Содержание
Пользователям автодорог
363 км — с. Пальна-Михайловка. Усадьба Стаховичей
В 15 километрах севернее Ельца в с. Пальна-Михайловка находится усадьба дворянского рода Стаховичей. В 1820 году здесь был построен деревянный усадебный дом в стиле русского классицизма. В 1907 году он сгорел, и вместо него в 1910 году был выстроен каменный, сохранившийся до наших дней. Уцелел усадебный парк, раскинувшийся по обеим сторонам речки Пальны.
375 км — Туристско-рекреационный кластер «Елец»
Туристско-рекреационный кластер расположен в центральной части г. Елец. Елец – единственный город области, внесенный ЮНЕСКО в список 115 городов РФ, имеющих ценные памятники истории и культуры. Город знаменит не отдельными сооружениями и архитектурными ансамблями, а композицией города в целом, как памятник градостроительства XVI-XVII веков. На территории исторического центра находится 226 памятников истории и культуры, из них 90 – регионального и федерального значения.
В городе расположено 13 храмов (10 из которых – действующие), 2 монастыря, почти каждое второе здание в центре города – памятники истории и архитектуры.
375 км — с. Гагарино. Гагаринская стоянка, палеолит
Гагаринская стоянка — единственный верхнепалеолитический памятник, известный в настоящее время в бассейне Верхнего Дона. Раскопки Гагаринской стоянки начаты в 1926 году С. Н. Замятниным с обследований скопления костей, обнаруженных во время хозяйственных земляных работ.
376 км – с. Талица. Казанская церковь
Храм размещается в центре бывшего острога на высоком левом берегу реки Быстрая Сосна. Церковь в Талицах — одна из самых интересных архитектурных загадок Липецкого края. Архаичные формы памятника, постройка по типу «восьмерик на четверике», использование каменных блоков в основании и кладке стен указывают на то, что время закладки храма можно отнести к началу XVII века. Но более всего не дает покоя исследователям шатровое завершение храма. Дело в том, что шатровые завершения на Руси зародились еще в глубокой древности. В конце XVI — начале XVII века шатер стал излюбленной формой покрытия храмов.
380 км – с.
Воронец. Церковь во имя Казанской Божией Матери
В период времени от 1766 до 1770 года на месте сгоревшего деревянного храма был построен каменный двухпрестольный — во имя Казанской иконы Божьей Матери и св. Николая. В 1857 – 1861 гг. был расширен пристройкой двух приделов
390 км – с. Бутырки. Церковь Архангела Михаила
Деревянная церковь Михаила Архангела в Ельце была построена в XVII—XVIII веках. Каменная церковь была построена в XVIII—XIX веках. Храм неоднократно перестраивался и дошёл до нас в полуразрушенном состоянии. Храмовая часть церкви выстроена в русско-византийском стиле, колокольня Архангельского храма — в стиле раннего классицизма.
395 км – с. Липовка. Церковь Сергия Радонежского
Первый деревянный храм появился в имении Бехтеевых в 1705 году и посвящён он был покровителю рода Бехтеевых – преподобному Сергию Радонежскому. В 1769 г. Сергей Алексеевич Бехтеев вместо сгоревшего деревянного храма построил ныне существующий каменный храм во имя св. Сергия Радонежского.
401 км – с. Борки. Усадьба Великого князя Андрея Владимировича Романова
Усадьба Борки (Борковский замок) — единственный в Липецкой области памятник архитектуры в английском готическом стиле. Расположена в селе Борки Тербунского района Липецкой области. С 1901 по 1915 годы усадьба принадлежала двоюродному брату императора Николая II Великому князю Андрею Владимировичу Романову.
409 км – с. Паниковец. Церковь Никольская
Деревянная однопрестольная церковь была построена в 1692-1699 стараниями Якова Ивановича Толбузина. С 1807 приписана к Михайло-Архангельской церкви с. Упорой. По сведениям местных жителей, после 1910 обшитое тёсом одноглавое купольное здание с двухъярусной колокольней было заменено кирпичным.
410 км – с. Кашары. Храмовый комплекс
В 1823 году здесь была построена церковь святого Автонома Италийского. Это здание круглое в плане, представляет собой ротонду с колоннами. Рядом возвели колокольню с приделом святого Митрофана Воронежского. Архитектор неизвестен.
К концу XIX века храм ветшает. В 1900-1901 годах его отремонтировали, а живописец Шаламов расписал своды.
