Содержание
что это такое, для чего необходимо и как работает
Как известно, современный автомобиль оснащен большим количеством всевозможных электронных устройств: для защиты от угона, повышения безопасности и уровня комфорта при эксплуатации ТС и т.д. Одни решения можно отнести к противоугонному комплексу, другие позволяют легче и проще использовать автомобиль в определенных условиях.
При этом часто можно услышать, что для тех иди иных задач используются транскодеры, в авто установлен транспондер для защиты, имеется транспондер в машине для езды по платным дорогам и т.п. Само собой, названия похожи и неизбежно возникает путаница, хотя устройства абсолютно разные. Давайте разбираться.
Содержание статьи
- Защита от угона и транспондер автомобильный: что это такое
- Транспондер для платных дорог: что нужно знать
- Подведем итоги
Защита от угона и транспондер автомобильный: что это такое
Прежде всего, транспондер – особый чип, имеющий свою память. При этом такой чип не нуждается в постоянном источнике питания. Забегая вперед, данное решение активно используется для защиты авто от угона, о чем мы расскажем ниже.
Примечательно то, что часто такой чип ошибочно называют «трансподер» или «транскодер» в автомобиле, хотя правильно данное устройство называется именно транспондер. Например, транскодер также может быть в авто, однако это всего лишь модуль интерфейсного подключения — преобразователь видеосигнала от сторонних источников в автомобильное головное устройство.
При помощи транскодера можно подключить к ГУ автомобиля с монитором внешние видеоустройства (блок навигации, камера заднего или переднего вида, внешние DVD проигрыватели и т.д.). При этом транскодеры никакого отношения к противоугонному комплексу не имеют. В любом случае, подробнее рассмотрев транскодер, что это такое, каково назначение данного устройства, можно переходить к другому типу устройств – транспондеру автомобильному.
В свою очередь, транспондер — это сердечник, обмотанный кольцами тонкой проволоки. Сегодня существует два типа транспондеров:
- первый основан на электрическом взаимодействии, имеет высокую дальность передачи сигнала (до нескольких тысяч метров). Такие решения на авто не используются, их применяют в спутниковых системах, ставят на самолеты и т.д.
- второй тип транспондеров основан на взаимодействии магнитного типа. Именно такие устройства активно используются на автомобилях, применяются при создании защитных противоугонных систем.
Как уже было сказано выше, для автомобильных транспондеров можно выделить то, что они не имеют постоянного источника питания, а также работают на частоте 125 Кгц. При этом принцип их действия очень простой и надежный.
В момент, когда владелец вставляет ключ в замок зажигания и поворачивает его, на транспондер «приходит» электромагнитный сигнал, который формирует наружная система управления. Далее этот сигнал транспондер превращает в энергетический импульс, то есть формирует ответный сигнал.
После этот сигнал поступает во внешнюю систему управления. Далее система должна его распознать. Если сигнал опознан, двигатель можно заводить. Если же нет, запуск будет блокирован. Становится понятно, что транспондер по факту является частью хорошо известного иммобилайзера в автомобиле. Если точнее, это и есть та самая метка, вмонтированная в ключ.
Вполне очевидно, что транспондер способен реализовать защиту автомобиля от угона в комплексе с другими решениями. Например, если угонщик обошел сигнализацию и вскрыл машину, чтобы завести ДВС, ему нужен либо ключ с оригинальной меткой-транспондером, либо устройство, модулирующее «правильный» сигнал, который распознает блок. Только разблокировав систему, получится завести двигатель. Само собой, это требует больше времени и заметно осложняет задачу и повышает риски для злоумышленника.
Транспондер для платных дорог: что нужно знать
Выше мы уже рассмотрели, что такое транспондер в автомобиле для защиты от угона, чем он отличается от транскодера и т.д. Однако и это еще не все. Также есть устройства, которые позволяют повысить комфорт при езде на автомобиле. Так вот, транспондер для платных дорог и есть одним из подобных решений.
Чтобы понять, что такое транспондер для платных дорог, необходимо отметить, что это специальное электронное устройство, позволяющее производить мгновенную дистанционную оплату в момент пересечения пункта въезда на платную дорогу.
На деле, при въезде на платную трассу можно произвести оплату через терминал наличными или банковской картой. Естественно, это не совсем удобно, часто собираются очереди и т.д. Чтобы решить эту проблему, были разработаны транспондеры для платных трасс. Если просто, это небольшая коробочка со встроенным АКБ, а также индикатором заряда. Устройство подзаряжается от розетки или от прикуривателя в автомобиле.
Крепят такое устройство на приборную панель или в любом другом удобном месте, чтобы транспондер автомобильный легко снимался и устанавливался обратно. Чтобы понять принцип работы, достаточно сравнить транспондер с сервисами бесконтактной оплаты с помощью смартфона или чипа в пластиковой карте.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что делать, если сигнализация блокирует двигатель. Из этой статьи вы узнаете, как можно завести мотор, если сигнализация или иммобилайзер блокируют запуск ДВС в результате сбоя, ошибки или по другим причинам.
