Содержание
что это такое и как работает? :: Autonews
Фото: Daimler A.G.
adv.rbc.ru
Читайте также
Содержание:
- Что такое ESP
- Как работает ESP
- ESP Off
- Горит лампочка ESP
Что такое ESP?
adv.rbc.ru
ESP (Electronic Stability Program) — это, если переводить дословно, «электронная программа стабилизации», однако более корректно — электронная система стабилизации. ESP также еще называют «противозаносной системой» или «системой курсовой устойчивости».
Главная задача ESP — контролировать поперечную динамику автомобиля и помогать водителю в критических ситуациях. Проще говоря, система стабилизации должна предотвращать занос и боковое скольжение автомобиля в случае его возникновения, а также помогать сохранять курсовую устойчивость, траекторию движения и стабилизировать положение автомобиля во время выполнения маневров на высокой скорости или скользком покрытии под колесами.
Первой систему стабилизации начала применять на своих моделях компания Mercedes-Benz, которая запатентовала ее в 1994-м. А год спустя, в 1995-м, ESP начали устанавливать на Mercedes-Benz S-Class Coupe. Позже она появилась на седане S-Class и на спорткаре SL. Затем ESP начала появляться и на других моделях марки, а позднее — и в активе остальных крупных автопроизводителей. Причем, многие из них патентовали для системы собственное товарное название. И, как правило, тоже в виде аббревиатуры. Так что система стабилизации у некоторых других производителей может называться ESC, VDC, VSC, DSC, DSTC, однако ее суть и принцип действия от этого не меняется.
В 1995 году ESP начали устанавливать на Mercedes-Benz S-class Coupe.
(Фото: Daimler A.G.)
С ноября 2011 года ESP наряду с системой ABS стала одной из систем активной безопасности, которой в обязательном порядке должны быть оснащены все новые модели легковых и грузовых автомобилей, регистрируемые в Европейском Союзе. С ноября 2014 года этот закон без исключения распространяется на все новые автомобили. В России наличие ESP на грузовых автомобилях стало обязательным с 1 января 2016 года, а на легковых моделях — с 1 февраля 2017-го.
Как работает ESP?
Работа ESP взаимосвязана с тормозными механизмами автомобиля, ABS, а также с антипробуксовочной системой и электронным блоком управления двигателем. В своей работе ESP активно использует все эти компоненты, комплексно объединяя их действия и обеспечивая несколько контраварийных мер во время возникновения поперечной динамики или, проще говоря, неуправляемого скольжения задней оси автомобиля.
Фактически ESP состоит из микропроцессора (также называют электронным блоком управления), который постоянно обрабатывает сигналы, поступающие с датчиков скорости вращения колес, интегрированных в систему ABS, положения рулевого колеса и давления в тормозной системе.
Кроме того, на процессор поступает информация с двух других датчиков, которые измеряют угловую скорость относительно вертикальной оси и поперечные ускорения автомобиля. Они фиксируют внезапное боковое ускорение, которое является главным маркером скольжения, и, определив его величину, дают дальнейшие распоряжения системе. К этим данным также добавляется значение скорости, с которой движется автомобиль в этот момент, величина угла поворота руля, а также обороты коленчатого вала двигателя. Анализируя эти данные, ESP «понимает», что возник занос и далее дает команду на выборочное подтормаживание одного или нескольких колес автомобиля, исходя из направления заноса и бокового ускорения.
Сами команды на тормозные механизмы отправляются через модулятор АБС, создающий давление в тормозной системе автомобиля. Вместе с этим, ESP отправляет на блок управления двигателем команду на сокращение подачи топлива и уменьшение тяги на колесах.
Система работает всегда и в любых режимах движения: при разгоне, торможении, движении накатом. А алгоритм срабатывания зависит от каждой конкретной ситуации и типа привода автомобиля. Например, в повороте датчик углового ускорения фиксирует начало заноса задней оси. В этом случае на блок управления двигателем поступает команда на уменьшение подачи топлива. Если этого оказалось недостаточно, посредством АБС притормаживается внешнее переднее колесо.
Система ESP работает всегда, в любых режимах движения: при разгоне, торможении, движении накатом.
(Фото: Daimler A.G.)
