Содержание
Автошколы разгонятся на трассе – Коммерсантъ FM
-
Радио «Ъ FM»
Власти обяжут инструкторов обучать водителей на автомагистралях. Минпросвещения по просьбе МВД изменило приказ о примерных программах подготовки, на которые опираются учебные организации, пишет “Ъ”. По новому документу, автошколы должны будут давать гражданам навыки вождения на скоростных трассах, если такие есть поблизости. Учебная езда на автомагистралях в России долгое время была под запретом из соображений безопасности. Однако с 1 января 2020 года из правил дорожного движения убрали это ограничение. Впрочем, обучать новой дисциплине автошколы все равно не могли, поскольку приказ не предусматривал такую возможность.
Теперь же ученики смогут эффективнее адаптироваться к реальным условиям дороги, а кроме того, им не придется дополнительно тратиться на обучение, говорит президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева: «Мы однозначно приветствуем поправки, они будут работать на повышение безопасности дорожного движения и на более качественную подготовку начинающих водителей.
Допуск учеников на высокоскоростные трассы в процессе обучения поможет освоить управление автомобилем на скорости. Безусловный плюс, что начинающий водитель, только получивший права, уже будет обладать опытом езды по автомагистрали и не растеряется в потоке. Кроме того, теперь ученикам автошкол не придется брать сторонних инструкторов и выезжать с ними на трассы».
Минпросвещения новым приказом также изменит время для практических занятий в автошколах. Сейчас для категории В на вождение отводится 56 часов: 24 на «площадку» и 32 — на езду в городских условиях. По новым правилам, занятий на площадке станет меньше, а в городе больше: 18 и 38 часов соответственно.
Акцент на обучение в реальных условиях дороги оправдан, однако учебная езда на автомагистралях может доставить некоторые неудобства другим водителям. Так считает председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин: «Определенный навык езды по трассам должен быть, в том числе и у начинающего водителя. Лучше, конечно, обучаться в условиях автодрома с режимом автомагистрали, где не создается помех другим участникам движения, а ошибки учеников не так опасны.
Понятно, что все автошколы невозможно обеспечить автодромами, и многое будет зависеть от инструкторов. Начинающий водитель может ехать медленнее, выбиваться из потока, но поскольку учебная машина оснащена опознавательными знаками, думаю, другие участники дорожного движения отнесутся с пониманием. При этом на автомагистрали объехать двигающуюся с низкой скоростью машину легче, чем на любой другой дороге. Опытным водителям нужно просто быть внимательнее и понимать, что на трассе теперь могут оказаться учебные автомобили, чего раньше не было».
Обновленный приказ Минпросвещения, по которому ученики автошкол смогут выезжать на автомагистрали, прошел общественное обсуждение. Однако эти поправкам еще должно оценить Минэкономразвития. Предполагается, что новые нормы заработают 1 марта 2022 года.
Владимир Расулов
Учебная езда: где она разрешена, где запрещена и в чем подвох с экзаменом
Автор:
Алексей Кокорин
Мы уже рассказывали о том, какие ограничения существуют для начинающих водителей со стажем менее двух лет, а сегодня поговорим о тех, у кого настоящего водительского стажа еще нет совсем – учениках. Где можно встретить ученика за рулем, а где им ездить запрещено? Кто будет виновен в ДТП с учебной машиной? И в чем подвох с практическим экзаменом для получения водительских прав?
Что считается учебной ездой?
Вопрос может показаться банальным, но, на самом деле, здесь есть кое-что важное. Самого понятия «учебная езда» в ПДД нет, однако есть требования к ее участникам и автомобилю. Пункт 21.2 ПДД указывает, что учебная езда на дорогах допускается только с обучающим вождению. При этом ученик уже должен иметь первоначальные навыки управления автомобилем – это устанавливает предыдущий пункт 21.1. А пункт 21.4 ПДД добавляет, что при обучении управлению транспортным средством категорий «В», «С» или подкатегории «С1» к учебной езде на дорогах допускаются обучающиеся вождению, достигшие возраста 16 лет.
К обучающему требования довольно просты: пункт 21.3 ПДД гласит, что «при обучении управлению транспортным средством на дорогах обучающий вождению должен находиться на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления этим транспортным средством, иметь при себе документ на право обучения управлению транспортным средством данной категории или подкатегории, а также водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории». Здесь стоит обратить внимание на обязанность инструктора при учебной езде находиться на правом переднем сиденье, с которого есть доступ к дублирующим педалям.