420 км – г. Задонск.
Задонск – город великих христианских духовных традиций, которые возвели его в ранг общероссийских святынь. Закрепление за городом славы духовного центра – «Русского Иерусалима» – совпало с прославлением святителя Тихона Задонского, соединившего с ним свою судьбу. Задонск является одним из центров паломнического туризма центральной части России.
Основные достопримечательности Задонска: Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, Богородице-Тихоновский (Тюнинский) женский монастырь, Церковь Успения Пресвятой Богородицы.
457 км – с. Конь-Колодезь. Усадьба Сенявиных
Усадьба прославленных русских флотоводцев и государственных деятелей Сенявиных. Построена во второй половине XVIII-начале XIX века. Предположительно, село было подарено Петром I Н.А. Сенявину, известному вице-адмиралу, отличившемуся во время Северной войны 1700-1721 годов.
397 км – п. Донское. Государственное учреждение культуры «Липецкий областной музей природы» (заповедник «Галичья гора»)
Государственный заповедник в центре Северо-Донского реликтового ботанического района. Памятник природы, ботанический феномен. Расположен на Среднерусской возвышенности в Липецкой области. Крупный региональный научно-исследовательский центр.
399 км — с. Каменка. «Кудыкина гора» – развлекательный сафари-парк
Расположен в Липецкой области, возле деревни Каменка. В парке представлены гигантские оживающие скульптуры, интерактивные инсталляции, воссозданная по древним чертежам крепость и целебные источники с чистейшей водой.
862 км – памятник Труженице-женщине
Памятник Женщинам-колхозницам труженицам тыла установлен на въезде в городе Миллерово. Именно здесь с колхоза в Миллерово и началось движение женщин-механизаторов , которое потом распространилось не только в Ростовской области, но и в других регионах.
885 км – мемориал «Тринадцати Героев Советского Союза»
Создан в память о подвиге 13 гвардейцев 130-го гвардейского стрелкового полка 44-й гвардейской стрелковой дивизии, участвовавших в 1943 году в освобождении Ростовской области.
За проявленные мужество и героизм и образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками все тринадцать героев были посмертно представлены к званию Героя Советского Союза и награждены орденами Ленина.
931 км – Каменск-Шахтинский
Расположен на живописном берегу реки Северский Донец. На территории сквера (бывшая площадь имени Щаденко) в 2010 году построен храм Покрова Богородицы. В 50-е годы там снимались некоторые сцены фильмов «Тихий Дон» и «Судьба человека».
1000 км – Шахты
Здесь расположен краеведческий музей угольной промышленности Дона. Характерной деталью городского пейзажа являются терриконы (отвалы горных пород).
1010 км – мемориальный комплекс «Невернувшимся»
Скульптурная композиция «Невернувшимся» открыта в 1975 году к 30-летию Великой Победы. Мемориал не определяет какое-то конкретное место (боя или захоронения), просто апеллирует к народной памяти.
Тема памятника навеяна стихотворением поэта Расула Гамзатова «Журавли», ставшего песней-реквиемом по всем погибшим в войнах. Памятник создан ростовским скульптором Алексеем Харьковым и архитектором Александром Петровым.
С одной стороны дороги на холме – фигура матери, ожидающей своих детей, которые ушли на фронт. С другой стороны дороги на холме на высокой стеле – стая журавлей. Они так и стоят уже много лет, разделенные дорогой.
1056 км – Аксай
Когда-то это была почтовая станция, через которую шла почта на Кавказ и в обратном направлении. Сегодня это уникальный музейный комплекс под названием «Почтовая станция ХIХ века». В экспозиции представлены различные виды повозок: фаэтон, линейка, возки, сани. 1 июня 1820 года, проездом на Кавказ, в станице ночевал А.С. Пушкин. Богат экспонатами военных лет мемориальный комплекс воинской славы, расположенный в «Мухиной балке».
1057 км – Ростов-на-Дону
Город воинской славы, с 13 мая 2000 года — административный центр Южного федерального округа, крупный промышленный культурный и научный центр, морской порт.
Расположен на берегах одной из крупнейших рек Европы – Дон (длина 1870 км).
Автопутешествие по трассе М-4 «Дон»
Введение
- 9 Отзывы
- Бесплатно
Только на Русский
Поделиться
Загрузите тур на телефон:
Все точки тура
- Информация о туре
Информация о туре
Прослушать историю
Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.
