Содержание
Росстат — Цены, инфляция
Росстат в соцсетях
Подписывайтесь и следите за деятельностью Федеральной службы государственной статистики в социальных сетях
Потребительские цены
XLSX
Еженедельные индексы потребительских цен (тарифов) на отдельные товары и услуги по Российской Федерации
61.38 Кб, 12.04.2023
XLSX
Индексы потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации, федеральным округам и субъектам Российской Федерации (с 2022 г.)
117.61 Кб, 14.04.2023
XLSX
Индексы потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации, месяцы (с 1991 г.)
43.17 Кб, 12.04.2023
XLSX
Индексы потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации, федеральным округам и субъектам Российской Федерации (с 1992 г.)
32.78 Кб, 20.01.2023
XLSX
Квартальные индексы потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации ( в 2005-2023 гг. )
25.63 Кб, 12.04.2023
XLSX
Индексы потребительских цен на товары и услуги в группировке КИПЦ (с 2010 г.)
158.94 Кб, 31.01.2023
XLSX
Индексы потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации (к IV кварталу 2020 г.)
33.58 Кб, 14.04.2023
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.3 / Индексы потребительских цен на товары и услуги (с 2002 г.)
call_madeWEB
Витрина данных / Индексы потребительских цен на товары и услуги (с 2002 г.)
call_madeWEB
BI-система / Индекс потребительских цен
Понятия и определения (ИПЦ, Инфляция)
311.08 Кб, 12.04.2023
XLSX
Еженедельные средние потребительские цены (тарифы) на отдельные товары и услуги в Российской Федерации
67.98 Кб, 12.04.2023
XLSX
Средние потребительские цены на отдельные виды товаров и услуг по Российской Федерации, федеральным округам, субъектам Российской Федерации и обследуемым городам (с 2022 г. )
24.27 Мб, 14.04.2023
XLSX
Средние потребительские цены на отдельные виды товаров и услуг по Российской Федерации, федеральным округам, субъектам Российской Федерации и обследуемым городам (в 2021 г.)
19.09 Мб, 12.08.2022
XLSX
Средние потребительские цены на отдельные виды товаров и услуг по Российской Федерации (в 1991-2021 гг.)
49.44 Кб, 12.08.2022
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.2 / Средние потребительские цены (тарифы) на продовольственные, непродовольственные товары и услуги
call_madeWEB
Витрина данных / Средние потребительские цены (тарифы) на товары и услуги
call_madeWEB
Витрина данных / Еженедельные средние потребительские цены (тарифы) на отдельные товары и услуги
call_madeWEB
BI-система / Средние потребительские цены
call_madeWEB
BI-система / Еженедельные средние потребительские цены (тарифы) на отдельные товары и услуги
Понятия и определения (Потребительские цены)
269. 66 Кб, 12.04.2023
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.5 / Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.5 / Изменение стоимости условного (минимального) набора продуктов питания
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.6 / Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.6 / Изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения
call_madeWEB
Витрина данных / Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания
call_madeWEB
Витрина данных / Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг
call_madeWEB
Витрина данных / Изменение стоимости условного (минимального) набора продуктов питания
call_madeWEB
Витрина данных / Изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг
Понятия и определения (Потребительские наборы)
199. 22 Кб, 12.08.2022
XLSX
Структура потребительских расходов населения по Российской Федерации, федеральным округам и субъектам Российской Федерации в 2023 году
375.25 Кб, 12.04.2023
XLSX
Структура потребительских расходов населения по группам и товарам (услугам)-представителям для расчета ИПЦ по Российской Федерации в 2023 году
45.27 Кб, 13.02.2023
XLSX
Структура потребительских расходов населения по группам и товарам (услугам)-представителям для расчета индексов потребительских цен по Российской Федерации в 2001-2023 гг.
476.61 Кб, 21.03.2023
XLSX
Структура потребительских расходов населения по товарам (услугам)-представителям для расчета индексов потребительских цен по Российской Федерации в 2004-2023 гг.
432.62 Кб, 13.02.2023
XLSX
Базовая структура потребительских расходов населения для расчета индекса потребительских цен (ИПЦ) в группировке КИПЦ (с 2012 г. )
229.45 Кб, 13.02.2023
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.12 / Структура потребительских расходов населения для расчета индекса потребительских цен (с 2006 г.)
call_madeWEB
Витрина данных / Структура потребительских расходов населения для расчета индекса потребительских цен
Понятия и определения (СПР)
429.05 Кб, 12.04.2023
XLSX
Индекс стоимости жизни по отдельным городам Российской Федерации (2012 — 2022 гг.)
41.31 Кб, 25.01.2023
call_madeWEB
Витрина данных / Индекс стоимости жизни (ИСЖ)
Понятия и определения (Индекс стоимости жизни)
195.05 Кб, 12.08.2022
XLSX
За 2021 год
229.46 Кб, 28.09.2022
XLSX
За 2020 год
224.84 Кб, 12.08.2022
XLSX
За 2019 год
232. 87 Кб, 12.08.2022
XLSX
За 2018 год
230.06 Кб, 12.08.2022
XLSX
За 2017 год
236.33 Кб, 12.08.2022
XLSX
За 2016 год
237.84 Кб, 12.08.2022
XLSX
За 2015 год
232.14 Кб, 12.08.2022
XLSX
За 2014 год
229.28 Кб, 12.08.2022
XLSX
За 2013 год
234.06 Кб, 12.08.2022
XLSX
За 2012 год
234.19 Кб, 12.08.2022
XLSX
За 2011 год
227.08 Кб, 12.08.2022
XLSX
За 2010 год
211.43 Кб, 12.08.2022
XLSX
За 2009 год
74.31 Кб, 12.08.2022
XLSX
За 2008 год
1.06 Мб, 12.08.2022
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.10 / Структура розничной цены
call_madeWEB
ЕМИСС / 1. 29.10 / Стоимостное содержание структуры розничной цены
Понятия и определения (Структура розничных цен)
272.08 Кб, 12.08.2022
Цены на рынке жилья
XLSX
Индексы цен на первичном рынке жилья по субъектам Российской Федерации (в 2022 г.)
