Молдавия белоруссия граница: Белоруссия укрепляет южные границы, Молдавия открывает западные / Неделя в обзоре / Независимая газета

Белоруссия укрепляет южные границы, Молдавия открывает западные / Неделя в обзоре / Независимая газета






Участники сбора «Военная безопасность и оборона государства». Фото Минобороны Республики Беларусь со страницы в соцсети «Одноклассники».


На минувшей неделе в Белоруссии решили укрепить защиту границ в связи с ситуацией в Украине. Президент Александр Лукашенко на совещании в Министерстве обороны по вопросам обеспечения военной безопасности заявил, что в Вооруженных силах Республики Беларусь планируется создать Южное оперативное командование. «К сожалению, открылось новое направление, как у нас принято говорить, новый фронт, и мы не можем не уделять этому внимания. Мы об этом уже в первом приближении говорили. Министр обороны тогда предложил нам еще одно оперативное командование открыть – на южном фланге, южном направлении нашей страны. Это было еще в прошлом году. Мы тогда понимали, что что-то надо делать, но время так динамично и быстро подтолкнуло нас к тому, что нам немедленно надо создавать это оперативное направление. Вместе с западным, северо-западным будет и южное крыло», – отметил Александр Лукашенко.


Президент констатировал, что уже сегодня, даже еще не создав оперативное командование на южном фланге, белорусские военные вынуждены быстро, на ходу отрабатывать защиту этих рубежей.


В то же время Молдавия, если судить по заявлениям конгрессменов США, а также представителей ЕС, открывает свои западные границы для поставки вооружений для своей армии.


В Кишиневе на минувшей неделе много говорили о возможности втягивания республики в конфликт в Украине. Хотя президент Молдавии Майя Санду, председатель парламента, лидер правящей партии PAS Игорь Гроссу, премьер-министр Наталья Гаврилица утверждали, что на данный момент стране ничего не грозит, тем не менее все уточняли, что беда может прийти со стороны Одесской области и Приднестровья. Опасения в отношении Приднестровья возникли после того, как в Тирасполе заявили о курировании молдавскими спецлужбами поджога военкомата на территории непризнанной республики. В Кишиневе ответили, что внимательно следят за восточным регионом Молдавии и готовы отреагировать на любые провокации.


В выходные посол Европейского союза в Молдавии Янис Мажейкс заявил, что «Евросоюз делает все, чтобы не допустить втягивания Молдовы в конфликт». «Мы не видим сейчас угрозы эскалации в Молдове. Мы внимательно следим за действиями России против Украины и делаем все, чтобы не допустить распространения конфликта и на Молдову. Для этого предпринимаются усилия по укреплению устойчивости Молдовы», – сказал Мажейкс.


Он особо обратил внимание на необходимость борьбы с пропагандой, дезинформацией и манипуляциями в Молдавии.


В соседней Украине продолжались военные действия. Президент Владимир Зеленский признал, что на фронте сложилась серьезная ситуация, особенно в тех районах, где Российская армия пытается добиться какого-то результата. «Конечно, очень много зависит от наших партнеров, от их готовности предоставить Украине все необходимое для защиты свободы, – подчеркнул Зеленский, – и в связи с этим я ожидаю хороших новостей уже на следующей неделе».


По данным американской прессы, на следующей неделе США могут официально объявить о предоставлении Украине дальнобойных реактивных систем залпового огня.


Между тем страны Каспийского региона провели на прошлой неделе переговоры рабочей группы высокого уровня. В них приняли участие делегации Азербайджана, Казахстана, России, Туркменистана и Ирана. Они обсудили проект Соглашения о методике установления прямых исходных линий на Каспийском море. 

Разбираемся: Могут ли граждане Молдовы въезжать на территорию России через Беларусь?

Разбираемся: Могут ли граждане Молдовы въезжать на территорию России через Беларусь? — Locals




Twitter

Telegram

Местные СМИ всё чаще сообщают о проблемах, возникающих у граждан Молдовы при въезде в Россию со стороны Республики Беларусь. Так, на днях портал viza.md написал о жалобах от наших соотечественников, которым отказано во въезде в Россию через российско-белорусскую границу. Мы решили разобраться в деталях этой проблемы.

