Содержание
Минэкономразвития рекомендовало регионам вводить налоговые льготы для электромобилей
- Бизнес
- Андрей Злобин
Редакция Forbes
Минэкономразвития рекомендовало регионам вводить налоговые льготы и бесплатные парковки для электромобилей. Эксперты считают, что начинать нужно не с льгот, а с госсубсидий на покупку электромобилей, которые остаются очень дорогими
Минэкономразвития подготовило рекомендации, направленные на развитие использования электротранспорта в регионах. Документ, с которым ознакомился «Коммерсантъ», разослан в 19 регионов, в том числе Москву, Подмосковье, Приморье, Татарстан, Севастополь и Сахалинскую область. «Мы разработали рекомендации для перечня пилотных регионов, где будет создана зарядная инфраструктура для электротранспортных средств до 2024 года. Документ будет дополнительно стимулировать рост парка электромобилей», — рассказал изданию замглавы Минэкономразвития Илья Торосов.
Министерство рекомендовало до конца 2022 года закрепить региональные льготы по уплате транспортного налога для владельцев электромобилей. Властям регионов следует также организовывать для электромобилей зоны бесплатной парковки с зарядными станциями «медленного» типа (мощностью не более 22 кВт) и подумать о создании специальных «экологически чистых зон», куда будет запрещено въезжать автомобилям низкого экологического класса.
Материал по теме
Минэкономразвития отмечает со ссылкой на ФНС, что в 20 регионах, в том числе в Москве, Петербурге, Подмосковье и Ростовской области, транспортный налог для владельцев электрокаров уже отменен, в трех регионах введены налоговые скидки, на Кубани организации и физлица освобождены от уплаты налога на электромобили с мощностью двигателей до 150 л. с. В Москве, Петербурге и Новороссийске уже есть бесплатные парковки для электромобилей.
Введение экологических зон с запретом на въезд загрязняющего воздух транспорта обсуждается уже пять лет, но идея развития пока не получила, отмечает газета. В Москве такой запрет распространяется сегодня лишь на грузовики с двигателями класса «Евро-2» и «Евро-3». В регионах решение о классе экологичности будут принимать местные власти, объяснила пресс-служба министерства.
Материал по теме
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отметил, что бесплатная парковка или проезд по полосе для общественного транспорта должны применяться в дополнение к основным мерам — субсидированию или налоговому вычету на приобретение машины. «Основная проблема электромобилей — все-таки их дороговизна», — подчеркнул он. Сергей Удалов из «Автостата» согласен с экспертом, что начинать нужно с госсубсидий на покупку электромобилей, чтобы стимулировать спрос, а уже потом вводить льготы.
С 1 января 2022 года в России и других странах ЕАЭС отменена действовавшая с 2020 года нулевая пошлина. Необходимость платить при ввозе 15% от стоимости привела к росту цен на электромобили.
Для владельцев электромобилей разработали возможные льготы
Министерство экономического развития РФ разработало список мер, направленных на расширение использования электрического транспорта, сообщает ТАСС со ссылкой на издание «Коммерсантъ». В документе, в частности, идет речь о льготах на транспортный налог, об отмене платы за пользование парковками с зарядными станциями и о создании в городах экологических зон. Меры носят рекомендательный характер, они уже направлены на ознакомление в 19 регионов России, которые должны стать пилотными в развитии зарядной инфрастрктуры.
«Мы разработали рекомендации для перечня пилотных регионов, где будет создана зарядная инфраструктура для электротранспортных средств до 2024-го года», — отметил заместитель главы Министерства экономического развития Илья Торосов. Он также добавил, что документ призван дополнительно стимулировать рост парка электромобилей.
Рекомендации направлены в 19 регионов России, среди которых Москва, Санкт-Петербург, Московская и Сахалинская области, Приморский край, Татарстан, Чувашская Республика, Севастополь и др.
