Санкции и уаз: УАЗ пострадал за патриотизм – Бизнес – Коммерсантъ

УАЗ пострадал за патриотизм – Бизнес – Коммерсантъ

Евросоюз ввел санкции против Ульяновского автомобильного завода (УАЗ) и КамАЗа из-за использования их техники вооруженными силами РФ. Причем КамАЗ был включен в санкционный список ЕС еще с 26 февраля, но по другой причине — из-за контроля российским правительством, а УАЗ попал под ограничения впервые. Также из-за возможного использования в военных целях под санкциями оказался шинный бизнес «Татнефти».


Фото: Сергей Титов, Коммерсантъ

Фото: Сергей Титов, Коммерсантъ

УАЗ и КамАЗ включены в санкционный список ЕС от 3 июня. Согласно документу, компании якобы обеспечивали вооруженные силы России автомобилями, которые использовались в военных действиях на Украине. Указывается, что у УАЗа речь идет об автомобиле «УАЗ Патриот», у КамАЗа — грузовом автомобиле КамАЗ-5350, бортовом тягаче 6350 и тяжелом внедорожнике 6560. Отметим, что формально производящий военную технику «Ремдизель» выведен из периметра КамАЗа. «Ремдизель» также отдельно включен в список со ссылкой на КамАЗ.

Также со ссылкой на поставки шин для вооруженных сил в санкционный список попали активы «Татнефти» ООО «Нижнекамский завод грузовых шин», ПАО «Нижнекамскшина» и ТД «Кама», который, как указано, реализует продукцию этих заводов.

КамАЗ, в отличие от УАЗа, и так был в санкционном списке ЕС. Уже 26 февраля — через два дня после начала военной операции на Украине — компания попала под ограничения из-за «контроля российским правительством». Уже тогда ЕС запретил ей доступ к рынку капитала и любым видам финансовых услуг, предоставление технической помощи или торговли с ним продукцией и технологиями военного или двойного назначения. После этого немецкий Daimler приостановил работу СП с КамАЗом в России. В отношении КамАЗа также действуют санкции Великобритании, Австралии и Польши.

В УАЗе говорят, что не видят существенных рисков для бизнеса из-за включения в санкционный список.

Там поясняют, что компания «уже долгое время работает в условиях отказа от поставок комплектующих со стороны европейских производителей и последовательно реализует программу замещения компонентной базы». «Производственная программа выполняется согласно плану,— добавили там.— Социальные гарантии сотрудникам соблюдаются в полном объеме». УАЗ, как и другие российские игроки, пытался развивать экспорт в том числе на европейский рынок, однако в нынешних условиях это вряд ли осуществимо как минимум из-за логистических сложностей.

Многие иностранные поставщики действительно весной перестали поставлять продукцию российским машиностроителям, заморозив деятельность в стране. Например, так сделал Bosch, продукция которого — от систем управления двигателем до топливной аппаратуры — широко использовалась автоконцернами.

Фактически на сегодня из традиционно отечественных автоконцернов не попали под санкции только АвтоВАЗ, недавно отошедший ФГУП НАМИ, и «Урал» Дмитрия Стрежнева. В отношении еще одного актива — группы ГАЗ — в конце мая начали действовать американские санкции.

Ольга Никитина











Санкции помешали Chery обосноваться на УАЗе

Санкции помешали Chery обосноваться на УАЗе / Carlos Barria / REUTERS

Китайский автоконцерн Chery, у которого есть проект по локализации с «Соллерс авто» (в группу входит УАЗ), решил отказаться от идеи выпускать автомобили на площадке Ульяновского автозавода. Об этом «Ведомостям» рассказали два источника, знакомых с планами компаний. Основной причиной, по их словам, стало попадание УАЗа в санкционный список ЕС в начале июня.

Chery может рассмотреть вариант локализации и на другой площадке «Соллерса», говорит один из источников «Ведомостей». У российской компании кроме УАЗа остались совместные предприятия с Ford в Елабуге и с Mazda во Владивостоке. Оба СП пока заморожены. При этом не ясно, каким образом китайский концерн в случае организации производства будет получать господдержку: все нынешние игроки рынка уже подписали специнвестконтракты (СПИК) и менять основного исполнителя по ним нельзя, констатирует собеседник.

Другой источник «Ведомостей» отмечает, что Chery рассматривает различные варианты для локализации производства в России, в том числе и без участия «Соллерс авто». В частности, китайский концерн может занять площадку какого-либо из западных автопроизводителей, если тот примет решение уйти, рассуждает он. Какой именно актив может рассматривать Chery, собеседнику неизвестно. Пока среди крупнейших инвесторов автопрома продать свой завод в Калуге захотел только Volkswagen («Ведомости» писали об этом 27 июля).

Скорее всего, локальная продукция Chery будет представлена в России не под основным брендом, говорит источник. Помимо собственно марки Chery у китайского концерна есть суббренды Exeed, Omoda и Jetour. Последние два пока не представлены на российском рынке, но отраслевые СМИ неоднократно писали о планах компании начать их продажи.

О совместном проекте «Соллерса» и Chery Automobile по локализации производства машин китайской марки на базе Ульяновского автозавода стало известно по итогам переговоров президента Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина в Пекине 4 февраля. Тогда предполагалось, что между компаниями будет заключено стратегическое партнерство, которое будет включать в себя не только выпуск автомобилей, но и развитие новых технологий в области электротранспорта, перспективных модулей и материалов для автопрома. Конкретные параметры проекта стороны планировали зафиксировать до середины 2022 г.

