Москвич в 1957 году: История Москвич-407: создание, обзор и модификации автомобиля

Содержание

27 неисправностей нового Москвича — честный тест «За рулем» 1957 года — журнал За рулем

65 лет назад в руки журналистов попала новинка отечественного автопрома – Москвич-402. Это были первые потребительские испытания автомобиля.

Продолжаем цикл материалов, посвященных 95-летию журнала «За рулем».

Тест по секрету

95 лет «За рулем»: Как все начиналось?

Первым автомобилем новой оттепельной эпохи стал Москвич-402, выпуск которого начали в 1956-м. К машине было приковано особое внимание. Ведь Москвич ориентировали именно на частных покупателей – автолюбителей.

К тому же автомобиль разительно отличался от предшественника — Москвича-401, который вел родословную еще от немецкого Opel Kadett 1938 года.

Москвич-402 получил абсолютно новый кузов и салон. Мощность двигателя рабочим объемом 1,2 л увеличилась почти в полтора раза – до 35 л.с.

Сотрудникам «За рулем» очень хотелось попробовать новинку в деле. Но где ее взять? Никаких дилерских тестовых машин не существовало. А словосочетание «пресс-парк» наши коллеги 1950-х просто не поняли бы.

Производство Москвича-402 стартовало в 1956 году.

Выручил читатель – владелец свежего Москвича, выпущенного меньше полугода назад — в июне 1956-го. Он на два дня отдал «акулам пера» личный автомобиль на «растерзание».

Правда, при условии, что его имя в журнале не упомянут. Двухдневным тестовым маршрутом выбрали трассу Москва-Минск и прилегающие к ней дороги.

Москвич-402 на заводских испытаниях, 1955 г.

Гран-при «За рулем» – скоро розыгрыш автомобилей!Появился доступный видеорегистратор сверхвысокого разрешенияЮбилей «За рулем»: Нам 95 лет!

10 дней и 27 поломок

У свежей машины уже была история. Вероятно, владелец был близок к МЗМА, поскольку о его машине уже опубликовали статью в заводской многотиражке.

Речь шла о том, что за первые десять дней владения автомобилем на нем проявились… 27 неисправностей! Все рекламации завод вроде бы устранил.

Что на хромированных деталях уже проступила ржавчина, журналисты обратили внимание сразу. Владелец сказал, что появилась она буквально в первый месяц.

Но испытателей ждало еще много интересного.

Нижнеклапанный двигатель Москвича рабочим объемом 1,2 л развивал 35 л.с.

Часы и сальник

Журналисты постоянно (хотя и заочно) сравнивали 402-й с хорошо знакомым Москвичем-401. По сравнению с ним новая машина кардинально отличалась удобной посадкой (как сказали бы теперь — эргономикой). Обзорность тоже была куда лучше, чем у 401-го и Победы.

Очень понравилась подвеска, особенно на проселочной дороге, куда съехали с шоссе уже за Смоленском. Правда, несмотря на небольшую раскачку, кузов скрипел и трещал всем, чем только можно.

Понравилось и то, что теперь бы назвали комплектацией. Ведь в 402-м стоял даже радиоприемник. И журналисты так радовались этому, что иронизировали по поводу отсутствия часов. Шутили, что владелец Москвича настолько счастлив, что часов не наблюдает!

Испытатели отдельно похвалили раскладывающиеся в лежанку сиденья. В эпоху бурного роста интереса к автотуризму это считали очень важным достоинством автомобиля. Кстати, не только в СССР.

Частный Москвич, попавший на «растерзание» журналистам.

Но скоро у путешественников появились куда более прозаичные заботы. Например, потек сальник полуоси. Причем подтеки просочились даже на наружную часть диска. «Не в первый раз», — поведал опытный владелец.

В салон настойчиво проникала пыль, а потом и потоки дождя. Внимательно приглядевшись, обнаружили, что с заднего сиденья машины через щель между кузовом и дверями видно небо.