Впрочем, важно понимать, что возможности ESP по корректировке заноса и стабилизации автомобиля в критической ситуации не бесконечны. Законы физики не может отменить ни одна электронная система. И если скорость, на которой возникает занос, слишком высока или коэффициент сцепления скользкой поверхности под колесами слишком низкий, то даже умная электроника может оказаться беспомощной. Всегда важно помнить, что система стабилизации значительно снижает риски возникновения заноса и аварийной ситуации на дороге, но не исключает их.
ESP Off — что это за кнопка и за что отвечает?
Среди опытных водителей есть устойчивое мнение, что система стабилизации не всегда корректно выполняет свою функцию и порой неправильно распознает процессы, происходящие с машиной, и вмешивается в работу тормозных механизмов и двигателя в неподходящий момент.
Отчасти это правда, но только в тех случаях, когда за рулем автомобиля находится человек с большим стажем. Такие водители часто любят ездить на пределе возможностей автомобиля и при помощи приемов контраварийного вождения могут контролировать занос и водить машину в управляемом скольжении.
Кроме того, система стабилизации может излишне «глушить» мотор на бездорожье, когда небольшое скольжение автомобиля в раскисшей колее или на песчаном покрытии просто необходимо для преодоления препятствий. Именно для таких случаев многие современные автомобили, оборудованные ESP, имеют возможность принудительного отключения системы отдельной кнопкой ESP Off.
На некоторых моделях кнопка ESP Off отключает систему не до конца, а лишь допускает небольшие заносы и скольжения.
(Фото: Shutterstock)
Как правило, такая кнопка встречается на спортивных машинах или автомобилях со спортивным характером, а также на внедорожниках и кроссоверах, которые по своему основному назначению часто могут оказаться на бездорожье.
Впрочем, функция полного отключения системы стабилизации не всегда доступна. На некоторых моделях кнопка ESP Off отключает ее не до конца, а лишь допускает небольшие заносы и скольжения, вмешиваясь уже в тот момент, когда ситуация становится действительно критической. Кроме того, нередко на полноприводных кроссоверах и внедорожниках функция полного отключения системы стабилизации действует лишь на небольших скоростях — до 50 или 60 км/ч, когда это может быть действительно необходимо на бездорожье.
Что делать, если горит лампочка ESP?
Датчик системы стабилизации на приборной панели, представляющий собой пиктограмму с подсветкой, горит в двух случаях. Первый — если ESP срабатывает. Второй — если система неисправна. Впрочем, в первом случае она, как правило, мигает и затем вновь отключается после предотвращения скольжения, а во втором загорается и не гаснет, пока неисправность не устраняется.
Глобально проблемы с системой могут возникнуть по нескольким основным причинам. Достаточно распространенный случай — это когда есть неисправность датчиков скорости вращения колеса, которые подключены к тяговому устройству и блоку управления двигателем. Каждое колесо имеет отдельный датчик, и если даже один из них выходит из строя, то система больше не уведомляется и об изменениях скорости, и вследствие такой ошибки на приборной панели загорается сигнал о неисправности ESP.
Датчик системы стабилизации на приборной панели, представляющий собой пиктограмму с подсветкой.
(Фото: Shutterstock)
Другой распространенной причиной ошибки ESP на приборной панели может быть неисправный датчик угла поворота рулевого колеса. В случае его выхода из строя система также перестает получать сигналы об угле поворота руля и, соответственно, не может корректно работать.
Кроме того, часто неисправности ESP могут быть связаны с программным обсечением. В таком случае вся тяговая система может потребовать полного перепрограммирования просто из-за проблем с текущим программным обеспечением.
Впрочем, это лишь самые распространенные неисправности. Однако нужно помнить, что система стабилизации состоит из множество сложных компонентов, и поломка любой из них может стать причиной загоревшейся лампочки на приборной панели. Так что при появлении соответствующего сигнала все же лучше обратиться в сервисный центр и устранить неисправность.
куда мы катимся — журнал За рулем
В этом году исполняется ровно 20 лет с момента появления первой электронной системы стабилизации автомобилей (ESP). Мы попросили специалистов фирмы Bosch помочь разобраться, что сделано за эти годы, и ответить на пять самых распространенных вопросов, касающихся настоящего и будущего системы.
1. Что представляет собой современная система ESP?
Прошло всего пара десятков лет с момента появления первой системы электронной стабилизации, а на рынке уже хорошо себя зарекомендовала ESP девятого поколения.
