Можно ли на электросамокате ездить по дорогам общего пользования: Новости — Правительство России

Содержание

Электросамокаты вне закона: можно ли райдерам гонять по дорогам и тротуарам, рассказал автоблогер | Pchela.news

Грядет очередной сезон использования электросамокатов — небезопасного средства передвижения, которое запросто может нанести травмы пешеходам. Они уже появились на тротуарах Челябинска. Их пользователи могут заплатить денежку и искать своих жертв. Охота началась! Ждем отчётов о количестве пострадавших на дорогах Челябинска…

Что с классификацией?

На этом фоне в СМИ появились сообщения, что Верховный суд приравнял электросамокаты к транспортным средствам. Ничего подобного. Если откроете карточку производства, то увидите, что истец оспаривал определения из п.1.2 ПДД. Конкретно речь шла об определениях:

  • пешеход;
  • транспортное средство;
  • механическое транспортное средство.

В иске отказано. То есть ПДД остались в прежней редакции, ничего нового нет.

Иск был подан в связи с аварией. Один водитель на электросамокате двигался через перекресток по проезжей части прямо, второй на автомобиле поворачивал налево. Сюжет показали в передаче «Главная дорога» на НТВ, смотреть с 05:40.

Водитель электросамоката погиб. Виновником признали автомобилиста, так как он не уступил дорогу транспортному средству при повороте налево.

Водитель автомобиля пытался доказать, что электросамокат не является транспортным средством, следовательно, уступать ему дорогу при повороте налево обязанности нет. Но Верховный суд ему отказал.

В корне неверный подход со стороны водителя автомобиля и его адвоката.

Отправная точка — закон «О техническом регулировании». В нём сказано: «Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие… механическую безопасность…»

Для транспортных средств, передвигающихся со скоростью свыше 25 км/ч по дорогам общего пользования Российской Федерации, действует технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств».

Открываем его и читаем: «мопеды, мотовелосипеды, мокики, в том числе: категория L1 — двухколесные транспортные средства, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся… в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт».

Как видим, электросамокат с мощностью двигателя до 4 кВт попадает под категорию L1, и его уместно называть «мопедом» (не путайте с определением «мопед» из ПДД). Это означает, что на нем должны быть: колеса диаметром не менее 35 см, фары, указатели поворота, габариты и так далее.

И самое главное, на нем должен быть VIN-номер. Именно через него устанавливается, проходило транспортное средство процедуру одобрения типа транспортного средства или нет. Если VIN-номера нет, то использовать данное транспортное средство в пределах дорог общего пользования на территории РФ запрещено — процедура подтверждения его безопасности при выпуске в обращении и эксплуатации не проводилась.

Как видим из записи аварии, электросамокат ехал явно быстрее 25 км/ч и имел колеса менее 35 см в диаметре. Следовательно, требованиям безопасности он не отвечал, и в силу ст.15 закона «О БДД» на дороги общего пользования его хозяин выезжать права не имел. А нарушитель преимущества не имеет, и водитель автомобиля — невиновен.

Чтобы застраховаться от предъявления каких-либо претензий изготовитель электросамоката пишет в документации, что для передвижения по дорогам общего пользования он не предназначен. Этим прикрываются и продавцы. С них в данной ситуации взятки гладки.

С прокатом — сложнее

Если электросамокат был предоставлен в прокат для передвижения по дорогам общего пользования (скверам, площадкам для отдыха и т. д.), то в отношении фирмы-прокатчика должно быть возбуждено уголовное дело в рамках ст.238 УК РФ, если в ДТП с ним есть пострадавшие.

А что же полиция? Полицейский может только смотреть на все это безобразие и ничего не сделать? Конечно, нет.

Полицейским даны широчайшие права по контролю за техническим состоянием транспортных средств. Если блюститель закона видит транспортное средство категории L1, например, без указателей поворота, он имеет право и обязан остановить его, провести осмотр, в процессе которого установить несоответствие конструкции требованиям технического регламента.

А вот потом, внимание, выписать «предостережение» от начала передвижения на электросамокате по дорогам общего пользования. И за попытку тронуться тут же отправить водителя самоката на 15 суток по ч.1 ст.19.3 КоАП.