Ну а требования к автомобилю установлены пунктом 21.5 ПДД и пунктом 5 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации. Согласно им, механическое транспортное средство, на котором проводится обучение, должно быть оборудовано дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормозами, зеркалом заднего вида для обучающего и опознавательным знаком «Учебное транспортное средство».
Где запрещена учебная езда?
Несмотря на полное отсутствие опыта, ученику разрешено передвигаться практически везде. Правила устанавливают только два возможных ограничения.
Во-первых, пункт 17.2 указывает, что учебная езда запрещена в жилой зоне. При этом стоит помнить, что к жилым зонам относятся и дворовые территории, которые не обозначены знаком 5.21, но это не отменяет запрета на учебную езду на них.
Ну а во-вторых, пункт 21.6 добавляет, что «запрещается учебная езда на дорогах, перечень которых объявляется в установленном порядке». Перечень таких улиц по ПДД составляют «соответствующие должностные лица», так что для каждого города список свой. Однако знание перечня этих улиц – это скорее обязанность инструктора, чем ученика.
При этом запрещающего знака, ограничивающего учебную езду, в ПДД нет – то есть, единственным «запрещающим» знаком для ученика является вышеуказанный знак 5.21 «Жилая зона».
Можно ли ученику ездить по автомагистралям?
Многие водители до сих пор считают, что не могут встретить на автомагистрали ученика. Однако это не так: с 1 января 2020 года в силу вступило постановление Правительства РФ № 1734 от 20.12.2019, которое отменило действие седьмого абзаца пункта 16.1, запрещавшего учебную езду на автомагистрали. То есть, с 1 января 2020 года учебная езда на автомагистрали разрешена. Само собой, если конкретная автомагистраль не внесена в «перечень дорог, установленных в установленном порядке».
Кто платит штрафы за нарушения на учебном автомобиле?
Несмотря на то, что за рулем машины сидит ученик, человеком с водительскими правами в учебном автомобиле остается инструктор об этом говорит пункт 1. 2 ПДД: «к водителю приравнивается обучающий вождению». Поэтому штрафы за нарушения ПДД будут адресованы именно инструктору.
Кроме того, для инструктора есть отдельное наказание по статье 12.22 КоАП «Нарушение правил учебной езды». Например, если инструктор будет ехать на заднем сиденье или не будет иметь при себе водительских прав либо документа на право обучения.
Кто будет виноват при ДТП с учебным автомобилем?
Исходя из той же формулировки пункта 1.2 о том, что обучающий вождению приравнивается к водителю, в случае ДТП ответственность тоже будет нести инструктор. Само собой, речь идет о тех ДТП, в которых нарушает учебный автомобиль – если виновником будет другой участник аварии, инструктор также просто выступает как потерпевший водитель.
В чем подвох с вождением на выпускном экзамене?
Со сдачей практического экзамена в автошколе связана любопытная неоднозначность: является ли экзамен учебной ездой? Ведь экзамен сдается на таком же учебном автомобиле: согласно пункту 3 Приложения № 3 к Правилам проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, «автомобили, используемые при проведении практических экзаменов, должны быть оборудованы дополнительными педалями сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза, зеркалом заднего вида для экзаменатора, опознавательным знаком «Учебное транспортное средство» <…> а также средствами аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов». А справа от ученика на экзамене так же сидит человек с водительскими правами – вот только это не инструктор, а экзаменатор. Пункт 15 части II Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами указывает, что «при проведении практического экзамена, указанного в пункте 14 настоящих Правил, экзаменатор находится на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления транспортным средством».
Так в чем же подвох в вопросе о том, является ли экзамен учебной ездой? Главным образом в том, может ли ученик, сдающий экзамен, въезжать в жилые зоны. Ведь по правилам, как мы помним, ученику это делать запрещено. Но что если инспектор указывает, что нужно повернуть во двор? С формальной точки зрения это сделать можно: ведь экзаменатор не является обучающим вождению. А по правилам, как мы помним, при учебной езде обучающий вождению должен находиться на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления этим транспортным средством. А раз так, то экзамен не считается учебной ездой. Таким образом, движение по жилой зоне при сдаче экзамена не будет считаться нарушением.
