Содержание
Литол и солидол — в чем разница
Если спросить любого человека, какие смазки для обслуживания механизмов самые известные, наверняка в ответ услышите – литол и солидол.
Что же собой представляют эти материалы? Чем отличается литол от солидола и от других смазок? Что можно смазывать солидолом и литолом?
Попытаемся ответить на эти вопросы в данной статье.
Солидол – одна из первых пластичных смазок, разработанных в 20-х годах XX века для обслуживания узлов автомобильной и сельскохозяйственной техники.
Состав, представляющий собой однородный состав от светло-желтого до темно-коричневого цвета, получают путем загущения индустриальных масел кальциевыми мылами. Верхний порог рабочих температур составляет около +70 °C.
Существуют две разновидности солидолов:
Этот материал использовался повсеместно долгие годы. Благодаря низкой стоимости, универсальности, хорошей влагостойкости, даже в наши дни он все еще находит себе применение.
Пластичная смазка оказалась настолько популярной, что не только механики, но и рядовые автолюбители стали называть солидолом любую пластичную смазку для автомобильных и промышленных применений.
Главный недостаток солидола – очень низкий порог верхних рабочих температур. Уже при +80 °C смазка разрушается и перестает выполнять свои защитные функции.
Пластичная смазка литол была разработана в Советском Союзе в 70-80-х годах XX в как материал, который со временем призван полностью заменить солидол.
В качестве основы литола используется минеральное масло, загущенное литиевыми мылами стеариновых кислот. Такой загуститель позволил расширить диапазон эксплуатационных температур – смазка отлично работает до +120…+130 °C.
Наиболее известным и универсальным материалом из серии является Литол-24. Присадки, которые содержит этот состав, предотвращают процесс ускоренного окисления смазки. Консистенция, несущая способность, водооталкивающие свойства и многие другие характеристики материала оказались достаточными для возможности его применения в большинстве узлов современных механизмов.
В настоящее время Литол является, пожалуй, самой универсальной и многофункциональной смазкой для механизмов, работающих в обычных условиях эксплуатации.
Итак, со времен СССР в России остаются самыми популярными смазками литол и солидол. В чем разница между этими материалами?
Разобраться в смазках, что лучше – литол или солидол – можно, если знать их состав и свойства, которые придают смазкам их компоненты.
Основные особенности и различия материалов объясняются разным типом используемого загустителя.
Повышение термостойкости состава – заслуга именно литиевого мыла, применяемого вместо кальциевого в солидоле. Литол обладает также более высокими антикоррозионными свойствами.
Зато, если сравнивать оба состава, кальциевый солидол лучше противостоит вымыванию водой. Он также характеризуется меньшей химической активностью и может использоваться с теми конструкционными материалами (например с алюминием и другими цветными металлами), для которых литиевые смазки губительны.
Нельзя не отметить такой параметр как пластичность. Если сжать в одной руке литол, а в другой солидол, то первый материал размажется, а второй будет хорошо продавливаться между пальцами.
В отличие от солидолов, в составе литолов отсутствуют компоненты, агрессивные по отношению к большинству резин. Именно поэтому эти материалы часто применяют в узлах, контактирующих с резиновыми манжетами, сальниками, уплотнителями.
Таким образом, несмотря на явные преимущества литола по некоторым параметрам, разница в эксплуатационных свойствах не позволила литолам полностью вытеснить солидолы. Каждый из этих материалов по-прежнему используется, за каждым остались свои области применения.
Заметим, что чисто кальциевые смазки сейчас используются редко. На смену им пришли материалы на основе комплексных кальциевых мыл. Новые составы лишены недостатков, присущих литолам и характеризуются очень высокими рабочими свойствами.
Солидол часто применяется для смазывания шарниров и других узлов трения устаревшей техники, которая не испытывает больших нагрузок и работает на невысоких скоростях.
Литол выдерживает более жесткие режимы, поэтому активно применяется в узлах современной техники.
В то же время ограничения, касающиеся той или иной смазки, накладывают определенные границы на ее применения в отдельных областях.