Начнём с того, что ограничения в прохождении российско-белорусской границы были инициированы Россией, которая 1 февраля 2017 года объявила об установлении пограничной зоны с Беларусью на границах Смоленской, Псковской и Брянской областей. Москва заявила, что эти меры направлены против граждан третьих стран, в том числе Молдовы.

Для людей с российскими и белорусскими паспортами никаких ограничений, как и прежде, не существует. Белорусская сторона никаких дополнительных ограничений на проезд через границу с Россией не ввела. С точки зрения Беларуси, граница по-прежнему открыта, а необходимый и достаточный контроль иностранцы проходят на внешних рубежах Союзного государства, поэтому въезд из России в Беларусь неограничен.

Если полистать тематические форумы, связанные с пересечением российско-белорусской границы, то можно обнаружить, что ежедневно поступают десятки жалоб от граждан Молдовы, Украины и других государств. Все они сводятся к тому, что при попытке пересечь российско-белорусскую границу, российские пограничники, ссылаясь на отсутствие международного статуса у пункта пропуска, не пускают граждан третьих стран и предлагают въехать на территорию РФ через международный пропускной пункт. Но проблема в том, что на российско-белорусской границе вообще нет международных пропускных пунктов и единственный выход, это выехать из Белоруси и заехать на территорию РФ через Украину, Латвию или другие страны.

Скриншот из VK- группы “Граница России и Беларуси (Форум)”. Информация от 10.03.2017

“Пограничный контроль лиц и транспортных средств на этом участке государственной границы не осуществляется. Таким образом, оснований для пересечения российско-белорусской границы гражданами третьих стран не имеется”,— ещё в ноябре 2016 заявляла представитель МИД РФ Мария Захарова. Этой же осенью из Беларуси в Россию не пустили автобус с 30 пожилыми туристами из Австрии, ехавшими организованным туром со всеми оформленными документами. Представители России указывают на то, что принятые меры являются ответными на решение Беларуси о введении с 12 февраля безвизового режима посещения страны для граждан почти 80 стран, в том числе Евросоюза и США.

Напомним, что российско-белорусская пограничная зона была упразднена в 1995 году, после подписания Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между двумя государствами.

Как сообщает портал РБК, “с 1995 года страны так и не согласовали правила въезда для граждан из других государств: в Россию можно было попасть через территорию Беларуси, не имея необходимой для этого визы .. не был организован и досмотр грузов, которые следовали из Беларуси в Россию, что позволяло обходить ограничения по ввозу в страну санкционной продукции. Кроме того, отсутствие контроля на границе позволяло фигурантам уголовных дел и должникам покидать Россию и через Белоруссию уезжать в другие страны”.

Таким образом, на сегодняшний день гражданам Молдовы, желающим совершить автомобильную поездку в Россию, лучше всего планировать свой маршрут в объезд Беларуси. В противном случае, есть большие шансы потратить много времени, нервов и денег. Хотя стоит отметить, что пока остаётся открытым вариант проезда через Республику Беларусь на поезде. Пользователи большинства тематических форумов сообщают, что в поездах, в отличие от автотрасс, выборочных проверок российскими пограничниками пока нет. Ещё остаётся вариант пересечения российской-белорусской границы самолётом, но он доступен для граждан Молдовы скорее из-за недочётов системы контроля, чем по закону.

Скриншот из VK- группы “Граница России и Беларуси (Форум)”. Информация от 06.03.2017

Может быть со временем Россия и Белоруссия выработают процедуру прохождения их совместной границы гражданами третьих стран, но пока иностранцы, въезжающие из Республики Беларусь в Российскую Федерацию, нарушают ст. 322 УК РФ “Незаконное пересечение государственной границы”.

Материал подготовил: Максим Поляков

Пост вышел: 10/03/2017

Категория(и): Главная, новости

Белоруссия закон Максим Поляков путешествия Россия

Twitter

Telegram










Беларусь и Молдова – следующие фронты войны на Украине?

