Содержание
правда или ложь, польза или вред
28 ноября 2021
18:30
lada.ru
Ровно 45 лет назад в СССР был зарегистрирован автомобильный бренд NIVA. К юбилею волжские автостроители покопались в архивах и развенчали популярный миф о возникновении имени самого известного русского внедорожника.
NIVА, пожалуй, единственный русский автобренд, которым интересуются и восхищаются во всем мире до сих пор (примеры – вот, вот, вот и вот). И вот «Ниве» 45! Да-да, эта торговая марка была зарегистрирована за полгода до старта массового выпуска – в конце ноября 1976 года. Газета «Волжский автостроитель» покопалась в архивах АвтоВАЗа и выяснила истинную историю происхождения названия знаменитого внедорожника.
Существует известная легенда, растиражированная несколько лет назад одним известным СМИ и даже попавшая в «Википедию» в качестве достоверного факта. Согласно этому мифу название «НИВА» – это аббревиатура. Якобы имя машины образовано из начальных букв имен детей двух ее ведущих разработчиков – Петра Михайловича Прусова (дочки Наталья и Ирина) и Владимира Сергеевича Соловьева (сыновья Вадим и Андрей). Оказалось, что это лишь красивая сказка, и вот почему.
«Сына Владимира Соловьева зовут Сергей, и никакого Вадима отродясь не было!, – возмущается главный дизайнер «Нивы» Валерий Семушкин. – Если так, то машина должна называться «НИСА»?»
Вот и в книге о первом генконструкторе ВАЗа, изданной в 2000 году, «Владимир Сергеевич Соловьев, человек, конструктор, творец» говорится, что его сын – Сергей, 1944 года рождения. Да и логика названия машин по первым буквам имен детей создателей, учитывая тоталитарные советские времена, выглядит совершенно безумной. По ней ВАЗ-2101 – это Вова, Алеша и Зина, а ГАЗ-3110 – Гена, Аня и Зяма? Это же не Запад, где одна из марок огромного концерна получила имя дочки даже не владельца, а дипломата (первый успешный образец Mercedes 35 PS по настоянию консула Австро-Венгрии в Ницце назван по имени его дочери Мерседес)! Советские же автомобили строго именовались по аббревиатуре завода-производителя и могли лишь дополнительно носить торговые названия – «Победа», «Волга», «Чайка», «Жигули». ..
Откуда же растут уши у легенды? Генконструктор ВАЗа Петр Прусов прославился не только своими автомобильными разработками.
«Петя тот еще фантазер!» – вспоминал предшественник Прусова на посту Георгий Константинович Мирзоев.
«Тот самых Прусов», как звали его на заводе, очень любил шутки («самых» – его любимая присказка). Особенно Петр Михайлович любил разыгрывать журналистов. Видимо, и рассказывая о создании «Нивы», не удержался…
Что же касается истинной истории происхождения названия «Нива», то все началось в начале 1970-х. Первый опытный образец носил неофициальное название «Крокодил Гена» – во-первых, из-за кислотно зеленого цвета кузова, а во-вторых на ВАЗе тогда уже разрабатывался «Чебурашка» – экспериментальная малолитражка Э1101, которая не пошла в серию.
Второе имя – Formika (лат. «муравей») – «Нива» получила, как ни смешно это применительно к изделию советского автопрома, под видом… борьбы с западным техническим шпионажем. Из соображений конспирации на решетку радиатора, заклеенную пластырем, повесили шильдик в виде почему-то мальтийского креста, вписанного в окружность, а испытателям велели отвечать всем любопытным, что они тестируют новый румынский FIAT.
Русское поле, колосящееся пшеницей – вот что должно было представляться первым советским покупателям полноприводного внедорожника. Он и разрабатывался всего лишь как проходимый автомобиль для сельской местности. Фактически машина должна была стать «гражданской» заменой командирского «уазика», который повсеместно использовался председателями колхозов и совхозов.
Название «Нива» появляется на всей проектной документации ВАЗа уже в середине 70-х. Авторы названия посчитали, что оно звучит достаточно благозвучно почти на всех языках стран социалистического лагеря. И только для братской Кубы внедорожник поставлялся под стандартным именем Lada, поскольку NIVA по-испански очень похоже на NO VA, что означает «не едет».
В рукописных заметках главного дизайнера «Нивы» Валерия Павловича Семушкина говорится, что не только ходовые качества, но и внешний вид машины принимала в 1976 году последняя инстанция – сам генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев.
