Содержание
«Волга» Гагарина хранится сейчас за стеклом
Комсомольская правда
Результаты поиска
АвтоАвтоновостиАвтожизньАвтоклассика
Андрей ГРЕЧАННИК
12 апреля 2016 12:00
Ее подарили космонавту за первый полет
Гагарину выдали автомобиль с гос. номером 78-78 МОД, хотя предание гласит, будто номер подаренной ему советским правительством содержал цифры даты полета и инициалы — 12-04 ЮАГ.Фото: скриншот сайта
Черный седан ГАЗ-21, автомобиль 1960 года «рождения», хранится сейчас в доме-музее первого космонавта в г. Гагарин Смоленской области.
«Волга» Юрия Гагарина была подарком правительства за успешный полет в космос. Эксклюзивность автомобиля заключалась в том, что внутренняя отделка салона выполнена в небесно-голубом цвете. На этой машине Юрий Алексеевич проездил до момента своей гибели, потом (осенью 1970 года) вдова первого космонавта Валентина Ивановна Гагарина передала автомобиль в музей на вечное хранение.
— Именно с этой машиной никакие необычные истории или курьезы не связаны. По техническому оснащению это обычная серийная «Волга». Главный курьез заключается в том, что космонавт номер один на Земле в течение семи лет пользовался одним и тем же автомобилем, сегодняшними мерками это оценить очень сложно, — говорит Иван Падерин, автор книги «21» про «Волгу».
— А тогда было специальное распоряжение Совета министров СССР о бытоустройстве космонавта, автомобиль входил в обязательный перечень подарков Юрию Гагарину. Все остальные космонавты также получали «Волги» от правительства. Позже это были уже другие модели, но так продолжалось вплоть до распада СССР.
У Гагарина, как и у любого обычного советского человека, были фото с этой машиной — с дочерью Галиной, с друзьями. Он ездил на своей «Волге» на малую родину, словом, использовал как обычный автомобиль.
КСТАТИ
Была у Гагарина и иномарка — спортивная Matra-Bonnet Djet V S небесно-голубого цвета, которую ему подарили французы в 1965 году. Красивое купе с 1,1-литровым 90-сильным мотором от Renault. Правда, ездил он на ней крайне мало, потом машина «уехала» к частному коллекционеру в Прибалтику.
А в качестве служебной машины к Гагарину был прикреплен скромный «газик» — ГАЗ-69, персональным водителем был сержант из соседней войсковой части.
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781
127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
что с ними стало и где они теперь? :: Autonews
В день 60-летия первого полета человека в космос нельзя не вспомнить про большую любовь Гагарина не только к полетам, но и к езде. О машинах Юрия Алексеевича рассказано уже не раз, но мы решили копнуть глубже и проследить их дальнейшую судьбу: живы ли, в каком состоянии и где находятся.
adv.rbc.ru
Тот самый автобус, который доставил Гагарина к «Востоку-1», после полета продолжал работать на «Байконуре» и возить космонавтов. Ведь он был единственный в своем роде — со специально оборудованным салоном, в котором стояли аппараты для обслуживания скафандров, радиостанции спецсвязи, кондиционеры и многое другое. Однако после гибели Владимира Комарова 24 апреля 1967 года машина была сочтена несчастливой и отправлена в отставку.
Долгое время автобус простоял в дальнем углу «Байконура», затем пропал из вида, и только в середине восьмидесятых обнаружился на задворках одного московского НИИ в весьма плачевном виде. Уникальный экземпляр отправили на восстановление в родной Львов, а оттуда, уже в 1989-ом — в мемориальный музей города Гагарин, причем зачем-то своим ходом. По пути автобус сломался, прибыл в музей на буксире — и снова оказался заперт в ангаре на долгие годы.
Лишь несколько лет назад силами реставраторов из Санкт-Петербурга его привели в надлежащее состояние, и теперь у машины все хорошо. Она находится в собственности музея, живет в гараже и изредка выезжает на торжественные мероприятия, хотя и не является частью постоянной экспозиции. Так что если вам повезет увидеть ее живьем, да еще и попасть внутрь — искренне завидуем.