Дорога М-4 Дон была построена ещё в середине XX века. Тогда трасса была всего лишь двухполосной и рассчитана на небольшие нагрузки. В 1999 году на трассе М-4 был открыт первый в России платный участок длиной около 20 км в Липецкой области, который позволил автомобильному потоку двигаться быстрее на данном участке.
Сейчас дорога находится в доверительном управлении Государственной компании «Автодор», по всей трассе проведены большие ремонтные работы, увеличена пропускная способность трафика, а скорость движения по платным участкам составляет от 90 до 130 км/час. Федеральная трасса М-4 «Дон» имеет протяженность 1589 километров, 849 из которых составляют платные участки, и проходит по территории Московской, Тульской, Липецкой, Воронежской и Ростовской областей, Краснодарского Края.Организатор проекта «Нам По Пути» : Сообщество Питерских блогеров
Генеральный партнер: Автодор-Платные Дороги
Автомобильный партнер: Chery Russia
Официальные партнеры: Tvil.ru, Izi.Travel,#M4 #M-4
Вперёд
- 1
Про трассу М4 Дон
- 2
Музей-заповедник «Горки Ленинские»
- 3
Домодедово
- 4
Пункт оплаты 62 км
- 5
Пункт оплаты 71 км
- 6
Усадьба Красино-Убережное
- 7
Пункт оплаты 133 км
- 8
Венёв
- 9
Исток Дона
- 10
Пункт оплаты 227 км
- 11
Пункт оплаты 322 км
- 12
Пункт оплаты 339 км
Информация о туре
Прослушать историю
Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin.

Дорога М-4 Дон была построена ещё в середине XX века. Тогда трасса была всего лишь двухполосной и рассчитана на небольшие нагрузки. В 1999 году на трассе М-4 был открыт первый в России платный участок длиной около 20 км в Липецкой области, который позволил автомобильному потоку двигаться быстрее на данном участке. Сейчас дорога находится в доверительном управлении Государственной компании «Автодор», по всей трассе проведены большие ремонтные работы, увеличена пропускная способность трафика, а скорость движения по платным участкам составляет от 90 до 130 км/час. Федеральная трасса М-4 «Дон» имеет протяженность 1589 километров, 849 из которых составляют платные участки, и проходит по территории Московской, Тульской, Липецкой, Воронежской и Ростовской областей, Краснодарского Края.
Организатор проекта «Нам По Пути» : Сообщество Питерских блогеров
Генеральный партнер: Автодор-Платные Дороги
Автомобильный партнер: Chery Russia
Официальные партнеры: Tvil.ru, Izi.Travel,#M4 #M-4
Вперёд
Предоставлено
Сообщество Питерских Блогеров
Все аудиогиды
Смотрите также
- ru
Россия • Керчь
Автопутешествие по трассе «Таврида»
Отзывы
Я оцениваю этот тур
A minimum rating of 1 star is required.
Ваше имя
Please fill in your name.
Комментарий (необяз.)
Leave this field blank
Евгений
5 out of 5 rating
07-24-2022Приятно скрасил дорогу от Москвы до Ростова. Хотелось бы больше точек про города и места которые проезжаем. Спасибо авторам.
2 out of 5 rating
01-02-2022Основная информация — пункты оплаты.
Оксана
3 out of 5 rating
10-09-2021Для такой длинной трассы очень мало треков и большинство про пункты оплаты. Причем после короткой информации и рекламы Т-пасс долго играет заунывная музычка. Но то, что есть интересно. Хорошо бы автодору расширить этот гид
Александр.

5 out of 5 rating
09-12-2021очень хорошо.
4 out of 5 rating
04-25-2021Очень интересное
Открыть в приложении
Спонсоры этого тура
НАТО «оказывает максимальное давление на Москву», поскольку война в Украине продолжается, заявил посол США
Автор: Джон Грейди
2005 спутниковый снимок Украина. Река Днепр в центре почти делит страну пополам. NASA Photo
НАТО укрепила силы вдоль своего восточного фронта, срочно предоставила военную и экономическую помощь Украине и продолжала оказывать поддержку, несмотря на некоторые проблемы, заявил во вторник посол США в НАТО.
«Коллективно мы оказываем максимальное давление на Москву» посредством переброски дополнительных войск, самолетов и техники к участникам из Балтийского в Черное море и применения жестких экономических санкций в отношении российских предприятий, финансовых учреждений и руководителей, — заявила Джулианна Смит.