71.37 Кб, 03.02.2023
XLSX
Индексы цен на вторичном рынке жилья по субъектам Российской Федерации (в 2022 г.)
76.83 Кб, 03.02.2023
XLSX
Индексы цен на первичном рынке жилья по субъектам Российской Федерации (в 2021 г.)
65.74 Кб, 12.08.2022
XLSX
Индексы цен на вторичном рынке жилья по субъектам Российской Федерации (в 2021 г.)
75.02 Кб, 12.08.2022
XLSX
Динамика индексов цен на рынке жилья по Российской Федерации на конец года (с 1998 г.)
16.92 Кб, 12.08.2022
call_madeWEB
ЕМИСС / 1. 29.9 / Индексы цен на рынке жилья
call_madeWEB
Витрина данных / Индекс цен на рынке жилья (по 2020 г. включительно)
call_madeWEB
BI-система / Индексы цен на первичном и вторичном рынках жилья по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации
Понятия и определения (Индексы цен на рынке жилья)
354.33 Кб, 12.08.2022
XLSX
Средние цены на первичном рынке жилья по субъектам и центрам субъектов Российской Федеpации (в 2022 г.)
43.44 Кб, 03.02.2023
XLSX
Средние цены на вторичном рынке жилья по субъектам и центрам субъектов Российской Федеpации (в 2022 г.)
53.96 Кб, 03.02.2023
XLSX
Средние цены на первичном рынке жилья по субъектам и центрам субъектов Российской Федеpации (в 2021 г.)
40.7 Кб, 12.08.2022
XLSX
Средние цены на вторичном рынке жилья по субъектам и центрам субъектов Российской Федеpации (в 2021 г. )
47.76 Кб, 12.08.2022
XLSX
Динамика средних цен на рынке жилья по Российской Федерации на конец года (с 1998 г.)
17.46 Кб, 12.08.2022
call_madeWEB
ЕМИСС/ 1.29.9 / Средняя цена 1 кв. м. общей площади квартир на рынке жилья
call_madeWEB
Витрина данных / Средняя цена 1 кв. м. общей площади квартир на рынке жилья (по 2020 г. включительно)
call_madeWEB
BI-система / Средние цены 1 кв. м общей площади квартир на первичном и вторичном рынках жилья (с 2015 г.)
Понятия и определения (Средние цены на рынке жилья)
409.32 Кб, 12.08.2022
Цены производителей
XLSX
Индексы цен производителей по видам экономической деятельности (с 1998 г.)
438.61 Кб, 29.03.2023
XLSX
Структура весов для расчета индексов цен производителей промышленных товаров по видам экономической деятельности (с 2006 г. )
54.42 Кб, 28.03.2023
XLSX
Индексы цен производителей по товарам и товарным группам (с 1998 г.)
1.59 Мб, 29.03.2023
XLSX
Средние цены производителей на отдельные виды промышленных товаров (с 1998 г.)
681.61 Кб, 29.03.2023
XLSX
Индексы цен производителей на минеральные удобрения (с 2009 г.)
1.2 Мб, 29.03.2023
XLSX
Средние цены производителей на минеральные удобрения (с 2009 г.)
190.14 Кб, 29.03.2023
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.13 / Средние цены производителей промышленных товаров до 2010 г.
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.13 / Средние цены производителей промышленных товаров с 2010 по 2016 гг.
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.13 / Средние цены производителей промышленных товаров с 2017 г.
call_madeWEB
ЕМИСС / 1. 29.13 / Средние цены производителей на минеральные удобрения по 2016 г.
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.13 / Средние цены производителей на минеральные удобрения с 2017 г.
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.14 / Индексы цен производителей на минеральные удобрения по 2016 г.
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.14 / Индексы цен производителей на минеральные удобрения с 2017г.
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.14 / Индексы цен производителей по видам экономической деятельности по 2011 г.
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.14 / Индексы цен производителей по видам экономической деятельности с 2012 по 2016 гг.
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.14 / Индексы цен производителей по видам экономической деятельности с 2017 г
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.14 / Индексы цен производителей по товарам и товарным группам до 2010 г.
call_madeWEB
ЕМИСС / 1. 29.14 / Индексы цен производителей по товарам и товарным группам с 2010 по 2016 гг.
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.14 / Индексы цен производителей по товарам и товарным группам с 2017 г.
Понятия и определения (Производителей промышленной продукции)
318.25 Кб, 12.08.2022
XLSX
Индексы цен производителей сельскохозяйственной продукции (с 2010 г.)
255.64 Кб, 27.03.2023
XLSX
Средние цены производителей сельскохозяйственной продукции (с 2010 г.)
