Содержание
Таксисты снимают шашечки перед инспекторами ГИБДД. Проверки кончились, но самое интересное только начинается
Вчера общегородским рейдом завершилась профилактическая операция «Такси». Представители контролирующих органов, разделившись на несколько групп, проверяли документы у таксистов во всех частях города. В рейд отправились и корреспонденты «ОХ».
Фонарик на крыше
По разнарядке попадаем в группу, инспектирующую Ленинский район. Наше место дислокации – нижняя дорога из Старого города. Все водители, заметив инспектора ГИБДД, притормаживают, однако наши клиенты только автомобили с шашечками.
У первого же остановленного водителя не оказалось всех нужных документов. Пластиковая карта «ОрскТакси» имелась, но без соответствующего договора между таксистом и работодателем. Пока на мужчину оформляется протокол, он звонит управляющему таксопарком и рассказывает о случившемся. Тот обещает привезти якобы имеющийся договор, но оказывается, что это не поможет: на момент проверки документов такового не было, поэтому протокол в любом случае составляется. Пассажир, не дождавшись водителя, пересаживается в маршрутку. Тем временем подъезжает управляющий. Таксист берет шариковую ручку и садится к нему в машину. Через минуту он уже с подписанным договором уезжает. Теперь, если его остановят, штрафа он избежит.
Трое позже остановленных таксистов имеют и пластиковую карту, и договор. Следующий, пожилой мужчина на «Жигулях», показывает свидетельство из налоговой.
– Так ведь нельзя больше без лицензии «таксовать», – разводит руками он. – Вот я и зарегистрировался.
– Молодец дед! – провожая его взглядом, говорит инспектор ГИБДД Павел Дорофин. – Вот пример для остальных: и работает сам на себя, и документы в полном порядке. Свидетельство из налоговой от 14 июля. Значит, как взялись за таксистов, сразу пошел оформлять.
Очередной нарушитель – мужчина на «шестерке». В один голос с женой утверждает, что не работает, а шашечки не снял, потому что ездит по доверенности и только оформляет на себя эту машину. Но закон для всех одинаков.
– Чего только водители не сочиняют! – говорит сотрудница УВД Гульнара Зиганшина. – На днях остановили дедушку, тоже говорит, что не «таксует». Спрашиваем, для чего тогда шашечки. Так он уверял, что это фонарик! Другие оригиналы пытаются убедить нас, что «так красиво». Тем не менее это не освобождает от ответственности.
Нет фото – нет штрафа
Следующий остановленный таксист – нервный мужчина без лицензии, которого проверяющие знают уже в лицо. Выскочив из салона, он первым делом снимает шашечки и убирает их в салон.
Затем в грубой форме начинает высказывать претензии.
– Что вам всем нужно? Сначала маршрутчикам жизни не давали, теперь вот к таксистам привязались! – все больше распалялся он. Как выяснилось, его останавливают регулярно, но он всегда демонстративно на глазах у сотрудников ГИБДД прячет шашечки. Если проверяющие не успели до этого сфотографировать машину, штрафа удается избежать.
Последний остановленный нарушитель не отрицает, что занимается частным извозом. В кризис попал под сокращение, теперь «таксует». Официально регистрироваться он и не собирается.
Однако старший налоговый инспектор ИФНС Ольга Нетесанова с мужчиной не согласна, ведь крупные службы такси вовсе не против легализоваться и работать, заплатив налоги. Уже сейчас для добросовестных таксистов оборудуются стоянки, с сегодняшнего дня начинается работа по приведению в порядок мест для стоянок возле магазинов и торговых центров.
Несмотря на то, что вчерашний общегородской рейд являлся заключительным этапом операции «Такси», это вовсе не означает, что проверки прекратятся. Поэтому таксистам действительно лучше оформить необходимые документы, чем прятаться от ГИБДД и налоговиков.
Проще взятки брать, чем ночами таксовать. Почему идею о подработке госслужащих раскритиковали
Инициатива о подработке госслужащих в свободное от основной деятельности время прозвучала из уст главы Агентства по делам госслужбы Анар Жаилгановой. Соцсети тут же подхватили эту новость, сопровождая мемами и шутками.
Идею восприняли неоднозначно. Кто-то считает, что рядовые госслужащие действительно зарабатывают мало и дополнительный доход будет хорошим подспорьем. Другие же говорят, что лучше обеспечить им достойную зарплату, а не вынуждать работать в нескольких местах. Ведь тогда уж «проще брать взятки, чем таксовать по ночам».
BaigeNews.kz собрал мнения экспертов и самих госслужащих: как они относятся к предложению главы АДГС.
«Таксист — это и есть предприниматель»
Свое неоднозначное предложение глава АДГС Анар Жаилганова озвучила на брифинге в СЦК.
«Сейчас такой нормы нет, но в будущем мы рассматриваем (введение нормы в законодательство — прим. ред.). Почему нельзя подрабатывать? Можно. Это не предпринимательство, а подработка, к примеру, таксистом работать в свободное от работы время, если понадобятся деньги для содержания семьи. Но эти нормы еще не приняты. А предпринимательством заниматься нельзя», — сказала она.![]()
Сейчас госслужащие могут получать дополнительный доход от трех видов деятельности: научная, творческая и педагогическая. Предпринимательством заниматься им запрещено.