Так, например, литол не рекомендуется использовать на алюминиевых поверхностях, поэтому если есть альтернатива – использовать там солидол или литиевую смазку – лучше выбрать первый вариант.
Солидол незаменим там, где требуется хорошая защита от воздействий окружающей среды – влаги, пыли, грязи, солнца, ветра. Именно поэтому его применяют в качестве консервационной смазки, а также для сельскохозяйственных механизмов и дорожной техники.
Рассмотрим подробнее применение каждого материала на примерах узлов автомобильной техники.
В конструкции этих элементов предусмотрены пыльники, изготовленные с применением пластмасс или резин. Кальциевые составы агрессивны по отношению к этим материалам, поэтому в шаровых опорах подвески повсеместно используется литолы.
Шарниры равных угловых скоростей испытывают достаточно высокие нагрузки. Чтобы в них не попадали пыль, грязь и другие абразивы, в их конструкции предусмотрены пыльники, которые выполняются из пластмасс.
Поскольку солидол несовместим с пластиками, то применять его в ШРУСах нельзя. Литиевые смазки неагрессивны к пластикам, поэтому могут применяться в этих узлах, хотя там и желательны смазки с более высокой несущей способностью.
В ступичных подшипниках отсутствуют резиновые или пластмассовые элементы. Тем не менее в процессе движения автомобиля этот узел испытывает значительные нагрузки и может сильно нагреваться. Поэтому и в ступицу рекомендуется закладывать не солидол, а литол.
В конструкции шестерен и зубчатых колес пластиковые или резиновые элементы отсутствуют, поэтому их можно смазывать как литолом, так и солидолом. Это касается зубчатых передач открытого типа.
В закрытых же передачах помимо шестерен и зубчатых колес, могут быть установлены сальники, для которых солидол губителен.
Как видим, в современной автомобильной технике применение солидола нежелательно или нецелесообразно, а порой, и категорически недопустимо. В то же время, для применений на устаревшей технике, на другом оборудовании, а также в качестве смазок для консервации солидол часто оказывается незаменим.
Литол же – универсальная смазка для большинства автомобильных механизмов.
В чем разница между солидолом и литолом и какую смазку выбрать
Многие автомобилисты, механики, техники, впервые столкнувшись с необходимостью смазывания узлов, слышат, что нужно купить литол или солидол. Именно этим смазки применяются в нашей стране уже более 30 лет, недорогие и легко доступные. В то же время дать ответ на вопрос, в чем разница между солидолом и литолом, способны далеко не все специалисты. Обе марки используются для смазывания узлов качения, скольжения, а также трущихся поверхностей машин и механизмов. Свойства этих смазок во многом схожи, но только в том случае, если речь не идет о повышенном нагреве или высоких скоростях движения. Так чем же солидол отличается от литола? В этой статье мы ответим на вопрос, а также проясним, когда какой состав лучше использовать.
В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ СОЛИДОЛОМ И ЛИТОЛОМ ПО СОСТАВУ?
Обе смазки имеют одинаковую основу. По составу литол и солидол представляют собой продукты перегонки сырой нефти (нефтяные масла), которые загущены мылами и снабжены пластификаторами для улучшения характеристик. Нефтяные масла — это легкотекучие жидкости: они сами по себе имеют смазывающий эффект, снижающий трение. Но они очень легко стекают с поверхностей металла, оставляя только тонкую масляную пленку, не способную компенсировать активное трение в процессе движения без постоянного поступления к рабочему узлу. Для того, чтобы использовать полезные смазывающие свойства нефтяных масел, к ним добавляют загустители, делающие их густыми и пластичными, а также присадки — вещества, предотвращающие коррозию обработанных поверхностей и снижающие агрессивность смазок к другим продуктам органического синтеза.
Чем отличается солидол от литола? В качестве загустителей используются мыла – растворимые соли насыщенных жирных кислот. Свойства используемого при производстве смазок мыла значительно отличаются в зависимости от того, какой металл послужил основой омыливающей жир соли. Именно в этом, то есть химическом составе, и кроется различие двух рассматриваемых смазок и позволяет ответить на вопрос, что лучше литол или солидол?