75.4 Кб, 27.03.2023
XLSX
Индексы цен производителей сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными организациями и населением
50.73 Кб, 12.08.2022
XLSX
Средние цены производителей сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными организациями и населением
35.67 Кб, 12.08. 2022
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.15 / Индексы цен производителей сельскохозяйственной продукции, реализуемой сельскохозяйственными организациями с 2017 г.
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.15 / Средние цены производителей сельскохозяйственной продукции, реализуемой сельскохозяйственными организациями с 2017 г.
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.15 / Индексы цен производителей сельскохозяйственной продукции, реализуемой сельскохозяйственными организациями по 2016 г.
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.15 / Средние цены производителей сельскохозяйственной продукции, реализуемой сельскохозяйственными организациями по 2016 г.
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.16 / Индексы цен реализации сельскохозяйственной продукции сельхозпроизводителями всех категорий с 2017 г.
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.16 / Средние цены реализации сельскохозяйственной продукции сельхозпроизводителями всех категорий с 2017 г.
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.16 / Индексы цен реализации сельскохозяйственной продукции сельхозпроизводителями всех категорий по 2016 г.
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.16 / Средние цены реализации сельскохозяйственной продукции сельхозпроизводителями всех категорий по 2016 г.
Понятия и определения (Производителей сельхозпродукции)
235.15 Кб, 12.08.2022
XLSX
Индексы цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения (с 1995 г.)
422.45 Кб, 14.04.2023
XLSX
Индексы цен производителей на строительную продукцию (с 1995 г.)
404.67 Кб, 14.04.2023
XLSX
Индексы цен приобретения машин и оборудования инвестиционного назначения (с 1995 г.)
390.24 Кб, 14.04.2023
XLSX
Индексы цен на прочую продукцию (затраты, услуги) инвестиционного характера (с 1999 г. )
349.62 Кб, 14.04.2023
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.17 / Индексы цен на продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения с 2017 г.
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.17 / Индексы цен производителей на строительную продукцию с 2017 г.
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.17 / Индексы цен приобретения машин и оборудования инвестиционного назначения с 2017 г.
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.17 /Индексы цен на прочую продукцию (затраты, услуги) инвестиционного назначения с 2017 г.
Понятия и определения (Производителей строительной продукции)
235.9 Кб, 12.08.2022
XLSX
Индексы тарифов на грузовые перевозки (с 2010 г.)
215.53 Кб, 14.04.2023
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.19 / Индексы тарифов на грузовые перевозки
Понятия и определения (Тарифы на грузовые перевозки)
237. 17 Кб, 12.08.2022
XLSX
Средние тарифы на услуги связи для юридических лиц (с 2017 г.)
197.46 Кб, 13.02.2023
XLSX
Индексы тарифов на услуги связи для юридических лиц (с 2017 г.)
107.44 Кб, 13.02.2023
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.20 / Средние тарифы на услуги связи для юридических лиц с 2005 г.
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.20 / Индексы тарифов на услуги связи для юридических лиц с 2016 г.
Понятия и определения (Тарифы на услуги связи для юр.лиц)
232.5 Кб, 12.08.2022
Цены приобретения
XLSX
Индексы цен на приобретенные организациями отдельные виды товаров по Российской Федерации (с 1998 г.)
398.36 Кб, 10.04.2023
XLSX
Средние цены на приобретенные организациями отдельные виды товаров по Российской Федеpации (с 1998 г. )
205.91 Кб, 10.04.2023
XLSX
Индексы цен на приобретенное промышленными организациями зерно для основного производства по Российской Федерации (с 2010 г.)
261.73 Кб, 31.03.2023
XLSX
Средние цены на приобретенное промышленными организациями зерно для основного производства по Российской Федерации (с 2010 г.)
129.35 Кб, 31.03.2023
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.21 / Индексы цен на приобретенные организациями отдельные виды товаров (с 2017 г.)
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.21 / Средние цены на приобретенные организациями отдельные виды товаров (с 2017 г.)
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.22 / Индексы цен на приобретенное промышленными организациями зерно для основного производства (с 2017 г.)
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.22 / Средние цены на приобретенное промышленными организациями зерно для основного производства (с 2017 г. )
Понятия и определения (Приобретение товаров пром. организациями)
244 Кб, 12.08.2022
XLS
Индексы цен на промышленные товары и услуги, приобретенные сельскохозяйственными организациями по Российской Федеpации (с 2002 г.)
140.5 Кб, 12.08.2022
XLS
Средние цены на промышленные товары и услуги, приобретенные сельскохозяйственными организациями по Российской Федеpации (с 2002 г.)
173.5 Кб, 12.08.2022
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.23 / Индексы цен на промышленные товары и услуги, приобретенные сельскохозяйственными организациями (с 2017 г.)
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.23 / Индексы цен на промышленные товары и услуги, приобретенные сельскохозяйственными организациями (на минеральные удобрения) (с 2017 г.)
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.23 / Средние цены на промышленные товары и услуги, приобретенные сельскохозяйственными организациями (с 2017 г. )
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.23 / Средние цены на промышленные товары и услуги, приобретенные сельскохозяйственными организациями (на минеральные удобрения) (с 2017 г.)
Понятия и определения (Приобретение сельхозорганизациями)
228.58 Кб, 12.08.2022
XLSX
Индексы цен на приобретенные строительными организациями основные материалы, детали и конструкции (с 1996 г.)
