Содержание
Растаможка авто в Беларуси: откуда такие цифры?
В статье про авто из Европы мы рассмотрели конкретные примеры, какова будет итоговая стоимость автомобиля, если приобрести его на аукционе и пригнать в РБ. Мы указали, сколько стоит растаможка авто без особой детализации
Теперь давайте изучим, откуда берутся такие цифры и что на них влияет
Законодательство
Для физических лиц ставки таможенных пошлин не отличаются в зависимости от типа двигателя: бензиновый или дизельный
Что касается возраста авто
Если физическое лицо приобретает автомобиль, с момента выпуска которого прошло 3-5 лет, то в данном случае будут наиболее выгодные ставки таможенных платежей. Размер таможенной пошлины будет зависеть только от объема двигателя
В случае покупки более нового или, наоборот, более старого автомобиля для физического лица будет действовать другая система расчета таможенного платежа: ставка зависит или от стоимости автомобиля, или от объема двигателя. И в том, и другом случае размер ставки — огромный.
Чтобы купить авто из Европы, рассмотрим особенности ввоза транспортных средств.
Ставки таможенных пошлин для физических лиц
Период с момента выпуска транспортного средства | Таможенная стоимость / Объем двигателя, см. куб. | Ставка таможенных платежей |
до 3-x лет | ||
Стоимостью до 8.500 евро | 54% от стоимости, но не менее 2,5 евро за см3 | |
Стоимостью от 8.501 евро до 16.700 евро | 48% от стоимости, но не менее 3,5 евро за см3 | |
Стоимостью от 16.700 евро до 42.300 евро | 48% от стоимости, но не менее 5,5 евро за см3 | |
Стоимостью от 42.300 евро до 84.500 евро | 48% от стоимости, но не менее 7,5 евро за см3 | |
Стоимостью от 84.500 евро до 169.000 евро | 48% от стоимости, но не менее 15 евро за см3 | |
Стоимостью более 169. 000 евро | 48% от стоимости, но не менее 20 евро за см3 | |
от 3-х до 5-ти лет | ||
С объемом двигателя до 1000 см3 | 1,5 евро за см3 | |
С объемом двигатель от 1001 см3 до 1500 см3 | 1,7 евро за см3 | |
С объемом двигателя от 1501 см3 до 1800 | 2,5 евро за см3 | |
С объемом двигателя от 1801 см3 до 2300 см3 | 2,7 евро за см3 | |
С объемом двигателя от 2300 см3 до 3000 см3 | 3 евро за см3 | |
С объемом двигателя более 3000 см3 | 3,6 евро за см3 | |
более 5-ти лет | ||
С объемом двигателя до 1000 см3 | 3 евро за см3 | |
С объемом двигатель от 1001 см3 до 1500 см3 | 3,2 евро за см3 | |
С объемом двигателя от 1501 см3 до 1800 | 3,5 евро за см3 | |
С объемом двигателя от 1801 см3 до 2300 см3 | 4,8 евро за см3 | |
С объемом двигателя от 2301 см3 до 3000 см3 | 5 евро за см3 | |
С объемом двигателя более 3000 см3 | 5,7 евро за см3 |
Для юридических лиц разница есть: у автомобилей с бензиновым двигателем более расширенная система градации. Например, за новую машину (до 3-ех лет) с объемом бензинового двигателя 1600 см 3 придется заплатить 30% от стоимости, но не менее 1.5 Евро за см 3. В то время как за новую машину с объемом дизельного двигателя 1600 см 3 придется заплатить 30% от стоимости, но не менее 2.15 Евро за см 3
Автомобили с бензиновым двигателем. Ставки таможенных пошлин для юр. лиц
Период с момента выпуска транспортного средства | Объем двигателя, куб см | Ставка таможенных пошлин и налогов, в процентах от таможенной стоимости, евро за куб см объема двигателя |
новые (до 3-х лет) | ||
Не более 1 000 включительно | 23% от стоимости, но не менее 0,67 евро за см3 | |