В первую очередь возникли вопросы к формулировке главы АДГС: «можно будет таксовать, но по-прежнему нельзя будет заниматься предпринимательством». Адвокат и специалист в налоговой сфере Жангельды Сулейманов раскритиковал главу АДГС, поставив под сомнение ее компетентность. Ведь заниматься частным извозом, то есть работать таксистом — это и есть предпринимательство.
«Она кандидат юридических наук, бывший член Верховного суда, Конституционного совета. Не знать элементарных вещей — меня это, конечно, удивило сильно. У нас есть Гражданский кодекс, Предпринимательский. Там четко написано, что предпринимательством является частная инициативная самостоятельная деятельность граждан. Ученые, практики, налоговые органы говорят, что частный извоз — это предпринимательство. Даже если один раз человек за всю жизнь отвез кого-то, он занимался предпринимательством. Как только госслужащий выходит и говорит: «Я вас довезу, заплатите мне» — все, он становится предпринимателем. Это же доктринальная вещь, нельзя госслужащим заниматься этим. Госслужащий не имеет права. Если она имела в виду работу по найму таксистом, это вряд ли. Он должен тогда устроиться в какую-то компанию. А если он хочет в банке работать, магазине? Это не лезет ни в какие рамки, и не будет этого, я уверен» — сказал он.
Этой формулировкой глава АДГС, по его мнению, признает, что государство не в состоянии обеспечить нормальной зарплатой госслужащих.
«Смысл фразы простой — госслужащим не хватает зарплаты. «Мы не можем повысить, потому что в бюджете нет возможности. И поэтому мы вынуждены». Это в сельском хозяйстве называется подножный корм. Когда выводят скот на джайлау, он сам ищет. Их практически на подножный корм отправляют.» Идите сами разбирайтесь, не жалуйтесь.Не хватает — иди таксуй». Зачем нам такой госслужащий, который получает 150 тысяч, потом таксует четыре часа? Самое интересное, они и так этим занимаются. И довезет, и потаксует. Его что, за руку схватят? Контрольная закупка? Но нам не нужны такие. Представляете, человек отработал до восьми, потом еще три часа. Это же износ, людей жалко», — говорит Жангельды Сулейманов.
Как может нищий госслужащий не думать о взятках?
Своим мнением он также поделился на странице в Facebook.
«И меня убила фраза: «чтобы заработать средства для содержания семьи». Как может нищий госслужащий работать во благо Родины и не думать о взятках?» — вопрошает юрист.
Пост вызвал сотни комментариев. Люди писали свои мнения, сопровождая в том числе и шутками. Кто-то отметил, что госслужащим «проще брать взятки, чем таксовать по ночам».
Известный казахстанский экономист Олжас Худайбергенов также высказался на своей странице в Facebook.
«Разрешить госслужащим таксовать вместо того, чтобы дать им адекватную зарплату — это апофеоз глупости в сфере госуправления!» — написал он.
Не поддержал инициативу и Арман Евниев. Сейчас он работает руководителем Офиса по мониторингу реализации национальных проектов. Он один из тех, кто продвигал идею повышения зарплат госслужащим и оптимизации их работы. Единственный плюс, по его мнению, в этой ситуации только то, что «АДГС осознаёт, что людям тяжело». Но разрешать им после работы идти еще на какую-то смену он считает неправильным.
«Это все равно, что расписаться в собственной беспомощности. Это неправильное решение. Если есть свободное время, его нужно тратить на семью, детей, личное развитие. Мое мнение было и есть — зарплаты можно и нужно поднять. Оттого что мы платим маленькую зарплату (рядовым госслужащим. — прим.авт.) мы больше теряем. В виде коррупционных преступлений, ошибок, оттого что на госслужбу идут вообще по остаточному признаку не самые лучшие специалисты и профессионалы.Плохой специалист не сможет сделать работу хорошо и быстро. Скупой платит дважды, государство платит дважды. Потом надо платить, когда нужно переделывать. Нанимают консалтинговые компании», — сказал Арман Евниев.
Кроме того, по его мнению, тут может пострадать и статус госслужащего.
«Это в принципе неправильно, как ценность. Люди должны выкладываться на работе, думать о стране, отрасли, регионе, обществе, у нас ведь слышащее государство. А если он после рабочего дня еще идет и таксует ночью… Он и детям своим что даст? Внимание какое-то должно быть, воспитание, книги почитать, спортом заняться. А о чем может думать усталый человек? Чтобы поднять зарплату, нужно искать деньги. И один из источников — сокращения на госслужбе с одновременным повышением эффективности. Нужно внедрять более эффективные методы, технологии организации работы. У нас страшная бюрократия. Люди тратят свое рабочее время на абсолютно ненужные вещи, от которых можно давно избавиться», — сказал Арман Евниев.
«Нужно разрешить, потому что зарплаты маленькие»
Мы решили узнать мнение действующих рядовых госслужащих. Они высказались, но не захотели представляться по понятным причинам. В целом идея, по их словам, неплохая, только нужно ее конкретизировать, считает один из сотрудников подотчетного президенту органа.