Солидол
Солидол был изобретен в первой половине ХХ века. Это был этап бурного развития механических машин и механизмов. В основу было положено имевшиеся в достаточном количестве побочные продукты перегонки нефти – масла, в которые для придания пластичности добавлялось кальциевое мыло. Достигнутый результат был революционным для своего времени. Солидол приобрел такие свойства, как:
— высокая пластичность;
— консистентность;
— устойчивость к вымыванию водой;
— длительно сохраняющийся смазывающий эффект;
— относительная термоустойчивость при эксплуатации в легко нагруженных трущихся узлах.
Однако у этого смазочного материала были и недостатки:
— Низкая устойчивость к высоким температурам. При нагреве выше 70-80 °С солидол расплавляется и стекает.
— Способность вступать в реакцию с резиной и пластиками, из которых изготавливаются уплотнители и сальники.
— Затвердевание при низких температурах (ниже -30 °С) с утратой смазывающих свойств.
Упомянутые недостатки и растущие в процессе эксплуатации нагрузки вынудили искать замену. В чем разница между солидолом и литолом и почему именно последняя смазка чаще используется для высоконагруженных узлов?
Литол
К 70-80 годам химическая промышленность вышла на новый уровень. Начали в большом количестве появляться синтетические смазки. Но и продукты на основе природных масел не утратили актуальности. Была разработана новая смазка – литол. В чем разница между литолом и солидолом? То же нефтяное масло и мыло. Только вместо кальциевого в производстве литола используется литиевое мыло. Это принципиально изменило свойства смазки. Она приобрела новые температурные и механические свойства:
— Более высокую устойчивость к высоким температурам (до 125-130 °С).
— Устойчивость к высоким механическим нагрузкам (прочность более 600 Па).
— Сохранение пластичности при низких температурах (до -50-60 °С).
Широкое распространение получили следующие серии литолов:
ЦИАТИМ 201 и 202 – смазка, предназначенная для низконагруженных узлов и механизмов, работающих в температурном диапазоне от -50 до +100 °С. Широко используется в электротехнике.
ЦИАТИМ 203 – имеет гораздо более высокие эксплуатационные характеристики. Предел положительных температур, при которых работает смазка, повышен до +130 °C. В состав вводятся присадки, защищающие от коррозии и преждевременного износа. В отличие от солидола литол хорошо подходит для подшипников и тяжело нагруженных соединений. Улучшены водоотталкивающие свойства.
Литол-24 – по механическим свойствам близок к ЦИАТИМ 203, но, благодаря новым присадкам, предотвращает окисление трущихся поверхностей. В процессе эксплуатации теряет менее 5 % объема, приходящегося на испарение масел.
Что же лучше солидол или литол? Существенным недостатком всех литолов является агрессивность в отношении алюминия, который они разъедают. Кроме того, литолы более восприимчивы к влаге и быстрее вымываются водой.
СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ОТ КОМПАНИИ «МСК»
Ответить на вопрос, в чем разница между солидолом и литолом, а также проконсультировать относительно использования смазок, смогут специалисты нашей компании. Мы уже более пяти лет занимаемся производством высокотемпературных консистентных смазок, в том числе солидола и литола.
Обе марки подходят для подшипников качения и скольжения, а также обработки любых трущихся поверхностей, нуждающихся в защите от задиров. Наши смазочные материалы обеспечивают защиту от коррозии, предотвращают заедания, отводят излишек тепла, уменьшают износ деталей.
Мы рекомендуем выбрать солидол, если необходимо закладывать смазку в открытые узлы или детали, подверженные контакту с водой. Эта смазка практически не вымывается, что обеспечивает надежную защиту поверхностей. Литол лучше всего подходит для высоконагруженных узлов, которые работают при высоких температурах. Благодаря эксклюзивной рецептуре нам удалось повысить температуру каплепадения смазки до 250 °C. Наш Литол-24 широко используется предприятиями из Актау, Атырау, Актобе, Астаны и других городов Казахстана и получил несколько наград за уникальные свойства и высокое качество.