1000-1500 | 23% от стоимости, но не менее 0,73 евро за см3 | |
1500-1800 | 23% от стоимости, но не менее 0,83 евро за см3 | |
1800-2300 | 23% от стоимости, но не менее 1,2 евро за см3 | |
2300-3000 | 23% от стоимости, но не менее 1,2 евро за см3 | |
Свыше 3000 | 23% от стоимости, но не менее 1,57 евро за см3 | |
от 3-х до 5-ти лет | ||
Не более 1000 включительно | 25% от стоимости, но не менее 0,45 евро за см3 | |
1000-1500 | 25% от стоимости, но не менее 0,5 евро за см3 | |
1500-1800 | 25% от стоимости, но не менее 0,45 евро за см3 | |
1800-2300 | 25% от стоимости, но не 0,55 евро за см3 | |
2300-3000 | 25% от стоимости, но не менее 0,55 евро за см3 | |
Свыше 3000 | 25% от стоимости, но не менее 1 евро за см3 | |
5 лет и более | ||
Не более 1000 включительно | 1,4 евро за см3 | |
1000-1500 | 1,5 евро за см3 | |
1500-1800 | 1,6 евро за см3 | |
1800-2300 | 2,2 евро за см3 | |
2300-3000 | 2,2 евро за см3 | |
Свыше 3000 | 3,2 евро за см3 |
Автомобили с дизельным двигателем. Ставки таможенных пошлин для юр. лиц
Период с момента выпуска транспортного средства | Объем двигателя, куб см | Ставка таможенных пошлин и налогов, в процентах от таможенной стоимости, евро за куб см объема двигателя |
новые (до 3-х лет) | ||
Не более 1500 включительно | 23% от стоимости, но не менее 0,8 евро за см3 | |
1500-2500 | 20% от стоимости, но не менее 0,85 евро за см3 | |
Более 2500 | 20% от стоимости, но не менее 1,12 евро за см3 | |
от 3-х до 5-ти лет | ||
Не более 1500 включительно | 25% от стоимости, но не менее 0,4 евро за см3 | |
1500-2500 | 25% от стоимости, но не менее 0,5 евро за см3 | |
Более 2500 | 25% от стоимости, но не менее 1 евро за см3 | |
5 лет и более | ||
Не более 1500 включительно | 1,5 евро за см3 | |
1500-2500 | 2,2 евро за см3 | |
Более 2500 | 3,2 евро за см3 |
Наглядная экономия
Немного дальше мы рассмотрим, как рассчитывалась таможенная стоимость трех моделей автомобилей из нашей основной статьи. Это BMW 740 d xDrive Steptronic , Volkswagen Sharan, Nissan Qashkai VISIA. И неспроста все автомобили относятся к категории «от 3-ех до 5-и лет». Ведь мы хотим пригнать автомобиль по выгодной цене, а не переплачивать
Рассматриваемый Nissan Qashkai VISIA был выпущен в марте 2014 года, то есть буквально несколько месяцев назад он отпраздновал свое «трехлетие со дня рождения». В настоящий момент растаможка авто нам обойдется в 2550 Евро (см. таблицу ниже)
Давайте предположим, что мы очутились в прошлом. Перенеслись на 5 месяцев назад, а именно в февраль 2017 года. Тогда нашему NissanQashkaiс объемом двигателя 1500см 3еще не было трех лет, и поэтому его таможенная стоимость рассчитывалась по другой формуле
Тогда бы ставка на авто со стоимостью от 8 501 Евро до 16 700 Евро составила бы 48% от стоимости, но не менее 3,5 евро за см3. Считаем: 48% от стоимости (возьмем нынешние 13150 Евро) = 6312 Евро. И, к тому же, не менее3.5 Евро * 1500 см 3= 5250 Евро. Нам повезло, у нас получилось более. Итого: 6312 Евро
Сравниваем. Сейчас — 2550 Евро, 5 месяцев назад — 6312 Евро. Делайте выводы сами
Автомобили из статьи
Если хотите рассчитать стоимость растаможки авто в 2017 году, воспользуйтесь нашим онлайн-калькулятором. Мы ввели требуемые параметры и получили:
BMW 740 dxDrive Steptronic | Volkswagen Sharan | Nissan Qashkai VISIA |