Фактически, когда автомобиль проезжает в точке, где есть указатель «проезд по транспондерам», нужно замедлиться, чтобы устройство связалось с модулем на пункте проезда, чтобы получить «пропуск». В результате проезд шлагбаумов не требует остановки ТС и траты свободного времени, движение осуществляется максимально комфортно.
Устройство-приемник по защищенному радиоканалу обменивается шифрованными сигналами с транспондером в машине и получает оплату, после чего открывается шлагбаум. Кстати, до 2017 года отдельные компании, имеющие право взимать плату за проезд, предлагали разные транспондеры. Ситуация была сложной, так как устройством для проезда по одним трассам невозможно было оплатить проезд по другим.
Однако после 2017 года был разработан общий транспондер для платных дорог. В результате транспондер T-PASS (Автодор), транспондер СЗКК и ЗСД можно использовать равнозначно. Единственное, это система скидок от 25 до 50% в разное время суток, которую предлагают владельцам «своего» транспондера управляющие компании при проезде по дороге, которую они обслуживают.
Подведем итоги
Как видно, транспондер в машине может быть как элементом для защиты от угона, так и устройством для оплаты проезда по платным трассам. В свою очередь, транскодер и вовсе является элементом для подключения различных внешних устройств к головному устройству в машине.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое иммобилайзер в автомобиле. Из этой статьи вы узнаете, что такое иммобилайзер, как работает иммо и т.д.
При этом важно четко понимать, о каком транспондере идет речь, так как одно и то же название используется для абсолютно разных устройств в автомобиле. Однако объединяет два типа транспондеров то, что эти устройства формируют сигнал и «связываются» с основным управляющим модулем, что позволяет снять блокировку запуска ДВС (в случае с защитой от угона) или же оплатить проезд автоматически при въезде на дорогу, проезд по которой платный.
В любом случае, четкое понимание того, чем отличается транскодер в машине от автомобильного транспондера, позволяет избежать путаницы и возможных ошибок при выборе, а также заказе подобных устройств и т.д.
для чего нужен, принцип работы
Присутствие платных дорог на территории страны до сих пор вызывает споры между автомобилистами. Однако эти споры не сделают проезд по ним бесплатным и соответственно как-то нужно совершать оплату. При помощи новых технологий этот процесс можно упростить. В автомобиль устанавливается что-то наподобие телефонного NFC-чипа, благодаря которому автоматически определяется положение машины на дороге, и взимается плата за проезд. И называется такое устройство – автоматический транспондер.
Содержание
- Что такое транспондер и принцип его действия
- Виды транспондеров
- Преимущества использования транспондеров
- Где купить транспондер
- Управление финансами
- Установка и эксплуатация транспондера
- Вывод
Что такое транспондер и принцип его действия
С точки зрения практического использования транспондер – это устройство для автоматического перечисления денег за пользование услугой, конкретнее за проезд по платной дороге. Главное отличие от других видов платежа (наличный или безналичный расчет) не требует от водителя остановок на контрольно-пропускных пунктах.
Проезжая через КПП датчики автоматически считывают информацию с транспондера и плата за проезд снимается со счета пользователя. Для этого достаточно просто уменьшить скорость проезда до 20 км/ч. В отдельных случаях приходится остановиться.
Внешне устройство выглядит как небольшая пластиковая коробка и закрепляется чаще на лобовом стекле. Транспондер находится в неактивном состоянии до того момента как попадет в поле действия антенны установленной на КПП. После чего события развиваются следующим образом:
- Сигнал с антенны контрольно-пропускного пункта попадает на транспондер, что приводит к его активации.
- Далее передатчиком и приёмником определяется свободный канал для обмена данными. Это нужно, чтобы сигналы с разных автомобилей не путались.
- С транспондера передается информация для взимания платы через выбранный защищенный канал. Сообщается информация о договоре пользователя, виде транспорта и финансовые данные.
- После чего программа автоматически производит денежный перевод со счета водителя.
Обычно все это занимает времени не больше секунды. О завершении операции устройство сообщит автовладельцу звуковым сигналом. И опять выходит в спящий режим до следующего КПП.
После получения сигнала с передатчика транспондер включается максимум на 30 секунд. Электромагнитное излучение у него в 10 раз ниже, чем у мобильных телефонов. Технология передачи данных с оборудованием контрольно-пропускного пункта схожа с Wi-Fi.
Виды транспондеров
У каждой платной трассы есть владелец и цену за проезд устанавливает именно он. Также они выпускают и свои транспондеры, использовать которые будет наиболее выгодно именно на их участках дорог.
Ниже приведены основные виды транспондеров распространенных на территории России:
- Универсальный прибор Т-Pass. Предназначен для использования на трассах, которые обслуживаются компанией ООО «Автодор Платные Дороги». Ими обслуживаются участки автострад М-4 «Дон» (Москва-Краснодар-Новороссийск). Весь путь разбит на платные и бесплатные отрезки дорог, а их начало и окончание определяется наличием шлагбаумов или турникетов. Также компании принадлежат участки трасс М-11 – от Москвы до Санкт-Петербурга и М-3 – в некоторых районах Московской и Калужской областей. t-pass относится к наиболее распространенным.