«Пламенный борец за мир, за коммунизм», как его называли в тогдашней прессе, сел за руль еще экспериментальной модели, газанул – а Брежнев был известным в СССР лихачом – и к ужасу охраны скрылся из поля зрения где-то за Жигулевскими горами.
Вернулся Леонид Ильич лишь через полчаса. Махнул рукой и сказал:
— Делайте!
авто
машина/автомобиль
завод
бренд
АвтоВАЗ
название
новости
иностранцы о Ниве — журнал За рулем
Как говорил создатель Нивы Петр Прусов, «автомобиль – не вино, с возрастом лучше не становится». Конечно, оценки внедорожника родом из 1976-го со временем менялись: от любви до… Нет! Нива заслужила скорее сарказм, а иногда и добрую иронию.
По распространенности в мире Ладе Нива, она же ВАЗ-2121, а также 21213, 21214 и т.д. она же теперь – Lada 4х4, среди всех советских-российских автомобилей нет равных. Ее продавали в Восточной и Западной Европе, в Канаде и в Австралии, в Южной Африке и в Латинской Америке. И кое-где продают до сих пор! Хотя и совсем не в таких количествах, как в 1970-х – 1980-х.
К юбилею Нивы: ретротест ВАЗ-2121На широкой Ниве: 15 версий легендарного российского вседорожникаЛада 4х4 – лучший внедорожник на свете. 9 весомых аргументов
Хороша во всем
Едва в 1978 году ВАЗ-2121 под именем Lada Niva представили на Парижском автосалоне и практически одновременно начали ее продажи за рубежом, на Западе к машине появился большой интерес. Уже в 1978-м придирчивые британские журналисты писали: «Недостатков у машины не много и они незначительны. На бездорожье ей составит конкуренцию разве что Land Rover и Range Rover. При езде по шоссе она также производит достаточно благоприятное впечатление».
Праворульная британская Lada Niva Cosack
Британцам — как никому другому, кстати — было с чем сравнивать советский внедорожник: Роверы тогда по праву считали эталоном проходимости.
Все семейство Жигулей: история появления Нивы
А вообще, подобных Ниве автомобилей в мире было совсем не много. В том же 1978-м газета Financial Times опубликовала отзыв одного из первых владельцев Нивы, опять же мерящих ее достоинства от Land Rover: «По проходимости не уступает Land Rover… с легкостью выходит из грязи и преодолевает крутые подъемы». Даже левый руль этот британец не считал недостатком! А ведь несколько лет машины в Британии продавали именно с левым рулем! Спрос был велик, а праворульная версия еще не подоспела.
Британцы в оценке автомобиля были не одиноки. В Австрии эксперты писали: «За эти деньги у Нивы просто нет конкурентов». И были правы. Большинство европейских, да и японских внедорожников тех лет были куда аскетичней по комфорту и даже хуже вели себя на шоссе. А роскошный, мощный и комфортный Range Rover стоил в несколько раз дороже советской машины.
Вскоре после появления праворульной версии Lada Niva стали продавать и в Австралии. В рамках рекламной кампании несколько машин с сильнейшими тогда в СССР экипажами (одну из них вел Стасис Брундза – звезда советского ралли тех лет) выставили на местный ралли- кросс. Все четыре автомобиля финишировали в первой десятке.
Австралийская реклама Нивы… на снегу
Протестировав Ниву, австралийский джиперский журнал 4х4 magazine, резюмировал, что по совокупности качеств советский автомобиль заставил всех соперников «опустить руки».
Нива в роли техпомощи в Чехословакии
Если уж избалованные разнообразием автомобилей капиталисты хвалили наш ВАЗ-2121, то в странах соцлагеря о нем писали восторженные отзывы. Одна из первых статья в польской прессе резюмировала: «Нива — хороша во всем». Отчасти восторги были, конечно, обусловлены политикой: пиететом перед «старшим братом» — Советским Союзом. Но лишь отчасти. Нива в соцстранах, как и у нас в семидесятые, была дефицитом, несмотря на солидную для не только не избалованных, но и совсем не богатых граждан стран социалистического лагеря цену.
Для людей авантюрного склада
Но время шло. Марочные вина становились лучше. А к автомобилю через десятилетие после начала его производства отношение стало меняться.
Канадская реклама Lada Niva, 1986 г.
Тем не менее даже британцы не потеряли к Ниве интерес. Один из владельцев машины рассказывал журналистам: «Я живу почти в центре страны. Дороги здесь иногда разбиты, хотя не так уж и плохи. Но я не могу не восхищаться Нивой. Со своим неказистым кузовом, на простых стальных зеленых или серых колесах, она смотрится просто классно. Чего у нее не отнять, так это очарования. Его тут просто уйма!»