Попутно выяснилось, что при торможении Москвич ведет вправо. Впрочем, по представлениям советских автолюбителей тех лет – терпимо.

Рекорды и провалы

Как Нивы Сахару пересекли — и другие истории «За рулем»

Журналистов потрясла динамика Москвича-402. На пустом Минском шоссе машина набрала по спидометру 110 км/ч при официальной максималке 105 км/ч. При этом автомобиль неплохо стоял на дороге и не докучал вибрациями, как хорошо знакомый сотрудникам «За рулем» Москвич-401.

Но вскоре радость испытателей омрачили провалы тяги из-за нестабильной работы карбюратора. По карбюраторному заводу Ленкарз, который никак не мог довести прибор до ума, в статье прошлись отдельно.

Потом перестали работать щетки стеклоочистителя. Конечно же, во время сильного дождя! Починить привод на месте не удалось. Ехали дальше, двигая щетки вручную.

Тестовый Москвич на въезде в Смоленск, 1957 г.

Эпилог с прологом

Марафон «60 часов «За рулем»: подробности

«… многочисленные достоинства «Москвича» — не могут заслонить обнаруженных в нем недостатков. Московский завод малолитражных автомобилей должен резко улучшить работу», — написали авторы в конце статьи, разросшейся на два весенних номера 1957 года.

Первые Москвичи-402 были, мягко говоря, далеки от совершенства. Вскоре качество заметно улучшили, и Москвичи успешно пошли на экспорт.

Несмотря на то, что журнал входил в систему ДОСААФ, а руководил «За рулем» отставной военный, несмотря на официальную идеологию и партийный контроль, журналисты описали автомобиль и все его недостатки честно, а местами даже язвительно. Так в 1957-м был задан стандарт испытаний «За рулем». И в этом жанре все только начиналось!

  • Все публикации из цикла «95 лет «За рулем»»
  • Архив журнала «За рулем»

как советский «Москвич» чуть не стал бразильским

Известный факт – в лучшие годы, на рубеже 60-70-х, за границу уходило больше половины тиража «Москвичей». Поэтому неудивительно, что богатая экспортная история столичного автозавода полна интересными, а подчас почти фантастическими эпизодами.

Так, например, главный конструктор МЗМА Александр Андронов вспоминал, как на волне переговоров советского лидера Хрущева с президентом США Эйзенхауэром в 1959 году «Москвичи-407» едва не протолкнули на американский рынок. Предприятие получило срочное задание на подготовку трех демонстрационных автомобилей «с полной гарантией качества и с улучшенной отделкой». Машины построили, «Автоэкспорт» заключил договор на поставку, как минимум один седан оказался в США.

«Москвич» в экспортном двухцветном исполнении на улицах Нью-Йорка, 1959 год.

Увы, скандал со сбитым над территорией СССР 1 мая 1960-го американским самолетом-разведчиком U-2 спровоцировал очередной виток холодной войны. На импортера «Москвичей» надавили госорганы, пригрозили судебными исками юристы по патентному праву. И пусть реальных оснований к такого рода претензиям не было, планы по продаже отечественных моделей в Штатах превратились в пыль.

Но мало кто знает, что еще до этих событий «Москвич» модели 402 имел шанс не просто оказаться за океаном, а даже претендовал на прописку в Латинской Америке. Подробности раскопали наши коллеги из бразильской редакции Motor1.

Дешевле «Жука»

В 1957 году некто Элеутериу Тито Лемуш ду Канту – полковник в отставке, профессор физики в Военном колледже, а по совместительству еще инженер и юрист (экая разносторонняя личность!) – основал компанию Torgbras, зашифровав в названии русское слово торговля и родную страну Бразилию. Фирма должна была специализироваться на импорте новейших товаров и технологий из стран Восточной Европы. Прежде всего – из Советского Союза.

Полковник Элеутериу Тито Лемуш ду Канту и его партнер Валерий (Валериан) Одинцов (Одингоф, Одинстоф) на иллюстрации издания Jornal do Brasil.