- «Западный скоростной диаметр». Для использования автострад, которые находятся в ведении ООО «Магистраль Северной Столицы» применяются блок-устройства ЗСД и используются для передвижения по платным дорогам расположенным возле Санкт-Петербурга.
- «Главная дорога». Основным распространителем является АО «Новое Качество Дорог», в их ведении находится участок трассы М-1 «Беларусь» вблизи г. Одинцово.
- Устройства 15-58. Распространяются компанией ООО «Объединенные Системы Сбора Платы», которая отвечает за участки автострады М11 между Москвой и Солнечногорском, а также дорога к аэропорту Шереметьево.
Однако стоит отметить, что устройства принадлежащие компании эмитента можно использовать не только на участках трасс находящихся в их ведении, но и на любых других платных автострадах.
Преимущества использования транспондеров
Главным и наиболее приятным моментом использования транспондера является скидка на стоимость проезда, которая составляет 15 – 50 % от общей суммы и зависит от направления движения. К остальным положительным моментам относится проезд по платным дорогам, а именно:
- меньше расход горючего, так как проезд по альтернативному бесплатному маршруту более продолжительный;
- уменьшается время передвижения по участкам из-за большей максимально допустимой скорости проезда;
- более комфортная поездка ввиду отличного качества дорожного покрытия;
- отсутствие пробок.
В последнее время при въезде на платные участки дорог организовывается две очереди оплаты, первая – для наличных расчетов или через банковские карты, а вторая для владельцев транспондеров. А благодаря быстрым автоматическим системам оплаты транспондером стоять в очереди не придется.
Где купить транспондер
Приобрести свое устройство возможно на официальном портале Автодор в разделе покупок. А также на пунктах распространения непосредственно на платных автострадах и в офисах фирм Автодор, ЗДС и СЗКК. При покупке необходимо будет подписать соответствующий договор о предоставлении услуг по использованию транспондера.
Для приобретения неперсонифицированного устройства от физлиц потребуется только заявление соответствующей формы. Чтобы купить персонифицированный транспондер, необходимо взять с собой оригинал и ксерокопию паспорта, а также указать свои контактные данные, например, мобильной телефон или адрес электронной почты.
Оформление сопутствующей документации при покупке транспондера для юр. лиц будет значительно сложнее и потребует больше времени. Перечень необходимых документов:
- свидетельство о госрегистрации физлица предпринимателя или юридического лица;
- документ подтверждающий постановку на учет ФЛП или юридического лица в налоговой службе;
- письмо с заполненным бланком установленной формы или заверенное печатью, где указан банковский счет, с которого будет проводиться оплата за проезд;
- выписка из госреестра ФЛП и юр. лиц выданная не ранее 30 дней.
После заключения такого соглашения на лицевой счет физического лица предпринимателя либо юридического лица, можно подключать сразу несколько транспондеров.
Управление финансами
Пополнения баланса лицевого счета возможно при помощи платежных терминалов. Для этого потребуется ввести соответствующий идентификационный номер (PAN-код) из девятнадцати цифр. Найти его можно на наклейке устройства расположенной на задней части корпуса. Где первые семь чисел указывают на принадлежность транспондера к оператору, у которого он подключен. Затем в нужном поле вводится индивидуальный номер налогоплательщика (в зависимости от оператора услуг и указывается в соглашении). После чего вносятся наличные через купюроприемник либо деньги списываются с указанного банковского счета.
Проверить баланс счета можно на пунктах пропуска во время оплаты. Если средств недостаточно дисплей терминала выдаст сообщение «Низкий баланс», и покажет счет на текущий момент. Второй вариант проверки счета возможен при помощи мобильного телефона. Для этого потребуется набрать следующую комбинацию цифр *390*1# и нажать на кнопку звонка. Далее следовать инструкциям.
Также существует специальное приложение для смартфонов, где в личном кабинете есть все необходимые функции для управления счетом, можно узнать актуальные цены, приобрести абонемент, пополнить баланс и многое другое.
Установка и эксплуатация транспондера
Прибор довольно прост в использовании и не требует особых навыков обращения. После подписания соглашения у пользователя в руках оказывается уже готовое к работе устройство. Остается только прикрепить транспондер на лобовое стекло своего автомобиля и при необходимости вносить деньги на баланс. Всю остальную работу устройство выполнить в автоматическом режиме.
Последовательность действий при установке транспондера:
- Определиться с местом, где расположить устройство (с внутренней стороны лобового стекла). Для легкового транспорта это обычно за зеркалом заднего вида, для грузового – в нижней части, но так, чтобы его не закрывали «дворники».
- Место крепления следует обезжирить спиртом или ацетоном.
- Снять пленку со специального клейкого слоя на кронштейне устройства.
- Прикрепить устройство на подготовленное место, при этом сам транспондер для большего удобства монтажа, можно временно отсоединить от «ножки».