Декабрь 2013 года, пробег 141 000 км, 3.0 литров, дизель, автоматическая КП Стоимость на аукционе: 29200 Евро (включен НДС 19%) | Июнь 2013 года, пробег 103 600 км, 2,0 литров, дизель,механическая КП Стоимость на аукционе: 11200 Евро (включен НДС 19%) | Март 2014 года, пробег 127 383 км, 1,5 литров, дизель,механическаяКП Стоимость на аукционе: 13150 Евро (включен НДС 20%) |
Таможенная пошлина составит: 9000 Евро | Таможенная пошлина составит: 5400 Евро | Таможенная пошлина составит: 2550 Евро |
Давайте теперь разберемся, почему калькулятор посчитал именно так
BMW 740 dxDrive Steptronic:
- Период с момента выпуска: от 3 до 5 лет
- Объем двигателя: от 2300 см 3 до3000 см 3
- Следовательно, ставка таможенных платежей = 3 Евро за см 3
- Расчет пошлины: 3 Евро * 3000 см 3= 9000 Евро
Volkswagen Sharan:
- Период с момента выпуска: от 3 до 5 лет
- Объем двигателя: от 1801 см 3 до2300 см 3
- Следовательно, ставка таможенных платежей = 2. 7 Евро за см 3
- Расчет пошлины: 2.7 Евро * 2000 см 3= 5400 Евро
Nissan Qashkai VISIA:
- Период с момента выпуска: от 3 до 5 лет
- Объем двигателя: от 1001 см 3 до1500 см 3
- Следовательно, ставка таможенных платежей = 1.7 Евро за см 3
- Расчет пошлины: 1.7 Евро * 1500 см 3= 2550 Евро
Как видите, простая математика 🙂
Какую выгоду мы можем извлечь из данных расчетов?
- Если вы физическое лицо, то пригоняйте автомобиль, с даты выпуска которого прошло от 3 до 5 лет
- Если вы юридическое лицо, то обратите внимание на автомобили, с даты выпуска которых прошло НЕ БОЛЕЕ 3-ех лет
При таких условиях величина таможенной пошлины будет наименьшей. Приобретайте автомобили с умом, а лучше доверьте ответственное дело профессионалам
Пошлины пополам: в России может появиться льготная растаможка машин | Статьи
Депутаты Государственной думы разработали законопроект, предусматривающий введение льготного порядка ввоза автомобилей из-за рубежа. Некоторым категориям граждан могут вернуть половину суммы, уплаченной в виде таможенных пошлин. Кто сможет воспользоваться этими преференциями и не приведет ли введение льготного порядка к злоупотреблениям, выясняли «Известия».
Вернуть половину
Государственная дума в ближайшее время рассмотрит проект федерального закона «О временном порядке возмещения таможенных пошлин», который предусматривает введение льготного режима при ввозе автомобилей из-за рубежа некоторыми категориями граждан. Копия законопроекта имеется в распоряжении «Известий».
«После выпуска транспортного средства в обращение уплаченные при таможенном декларировании колесного транспортного средства таможенные пошлины, подлежащие уплате в отношении колесных транспортных средств, в размере 50% являются излишне уплаченными и подлежат возмещению из средств федерального бюджета», — говорится в документе.
В законопроекте указано, что право на возврат половины суммы, уплаченной в виде таможенной пошлины, получат родители или усыновители в многодетных семьях, а также ветераны боевых действий. Согласно принятым в середине июля поправкам к закону «О ветеранах», статус ветерана боевых действий получили лица, принимающие участие в спецоперации на территориях Луганской и Донецкой народных республик. Воспользоваться льготой эти категории смогут только один раз.
Предполагается, что новый порядок растаможки автомобилей вступит в силу с 1 января 2023 года и будет действовать в течение 12 месяцев. Однако этот срок может быть продлен по решению правительства РФ, указано в законопроекте.