Так, документ предлагает местным властям до конца текущего года закрепить льготы по уплате транспортного налога для владельцев электромобилей, а также ввести зоны бесплатной парковки и паркингов с зарядными станциями «медленного» типа (мощностью не более 22 кВт). Кроме того, регионам рекомендуют создать в городах экологические зоны, в которые будет запрещено въезжать транспортным средствам низкого экологического класса.
Стоит сказать, что, по данным Федеральной налоговой службы (ФНС), в 20 регионах России транспортный налог на электромобили на данный момент уже отменен, в трех регионах действуют налоговые льготы. В Москве, Санкт-Петербурге и Новороссийске уже ввели бесплатный паркинг для машин с электродвигателем.
Что касается экологических зон, то этот вопрос обсуждается еще с 2018-го года, однако дальнейшего развития он пока не получил. Единственное, в Москве уже давно запрещен въезд в центр города грузовым автомобилям экологического класса ниже Евро-3, а на МКАД — ниже Евро-2.
В рамках поддержки спроса на электромобили в текущем году в России планируют также провести пилотный проект по отмене платы за проезд на платных дорогах для таких видов транспортных средств. Точные сроки проведения эксперимента и участки дорог, на которые он будет распространяться, пока не называются.
Правда, по данным «Коммерсанта», на этой неделе прошло совещание Министерства экономического развития и госкомпании «Автодор», под чьим управлением находятся платные дороги, где в качестве пилотного участка, на котором будет действовать бесплатный режим для электромобилей, обсуждался отрезок М-11 от Москвы до Солнечногорска. Предполагается, что эксперимент пройдет в июне-июле этого года.
Вместе с тем опрошенные изданием эксперты подчеркивают, что основным препятствием для роста спроса на электромобили является их стоимость. Поэтому, чтобы развивать их использование в России, необходимо ввести государственное субсидирование на покупку электрокаров и вернуть нулевую таможенную пошлину, которая была отменена с начала этого года. Теперь пошлина на ввоз электромобилей составляет 15%, что вызвало удорожание таких машин на первичном рынке.
Отметим, что нулевая ввозная пошлина, которая действовала в странах ЕАЭС с мая 2020-го года, была отменена в этом году по инициативе российской стороны (Беларусь, например, выступала за ее продление до конца 2023-го года). Все из-за того, что Россия намерена локализовать производство электромобилей на своей территории.
Для этого, в частности, уже открыт сбор заявок производителей электромобилей на заключение специального инвестиционного контракта (СПИК), который среди прочего предусматривает частичную компенсацию государством утилизационного сбора в зависимости от степени локализации производства.
При этом утилизационный сбор на электромобили планировали повысить почти в 9 раз.
В августе прошлого года премьер-министр Михаил Мишустин утвердил Концепцию по развитию производства и использования электрического транспорта в России. В соответствии с ней к 2024-му году должно быть произведено не менее 25 тыс. электромобилей и установлено более 9 тыс. зарядных станций. По данным ГИБДД на конец 2020-го года, в РФ было зарегистрировано 8,2 тыс. электромобилей, однако серийного производства таких трансопртных средств в стране пока нет.
Россия отменяет налог на импорт электромобилей в надежде привлечь водителей
Предоставлено: Think Stock Photos
Россия отменила налоги на импорт электромобилей до конца года, чтобы стимулировать покупку автомобилей с нулевым уровнем выбросов и расширить зарядную инфраструктуру, необходимую для их эксплуатации.
Но как рекордная цена электромобилей, так и экономические проблемы, вызванные остановкой работы из-за коронавируса, вероятно, сведут на нет эти усилия в обозримом будущем, считают эксперты по электромобилям в России.
Нулевая налоговая ставка распространяется на электромобили, ввозимые в Евразийский экономический союз, в который наряду с Россией входят бывшие советские республики Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан, и будет действовать до 31 декабря 2021 года. иметь возможность воспользоваться налоговой льготой.
Россия уже предпринимала попытки получить аналогичные налоговые льготы ранее — в период с сентября 2016 года по август 2017 года, — но льгота касалась только предприятий, а не отдельных водителей, которые по-прежнему несли бремя до 54 процентов таможенной стоимости электромобилей, которые они покупали. .
