Содержание
Повернул не из своего ряда – и что мне за это будет? — журнал За рулем
Не будем заниматься самообманом: многие из нас если не регулярно, то иногда допускают такое нарушение. Порой — по невнимательности, порой — «ну мне очень надо». Если вы не из таких — отлично.
Занял левую полосу – и штраф? Да, и это правильно!
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.
Указанные знаки регламентируют направления движения по полосам. При этом важно помнить следующее:
Знаки 5.15.1 и 5.15.2, разрешающие поворот налево из крайней левой полосы, разрешают и разворот из этой полосы.
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные на нем, не дают иных указаний.
Так что если лихая маршрутка перед вами вдруг остановилась посередине перекрестка и ее водитель вознамерился повернуть налево, когда на перекрестке разрешено движение только прямо, не стоит ему истошно сигналить. Он ничего не нарушает. Но и уподобляться тоже не следует. Если каждый из нас снова начнет ездить по принципу «как мне удобно» (помните 90-е?), на дороги вернется хаос.
Какой штраф за поворот не из своей полосы?
Посигналил во дворе – какой шанс, что прилетит штраф?
В данном случае поворот налево должен осуществляться не с трамвайных путей попутного направления, а так, как предписывают знаки. В данном случае поворот налево должен осуществляться не с трамвайных путей попутного направления, а так, как предписывают знаки. | Если полоса настолько широкая, что ехать можно в два ряда, перед поворотом направо все равно следует занять крайнее положение. Если полоса настолько широкая, что ехать можно в два ряда, перед поворотом направо все равно следует занять крайнее положение. |
Кстати, если вы пользуетесь Яндекс Навигатором (конечно, вы пользуетесь), обратите внимание, что теперь он предупреждает (по крайней мере в Москве) о камере, контролирующей разметку. Будет легче не нарушать.
Это вообще опасное нарушение?
Сколько нарушителей на фото? Простой тест
А еще нередко бывает так, что из крайнего ряда разрешен не только поворот, но и движение прямо. Если решите повернуть не из крайнего ряда, вероятность ДТП — 50%. Готовы так рисковать ради нескольких секунд (в большинстве случаев именно столько) сэкономленного времени? Я — нет. И вам не советую.
Ну а кроме безопасности, соблюдение рядности повышает пропускную способность перекрестка. То есть все мы, водители, в итоге меньше тратим времени на дорогу и больше — на что-то более важное в жизни.
- Пять серьезных нарушений Правил дорожного движения, которые нет-нет, да и совершает каждый водитель, мы собрали тут.
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен
кто виноват? Практика и схемы
Показать содержание
- 1.
Законодательная база – что говорят ПДД? - 2.
Разбор ДТП №1: повернул налево с правого ряда на перекрёстке- 2.1.
Если нет полос - 2.2.
А если с левой полосы можно налево? - 2.3.
Если поворот всем авто разрешён только налево
- 2.1.
- 3.Важное замечание!
- 4.
Разбор ДТП №2: из левого ряда в правый- 4.1.
Если на перекрёстке есть разметка движения по полосам
- 4.1.
- 5.
Разбор ДТП №3: уступить встречному транспорту- 5.1.
Если встречный едет на жёлтый или красный - 5.2.
Если встречный поворачивает направо на в свою полосу
- 5.1.
- 6.
Важные тонкости любого ДТП
Простая ситуация: вы поворачиваете налево на перекрёстке или вне его, как вдруг (чаще всего внезапно) происходит столкновение с другим автомобилем. Что делать в таких случаях, кто виноват и какими пунктами Правил оперировать? Последствия и виновность в ДТП при повороте налево прямо зависят от объяснений его участников на самом первом этапе – при оформлении. Сотрудникам ГИБДД нужно правильно составить схему с ваших слов, а вам – правильно указать траекторию движения, наличие поворотников и другие обстоятельства. В статье мы проведём разбор различных ситуаций со схемами, ссылками на пункты ПДД, актуальными на 2023 год.
Законодательная база – что говорят ПДД?