Это не первая попытка Chery зайти со сборкой своих машин на российский рынок. В 2008–2009 гг. калининградский «Автотор» в экспериментальном режиме начал, по сути, отверточную сборку машин марки без глубокой локализации. Но «Автотору» пришлось свернуть проект. По неофициальной информации источников, близких к участникам рынка, к экспансии китайского автопрома в России тогда крайне осторожно относился Минпромторг. Позднее основной владелец «Автотора» Владимир Щербаков говорил, что с приходом других зарубежных автоконцернов на российский рынок позиция властей в отношении китайских брендов «стала более лояльной».

«Соллерс» в 2021 г. начал завершающий этап трехлетней реструктуризации УАЗа («Ведомости» писали об этом 19 ноября 2021 г.). Ключевой целью является концентрация в рамках компании активов и компетенций по модели, применяемой в мировом автопроме, объясняла компания. В периметр этих активов входят штамповка, сварка, окраска кузовов и сборка автомобилей. Реструктуризация была необходима для создания партнерства УАЗа с глобальным автоконцерном, объяснял «Ведомостям» источник, знакомый с планами «Соллерса». Название этого партнера тогда не упоминалось.

В первом полугодии 2022 г. Chery обогнала по продажам отечественный УАЗ, реализовав на российском рынке 11 147 автомобилей (-27%) против 9720 (-26%) внедорожников из Ульяновска, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса. Еще 4320 машин пришлось на суббренд китайского концерна Cheryexeed. Источник «Ведомостей» в одном из крупных региональных дилеров Chery говорит, что в последнее время компания «крайне неохотно» отгружает машины, занижая объем обещанных поставок примерно в 1,5 раза.

Российский рынок интересен для Chery: по потенциальной емкости он достаточно большой – до 2 млн автомобилей в год, сказал автоэксперт Владимир Беспалов. Сейчас многие зарубежные автоконцерны приостановили деятельность в России и это открывает возможности для реализации машин китайскими брендами, отмечает он. И если преимущества локализации производства в России перевесят санкционные риски, то этот проект будет интересен для Chery, уверен Беспалов. Площадки «Соллерса» выглядят наиболее подходящими с этой точки зрения, полагает он.

В России сейчас есть примерно шесть автозаводов, которые можно приобрести с большим дисконтом, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, для Chery сейчас принципиально то, что они смогут получить взамен на организацию выпуска автомобилей в РФ. Если это гарантии господдержки через заключение СПИКа, то это будет позитивный кейс для китайского концерна, считает эксперт. По его оценке, китайские марки в ближайшие 1,5–2 года займут до четверти российского авторынка.

«Ведомости» направили запросы в «Соллерс авто», Chery и Минпромторг.

Новости СМИ2

Отвлекает реклама?  Подпишитесь, 
чтобы скрыть её

ЕС вводит санкции в отношении УАЗ, Камаз

Политика использования файлов cookie и конфиденциальности

Этот сайт использует файлы cookie.
Продолжая просматривать сайт, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie.
Ознакомьтесь с политикой конфиденциальности, чтобы узнать больше здесь.

ВХОД

Статьи Калланиша доступны только для активных подписчиков и клиентов, которые в настоящее время находятся на пробной версии. Если у вас уже есть данные для входа, пожалуйста, войдите ниже, чтобы продолжить.

Адрес электронной почты

Пароль

Почему бы не подписаться на бесплатную пробную версию и не пользоваться сервисом Kallanish в течение 2 полных недель. Регистрация занимает всего 1 минуту, так что вы можете начать пользоваться нашими новостями и ценами уже сегодня!

Получите доступ к нашим новостям и последним данным о ценах, что позволит вам протестировать наш сервис.

Бесплатная пробная версия

Бесплатная пробная версия

07
июнь

14:40

106 Просмотров

Европейский Союз ввел санкции против Ульяновского автомобильного завода (УАЗ) и производителя грузовиков КамАЗ.
Переезд связан с возможным использованием их автомобильной техники российскими вооруженными силами в Украине. В документе указано, что УАЗ относится к автомобилю УАЗ Патриот, а КамАЗ — к грузовику КАМАЗ-5350, бортовому тягачу 6350 и тяжелому внедорожнику 6560.
Из-за санкций и Камаз, и УАЗ не смогут экспортировать свои …

Эта статья содержит премиальные данные.

Доступно только для активных подписчиков и клиентов, которые сейчас находятся на пробной версии
. Чтобы продолжить чтение, см. параметры ниже.

СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПОДПИСЧИКИ

Войдите, чтобы прочитать статью

– ИЛИ –

НЕ ПОДПИСЧИК

Зарегистрируйтесь для получения бесплатной пробной версии

Светослав Абросимов

Болгария

Больше бесплатных статей из нашего архива

14 декабря 2022 г.

Индия отозвала котировки HRC из-за ожиданий роста рынка

(0)

13 декабря 2022 г.

Европарламент достиг предварительного соглашения по CBAM

(0)

12 декабря 2022 г.

Рынок металлолома в США завершил месяцы падения цен

(0)

09 декабря 2022 г.

Цены на арматуру в Испании растут, рынок лома ждет коррекция

(0)

Больше бесплатных статей