Несмотря на эти сбои, количество как электромобилей, так и зарядных станций в России хоть и скромное, но продолжает расти. В прошлом году в России было продано 323 новых электромобиля, что в два с половиной раза больше, чем было продано в 2018 году. Более поразительные цифры наблюдаются на рынке подержанных электромобилей, где в прошлом году было продано 3303 единицы, что на 48% больше, чем в 2018 году. предыдущий год.
Ия Гордеева, возглавляющая Российскую ассоциацию развития электрического, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры, сказала, что эффект от новой налоговой льготы для владельцев электромобилей трудно подсчитать. Поскольку коронавирус продолжает распространяться, останавливая большую часть мировой экономики, уровень доходов россиян стремительно падает.
«Я думаю, что в России в принципе произойдет падение спроса на автомобили», — сказала Гордеева. «Что касается отмены таможенного сбора, то это позволит водителям сэкономить порядка 15 процентов. Но по мере обесценивания рубля цены останутся на том же уровне, что и до отмены налога».
Действительно, Гордеева не считает налоговые льготы достаточными. Она указала на опыт соседней Беларуси, которая отменила как налоги на импорт, так и налог на добавленную стоимость, или НДС, снизив цену на электромобили на целых 35 процентов.
«Это очень важно, — сказала она. «Если вы только отмените налог на импорт, колебания обменного курса не позволят значительно увеличить количество электромобилей в нашей стране».
Бывший генеральный директор Bellona Нильс Бёмер (крайний слева) подключает новое зарядное устройство для электромобилей Park Inn.
1 кредит
Региональные привилегии для владельцев электромобилей
В других странах основными стимулами для владельцев электромобилей являются субсидии, налоговые льготы, особые привилегии при парковке и другие льготы, призванные стимулировать покупку транспортных средств без вредных выбросов. Подобными мерами на федеральном уровне Россия пока похвастаться не может. Но многие региональные правительства начали брать меры в свои руки.
Москва и Санкт-Петербург, например, уже отменили транспортный налог для владельцев электромобилей и предоставили им заветную бесплатную парковку в оживленных центрах городов. То же самое сделали Калининградская, Калужская и Тюменская области.
Ульяновская область пошла еще дальше. Помимо отмены транспортного налога, местные власти распорядились, чтобы их официальный парк гражданских транспортных средств теперь был полностью электрическим. Общественный транспорт, как и автобусы, тоже будет электрическим. Ульяновск также взял на себя обязательства по созданию зарядной инфраструктуры. Это амбициозный мандат для региона, где зарегистрировано всего 11 электромобилей.
Небольшие улучшения в Мурманской области
Ранее в этом году Мурманский областной парламент не поддержал законопроект, который предлагал бы местным водителям электромобилей льготы, аналогичные льготам в других регионах. Но этот аргумент, по крайней мере, привлек общественное внимание к транспорту с нулевым уровнем выбросов. В то время как в Мурманской области в настоящее время зарегистрирован только один электромобиль, одна локальная зарядная станция для электромобилей, подаренная «Беллоной», уже используется для заправки не менее 50 электромобилей. Он также служит промежуточной станцией для водителей электромобилей из Норвегии и Финляндии.
Летом 2018 года «Беллона» провела ралли электромобилей в Мурманской области, в котором приняли участие автомобилисты из Москвы, Санкт-Петербурга и Норвегии. Эти усилия продемонстрировали потребность в более надежной зарядной инфраструктуре в этом районе.
С сентября прошлого года вторая зарядная станция открылась в соседнем городе Заполярный, промышленном городке недалеко от границы с Норвегией. Эта точка зарядки уже обслуживала три скандинавских электромобиля.
«Есть люди, которые считают, что время для таких льгот еще не пришло, что электромобилей в России слишком мало», — заявил местный депутат Максим Белов, который был одним из авторов законопроекта об электромобилях, который Мурманская рада отклонила Ранее в этом году. «Но наша задача как раз и состоит в том, чтобы создать условия, дающие людям стимул к покупке экологически чистых автомобилей.