Намного проще увидеть черную «Волгу» с номерами 78-78 МОД, которую Юрий Алексеевич получил в подарок от Совета министров СССР после своего полета. Машина выставлена в стеклянной витрине музея Гагарина и является одним из главных экспонатов. Внутрь, понятное дело, не попасть, но даже через стекло можно увидеть особую голубую отделку интерьера — хотя в остальном это была совершенно обычная «Волга».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Именно ее Гагарин использовал для большинства поездок, и с этим связана одна из множества легенд. Мол, машина постоянно ломалась, и когда об этом узнали на ГАЗе — забрали ее на завод и перетряхнули всю технику чуть ли не за ночь. Юрий Алексеевич жест оценил, но на всякий случай купил еще одну «Волгу», а эту поставил в гараж. Новая машина якобы имела бежевую окраску и «красивые» номера 12-04 ЮАГ — дата полета и инициалы космонавта. Но это чистый вымысел, не подкрепленный никакими свидетельствами. До самой гибели он ездил именно на том черном седане, который стоит в музее.
Интересная история сложилась вокруг кабриолета ЗИЛ-111В, на котором Гагарин ехал из Внуково в Кремль на встречу с Хрущевым. Из 12 выпущенных экземпляров три были сделаны именно в таком исполнении — небесно-голубого цвета и с бежевым тентом. Так вот, сегодня сразу двум из них приписывают статус того-самого-автомобиля!
Фото: Виктор Кошевой / ТАСС
Первый был выставлен на торги год назад аукционным домом «Литфонд» с ожидаемой ценой почти в три миллиона долларов, но покупателя так и не нашел. Согласно информации от продавца, в 1964 году этот ЗИЛ был передан в Армению, где встречал иранского шаха Пехлеви. Затем, судя по всему, он хранился в ереванском ГОНе до 2007 года, после чего был выкуплен бизнесменом Андреем Ковалевым. Машина пребывает в оригинальном состоянии и родной краске — разве что перешит салон.
Фото: Аукционный дом «Литфонд»
Однако есть и второй точно такой же экземпляр — отреставрированный и выставленный в Музее техники Вадима Задорожного. Представители экспозиции говорят, что именно этот автомобиль на самом деле вез Гагарина, упоминая, впрочем, что никакой конкретной информации в архивах не сохранилось: ни номера рамы, ни каких-либо еще подсказок, кроме модели и цвета. Возможно, этот спор когда-нибудь будет достоверно разрешен, а пока давайте считать, что два кабриолета Гагарина — намного лучше, чем ни одного.
Наконец, самая знаменитая машина первого космонавта, без упоминаний которой не обходится ни одно 12 апреля. На самом деле Matra Djet разработана гонщиком и конструктором Рене Бонне. Его компанию Automobiles René Bonnet «Матра» выкупит в 1964 году, и именно с этого момента начнется интереснейшая история с победами в Формуле-1 и Ле-Мане, а также революционными дорожными машинами вроде Matra Rancho и Renault Espace. Но мы отвлеклись.
Фото: weirdrussia.com
В 1965 году Гагарин посещает авиасалон в Ле-Бурже и надолго застывает возле изящного, приземистого среднемоторного купе. Намекал ли он как-то на желание обладать такой машиной, или же французы сами проявили инициативу, история умалчивает — но уже через месяц, 26 июля, персональный экземпляр Юрия Алексеевича отправляется из Парижа в Москву. Причем своим ходом — под управлением механика «Матры» и с грузом запчастей на борту!
Но самое интересное здесь даже не это. Признайтесь, вы же абсолютно уверены, что машина Гагарина была небесно-голубой, как тот ЗИЛ или салон «Волги»? Это очень красивая и романтичная… неправда! На самом деле купе с номером кузова 10.146 было бежево-серым, gris platine irisé согласно заводской номенклатуре. И не только было, но и есть!
Запись в facebook пользователя mike.motorov
После гибели Юрия Алексеевича в Москву приехал Кястусис Индзюлас — видный автомобильный энтузиаст литовской ССР, председатель местного объединения любителей антикварных машин RIEDUVA. Он уговорил Валентину Гагарину продать любимое купе мужа, которое по сей день и хранится в коллекции Индзюласа в Каунасе. На фотографиях — та самая машина и тот самый Кястусис в ангаре на улице Кестуче, из которого давно хотят сделать музей, но не хватает денег. Говорят, наш Музей космонавтики который год упрашивает коллекционера продать уникальную «Матру», но переговоры пока не увенчались успехом.
Фото: www.beatles.ru
советский космонавт совершил первый космический полет 60 лет назад Его голос нарушил напряженную тишину на пульте управления: «Я горю. До свидания, товарищи».