«В целом я считаю это правильным, потому что зарплаты маленькие именно у рядового состава. Министерства, подотчетники, рядовой состав — у всех такие зарплаты, на которые выжить проблематично. Чуть больше 180 000 тенге получаю. Единственное, тут много подводных камней, размытие понятий в части запрета занятия предпринимательством. Законодательно они должны закрепить конкретные сферы, которыми можно заниматься. Например, научная и творческая деятельность же не запрещены. Вот и расширить этот перечень профессий, которыми можно заниматься. Если так реализуется, то было бы неплохо. Но я опасаюсь того, что если госслужащий будет хорошо зарабатывать на подработке, государство подумает: хорошо зарабатывает, живет, может быть его вообще на самоокупаемость выставить. И не будут повышать зарплату», — считает он.
Есть и другая проблема, по его мнению — большая нагрузка у рядового состава. Поэтому подрабатывать смогут не все и не всегда.
«Реально — только таксовать. Но из-за нагрузки на это сил не остается, честно говоря. Лучше, конечно, повышать зарплату. Зарплату, которая уходит на одно руководящее лицо, можно поделить на нескольких сотрудников. Сколько пытаются реформы провести, но все пробуксовывает. Каждый хочет быть начальником, из-за этого вся проблема. Бюрократии много, ненужных бумажных телодвижений и совещаний. Под видом совещаний руководство пытается размыть ответственность за принятие решений. У нас все боятся ответственности. Из-за этого рождается бесконечная переписка, бюрократия. А почему боятся ответственности? Потому что у нас нет права на ошибку. Если ошибку совершил, то к тебе придет Антикор», — говорит наш герой.
«Доходы скрываю, потому что нам не разрешается работать»
Реально подрабатывать не только таксистами, но и заниматься дистанционной работой, уделяя этому свободное время. Своим мнением поделилась специалист одного из министерств.
«Сейчас работа не заключается только в том, чтобы где-то физически присутствовать. Все делается в интернете, тот же самый Instagram. Я считаю, что если у человека есть желание, то можно найти дополнительный заработок дистанционно. Или в обеденное время, вечером час занять. У нас в министерстве зарплата 150 тысяч тенге. С учетом подорожания продуктов, бензина и всего на свете, этого не хватает. Сидя дома в декрете, я зарабатываю больше. Но эти доходы скрываю, потому что нам не разрешается работать. А основной зарплаты хватит только на еду и бензин — и все. А чтобы прокормить детей, если у тебя нет поддержки в лице мужа, то это вообще… Благо, меня супруг обеспечивает. А как быть одиноким мамам?» — вопрошает госслужащая.
Она считает, что пора официально разрешить подрабатывать.
«Конечно, должны разрешить. Например, я в декрете восемь лет, место сохранено, так как из декрета в декрет переходила, но дополнительно работать нельзя. Если сидите в декрете три года, оплачивают только один, и то — копейки, даже на подгузники не хватит. А если бы официально разрешали подрабатывать, то никто бы и не скрывал свои дополнительные доходы. Зарплата госслужащего — копейки, на себя саму не хватит, не то что на детей», — сказала она.
А вот вице-министр обороны Дарын Туяков, считает, что госслужащим в свободное время подрабатывать не стоит.
«Я, честно говоря, не поддерживаю, потому что, считаю, госслужащие должны все свое время отдавать работе. Госслужащий дал определенную клятву, у него есть определенные обязательства. Он должен просто повысить эффективность своей деятельности. Сейчас со стороны Правительства для этого предусмотрены специальные нормы, особенно с 2022 года. Я думаю, что у госслужащего будет больше возможностей в будущем, рамках своей деятельности», — сказал он в стенах Мажилиса.
Но добавил, что госслужба в сфере обороны — специфическая деятельность и за всех чиновников он говорить не может.
«У нас другие нормативы. Наши подчиненные — военнослужащие. В настоящее время идет хорошая поддержка со стороны государства, думаю, что в настоящее время они неплохо зарабатывают. И это очень хорошая перспектива на будущее. Думаю, что воинская служба с каждым годом будет все почетнее и престижнее», — сказал он.
Десятки пожарных уволили по статье за подработку
Об инициативе порассуждал и бывший пожарный Габит Нургали. И это неслучайно. Ведь несколько лет назад в Казахстане увольняли из госслужбы десятки пожарных за то, что они получали дополнительный доход. И увольняли по коррупционной статье. По мнению Габита Нургали, если бы пожарным разрешили подрабатывать, чтобы прокормить семью, то такой бы ситуации не случилось.
«Для работы специалистом по пожарной безопасности в частных компаниях и госучреждениях, например, в Акорде, Байтереке, Дворце Независимости, нужно иметь соответствующее образование. Туда берут либо действующих, либо бывших пожарных. И когда-то всех тех, кто подрабатывал, уволили. А они получали зарплату на основной работе по 68 тысяч тенге. Естественно, они все подрабатывали в этих учреждениях. И их всех заставили уволиться с дополнительной работы, а потом взяли и по статье уволили с госслужбы в МЧС. И сейчас они никому не нужны, за бортом остались. А сколько ходили, петиции писали, судились — бесполезно. Людям судьбы поломали. Их дети на госслужбу не могут пойти, потому что анкета не пройдет спецпроверку, так как отца уволили по коррупционной статье», — сказал Габит Нургали.
Эту инициативу он считает разумной, хоть она и показывает «беззубость государства». Он сам, будучи пожарным, когда-то подрабатывал.