И, если даже через год лучезарная улыбка счастливого идиота вновь сольется с управлением электросамокатом, то его так же привлекут по ч.1 ст.19.3 КоАП.

Теперь переключимся на вопрос о скорости 25 км/ч.

Как уже было сказано, требования технического регламента распространяются только на электросамокаты, конструктивная скорость которых более 25 км/ч.

Потому компания Whosh, которая предоставляет на прокат электросамокаты в Челябинске, приобретает их у компании Xiaomi, и адаптирует под свои нужды уже под собственным брендом.

Откроем руководство по эксплуатации. Действительно, скорость этого самоката не превышает 25 км/ч.

Минимальные требования по безопасному управлению приведены. Например, производитель предупреждает, что ездить по проезжей части дорог нельзя, как нельзя ездить и по проезжей части в жилых зонах; что нужно аккуратно проезжать мимо пешеходов и т. д.

Но самое главное то, что в руководстве по эксплуатации прямо указано, что этот электросамокат — транспортное средство. А в соответствии с ст.15 закона «О БДД» на него или на его составные части должна быть декларация в соответствии с требованиями закона «О техническом регулировании».

Да и логика данного закона подсказывает, что минимальные требования по «механической безопасности» электросамокатов, которые ездят не быстрее 25 км/ч, должны быть подтверждены.

Откроем переходные положения. Читаем: «3. Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия…»

И этот список есть — ссылка. Но в нем нет ни электросамокатов, ни моноколес, ни гироскутеров, ни сигвеев. Зато есть накладки фрикционные тормозные, шины для велосипедов и так далее.

Объясняю популярно

Когда вы покупаете автомобиль, то обязанность сертификации или декларации всех его комплектующих лежит на производителе или поставщике. И достаточно одного документа — «Одобрения типа транспортного средства», чтобы подтвердить безопасность автомобиля в целом.

В отношении электросамоката действуют те же правила. Все, его комплектующие, отмеченные в упомянутом списке, или на которые есть регламенты, как, например, на электропроводку, должны иметь сертификаты или декларации.

И согласно ч.4 ст.46 Закона обязанность собрать все бумаги вместе и подтвердить безопасность электросамоката в целом лежит на изготовителе. Итоговый документ — декларация. Сбор документов не изготовителем законом не предусмотрен.

В противном случае продавать этот драндулет в РФ нельзя, как нельзя и предоставлять в прокат.

В заключении

Если вам нравится гонять на электросамокатах, моноколесах, сигвеях, то можете это делать на закрытых площадках. Если свернете себе шею, то это — ваш выбор. А подвергать опасности других не стоит.

Все материалы Юрия Панченко читайте по тегу «Авторская колонка».

Фото: Татьяна Тихонова, Айдар Насыров, Наталья Устинова, предоставлены Юрием Панченко

Изменение ПДД для электросамокатов — Новые правила 2023


До недавних пор в ПДД не было различия между электросамокатами и пешеходами, и это создавало последним немалые проблемы. С 1 марта 2023 года в России вступят в силу принятые нововведения в правила дорожного движения. Изменения коснутся не только электросамокатов, но и гироскутеров, сигвеев, моноколес. Все эти скоростные средства передвижения в поправках к ПДД теперь объединены под аббревиатурой СИМ (средства индивидуальной мобильности). Главный посыл новых правил 2022 года – статус водителя СИМ больше не приравнивается к статусу пешехода.


СИМ (средства индивидуальной мобильности). К ним относятся: электросамокаты, гироскутеры, сигвеи, моноколеса.

Где станет разрешено ездить на электросамокате

  • На выделенных для велосипедов полосах. Правда, приоритет передвижения в таких местах останется у велосипедистов.
  • На тротуарах и пешеходных зонах – если СИМ не тяжелее 35 кг. При этом человек, управляющий электросамокатом, обязан уступать пешеходам дорогу и пропускать их.
  • По правой стороне или обочине проезжей части. То есть там, где дозволено держать скорость передвижения не более 60 км/ч и передвигаться на велосипеде. Электросамокатчик, согласно нововведениям, теперь будет подчиняться сигналам светофора и регулировщикам движения, а также ориентироваться на новые дорожные знаки для СИМ.