Итак, в вопросе левых поворотов нам требуются, в основном 2 важных раздела Правил дорожного движения:
- раздел 8 ПДД, регламентирующий общий порядок маневрирования и траекторий движения при повороте налево,
- раздел 13, регулирующий правила проезда перекрёстков – как регулируемых со светофорами, так и нерегулируемых.
Итак, в Правилах есть правило помехи справа (пункт 8.9), но действует оно только тогда, когда траектории движения автомобилей пересекаются, а порядок проезда этих траекторий ПДД чётко не указывают.
Кроме того, есть и правила поворотов (в порядке важности):
- обязанность занять крайнее положение при повороте налево (пункт 8.5 ПДД),
- правило помехи справа (п. 8.9),
- и исключение из этой обязанности, когда из-за габаритов или по иным причинам этого сделать невозможно (п. 8.7),
- обязанность уступить дорогу встречному транспорту (п. 13.4),
- но при этом возможность завершить манёвр на красный светофор на перекрёстке, если он начат на зелёный (п. 13.7 и 13.8),
- обязанность поворачивающему направо двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части (п. 8.6)
- обязанность уступить дорогу при перестроении (а оно может быть неочевидным даже при левом повороте) – п. 8.4,
- прямой запрет Правилами выезжать на встречку при завершении поворота (п. 8.6),
- обязанность включать поворотники (п. 8.1),
- необходимость уступать дорогу всем при движении по стрелке (п. 13.5).
Это не все нужные пункты – при разборе ДТП каждое дело рассматривается сотрудниками ГИБДД или судом в комплексе со всеми другими. Также мы не осветили наиболее очевидные пункты, обязывающие поворачивающему по второстепенной дороге налево уступить тем, кто движется по главной и другие.
Итак, давайте теперь выясним в различных схемах дорожного движения, кто будет виноват при повороте налево касаемо рядности и обязанности уступить дорогу, на перекрёстках и вне их.
Разбор ДТП №1: повернул налево с правого ряда на перекрёстке
Довольно типичная ситуация, схема ДТП при которой выглядит следующим образом:
Кто здесь виноват, очевидно не всем! Увы, но многие водители пытаются увидеть здесь правило помехи справа, следуя которому, синий обязан уступить дорогу красному. На самом же деле здесь действует пункт 8. 5 (8.7 при наличии “иных причин”) для красного.
Красному в данной ситуации будет выписан штраф за то, что тот не занял крайнее положение перед поворотом налево. Это же станет причиной ДТП. Наличие или отсутствие светофора роли не играет.
Если нет полос
Тогда нужно просто занять крайнее левое положение. Напомним, что по ПДД при наличии двустороннего движения и отсутствии разметки дорога делится пополам. Следовательно, вам необходимо встать так, чтобы окажись кто-либо левее вас, он был бы уже на встречном направлении.
Вот неочевидная ситуация ДТП, когда водитель не занял крайнее левое положение перед поворотом в отсутствие полос для движения.
А если с левой полосы можно налево?
Но вышеприведённая схема организации дорожного движения бывает редко. Чаще всего установлены знаки движения по полосам или аналогичная разметка. Если из правой полосы повернуть налево запрещено ПДД, то здесь всё понятно. Но что, если можно, вот так:
Здесь ситуация уже более спорная – с одной стороны, нигде ничего в Правилах не указывает, что знаки особых предписаний отменяют действие пункта 8.5, обязывающее занять крайнее левое положение. С другой, оба транспортных средства совершают поворот по разрешённой траектории.
И здесь есть 2 лагеря сторонников противоположных мнений (в их числе и инспекторы ГИБДД, проводящие разборы ДТП):
- первые утрвеждают, что знаки движения по полосам нисколько не отменяют предписание пункта 8.5 ПДД занять крайнее левое положение перед поворотом,
- вторые – что оба автомобиля движутся по разрешённой для каждого траектории и ничего не нарушают, а, значит, для водителя синей машины здесь действует правило помехи справа (пункт 8.9).
Соответственно и судебная практика 2023 года пестрит прямо противоположными решениями при таких ДТП с поворотом налево по разным рядам на перекрёстке. Поэтому, если такая авария произошла и в вашем случае, то здесь какой инспектор или судья попадутся.