Если разместить устройство в каком-либо другом месте, возможно связь с передающей антенной будет нарушена и платеж произвести не получится. Однако даже в случаях с проблемой автоматики или при отсутствии денег на балансе, всегда можно рассчитаться традиционным способом – наличными деньгами или со счета банковской карты.
После того как устройство было закреплено в нужном месте, оно полностью готово к работе. Далее необходимо только следить за состоянием счета при помощи любого из удобных способов. Оплата с устройства проходит в полностью автоматическом режиме, когда транспондер попадает в зону действия передающей антенны на контрольно-пропускном пункте. Для этого следует сбросить скорость движения перед открывающимся шлагбаумом и с Вашего баланса снимается плата, о чем устройство просигнализирует звуковым сигналом.
Если на транспондере разрядилась батарея, то замена ее или подзарядка не предусмотрена. Оператор услуг просто поменяет севший аппарат на новый. Однако это не является существенной проблемой ведь на одном заряде транспондер работает очень долго.
Вывод
Использование транспондера при поездках по платным автострадам очень удобно и оградит водителя от долгих простоев в очередях для оплаты. А учитывая простоту установки и работы с ним устройство просто незаменимо при регулярном проезде по таким трассам.
Транспондеры: они заставляют работать всю систему
Они заставляют работать всю систему
Джим Спаркс
Управление воздушным движением (УВД) в шутку называют «организацией, финансируемой железными дорогами, чтобы препятствовать поездкам по воздуху». Однако, учитывая общее количество операций самолетов в день и редкие случаи столкновений, очевидно, что система работает! Все это делает возможным одно устройство — транспондер.
Передача сигналов
Транспондер посылает идентифицирующий кодированный сигнал в ответ на переданный
опрос с наземной радиолокационной станции. Затем авиадиспетчер может просмотреть идентифицированную метку на экране и узнать, кто это, и дать указания летным экипажам, поддерживающим надлежащее разделение с другими метками. Более поздние версии позволяют самолетам распознавать другие самолеты в этом районе и впоследствии предупреждать летный экипаж, чтобы они могли избежать потенциальных опасностей.
Что требуется
Компоненты транспондера на самолете включают приемник-передатчик, блок управления, дигитайзер и антенну.
На земле первичный обзорный радар излучает узкий радиочастотный (РЧ) луч с помощью вращающейся антенны. Любая цель на пути луча будет отражать некоторую энергию. Затем можно рассчитать время, прошедшее между передачей и возвратом энергии, и, принимая во внимание положение антенны, можно отобразить точный пеленг и расстояние на двумерном экране радара. Вторичный обзорный радар (SSR) предоставляет диспетчеру информацию об идентификации самолета и высоте. Это достигается путем передачи групп импульсов. Первый предоставляет идентификационные данные самолета, а второй — информацию о высоте.
Основа TCAS
Транспондер режима «А» является эталоном для идентификации и
Режим «C» — это термин, применяемый к информации о высоте. А режим «S» теперь используется для того, чтобы воздушное судно могло поддерживать связь в полете с другим воздушным судном, что позволяет сравнивать местоположение и курс. Это становится основой для системы предотвращения столкновений (TCAS).
Коды различают каждый самолет. Обычно они назначаются перед полетом и вводятся в блок управления транспондером членом летного экипажа. Определенные коды используются, когда самолет терпит бедствие, например 7700 или 7777, а 1200 означает, что самолет летит по правилам визуальных полетов (VFR). Это распознается наземным оборудованием и затем отображается на экране авиадиспетчера, информируя его о ситуации.
Кодирование высоты — это функция, связанная с транспондером в режиме C, и в ответе используется код Грея, также известный как код Гилхэма. Это специальный двоичный формат, использующий 11 импульсов и расположенный между основными импульсами выходного сигнала транспондера. Каждый импульс представляет собой определенное приращение высоты.
Принятые сигналы запроса проходят через схему обнаружения, называемую дуплексером внутри транспондера, который будет управлять переключением антенны с приема на передачу. Далее сигнал контролируется и преобразуется, чтобы сделать его электрически управляемым, а также проверить группы пар импульсов и убедиться, что летательный аппарат не реагирует на неточный сигнал.
Как только импульсы признаны действительными, они передаются на декодер. Именно здесь принимается решение относительно режима работы. Именно решение на этом этапе определит формат ответа транспондера на наземное оборудование. Во время подготовки ответа также генерируется сигнал подавления для другого оборудования L-диапазона, установленного на самолете. Это будет включать такие устройства, как оборудование для измерения расстояния (DME), и используется для блокировки или деактивации приемников в этих системах во время передачи короткого ответа.
Системы транспондеров включают переключатель «IDENT». Это устройство, расположенное в кабине экипажа, может быть выбрано летным экипажем по запросу авиадиспетчера. Активация приведет к увеличению идентификации самолета на экране контроллера, что позволит самолету выделиться на дисплее. Это достигается путем добавления дополнительного импульса к передаче и часто упоминается как SPIP.