«МСК» обеспечивает доставку смазочных материалов во все города Казахстана. Напишите нам, чтобы получить оптовый прайс и узнать, какие условия поставки мы можем вам предложить!
Чем литол отличается от солидола?
В чем разница между литолом и солидолом?
Со времен расцвета советской промышленности наиболее распространены две смазки – литол и солидол. Оба вещества изготавливаются на основе нефтяных масел, но имеют ряд отличий по составу и эксплуатационным возможностям (рабочая температура, влажность рабочей зоны). Говоря об отличиях литола и солидола, необходимо помнить, что существует несколько модификаций этих смазок. Классификация литолов
Литол – водостойкая смазка на основе нефтяных масел. Масло загущено мылом литиевой стеариновой кислоты. Этот загуститель придает литолу высокий температурный порог использования и вязкость. Имеет цвет от светло-бежевого до шоколадного. Продуктовая линейка lithol включает четыре основные ветви материала. Среди них:
ЦИАТИМ-201 ЦИАТИМ-202 ЦИАТИМ-203 Литол-24
ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202 предназначены для применения в агрегатах с умеренными нагрузками, где нет повышенного сдвига материала защищаемого оборудования. Эти ЦИАТИМы используются в электротехнике, радиотехнике и других высокоточных приборах. Эти сорта обладают самой высокой морозостойкостью. Температурные пределы применения этих видов литолов широки и колеблются от -50 °С до +100 °С. ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202, благодаря схожести своих свойств, могут заменять друг друга.
ЦИАТИМ-203 в отличие от двух предыдущих литиевых мыл производится из трансформаторного масла, которое также загущено литиевым мылом. В эту литиевую смазку добавляют ряд присадок для придания ей дополнительных свойств. Благодаря присадкам расширяется область применения в силовых агрегатах тяжелой техники, зубчатых передачах, нагруженных подшипниках и зубчатых передачах. Он резко отличается от двух предыдущих марок своими водоотталкивающими свойствами, превосходя ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202. Также улучшена защита от износа деталей механизма.
Литол-24 обладает всеми свойствами ЦИАТИМ. Кроме того, в нем есть присадки, препятствующие окислению деталей. Температура использования до 130°С позволяет защитить узлы с интенсивным трением во всех видах подшипников. Литоловая масляная основа практически не испаряется (не более 5% при максимальной рабочей температуре) – это добавляет прочности узлу, в который вводилась смазка. Классификация солидолов
Солидолы, как и литолы, основаны на нефтяных маслах, но загустителем в этом материале являются кальциевые мыла на основе высших кислот. Температура функциональной пригодности солидола ограничивается -30 °С…+75 °С. В зависимости от кислот, используемых для загущения, выделяют два типа солидолов:
Солидолы жирные Солидолы синтетические солидолы.
Жировые солидолы используют жирные кислоты природного происхождения. Синтетические солидолы имеют в своем составе синтетические кислоты. Они дешевле своих жирных аналогов и сопоставимы по качеству. Выпускаются две основные марки синтетических солидолов УС-1 и УС-2. Допускается в процессе работы смешивать разные виды солидолов, что не нарушит свойств общей смеси.
Преимущество солидола в том, что в процессе эксплуатации он не вымывается из мест укладки. Благодаря наибольшему содержанию смазки и низкой температуре эксплуатации солидол применяют в узлах и механизмах, работающих во влажных условиях в неотапливаемых помещениях (тихоходные коробки передач, сельскохозяйственные машины). К отрицательным свойствам этой смазки относятся низкая механическая стабильность и вязкость, обратно пропорциональная температуре, и предел прочности менее 600 Па. Сравнение солидола и литола
Из вышеприведенных характеристик обоих смазочных материалов можно составить сравнительную характеристику. Оба материала были созданы в 70-х годах прошлого века, а потому морально устарели и не отвечают требованиям современной техники на сто процентов, особенно с солидолом. Внимательные автовладельцы и механики, не жалеющие денег на содержание автомобиля, выбирают современные аналоги с улучшенными характеристиками.