В это время на Западе машина привлекала уже, в основном, именно поклонников, которые понимали на что идут: что приобретают, а что теряют, связывая жизнь с Нивой. Сложилась эдакая каста, почти международная масонская ложа «нивоводов». Ехидные британские журналисты уточняли теперь, что советский внедорожник привлекает «людей авантюрного склада».
Lada Niva на тесте в Германии
Но рациональные немцы из глубинки трезво оценивали автомобиль даже уже с позиций 1990-х: «Нива — надежный внедорожник, который не очень подходит для поездок на большие расстояния. Он меня никогда не подводил, а запчасти на него очень выгодны. Мне не нравится, что при скорости выше 110 км/ч в Ниве очень шумно. На шоссе это очень ощущается».
Lada Niva в Финляндии
Еще один «нивовод» из Германии добавил: «Автомобиль очень прочный и надежный. Сверхъестественного от него ждать не следует. Он как ящик для инструментов — сильно гремит. В нем нет ни капли комфорта, но свою функцию Нива выполняет исправно. Однако по нынешним временам это – слишком маленький автомобиль».
Такие трюки на Нивах особенно любили делать во Франции
Лады вообще и Нивы в частности с самого начала были очень популярны во Франции. В основном, конечно, в провинции и в горных районах. Сказалась и грамотная реклама дилера — неутомимого Жана Пока, много сделавшего для продвижения советских автомобилей на французском рынке. В том числе выставлявшего Нивы на ралли Париж—Дакар.
Легенды не умирают: Нива и ее самые необычные модификации
Журнал L Aitomobile в специальной подборке приводил мнения владельца со стажем: «На двух бензиновых Ладах я проехал уже 420 тыс. км. Она шумит, много ест, много ломается, но проходит везде и зимой в ней тепло. А чтобы отремонтировать Ниву, нужны ключи на 10, 13, 17, отвертка… и все».
Вторая цитата — из статьи про совсем молодого человека, отважившегося (по словам британцев, «с долей авантюризма») на покупку необычной машины: «Друзья специально подталкивали меня в самые труднопроходимые места – хотели посмотреть, как парижанин завязнет в грязи. Я никогда раньше не водил полноприводный автомобиль, но мы проехали везде. Многие на своих огромных Тойотах в такие места даже не суются. Теперь вся деревня хочет иметь такую машину. Да здравствует Лада!»
Правда, у людей опытных и менее горячих таких восторгов уже не было. Не юный уже гражданин Германии констатировал: «Это мечта моей гэдээровской молодости, а ее до сих пор можно купить. Привлекает простой и красивый дизайн, характер автомобиля. Это не та машина, что тебя постоянно опекает, а автомобиль, которым ты управляешь сам. Но насколько же это отличается от современных стандартов!»
Lada 4×4 глазами иностранцев: старомодная, но хороша на бездорожье
Британские журналисты, некогда очень хвалившие Ниву, старались сохранять объективность: «На бездорожье Нива очень хороша. С маленькими боковыми зеркалами и узким кузовом легко пробираться сквозь ветки деревьев. И даже если они поцарапают автомобиль, подобрать краску (наша машина — обыкновенного белого цвета) будет гораздо проще, чем какой-нибудь конфетно-яблочный металлик. У этой Лады, действительно, нет прямых конкурентов. Fiat Panda 4×4 стоит примерно столько же, но она не такая прочная и выносливая, так что подходит лишь на роль почтового фургона в Шотландии. Другие же внедорожники слишком дороги для грубого обращения».
Прошло еще десятилетие…
Этот «старый русский»
15 версий легендарной Нивы, которых вы не видели
«Да, он еще существует — этот старый русский! — писали немецкие «акулы пера» уже про Lada 4х4. — Надежный, прочный, дешевый. Жить с ним означает вернуться в каменный век техники. Но на бездорожье Нива — надежный партнер. Читатели постарше еще хорошо помнят это русское ископаемое. В начале восьмидесятых машина занимала 40% рынка внедорожников. Прогресс сильно состарил ее. Техника – антикварна, но Лада не раздражает водителя, если он не нуждается в шоу и считает классическую конструкцию важнее шести подушек безопасности. В машине нет ни ABS, ни подушек, ни регулировки сидений по высоте, ни даже часов. Держатель стаканов? Империалистический люкс. Русский лучше покурит: пепельниц аж три!»