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков
Санкции и высокие пошлины
Из-за введенных санкций ряд автомобильных компаний заморозил поставки машин на российский рынок, а также приостановил их производство в нашей стране, отмечают авторы законопроекта. В результате в наиболее уязвимом положении оказались многодетные семьи, подчеркивают они.
«В настоящее время в РФ не производится легковых транспортных средств с шестью и более посадочными местами, оснащенными необходимыми для обеспечения безопасности детей устройствами. Импорт автомобилей из-за рубежа также затруднен. В настоящее время таможенные пошлины в отношении автомобилей могут достигать 54% от его стоимости», — говорится в пояснительной записке к документу.
— Схожие льготы, например, для инвалидов и многодетных есть в Белоруссии, но там существует определенная специфика. Раз в год они могут ввезти автомобиль на территорию страны и заплатить 50% от причитающихся налогов и таможенных пошлин. Справедливости ради надо отметить, что эта схема часто используется для занижения стоимости подержанного транспорта. Ведь большая часть таких автомобилей потом перепродается в России, — рассказал «Известиям» один из авторов законопроекта, руководитель фракции «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов.
По его словам, 50-процентная льгота на уплату таможенных пошлин будет действовать в отношении как новых, так и подержанных автомобилей. Эти меры позволят снизить цены на машины, уверен депутат. Он уточнил, что законопроект направлен в правительство для получения отзыва.
В Федеральной таможенной службе (ФТС РФ) пока не видели законопроект о льготных пошлинах и не смогли прокомментировать предложения парламентариев.
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк
— В ФТС России отсутствует информация об инициативе депутатов Государственной думы Российской Федерации по подготовке законопроекта, предусматривающего возмещение сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в отношении транспортных средств, ввозимых отдельными категориями граждан Российской Федерации для личного пользования. Официальная оценка обоснованности и актуальности предложений может быть сформирована после поступления в ФТС России текста законопроекта в установленном порядке, — заявили «Известиям» в пресс-службе ведомства.
За и против
Опрошенные «Известиями» специалисты неоднозначно восприняли инициативу депутатов. По мнению вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, предложенные льготы — серьезная мера поддержки для ветеранов и многодетных семей.
— В годовом исчислении рынок новых автомобилей упал на 60–70%. Преодолеть такое падение без увеличения импорта просто невозможно. А таможенные ставки — до 54% от цены машины — фактически носят заградительный характер. Без их отмены цены на автомобили в РФ будут на экстремально высоких уровнях, а импорт будет штучным. И больнее всего это бьет по многодетным семьям: легковых автомобилей для них сейчас в РФ просто не выпускается, — пояснил он.
Введение таможенных льгот для тех или иных категорий автомобилистов может привести к различным злоупотреблениям, считает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Похожие льготы активно использовались в конце 1990-х – начале 2000-х при различных «серых» схемах ввоза машин в нашу страну, напомнил он.
— Были схемы с оформлением автомобилей на «афганцев», «чернобыльцев» и переселенцев. Зачастую ими пользовались обычные перекупщики, используя льготников для уменьшения стоимости растаможки машин. Есть вероятность, что с введением льгот для многодетных семей и ветеранов эти истории снова повторятся, — считает он.
Фото: ТАСС/Юрий Смитюк
Похожего мнения придерживается и независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Ветераны и многодетные семьи, безусловно, нуждаются в поддержке, однако этими льготами могут воспользоваться люди, которые не имеют к ним никакого отношения, полагает он.
— Возможно какая-то часть ветеранов и многодетных родителей воспользуется этими преференциями и ввезет для себя автомобиль по льготным таможенным пошлинам. Однако очень быстро найдутся предприимчивые люди, которые станут использовать эту схему для последующей перепродажи машины, предлагая льготникам временно оформить ее на себя, — считает эксперт.
По его словам, больший эффект дала бы отдельная госпрограмма для таких категорий граждан, по которой бы они могли приобрести автомобиль российского производства с субсидиями от государства. В этом случае поддержку получили бы не только сами льготники, но и отечественный автопром, подчеркнул Бургазлиев.
Чтобы свести к минимуму количество злоупотреблений, связанных с появлением «серых» схем, воспользоваться льготой на оплату таможенных платежей можно будет только один раз при ввозе одного автомобиля, отметил Антон Шапарин.