«Сейчас бы многих это обрадовало. Что два дня делать человеку? (пожарные работают сутки через двое. — прим. ред.). Еще у нас в Казахстане очень много праздников. У меня «газелька» была, я работал водителем маршрутки, таксовал. Многие пожарные таксовали. Брали машины в кредит и таксовали. Сейчас рядовой пожарный сержант в звании, два-три года стажа, получает 120-130 на руки чистыми с удержаниями. И что делать? Я когда-то уволился в связи с переездом в столицу, так и не смог восстановиться. Теперь работаю в частных структурах. Здесь зарплата больше. На госслужбе люди держатся из-за каких-то привилегий, льгот, на пенсию можно пораньше, «пенсионка» стабильная. Или надеются на госпрограммы жилья. Но пожарная служба — это орган, до которого никому нет дела. Атрофированный орган», — сказал Габит Нургали.
К слову, как раз совсем недавно глава МЧС Юрий Ильин комментировал зарплату пожарных и назвал ее «довольно низкой».
«Виллу натаксовал»
Есть и другие опасения, которые вызывает это предложение. Например, создание благоприятных условий для коррупции. Обыватели считают, что таким образом госслужащие могут запросто брать взятки, прикрывая это платой за подработку. Но эксперты считают, что за это переживать не стоит — взятки по-другому вручают.
«Безусловно все переживают, что какая-то коррупционная составляющая. Шутят многие, что начнут взятки отдавать в виде платы. Но здесь я не вижу коррупционного (риска. — прим.авт.) особо. Возможно, но вряд ли. Взятки по-другому вручают», — считает Жангельды Сулейманов.
Еще один момент — Антикоррупционная служба предложила внести изменения в законодательство: считать доходы и расходы чиновников. Согласно поправкам, казахстанским чиновникам придется доказывать происхождение имущества, а также жить по средствам.
Чиновников будут штрафовать за необоснованные доходы
«Какая-то есть тень сомнения. Версия эта возможна. Я не исключаю. Там же будет вопрос доказать — откуда у тебя дом, квартира, как ты живешь, входные деньги и, возможно, эта версия имеет право быть. Но это невероятно. Этого не будет, это неправильный ход. Все уже смеются — виллу натаксовал, самолет натаксовал. Этого, я думаю, не будет, это неудачный заход. Хороший дом стоит 200 миллионов. Но невозможно натаксовать столько. Я специалист по налогам, там нет шансов. Никаких», — считает Жангельды Сулейманов.
При этом депутаты пока не спешат подробно комментировать предложение главы АДГС.
«Это только проектные вещи, которые мы еще в Парламенте не видели. Когда зайдет проект закона, мы сможем с вами предметно поговорить, что именно хотят внедрить. Мы неоднократно делали депутатские запросы по заработной плате госслужащих, особенно региональных, сельских. Она действительно была очень низкой. Но в этом году, в июле по поручению главы государства внедрена факторно-бальная шкала оценки деятельности госслужащих. И были повышены оклады. С учетом этого повышения и сокращения аппарата госслужащих, я считаю, что в принципе при такой нагрузке и достойной оплате не будет возможности и желания подрабатывать. С этой позиции я считаю, что это не очень актуальное предложение. Но давайте вернемся к этому вопросу, когда законопроект уже в чистом виде зайдет в Парламент в правительственной редакции», — сказала мажилисвумен Екатерина Смышляева.
Такси на Кубе – три реальных истории и несколько советов по торгу
Задача: научиться торговаться за такси на Кубе и прочитать несколько забавных реальных историй
Невероятно, что эти красные, зеленые и яркие розовые машины, в почтенном возрасте не ниже 60, вообще способны завестись. Их сомнительная пригодность к эксплуатации заставляет задуматься, а можно ли найти отверстия в полу, чтобы ездить на машине в стиле Флинтстоуна – ногами по асфальту. Однако технический гений кубинцев не перестает находить новые решения.
Это, пожалуй, единственная страна в мире, где легко можно увидеть старые русские автомобили со светодиодными фарами. А если вам случится оказаться на дороге во время дождя, вы найдете бесчисленное количество кабриолетов с пластиковыми крышами, сделанными своими руками.
На дорогах кубинских городов преобладают всевозможные экзотические автомобили 1950-х годов — Москвич, Жигули, Понтиак, Шевроле — вот некоторые из марок, которые вы найдете. Что еще интересно, тоже полно автомобилей, марки которых не узнать, так как они представляют собой самодельную солянку из запчастей от всевозможных транспортных средств. Владельцы привыкли чинить свои автомобили либо сами, либо с помощью друга. Автомобили, которые в противном случае отправились бы прямо на завод по переработке металлолома, если бы не были на Кубе, красят, склеивают и используют. Как только основная цель достигнута (автомобиль может двигаться), к нему добавляются всевозможные улучшения — светодиодные фары, невероятно громкие динамики. Самые экстравагантные водители доходят даже до зеркал заднего вида.
Гавана, Куба | © Мария Ангелова/www.203challenges.com
История такси 1
Самое первое такси, которое мы поймали в Гаване, оказалось настоящим фениксом. Водитель показал нам фотографии состояния машины на момент покупки — половина неопознанной ходовой части, ржавого цвета, вероятно, жертва поджога. Всего за восемь месяцев владелец методично собрал все необходимые детали, восстановил остальную часть ходовой части, нашел двигатель и даже добавил радио. Конечно, оказавшись внутри , вы чувствуете, что едете в жестяной банке, а не в настоящей машине, но в этом и заключается кубинский гламур. Чтобы добавить экзотической атмосферы, не было двух одинаковых сидений с одинаковой формой и обивкой.