А где езда запрещена?


Согласно поправкам 2022 в ПДД РФ, нельзя ездить по автомагистралям, где не предусмотрено движение на велосипеде; по пешеходным зонам, по тротуарам – если СИМ весит свыше 35 кг.

Максимальная скорость езды


Справа от направления движения по проезжей части – не более 60 км в час, если на предупреждающих знаках не обозначено иное. По пешеходной зоне разрешена езда со скоростью не выше 25 км в час.

Ограничения по возрасту


Дети от 7 до 14 лет смогут пользоваться электросамокатами и прочими СИМ только в сопровождении взрослых. 


Лицам в этом возрасте можно ездить только по велодорожкам или тротуарам (если транспорт легче 35 кг).  


Самостоятельное передвижение на всех доступных для СИМ зонах разрешается с 14 лет.

Основные правила безопасности езды на электрическом самокате

  • Езда на электросамокате и других СИМ разрешена только в защитном шлеме.
  • Все транспортные средства с двигателем, включая электросамокат, должны иметь фары, звонок или гудок для оповещения прохожих. Обязательно должен быть установлен тормоз.
  • Запрещается пересекать проезжую часть по пешеходному переходу, не слезая с электросамоката. СИМ нужно перенести или везти руками.
  • Находясь в движении на электросамокате, необходимо держать руль хотя бы одной рукой.
  • Передвигаться на СИМе можно только одному человеку. Брать с собой пассажиров теперь запрещается.
  • Также нельзя перевозить различные габаритные грузы, выступающие за пределы мобильного транспорта на 50 см и более.
  • Запрещено кататься с детьми-дошкольниками без установки специального детского сиденья или подножки.

 Что такое электросамокат по ПДД 2023 года?


Согласно изменениям в правилах дорожного движения, электросамокат и прочие СИМ получат статус транспорта. И хотя владельцам СИМ не придется получать права и иметь при себе какие-либо документы, на них будут распространяться правила вождения, действующие на остальные виды ТС. К примеру, СИМ теперь официально станет запрещено водить в пьяном виде.


Регистрировать в ГИБДД средства индивидуальной мобильности не требуется.

Можно ли ездить на электрическом скутере по дороге?

Новые виды транспорта появляются повсюду благодаря невероятным разработкам в области литий-ионных аккумуляторов и технологий электродвигателей. К ним относятся электрические велосипеды, инновационные современные электрические скутеры, такие как Unagi, а также общие скутеры, сгруппированные в кампусах колледжей и в городских центрах. Скутеры завоевали популярность не потому, что они стали причудой, а потому, что они соответствуют такому диапазону потребностей. Как и скейтборды, они шустрые, портативные и подходят для небольших помещений. Как и велосипеды, они могут развивать относительно высокую скорость и имеют стабильные средства рулевого управления и торможения.

Электрические скутеры настолько универсальны, что вызвали путаницу и споры. Им место на тротуаре или на дороге? Можно ли ездить на них в пробке или лучше избегать? Должны ли самокаты быть переведены на велосипедные дорожки? Запрещают ли законы ездить на электросамокате по дороге? Нужна ли страховка для езды на электрическом самокате? Как обезопасить себя на дороге? Это отличные вопросы. Хотя электрические скутеры, бесспорно, являются одним из самых эффективных способов передвижения в коротких поездках, безопасность всегда должна стоять на первом месте.

Однако вы можете быть удивлены, узнав, что в большинстве случаев езда на скутере по дороге не только разрешена, но и рекомендуется, а иногда и требуется в местах, где движение скутера запрещено. Вам нужно будет проверить местные законы, чтобы узнать, так ли это в случае, когда вы ездите, но электрические скутеры, как правило, классифицируются как дорожные транспортные средства, при условии, что они не превышают определенных скоростей, обычно от 15 до 20 миль в час, и имеют мощность двигателя менее 750 Вт. Почти все электрические самокаты имеют двигатели мощностью 250 или 350 Вт. Однако в необычном случае Unagi E500 моторы установлены на каждом колесе, что придает Unagi его характерные ходовые качества и способность преодолевать холмы.