— В отличие от Белоруссии, где льгота предоставляется раз в год и фактически ориентирована на перегон автомобилей, ветераны и многодетные смогут получить скидку на таможенные пошлины только один раз. Это прямо указано в законопроекте, — подчеркнул эксперт.
Кроме того, появление льготного режима, позволит избавится от целого ряда действующих сейчас «серых» схем, при которых для уменьшения стоимости растаможки при ввозе машин из ряда стран ЕАЭС их цена в таможенных декларациях искусственно занижается, а показатели экологического класса, напротив, завышаются, считает Шапарин.
Русская протеже Абхазия, поучительная история для Крыма с товарами, которые дешевле купить за рекой в Грузии, чем в Абхазии, где она живет.
Пожилая женщина пересчитывает деньги на рынке в городе Ткварчели, примерно в 50 км к юго-востоку от Сухуми, столицы самопровозглашенной Абхазии, 27 декабря 2013 г. REUTERS/Maxim Shemetov/Files
После почти шести лет эффективного протектората России жизнь многих жителей отколовшегося грузинского региона по-прежнему тяжела. На прошлой неделе в приступе недовольства коррупцией и плохими условиями жизни протестующие ворвались в штаб-квартиру президента, вынудив его бежать, а затем уйти в отставку.
История Абхазии — как некогда популярная и богатая курортная зона отделилась от бывшей советской республики, искала защиты под крылом Москвы, но с трудом сводила концы с концами — имеет резонанс для другого Черноморского региона, Крыма, который отделился от Украины, чтобы стать аннексирован гораздо более богатой Россией в марте.
39-летний Аблотиа — один из сотен людей, которые каждый день пересекают мост из Чубурхинджи в Абхазии, чтобы купить более дешевые продукты и товары, что позволяет им еще больше увеличить свою скромную месячную зарплату.
— Здесь тяжело, — сказала она, ставя свои покупки — три сумки с покупками и зеленую пластиковую лейку — на абхазский конец двухполосного автомобильного моста через широкую зеленую долину реки Ингури.
«Там все дешевле», — добавила она, указывая на грузинскую сторону де-факто границы, которая до сих пор закрыта для автомобилей военными блокпостами. «Дорога тяжелая. Вам нужно пройти 800 метров по мосту».
Отвернувшись от Грузии, как Крым от Киева, абхазская торговля и транспорт подорвались, экономика Абхазии привязана к рублю, питаемому нефтью, большой импорт из России, где заработная плата и цены намного выше, чем в Грузии или на Украине.
Абхазия впервые вышла из-под контроля Грузии в результате кровавого конфликта в начале 1990-х годов, когда этнические абхазы не хотели, чтобы в постсоветском Тбилиси правили независимые грузины, а не из Москвы. Шрамы войны и этнических чисток до сих пор видны на руинах покрытых оспинами зданий.
Но разрыв стал окончательным только в 2008 году. Когда Россия победила Грузию в короткой войне за другой повстанческий регион, Южную Осетию, Москва признала независимость обоих сепаратистских правительств, что почти не последовало за любым другим государством.
В то время как критики России видели стратегию Владимира Путина по обеспечению военного и территориального преимущества и подрыву бывших советских республик, настроенных на разрыв с Москвой и сближение с Западом, Кремль представил свою помощь Абхазии, Южной Осетии и Крыму в гуманитарной сфере. условия.
Но борьба Абхазии с бедностью может заставить некоторых крымчан задуматься о приверженности Москвы их процветанию.
РОССИЙСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ
Абхазия, где проживает всего 240 000 человек из коктейля этнических групп, — это не Крым: у последнего в три раза больше территории и более 2 миллионов населения, большинство из которых — этнические русские.
Россия заявила, что только в этом году может потратить до 7 миллиардов долларов на интеграцию крымской экономики в свою собственную, а это не так просто, если у них нет сухопутной границы.