Если стоит выбор между солидолом и литолом, то лучше литол-24 или ЦИАТИМ-203, особенно в ответственных и труднодоступных узлах.
Для смазывания деталей кручения также лучше выбирать литоловые смазки. Благодаря плотности снижается вибрация, а соответственно и шум при работе. Но следует понимать, что речь идет не о кулерах системных блоков ПК и вентиляторах вытяжек, а о тяжелых машинах, промышленных агрегатах и автомобилях. Ведь мелкие детали (стрелки спидометра, механизм дверного замка), попав в минусовую температуру, схватятся литолом, как пластилином, и точно не смогут выполнять свои функции.
Высокая влажность также не является прямым показанием к применению солидола. Необходимо учитывать все характеристики рабочей среды. Ведь при повышении температуры выше 750С солидол переходит в жидкую фракцию и вытекает. Но предпочтительнее солидол в легко отделяемой среде. В таких условиях литол способен испортить резиновые детали, заставив их вздуться, ПВХ проржавеет до дыр, некачественный пластик оставляет следы.
Сравним цены на оба варианта смазок. В среднем цена килограмма солидола колеблется в районе 100 рублей. Тогда как один килограмм литола будет стоить в два раза дороже – около 200 рублей за килограмм. Цены взяты из расчета розничной покупки через интернет-магазины.
По стоимости мы видим, что с одной стороны солидол в два раза дешевле, но во-первых солидол не сможет выполнять функции литола, даже если он бесплатный, а во-вторых жадный платит дважды и покупка новой детали обойдется в разы дороже. Поэтому следует вести строгий список того, какую смазку можно использовать, и не переплачивать, но и не сожалеть о собственной недальновидности.
В заключение хотелось бы резюмировать все пункты, по которым масляные смазки различают солидоловые и литоловые:
Другая рабочая температура . -30°С…+75°С для солидола против -60°С…+130°С для литола (указаны минимальная и максимальная рабочие температуры всех марок обоих материалов) Вязкость смазки. Литол становится высоковязким при падении температуры ниже 50°С, что является как положительной, так и отрицательной стороной смазки. Вымывание рабочего узла. Лолидол реже вымывается из рабочей части, так как более жирный, чем литол. Агрессивность материала. Литол из-за наличия множества добавок агрессивен ко многим материалам (пластик, ПВХ, резина). Лидол не вызывает коррозии и не повреждает изделия из вышеперечисленных материалов. Он устойчив к коррозии. Благодаря тем же присадкам литол защищает металлические (кроме алюминиевых) детали от коррозии и окисления кислородом воздуха и воды. В настоящее время литол не может похвастаться таким свойством. Агрессивность Литола к алюминию, особенно в присутствии воды, делает невозможным его использование с этим металлом. Стоимость покупки смазки. Лолидол в два раза, а в оптовых поставках в три раза дороже оппонента. Срок годности . При хранении в таре от производителя смазка сохраняет работоспособность в течение многих лет. Многие находят себе банки семидесятых годов с солидолом и литолом в хорошем состоянии. И пока они не будут защищать ключевые узлы автомобиля, они будут добросовестно смазывать ворота таксы. Доступность . И солидол, и литол можно найти в любых хозяйственных магазинах, интернет-ресурсах и на специализированных рынках.
Чем отличается литол от солидола и что лучше выбрать
Литол и солидол – чем отличаются, свойства, характеристики и применение этих смазок.
- Солидол и литол — смазочные композиции, которые используются для защиты отдельных узлов от значительных нагрузок, перегрева и для уменьшения трения.
- Солидол и литол имеют схожий состав, но отличаются техническими характеристиками.
- За исключением выщелачиваемости, литол является более эффективным вариантом. Смазочные материалы также различаются по стоимости. Солидол в два раза дешевле литол.
