Москвич в 1957 году: как Москвич превратился в Запорожец — журнал За рулем

Содержание

как Москвич превратился в Запорожец — журнал За рулем

Как в СССР создавался народный автомобиль? «За рулем» воссоздал основные события 1953–1960 годов, предшествующие запуску Запорожца. И это поистине увлекательная история! О печальной судьбе Белки и счастливой — ЛуАЗ-969 читайте тут.

Москвич-444 и его итальянская родня

Материалы по теме

Народные автомобили СССР: вот кто был до Запорожца!

Главный конструктор МЗМА Александр Андронов рассказывал, что задание на проектирование малолитражки Москвич‑444 завод получил от министра Николая Строгина еще в самом конце 1956 года. Руководство МЗМА открещивалось от этого как могло. Дел и так хватало: запуск в производство модификаций Москвича‑402, подготовка нового верхнеклапанного мотора, работа над полноприводной машиной. Но задание министерства — закон.

И уже тогда именно от министра прозвучало имя аналога — FIAT 600. Этот автомобиль, стартовавший в 1955‑м, как и FIAT 500 и Фольксваген Жук, были очень популярны в Европе. Все они — заднемоторные, что укладывалось в концепцию, продвигаемую еще с довоенных времен Долматовским.

FIAT 600 — один из самых передовых малолитражных автомобилей 1950‑х.

FIAT 600 — один из самых передовых малолитражных автомобилей 1950‑х.

Материалы по теме

Лучший способ сберечь нервы и деньги — подписаться на любимый журнал

В выборе ФИАТа, вероятно, была и еще одна причина. Эту марку вместе с иными итальянскими брендами — станкостроительными, шинным и другими — активно продвигал в СССР предприниматель Пьеро Саворетти, специально создав в Москве компанию «Новасидер». На Западе писали, что уже в 1955 году существовало даже некое предварительное соглашение о производстве в СССР автомобилей FIAT 600. Однако все-таки приняли иное решение.

Материалы по теме

13 народных автомобилей СССР, которых как бы не было

Говоря об итальянской «шестисотке» Андронову, министр не имел в виду прямое копирование автомобиля, а лишь конструкции его кузова, привлекавшего, благодаря большим панелям и их рациональным сочленениям, технологичностью.

Участник создания кузова Лев Мурашов, работающий потом на ЗАЗе и ВАЗе и участвовавший в проектировании ЗАЗ‑966, вазовской «восьмерки» и Нивы, рассказывал, что наивные творческие порывы молодых инженеров‑кузовщиков Станислав Лобов, отвечавший за кузов Москвич‑444, жестко пресекал, говоря, что сначала надо выучиться грамотно копировать профили, детали, сочленения. И был прав!

Макет Москвича‑444, 1957 год.

Макет Москвича‑444, 1957 год.

Первый прототип Москвича‑444, в котором дизайнеры постарались максимально возможно уйти от итальянской стилистики.

Первый прототип Москвича‑444, в котором дизайнеры постарались максимально возможно уйти от итальянской стилистики.

Первый образец Москвича‑444 сделали в сентябре 1957 года. По сравнению с Белкой, это был куда более пригодный для советских условий автомобиль: с более просторным салоном, 13‑дюймовыми шинами. На прототипе независимые подвески повторяли итальянские: спереди — поперечная рессора, сзади — пружины. Однако затем вместо рессоры спереди поставили торсионную подвеску, как у Фольксвагена Жука и, кстати, уже готовой к серийному производству мотоколяски СМЗ-С3А. Только вот двигателя для автомобиля, по сути, пока не было.

Прототип НАМИ‑059 с передком в стиле Москвича‑444.

Прототип НАМИ‑059 с передком в стиле Москвича‑444.

Кузов НАМИ‑059: на пространственную раму навешивали наружные панели.

Кузов НАМИ‑059: на пространственную раму навешивали наружные панели.