Она отметила, что «каждый член не на восточном фланге» внес свой вклад в это наращивание. Соединенные Штаты направили в Европу дополнительно 20 000 солдат, чтобы продемонстрировать солидарность с новой российской угрозой.
Ближайшие к Украине члены, такие как Польша, немедленно ответили снаряжением и боеприпасами и открыли двери для беженцев.
В то время как Кремль продемонстрировал некомпетентность в том, что «был не в состоянии справиться с простыми вещами — тыловым обеспечением и командованием и управлением», Смит, которая была утверждена на своем посту за три месяца до теракта, сказала: «Мы также признаем, что [президент России Владимир] Путин не всегда соотносите цели с возможностями». Со временем он показал себя «довольно безрассудным» в достижении этих целей.
Позже на мероприятии в Центре стратегических и международных исследований она добавила, что была еще одна причина плохой боевой эффективности российских сухопутных войск.
«У нас есть доказательства того, что эти инвестиции [в модернизацию] никогда не делались». Россия объявила об увеличении инвестиций в обычные вооружения в свете ее борьбы во время вторжения в Грузию в 2008 году.
Отвечая на вопрос о возможном использовании Москвой тактического ядерного оружия в Украине, Смит сказал: «Мы будем продолжать сигнализировать России», что, если это произойдет, «будут беспрецедентные последствия». Она охарактеризовала эти комментарии как «развязную болтовню» и «опасную».
В конце октября Путин отрицал, что Кремль когда-либо планировал применить оружие массового поражения в Украине. Смит сказал, что в политике альянса в отношении ядерного оружия не произошло серьезных изменений, а разведданные о шагах России по его применению в Украине отсутствуют.
Хотя с началом зимы российские сухопутные войска зашли в тупик или отступают, по словам Смита, «мы хотим с осторожностью относиться к тому, что могут сделать [российские военно-воздушные силы и стратегические силы]».
Поддержка обороны Киева оказывается «очень серьезной проблемой» для союзников и Украины, поскольку запасы боеприпасов истощаются, а оборудование необходимо заменять в ходе продолжающихся боевых действий, сказала она. Смит сказал, что Украинская оборонная группа, в которую входят 50 стран во главе с США, приглашает представителей оборонной промышленности этих стран на ежемесячные встречи, посвященные истощению запасов боеприпасов.
Тем временем в Брюсселе управление вооружений альянса работает с оборонной промышленностью, чтобы заверить тех производителей, которые вновь открыли производственные линии, в том, что они получат устойчивые закупки. По словам Смита, один из способов поддержать закупки — это совместные закупки, чтобы поддерживать производство в течение долгого времени.
Аналогичная координация с оборонной промышленностью осуществляется с Европейским союзом для обеспечения безопасности НАТО и ЕС. не работают в перекрестных целях в покупке оружия и снаряжения.
Смит надеется, что Швеция и Финляндия будут избраны «полноправными членами в 2023 году». Они принесут в НАТО «потенциал и знания по управлению Балтийским морем». Две исторически нейтральные страны официально подали заявку на членство на встрече альянса в этом году в Мадриде после неспровоцированного нападения Москвы на Украину. В течение многих лет они были приглашены на встречи НАТО и участвовали в военных учениях с членами альянса.
Турция настаивает на том, что Анкаре необходимо увидеть «конкретные шаги», особенно со стороны Швеции, что она больше не предлагает убежище курдам, которых Турция называет террористами. Все 30 членов должны согласиться принять другую страну в качестве члена.
Смит добавил, что членство Швеции и Финляндии «станет чистым плюсом для альянса» и «изменит ощущение встречи в Северной Атлантике».
Что касается Китая, она ожидала, что следующая встреча альянса в Вильнюсе (Литва) конкретизирует то, что НАТО считает своими проблемами.
«Все двигатели работают», глядя на Китай. Назвав Китай вызовом альянсу 28 европейских стран и двух стран Северной Америки, Смит сказал, что НАТО доказала, что может «поднять голову» и выйти за рамки насущных потребностей войны в Украине.
Ключевые слова статьи: CSIS, f, Финляндия, НАТО, Польша, Россия, Швеция, Украина, Владимир Путин
Категории: Иностранные силы, Новости и аналитика, Россия
Майский бюллетень — Как избежать трассы М-4 по дороге из Москвы в Сочи
В прошлом месяце мы рассказывали вам об отдыхе в Крыму.
