анализ информационных потоков в преобразователях Слайды

          Naver Labs Europe, Гренобль, Франция

          Google Research, Берлин, Германия
  • 01/2020 Эволюция представлений в Трансформере Слайды Видео

          Раса, Берлин, Германия

Подкасты

  • 01/2021 ML Street Talk

  • Основные моменты НЛП 11/2019

Выступления на конференциях

  • ACL 2019: Анализ самовнимания нескольких голов: специализированные головы выполняют тяжелую работу, остальное можно сократить , Флоренция, Италия Слайды Видео
  • ACL 2018: Контекстно-зависимый нейронный машинный перевод изучает разрешение анафоры , Мельбурн, Австралия, слайды, видео

Как госслужащие могут заставить машину работать на себя

Вы слышали о Буурцорге? Нет? Я тоже, пока не начал читать новую увлекательную книгу Джайдипа Прабху.

Это, однако, не рецензия на книгу «Каким должно быть правительство?». Я сделаю это в другой раз (а пока вы, возможно, захотите взять его и прочитать — будет тест).

Итак, вернемся к Буурцоргу. Это может звучать как что-то из «Звездного пути», но на самом деле это инновационная голландская социальная организация.

Основная идея проста. Buurtzorg объединяет взрослых социальных работников в небольшие самоуправляемые команды на базе местных сообществ. Около дюжины медсестер работают вместе, чтобы ухаживать за пожилыми людьми на дому, а клиенты обычно видят только одну или двух медсестер, которые обслуживают все их потребности в социальной помощи.

Buurtzorg поддерживает эти самоуправляемые команды без менеджеров среднего звена. Вместо этого он предоставляет высокоэффективную ИТ-систему на основе Интернета для работы с делами и очень легкую функцию бэк-офиса.

Команды имели высокую степень автономии, чтобы решать такие вещи, как, например, где должны быть их офисы и как они должны быть обставлены и украшены, в рамках бюджета.

И хотя Buurtzorg выпускает стандартизированные общие рекомендации, эти команды могут свободно вводить новшества вместе с клиентами и другими поставщиками. В центре внимания находится клиент, и, кроме того, помощь пожилым людям в максимально возможной степени.

Это экстремальная версия того, что всемирно известный организационный теоретик Генри Минцберг называет «профессиональной бюрократией». «Бюрократические», потому что существуют правила, но «профессиональные», потому что правила — это не стандарты, навязанные сверху вниз, а разработанные снизу вверх способы работы, управляемые профессионалами, которые выполняют работу.

Буурцорг одновременно и дорог, и дешев. Это дорого, потому что почасовая ставка медсестер Buurtzorg за то, что иногда является черновой работой, невыгодно по сравнению с более низкооплачиваемыми помощниками по уходу, выполняющими ту же работу.

Но это дешевле, чем якобы более эффективные системы по двум причинам. Во-первых, без менеджеров среднего звена и с минимальными вспомогательными функциями он концентрирует ресурсы на оказании медицинской помощи. Во-вторых, тип оказания помощи — более индивидуальный и целостный — дает гораздо лучшие результаты и, следовательно, более низкие долгосрочные затраты.

Здравоохранение и социальная помощь в Великобритании десятилетиями развивались в направлении, противоположном Buurtzorg. Теперь это больше похоже на то, что Минцберг называет машинной бюрократией. Это гораздо больше похоже на традиционную идею строго иерархической бюрократии, связанной правилами, описанную в работе Макса Вебера.

Работа организована не профессионалами, а по правилам и иерархии менеджеров среднего звена, поддерживаемых крупными бэк-офисными функциями, такими как финансы, ИТ, HR и т. д. Задачи разделены и подразделены и распределяются между многочисленными подразделениями труда.

На первый взгляд результат может показаться более эффективным, но на самом деле он часто стоит дороже и дает худшие результаты. Наиболее крайнюю версию этого можно, вероятно, увидеть в системе здравоохранения США, где каждая задача определяется, оценивается и учитывается. В результате США тратят на здравоохранение почти в два раза больше, чем любая другая страна ОЭСР, при гораздо более низких результатах.

А для пациентов и клиентов опыт может быть поистине ужасным. Их видят несколько рабочих, ни один из которых не знаком ни им, ни тем, кто знает их. Спеша выполнить одну конкретную задачу в кратчайшие сроки, медицинские работники и работники по уходу имеют мало шансов на человеческий контакт и поддержку.

Кстати, я должен упомянуть, что то же самое произошло и с британскими университетами. За три десятилетия моей работы в сфере высшего образования произошел решительный переход от «профессиональной» к «машинной» бюрократии. Курсы были стандартизированы и унифицированы, разрослись «службы поддержки» и менеджеры среднего звена, и были введены все более сложные и обременительные системы, основанные на правилах.

По иронии судьбы, многие из этих изменений были вызваны идеями, которые стали известны как «Новое государственное управление», суть которых предположительно заключалась в переносе управленческих идей и практик из частного сектора в общественное.

Leave a Reply