Андронов вспоминал, что задок Москвича‑444 перекомпоновывали под разные моторы шесть раз! Завод получил задание разработать свой мотор V2 воздушного охлаждения, объемом 0,75 л. На первый прототип поставили мотоциклетный МД‑65, который можно было считать лишь временным. С этим двигателем мощностью 17,5 л. с. машина достигала всего 80 км/ч, а в задании было записано 95 км/ч (правда, ЗАЗ‑965 даже с мотором мощностью 27 л.  с. развивал лишь 90 км/ч).

Второй образец Москвича‑444 стал больше похож на FIAT 600.

Второй образец Москвича‑444 стал больше похож на FIAT 600.

К слову, двигатели мощностью 12–13 л.с. стояли на микролитражках Сitroen 2CV и FIAT 500. Но это были четырехтактные автомобильные моторы! Двигатель Фиата развивал 21,5 л.с., а немецкого Жука — 30 л.с. Но МД‑65 был не только слаб. При его установке на автомобиль для сохранения нормального дорожного просвета пришлось смонтировать еще и колесные редукторы, которые обычному, не внедорожному автомобилю совсем ни к чему. На Москвиче‑444 пробовали и мотор от BMW 600 — двухцилиндровый, оппозитный, мощностью 19,5 л.с. Собирались даже покупать на него лицензию.

Материалы по теме

12 «горбатых» Запорожцев, которых вы никогда не видели

Тем временем, в 1958–1959 годах, НАМИ продолжал испытания закупленных иномарок, но уже лишь наиболее интересных. Тестировали три FIAT 500, шесть FIAT 600 (два из них — лицензионные югославские машины Zastava), по два BMW 600 и FIAT Multipla, VW Käfer, а заодно наш Москвич‑407. Для ускорения испытаний машины разделили на две группы. Все прошли по 25 тысяч километров, но первая группа — по асфальту, вторая — по грунту и проселкам. И эти испытания окончательно подтвердили, что автомобилю нужен четырехцилиндровый мотор, но простой в производстве и эксплуатации — воздушного охлаждения. Такой агрегат и начали проектировать на МЗМА, но уже в 1957 году все работы передали в НАМИ, где группа Александра Айзенберга параллельно создавала оппозитный мотор, как у Фольксвагена, — с индексом ЗАЗ‑965Г и V‑образный — ЗАЗ‑965В, по типу татровского мотора V8. В итоге Москвич‑444, превратившийся в ЗАЗ‑965, получил двигатель объемом 0,76 л (66×54,5 мм) мощностью 23 л.с. при 4000 об/мин.

Серийное производство Запорожца ЗАЗ‑965 начали в 1960 году — на бывшем комбайновом заводе в Запорожье.

Микровэн FIAT 600 Multuipla с 1956 года выпускали серийно.

Микровэн FIAT 600 Multuipla с 1956 года выпускали серийно.

Сбылось и не сбылось

В 1958 году в Москве сделали еще пару прототипов с каркасным кузовом и навесными стеклопластиковыми панелями, как у НАМИ‑031, - то были прообразы микролитражки для инвалидов НАМИ‑059 и НАМИ‑060. Символично, что передком они напоминали Москвич‑444 — цельнометаллический, куда более технологичный в производстве и пригодный к суровым условиям советской жизни.

Эскиз микровэна НАМИ‑048.

Эскиз микровэна НАМИ‑048.

Материалы по теме

ЗАЗ-965: «Запорожец» — первая любовь

Но идея гаммы микроавтомобилей разного назначения (правда, уже не каркасных — совсем нетехнологичных для массового производства) продолжала жить. В 1958 году создали проект НАМИ‑048, в металле, правда, не воплощенный. Машина была навеяна итальянским микровэном FIAT 600 Multipla, который тоже изучали в НАМИ.