Солидол – описание, характеристики и применение.
Солидол — одна из первых смазок, разработанных в 20-х годах ХХ века для обслуживания узлов автомобильной и сельскохозяйственной техники.
Солидол (от лат. solidus — густой и oleum — масло), устаревшие обозначения «тавот», «мадиа», «масляная мазь», — смазка, получаемая загущением индустриальных масел средней вязкости кальциевыми мылами высших жирных кислот.
Рабочая температура смазки «Солидол» находится в диапазоне до 65…70 °С. По сравнению с литиевыми смазками солидол труднее вымывается водой.
Солидол применяется в механизмах, работающих во влажных условиях (сельскохозяйственная техника и др.), но не подвергающихся нагреву, а также в качестве консервирующей смазки.
Солидоловая композиция представляет собой однородную композицию от светло-желтого до темно-коричневого цвета, которую получают загущением индустриальных масел кальциевыми мылами. Верхний порог рабочих температур около +70°С.
Солидолы применяют не только для смазывания машин и механизмов, но и в лечебных целях. В садоводстве имеется положительная практика применения солидола «в чистом виде» вместо садового вара для прививки и обрезки деревьев.
Существует две основные разновидности солидолов:
Жировые солидолы, где в качестве загустителя используются жирные кислоты растительного происхождения,
Синтетические солидолы, где загуститель получают путем химического синтеза.
Солидолы делятся на две основные группы:
- Жировые солидолы, в которых гидратированные кальциевые мыла, полученные путем омыления едким кальцием жирных кислот и их глицеридов, содержащихся в растительных маслах, используются для загущения базового масла.
- Синтетические солидолы, где для загущения базового масла используются гидратированные кальциевые мыла синтетических жирных кислот, полученные каталитическим окислением высокомолекулярных углеводородов (парафинов и др.) кислородом воздуха.
Синтетический солидол – технология производства.
Синтетический солидол производится на основе базовых масел после кислотно-контактной и селективной очистки, где доля последних в смеси по нормативам не превышает 30%.
Остатки от перегонки синтетических жирных кислот (9-12%), омыленные известью, используют в качестве сырья для приготовления загустителя.
Жировой солидол загущен кальциевыми мылами жирных кислот, содержащихся в натуральных жирах (обычно хлопковом масле).
Для приготовления синтетического солидола в варочном котле при температуре около 100 °С готовят суспензию известкового молока в небольшом количестве готового солидола.
Затем температуру массы снижают до 65°С и производят отстаивание смеси, при этом спускается образовавшаяся вода, а вместо нее небольшое количество (около 15% от нормы) минерального масла и все необходимое количество жирных кислот загружается в котел.
Следующим этапом приготовления синтетического солидола является омыление кислот и частичная дегидратация полученного мыла путем нагревания смеси до 105°С в течение 2…6 часов. В смесь добавляют оставшееся масло, что снижает ее температуру до 70…75 °С. Готовый солидол после перемешивания и охлаждения разливают в емкости. На современно оборудованных предприятиях варка солидола осуществлялась под давлением в герметически закрытых автоклавах с механическими перемешивающими устройствами, что ускоряло процесс приготовления жира и повышало производительность, а для его охлаждения применялись барабаны-охладители.
Обе разновидности солидола были приготовлены из минерального (нефтяного) масла, названия отражают способ получения используемого загустителя мыла.
Жировые солидолы считались более качественными, в частности – менее склонными к твердению при хранении и к тиксотропному твердению при «отдыхании» после закачки в сборку под давлением. Внешне жирные солидолы неразличимы и смешиваются без побочных эффектов.
Различают консистенцию обычных и прессованных солидолидов.
Пресс-солидолиды применяются для смазывания механизмов через пресс-масленки (разбрызгивание), они более мягкие по консистенции, но имеют более низкий верхний температурный порог и разлагаются уже при 80 °С (течет, теряют смазывающие свойства начиная с 45…50 °С ).