По мере эскалации русско-украинской войны после бомбардировки жизненно важного моста в Крыму и ответных ударов России по городам по всей Украине конфликт, похоже, затягивается в соседние страны. 10 октября президент Беларуси Александр Лукашенко объявил о создании «совместной военной группы» с Россией после его заявлений о подготовке Украиной нападения на Беларусь. В тот же день вице-премьер Молдовы Нику Попеску заявил, что российские ракеты пересекли воздушное пространство Молдовы на пути в Украину. Президент Молдавии Майя Санду впоследствии призвала расширить полномочия полиции для борьбы с пророссийскими уличными протестами в стране.

Эти события предполагают, что эскалация войны России в Украине может иметь два важных аспекта. Один связан с масштабом конфликта, когда Кремль проводит военную мобилизацию, а президент России Владимир Путин угрожает применить более разрушительное оружие, включая ядерное оружие. Еще одним аспектом является размах войны, который может напрямую втянуть в конфликт другие государства. Соседи Украины, Беларусь и Молдова, являются двумя наиболее вероятными кандидатами, которые могут быть втянуты в войну.

Безусловно, связь Беларуси с конфликтом на Украине не нова. Беларусь служила главной стартовой площадкой для российских войск, атакующих Киев в начале вторжения, и с тех пор на ее территории размещаются российские войска и средства. Тем не менее Лукашенко не направил белорусские войска непосредственно в Украину, в значительной степени потому, что такой шаг был бы крайне непопулярен в Беларуси, а многолетний лидер уже столкнулся с крупными протестами против своего правления.

Однако расчет Лукашенко на прямое участие Беларуси в Украине может измениться. Успех Украины в возвращении территории в рамках ее недавних контрнаступлений и нападения на Крымский мост вызвал у Минска обеспокоенность по поводу потенциала Киева для военных действий против страны, при этом Лукашенко заявил, что «удары по территории Беларуси обсуждаются не только в Украина сегодня, но также и в планах». Лукашенко использовал это как оправдание для переброски большего количества белорусских войск к украинской границе и формирования совместной военной группировки с Россией, хотя официальные лица назвали эти меры «оборонительными» по своему характеру.

Хотя у Лукашенко, безусловно, есть причины сохранять осторожность в отношении ввода белорусских войск в Украину, развитие конфликта может заставить его пересмотреть эту позицию. Мобилизация России предполагает, что Кремль стремится собрать больше сил для сдерживания контрнаступлений Украины, и Путин может усилить давление на Лукашенко, чтобы тот использовал белорусские силы для возобновления северного вектора конфликта. Если объекты в Беларуси вблизи границы с Украиной будут атакованы, это может послужить предвестником прямого вмешательства Беларуси. По крайней мере, Беларусь уже увеличила поставки оружия и другой военной техники в Россию, а Лукашенко усилил подстрекательскую риторику против Украины.

Молдова также имеет связь с конфликтом в Украине. Как и Беларусь, Молдова имеет на своей территории контингент российских войск, правда, в данном случае они находятся в отколовшемся Приднестровье и дислоцируются там десятилетиями. Хотя приднестровский конфликт был заморожен с начала 1990-х годов, а российские войска до этого момента активно не участвовали в Украине, тем не менее, они представляют угрозу безопасности для молдавского правительства. Россия не скрывала своего желания перекрыть Украине доступ к Черному морю. Этого можно было добиться, только соединив российские войска в Херсоне с войсками в Приднестровье через Одесский порт.

Таким образом, географическая близость Молдовы к Черному морю в сочетании с ранее существовавшим российским военным присутствием в Приднестровье и прозападной и проукраинской позицией правительства Майи Санду делают ее главным кандидатом на втягивание непосредственно в Российско- Украинская война в случае эскалации. Нарушение молдавского воздушного пространства российскими ракетами, скорее всего, не было случайностью и может быть истолковано как сигнал Москвы Кишиневу о том, что он не изолирован от конфликта. Тем временем протесты против Санду и их связь с пророссийскими олигархами демонстрируют угрозу для внутренней позиции правительства.

Эти события не обязательно предполагают, что российское военное вторжение в Молдову неизбежно — у России определенно полно дел на Украине, и открытие нового фронта в Молдове только усилит давление на истощенные российские силы. Но Молдова уязвима для ряда тактик гибридной войны со стороны Москвы, включая разжигание протестов и нанесение ударов по энергетической инфраструктуре, а недавние ракетные удары по Украине вынудили страну сократить поставки электроэнергии в Молдову на 30 процентов. А учитывая предустановленное российское военное присутствие в Приднестровье, нельзя исключать усиления вмешательства в дела Украины или давления на правительство Санду.