Не успел встать на конвейер ЗАЗ‑965, как в Запорожье взялись за семейство грузопассажирских машин — пикап, фургон, вэн (в том числе с полным приводом!). В прессе о них писали уже как о предсерийных. Но завод без значительных вложений не мог производить модели, столь непохожие на базовую. Хорошо, что версии для инвалидов в серию запустили. В общем, это семейство не сбылось. И о нем — особый разговор.

Оппозитный двигатель ЗАЗ‑965Г.

Оппозитный двигатель ЗАЗ‑965Г.

А сбылся, пусть и не идеальный (а бывают идеальные?) микроавтомобиль. Вполне приличный с учетом времени и места, в которых его создавали. Другое дело, что 23 лошадиных сил машине, учитывая, что она была на 60 кг тяжелее ФИАТа, не хватало, и в 1963‑м появился 27‑сильный мотор.

Серийный Запорожец ЗАЗ‑965.

Серийный Запорожец ЗАЗ‑965.

ЗАЗ‑965 с полностью независимыми подвесками и двигателем V4 воздушного охлаждения был для начала 1960‑х вполне современен.

ЗАЗ‑965 с полностью независимыми подвесками и двигателем V4 воздушного охлаждения был для начала 1960‑х вполне современен.

Конечно, Запорожец, как, впрочем, и иные советские автомобили, не отличало высокое качество комплектующих и сборки. И, понятно, никто в конце 1950‑х не думал, что заднемоторная схема, пусть и в ином кузове, проживет до начала 1990‑х, и наш Запорожец наряду с польским FIAT 126P станет последним заднемоторным микроавтомобилем.

Материалы по теме

Последний Запорожец: как появилась и умерла Таврия

В начале 1960‑х вряд ли кто-то мог представить, что на создание преемника ЗАЗ‑968М — всем известной Таврии — уйдет, по сути, полтора десятилетия. В конце же 1950‑х использование передового зарубежного опыта было единственно правильным путем. И именно поэтому ЗАЗ‑965 и СМЗ-С3А менее чем за пятилетку сделали практически с нуля. Позднее такие сроки для советского ­автопрома стали недостижимыми.

  • Фольксваген Жук и Запорожец — родственные души!
  • Хотите пройти техосмотр без проблем? Тогда вам нужна качественная аптечка «За рулем» с оптимальным составом и лучший огнетушитель по результатам наших тестов. Идеальным дополнением станет набор автомобилиста в удобной сумке.

Фото: из архива «За рулем»

Советские микро: как Москвич превратился в Запорожец

А ведь у ЗАЗ-965 мог быть мотор BMW!

Советские микро: как Москвич превратился в Запорожец

История завода Москвич — самые известные и необычные модели народного авто | Статьи | 16.05.2022

Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал, что завод «Рено Россия», который находится в столице, станет государственной собственностью, также возобновится производство автомобилей под брендом «Москвич». Основным технологическим партнером завода будет КАМАЗ. По словам Собянина, планируется выпуск машин с двигателем внутреннего сгорания, а в будущем – и электромобилей. Как появился завод? Какими были первые модели «Москвича»? И каково их место в культуре?

Как появился завод?

История завода, где производился легендарный автомобиль «Москвич», началась в 1930 году. Сначала предприятие выпускало Ford A и Ford AA из американских комплектующих и носило название «Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодежи» (КИМ).

В 1932 году Горьковский автозавод стал поставлять детали для машин в Москву. Они собирались по полному производственному циклу. Автомобили изменили название на ГАЗ-А. В 1939 году завод начал относиться к Глававтопрому и стал называться «Московским автомобильным заводом имени КИМ». Тогда был создан малолитражный автомобиль КИМ-10.

Фото: © КИМ-10. ТАСС

Во время Великой Отечественной завод переквалифицировали под выпуск военной продукции. Весной 1945 года постановлением Совета народных комиссаров СССР было решено развернуть строительство автозавода по выпуску малолитражных автомобилей «Москвич».