Крым интересен для природного и культурного туризма на мотоцикле. Последние полтора месяца мы провели на полуострове и в очередной раз убедились, что здесь хорошие асфальтированные дороги, много разнокачественных грунтовых дорог, но, самое главное, есть горы и пещеры, монастыри и дворцы, пещерные города и исторические музеи. . Ради всего этого стоит ехать в Крым весной и осенью.
В это время их гораздо меньше, цены гораздо ниже, а температура воздуха позволяет путешествовать на мотоцикле в экипировке с комфортом.
Но не будем говорить о Крыме, мы вернулись в Москву и в ближайшие четыре месяца наши планы в основном сосредоточены на Центральном регионе нашей страны. Нужно с умом использовать короткое лето, чтобы успеть на все по максимуму.
Поэтому приглашаем вас в наши следующие путешествия:
- 1) Поездка в Карелию в начале июня на 12 дней. Вы сможете увидеть белые ночи, Ладогу, Онегу и Белое море, Кижи и Соловки, мраморные каньоны и водопады, баню и рыбалку, карельскую кухню и красивую северную природу.
- Horizons Unlimited Travelers Встреча с Грантом и Сьюзан. Это международная встреча мотопутешественников, которая пройдет на Валдае 23-25 июня. Отдохнем на берегу озера с палатками, днем будем исследовать окрестности по грунтовым и асфальтированным дорогам, вечером поговорим у костра, поделимся впечатлениями и построим планы на предстоящий сезон.
Заявки на участие уже поступили от мотопутешественников из Германии, Испании, Швеции, Англии, Бельгии и, конечно же, России. Посмотреть полное описание мероприятия и зарегистрироваться здесь - Впечатления от встречи на Валдае еще свежи и мы снова готовы к путешествию. В этот раз мы приглашаем вас в недельный мототур по Золотому кольцу с посещением фестиваля BLUES BIKE в Суздале, который организует Максим Привезенцев.
Ну и конечно напоминаем о нашем мототуре по Транссибирской магистрали до Владивостока и отдельном обратном туре из Владивостока в Москву. В этом году мы едем со взрослыми мотопутешественниками из США, Канады, Австралии и других стран. Мы будем жить в хороших отелях, у нас будут экскурсии по городам, баня, бассейны, национальные парки, местная кухня и шашлыки. Тур в одну сторону, длится 29дней, возвращаемся самолетом, велосипеды — поездом. Описание этого тура вы можете посмотреть на сайте Москва-Владивосток и Владивосток-Москва
И напоследок: с июня наш парк будет укомплектован новыми мотоциклами 2017 года, всего мы можем предложить 10 мотоциклов BMW GS.
На выбор 700, 800, 1200 и 1200 АДВ, почти все водные. Если у вас есть городской велосипед, спортбайк или чоппер, но вы не хотите отправляться на нем в дальнюю дорогу, предлагаем вам взять один из наших велосипедов в аренду. Цены от 5 тысяч рублей в сутки за 700 и от 7 тысяч рублей за 1200. Более подробную информацию по аренде мотоциклов вы можете получить по телефону +7 (49).5) 664 58 46 и на нашем веб -сайте здесь
. В этом месяце мы хотим рассказать вам, как добраться до Крыма в обход федеральных трасс и что посмотреть в Сочи и Красной Поляне.
Начнем с дорог. М-4 «Дон» — популярная трасса, хороший асфальт, две полосы, но ехать по ней — самое скучное, что только можно придумать. Дорога прямая, ровная и никаких видов вокруг. Ехая из Москвы или Санкт-Петербурга в Сочи/Крым по второстепенной дороге, вы тоже не встретите живописных гор, зато дороги будут намного интереснее с изгибами, небольшими деревнями по пути.
Полностью объехать федеральную трассу не получится, какие-то части вы все равно будете ехать по ней, но это все равно гораздо интереснее, чем просто ехать «по прямой».
We suggest going the first часть , Москва – Воронеж, следующие дороги
https://yandex.ru/maps/-/C6uQU64t
Выезжаем из Москвы по трассе М-6 и едем в Тулу, где останавливаемся в музее-заповеднике Л. Н. Толстого «Ясная Поляна». После часовой экскурсии по усадьбе мы проходим немного дальше и отправляемся в Ефремов, небольшой и красивый город, через который стоит проехать. Оттуда по старой дороге М-4 едем в Елец. Старый путь, несмотря на то, что он почти параллелен федеральной трассе, по качеству асфальта не уступает федеральной трассе, извивается и проходит через множество поселков и поселков.