После создания закодированного ответа, включающего информацию об идентификации и высоте, данные отправляются для наложения на радиоволны, которые передают их обратно на наземную станцию. Затем дуплексер выполняет переключение, позволяющее передатчику соединиться с антенной. Этот процесс занимает около двух микросекунд с момента получения начального запроса. Как только сигнал достигает антенны ВОРЛ на земле, информация декодируется, анализируется, а затем отображается перед контроллером.
Большинство систем содержат дополнительную защиту, предотвращающую чрезмерные запросы. Это означает, что транспондер будет отвечать максимум на 2000 запросов в секунду. Нормальная скорость опроса составляет около 400 запросов в секунду.
Транспондер режима S является усовершенствованием процесса управления воздушным движением. Эта функция обеспечивает двустороннюю цифровую передачу данных для связи «воздух-земля» или «воздух-воздух». Обеспечение эшелонирования в воздухе (ASA) происходит, когда система взаимодействует с системой предотвращения столкновений (TCAS). Цель состоит в том, чтобы позволить оборудованному TCAS воздушному судну летать в постоянно контролируемом воздушном пространстве, позволяя летному экипажу обнаруживать и определять местонахождение других воздушных судов, которые могут представлять угрозу. Это достигается за счет того, что самолет, оборудованный TCAS, может передавать закодированный запрос «Все вызовы» на любой ближайший самолет с использованием транспондера.
Когда ближайший самолет отвечает на запрос, он принимается, и дополнительные антенны могут определить местонахождение источника сигнала на двухмерном дисплее. Кроме того, если целевое воздушное судно использует транспондер режима C или режима S, добавляются вертикальные данные, которые дополнительно помогают пилотам распознавать потенциально опасные условия. Предупреждения о дорожном движении отображаются за 40 секунд до близкого столкновения, а TCAS выдает рекомендацию о разрешении (RA) примерно за 25 секунд до предполагаемой ближайшей точки на траекториях двух самолетов. Некоторые самолеты содержат двойные транспондеры. Один работает, а другой используется только в случае отказа основного блока. Некоторые из этих установок будут использовать транспондер режима S в качестве основного и режим C в качестве резервного. В этом случае система TCAS будет работать только при работающем основном блоке.
Правила и техническое обслуживание
Федеральные авиационные правила (FAR) 91.413 касаются транспондеров и гласят: «Никто не может
Вверху: Техник использует тестер рампы для проверки работы транспондера. Посередине: тестовый набор транспондера. Внизу: антенны транспондера L-диапазона. Слева № 1 и справа № 2.
использовать транспондер УВД
если в течение последних 24 месяцев устройство не было протестировано и проверено и не было признано соответствующим приложению F FAR, часть 43». быть проверены и проверены.Кроме того, правила весьма конкретны в отношении того, кто может проводить испытания.
Ошибка соответствия может возникнуть в любое время, когда электрическое соединение отключено от любого компонента транспондера или системы передачи данных о высоте. В некоторых случаях информация о высоте поступает от энкодера, встроенного в высотомер. В других ситуациях поставщиком может быть компьютер с воздушными данными (ADC). В случае, если кодирующий высотомер необходимо удалить с приборной панели или если необходимо отсоединить головку управления транспондером, чтобы получить доступ к другому компоненту, система была нарушена, и передача данных может быть скомпрометирована.
Тестирование
Тестирование, проводимое раз в два года, включает, помимо прочего, проверку рабочих частот, выходной мощности, реакцию не менее чем на 90 процентов запросов и проверку сигнала подавления. На самом деле требования к испытаниям в Части 43 зависят от класса установленного транспондера. Это всегда следует учитывать до начала любых проверок.
Общие проблемы с транспондерами часто связаны с электрическим соединением между антенной и планером или неисправностями коаксиального кабеля, соединяющего антенну с передатчиком приемника.
Многие системы, производимые и устанавливаемые сегодня, используют цифровые технологии и включают в себя возможности самотестирования. При подключении к цифровому блоку управления и цифровому компьютеру данных о воздухе вся система может подвергаться самоконтролю, и теоретически при разрыве любого соединения самопроверка должна быть в состоянии проверить целостность системы. Я спросил своего местного инспектора по летной годности об использовании самопроверки для выполнения требования FAR 91.413 по проверке отсутствия ошибок соответствия; его комментарий был: «Нет ничего лучше, чем физически увидеть, как он работает». Это философия, которая соответствует характеру нашей отрасли.
Что ждет в будущем
Далее, для новых самолетов, поставленных после 31 марта 2004 г., потребуются модернизированные транспондеры Mode-S с опознавательным индексом полета для всех самолетов.
независимо от веса для всех полетов по ППП и ПВП в Европе. Приведение самолетов в эксплуатацию намечено на 31 марта 2005 г.
Сокращенные минимумы вертикального эшелонирования (RVSM) — это проблема, которая затронет многих из нас, работающих с воздушными судами, которые обычно работают выше эшелона полета 290 (29 000 футов). Это вступит в силу в январе 2005 года для континентальной части Соединенных Штатов, и хотя TCAS не является обязательным требованием для работы с RVSM, любое воздушное судно, включающее систему предотвращения столкновений, должно будет обновиться до версии 7 TCAS. считались находящимися в пределах 1250 футов от оборудованной TCAS машины. С уменьшенным вертикальным разделением версия 7 TCAS будет обеспечивать оповещение на высоте 850 футов.