Аналогичная ситуация происходит и при других схемах движения:
- если полос больше 2,
- если это односторонняя дорога.
Если поворот всем авто разрешён только налево
Здесь ситуация аналогична самой первой – то, что на данном участке дороги поворот вообще разрешён только налево, ещё не означает, что не нужно соблюдать тот же пункт 8.5 Правил. Виноват будет водитель красного автомобиля.
Важное замечание!
Разбор ДТП №2: из левого ряда в правый
Ещё одна типичная ситуация – вы поворачивали налево с крайнего левого положения, но повернули сразу в правый ряд. Вот по такой схеме:
Данную ситуацию многие автолюбители также трактуют неверно, опираясь на то, что каждый должен двигаться из своей полосы в свою полосу. Но здесь ничего не запрещает водителю синей машины повернуть из крайнего левого ряда в правый ряд на выходе с перекрёстка.
Аналогичную обязанность предписывает только пункт 8.6 при повороте направо, но это уже совсем другая история!
А вот при ответе на вопрос, кто виноват в ДТП при таком повороте налево, возможны 2 варианта:
- в отсутствие разметки красный нарушил 8.5 ПДД, поэтому виновен в любом случае он,
- если разметка и/или знаки разрешают поворот из правого ряда налево, то снова видим 2 лагеря оппонентов практики ПДД:
- с одной стороны, 8.5 не делает исключение для красного занять крайнее положение, даже если левый поворот ему разрешён по его траектории,
- с другой – практика ДТП показывает, что “виноватят” синего за нарушение движения по полосам (хотя данного нарушения здесь нет, так как не размечены полосы).
Если на перекрёстке есть разметка движения по полосам
А вот синий виновен будет только в том случае, если на перекрёстке нанесена разметка траектории движения: левому в левый ряд, правому – в правый, так как синий пересечёт разметку:
Как видим, при таком манёвре поворота налево совершается пересечение разметки 1. 7 движения по полосам на перекрёстке, поэтому в ДТП виноват уже водитель синего авто.
Разбор ДТП №3: уступить встречному транспорту
Ещё одна типичная ситуация, когда вы не пропустили встречную машину (машины) при левом повороте:
Здесь виновность в ДТП при повороте налево должна быть также очевидна для любого водителя в зависимости от наличия светофора и знаков приоритета:
- если перекрёсток регулируемый (есть светофор или регулировщик) и обоим горит зелёный, то виноват красный (нарушение п. 13.4 ПДД), аналогично, если обоим горит красный сигнал, и, соответственно, оба нарушают,
- если перекрёсток нерегулируемый и главная проходит прямо для синего, то виноват красный; если главная поворачивает налево по траектории красного авто, то синий виноват.
Если встречный едет на жёлтый или красный
То всё будет зависеть уже от разрешённости движения для синего по последней схеме. Так, если он выехал на перекрёсток уже на красный, то обязанность уступить ему дорогу у красного пропадает (уступать можно только тому, кто имеет приоритетное право движения, если синий не имеет права на движение, то и приоритета у него нет по определению пункта 1. 2 ПДД).
А вот если на жёлтый, то всё будет зависеть от разбора ДТП. Отметим лишь, что на практике ДТП в ГИБДД и судебной всё будет зависеть от доказанности участниками аварии своей позиции, ведь водитель синего может указать на то, что двигался на зелёный (чаще всего все так и делают). И от наличия видеорегистратора и свидетелей будет завиесть реальный исход по определению виновника.
Вот, к примеру, в данном случае в случившемся ДТП был бы винован водитель, проехавший на жёлтый.
Если встречный поворачивает направо на в свою полосу
Ещё одна типичная ситуация: синий обязан при повороте направо двигаться возможно правее, но он лезет в левую полосу – туда, куда движется и красный:
В случае, если красному нужно на выезде с перекрёстка в правый ряд, то обязанность уступить синему для него регулируется пунктом 13. 4 Правил дорожного движения. Но что, если наоборот – синий хочет в левую полосу, а красный – тоже в левую, кто будет виноват в таком ДТП?