248.5 Кб, 14.04.2023
XLSX
Средние цены на приобретенные строительными организациями основные материалы, детали и конструкции (с 1996 г.)
117.31 Кб, 14.04.2023
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.18 / Индексы цен на приобретенные строительными организациями основные материалы, детали и конструкции (с 2017 г.)
call_madeWEB
ЕМИСС / 1.29.18 / Средние цены на приобретенные строительными организациями основные материалы, детали и конструкции (с 2017 г. )
Понятия и определения (Приобретение строит.организациями)
233.29 Кб, 12.08.2022
плюс 150% за лобовое стекло :: Autonews
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Autonews
Телеканал
Pro
Инвестиции
Мероприятия
+
Новая экономика
Тренды
Недвижимость
Спорт
Стиль
Национальные проекты
Город
Крипто
Дискуссионный клуб
Исследования
Кредитные рейтинги
Франшизы
Газета
Спецпроекты СПб
Конференции СПб
Спецпроекты
Проверка контрагентов
Библиотека
Подкасты
ESG-индекс
Политика
Экономика
Бизнес
Технологии и медиа
Финансы
РБК КомпанииРБК Life
adv. rbc.ru
adv.rbc.ru
Читайте также
Фото: Autonews
Как сообщили в Russian Automotive Market Research, больше всего у производителей подорожал задний бампер – рост цены составил 96,4% (при этом цена оригинального переднего бампера выросла на 81,6%). Передняя левая дверь прибавила в цене в среднем 92,8%, а лобовое стекло – 91,8%.
Фото: Russian Automotive Market Research
adv.rbc.ru
А если сравнивать цены от агрегаторов, которые продают запасные части, то там рост на некоторые позиции еще более существенный. Например, лобовое стекло для кроссоверов подорожало за первые две недели марта на 150,3%, заднее крыло на 117,3%, а решетка радиатора на 97,6%.
adv.rbc.ru
adv.rbc.ru
Потребительская инфляция в России упала ниже целевого уровня 4% впервые за год прошлогодний двузначный рост цен закрепляется, свидетельствуют данные Росстата, опубликованные в среду.
Инфляция подскочила почти до 20% вскоре после того, как в прошлом году Россия ввела в Украину десятки тысяч военнослужащих. Центральный банк заявил, что инфляция остается проблемой, хотя он ожидает, что она снова превысит целевой показатель в конце этого года, вероятно, к концу 2023 года в диапазоне 5-7%.
Согласно данным, в марте годовая инфляция составила 3,51% в годовом исчислении по сравнению с 10,99% в годовом исчислении месяцем ранее. Аналитики, опрошенные агентством Reuters, ожидали снижения темпов роста до 3,4%.
В месячном исчислении индекс потребительских цен (ИПЦ) вырос на 0,37% в марте после роста на 0,46% в феврале, как показали данные, превысив ожидания аналитиков о росте на 0,2%.
Рост в месячном исчислении на 0,37% в марте соответствует примерно 4,3% с учетом сезонных колебаний в годовом исчислении, сказал экономист ЦентроКредитБанка Евгений Суворов.
— Это много, — сказал Суворов. «Такие цифры (а также сильное падение рубля) могут привести к повышению ставок ЦБ на заседании 28 апреля».
Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина в среду заявила, что рубль, который ослабил инфляционное давление за счет укрепления в прошлом году, скорее всего, окажет проинфляционное влияние в этом году. Валюта потеряла почти 25% с тех пор, как в начале декабря вступило в силу ограничение цен на нефть для российского экспорта.
Дмитрий Полевой, глава инвестиционного отдела «Локо-Инвест», заявил, что центральный банк вряд ли изменит свой ястребиный сигнал и сохранит опасения по поводу инфляционных рисков.
«Но если (риски) со стороны бюджета немного снизились, то со стороны спроса и курса они увеличились», — сказал Полевой. «Поэтому, похоже, что центральный банк на данный момент по-прежнему будет видеть больше шансов на повышение ставки, чем на ее снижение».
Отдельные данные Росстата, опубликованные в среду, показали, что потребительские цены за неделю до 10 апреля выросли на 0,11% по сравнению с ростом на 0,13% на предыдущей неделе. По данным Росстата, с начала года цены выросли на 1,84%, что медленнее, чем за аналогичный период 2022 года9.0003
Министерство экономики сообщило, что инфляция в годовом исчислении составила 3,15% по состоянию на 10 апреля, снизившись с 3,29% неделей ранее.
Аналитики, опрошенные агентством Reuters, считают, что инфляция выше целевого уровня не позволит центральному банку снизить ключевую ставку в этом году, что ухудшит перспективы роста.
Российские домохозяйства регулярно ссылаются на инфляцию как на одну из основных проблем, поскольку многие не имеют сбережений после десятилетия экономического кризиса, когда рост цен привел к снижению уровня жизни по всей стране.
Росстат дал следующие данные:
Сообщение Дарьи Корсунской и Александра Морского; Под редакцией Джона Бойла
Наши стандарты: Принципы доверия Thomson Reuters.
Российская экономика в 2022 году. Адаптация и растущий дефицит бюджета
Макроэкономические показатели России в 2022 году опровергли прогнозы годичной давности, сделанные через несколько недель после вторжения в Украину. Однако в условиях военного времени такие показатели, как ВВП, неадекватно отражают реальное состояние экономики, что связано с быстро растущими военными расходами, масштабами происходящих изменений и большими различиями между отдельными отраслями. Кроме того, снижается доверие к публикуемым макроэкономическим данным, а правительство ограничивает доступ к статистическим данным.