 

Правила и инструкции по безопасности дорожного движения

Даже там, где движение по дороге разрешено, вы должны руководствоваться здравым смыслом, чтобы обезопасить себя и окружающих, и по возможности придерживаться обозначенных велосипедных дорожек. В некоторых штатах, таких как Калифорния, водители скутеров должны держаться ближе к правому бордюру, а транспортные средства разрешены только на дорогах с ограничением скорости 25 миль в час или меньше, если нет выделенной велосипедной дорожки. Эти правила предлагают хорошие рекомендации по безопасной езде на электрическом самокате по дороге, где бы вы ни находились.

Когда дело доходит до езды на электрическом скутере по дороге, лучше как можно больше придерживаться более медленных улиц и жилых районов. Избегайте мест с интенсивным движением и дорог со скоростью шоссе. По мере увеличения скорости увеличивается вероятность и тяжесть несчастных случаев, поскольку водители скутеров могут быть столь же уязвимы, как и велосипедисты в пробках. Езда по тротуару может быть единственным вариантом в районах с очень интенсивным движением или на дорогах с высокой скоростью (подробнее о том, как обращаться с тротуарами, читайте здесь). Однако в целом водители должны иметь возможность находить маршруты, которые пролегают вокруг основных дорог и оживленных перекрестков. Это исследование является частью веселья!

Поездка на электрическом скутере — отличный способ открыть для себя районы вашего города, которые вы, возможно, никогда раньше не видели. Массовое распространение новых персональных транспортных средств на дорогах побудило городские транспортные власти создать множество улиц с низкой скоростью в крупных городах для пешеходов, домашних животных, велосипедов, скейтбордов и самокатов. Более того, Google и другие картографические приложения упрощают планирование маршрута на скутере. Вы можете искать медленные улицы и выбирать варианты под велосипедными маршрутами, чтобы найти велосипедные дорожки и велосипедные дорожки. Это не только отличный способ оставаться в безопасности, но и медленно сойти с проторенной дорожки и заново открыть для себя свое окружение.

Безопасность — это нечто большее, чем планирование маршрута и избегание высокоскоростного движения. При движении по дороге также важно соблюдать все правила дорожного движения, носить надлежащее защитное снаряжение и четко сигнализировать о своих намерениях водителям, велосипедистам, пешеходам и другим водителям скутеров. Большинство электрических скутеров оснащены (или должны быть) фарами, задними фонарями и стоп-сигналами для обеспечения видимости. У скутеров также обычно есть звуковые сигналы или звонки, которые могут предупредить других, но водители их не услышат, поэтому водители скутеров не должны полагаться на них в автомобильном движении.

Из-за базовой конструкции электроскутера его фары не всегда хорошо видны водителям. Поэтому также рекомендуется использовать сигналы руками, когда вы планируете повернуть или остановиться, и убедиться, что вы едете в обороне. На скутерах труднее давать сигналы руками, зато легче замедляться или ненадолго сойти с места. Обязательное оглядывание через плечо также может иметь большое значение. Общение с другими людьми в дороге и обеспечение того, чтобы они могли видеть вас — и что вы видите их — может иметь решающее значение для того, будет ли ваша поездка безопасной, приятной или напряженной и опасной. В дороге лучше всегда помнить, что в любом состязании между автомобилем и скутером всегда побеждает автомобиль. Дайте водителям и пешеходам широкое место и избегайте зон с высокой скоростью и интенсивным движением, насколько это возможно.

Юридические требования

Как и правила дорожного движения, требования к езде на электрическом самокате могут различаться в зависимости от штата и города. В большинстве случаев водителям не потребуются водительские права, регистрация или страховка, чтобы ездить на скутере по дороге, но, как всегда, вам следует обратиться в местный отдел автотранспортных средств, чтобы уточнить законы там, где вы находитесь. На международном уровне эти требования также сильно различаются и могут меняться от штата к штату в каждой стране. В Великобритании, например, самокаты только недавно были разрешены на дорогах общего пользования в некоторых городах в рамках пилотной программы, развернутой прошлым летом, и требования к езде очень строгие. Другие страны, такие как Япония, требуют, чтобы водители регистрировали свои автомобили, имели действующие водительские права и страховку.