ЭВОЛЮЦИЯ
ESP
Для начала давайте вернемся в далекий 1978 год. Тогда впервые на автомобиле стали серийно устанавливать систему ABS (антиблокировочную систему), не позволявшую колесу во время торможения полностью блокироваться. Тем самым водитель получал возможность контролировать траекторию движения. Трудно оценить всю важность и необходимость этой системы, но тот, кто хоть раз в жизни, тормозя «в пол», пересекал четыре полосы по диагонали, не имея возможности корректировать направление движения, пользу ABS осознает в полной мере.
Прошло еще 8 лет, и на машины стали устанавливать систему TCS (Traction Control System) – противобуксовочную тормозную систему. Она предотвращает пробуксовку колес при старте. Эти системы, ABS и TCS, используют одни и те же датчики и исполнительные механизмы, разница лишь в программном обеспечении. И наконец, в 1995 году появляется первая программа стабилизации ESP. Электроника стала контролировать не только блокировку и пробуксовку колес, но и поворот автомобиля вокруг вертикальной оси – инженеры смогли обуздать занос автомобиля. Причем если первая ESP состояла из 11 элементов, то в современной системе стабилизации их всего четыре.
Основная задача этой системы – автомобиль должен ехать туда, куда повернут руль, при этом занос и рысканье исключаются. Работает она так: водитель с помощью руля задает траекторию движения, датчик угла поворота передает данные в блок управления, наряду с ними туда поступает информация от датчиков ABS, ускорения и углового вращения кузова. Два последних сейчас объединены в один корпус и размещаются непосредственно на гидроблоке. Это проще, дешевле и надежнее.
2. Стоит ли переплачивать за ESP при покупке нового автомобиля?
Проверяем систему автоматического торможения Ford Focus: в режиме автофокуса
3. Можно ли дооснастить автомобиль, оборудованный ABS, системой ESP?
4. Есть ли различия между системами ESP, которые устанавливаются на автомобили разных классов?
5. Как будут развиваться системы безопасности в ближайшем будущем?
Датчики, обеспечивающие анализ окружения на 360
0
По сути требуется создать систему, которая будет анализировать окружающую обстановку и выдавать правильное решение. Первый шаг уже сделан: активный круиз-контроль использует радиолокационные и видеодатчики для отслеживания дорожной ситуации впереди автомобиля.
Резервная архитектура системы
Автомобиль в ближайшее время станет намного безопаснее, у него, как и у современных самолетов, появятся различные дублирующие друг друга системы. Это, в первую очередь, необходимо для того, чтобы внезапный выход из строя одной из систем не привел к аварии.
Специалисты Bosch уже разработали технологию резервной тормозной системы. Электромеханический усилитель тормозов iBooster и ESP (электронная система курсовой устойчивости) позволяют остановить автомобиль независимо друг от друга.
Высокоточные картографические данные
Сейчас точность позиционирования современных систем навигации лежит в пределах одного метра. Для безопасного автопилота точность надо поднять как минимум раз в десять. Кроме этого актуализация карт должна происходить чаще. Наша привычка установить новые знаки на время ремонта дороги, а потом забыть их убрать может свести с ума кибернетический мозг автомобиля. Например, когда видеокамера зафиксирует «кирпич», а навигация определит дорогу как одностороннюю. Куда тогда двигаться? Ведь запрет нарушать правила дорожного движения будет основным у искусственного интеллекта.
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен
Что такое ASR — система контроля тяги?
Когда вы покупаете новый или подержанный автомобиль, вам, скорее всего, будет интересно ознакомиться со всеми новыми функциями и узнать, что они делают. Anti-Slip Regulation — это функция, которая теперь есть во многих автомобилях и чаще всего называется ASR. Это удобно, когда вы едете по мокрой и скользкой дороге, поскольку помогает избежать аварий с объектами и людьми или транспортными средствами. Вы должны узнать, что делает эта функция и как она работает, чтобы обеспечить вашу безопасность.
Противоскользящая регулировка — это функция, предотвращающая проскальзывание колес. Большинство брендов размещают датчик на каждом из колес. Хотя датчики пригодятся во время вождения, они не умаляют красоты вашего автомобиля. Эти датчики работают с функцией, чтобы ваш автомобиль не двигался, когда колеса проскальзывают. Если несколько колес проскальзывают одновременно, система дает команду двигателю использовать меньше мощности. Затем вы можете поддерживать эту скорость, пока ваши колеса не получат необходимое сцепление с дорогой.