Ни один таксист в Гаване не является простым водителем. Они также полиглоты, гиды и туристические бюро.
Ваш водитель предложит совершить экскурсию по кубинской столице, покажет самые значимые здания и расскажет истории, которые вы больше нигде не услышите. Он поделится своим мнением о правительстве, туристах, cubaton (кубинская версия реггетона, которую люди либо любят, либо ненавидят). Он не откажется ответить ни на один ваш вопрос, а если это ваша первая поездка на Кубу, то вопросов у вас наверняка будет много.
Все, что вам нужно сделать, это заранее поторговаться о цене, и вы можете отправиться в свой первый тур на такси по Гаване.
Как договориться о лучшей цене на такси на Кубе
Как мы уже упоминали о торгах, вы обязательно должны знать, как договориться о лучшей цене на такси на Кубе. Прежде всего, помните, что такси бывают двух видов — государственные (с синими номерными знаками и погонным счетчиком, на котором указано, сколько нужно заплатить) и частные. В частных такси нет счетчика, поэтому ваше умение торговаться определяет, сколько песо вы потратите на поездку. Если вы не согласны с ценой, которую вам назвал водитель, вы всегда можете попросить следующую — недостатка в такси здесь нет. Для справки вы можете запросить информацию о средней стоимости проезда на такси на стойке регистрации вашего отеля. Тогда торгуйтесь за меньшее.
Таксисты в Гаване, Куба | © Мария Ангелова/www.203challenges.com
История такси 2
Водитель второго пойманного нами такси оказался на редкость разговорчивым и дружелюбным молодым человеком. Мы договорились о цене в 8 песо, чтобы добраться из центра Гаваны до нашего отеля. Так как плата была понятной, а наша беседа – фееричной, мы заметили, что водитель едет огромным кругом по территории нашего отеля. Он то и дело ездил по окрестностям и поворачивал не на те перекрестки, поэтому мы доехали до места за 25, а не за 10 минут. Опыт привел нас к двум выводам. Во-первых, если бы он не боялся, что мы уедем, мужчина остановился бы перед отелем и проговорил с нами всю ночь, а не увеличивал бы свой пробег. Во-вторых, цена в 8 песо явно завышена с нашей стороны.
Ты действительно уверен, что тебе не нужно такси?
Еще одна любопытная деталь: на Кубе, даже если вы не похожи на человека, которому нужно такси, вы неизбежно получите десятки предложений в течение одной минуты. Каждое предложение лучше предыдущего, с безупречными аргументами, такими как «Когда, если не сейчас, вы когда-нибудь сможете прокатиться на Шевроле 1950-х годов по улицам Варадеро?» и «Всего 5 песо!». У их каменно-холодной логики была только одна проблема — мы были в двух кварталах от отеля.
То, что вам не нужно такси, никоим образом не означает, что вам его не предложат… даже во время езды на велосипеде . Печальный водитель замедлил скорость своего такси, чтобы выровняться с моим велосипедом, и предложил подвезти меня.
История такси 3
На первый взгляд, третье такси, в котором мы ехали, казалось совершенно обычным. Второй и третий взгляды немного изменили ситуацию.
«Я вижу дорогу», — сказал полуиспуганный, полуразвлеченный голос моего приятеля. «Конечно, я тоже», — рассеянно ответила я и продолжала смотреть в окно. «Нет-у-у», — настаивала она, — «Под ногами!». Я посмотрел вниз — на полу, который, вероятно, был дном ванны, была дыра размером с мой кулак, через которую был хорошо виден тротуар под нашим движущимся такси. В случае необходимости, это была отличная машина, чтобы использовать наши навыки Flintstone.
Чуть дальше по дороге мы поняли, что с радио тоже что-то не так — странная система или диск с одной песней — мы слушали местный музыкальный хит в 17-й раз подряд.
К сожалению, одна из самых узнаваемых фотографий Кубы — скопление архаичных автомобилей — скоро станет не более чем ретро-открыткой. В 2014 году местное правительство сняло запрет на новые автомобили (в 2011 году, когда новые модели автомобилей впервые были ввезены на Кубу, их могли покупать только государственные чиновники, врачи и люди с особыми связями). Автомобиль на Кубе в несколько раз выше, чем в других странах, а средняя зарплата составляет около 25 долларов, изменения медленно, но верно вступают в свои права. Новенькие китайские автобусы летают по кубинским дорогам.
Другими словами, если вы давно мечтаете увидеть Кубу, сделайте это как можно скорее.
Почему вы не можете вызвать такси
Там, где я живу в Вашингтоне, округ Колумбия, примерно в полутора милях к северу от Капитолия, иногда можно вызвать такси всего за две минуты. А иногда, потратив 20 минут, мечтательно помахивая двумя пальцами в воздухе, пока мимо мчится транспорт, приходится сдаться и тащиться к поезду.