К солидолам относится графитовая смазка USSA, имеющая серебристый оттенок. Содержит до 10% молотого графита-P (грубого помола), что придает графитовой смазке USSA повышенные противозадирные и проводящие свойства.
Солидолы уже много лет используются повсеместно. Благодаря низкой стоимости, универсальности и хорошей влагостойкости они используются и сегодня.
Смазка «Солидол» оказалась настолько популярной, что не только механики, но и обычные автомобилисты стали называть солидолом любую смазку для автомобильного и промышленного применения.
Основным недостатком солидола является очень низкий порог верхних рабочих температур. Уже при +80 °С смазка разрушается и перестает выполнять свои защитные функции.
Литол – описание, характеристики и применение.
Литоловая смазка была разработана в Советском Союзе в 70-80-х годах ХХ века как материал, который со временем полностью заменит солидол.
Литол изготовлен на основе минерального масла, загущенного литиевыми мылами стеариновых кислот. Этот загуститель позволил расширить диапазон рабочих температур – смазка отлично работает до +120. +130 °С.
Самый известный и универсальный материал серии – Литол-24. Присадки, содержащиеся в этом составе, препятствуют процессу ускоренного окисления смазки. Плотность, несущая способность, водоотталкивающие свойства и многие другие характеристики материала оказались достаточными для возможности его применения в большинстве узлов современных механизмов.
В настоящее время Литол является, пожалуй, самой универсальной и многофункциональной смазкой для механизмов, работающих в нормальных условиях эксплуатации.
Сравнение солидола и литола.
Итак, с советских времен в России самыми популярными смазками остаются литол и солидол. В чем разница между этими материалами?
Разобраться в смазках, что лучше – литол или солидол – можно понять, если знать их состав и свойства, которые придают смазкам входящие в их состав компоненты.
Основные характеристики и различия материалов обусловлены разным типом используемого загустителя.
Повышенная термостойкость композиции — заслуга литиевого мыла, используемого вместо кальциевого в солидоле. Литиевое мыло также имеет лучшую защиту от коррозии.
Но, если сравнить два состава, солидол кальция лучше противостоит вымыванию водой. Она также характеризуется меньшей химической активностью и может применяться с теми конструкционными материалами (такими как алюминий и другие цветные металлы), для которых литиевые смазки губительны.
Нельзя пренебрегать параметром пластичности. Если в одной руке сжать литиевую смазку, а в другой солидол, то первый материал размажется, а второй будет хорошо продавливаться между пальцами.
В отличие от солидола литол не содержит компонентов, агрессивных к большинству каучуков. Именно поэтому эти материалы часто используются в узлах, контактирующих с резиновыми манжетами, сальниками, уплотнителями.
Таким образом, несмотря на явные преимущества литолов по некоторым параметрам, разница в эксплуатационных свойствах не позволила литолам полностью вытеснить солидолы. Каждый из этих материалов используется до сих пор, и у каждого есть своя сфера применения.
Обратите внимание, что чисто кальциевые смазки в настоящее время используются редко. На смену им пришли материалы на основе комплексных кальциевых мыл. Новые составы лишены недостатков, присущих литолам, и характеризуются очень высокими рабочими свойствами.
Что лучше для смазки – литол или солидол?
- Солидол часто применяют для смазывания шарниров и других узлов трения устаревших машин, не испытывающих больших нагрузок и работающих на малых скоростях.
- Литол выдерживает более суровые условия, поэтому его активно используют в узлах современной техники.
В то же время ограничения, касающиеся той или иной смазки, накладывают определенные ограничения на ее использование в определенных областях.
Например, литол не рекомендуется использовать на алюминиевых поверхностях, поэтому если есть альтернатива – использовать там солидол или литиевую смазку – лучше выбрать первый вариант.
Солидол незаменим везде, где требуется хорошая защита от воздействий окружающей среды – влаги, пыли, грязи, солнца, ветра. Поэтому ее используют в качестве консервирующей смазки, а также для сельскохозяйственных механизмов и дорожной техники.