Далее немцы «отрываются» на ездовых качествах: «Мотор ревет так, что добровольно не станешь разгоняться больше сотни. Коробка передач воет, управление нечеткое — каждый поворот становится личным врагом водителя. Но в лесу и в поле машина превращается в настоящего героя труда, преодолевающего самые непролазные из всех непролазных путей и продирающегося с радостью сквозь любую грязь».
Говорят, что на одной из Нив в Германии видели наклейку: «Нет подушек безопасности — умрем как мужчины».
Британская военная полиция в Боснии, 2001 г.
А вот и очередной британский эксперт, смотрящий на Lada 4х4 тоже уже из 2000-х: «Если бы этот автомобиль был моделью 1981 года, многое было бы простительно…. Но, несмотря на все причуды, я обнаружил, что действительно люблю Ниву. Я чувствовал себя хорошо за рулем этой машины. Я был счастлив, что меня видели в ней!»
Нивы на любительских ралли в Испании
Лады 4х4 за рубеж продают теперь всего лишь десятками. Для фанатов, которые хорошо знают, с чем имеют дело, и ценят автомобиль даже не столько за то новое, что в нем в последние годы все-таки появилось, а за то, что в нем осталось.
Lada Niva в Австралии
Объявление на одном из австралийских сайтов продаж: «Если вы хотите стать героем шоу в местном автоклубе или привлечь на дороге больше внимания, чем Lamborghini, этот автомобиль для вас». Тоже весомый аргумент!
- Альтернативы цепям на колеса и браслетам противоскольжения для борьбы с бездорожьем пока не придумали.
Lada Niva: Dead In Europe
Автор:
Max Finkel
Комментарии (36)
Мы можем получать комиссию за ссылки на этой странице.
Lada Niva уже давно является фаворитом Jalopnik. Несмотря на то, что «Нива» родилась в Советском Союзе, где автомобили были не просто обычными, а скучными, «Нива» сумела произвести на нас впечатление способной и обладающей сильным характером. Маленький 4×4 продолжал впечатлять покупателей еще долгое время после падения железного занавеса, по крайней мере, до этого года.
Крупнейшим рынком сбыта Lada в Западной Европе является Германия, где в последние годы предлагались как почтенная Niva, так и более новые, но гораздо менее интересные седан и универсал Vesta. Тем не менее, Niva долгое время была звездой шоу, с ее утилитарным силуэтом конца 70-х годов, скрывающим некоторые действительно впечатляющие внедорожные возможности в упаковке, которая может поместиться на самых узких парковочных местах, которые есть в европейских городах. Но теперь в отчете немецкого издания Autonotizen объясняется, что время «Нивы» пришло. Спустя более сорока лет последняя партия прибыла в Германию, и маленький внедорожник покинет западноевропейский рынок, как только эта последняя партия будет продана.
Очень жаль, потому что в «Ниве» есть за что любить, начиная с цены. В России, по крайней мере, вы можете купить новую Ниву, называемую сегодня Бронто, менее чем за 9000 долларов. Это не совсем территория Changli, но это ужасно разумно для автомобиля, который может выполнять двойную функцию в качестве машины для приключений на бездорожье и в качестве городского автомобиля.
Но хотя некоторых покупателей за пределами России могла привлечь практичность «Нивы», автомобиль не лишен и явных недостатков. Интерьер не претерпел особых обновлений с тех пор, как H.W. Буш и Горбачев сидели друг напротив друга на переговорах о сокращении вооружений, если не считать, конечно, AUX-входа и нескольких подстаканников. Когда распался Советский Союз, некоторые удобства должны были появиться. Но автомобиль все еще довольно спартанский, даже после обновления к 2020 году. 0003
Несмотря на эти изменения, Нива осталась верна своему первоначальному предназначению. Просто спросите автора Jalopnik Мишу Ланина, который прошлым летом взял новую «Ниву» в путешествие по России и вскоре догнал другую, явно более старую, на улицах Бруклина.
Хотя «Нива» и более новая «Веста» по-прежнему продаются в Западной Европе, они сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны более известных бюджетных брендов из Кореи и других стран, чьи предложения больше соответствуют потребностям потребителей. Renault, которая недавно вложила немного денег в АвтоВАЗ, материнскую компанию Lada, также владеет Dacia, брендом, который хотел бы поглотить продажи Lada. Они строят еще один дешевый маленький внедорожник Dacia Duster. Может быть, вы это знаете. Это тоже довольно круто.