В Абхазии, напротив, Россия инвестировала лишь десятую часть этой суммы за пять лет, с 2009 по 2013 год. Чуть больше половины пошло на строительство, в том числе детских садов, двух театров и стадиона, а остальное – на пенсии и бюджетники. заработная плата.
Но протестующие на прошлой неделе жаловались, что местное правительство растратило большую часть денег — широко распространены обвинения в коррупции — и не использовало помощь для повышения занятости.
«Мы не можем отрицать, что что-то было сделано. Но они действуют как бригадиры для начальства. Великая Россия дала им деньги, а они только отчитываются о расходах: «Это сделано, это сделано». Но проблема в том, что ничего не было построено там, где люди могли бы получить работу», — сказал активист оппозиции Беслан Авидзба.
Официальных данных по безработице нет. По данным местных властей, среднемесячная заработная плата в прошлом году составляла 9 580 рублей (273 доллара США), что составляет примерно треть от средней заработной платы в России.
«Прошло двадцать лет. Мы могли бы жить припеваючи 20 лет», — сказал Дмитрий, безработный мужчина лет 30, сидящий на заборе с видом на море в областной столице Сухуми и размышляющий о постсоветском упадке Абхазии.
«Если люди выживают, борются за жизнь и за деньги и просыпаются только для того, чтобы заработать немного денег и прокормить свои семьи, они становятся жесткими и грубыми, как кактус».
КРЕМЛЕВСКИЙ КОНТРОЛЬ
Недовольство вырвалось наружу на прошлой неделе, когда оппозиция захватила пост президента Александра Анкваба и вынудила его бежать на российскую военную базу в Абхазии. Анкваб подал в отставку в воскресенье, заявив, что хочет избежать насилия.
В разгар кризиса ближайший помощник президента России Владимира Путина Владислав Сурков посетил Абхазию и провел несколько встреч с Анквабом и оппозицией, призывая их — как оказалось успешно — избежать кровопролития.
Хотя Кремль настаивал на том, что он не принимает чью-либо сторону, есть признаки того, что Москва недовольна Анквабом. Чиновник, курирующий российско-абхазские связи, на условиях анонимности сообщил агентству Рейтер, что Анкваб придерживается «социалистического» подхода, тогда как Москва больше заинтересована в стимулировании экономики, чем просто в выплате пособий.
«Разногласия между Москвой и Анквабом по поводу инвестиционного плана заключались в том, что Анкваб хотел восстановить социальную инфраструктуру, а политика Москвы заключается в том, чтобы вместо рыбы раздавать удочки», — сказал чиновник.
После отставки Анкваба Сурков похвалил его решение и сказал, что Россия будет продолжать оказывать финансовую и военную поддержку Абхазии. Новые президентские выборы пройдут в августе.
ТУРИСТИЧЕСКИЕ СДЕЛКИ
С экономической точки зрения регион больше всего надеется привлечь больше туристов из России.
Абхазия, известная своим субтропическим климатом, чистым морем и заснеженными горами, была излюбленным местом отдыха советского диктатора грузинского происхождения Иосифа Сталина и популярным местом отдыха для поколений рабочих со всего СССР.
Сегодня новая широкая прибрежная магистраль проходит в нескольких милях от границы с Абхазией от роскошного Олимпийского парка, построенного к зимним играм в Сочи в этом году. Но после КПП дорога сужается. Живописный горный ландшафт усеян заброшенными многоквартирными домами с пустыми окнами и пулевыми отверстиями.
Абхазия выиграла войну с Грузией в 1992-93 годах, но, как и ее население, которое сократилось практически вдвое из-за исхода беженцев, туризм так и не восстановился полностью. Трудно найти место на берегу без вида на потрепанные в боях гостиницы. Обугленный корпус общественного здания возвышается над центром Сухуми.
«Война нанесла нам огромный вред. Фактически все курорты были разграблены», — заявил министр туризма Тенгиз Лакербай. «Сейчас мы используем только 30 процентов того, что у нас было до войны».
Крымские курорты тоже сталкиваются с трудностями, несмотря на по большей части бескровный разрыв с Украиной, которая обеспечивала большую часть своих туристов, в основном прибывающих по суше. Теперь, чтобы привлечь россиян и других лиц, путешествующих по воздуху, он должен конкурировать с современными объектами в Турции, Болгарии и других странах.