ПДД
законы
популярные вопросы
Новые статьи
Статьи / Ремонт и обслуживание
Индекс воздушного фильтра, май 2023: как изменились цены на запчасти за последний год
Вот уже год мы следим за изменением цен на новые запчасти и расходники для самых разных легковых машин. За прошедший период рубль не раз прокатился на американских горках, рушились и перестр…
26
0
0
24.05.2023
Статьи / Обзор
На стыке двух миров: первое знакомство с гибридным кроссовером Skywell HT-i
Может ли большой кроссовер весом под две тонны проехать 1000 км на одном баке горючего, если объем этого бака составляет 60 литров? Достаточно ли мотора объемом 1,5 литра и мощностью чуть бо. ..
354
0
0
23.05.2023
Статьи / Популярные вопросы
Реверсивное движение: как оно работает и что будет, если выехать под красный сигнал
Мы разбирались в том, что грозит за проезд на красный сигнал светофора и за пересечение сплошной линии разметки, в том числе в ситуации, когда водитель не успел завершить обгон. Сегодня ж…
267
0
0
22.05.2023
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв
Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo?
В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в…
12651
8
9
07.04.2023
Тест-драйвы / Тест-драйв
Наппа, блокировки и танковый разворот: тест-драйв внедорожника Tank 300
Горная Хакасия, массив Сундуки. Крутой подъем и колея с глубокими промоинами, ведущая на вершину. Кажется, будет трудно – ведь в каждой такой промоине автомобиль попадает на диагональное выв…
7720
12
4
02.03.2023
Тест-драйвы / Тест-драйв
Любовь по инструкции: тест-драйв ГАЗ Соболь NN
Соболь NN ждали долго. Появилась ГАЗель NEXT – а Соболя NEXT нет. Вышла ГАЗель NN – а Соболя NN не видно. Вроде и отличий между ГАЗелью и Соболем не так уж много, можно было бы построить его…
6520
0
1278
03.03.2023
водителей-учеников будут допущены к езде по автомагистралям до экзамена | Безопасность дорожного движения
Учащимся водителям, наконец, будет разрешено брать уроки на автомагистралях после консультации с правительством, которая сама по себе последовала за годами давления со стороны групп безопасности дорожного движения по поводу того, что, по их мнению, было давним упущением безопасности.
В то время как автомагистрали являются самым безопасным типом дорог для передвижения, запрет на их использование учащимися означал, что они, как правило, впервые использовались водителями, недавно получившими квалификацию, которые часто были в машине одни. Послетестовые курсы по автомагистралям доступны для обучения конкретным навыкам, необходимым для вождения на них, но правительственное исследование показало, что только очень небольшой процент новых водителей проходил их.
С 2018 года изменения в законе позволят учащимся ездить по автомагистралям, но только с квалифицированным инструктором по вождению на автомобиле с двойным управлением, сказал министр транспорта Крис Грейлинг. Изменение коснется только автомобилей, а не мотоциклов, и только в Англии, Уэльсе и Шотландии.
«У молодых водителей в семь раз больше шансов погибнуть или получить серьезные травмы по сравнению с водителями старше 25 лет, и отсутствие опыта является важным фактором», — сказал Грейлинг.
«Предоставление учащимся возможности ездить по автомагистралям в благоприятной среде поможет им развить практическое понимание того, как безопасно ездить по автомагистралям, прежде чем водить машину самостоятельно».
Одним из факторов, повлиявших на изменение закона, были данные, показывающие, что очень немногие водители, получившие новую квалификацию, посещали курсы по безопасному движению по автомагистралям. Правительственные данные показали, что только около 3% новых водителей проходят «Pass Plus», шестичасовой послетестовый курс, который включает в себя демонстрацию хорошей практики на автомагистралях.
В то время как инструкторы по вождению также часто предлагают уроки по автомагистралям, Департамент транспорта сообщил, что уровень их использования очень низкий.
В конце прошлого года правительство начало официальные консультации, в ходе которых задавались вопросом, должны ли изменения произойти, и если да, то как их лучше всего реализовать. Реакция была положительной: Ассоциация утвержденных инструкторов по вождению заявила, что «была частью кампании за это изменение на протяжении многих лет». Его также поддержало Королевское общество по предотвращению несчастных случаев.