Рено предпочел бы, чтобы покупатели в Западной Европе нашли себе Дастер, а не старую Ниву, и я полагаю, в этом есть смысл. Однако, если кто-то продержится, Lada Germany продолжит предоставлять запчасти нынешним владельцам Niva.
Это очень хорошая новость, потому что те, что проданы совсем недавно, вероятно, будут иметь долгую жизнь впереди, будут ли они вынуждены работать в лесу, делать пончики в снегу или просто ездить по городу, заставляя людей улыбаться своей внешностью Граучо Маркса. . Это хорошо для меня, потому что я хотел бы иметь возможность увидеть некоторые Нивы в течение длительного времени.
«Лада» сейчас строит замороченные «классические» «Нивы» 22 года благодаря глупой войне России
Я подозреваю, что существует универсальный набор мыслей, которые приходят в голову всем, кто когда-либо водил и ценил «Ладу Ниву»: Как эта машина может быть постоянно на грани развала и в то же время такой прочной? Почему тепло просто вытекает из щелей на приборной панели, а не выходит из вентиляционных отверстий? Это сварной шов или у автомобилей могут расти опухоли? Я также подозреваю, что одна мысль, имеющая никогда не приходило в голову водителям «Нивы» : «Я бы хотел, чтобы в этой штуке было на меньше электроники и технологических усовершенствований», но это пожелание, которое материнская компания Lada, АВТОВАЗ, в настоящее время отвечает новой версией Niva Classic ’22. О, хорошо.
Нива Классик ’22 выглядит так, будто Нивы искали, ну, десятилетиями, но там меньше, чем кажется на первый взгляд. Производство «Нивы» было вынуждено остановить из-за экономических санкций еще в марте, так как ряд ключевых импортных комплектующих перестал быть в наличии. Такие компоненты, как тормозные системы Bosch ABS и российская версия спутниковых систем определения местоположения и оповещения, а также любое головное радио или даже динамики. Вы по-прежнему получаете гидроусилитель руля, электрические стеклоподъемники спереди и, гм, на этом все.
Упоминается «бортовой компьютер», но это только кажется, что он относится к этому в приборной панели:
Итак, цифровые часы? Счетчик пробега? Может быть, расстояние до пустого метра, хотя я бы не стал на это надеяться. Это считается информационно-развлекательной системой?
РЕКЛАМА
Это новый внедорожник 4×4, который можно будет купить в 2022 году, его колоссальные шесть лошадиных сил на меньше, чем на , чем у Smart ForTwo 2017 года. Все по действительно низкой цене 818,900 рублей или 14 525 долларов США.
На веб-сайте Lada по-прежнему показаны другие варианты отделки салона Niva, но неясно, доступны ли они, кроме версии Classic ’22 с пониженной версией.
Тем не менее, если вы хотите, чтобы вставки ваших сидений были «коричневыми», а бамперы пластиковыми, возможно, вы все еще можете указать эти вещи.
РЕКЛАМА
Кроме того, недавно смягченные правила российского правительства освободили «Ниву» от необходимости иметь подушки безопасности, электронные преднатяжители ремней безопасности, краш-тесты на лобовое столкновение — практически любые попытки сделать автомобиль безопасным по современным стандартам. Потому что это не так. Я имею в виду, что «Ниве» было недалеко падать, но это все еще то, что сегодня практически неслыханно.
Вот что сообщает АВТОВАЗ об этой новой-старой специальной регрессионной версии Нивы:
АВТОВАЗ возобновляет производство трехдверного внедорожника LADA NIVA Legend в новой комплектации 2022 модельного года. Первой станет версия Classic’22, призванная обеспечить максимально возможную локализацию автомобиля, исключив влияние дефицита импортных комплектующих.
…
Максим Соколов, президент ОАО «АВТОВАЗ»: «Возобновление производства второй модели LADA и запуск еще одной конвейерной линии в нынешних непростых условиях — это настоящая победа всего коллектива АВТОВАЗа. Уже на этой неделе доступные и самые популярные российские внедорожники NIVA Legend снова поступят в дилерские центры в специальной комплектации, стоимость которой будет снижена. Уверен, что машина будет пользоваться устойчивым спросом. Компания продолжает прилагать все усилия для возобновления производства всех автомобилей модельного ряда LADA, активно работая с поставщиками из России и дружественных стран».
Признаюсь, я искренне люблю старую «Ниву» и думаю, что мы действительно могли бы использовать такую рабочую лошадку за 15 000 долларов в Америке. [Примечание редактора: я бы сам хотел базовый пятиступенчатый внедорожный хэтчбек без подушек безопасности, такой как Нива.