В 1947 году было запущено серийное производство легковых автомобилей «Москвич-400». Наибольшего успеха завод добился во второй половине 1950-х и 1960-е годы. Тогда модельный ряд машин обновлялся достаточно часто, а «Москвичи» стали участниками мировых гонок и были представлены на экспортных рынках.

В 2010 году ОАО «Москвич» признали банкротом и ликвидировали, причиной этого стал дефолт 1998 года. Предприятие перешло под контроль «Рено Россия» и производило автомобили французской марки.

Самые известные модели «Москвича»

Первый «Москвич»

В декабре 1946 года началась сборка первого советского легкового автомобиля – седана «Москвич-400». Его конструкция напоминала модель Opel Kadett K38. Назвали автомобиль в честь 800-й годовщины со дня основания столицы СССР. Четырехдверку оснастили 23-сильным мотором и трехступенчатой механикой. Кроме того, машина получила гидравлические тормоза, независимую подвеску и дворники, однако поворотники данная модель не присматривала.

В первой половине 1950-х годов «Москвич-400» модернизировали и его индекс сменился на 401. Усовершенствованная версия имела улучшенную коробку передач, более мощный двигатель, салон машины претерпел тоже небольшие изменения.

Фото: © Москвич-400. РИА Новости/В. Хоменко

Первый советский универсал

«Москвич-423» – первый советским пятидверный универсал. Его произвели на базе модели «Москвич-402» в 1957 году. Автомобиль получил телескопические амортизаторы, независимую переднюю подвеску и усиленные рессоры. Рекламщики заявляли, что машина способна перевозить до 250 килограммов. Интересно, что дверь багажника открывалась налево в сравнении с современными универсалами.

Любимый седан советских граждан

Советские граждане любили «Москвич-407» не меньше 21-й «Волги». Автомобиль был очень стильным – хромированные детали, молдинги вдоль боковины, удачно встроенный и удобный багажник, часы в салоне, радиоприемник.

Кроме того, машина имела мощный для того времени 45-сильный двигатель и четырехступенчатую коробку передач. «Москвич» разгонялся до 115 километров в час, также был оснащен отопителем. На Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе 407-й наградили золотой медалью. Автомобиль активно экспортировался в Западную Европу и страны соцлагеря.

«Москвич» в кинокультуре

Советский «Москвич» называли легендой. Многие семьи мечтали о покупке машины, приобрести ее можно было только по предварительной записи, приходилось долго ждать своей очереди. Новые модели «Москвича» быстро стали героями кинофильмов.

«Москва слезам не верит»

Первый массовый легковой советский автомобиль «Москвич-400» был показан Владимиром Меньшовым в ленте «Москва слезам не верит» в 1979 году. Главная героиня Катерина со своими подругами отправилась на четырехдверке на дачу, где она должна была познакомиться с родителями своего возлюбленного. На этой же машине девушку забирали из роддома с малышкой.

Фото: © Москвич-400. Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

«Осторожно, бабушка!»

«Москвич-401» можно наблюдать в фильме Надежды Кошеверовой «Осторожно, бабушка!», он вышел в 1960 году. По сюжету Леночка, которая руководила строительством нового Дома культуры, не справлялась со всеми задачами. Ей решила помочь бабушка, которую сыграла Фаина Раневская. Под управлением пенсионерки «Москвич-401» стал настоящей гоночной машиной.

«Зеленый огонек»

Автомобиль «Москвич-407» предстал в «Зеленом огоньке», снятом режиссером Вилленом Азаровым в 1964 году, в роли одушевленного героя. Машина в картине имела собственный характер и даже произносила монологи. Ее озвучил известный артист Зиновий Гердт.

«Бриллиантовая рука»

«Москвич-408» был показан в комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» в 1968 году. Именно из этого автомобиля, подвешенного к вертолету, выпал герой Юрия Никулина в конце картины. Кроме того, самый загадочный персонаж фильма, некий Шеф, говорит: «На полагающуюся мне по закону премию я по совету друзей решил приобрести автомашину «Москвич»! Новая модель!»