Первые месяцы 2022 года, когда российские компании получили высокую прибыль, оказали значительное влияние на экономические показатели страны. Ситуация стала ухудшаться из-за осенней мобилизации, дальнейшей эскалации боевых действий и, прежде всего, из-за введения санкций ЕС против российского нефтяного сектора, вступивших в силу 5 декабря 2022 года. финансы. Увеличение военных расходов привело к большому дефициту бюджета. Хотя Кремль по-прежнему в состоянии финансировать дефицит, ему будет все труднее справляться с сокращением доходов, особенно в нефтяном и газовом секторах.
В прошлом году и российский бизнес, и российская общественность продемонстрировали значительный адаптационный потенциал. Это значительно облегчило стабилизацию экономической ситуации в стране. Правительство усиливало репрессии, и люди, не входящие в ближайшее окружение Кремля, осознавали угрозу потери своих активов. Поэтому российские деловые круги не только не протестовали против войны и связанных с ней потерь бизнеса, но и адаптировались к новой реальности и активно включились в процесс «технологической трансформации» (как отметил глава Центрального банка России (ЦБР) называет продолжающийся технологический регресс в стране). Прошедший год привел к усилению государственного контроля над экономикой и укреплению существующей экономической модели: госкапитализма со всеми его патологиями, такими как коррупция, консолидация активов в руках окружения президента и предвзятая судебная система.
По первой оценке Росстата, [1] ВВП России в 2022 г. сократился на 2,1% (до вторжения прогнозировался рост на 3%). В первые недели войны, учитывая массивные санкции, введенные Западом, ожидалось, что российская экономика может сократиться более чем на 10%. Несмотря на то, что точность статистики, представленной российскими властями, вызывает сомнения, России действительно удалось избежать резкого падения по ряду причин. Например, Кремлю удалось ограничить негативные последствия (девальвация рубля и инфляция) финансовых санкций, введенных в первые дни после вторжения. Это стало возможным благодаря очень высоким доходам от экспорта нефти и газа (ограничения на российский экспорт были введены через несколько месяцев) и мерам, предпринятым ЦБ РФ, в том числе по ограничению конвертируемости рубля. Накопленные резервы и сотрудничество с посредниками из стран, не присоединившихся к санкциям, позволили российским компаниям продолжать производство, несмотря на корпоративные бойкоты, отрезание от импорта и нарушение логистических цепочек. В результате Россия сползала в кризис постепенно (наиболее сложная ситуация сложилась на рубеже 2022 и 2023 годов), но кризис продлится дольше. Большинство прогнозов также предсказывают падение российского ВВП в этом году: например, Всемирный банк прогнозирует падение на 3%. Однако есть и позитивные прогнозы. МВФ прогнозирует рост ВВП России на 0,3%.
Хорошие показатели сельского хозяйства и строительства способствовали значительно более медленному снижению ВВП России. В 2022 году стоимость сельскохозяйственной продукции увеличилась более чем на 10%. Намолочено 154 млн тонн зерна, что на 27% больше, чем годом ранее. В том числе 104 млн тонн пшеницы (рост на 37% в годовом исчислении). Хорошие урожаи и ограниченный экспорт продовольствия в предшествующий сельскохозяйственный сезон (1 июля 2021 г. – 30 июня 2022 г.), в котором было экспортировано 38 млн тонн зерна (на 11 млн тонн меньше, чем годом ранее), привели к переизбытку предложения на внутреннем рынке. и цена падает. Только небольшая группа компаний, в значительной степени контролируемая кремлевской элитой, может экспортировать зерно. Кроме того, государство взимает экспортную пошлину, что снижает конкурентоспособность российской продукции.
Строительный сектор также добился хороших результатов, хотя эти данные довольно противоречивы. В прошлом году стоимость строительных работ официально увеличилась на 5%. Этому в значительной степени способствовали программы государственной поддержки, такие как льготная ипотека и ремонт старых жилых домов. Почти 8% всех строительных работ финансировалось из государственных средств. Однако с середины года активность отрасли снизилась, о чем, в частности, свидетельствует количество сданных квартир. В целом за 2022 год это число выросло на 11% г/г. Однако в декабре было зафиксировано снижение на 17% г/г. Быстрые темпы роста контрастируют с данными, представленными, например, «Северсталью» (одной из крупнейших металлургических компаний России), которая сообщила о снижении поставок металлопродукции в строительный сектор на 4%. Результаты отрасли могли быть завышены и за счет правовых изменений, таких как расширение упрощенного порядка технической приемки зданий, в том числе дач, которые в реальности были построены гораздо раньше.
Еще одним фактором, который помог российским компаниям сохранить производство, стало значительное увеличение бюджетных расходов в 2022 году (примерно на 5% ВВП). Однако маловероятно, что усиленные бюджетные расходы смогут способствовать долгосрочному экономическому росту в стране. Особенно это касается расходов на войну и инвестиций в процесс импортозамещения (опыт показывает, что товары, произведенные в России в рамках программ импортозамещения, как правило, намного дороже и хуже по качеству, чем товары из других стран).