Эта функция также удобна, когда одно колесо проскальзывает. Это может произойти, если одно колесо соскользнет с дороги во время снежной бури. Система автоматически притормаживает это колесо. Он будет удерживать тормоз до тех пор, пока ваша машина не почувствует себя стабильно и снова не наберет сцепление с дорогой.
Хотя вы можете подумать, что вам нужно делать определенные вещи, находясь за рулем, система работает, не требуя от вас никаких действий. Пока вы оставляете его включенным, система будет контролировать все четыре колеса. Он также работает на любой скорости, с которой вы едете. Помимо применения тормозов при обнаружении пробуксовки, он также может блокировать работу одного или нескольких цилиндров и ограничивать подачу топлива в цилиндры. Одна из лучших особенностей автомобиля с ASR заключается в том, что он работает на всех типах дорог и в любых условиях.
BMW был первым автопроизводителем, выпустившим систему контроля тяги. Эта система была добавлена к нескольким моделям в 1970-х годах. Porsche был одним из первых производителей, который изучил этот тип системы. Компания разработала раннюю версию контроля тяги в 1930-х годах для некоторых своих гоночных автомобилей, но эта функция работала только на одном колесе за раз. Соединенным Штатам потребовалось до 1990-х годов, чтобы разработать аналогичную систему, которая впервые появилась на Chevy Corvette. Независимо от того, какую модель вы посмотрите сегодня, вы обнаружите, что она оснащена неким типом контроля тяги.
Да, вы можете отключить противобуксовочную систему в вашем автомобиле. У большинства моделей есть небольшая кнопка сверху или сбоку рулевого колеса. Если у вас есть кнопки, которые регулируют громкость динамиков вашего автомобиля, кнопка управления должна быть рядом. Вы нажимаете ее один раз, чтобы выключить, хотя некоторые модели требуют, чтобы вы нажимали и удерживали кнопку в течение нескольких секунд.
Вы должны использовать контроль тяги большую часть времени и отключать его только в определенных ситуациях. Если вы застряли в сугробе, не стесняйтесь выключать систему. Эта система обнаружит пробуксовку всех четырех колес и может уменьшить мощность, необходимую им, чтобы вытащить вас из затруднительного положения. Это может даже отключить все питание вашего автомобиля и заставить вас вызывать эвакуатор за помощью. Вы также должны отключить контроль тяги, когда едете по скользким или скользким холмам. Недостаток энергии, которую дает вам система, не позволит вам взобраться на этот холм.
Основная причина использования антипробуксовочной системы заключается в том, что она помогает вам оставаться в безопасности. Зачем беспокоиться о том, что вы соскользнете с дороги, когда едете домой с работы во время снежной бури? Контроль тяги также пригодится, когда вы едете по грязным участкам после шторма. Он может удерживать одно колесо от вращения и ограничивать мощность ваших цилиндров, чтобы вы не скользили.
Как только вы посмотрите, что такое ASR — система контроля тяги, вы легко поймете, почему современные автомобили включают ее. В MAPFRE Insurance мы понимаем, что несчастные случаи могут произойти, поэтому мы помогаем вам получить страховое покрытие автомобиля, если ваша система контроля тяги выходит из строя. Позвоните нам сегодня, чтобы узнать, сколько вы будете платить за автострахование через нас.
Противоскользящая система | делать покупки в Интернете на сайте BIRKENSTOCK
Включить специальные возможности
JavaScript в настоящее время отключен для вашего браузера. Пожалуйста, активируйте JavaScript, чтобы иметь возможность использовать все функции магазина.
Амортизирующая промежуточная подошва из ЭВА в сочетании с нескользящей резиновой подошвой — это секрет противоскользящей системы Birkenstock, которая обеспечивает безопасный и устойчивый шаг.
Материал верха
Пол
Особенности
Сортировать:
- рекомендуемые
- birkenstock.com/us/professional/nonslip/?srule=recommended&start=0&sz=24″> Рекомендуется
- Бестселлеры
- Новые поступления
- Цвет
- Цена (от низкой к высокой)
- Цена (от высокой к низкой)