Фото: © Москвич-408. Кадр из фильма «Бриллиантовая рука»

Необычные и редкие «Москвичи»

«Салют»

Инженеры много экспериментировали с внешним видом «Москвича», им приходили разнообразные идеи модернизации. Так была создана модель «Салют». Она отличалась своими маленьким размерами и необычной формой. Автомобиль был одноместным.

Гоночный «Москвич»

«Москвич-407 Г2» мало кому известен, и это неудивительно, ведь автомобиль был гоночным. Его специально разработали для участия в соревнованиях, выпустили всего две модели. Машина была участницей многих гонок, организованных на территории СССР. Форма «Москвича» была очень необычной – боковина напоминала волну. Однако в 1959 году про авто все забыли.

Люксовый «Турист»

В 1964 году был выпущен купе-кабриолет под названием «Турист». Выглядел он очень презентабельно и являлся прогулочной версией марки «Москвич». Всего было выпущено две машины, в серийное производство автомобиль не запустили.

Фото: © РИА Новости/Кирилл Каллиников

«Буратино»

«Москвич-401-422» также называли «Буратино». Это грузовой фургон с деревянным кузовом, на нем развозили почту и продукты, но выглядела модель очень футуристично. До сегодняшних дней дошло лишь несколько экземпляров.

СЮЖЕТ:
История России

Семён Дежнёв: по следам легендарного казака-первопроходца

29 сентября, чт, 09:08

Матильда против Ленина: как балерина не дала большевикам спокойно жить

12 сентября, пн, 16:41

День, когда закончилась Вторая мировая война

03 сентября, сб, 12:28

Новые данные по РЗЭ и редкометальной минерализации в пегматитах Слюдяногорского месторождения мусковитов на Южном Урале

NASA/ADS

Новые данные о РЗЭ и редкометальной минерализации в пегматитах Слюдяногорского месторождения мусковитов на Южном Урале

  • Попова В. И.
  • ;

  • Муфтахов В.А.
  • ;

  • Попов В.А.
  • ;

  • Блинов И.А.
  • ;

  • Котляров В.А.
Аннотация

Слюдянгорское месторождение мусковита на Южном Урале было разведано и отработано в 1926-1957. К середине 1950-х гг. выявлено 104 жилы кварц-полевошпатовых пегматитов, в том числе 21 жила мусковитсодержащих. Пегматиты с гигантскими черными Y-содержащими кристаллами эпидота секутся жилами с гигантскими кристаллами мусковита, которые, в свою очередь, пересекаются жилами двуслюдяно-кварцево-двуполевошпатовых пегматитов с редкометалльной и редкоземельной минерализацией. Микрозондовые данные составов сложных оксидов Ti-Ta-Nb [фергусонит-(Y), самарскит-(Y), эвксенит-(Y), поликраз-(Y), колумбит-(Fe), надгруппа пирохлора) характеризуются как уранинита, ильменорутила, шеелита, Y-содержащего эпидота, некоторых сульфидов и породообразующих минералов Слюдяногорского месторождения. Морфология и взаимосвязь минералов указывают на то, что они являются результатом роста кристаллов в полостях, а не метасоматического замещения гнейсов, как предполагалось ранее. Таким образом, для месторождений Слюдорудника редкометальные и РЗЭ-минералы более перспективны в изверженных породах (гранитные мусковит-кварц-полевошпатовые пегматиты с Nb-Ta-Ti-Y-U-W-Mo оруденением), чем в метасоматитах.