Российский бизнес при поддержке государства увеличил инвестиций несмотря на продолжающийся экономический кризис. Факторы, которые способствовали этому, включали: необходимость адаптации к новой экономической реальности, включая изменения в поставщиках и товарах, технологический регресс и создание новых логистических цепочек. За первые девять месяцев 2022 г. (данные за 4 кв. отсутствуют) инвестиции выросли почти на 6% г/г. Например, инвестиционные расходы «Газпрома» выросли в 2022 году на 100% по сравнению с прошлым годом (до более чем 30 млрд долларов США). Это было связано с необходимостью расширения ее экспортного потенциала в восточном направлении (расширение газопровода «Сила Сибири» в Китай и дальнейшее освоение газоснабжающих его месторождений) и газификации регионов России.
Падение потребительского спроса , упавшего примерно на 4% в 2022 году, тормозило экономику страны. Объем розничной торговли значительно снизился (примерно на 7%). Это было связано с неясной перспективой развития страны, мешавшей гражданам совершать покупки (особенно промышленных товаров), и миграцией среднего класса, которая была движущей силой потребления в крупных городах. Из-за повышения тарифов население России было вынуждено больше тратить на услуги (особенно на транспорт и коммунальные и жилищные платежи). Интересно, однако, что увеличились обороты ресторанов и баров, что может быть связано с тем, что многие россияне решили не выезжать за границу на отдых.
Ограниченный спрос и меры российского правительства (включая повышение процентных ставок и укрепление рубля) способствовали замедлению инфляции . В конце года он был ниже 12%. Однако в последние месяцы 2022 года цены снова начали расти. ЦБ обеспокоен инфляционным давлением, особенно в связи с быстро растущими расходами бюджета.
Больше всего выросли цены на промышленные товары, особенно импортированные или произведенные с использованием деталей из-за границы. В конце года также начали расти тарифы на коммунальные услуги (транспортные, коммунальные и жилищные платежи). Многие россияне жалуются, что предполагаемая инфляция намного выше, чем сообщает Росстат. К тому же, по их мнению, ухудшилось качество многих товаров и уменьшился ассортимент.
Ситуация сильно различалась в зависимости от отрасли. Годовое промышленное производство официально снизилось лишь примерно на 0,5% г/г. В основном это было связано с очень хорошими результатами, достигнутыми в первые месяцы года, а также с госзакупками на военные нужды (это касается машиностроительной, текстильной, пищевой промышленности и др.). В добывающем секторе наблюдался небольшой рост (производство нефтяного сектора выросло на 2% г/г) [2] в основном за счет переноса эмбарго ЕС на импорт российской нефти до конца года. Однако в феврале этого года правительство объявило о «добровольном» снижении суточной добычи нефти на 0,5 млн баррелей, то есть почти на 5%, в ответ на трудности с поиском импортеров, особенно для российских нефтепродуктов.
Однако в секторах, подпадающих под санкции или контрсанкции, наблюдалось резкое снижение. Прежде всего, произошел сбой производства в автомобильной промышленности , пострадавшей от корпоративных бойкотов. Ограничения на ввоз, закрытие воздушного пространства для российских перевозчиков и отрезание их от запчастей и западных услуг (включая лизинг) привели к снижению объемов авиаперевозок. Государственные программы, направленные на поддержку внутреннего туризма и субсидирование билетов, означают, что пассажирские перевозки сократились в гораздо меньшей степени.
Кремль использовал поставки газа для шантажа Евросоюза, что привело к серьезному падению экспорта газа (примерно на 45%) на европейский рынок и, как следствие, к сокращению добычи природного газа . Особенно пострадал «Газпром», который добыл газа на 20% меньше (в конце года компания перестала публиковать данные по экспорту и добыче [3]). Снижение стоимости услуг нефтегазовой отрасли почти на 25% в связи с уходом иностранных компаний из России представляет серьезную угрозу будущему российской энергетики. Иностранные партнеры сыграли ключевую роль, особенно в процессе разработки месторождения.
Анализ падающего оборота компаний отдельных секторов дает более полное представление об экономике России. Оказывается, во многих случаях падения были более серьезными, чем можно было предположить только по сокращению объемов производства. Ситуация в отдельных регионах России также была весьма разнообразной. В 2022 г. промышленное производство сокращалось в регионах, сильно зависящих от автомобильного сектора, т.е. в Калужской области (на 20%) и Калининградской области (на 18%), а также в лесной промышленности, т.е. Карелия (на 9%). Увеличение наблюдалось в регионах, связанных с военным сектором, таких как Брянская область (на 18%), с энергетическим сектором, таких как Ненецкий автономный округ (на 12%), или с обоими секторами одновременно, таких как с Татарстаном (на 6%).
Поскольку цены на природные ресурсы на мировых рынках оставались высокими, а России удавалось продолжать их экспорт в больших объемах, особенно в первой половине прошлого года, она смогла получить значительный доход, несмотря на то, что импорт был ограничен из-за санкций. По данным, опубликованным ЦБ РФ, доходы страны от экспорта товаров и услуг в 2022 году превысили 628 млрд долларов, что на 14% больше, чем годом ранее (с весны 2022 года ЦБ РФ публикует только агрегированные данные по платежному балансу). . Стоимость импорта упала на 9% до $346 млрд. С середины года, когда вступили в силу санкции в отношении российского экспорта (металлы, древесина, уголь, нефть), зарубежные поставки постепенно сокращались. В то же время активизация отношений с незападными странами, главным образом с Китаем, способствовала увеличению объемов российского импорта. Однако неизвестно, в какой степени это было связано с ростом цен на импортные товары.