Невозможно сказать, что произойдет, пока это не произойдет, поэтому я редко пытаюсь поймать такси. Мои соседи тоже. А недостаток потенциальных тарифов в моей части города — районе с относительно низким доходом и низкой плотностью населения — также затрудняет возвращение домой такси из других районов. Технически таксисты округа Колумбия не имеют права отказываться от платы за проезд в пределах округа, но также технически также незаконно превышать скорость, переходить дорогу в неположенном месте или ложно утверждать, что они были награждены Почетной медалью. Насколько я могу судить, в обычный субботний вечер в округе все эти законы в основном соблюдаются в нарушение.
Как и большинство горожан, я потратил много времени на озвучивание стандартных жалоб: почему такси грязные и неудобные, и их никогда не бывает, когда они нужны? Почему в половине случаев они не появляются на рейсах в аэропорт в 6 утра? Почему кажется, что все они исчезают именно тогда, когда они вам больше всего нужны — в канун Нового года или в дождливый час-пик? Почему таксисты должны водить машину как наркоманы? Женщины жалуются на страшных водителей. Чернокожие жалуются на водителей, которые не останавливаются, чтобы их подобрать.
У таксистов своя литания. Они ездят долгие часы за небольшие деньги: средний таксист зарабатывает 27 060 долларов в год до вычета расходов. Они подвержены высокому риску дорожно-транспортных происшествий и, поскольку у них много наличных денег, ограблений. Когда водители отказываются от проезда в такие районы, как мой, это не потому, что они не хотят пропустить секунду Шоу Дайан Рем , пока берут у меня деньги и вносят сдачу. Эти поездки, в которых они, вероятно, не получат обратного билета и вместо этого должны тратить время и бензин, пока счетчик выключен, могут означать разницу между прибылью и убытком за день; Таксисты не могут позволить себе слишком много из них.
То, что я описываю, является классическим провалом рынка: люди, которые хотят вести дела вместе, не могут этого добиться. Если бы таксисты и пассажиры только знали, как найти друг друга, и могли заключать сделки, которые были бы интересны обоим, всем было бы лучше. Почему мы не можем это исправить?
Как оказалось, небольшой, но быстрорастущий бизнес пытается. Однажды в пятницу вечером в декабре мы с мужем поехали в Адамс Морган, чтобы попеть караоке с друзьями. «Ты водил ?» — недоверчиво спросил друг, живущий рядом с нами. «Я только что воспользовался Uber».
Трэвис Каланик, один из основателей Uber, сказал мне, что он и его партнер «хотели иметь возможность нажать кнопку и заказать поездку». Это достаточно точное описание услуги, которую они запустили в Сан-Франциско в 2010 году и которая сейчас доступна в девяти крупных городах, включая Нью-Йорк, Бостон и Париж, с планами расширения еще как минимум до 25. Настройте учетную запись, введите номер своей кредитной карты, и менее чем через пять минут приложение Uber для смартфона покажет вам карту вашего местоположения, ближайшие доступные автомобили и то, как скоро они смогут добраться до вас. Кликните пару раз по экрану, и гладкий черный седан уже в пути.
В отличие от традиционных лимузин-сервисов, которые сдают вам машину и водителя почасово и обычно с уведомлением не менее чем за час, Uber взимает плату за проезд по времени и километражу, как такси, и автомобили, которые он находит для вас, обычно показывают в течение 15 минут после вашего запроса. Это удобство и стиль обходятся дорого; в округе Колумбия цена обычно как минимум на 50 процентов выше, чем у эквивалентной поездки на такси. Критики Uber часто намекают — возможно, с долей истины, — что это услуга для богатых, которая берет плату за проезд от трудолюбивых таксистов, которые изо всех сил пытаются заработать на аренде. «Настоящие защитники Uber, — едко написал блогер из округа Колумбия, — состоят из светских львиц, фанатиков транспорта и либертарианцев».
И все же этот анализ упускает что-то важное. Да, Uber создал более дорогой сервис более высокого класса для людей, которые могут себе это позволить, но он также расширил рынок для людей, которые раньше вообще не могли вызвать такси. Для меня и моего мужа привлекательность Uber проста: он есть. Автомобиль, который действительно появится, чтобы отвезти меня в аэропорт или домой, стоит значительно больше, чем более дешевая, но ненадежная альтернатива.
Углубившись в историю Uber, вы обнаружите, что речь идет не только о роскошном автосервисе в любом месте и в любое время, и даже об инновационных технологиях, лежащих в его основе. Возможно, больше всего история Uber посвящена тонкостям регулирования, а также тому, почему служба такси так неудовлетворительна почти повсюду в Америке.
В 1907 году на улицы Нью-Йорка пришла новинка: 65 автомобилей с бензиновым двигателем были оснащены таксометрами. Изобретенный Вильгельмом Брюном в 1891 году, таксометр мог регистрировать время, затраченное на поездку, и пройденное расстояние, чтобы рассчитать стоимость проезда.
Автомобиль напрокат — это, конечно, старая концепция, но конные извозчики, похоже, в большинстве своем избежали регулирования. К 1920-м годам американские правила такси разрастались, хотя они по-прежнему в основном ограничивались такими вещами, как установление максимальных тарифов и требование, чтобы таксисты сообщали свои тарифы.