Здесь кроется неоднозначность 8.6 ПДД. Дело в том, что он указывает синему двигаться как можно правее лишь по возмножности:
При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Таким образом, видим, что если у синего была возможность двигаться правее, а он ей не воспользовался, то он и нарушил и виновен в ДТП. Обязанности красного здесь уступать дорогу не было, так как синий не имел права на движение в намеченном направлении, а, значит, и не имел приоритета.
Что такое “возможность” в контексте пункта 8.6? Этого неизвестно никому. Является ли, например, пешеход на правой полосе причиной отсутствия такой возможности? Или тот факт, что на следующем перекрёстке синему нужно будет повернуть налево, поэтому он сразу решил занять крайнее левое положение уже при повороте на эту дорогу направо.
Но ясно одно: практика разборов ДТП в ГИБДД здесь ведёт в сторону виновности водителя красного автомобиля, потому что синий может указать на то, что возможности не было (препятствие, остановившийся другой автомобиль и тому подобное). Поэтому при отсутствии записи видеорегистратора у красного доказать иное будет сложно.
Важные тонкости любого ДТП
Первую тонкость, которую необходимо запомнить – не всегда нарушение именно пунктов маневрирования или движения по перекрёсткам становится причиной ДТП. Важно помнить про пункт 10.1 ПДД, когда при превышении скорости можно стать виновником, вне зависимости от обязанности уступить дорогу другим участником движения.
Второй нюанс заключается в динамике ДТП – ведь именно в динамике его рассматривают сотрудники ГАИ и судьи (при наличии видеорегистраторов особенно). Например, если нарушающий правила уже проехал первый, и вы в него въехали сзади, то далеко не всегда виновным признают именно его, так как если он уже проехал, то не его нарушение привело к аварии, а то, что вы его догнали, когда тот был в своей полосе. Но речь идёт, конечно же, о случаях, когда вы успели бы затормозить и избежать столкновения. Например, в ситуации как на видео ниже (это не поворот налево, но описанный случай в нём ярко выражен).
Законно ли поворачивать направо в левую полосу?
Джейсон Чир
Специально для The Globe and Mail
Эта статья была опубликована более 7 лет назад. Некоторая информация может быть устаревшей.
В автошколе я узнал, что при повороте, если не указано иное, нужно поворачивать на ближайшую полосу. Но когда я поворачиваю налево на двухполосную улицу с односторонним движением, я всегда подрезаю кого-то, кто пытается повернуть направо в крайнюю левую полосу. Каждую ночь на меня сигналят, кричат, обзывают, учитывая, ну, вы поняли. Имею ли я право на крайний левый ряд, и должны ли другие автомобили поворачивать направо в крайний правый ряд? — Скотт, Оттава
Когда вы поворачиваете направо, у вас нет права поворачивать на левую полосу, говорят в полиции.
«Проще говоря, вы поворачиваете направо только в правую полосу, а налево только в левую полосу», — говорит Конст дорожной службы полиции Торонто. Клинт Стиббе. «Единственное (законное) исключение для транспортного средства, поворачивающего направо на другую полосу, касается транспортного прицепа, если им нужно сделать широкий поворот».
Раздел 141 Закона о дорожном движении Онтарио (HTA) разъясняет правила поворотов.
В нем говорится, что водитель, поворачивающий направо, должен повернуть на «правую полосу пересекающегося шоссе, где полоса обозначена, или, если такая полоса не отмечена, держась сразу слева от правого бордюра или края проезжей части. вводится».
Другими словами, оставайтесь на своей полосе, а если ее нет, держитесь правой стороны.
Левые повороты такие же — если знаки или разметка не говорят вам об обратном, поворачивайте в крайний левый ряд.
Если вы едете по дороге, на которой разрешен поворот с нескольких полос, вы остаетесь на той же полосе, с которой начали движение, если нет знаков, указывающих на обратное.
«Подавляющее большинство водителей неправильно поворачивают», — говорит Стиббе. «Это привычно — если вы последуете за водителем, который только что сделал неправильный поворот, вы увидите, что он делает все свои повороты неправильно».
Если вас поймают на неправильном повороте в Онтарио, вы получите два штрафа и штраф в размере 110 долларов.