Известно, что партнерами полковника стали отец с сыном – Климентий и Валерий (Валериан), фамилию которых даже в одной газетной заметке местные журналисты умудрялись писать и как Одингоф, и как Одинстоф (пример в вырезке ниже). Не исключено, по факту они были Одинцовы. Так или иначе, компаньоны развили весьма бурную деятельность, включив в сферу интересов предприятия не только заурядные бытовые вещи вроде радиоприемников или фотоаппаратов, но также нефтепереработку, металлургию и даже передовые космические разработки.

Пикантности ситуации добавлял тот факт, что дипломатические отношения СССР и Бразилии с 1947 года были разорваны. Однако под занавес 50-х дело уже шло к мировому соглашению, причем восстановление дружбы лоббировали министерство финансов и крупные производители кофе и какао. Возможно, Тито Лемуш ду Канту и Одинцовы владели ситуацией и постарались сыграть на опережение, пока лакомый сектор экономики не освоили другие.

Среди прочего, полковник со товарищи решили импортировать в Бразилию не менее 10 000 (!) седанов «Москвич-402», предложив автомобили на очень заманчивых условиях, в том числе в рассрочку, членам Военного клуба и Ассоциации прессы – иными словами, культурной элите страны. По всему выходило, что советская машина должна была получиться на 20% дешевле фольксвагеновского «Жука» местной сборки!

«Москвич-402»

При этом дебютный «Москвич» второго поколения на тот момент считался вполне современным: МЗМА наладил выпуск 402-го весной 1956 года, от прежнего семейства 400/401 – суть доработанного довоенного Opel Kadett – остался разве что силовой агрегат, да и то нижнеклапанный 1,2-литровый атмосферник форсировали до 35 л.с., а трехступенчатую механику переделали. Вдобавок бразильцев впечатлили комфорт и оснащение седана: 12-вольтовое электрооборудование, ламповый радиоприемник, отопитель, модная отделка интерьера – даже на фоне других иномарок пришелец из СССР выглядел статусно.

«Автомобиль по цене скутера»

Под такими громкими заголовками «Москвичи» обсуждали в бразильской прессе. Как мы уже выяснили, 402-й и правда обещал стать выгодной покупкой для местной аудитории. Тем не менее смелая инициатива компании Torgbras не у всех нашла понимание. Радикально настроенная часть общества считала, будто Советский Союз сознательно идет на демпинг, нанося ущерб зарождавшемуся национальному автопрому.

Доля истины в этих обвинениях присутствовала. В разгар хрущевской оттепели СССР активно развивал международную торговлю, стараясь всеми силами закрепиться на важных рынках. Тот же «Москвич» энергично продвигали в Европе, так или иначе играя на заманчивой формуле «много автомобиля за скромные деньги». И небогатый покупатель на наживку клевал.

Полноприводные седаны 410 и универсалы 411 пали жертвой экспортной программы МЗМА. Производство загрузили массовыми моделями, которые делали кассу за рубежом. С 1957 по 1961 годы собрали всего около 9 000 (по другим данным – 12 000) «Москвичей» второго поколения с колесной формулой 4х4.

Но в итоге власти Бразилии запретили сделку, сославшись на отсутствие валютного обеспечения для ввоза советских машин.

Ставки растут

Однако полковника ду Канту политические трудности, похоже, лишь раззадорили. Предприниматель рассудил так: раз нельзя протащить через границу готовые «Москвичи», надо импортировать завод целиком. Закупить по выгодному долгосрочному контракту в СССР необходимое оборудование, технологии – и делать 402-е седаны в Рио-де-Жанейро уже своими силами, как того и желали сторонники национальной промышленности.

Основатель Torgbras уверял: Советский Союз заинтересован в индустриализации Бразилии, а не в «колониальной эксплуатации» страны. В ответ некоторые СМИ, особенно с выраженной антикоммунистической позицией, запустили против проекта локализации «Москвичей» еще более агрессивную информационную кампанию .