Затем пришла Великая депрессия. Отчаянные новые водители наводнили рынок, обострив войны за проезд, начавшиеся в 20-х годах. Тем временем правящая идеология страны радикально менялась. Некоторые части Нового курса были явно антиконкурентными — торговцы и производители, которые хотели выставить напоказ голубой орел Национальной администрации восстановления, например, должны были подписать отраслевой «Кодекс честной конкуренции», который обычно содержал установление цен. соглашение. В сфере такси местные органы власти начали устанавливать как минимальные, так и максимальные тарифы и контролировать количество такси, которые могли выйти на рынок. В 1937 октября в Нью-Йорке был принят закон Хааса, в котором была введена знаменитая система медальонов, ограничившая количество такси до 13 566 — примерно на том же уровне, что и сегодня.
Многие защитники регулирования утверждают, что ограничения необходимы, потому что таксисты и так мало зарабатывают. Но очень мало доказательств того, что ограничение количества такси улучшает положение людей, которые их водят, а не положение компаний, которые в целом владеют лицензиями. Для новых потенциальных водителей просто слишком легко появиться в службе такси и конкурировать с таксистами, чтобы снизить заработок — в наши дни GPS вам даже не нужно знать местность. Таким образом, любая избыточная прибыль от ограничения въезда, как правило, достается не водителям, а людям, которым принадлежит право на вождение. В октябре прошлого года два медальона такси Нью-Йорка были проданы за 1 миллион долларов за штуку.
«В Нью-Хейвене почти каждое такси принадлежит или контролируется [одним и тем же] человеком», — сказал мне Роберт Макнамара, поверенный из Института юстиции, который ведет судебные разбирательства против подобных правил. Ограничение въезда «не улучшило положение водителей».
Тем не менее, публичные драки обычно оформляются как потребители против водителей. И регулирующие органы отвечают набором политик, чтобы расплатиться с различными группами: ограничения на въезд в обмен на более низкие тарифы, «топливные сборы» в обмен на законы, требующие от водителей доставлять вас в любую точку города.
Почти все повседневные жалобы на такси восходят к этому регулирующему коктейлю. Водители не повезут вас за пределы вашего мегаполиса? Регулируемые тарифы не позволят им взимать с вас дополнительную плату, чтобы возместить стоимость обратного пути без вернувшегося клиента. Кабины в плохом состоянии? Виноваты ограниченная конкуренция и невозможность взимать плату за лучшее качество. Таксисты водят как маньяки? При высоких фиксированных расходах на автомобили и бензин и отсутствии возможности увеличить свои доходы, кроме поиска другого тарифа, стоит ли удивляться, что они стараются добраться с места на место как можно быстрее?
Uber частично зарабатывает деньги, устраняя эти неэффективности. В большинстве мест услуги «черных автомобилей» или ливрейных услуг регулируются иначе и мягче, чем такси. Хотя у Uber есть веская причина не говорить об этом, по сути, он превращает сервисы с ливреями в такси. Компания на один шаг дальше от регулирования, потому что сама не управляет автомобилями; он направляет пассажиров к существующим услугам. «Мы вроде как эффективная система лидогенерации для лимузинных компаний, — говорит Каланик, — но с использованием математики».
Значительная часть сотрудников Uber — это статистики и инженеры, которые работают в его «математическом отделе», используя данные, которые компания собирает от клиентов, для разработки все более сложных алгоритмов, которые могут прогнозировать спрос. Масса данных, которые собирает Uber, позволила сделать несколько неожиданных выводов. Каланик говорит, например, что, глядя на спрос в дни, когда «Сан-Франциско Джайентс» играют дома, его статистики могут предсказывать выигрыши с небольшим преимуществом над шансами в Вегасе. Независимо от того, готовы ли вы вкладывать деньги в это заявление, неустанная обработка данных явно позволила компании постоянно повышать скорость, с которой пассажиры могут находить автомобили (или автомобили могут находить пассажиров), предоставляя все более точные прогнозы спроса. , район за районом.
Данные и возможность устанавливать тарифы — вот что позволило компании залатать дыры в существующей системе. Автомобиль всегда доступен (поскольку в часы пик, например в канун Нового года, компания поднимает цены до тех пор, пока предложение не сравняется со спросом). Автомобиль в хорошем состоянии. И пока вы готовы платить за проезд, эта машина доставит вас куда угодно, независимо от расы, национальности или почтового индекса.
Водителям тоже намного лучше. Во-первых, им не нужно платить откаты диспетчерам (казалось бы, повсеместная проблема с традиционными сервисами черных автомобилей). «Нужно настроить так, чтобы водители зарабатывали много денег, — сказал мне Каланик. «Каждый раз, когда мы начинаем в городе, мы видим в основном трафик от водителей, которые используют нас в качестве системы управления доходами — они заполняют свое мертвое время. В конечном счете, этот предсказуемый денежный поток позволяет им расширять свой бизнес».
Uber также защищает водителей от пассажиров. Вы не можете выпрыгнуть из машины, не заплатив за проезд, как это делают некоторые пассажиры такси, потому что у Uber есть номер вашей кредитной карты — и по той же причине водители не рискуют быть ограбленными. И хотя Uber позволяет вам оценивать вашего водителя, он также позволяет водителю оценивать вас. «Поэтому, если клиент выкрикивает расистские эпитеты в адрес водителя, — говорит Каланик, — его учетная запись, вероятно, будет заблокирована».