Публикация:

Геология рудных месторождений

Дата публикации:
Декабрь 2016
DOI:

10. 1134/С1075701516080122

Биб-код:

2016ГеоОД..58..681П

Ключевые слова:
  • сложные оксиды Ti-Ta-Nb;
  • уранинит;
  • пегматиты;
  • Слюдяногорское месторождение;
  • Южный Урал

Расчеты поверхностной энергии для мусковита

  • Опубликовано:
  • R. F. GIESE JUN. 1  

Природа
том 248 , страницы 580–581 (1974)Цитировать эту статью

  • 208 доступов

  • 33 Цитаты

  • Сведения о показателях

Abstract

МУСКОВИТ, KAl 2 (Si 3 Al)O 10 (OH) 2 , обладает свойствами расщепления, которые делают его пригодным для изучения явлений, происходящих на поверхностях и границах раздела. Превосходное расщепление создает поверхности, которые будут считываться с такой же или почти такой же прочностью 1–3 и которые могут быть молекулярно гладкими на больших площадях 4 . Экспериментальные результаты показывают, что притяжение поперек расщепления (001) максимально в вакууме и становится меньше в воздухе или различных других средах, и есть доказательства того, что скорость расщепления влияет на силу притяжения 5 .

Это предварительный просмотр содержимого подписки, доступ через ваше учреждение

Варианты доступа

Подписка на журнал

Получите полный доступ к журналу на 1 год

199,00 €

только 3,90 € за выпуск

Подписаться

Расчет налогов будет завершен во время оформления заказа.

Купить статью

Получите ограниченный по времени или полный доступ к статье на ReadCube.

32,00 $

Купить

Все цены указаны без учета стоимости.

Ссылки

  1. Obreimoff, J. W., Proc. Р. Соц. , А 127 , 290 (1930).

    Артикул
    ОБЪЯВЛЕНИЯ

    Google ученый

  2. Бейли А.И. и Кей С.М., Proc. Р. Соц. , А 301 , 47 (1967).

    ОБЪЯВЛЕНИЕ
    КАС

    Google ученый

  3. Брайант, П. Дж., Trans. Девятый вакуумный симп. (1962).

  4. Бейли, А. И., и Кортни-Пратт, Дж. С., Proc. Р. Соц. , А 227 , 500 (1955).

    ОБЪЯВЛЕНИЕ
    КАС

    Google ученый

  5. Дерягин Б.В., Мецик М.С., Советская физика твердого тела , 1 , 1393 (1959).

    Google ученый

  6. Девиль, Дж.-П., и Гольдстауб, С., Cr. хебд. Сеанц. акад. науч. , В 268 , 629 (1960).

    Google ученый

  7. Радослович Е.В., Acta Crystallogr. , 13 , 919 (1960).

    Артикул
    КАС

    Google ученый

  8. Ротбауэр Р., Нойес. Джб. Шахтер. Мн. , 4 , 143 (1971).

    Google ученый

  9. Гизе, РФ, Глины и глинистые минералы , 21 , 145 (1973).

    Артикул
    ОБЪЯВЛЕНИЯ
    КАС

    Google ученый

  10. Bauer, W., Acta Crystallogr. , 19 , 909 (1965).

    Артикул

    Google ученый

  11. van Zeggeren, F., and Benson, G.C., J. chem. физ. , 26 , 1077 (1957).

    Артикул
    ОБЪЯВЛЕНИЯ

    Google ученый

Ссылки на скачивание

Информация об авторе

Авторы и организации

  1. Департамент геологических наук, Нью-Йоркский университет в Буффало, PO Box U, Station B Buffalo, New York, 14207

    R. F. GIESE JUN.

Авторы

  1. R. F. GIESE JUN.

    Посмотреть публикации автора

    Вы также можете искать этого автора в
    PubMed Google Scholar

Права и разрешения

Перепечатка и разрешения

Об этой статье

Эта статья цитируется

  • Поверхностная энергия оксидов и силикатов

    • Ю. И. Тарасевич

    Теоретическая и экспериментальная химия (2006)

  • Применение нового подхода к расчету электростатических энергий расширенных ди- и триоктаэдрических слюд

    • Х.

Leave a Reply