Правила одинаковы во всех провинциях. Большинство штрафов находятся в том же диапазоне, что и в Онтарио. Не все провинции дают за это минусы. Например, в до н.э. поворот в неправильную полосу приносит вам 109 долларовштраф и три недостатка. В Ньюфаундленде минимальный штраф составляет 100 долларов и не имеет недостатков.
Хорошо, но что, если вы поворачиваете направо в левую полосу по уважительной причине?
Может быть, вы знаете, что правая полоса заканчивается впереди. Или он забит трафиком. Или какой-то придурок припарковал там свою машину, несмотря на час пик.
Жаль, говорит Стиббе.
«Вы делаете перестроение после завершения поворота», — говорит Стиббе.
Если вы поворачиваете налево в крайнюю левую полосу, и вас сбивает автомобиль, пытающийся повернуть направо в эту полосу, вы не должны быть виноваты, говорит Стиббе.
«Моя жена только что задавала мне тот же вопрос — пока ты не съехал со своей полосы или не совершил какое-то другое правонарушение, все сводится к тому, кто сделал неправильный поворот, он виноват», — говорит Стиббе. «Но это никому не идет на пользу — было бы лучше, если бы аварии вообще не было, потому что люди научились лучше водить».
Нравится нам на Facebook
Подписывайтесь на нас в Instagram
Добавьте нас в свои круги.
Уведомление сайта
Министерство транспорта США Министерство транспорта США IconUnited States Department of Transportation
United States Department of Transportation
Министерство транспорта США
Федеральное управление автомобильных дорог
FHWA-SA-21-041
- PSC Выделенные полосы для левого и правого поворота на перекрестках (PDF, 393,74 КБ)
Вспомогательные полосы для поворотов — либо для левых поворотов, либо для правых поворотов — обеспечивают физическое разделение между поворотным движением, которое замедляется или останавливается, и смежным сквозным движением на подходах к перекресткам. Полосы поворота могут быть спроектированы так, чтобы обеспечить торможение перед поворотом, а также для хранения транспортных средств, остановившихся и ожидающих возможности завершить поворот.
В то время как поворотные полосы обеспечивают ощутимые преимущества в плане безопасности и эксплуатации на многих типах перекрестков, они особенно полезны на перекрестках с двусторонним движением, регулируемых остановками. Аварии, происходящие на этих перекрестках, часто связаны с поворотами. Поскольку движение по основному маршруту является свободным и обычно движется с более высокой скоростью, аварии, которые действительно происходят, часто бывают серьезными. К основным типам аварий относятся столкновения транспортных средств, поворачивающих налево поперек встречного движения, и наезды сзади транспортных средств, поворачивающих налево или направо, с другими транспортными средствами, следующими близко позади. Полосы для поворота снижают вероятность подобных аварий.
Следует рассмотреть возможность установки полос для левого поворота и/или полос для правого поворота на подходах к основным дорогам для повышения безопасности как на трех-, так и на четырехветвевых перекрестках с контролем остановки на второстепенной дороге, где существует значительное количество поворотов или где представляет собой историю сбоев, связанных с поворотом. При добавлении полос для поворота на перекрестке также следует учитывать безопасность и удобство пешеходов и велосипедистов. В частности, смещение полос для левого и правого поворота удлинит пешеходные переходы.
Смещенные поворотные полосы
Обеспечение смещения полос для левого и правого поворота для улучшения видимости может обеспечить дополнительные преимущества в плане безопасности и предпочтительнее во многих ситуациях, особенно в местах с более высокими скоростями или там, где возможны свободные или разрешительные движения.
На поворотных полосах с нулевым или отрицательным смещением поворачивающие транспортные средства могут блокировать линию обзора. Для полос для левого поворота это обычно означает, что встречные транспортные средства, поворачивающие налево, одновременно занимают полосы для поворота. Для полосы правого поворота это обычно включает транспортные средства, поворачивающие направо с главной дороги, и транспортные средства, въезжающие на перекресток с второстепенной дороги. В обоих сценариях добавление положительного смещения к полосам поворота увеличивает расстояние видимости до приближающихся транспортных средств, которые конфликтуют с поворотом.