Русские машины никого не делают коммунистами

Полковник грамотно парировал: дескать, Torgbras – компания с полностью национальным капиталом, в политической борьбе не участвует и занимается только бизнесом в аспекте развития местной экономики. «Русские автомобили никого не делают коммунистами», – метко приговаривал ду Канту.

«Мы собираемся производить машины для Бразилии, причем на 100% локализованные – из местного сырья и более доступные, нежели американские модели, прибыль от продажи которых уходит за границу», – заявил предприниматель в интервью изданию Jornal do Brasil в декабре 1957 года.

«Москвич-402»

Увы, как раз в тот момент Исполнительная группа автомобильной промышленности (GEIA) прекратила прием заявок на открытие в Бразилии новых сборочных производств. И у основателей Torgbras не хватило финансовых средств, а, может быть, и связей, чтобы финальным рывком, вопреки обстановке все же продавить идею изготовления «Москвичей» в Рио. Интересный проект дальновидного полковника ушел в историю…

Дружба без последствий

Совсем скоро время показало, что полковник верно оценивал перспективы международного сотрудничества. Уже в 1958-м Бразилия и СССР возобновили торговлю, а спустя три года восстановили дипломатические отношения.

В мае 1962-го Рио-де-Жанейро принял выставку советской промышленности, на которой, помимо автобусов, мусоровозов, карет «скорой помощи» и мототехники, демонстрировали «Москвич-407» – модернизированный вариант 402-го седана с верхнеклапанным 45-сильным мотором объемом 1,4 л. Хотя еще сильнее публику впечатлили престижные горьковские модели – ГАЗ-21 «Волга» и ГАЗ-13 «Чайка». Обычные люди не предполагали, что в коммунистическом Союзе могут делать нечто подобное.

«Москвич-407»

ГАЗ-21 «Волга»

ГАЗ-13 «Чайка»

Казалось, все идет к тому, что советские машины, наконец, станут на местных дорогах массовым явлением. Ведь даже военный переворот 1964 года не привел к охлаждению отношений между странами. Наоборот, к 1967-му Бразилия наравне с Кубой претендовала на звание главного торгового партнера СССР в Латинской Америке. Тогда же в Сан-Паулу состоялась очередная демонстрация достижений промышленности Союза, в том числе автомобилей.

«Москвичи» 433 (слева) и 408 на советской ярмарке в Сан-Паулу, 1967 год.

В 1968-м известный журналист Экспедито Марацци еще раз оживил интерес к «Москвичам», протестировав для издания Quatro Rodas седан 408, которым пользовались советские дипломаты в Рио-де-Жанейро. Заметка получилась позитивной: эксперт отметил, как далеко современная модель ушла от 402-го предка, некогда имевшего шанс получить бразильскую прописку.

«Москвич-408»

Однако и на этот раз дело ограничилось обсуждением в прессе. Лишь в 1990 году долгие теоретические измышления перешли в практическое русло – продажи машин с клеймом Made in USSR, наконец, стартовали в Бразилии. Но это были автомобили уже другой марки – Lada…

пегматитов, содержащих андалузит и корунд, в национальном парке Йосемити, Калифорния | Американский минералог

Skip Nav Destination

Исследовательская статья|
01 октября 1957 г.

Роберт Л. Роуз

Информация об авторе и статье

Издательство: Минералогическое общество Америки.

Полученный:
11 дек 1956

Первый онлайн:
06 июл 2018

Онлайновый ISSN: 1945-3027

Печатный ISSN: 0003-004X

Copyright © 1957 Минералогическое общество Америки

Минералогическое общество Америки

Американский минералог (1957) 42 (9-10): 635–647 .

История статьи

Получено:

11 декабря 1956 г.