По данным абхазского министерства туризма, количество человеко-дней, проведенных в курортных отелях Абхазии, достигло пика в 2007 году, за год до российско-грузинской войны, и составило 1,3 миллиона человек. Последняя цифра на 2012 год составляла всего 1,1 миллиона человек.
В эти данные не включены многочисленные приезжие, которые снимают частные квартиры или совершают однодневные поездки за границу. Но даже при том, что число посетителей является существенным, они тратят мало.
Всего ежегодно Абхазию посещают 600-700 тысяч туристов. Но только каждый пятый останавливается в гостинице, а около четверти приезжают только на день, прилетая из более комфортного Сочи. В среднем каждый посетитель тратит всего 1000 рублей (28 долларов) в день.
Отдыхая на почти пустынном сухумском пляже, туристка Светлана Хлупова, управляющая подмосковной парикмахерской, с иронией размышляет о своем отдыхе, с удовольствием наслаждаясь выгодным пакетом услуг в Абхазии, даже если в нем отсутствуют излишества «все включено» предложение на более оживленных российских курортах на побережье.
«Природа красивая, а люди дружелюбные», — сказала она. «Меня устраивает, когда больше ничего не включено».
Монтаж Марка Тревельяна
Россия признает Абхазию, Южную Осетию
Южноосетинец стреляет в воздух, празднуя признание независимости Южной Осетии Россией.
Президент России Дмитрий Медведев заявил, что Россия признает независимость отколовшихся от Грузии регионов Абхазии и Южной Осетии.
Тем временем отношения Москвы с НАТО резко ухудшились после того, как высокопоставленный посланник свернул сотрудничество с альянсом, а военные корабли с обеих сторон продолжали собираться в Черном море.
Российское обещание появилось после того, как 25 августа через обе палаты российского парламента прошла резолюция , призывающая президента Медведева признать независимость Южной Осетии и Абхазии.
Медведев заявил о своем решении признать независимость Южной Осетия и Абхазия, к чему он призвал и другие страны, «были непростым выбором, но единственной возможностью спасти жизни людей».
(на фото: реакция на признание России)
Жители Абхазии стреляли в воздух, открывали бутылки с шампанским и плакали, услышав эту новость. В Сухуми, столице Абхазии, офисные работники вышли на улицы.
«Мы счастливы. У всех у нас на глазах слезы. Мы гордимся нашим народом», — сказала Рейтер 38-летняя юрист Аида Губаз. «Все, через что мы прошли, теперь мы получаем свою награду».
В столице Южной Осетии Цхинвале около 500 человек собрались на центральной площади, чтобы отпраздновать это событие. Воздух наполнился оглушительным ревом людей, стреляющих из автоматов Калашникова и старинных охотничьих ружей, сообщает Reuters. Другие люди размахивали флагами Южной Осетии и Абхазии, обнимали друг друга и скандировали «Да здравствует Южная Осетия».
«Абсолютно неприемлемо»
Запад жестко отреагировал на решение президента России.
Президент США Джордж Буш осудил этот шаг, назвав его «безответственным решением» и предупредив Москву о эскалации напряженности.
Буш заявил, что это решение противоречит соглашению о прекращении огня, подписанному Грузией и Россией при посредничестве Франции в начале этого месяца, а также резолюциям Совета Безопасности ООН, подтверждающим, что эти две территории являются частью Грузии.
«Мы ожидаем, что Россия выполнит свои международные обязательства, пересмотрит это безответственное решение и будет следовать подходу, изложенному в соглашении о прекращении огня из шести пунктов», — говорится в письменном заявлении. «Действия России только усугубляют напряженность и осложняют дипломатические переговоры. В соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН, которые остаются в силе, Абхазия и Южная Осетия находятся в пределах международно признанных границ Грузии, и они должны оставаться таковыми».
Канцлер Германии Ангела Меркель во время выступления в Таллинне назвала это решение «неприемлемым».