В Ельце предлагаем посетить Вознесенский собор, третий по величине собор в России. Далее едем в Задонск, где можем остановиться в Задонском мужском монастыре. Построенный в 17 веке, он очень хорошо сохранился. Здесь же можно полакомиться домашней выпечкой в кафе на территории монастыря. Небольшой лайфхак — на территории монастыря есть небольшая гостиница для паломников, где можно переночевать. Но почти при выезде из Ельца на федеральную трассу слева будут придорожные кафе, а в самом последнем можно очень вкусно покушать. После Задонска до Воронежа осталось немного и это расстояние можно пройти без остановок.
The second part is Voronezh – Ростов-на-Дону. https://yandex.ru/maps/-/C6uQUD8P
Из Воронежа по объездной дороге в сторону города Россошь.
После Воронежа советуем сразу ехать в Лиски в заповедник Дивногорье. Только планируйте это делать либо рано утром, либо поздно вечером, внутренний туризм в России развивается и людей с каждым годом становится все больше. А дальше едем прямо в Кантемировку и почти доезжаем до Луганска, где выходим на федеральную трассу, нам еще предстоит ехать по ее части. Кстати, после поворота на М-4 на трассе есть неплохой ресторанчик, где можно перекусить. Примерно через два часа езды по М-4 мы снова выезжаем на второстепенные дороги, на этот раз ориентиром является Гуково. И едем дальше в Ростов-на-Дону. Ростов красивый, много ресторанов и кафе, набережная, раки-пиво)))
The third part , Rostov- на-Дону – Краснодар – Сочи/Геленджик. https://yandex.
ru/maps/-/C6uQY41v
После Ростова делаем первую остановку в Азове. От Азовской крепости мало что осталось, и мы бы не советовали ее посещать, а вот исторический музей, расположенный на центральной площади, посетить обязательно. Он обладает богатой палеонтологической коллекцией, в мире есть несколько музеев, которые могут похвастаться такими экспонатами, как здесь — скелетами древних животных, обширной археологической коллекцией, представляющей культуру многих народов, в разное время населявших Донской край. Это необычно и увлекательно, мы обязательно советуем вам его посмотреть. Экскурсия по музею длится два часа, если позволяет время, стоит сходить туда. Далее едем в Тимашевск. Дорога хорошая, движение есть, но умеренное. Кстати, главный недостаток Краснодарского края — это местные водители, которые носятся как Шумахер или Росси. Будьте внимательны и предельно осторожны, всегда смотрите в зеркало и не удивляйтесь, если вы мчитесь очень плотно или всего в двадцати метрах впереди находится призрачный дериватор.
В Тимашевске в самом центре города находится Музей семьи Степановых. Еще одно место, которое обязательно нужно посетить, тем более оно находится в пути. Берите экскурсию, она того стоит и цена копеечная, всего 70 рублей с человека.
После Тимашевска видна развилка дорог: можно продолжить движение прямо в Краснодар, а через Горячий Ключ выйти к Черному морю и вечером добраться до Сочи. Или повернуть налево в Крым. В этом выпуске выберем вариант Сочи.
Итак, после Тимашевска советуем объехать Краснодар по объездной дороге и сделать следующую остановку в Горячем Ключе. Здесь можно прогуляться по парку, попить целебной воды, немного отдохнуть и перекусить. Потом из Горячего Ключа спускаемся в Джубгу, здесь едем в Сочи. По ходу на этом участке дороги нет ничего интересного. Большинство дольменов и водопадов находятся на значительном удалении от дорог и намеренно ехать туда нет смысла. Так что просто наслаждайтесь красивыми серпантинами. Вкусно покушать в Лазаревском можно в кафе «Каша», расположенном на улице, параллельной главной.

Сейчас дорога находится в доверительном управлении Государственной компании «Автодор», по всей трассе проведены большие ремонтные работы, увеличена пропускная способность трафика, а скорость движения по платным участкам составляет от 90 до 130 км/час. Федеральная трасса М-4 «Дон» имеет протяженность 1589 километров, 849 из которых составляют платные участки, и проходит по территории Московской, Тульской, Липецкой, Воронежской и Ростовской областей, Краснодарского Края.