Какими бы ни были законы там, где вы живете, важно всегда помнить, что езда на электросамокате по дорогам всегда сопряжена с определенными рисками, и они значительно возрастают в районах с высокой скоростью и интенсивным движением в условиях плохой видимости. Каждый гонщик обязан сохранять бдительность, носить надлежащее защитное снаряжение и четко подавать сигналы водителям. Кроме того, несмотря на свои небольшие размеры и относительно низкую мощность, скутеры также представляют опасность для окружающих на дороге. Водители могут травмировать пешеходов, велосипедистов и водителей в авариях, которые они могут вызвать по неосторожности или невнимательности. Электрические самокаты — это замечательные устройства, которые могут решить множество транспортных проблем. Они также являются серьезными транспортными средствами, разрешенными для использования на дорогах общего пользования, и ими всегда следует управлять, заботясь о безопасности себя и других.

Законы об электрических скутерах в штате Вашингтон

Электрические скутеры являются привлекательным вариантом для многих жителей Ванкувера и Battle Ground. Это доступный и интересный способ путешествовать. Они экологически чистые. В последних моделях постоянно появляются новшества. В то время как скутеры привлекательны, потому что они дешевы и имеют низкий уровень выбросов углерода, они вызвали жалобы со стороны пешеходов во всем мире, особенно в мегаполисах.

Большинство штатов и многие города либо имеют, либо рассматривают возможность принятия правил, регулирующих типы самокатов, которые можно использовать, кто может их использовать и где они могут использоваться. Некоторые правила распространяются на все скутеры. Другие правила распространяются только на электрические скутеры. В настоящее время разрабатываются законы о том, когда скутеры можно использовать на тротуарах, улицах, парках и других местах. Законы о требованиях к шлемам для использования скутеров также развиваются.

Unagiscooters.com подготовил подробное руководство 2021 года по последним законам об электрических скутерах, включая руководство по законам штата Вашингтон. (Унаги продает электрические скутеры.) Унаги утверждает, что использование электрических скутеров, называемое микромобильностью, расширяется. Компания заявляет, что даже там, где есть законы об электрических скутерах, многие из этих законов не соблюдаются. Унаги рекомендует всем пользователям электросамокатов учитывать права пешеходов, других водителей (например, велосипедистов) и автомобилей, которые вряд ли ожидают увидеть электросамокат на дороге.

Каковы законы штата Вашингтон о скутерах?

Принимаемые законы и постановления основаны на законах и постановлениях, которые применяются к совместному использованию пассажирских транспортных средств Uber и Lyft, а также на законах и постановлениях об электрических велосипедах.

Вашингтон является одним из 11 штатов, где езда на электрическом скутере по тротуару разрешена законом , а не . Там, где это разрешено, скутеры могут двигаться со скоростью от 10 до 20 миль в час.

В настоящее время Вашингтон не требует регистрации скутеров в Департаменте транспорта Вашингтона. В Вашингтоне нет стандартного минимального возраста. Штат Вашингтон также не требует, чтобы пользователи носили шлем.

В мае 2019 года в штате Вашингтон был принят закон о скутерах, который также распространяется на мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды с электроприводом (электровелосипеды) и другие средства передвижения. Положения закона, которые применяются к электрическим самокатам, называемым мотороллерами, следующие:

  • Водительские права не требуются.
  • «Электросамокаты не могут управляться в любое время от получаса после захода солнца до получаса до восхода солнца без отражателей типа, утвержденного государственной патрульной службой». По сути, вы не можете ездить на электрическом самокате, когда темно.
  • Ребенок младше 16 лет может управлять электрическим самокатом/мотороллером только в том случае, если местная юрисдикция разрешает его использование.
  • Ограничение скорости для электрических скутеров составляет до 25 миль в час на любой дороге или велосипедной дорожке.
  • Только в том случае, если местная юрисдикция разрешает вождение электрического скутера, электрический скутер может двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке.
    • Местная юрисдикция должна установить ограничение скорости движения по тротуару.