«Тот факт, что вчера [Государственная] Дума [России] и сегодня президент России признали Абхазию и Южную Осетию — президент России только что подписал это — не соответствует моему и, я думаю, нашему общему пониманию принцип территориальной целостности и основных международных прав наций и поэтому абсолютно неприемлем», — заявила Меркель.
Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Финляндии Александр Стубб также осудил признание России.
Popular Russian Support
Но такие упреки, скорее всего, не будут услышаны в России, заявил сегодня Русской службе Радио Свобода Алексей Малашенко, аналитик по Кавказу Московского центра Карнеги.
«Совершенно очевидно, что российское общество поддерживает это признание. Во-первых, страна очень долго готовилась к этой позиции, и пропаганда, особенно средства массовой информации и проводимые кампании, — получилось достаточно успешно», — сказал Малашенко. «Главное внимание уделялось силе и независимости России, которая может делать все, что угодно, даже глупости».
Вопрос о суверенитете и территориальной целостности Грузии стал главным яблоком раздора между Москвой и Западом после прекращения огня, положившего конец короткой войне, разразившейся между Грузией и Россией после вторжения грузинских войск в Южную Осетию 7 августа после нескольких дней перестрелки из минометов и стрелкового оружия.
В соответствии с соглашением Москва вывела большую часть сил, направленных в страну за пять дней боев, но разозлила Запад, сохранив миротворческое присутствие в стратегических точках на территории самой Грузии, в том числе за пределами «буферной зоны».
Российский ракетный крейсер «Москва» на учениях в Черном море
Франция, которая выступила посредником в заключении соглашения о прекращении огня, созвала встречу лидеров ЕС, которая состоится 1 сентября. Вице-президент Дик Чейни отправится в Тбилиси в знак поддержки Грузии.
Стремительное ухудшение отношений Москвы с НАТО также находится под пристальным вниманием.
Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер объявил на прошлой неделе, что альянс не может вести с Москвой «бизнес в обычном режиме», «пока Россия не привержена принципам, на которых мы договорились строить наши отношения». Заседания Совета Россия-НАТО были приостановлены, и была создана новая Комиссия НАТО-Грузия.
В ответ президент Медведев во время встречи с послом России в НАТО Дмитрием Рогозиным 25 августа заявил, что разрыв отношений с альянсом «не окажет на нас реального влияния», и заявил, что Москва готова рассмотреть любое решение «вплоть до полный разрыв отношений».
Назвав высказывания де Хооп Схеффера на прошлой неделе «неприемлемыми, нечестными, лицемерными и глубоко циничными», Рогозин заявил, что запланированный на 17 октября визит генсека НАТО в Москву будет отложен «до достижения нового качества взаимопонимания».
Рогозин также заявил, что кораблям НАТО больше не будет разрешено заходить в российские порты, будут приостановлены совместные военные учения и учебные курсы, а также обмен учеными и экспертами в области военных и смежных исследований.
«Что касается политического диалога, то мы от него не отказываемся. По крайней мере, контакты на уровне послов так или иначе будут продолжаться. Это необходимо. Мы также не отрицаем важность программы Совета Россия-НАТО для в следующем году», — сказал Рогозин.
Рогозин также заявил, что, хотя Россия и будет следить за тем, как разворачиваются операции НАТО в Афганистане, исключать сотрудничество в этой стране было бы «преждевременно на данный момент».
Военные корабли в Черном море
Напряженность между двумя державами еще больше усилилась из-за растущего присутствия американских и российских военных кораблей в Черном море.
Кремль подверг резкой критике то, что он считает наращиванием военно-морского флота НАТО под видом оказания гуманитарной помощи. Российские военно-морские чиновники оценили количество военных кораблей НАТО, действующих или направляющихся в Черное море, в девять, включая польский тральщик, а также немецкий и испанский фрегаты.
Первый корабль НАТО, вошедший в регион, американский эсминец «Макфол» находится у побережья Грузии с 24 августа. помощь Поти, в котором до сих пор находится российское военное присутствие, несмотря на то, что он находится за пределами «буферной зоны» прекращения огня.