Транспондер играет важную роль в обеспечении безопасности полетов, и мы, как технические специалисты, несем ответственность за обеспечение непрерывной надлежащей работы. Это будет продолжать поддерживать благополучие пассажиров, экипажа и самолета. В конце концов, я не думаю, что большинству из нас было бы хорошо носить канистры с маслом или смазывать колеса в поезде.
Самолетные транспондеры: что это такое и как они работают.
Я могу получать небольшую комиссию за ссылки на этой странице, но я рекомендую только качественные продукты, которым доверяю.
Пит
Пит летает на самолетах последние 20 лет. Он пилотировал все, от легких поршневых самолетов до тяжелых реактивных самолетов в качестве первого помощника и капитана. В настоящее время он наслаждается жизнью, летая на Airbus A330 крупной международной авиакомпании.
Транспондер самолета (сокращение от «передатчик-ответчик») — это электронное устройство на борту самолета, которое передает четырехзначный код (называемый «кодом сигнала»), который позволяет службе управления воздушным движением идентифицировать самолет.
В кабине пилоты вводят четырехзначный код, присвоенный им УВД, в транспондер (также называемый «TXPDR» или «XPDR»), который идентифицирует самолет на экране радара управления воздушным движением.
Содержание
Как работают транспондеры
Существует два основных типа радаров управления воздушным движением (УВД): первичный и вторичный радар.
Первичный радар будет отображать возврат на экране контроллера, когда сигнал радара отражается обратно на радар, т. е. самолетом. Первичный радар не предоставляет диспетчеру никакой другой информации, кроме расстояния и пеленга самолета.
Вторичный обзорный радар (SSR) передает «запрос» (запрос информации) на частоте 1030 МГц, который принимает транспондер, который, в свою очередь, отвечает на частоте 1090 МГц. Этот ответ включает 4-значный сигнальный код самолета, который позволяет отображать позывной или регистрацию самолета, а также может включать барометрическую высоту самолета.
Как работают пронзительные коды?
Обычно авиадиспетчерская служба присваивает сигнальный код первому разрешению, полученному рейсом (либо на земле, либо в воздухе).
Если полет будет полетом по ПВП, то пилот установит сигнал 1200 в США или 7000 в большей части остального мира.
Коды Squawk, выдаваемые воздушному судну, уникальны для этого воздушного судна и будут отображать номер рейса или регистрацию воздушного судна на экране диспетчеров.
«Основные радары» управления воздушным движением показывают пеленг и расстояние от радара до самолета. Вторичный радар наблюдения (SSR) покажет диспетчерам дополнительную информацию, полученную из кода ответного сигнала.
5 лучших авиационных аудиокниг (выбранных пилотом) Список лучших авиационных аудиокниг, выбранных действующим пилотом авиакомпании. От увлекательных историй на заре авиации до авиационных происшествий в наши дни.
Почему коды звонка варьируются от 0 до 7?
Исторически сложилось так, что транспондеры разрабатывались для использования «восьмеричных чисел», то есть от 0 до 7. Squawk-коды представляют собой 4-значные восьмеричные числа от 0 до 7, что дает 4096 возможных кодов.
Более подробную информацию о преимуществах восьмеричных чисел в компьютерном программировании можно найти здесь.
Что происходит, когда авиадиспетчер говорит воздушному судну «подавать идентификацию»
Обычно можно услышать, как авиадиспетчер говорит пилоту «подавать идентификацию». На всех транспондерах (режим A, C и S) есть кнопка идентификации, и сообщение пилоту «идентификация сигнала» является указанием для пилота нажать эту кнопку.
Когда радар УВД улавливает «опознанный» сигнал, этот самолет выделяется или «расцветает» на экранах. Они используют это как еще одно средство для положительной идентификации самолета, то есть для того, чтобы убедиться, что они дают инструкции правильному самолету.
В чем разница между транспондерами режима A и режима C?
Современные транспондеры могут работать в определенных «режимах» — это может быть связано с их ограничениями (на некоторых легких самолетах транспондеры могут быть ограничены режимом A или C) или из-за выбора пилота (например, после неисправности).
Обычно существует 3 типа режимов транспондера: A, C и S.
Режим A Транспондер
Режим A («режим альфа») является самым основным режимом. При работе транспондера в режиме А на экране контроллера будет отображаться только выбранный код сигнала.
Транспондер режима C
Режим C («режим Чарли») сочетает в себе основные детали режима A с барометрической высотой, предоставляя диспетчерам УВД показания высоты самолета на их экране.
Транспондер режима S
Режим S («режим Sierra») является наиболее продвинутым режимом из трех и наиболее распространенным на современных коммерческих самолетах.
Дополнительным преимуществом режима S является то, что он позволяет использовать БСПС/TCAS и ADS-B (автоматическое зависимое наблюдение-радиовещание).