Географическое расширение войны на Украине не является неизбежным, но пока Путин смотрит на свое меню вариантов ответа на недавние территориальные приобретения Украины, эскалация масштабов конфликта имеет явные недостатки. Использование тактического или химического оружия может вызвать усиление поддержки Украины со стороны Запада, рискуя при этом поддержкой или, по крайней мере, нейтралитетом незападных стран, таких как Китай и Индия.

С другой стороны, Путин мог бы рассматривать втягивание других государств, таких как Беларусь и Молдова, непосредственно в войну, как имеющее определенные преимущества для продолжения эскалации с менее очевидным риском ответной реакции со стороны Запада. Например, распространение конфликта на Беларусь и Молдову может спровоцировать увеличение потоков беженцев в Европу, что может подорвать сплоченность государств Европейского союза (ЕС), поддерживающих Украину. Такое расширение может также еще больше подорвать экономическую и энергетическую инфраструктуру континента, что сделает войну более дорогостоящей и болезненной для Запада.
Хотя распространение войны на другие страны создает проблемы и ограничения для Москвы, Россия доказала, что она по-прежнему предпочитает использовать асимметричную войну в отношениях с Западом. Это особенно актуально, когда Москва терпит неудачи, подобные тем, которые она переживает сейчас на поле боя в Украине. В этом смысле действия России в Белоруссии и Молдове, а также соответствующая правительственная и общественная реакция в этих государствах послужат важным флюгером войны на Украине и более широкого противостояния Москвы с Западом по мере его перехода к более динамичному и непредсказуемая фаза.

Евгений Чаусовский — старший аналитик New Lines Institute. Ранее Чаусовский более 10 лет работал старшим аналитиком по Евразии в геополитической аналитической компании Stratfor. Его работа посвящена политическим, экономическим вопросам и вопросам безопасности, касающимся России, Евразии и Ближнего Востока.

Изображение: Reuters.

Пока Молдова дрожит, Беларусь начинает оттаивать?

Беларусь и Молдова — два бывших советских государства, которые после окончания холодной войны двигались в совершенно разных направлениях. Молдова твердо смотрела на Запад, но изо всех сил пыталась полностью избежать влияния России. Беларусь остается самым сильным союзником России в Европе, но выглядит анахронизмом рядом с Прибалтикой, Польшей и Украиной. В этой четвертой части нашей серии статей об отношениях России с ее соседями мы рассмотрим дальнейшее развитие двух стран.


Елена Коростелева, Кентский университет

Беларусь часто кажется непоколебимой константой в международных отношениях: индивидуалистом, изолированным от Запада и все более запутавшимся в российской сфере влияния. На первый взгляд все выглядит как обычно: режим Александра Лукашенко остается непререкаемым, его принято изображать как «последнюю диктатуру в Европе».

Отношения Беларуси с ЕС и международным сообществом мало изменились с середины 1990-х годов, и в лучшем случае его можно охарактеризовать как скачкообразный. Все официальные попытки улучшить их, от Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1995 г. до диалога о модернизации 2012 г., либо были сорваны, либо не дали никакого результата. Тем временем отношения Беларуси с Россией и ее союзниками продолжают углубляться. В 2010 году он стал частью Евразийского таможенного союза (ЕТС) с Россией и Казахстаном, прежде чем три страны совместно подписали соглашение о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в мае этого года.

Мапбокс

Но если все это указывает на то, что международные отношения Беларуси отражают предсказуемый статус-кво, необходимо учитывать два важных подводных течения. Правительство тихо, но настойчиво сопротивлялось властному влиянию России, ведя мелкие баталии по торгово-экономическим вопросам и предпринимая шаги, чтобы саботировать свое членство в ЕТС — например, Россия и Казахстан подписали соглашение о ЕТС 1 июля 2010 года, но Беларусь заставила их ждать до 6 июля. за его подписью. В действительности она вступила в таможенные и экономические союзы скорее принудительно, чем по доброй воле. Что наиболее показательно, Беларусь публично поддержала лидерство президента Порошенко на Украине и возражала против требований России присоединиться к экономическому и политическому эмбарго в отношении раздираемой войной страны.