В современной автомобильной технике применение солидола нежелательно и нецелесообразно, а иногда и недопустимо. Использование солидола целесообразно для использования в старых машинах с большими смазочными зазорами и меньшими нагрузками на узлы и детали. Литол прекрасно подходит в качестве смазки для консервации, где незаменим солидол.
Базовые масла Последние исследовательские работы
Стефан Птак
Сырая нефть
◽
Экспериментальное исследование
◽
Технология производства
◽
Ароматические углеводороды
◽
Условия эксплуатации
◽
Стирол-бутадиен-каучук
◽
Бутадиеновый каучук
◽
Регламент ЕС
◽
Базовые масла
◽
Полициклические ароматические
Сырая нефть есть и в ближайшем будущем будет оставаться основным природным экономическим ресурсом в мире. Использование продуктов, полученных из сырой нефти, является движущей силой экономики каждой страны. Многие продукты, полуфабрикаты и сырье получаются при переработке сырой нефти и используются во многих отраслях промышленности, в том числе в нефтехимической промышленности. Нефтяные пластификаторы играют важную роль в этой области народного хозяйства страны как смягчающая добавка при вулканизации каучуков, особенно синтетических бутадиен-стирольных каучуков (СБК), и как компонент резиновых смесей при их производстве и вулканизации. Разработка нефтяных пластификаторов для резиновой промышленности определяется многими документами и законами, а также рядом требований, вытекающих из характера производства и условий эксплуатации резинотехнических изделий. В частности, они должны: • иметь необходимый для данной комбинации химический состав и соответствующие физико-химические свойства, • обладать совместимостью с выбранным каучуком, • демонстрировать низкую летучесть в процессах производства каучука, производства резиновых смесей и вулканизации, • не проявляют токсического действия. Нефтяные пластификаторы, применяемые в резиновых смесях (БСК), также называемые маслами-наполнителями, состоят из углеводородных частиц, содержащих от 25 до 35 атомов углерода, и в зависимости от доли углеродов в структуре ароматических, нафтеновые и парафиновые. Важную роль в экспериментальных исследованиях данной диссертации играют высокоароматические пластификаторы, побочный продукт рафинирования растворителей вакуумных дистиллятов сырой нефти при производстве базовых масел, которые приобрели большое значение в производстве автомобильных шин. . Высокоароматические пластификаторы ДАЭ имеют самое высокое содержание ароматических углеводородов и связанное с этим высокое содержание полициклических ароматических соединений и бенз(а)пирена. Введение Европейским Союзом Директивы ЕС 76/769/EEC и Регламент 1907/2006 были направлены на снижение содержания полициклических ароматических углеводородов (ПАУ) в шинах, что привело к производству нефтяной промышленностью нефтепластиков с низким содержанием ПАУ с использованием различных производственных процессов для удовлетворения потребностей мировой шинной промышленности. . После того, как пластификаторы DAE были запрещены из-за их мутагенной и канцерогенной активности, мировой рынок пластификаторов в 2010 году создал систему REACH в Европейском союзе. Вызвало принятие Европейским парламентом и Советом 18 декабря 2006 г. Регламента № 19.07/2006 г. о регистрации, оценке, разрешении и связанных с ними ограничениях на химические вещества, вводя положение 27 к Директиве 76/769/ЕЕС поправки, запрещающей использование высокоароматических экстрактов с превышением предела содержания полициклических ароматических углеводородов. Экспериментальная часть содержит результаты исследований по разработке и промышленному внедрению технологии производства пластификатора ТДАЭ, отвечающего требованиям по канцерогенности и мутагенности. Важным этапом экспериментальных исследований являются технологические промышленные испытания пластификатора ТДАЭ, проведенные на установке «Фурфурол» на заводе ORLEN OIL Sp. зоопарк. в Плоцке, Польша. Основным обоснованием цели и тезисов работы являются исследования селективной селективной очистки тяжелых экстрактов в части получения ароматических пластификаторов ТДАЭ, отвечающих требованиям Регламента ЕС 19.