5 лучших авиационных аудиокниг (выбранных пилотом) Список лучших авиационных аудиокниг, выбранных действующим пилотом авиакомпании. От увлекательных историй на заре авиации до авиационных происшествий в наши дни.
Предотвращение столкновений: БСПС и TCAS
БСПС (бортовая система предотвращения столкновений и предотвращения столкновений) и TCAS (система предотвращения столкновений и предотвращения столкновений) — это бортовые системы, которые принимают сигналы транспондеров от близлежащих самолетов через ряд антенн на борту самолета.
Это позволяет системе рассчитать пеленг и расстояние до других ближайших самолетов. Если БСПС/TCAS прогнозирует, что воздушное судно будет лететь слишком близко к другому транспортному средству, оно подаст сигнал тревоги в кабине пилотов и предоставит пилотам инструкции по избеганию действий.
Узнайте больше о ACAS и TCAS здесь.
ADS-B
ADS-B, или автоматическое зависимое наблюдение-трансляция, представляет собой систему, в которой воздушное судно определяет свое местоположение с помощью спутниковой навигации и передает свое местоположение наземным станциям. ADS-B можно использовать вместо обычного радиолокационного наблюдения управления воздушным движением в местах, где нет радаров. Кроме того, он также позволяет другим самолетам получать информацию о его местоположении для обеспечения эшелонирования.
Автоматически – пилот не вводит.
Зависимый — зависит от данных навигационных систем самолета.
Наблюдение — передает положение самолета.
Broadcast — периодически транслирует положение самолета наземным станциям и другим самолетам.
Узнайте о различиях между ADS-B и ADS-C здесь.
Когда используются транспондеры?
Обычно мы запрашиваем разрешение на вылет по каналу передачи данных примерно за 30 минут до ожидаемого времени отправки. С разрешением УВД присвоит нам код крика, и именно в этот момент мы введем его в транспондер.
Обычно мы оставляем транспондер в режиме ожидания, пока не будем готовы к отправке. Как только мы закроем двери и ожидающий грузовик, мы включим транспондер. Наземный режим транспондера позволит наземному диспетчеру УВД видеть нас на своем экране (это достигается как часть SMR — радара наземного движения).
Подробнее о радаре наземного движения здесь.
Панель транспондера
Панель транспондера обычно расположена на центральной консоли и содержит ряд переключателей и кнопок. «ATC» слева означает секцию транспондера, а «TCAS» справа указывает на селекторы режимов TCAS вместе с кнопкой «IDENT».
Селектор режима транспондера
STBY
Режим ожидания (STBY) – оба транспондера включены, но не передают.
ВКЛ/АВТО
На земле выбранный транспондер работает только в режиме S (т.е. выборочный опрос).
Селектор транспондера XPDR
1/2
Выбирает транспондер 1 или транспондер 2. Используется в случае отказа одного транспондера.
ALT RPTG
ON/OFF
Сообщение о высоте (ALT RPTG) либо включено, либо выключено. При выборе транспондер передает высоту самолета на основе стандартных барометрических данных.
Индикатор неисправности ATC
Загорается в случае отказа выбранного транспондера.
Переключатель IDENT
По указанию УВД экипаж нажимает переключатель IDENT, который передает сигнал опознавания самолета. Это также можно использовать в случае сбоя радиосвязи, чтобы указать, что экипаж принимает сообщения УВД, но не может ответить.
Селектор трафика TCAS
Селектор трафика, как следует из названия, позволяет нам отфильтровывать определенный трафик в зависимости от наших требований.
THRT
Ближайшие и другие нарушители отображаются только при наличии TA или RA и в пределах 2700 футов от самолета.
ВСЕ
Отображается весь трафик в пределах 2700 футов.
ABV
Вверху: Отображается трафик на высоте 9900 футов над уровнем моря и 2700 футов внизу.
BLW
Внизу: показано движение на высоте 9900 футов ниже, а также движение в верхней части города на высоте 2700 футов. Это нормальный выбор в круизе, где мы находимся на высоком уровне — знание летательных аппаратов ниже важно, например, в случае экстренного снижения.
Селектор режима TCAS
Справа от транспондера находится селектор режима системы предотвращения столкновений (TCAS). Система TCAS принимает сообщения от других самолетов и, если она предсказывает, что самолет подойдет слишком близко, выдает инструкции по избеганию действий.
TA/RA
Traffic Alert/Resolution Advisory (TA/RA) — это нормальное положение, и мы выбираем этот режим перед выстраиванием на взлетно-посадочную полосу. Во время выруливания и после посадки выбираем режим ожидания (STBY).
В режиме TA/RA будут отображаться все Предупреждения о дорожном движении и рекомендации по разрешению проблемы, предоставленные 1. Включен ALT RPTG (отчет высоты) и 2. Включен режим транспондера УВД.
TA
Режим TA (Traffic Alert) используется в случае ухудшения характеристик самолета. (например, в случае отказа двигателя или невозможности убрать шасси). Отображаются TA, ближайший трафик и другие нарушители. Все RA конвертируются в TA.
STBY
Часть транспондера TCAS находится в режиме ожидания. Элемент транспондера по-прежнему работает нормально, но TCAS недоступен.