Первый онлайн:

06 июля 2018

  • Цитировать

    • Посмотреть эту цитату
    • Добавить в менеджер цитирования

  • Делиться

    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта
  • Инструменты

    • Получить разрешения

  • Поиск по сайту

Цитата

Роберт Л. Роуз; Пегматиты, содержащие андалузит и корунд, в национальном парке Йосемити, Калифорния. Американский минералог 1957;; 42 (9-10): 635–647. doi:

Скачать файл цитирования:

  • Рис (Зотеро)
  • Рефменеджер
  • EasyBib
  • Подставки для книг
  • Менделей
  • Бумаги
  • Конечная примечание
  • РефВоркс
  • Бибтекс

панель инструментов поиска

Расширенный поиск

Пять пегматитов, содержащих андалузит и корунд, занимают трещины ac переслаивающихся пелитовых роговиков и кварцитов в краевой части подвески крыши на озере Мей, национальный парк Йоскмит, Калифорния. Пегматиты сложены кварцем, ортоклазом, биотитом, мусковитом, андалузитом, корундом и др. Андалузит (N х = 1,646, 2V х = 84°) сосредоточен в краевых зонах и частично замещен мусковитом. В мусковите внутри измененных кристаллов андалузита заключены мелкие двухосные кристаллы корунда с окантовкой диаспора. Считается, что пегматиты образовались в результате магматического внедрения и реакции магмы с вмещающими породами с образованием андалузита в реакционных зонах. Позднее калийный метасоматоз частично преобразовал андалузит в смесь мусковита, корунда и диаспора.

Возраст биотита из одного из пегматитов (88,2 миллиона лет) указывает на то, что они генетически связаны с гранодиоритом Сентинель, а не с соседним кварцевым монцонитом горы Хоффманн.

Этот контент только в формате PDF. Пожалуйста, нажмите на значок PDF для доступа.

Предварительный просмотр первой страницы

Закрыть модальное окно

У вас нет доступа к этому контенту. Если вы считаете, что вам нужен доступ, обратитесь к администратору учреждения.

Новые данные по РЗЭ и редкометальной минерализации в пегматитах Слюдяногорского месторождения мусковита на Южном Урале

NASA/ADS

Новые данные по РЗЭ и редкометальной минерализации в пегматитах Слюдяногорского месторождения мусковитов на Южном Урале

  • Попова В. И.
  • ;

  • Муфтахов В.А.
  • ;

  • Попов В.А.
  • ;

  • Блинов И.А.
  • ;

  • Котляров В.А.
Аннотация

Слюдянгорское месторождение мусковита на Южном Урале было разведано и отработано в 1926-1957. К середине 1950-х гг. выявлено 104 жилы кварц-полевошпатовых пегматитов, в том числе 21 жила мусковитсодержащих. Пегматиты с гигантскими черными Y-содержащими кристаллами эпидота секутся жилами с гигантскими кристаллами мусковита, которые, в свою очередь, пересекаются жилами двуслюдяно-кварцево-двуполевошпатовых пегматитов с редкометалльной и редкоземельной минерализацией. Микрозондовые данные составов сложных оксидов Ti-Ta-Nb [фергусонит-(Y), самарскит-(Y), эвксенит-(Y), поликраз-(Y), колумбит-(Fe), надгруппа пирохлора) характеризуются как уранинита, ильменорутила, шеелита, Y-содержащего эпидота, некоторых сульфидов и породообразующих минералов Слюдяногорского месторождения. Морфология и взаимосвязь минералов указывают на то, что они являются результатом роста кристаллов в полостях, а не метасоматического замещения гнейсов, как предполагалось ранее. Таким образом, для месторождения Слюдорудник минералы редкометальных и РЗЭ более перспективны в изверженных породах (гранитные мусковит-кварц-полевошпатовые пегматиты с Nb-Ta-Ti-Y-U-W-Mo оруденением), чем в метасоматитах.

Публикация:

Геология рудных месторождений

Дата публикации:
Декабрь 2016
DOI:

10.

Leave a Reply