Но то, что Uber хорош для своих пассажиров и водителей, не означает, что он хорош для всех. Таксисты являются мощным политическим электоратом во многих городах. И, как сухо заметил Роберт Макнамара, «как и в любом другом бизнесе, водители такси считают, что было бы здорово, если бы никто не мог конкурировать с ними». В некоторых городах, включая Сан-Франциско и Вашингтон, округ Колумбия, негативная реакция регулирующих органов сильно ударила по компании.
В начале февраля я поехал в Анакостию, в одно из тех мрачных муниципальных зданий, один внешний вид которых навевает мысли о очередях и запахе промышленного дезинфицирующего средства. Это дом Комиссии такси округа Колумбия.
Я вошел немного осторожно; два репортера были арестованы в июне прошлого года за попытку записи заседания комиссии.
Я хотел посмотреть, что произойдет, если я подам заявление на получение прав на вождение лимузина в округе Колумбия. Правила округа Колумбия в отношении лимузинов и такси, по-видимому, требуют, чтобы лицензия выдавалась любому, кто может соответствовать довольно минимальным стандартам: «Управление выдает лицензию каждому заявителю, который выполнил требования этой главы», — говорится в Разделе 1209. .1 муниципальных правил округа. Однако с 2008 года комиссия, по-видимому, игнорирует этот прямолинейный язык.
Офисы, расположенные на втором этаже, имеют узкий вход, заблокированный охранником за своим столом; вы не можете видеть бюрократов, если он не пропустит вас. «Что ты хочешь?» — спросил он меня не без злобы.
«Я хочу получить права на вождение лимузина», — сказал я ему.
— Мораторий действует, — сказал он и указал на памятку, висевшую на стене.
Я хотел бы вам точно сказать, что было в служебной записке, но комиссия не выдавала копии — «У нас были, но кончились», — сказал охранник, и неудивительно, учитывая, что «временная Мораторий действует уже несколько лет. Суть заключалась в том, что новых лицензий на лимузин не будет, пока комиссия не решит их раздать.
«Сфотографируй на телефон», — предложил симпатичный водитель, ожидавший встречи у стойки.
«Нет картинок!» — сказал охранник.
«Почему бы и нет?» — спросил я. Он пожал плечами. Я задумчиво посмотрел на прилавок за дверью, но решил не пытаться пролезть внутрь. Через мгновение, подобно бесчисленным водителям такси и лимузинов передо мной, я ушел ни с чем. Совет округа Колумбия рассматривает законопроект, который, по сути, может сделать мораторий постоянным: тогда выход на городской рынок лимузинов может быть практически невозможен.
Комиссия также начала публичную борьбу с Uber. В январе председатель Рон Линтон заявил, что служба «действовала незаконно», и лично провел «операцию по расследованию», конфисковав машину незадачливого водителя, который высадил его в отеле Mayflower на глазах у ожидающего репортера. Линтон опубликовал статью в The Washington Post , настаивая на том, что Uber незаконно взимает плату за время и расстояние. Защитники Uber указали, что правила лимузинов округа Колумбия определяют «седаны» как автомобили «напрокат», которые взимают плату за обслуживание «на основе времени и пробега». Теперь Линтон говорит, что сервис Uber незаконен, потому что его водители не выдают пассажирам квитанцию при выходе.
Uber — отличная идея. Но хорошая идея не гарантирует успеха компании. Другие обязательно попытаются скопировать его — такие вариации, как Cabulous, приложение для iPhone, которое позволяет вызвать ближайшее такси, уже становятся популярными (хотя Uber должен иметь преимущество первопроходца перед более прямыми конкурентами благодаря своей сети драйверы и его постоянно улучшающиеся алгоритмы прогнозирования спроса).
Реальной угрозой для компании является обнародование новых правил, которые сделают невозможным расширение бизнеса за счет прекращения поставок лицензированных лимузинов, и других правил, направленных на полное закрытие Uber, то есть как раз тех мер, которые предлагаются в Руководители D.C. Uber хорошо осведомлены об этих препятствиях. Каланик сказал мне, что регулирование — это «проблема, с которой нам приходится иметь дело в каждом городе». До сих пор они на удивление умело давали отпор.
Например, вскоре после выступления председателя Линтона Uber начал сплачивать своих поклонников в Твиттере, используя хэштег #UberDCLove. В конце января я посетил мероприятие, организованное компанией в стильном клубе в центре города, который был до отказа набит аккуратно одетыми поклонниками Uber, которые оживленно болтали, наслаждаясь бесплатной пиццей и напитками.
Каланик, невысокий мужчина с колючими черными волосами и добродушной улыбкой, вытатуированной на лице, каким-то образом заставил всю толпу посмотреть презентацию Uber PowerPoint, которую он рассказывал дважды, отбросив очевидный девиз компании: «Удобный, стильный». ездить» примерно каждые 30 секунд.
В результате появилось первое в стране популистское движение лимузинов. Всякий раз, когда Каланик упоминал имя Рона Линтона, толпа освистывала — один особенно восторженный фанат продолжал кричать «К черту этого парня!» Улыбка Каланика никогда не дрогнула. Он закончил, сказав толпе: «Вы мне нужны, ребята. Итак, во-первых, оставайтесь в Facebook, оставайтесь в Twitter. Во-вторых, слушания — идите на слушания. Ходите на политические мероприятия». Впервые за 20 минут он остановился.