Коды аварийных сигналов
Некоторые коды сигналов вызова зарезервированы для определенных ситуаций, обычно экстренных. Установка этих кодов вызовет тревогу в центре УВД, контролирующем полет, а также предупредит соседние секторы о чрезвычайной ситуации.
- 7500 — угон.
Широко разрекламированный в Интернете — я не буду вдаваться в подробности об этом, но достаточно сказать, что следите за истребителями!
- 7600 – сбой радиосвязи. Это сигнализирует службе управления воздушным движением, что у пилота произошел сбой радиосвязи. Подробнее о процедурах потери связи здесь.
- 7700 – экстренный случай или MAYDAY. Это предупреждает используемый орган УВД (и другие соседние органы) о том, что воздушное судно попало в аварийную ситуацию и может быть не в состоянии выполнить инструкции УВД.
Аварийный код пневмонии: «75 взяты живыми, 76 в исправлении, 77 на пути в рай».
Reserved squawk codes
Some specific transponder codes are reserved for special use:
Squawk | Reason for Reservation |
1000 | A squawk of 1000 may be used where ATC can interrogate the Транспондер режима S воздушного судна для получения позывного/регистрации воздушного судна.![]() |
1200 | ПВП Squawk – США. |
2000 | Используется при входе в воздушное пространство без присвоенного кода – напр. пересекая океан, мы кричим «2000», прежде чем достичь берега. |
7000 | ПВП Squawk – Остальной мир. |
7500 | Незаконное вмешательство/угон. |
7600 | Отказ радиосвязи. |
7700 | Аварийный/MAYDAY. |
7777 | Используется в США для военных самолетов, выполняющих операции по перехвату без разрешения УВД* |
Зарезервированные коды Squawk
*Примечание, в случае перехвата перехваченных авиационных скволков 7700.
Узнайте о том, что происходит, когда самолеты aircrafts 7700.
. Часто настаивались на Aircraft Nairsponds 7700.
.
В чем разница между первичным и вторичным радаром?
Первичный радар работает по принципу отражательной способности и показывает отражение на экране радара, но без какой-либо информации.
Возвратные данные вторичного радиолокатора наблюдения (SSR) включают в себя сигнальный код воздушного судна, который позволяет идентифицировать воздушное судно и позволяет отображать позывной или регистрацию воздушного судна вместе с радиолокационным ответным сигналом.
Что означает «Squawk VFR»?
«Squawk VFR» — это указание службы управления воздушным движением при выходе из контролируемого воздушного пространства установить код транспондера на соответствующий код VFR (правила визуального полета).
В США код сигнала VFR — 1200, тогда как в остальном мире обычно используется 7000.
Это указывает службе управления воздушным движением, что воздушное судно следует правилам визуальных полетов, и они несут ответственность за собственную навигацию и разрешение на местности.
Что означает, когда УВД говорит «Squawk Ident»?
Указание авиадиспетчерской службы «Squawk ident» — это указание пилоту нажать кнопку «ident» на его/ее транспондере, после чего на экране контроллера появится подсветка самолета.
Инструктирование воздушного судна «сигнализировать опознание» — еще один способ для службы управления воздушным движением точно идентифицировать рассматриваемое воздушное судно.
Кроме того, в случае «потеря связи», когда воздушное судно теряет радиосвязь, УВД может запросить воздушное судно «идентифицировать пронзительный сигнал», что будет означать, что, хотя воздушное судно не может ответить по радио, они получают передача от авиадиспетчерской службы.
Что такое сигнальный код?
Код ответчика или код транспондера — это 4-значный код, введенный в транспондер самолета, который идентифицирует этот самолет на радаре управления воздушным движением.
Что означает режим Чарли/режим C по отношению к транспондерам?
Транспондеры, работающие в режиме C, включают барометрическую высоту самолета в дополнение к коду транспондера самолета (коду сигнала).
Какие коды аварийных транспондеров?
7500 незаконное вмешательство(угон), 7600 отказ радиосвязи и 7700 аварийная ситуация/MAYDAY. «75 взято живыми, 76 в исправлении, 77 на пути в рай».
Когда используется сигнал 2000?
Squawking 2000 используется, когда радары управления воздушным движением могут опрашивать транспондер режима S самолета, чтобы получить позывной или регистрацию самолета.
Что такое TCAS?
Система предотвращения столкновений (TCAS) — это компьютерная система, которая отслеживает другие воздушные суда и, если она предсказывает, что воздушные суда будут лететь слишком близко, может дать экипажу инструкции по предотвращению столкновений.
Что такое «ближайшее движение» TCAS?
Ближайшее движение по TCAS — это движение в пределах 6 морских миль и 1200 футов от самолета, и его символ обычно отображается в виде сплошного ромба.
Пит
Пит летает на самолетах последние 20 лет. Он пилотировал все, от легких поршневых самолетов до тяжелых реактивных самолетов в качестве первого помощника и капитана. В настоящее время он наслаждается жизнью, летая на Airbus A330 крупной международной авиакомпании.