Другой закон штата Вашингтон, RCW 46.61.710, также регулирует использование мотороллеров (электрических самокатов). Закон устанавливает правила использования (и не использования) электросамокатов на автомагистралях, особенно если на строительство автомагистрали были потрачены федеральные средства. Как правило, вы не можете ездить на электрическом скутере по любой дороге. Электрические самокаты нельзя использовать на трассах, специально обозначенных как «немоторизованные».

Правила использования электрических скутеров для Ванкувера и Батл Граунд, штат Вашингтон,

В настоящее время в Ванкувере не приняты какие-либо особые правила или положения для мотороллеров.

В Battle Ground действуют правила эксплуатации мотороллеров/электромобилей:

  • Вы должны быть старше 16 лет, чтобы управлять электрическим самокатом на улице или в общественном месте, если не запрещено иное.
  • Вы должны носить сертифицированный шлем (для всех возрастов) с ремешком на подбородке или шее. Ремень должен быть надежно закреплен во время движения электросамоката.
  • Пассажиры не допускаются.
  • При использовании в темное время суток скутер должен иметь переднюю лампу, отвечающую особым требованиям к освещению.
  • Электросамокат должен иметь соответствующие отражатели, если он используется в темное время суток.
  • Электросамокат должен быть оборудован тормозом, чтобы «водитель мог скользить заторможенным колесом (колесами) по сухому, ровному и чистому тротуару», если он используется в общественных местах.
  • Электросамокат должен иметь глушитель для предотвращения лишнего шума.
  • Самокат с электроприводом должен быть оснащен возможностью отключения приводного двигателя.
  • Пользователи не могут управлять своим электрическим самокатом на «любом общественном тротуаре, дорожке или дорожке, на любой принадлежащей или контролируемой городом парковке, в любом городском парке или на любой общественной улице, где ограничение скорости превышает двадцать пять миль в час. ».

Пользователи по закону не могут небрежно управлять своим электросамокатом.

Чем опасны электрические скутеры?

Наибольший риск для пользователей самокатов представляют столкновения и падения. Если пользователь проявляет небрежность и выбегает на дорогу, он может быть сбит автомобилем или вызвать столкновение других транспортных средств. Также возможно, что кто-то на скутере на тротуаре врежется в пешехода, здание или другие неподвижные объекты. За последний год, поскольку обеды на свежем воздухе занимали все больше и больше места на тротуарах, было достаточно трудно передвигаться. Добавление скутера к этой смеси может быть опасным или смертельным.

Падение с самоката также может увеличить риск серьезной травмы или даже смерти. Человек, движущийся со скоростью 20 миль в час на скутере, не имеет какой-либо защиты в случае падения и может легко сломать кость, получить травму головы или головного мозга, получить «дорожную сыпь» или нанести себе необратимый вред шее. спина или плечи. Если на дороге, тропе или тротуаре есть мусор, выбоина или неровный участок тротуара, риск падения может быть неизбежен.

В дополнение к повышенной вероятности быть опрокинутым и упасть в результате аварии на скутере, пешеходы жалуются на то, что скутеры увеличивают заторы на тротуаре и что акты вандализма в общих скутерах создают проблемы для здоровья и благоустройства.

В Адвокатском бюро Филбрука наши юристы по травмам в Ванкувере и Баттл Граунд привлекают водителей любых транспортных средств, включая электрические скутеры, которые вызывают аварии с пешеходами, велосипедистами и водителями автомобилей, к ответственности за причиненные ими травмы. Мы также стремимся привлечь к ответственности владельцев скутеров. Мы требуем компенсацию за всю вашу боль и страдания, медицинские счета и потерянный доход в результате ваших травм. Чтобы отстоять свои законные права, позвоните в наши офисы в Ванкувере или Battle Ground, штат Вашингтон, по телефону 360-69.5-3309 или заполните нашу контактную форму, чтобы назначить встречу. Мы представляем претензии по несчастным случаям на основе платы за непредвиденные расходы.

Мэтью Филбрук

Поверенный-основатель Мэтью Филбрук учился в Колледже Кларка, Университете штата Вашингтон и на юридическом факультете Университета Гонзага. Он является членом Коллегий адвокатов штатов Вашингтон и Орегон и основал юридическое бюро Philbrook в 2005 году.

Leave a Reply