RAC приветствовал решение Грейлинга. «Хотя по статистике автомагистрали являются нашими самыми безопасными дорогами, использовать их в первый раз после сдачи экзамена по вождению может быть сложно», — сказал Пит Уильямс из организации.
«Предоставление учащимся возможности получить ценный опыт на наших самых быстрых и оживленных дорогах должно еще больше повысить безопасность и повысить уверенность новых водителей».
Жасмин Холстед, руководитель отдела обучения и развития Британской автомобильной школы, сказала: «Если учащимся не разрешается практиковаться на автомагистралях под присмотром, то некоторые будут избегать автомагистралей, а другие будут использовать автомагистрали неправильно, сдав экзамен.
«Следовательно, это отличная новость для безопасности дорожного движения, что учащиеся смогут ездить по автомагистралям под присмотром».
Учащиеся водители на автомагистралях: все, что вам нужно знать Закон был изменен в июне 2018 года, чтобы разрешить это.
Прочтите наше руководство, чтобы убедиться, что вы полностью готовы к обучению вождению на этих жизненно важных дорогах.
Может ли учащийся водить машину по автомагистрали?
Учащиеся-водители, желающие попрактиковаться на автомагистралях, должны находиться в сопровождении сертифицированного инструктора на автомобиле с двойным управлением, оснащенном L-образными номерными знаками. Их инструктор также должен убедиться, что учащийся достаточно компетентен, чтобы брать уроки на автомагистралях.
Все ли учащиеся должны ездить по автомагистралям?
Уроки автомагистралей не являются обязательными, но есть надежда, что знакомство с автомагистралями поможет учащимся лучше понять, как безопасно управлять автомобилем на высокой скорости. Учащиеся водители также приобретут важные навыки знакомства с автомагистралями, когда сдадут теоретический тест.
Могут ли начинающие мотоциклисты брать уроки вождения на автомагистралях?
Нет, изменение закона не распространяется на начинающих мотоциклистов.
Каким был закон раньше?
До изменения закона в июне 2018 года автомобилистам разрешалось ездить по автомагистралям только после того, как они сдали экзамен.
Почему изменили закон?
Многие водители-новички говорят, что нервничают, впервые выезжая на автомагистраль, а некоторые вообще избегают дорог со скоростью 120 км/ч.
Согласно одному опросу, каждый двенадцатый обладатель водительских прав воздерживается от движения по автомагистралям не менее шести месяцев после сдачи экзамена по вождению.
Статистика показывает, что автомобилисты больше всего подвержены риску попасть в аварию в первые несколько месяцев после получения прав.
- Как получить временную лицензию?
- 15 советов по вождению, которые помогут сдать экзамен с первого раза
- Знаете ли вы, что мы предлагаем специальную страховку для начинающих водителей?
Целью изменения правил является ознакомление учащихся с требованиями вождения по автомагистралям и повышение безопасности при этом.
Какова реакция RAC на изменение?
Представитель RAC по безопасности дорожного движения Саймон Уильямс сказал: «Мы приветствуем известие о том, что водителям-ученикам будет разрешено брать уроки на автомагистралях под наблюдением утвержденного инструктора по вождению на автомобиле с двойным управлением. Опрошенные нами автомобилисты в подавляющем большинстве поддерживают это. из.
«Хотя по статистике автомагистрали являются нашими самыми безопасными дорогами, пользоваться ими в первый раз после сдачи экзамена по вождению может быть непросто. Предоставление учащимся возможности получить ценный опыт на наших самых быстрых и загруженных дорогах должно еще больше повысить безопасность и повысить уверенность новых водителей».
Как въехать на автомагистраль с объездной дороги?
Вы должны использовать объездную дорогу для ускорения, пока ваша скорость не сравняется со скоростью движения на автомагистрали, но не превышайте ограничение скорости. После этого вам нужно будет проверить, есть ли подходящий пробел, в который вы можете слиться. Наконец, «Зеркало — Сигнал — Маневр» и выезжайте на автомагистраль.
Что посоветуете опытным водителям на автомагистралях?
Совет правительства другим автомобилистам: «Всегда будьте терпеливы с учащимися, поскольку они могут быть не столь искусны в предвидении событий и реагировании на них».