В свою очередь, зеркальные данные основных торговых партнеров России показывают, что на Китай (с ростом экспорта на 12% г/г) и Турцию (с ростом на 80%) пришлось всплеск поставок товаров в Россию в 2022 году. При этом страны Запада сократили экспорт товаров в Россию: Евросоюз сократил свои поставки более чем на 35% (данные за 11 месяцев США на 70%, а Великобритания на 80%.
Стоимость российского экспорта выросла в основном в Китай (на 45%), Турцию (на 120%) и Индию (на 400%, в основном экспортировалась сырая нефть). Экспорт в ЕС также был выше (на 35%), что было связано с высокими ценами на энергоносители, особенно в первом полугодии. В свою очередь экспорт в США и Великобританию значительно упал, на 50% и 60% соответственно.
В результате в 2022 году Россия достигла рекордно высокого профицита счета текущих операций в размере 227,5 млрд долларов, хотя в конце года он быстро исчезал. В декабре он составлял всего 1,7 млрд долларов (в ноябре — 10 млрд долларов). В свою очередь, в январе 2023 года он снова вырос до 8 миллиардов долларов. Неизвестно, было ли это связано с продолжающимся поступлением доходов от экспорта или с обычным снижением импорта в первые месяцы года.
Российская валюта укрепилась в 2022 году. Средний курс доллара США составил 68,5 рубля по сравнению с 73,7 рубля годом ранее. Однако сокращение притока нефтедолларов в страну и рост импорта привели к ослаблению российской валюты в четвертом квартале.
По данным, опубликованным Минфином РФ, несмотря на падение цен на российские экспортные товары во втором полугодии 2022 г. , годовые доходы бюджета оказались на уровне 2,5 трлн руб. (10% ) выше, чем в 2021 г. Это стало возможным в основном за счет увеличения налогов, взимаемых с «Газпрома». Компания стала крупнейшим вкладчиком в государственные финансы. В федеральный и региональный бюджеты было уплачено более 5 трлн рублей (почти 73 млрд долларов), в том числе 1,2 трлн рублей в виде дополнительного единовременного налога на добычу полезных ископаемых (уплачивается тремя равными частями). Кроме того, «Газпром» выплатил дивиденды за первое полугодие 2022 г. осенью (раньше обычного, поскольку до сих пор выплачивал их лишь раз в год). Это означало, что он внес в бюджет еще 600 миллиардов рублей. В результате платежи от Газпрома заменили падение регулярных доходов от нефтегазового сектора . Кремль также ввел более высокие налоги на нефтяной, угольный, металлургический сектор и сектор минеральных удобрений. Введение эмбарго ЕС на сырую нефть (5 декабря) и установление верхнего предела цен на морские перевозки российских нефтепродуктов, продаваемых в незападные страны, серьезно сказались на российском бюджете. В январе 2023 года средняя цена барреля российской нефти марки Urals, играющей ключевую роль в бюджете России, упала примерно до 50 долларов.0047 увеличение бюджетных расходов . В 2022 году он был на 25% выше, чем в предыдущем году. Предполагается, что расходы на национальную оборону выросли как минимум на 30% (с весны 2022 года правительство не публиковало более конкретных данных о расходах). Расходы в течение года распределялись неравномерно: в декабре было израсходовано более 20% всех выделенных средств.
В результате в 2022 году Россия сформировала дефицит бюджета в размере 3,3 трлн рублей, т.е. 2,3% ВВП. Этот дефицит в значительной степени профинансировал Фонд национального благосостояния (ФНБ), выделивший на эти цели почти 3 трлн рублей. Чтобы погасить растущие обязательства, правительство выпустило облигации на сумму 2,3 трлн рублей, которые выкупили госбанки. По итогам года внутренний долг вырос почти до 19трлн рублей, т.е. около 13% ВВП.
В начале 2023 года цена на нефть марки Юралс упала еще ниже, что стало серьезным ударом по российскому бюджету. Нефтегазовые доходы упали в январе почти на 45%, в результате чего общие доходы бюджета упали на 35%. Как следствие, правительству пришлось взять больше денег из ФНБ, чтобы компенсировать дефицит. В то же время правительство России решило изменить свою политику расходов. В январе правительство авансировало часть средств (более 1,4 трлн рублей), запланированных на госзакупки, в том числе на оборону. Всего на госзакупки в 2023 году зарезервировано почти 5 трлн рублей. Как правило, эти средства не доходили до экономики до конца года. В результате в январе уже было распределено 10% всех расходов, запланированных на текущий год. Правительство планировало закрыть 2023 год с дефицитом бюджета в 3 триллиона рублей (около 2% ВВП), исходя из того, что средняя цена барреля нефти составит 70 долларов. Поэтому, если он останется на текущем уровне (около 50 долларов), дефицит может увеличиться еще на 2 трлн рублей. Ограничение добычи сырой нефти может еще больше увеличить дефицит бюджета. Кроме того, неясно, является ли увеличение расходов в январе просто результатом предоплаты в рамках государственных закупок или признаком дальнейшего увеличения государственных расходов. Как показывает опыт, закон о бюджете не является ограничением для правительства, а уровень государственных расходов определяет президент. В последние месяцы правительство искало дополнительные источники финансирования. Например, в 2023 году были введены более высокие государственные сборы для нефтегазового сектора. Министерство финансов также объявило, что с 1 апреля этого года будет применяться новый метод расчета средней цены на нефть марки «Юралс». используется в качестве базовой линии для налогообложения нефтяных компаний (в настоящее время она основана на рыночных оценках агентства Argus). Она будет определяться исходя из ориентира цены на нефть марки Brent за вычетом регулируемого размера дисконта: в апреле она составит 34 доллара за баррель, в мае – 31 доллар, в июне – 28 долларов, а начиная с июля – 25 долларов. Этот шаг может привести к введению еще более высоких сборов в этом секторе. Кремль также рассматривает возможность изъятия значительной части прибыли у госкомпаний в виде дивидендов. Последнее предложение правительства демонстрирует, насколько сложной является бюджетная ситуация. Предлагается ввести «добровольную» разовую выплату на прибыль крупного бизнеса в 2022 г. (по оценкам Росстата, за девять месяцев 2022 г. российский бизнес имел чистую прибыль в года показатели резко падают).