Электромобиль на зарядке
1 кредит
Белов планирует повторно внести свой законопроект об электромобилях на весенней сессии Мурманского парламента.
«Применив систему льгот и создав необходимую инфраструктуру для зарядки электромобилей, наши норвежские соседи, проживающие в тех же климатических условиях, что и жители Мурманской области, установили рекорд по продаже автомобилей с электродвигателями в июне 2017 года, — говорится в сноске к предложенному Беловым законопроекту. В нем добавляется, что, если закон вступит в силу к 2021 году, он «поспособствует росту потенциальных потребителей и их мотивации к покупке электромобилей с целью сокращения собственного семейного бюджета».
Белов говорит, что губернатор Мурманской области Андрей Чибис поддерживает его законопроект.
Дать батареям вторую жизнь
Скептики электромобилей часто винят тот факт, что металлы, необходимые для производства их батарей, часто добываются неэкологичным способом. Они также сетуют на то, что их батареи не могут быть переработаны. Почему первый пункт трудно опровергнуть, второй легче взять на вооружение. Действительно, многие компании по всему миру решают проблему утилизации аккумуляторов.
Например, старые батареи все еще можно использовать для хранения энергии. Их ячейки могут использоваться в качестве накопителей энергии для электросетей и энергетических компаний, а также в промышленных целях. Батареи также можно разобрать, чтобы их элементы можно было использовать повторно.
В начале 2020 года финская энергетическая компания Fortum, немецкая химическая корпорация BASF и российский производитель никеля «Норильский никель» подписали соглашение о намерениях по созданию кластера по переработке аккумуляторов в финском городе Харьявалта. Повторное использование важных металлов, содержащихся в изношенных литий-ионных батареях, таких как кобальт и никель, обеспечит замкнутый цикл экономики и значительно сократит выбросы углерода, связанные с добычей этих металлов для использования в электромобилях.
«Чем больше будет электромобилей, тем больше будет появляться аккумуляторов, и серьезно встанет вопрос утилизации», — пояснила Гордеева. «В настоящее время это не актуальная проблема, потому что гарантия на аккумуляторы составляет от пяти до восьми лет в зависимости от электромобиля, что, конечно, не означает окончания их жизни. Их можно использовать в качестве накопителей энергии, а затем утилизировать».
Москва, столица богатой нефтью России, нацелена на рост производства электромобилей
[1/3] Электромобиль Tesla Model 3 показан на этом снимке, сделанном в Москве, Россия, 23 июля 2020 года. REUTERS/Evgenia Novozhenina/File Photo Европейские коллеги по внедрению электромобилей
По использованию электромобилей в нефтегазовом гиганте Россия сильно отстает от других европейских столиц. Но Москва планирует, начиная с этого года, ежегодно устанавливать по 200 электрозаправок, сообщил начальник управления транспорта города Максим Ликсутов.
«Сейчас в Москве около 2000 (электрических) автомобилей, и их количество увеличивается с каждым годом примерно на 10-15%. Чтобы их стало больше, должна появиться зарядная инфраструктура», — сказал Ликсутов в интервью.
Вполне естественно, что Москва, город с населением более 12,5 миллионов человек, будет следовать общемировой тенденции, связанной с бумом использования электромобилей в последние годы, добавил он.
Москва резко изменилась с тех пор, как Сергей Собянин был назначен мэром в 2010 году. Он сделал улицы пешеходными, расширил тротуары и капитально отремонтировал парки советских времен.
К 2023 году в столице будет около 600 городских зарядных станций, сообщил Ликсутов.
Он также хочет заменить свой парк общественного транспорта, в первую очередь автобусы, чтобы в течение следующих восьми лет использовать экологически чистую энергию, сказал он.
По данным энергогенерирующей компании РусГидро, из примерно 45 миллионов автомобилей, находящихся в обращении в России, на начало этого года только 11 тысяч были электрическими, и их обслуживало около 1000 зарядных станций.