Гагарин не знал, что пылающий ад, который он наблюдал через иллюминатор, был облаком плазмы, поглотившим Восток-1 во время его повторного входа в атмосферу Земли, и он все еще был на пути к благополучному возвращению.
Именно его спокойное самообладание под давлением помогло ему стать первым человеком в космосе 60 лет назад.
Стальной самоконтроль Гагарина стал ключевым фактором успеха его новаторского 108-минутного полета. Миссия 12 апреля 1961 года столкнулась с сбоями и аварийными ситуациями — от того, что люк капсулы не закрывался должным образом непосредственно перед взлетом, до проблем с парашютом в последние моменты перед приземлением.
С тех пор, как 20 пилотов советских ВВС были отобраны для подготовки к первому пилотируемому космическому полету, Гагарин благодаря своей спокойной манере поведения, быстрой обучаемости и лучезарной улыбке стал одним из первых фаворитов.
За два дня до старта 27-летний Гагарин написал прощальное письмо своей жене Валентине, поделившись своей гордостью за то, что его выбрали для полета на Востоке-1, но также пытаясь утешить ее в случае его смерти.
«Я полностью доверяю оборудованию, оно не должно меня подвести. Но в случае чего, прошу Валюшу, не ломайся от горя», — написал он, используя для нее никнейм.
Власти сохранили письмо и передали его вдове Гагарина семь лет спустя после его гибели в авиакатастрофе. Она больше никогда не выходила замуж.
Новаторский полет Гагарина по одной орбите сделал его героем Советского Союза и международной знаменитостью. После вывода на орбиту первого в мире спутника с успешным запуском спутника в октябре 1957 года советская космическая программа поспешила закрепить свое господство над Соединенными Штатами, отправив человека в космос.
«Задача была поставлена, и люди спали в своих кабинетах и заводских цехах, как в военное время», — вспоминал Федор Юрчихин, российский космонавт, совершивший в итоге пять космических полетов.
Когда советская ракетно-космическая программа стремилась победить американскую, в 1960 году она потерпела ряд неудачных запусков, в том числе катастрофический взрыв на стартовой площадке в октябре, унесший жизни 126 человек. Среди пострадавших есть командующий ракетными войсками маршал Митрофан Неделин.
Как и Гагарин, советские чиновники были готовы к худшему. Не было установлено никакой системы безопасности, чтобы спасти космонавта в случае очередного взрыва ракеты при старте или после него.
Власти разработали три варианта бюллетеня о полете Гагарина для официального информационного агентства ТАСС: один сообщает об успешном полете, другой — в случае возникновения проблем и третий — о миссии, завершившейся катастрофой.
Помимо потенциальных отказов двигателей и других неисправностей оборудования, ученые поставили под сомнение способность человека выдерживать условия космического полета. Многие опасались, что пилот может сойти с ума на орбите.
Советские инженеры подготовились к такой ситуации, разработав полностью автоматическую систему управления. В качестве дополнительной меры предосторожности пилот получит запечатанный конверт с секретным кодом для активации ручного управления капсулой. Теория заключалась в том, что человек, который может ввести код, должен быть достаточно вменяемым, чтобы управлять кораблем.
Однако всем участникам космической программы Гагарин настолько понравился, что старший инструктор и главный инженер независимо друг от друга поделились с ним секретным кодом перед полетом, чтобы избавить его от возни с конвертом в случае чрезвычайной ситуации.
Проблемы начались сразу после того, как Гагарин попал в «Восток-1», когда не загорелась лампочка, подтверждающая закрытие люка. Работая в бешеном темпе, ведущий инженер и его коллега выкрутили 32 винта, нашли и починили неисправный контакт и вставили винты обратно как раз к запланированному запуску.
Сидя в капсуле, Гагарин насвистывал мелодию. «Поехали!» — «Поехали!» — крикнул он, когда ракета взлетела.
В качестве еще одной меры предосторожности орбита была спланирована таким образом, чтобы космический корабль спускался самостоятельно через неделю, если из-за отказа двигателя корабль сел на мель. Вместо этого сбой привел к переходу на более высокую орбиту, что привело бы к гибели Гагарина, если бы на этом этапе двигатель вышел из строя.
Полный охват: Наука
Хотя двигатель работал, как и планировалось, чтобы отправить корабль домой, потеря топлива привела к неожиданному входу в атмосферу и более высокой скорости, из-за чего корабль бешено вращался в течение 10 мучительных минут.