Фонд национального благосостояния, играющий ключевую роль в процессе финансирования дефицита бюджета и адаптации бизнеса к новым экономическим реалиям, сокращается довольно быстро. На конец года он составил 10,4 трлн рублей. В том числе 6,1 трлн руб. ликвидных активов, т.е. находящихся в распоряжении государства. После того как западные страны заморозили зарубежные активы ФНБ, их структура изменилась. В настоящее время ресурсы фонда депонированы в юанях и золоте. Это стало возможным благодаря техническим финансовым операциям ЦБ РФ, который переводил на свои счета «токсичные» активы в западных валютах, предлагая взамен госюани.
В 2022 году в России наблюдался рекордный отток капитала — более 250 млрд долларов. В основном это было связано с тем, что отдельные клиенты переводили свои сбережения за пределы страны. Стоимость вкладов граждан России в иностранных банках увеличилась более чем в два раза и составила около 82 миллиардов долларов. Российские юридические лица, в основном коммерческие компании, также сократили свои внешние обязательства. В течение 2022 года долг сократился на 100 миллиардов долларов.
По данным Росстата, реальные доходы населения России снизились в 2022 году всего на 1%, а в последнем квартале года тенденция к снижению была обращена вспять. Однако он по-прежнему остается примерно на 10% ниже, чем в 2013 году, до аннексии Крыма. Расчеты Росстата по этому показателю обычно вызывают много сомнений, тем более что в прошлом году реальная заработная плата граждан была снижена почти на 2% (за 11 месяцев года), а пенсии — до 6% (с учетом , предвыборный платеж в сентябре 2021 г. ). По данным Росстата, рост в четвертом квартале был связан с увеличением доходов предприятий и социальных выплат, вероятно, в значительной степени связанных с мобилизацией в армию и компенсациями раненым солдатам и семьям погибших на фронте.
В 2022 году численность экономически активных лиц уменьшилась на 0,5% (т.е. более чем на 400 000) до 74,9 млн человек, а численность занятого населения увеличилась на 0,4% (260 000, это отчасти влияние пенсионного проводится реформа). Следует добавить, что лица, служащие в армии, рассматриваются как часть занятого населения. Уровень безработицы в стране оставался низким: в декабре он составлял 3,7%, а это значит, что безработными были около 2,8 млн человек. Работники, занятые неполный рабочий день, составляют большую часть фигур; последние доступные данные за третий квартал 2022 года показали, что более 4,6 млн человек были заняты неполный рабочий день (больше, чем во время пандемии). В значительной степени это было связано с уходом западных компаний из России. Человеческий капитал представляет собой серьезную проблему для российской экономики, адаптирующейся к новым условиям, но, прежде всего, в долгосрочной перспективе он станет серьезным барьером для развития. Многие отрасли (например, строительство) уже испытывают нехватку рабочей силы, тем более что поток трудовых мигрантов из соседних стран сократился. Мобилизация и массовая эмиграция не желающих воевать в Украине могли лишить рынка труда около 2-4% мужчин 20-39 лет, т.е. наиболее продуктивной социальной группы. Среди отправленных на войну преобладали менее образованные мужчины из небольших городов и деревень, особенно нужные в промышленности, которая борется с растущей трудоемкостью производства из-за проблем, возникающих в связи с ограниченным доступом к зарубежным технологиям. Эмиграция, напротив, сократила количество специалистов в стране. Этот дефицит особенно заметен в ИТ-секторе.
По данным ноябрьского опроса, проведенного государственным центром изучения общественного мнения ВЦИОМ, с марта 2022 года около трети россиян стали экономить на продуктов питания больше . парикмахер, косметолог и др.). Эти цифры отражают снижение потребительского спроса.
Общественное настроение у россиян по-прежнему плохое, хотя и постепенно улучшается, что свидетельствует о больших адаптационных способностях российского населения. Декабрьский индекс потребительских настроений, составляемый Левада-центром, по-прежнему был ниже 100 пунктов (что означает преобладание негативных мнений над позитивными) и составил 84 пункта. Однако она выросла по сравнению с периодом начала вторжения и мобилизации (в апреле она составляла 70 баллов, а в октябре 78) и оказалась выше, чем до ввода российских войск в Украину. Этот показатель содержит оценки респондентов, которые касаются, например, текущего финансового положения респондентов, процессов, происходящих в экономике, и развития ситуации в стране в ближайшие годы. [4]
[1] Если не указано иное, данные в этом тексте получены из Росстата, Росстата (rosstat.