Позже Гагарин сказал, что чуть не потерял сознание, когда испытал перегрузку, в 10 раз превышающую силу притяжения. «Был момент, длившийся две-три секунды, когда перед моими глазами начали меркнуть инструменты, — вспоминал он.
Увидев облако огненной плазмы вокруг своего корабля при входе в атмосферу, он подумал, что его корабль горит.
Система мягкой посадки еще не была разработана, поэтому Гагарин катапультировался из модуля в скафандре и раскрыл парашют. Во время спуска ему пришлось возиться с залипающим клапаном на скафандре, чтобы начать дышать наружным воздухом. В дополнение к основному парашюту раскрылся запасной парашют, из-за чего ему было трудно контролировать спуск, но он благополучно приземлился на поле у реки Волги в Саратовской области.
Гагарин был доставлен в Москву на героический прием, приветствовавшийся советским лидером Никитой Хрущевым и встреченный восторженными толпами, приветствовавшими его полет как триумф наравне с победой во Второй мировой войне. За годы до своей смерти в возрасте 34 лет он купался в лучах мировой славы, посетив десятки стран, чтобы отпраздновать свою историческую миссию.
«Колоссальный пропагандистский эффект запуска спутника и особенно полета Гагарина был очень важен», — сказал московский эксперт по авиации и космонавтике Вадим Лукашевич. «Мы внезапно победили Америку, хотя наша страна еще не оправилась от огромного ущерба и жертв» Второй мировой войны.
Гагарин погиб в авиакатастрофе тренировочного самолета 27 марта 1968 года. Не прошло и 16 месяцев, как США победили Советский Союз в космической гонке, отправив астронавта на Луну.
Распад Советского Союза в 1991 году положил конец эпохе соперничества. Усилия России по разработке новых ракет и космических кораблей сталкивались с бесконечными задержками, и страна продолжала полагаться на технологии советской эпохи. В условиях стагнации широко критикуемая государственная космическая корпорация «Роскосмос» сосредоточилась на дорогостоящем плане строительства своей новой штаб-квартиры в форме ракеты на месте демонтированного ракетного завода.
___
Журналисты Ассошиэйтед Пресс Костя Маненков и Кирилл Зарубин в Москве внесли свой вклад в этот отчет.
Россияне отмечают 60-летие полета Гагарина в космос
Дата выпуска: Изменено:
Москва (AFP) –
Реклама
Россияне в понедельник отмечают 60-летие первого полета человека в космос, осуществленного космонавтом Юрием Гагариным, поскольку советский герой остается одной из самых почитаемых фигур в стране.
Президент России Владимир Путин должен отправиться в Энгельс, город на юге страны на берегу Волги, к месту приземления космонавта, где установлен мемориал в честь исторического полета.
Годовщина полета в космос — «день национальной гордости» России, заявил в пятницу журналистам пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.
12 апреля 1961 года космический корабль Гагарина «Восток» стартовал с космодрома Байконур в Казахстане, тогда входившем в состав Советского Союза, когда 27-летний космонавт воскликнул свою культовую фразу «Поехали!».
Его полет длился всего 108 минут, за это время он совершил один оборот вокруг Земли, прежде чем вернуться на родную землю.
Легенда о человеке, который из скромных начинаний стал советским героем, живет и сегодня, а день полета Гагарина ежегодно отмечается в России как День космонавтики.
Его ржавая капсула «Восток» выставлена в московском Музее космонавтики, где во вторник откроется выставка, посвященная Гагарину.
Посетителям будут показаны документы, фотографии и личные вещи Гагарина, некоторые из которых относятся к его детству и школьным годам.
«Это, наверное, единственная фамилия, которую знают все, от четырехлетних детей до людей старше 80 лет», — сказал AFP Вячеслав Климентов, историк и заместитель директора музея по научной работе.
«Я бы сказал, что подвиг Гагарина, впервые побывавшего в космосе, сплачивает всех россиян», — добавил он.
— Национальная гордость —
Полет Гагарина остается источником национальной гордости России и символом доминирования Советского Союза в космосе в ту эпоху. За четыре года до Гагарина СССР уже стал первой страной, отправившей на орбиту спутник под названием «Спутник».
Шестьдесят лет спустя Россия продолжает часто отправлять своих космонавтов на Международную космическую станцию (МКС). В пятницу с космодрома Байконур стартовал российский космический корабль «Союз» в честь годовщины полета Гагарина с двумя россиянами и американским астронавтом на борту.