Общественное мнение также сильно изменилось за последние пять лет. Мое собственное исследование указывает на значительный рост общественной симпатии к ЕС; растущее понимание компетенций ЕС и их потенциальных преимуществ; и, самое главное, новое чувство идентичности, которое по-другому смотрит на личность и белорусское правительство. Отношения с Россией (и ЕСС) больше не рассматриваются белорусами как вариант по умолчанию. Многие люди сейчас впервые видят себя европейцами.

Если белорусы постепенно социализируются в более широкое европейское пространство, это говорит о том, что, несмотря на ограниченный официальный диалог, ЕС мог что-то делать правильно в своих усилиях по расширению границ общественного обучения в стране. Отчасти это связано с решением Европейской комиссии (ЕК) в 2011 году изменить свой подход к странам-партнерам восточного соседства: это произошло после многих лет борьбы за лояльность некоторых восточных сторон, прежде всего Беларуси.

ЕС стал более гибким в реализации своей политики, расширив свои инструменты и охват. Только в 2012–2013 годах Беларусь получила почти 60 млн евро (47 млн ​​фунтов стерлингов) от европейского инструмента соседства и партнерства, что в шесть раз больше, чем в 2007–2011 годах вместе взятых. В настоящее время в Беларуси реализуется 59 проектов. Более 150 проектов были успешно завершены за последние 10 лет, и многие из них были продолжены после положительных оценок ЕС.

Новый подход более инклюзивен и ориентирован на все слои общества. Прежде всего, он в большей степени ориентирован на сектор, сдержан и технократичен, вводя множество технических норм и руководств по управлению проектами, которые являются практичными, аполитичными и простыми для исполнения. Похоже, это помогает внедрять европейские ценности на местах и ​​представлять ЕС в качестве привлекательного альтернативного партнера России.

Лукашенко вносит свой вклад в объединение России и ЕС, а президент Украины наблюдает за этим.
АООС

Несмотря на эти успехи, совместных предприятий по-прежнему мало. Например, Беларусь была исключена из участия в EURONEST, ассамблее с участием представителей ЕС и многочисленных южных и восточных соседей. Это выглядит политически недальновидным. У Беларуси также нет особого стимула присоединиться к сообществу Всемирной торговой организации теперь, когда она является частью ЕТС.

Общая картина, однако, такова, что ЕС медленно приносит изменения в Беларусь. Говорят, что построение демократии связано не столько с высокой политикой, сколько с актуальностью проблем для повседневной жизни людей. Именно здесь жизненно необходима деполитизация демократии, о чем может свидетельствовать постепенное изменение общественного мнения в Беларуси. Куда она ведет внутри страны, пока не ясно. По крайней мере, он дает некоторое полезное представление о том, как прагматическое взаимодействие низкого уровня с местными заинтересованными сторонами может изменить общественное понимание политики и работы демократии.

Эндрю Уильямс, Университет Сент-Эндрюс

Во всех дискуссиях об Украине гораздо меньше внимания уделялось ее меньшему западному соседу Молдове. Тем не менее, обе страны необходимо рассматривать как часть одной и той же проблемы. Обе добились непростой независимости от Советского Союза в один и тот же момент в 1991 году. Отделению Молдовы (предположительно) предшествовало в 1990–1991 годах «внутреннее отделение» территории, известной как Приднестровье или ТД (иногда также Приднестровье). В буквальном переводе «через реку Днестр» это полоска земли шириной около 20 км с населением около 505 000 человек по сравнению с 3,6 млн человек, проживающих в остальной части Молдовы.

Затем это привело к «вторжению» нового молдавского правительства летом 1992 года и короткой, но кровавой гражданской войне. Это было остановлено вмешательством очень хорошо вооруженных частей бывшей советской армии, дислоцированных в столице ТД Тирасполе. Действительно, в регионе все еще есть силы обороны, которые в основном местные, но включают и российских «миротворцев».

Население по обе стороны Днестра представляет собой смесь румыноязычных, русскоязычных и украиноязычных, причем в TD преобладают русскоязычные и украиноязычные, а в Молдове преобладают румыноязычные. После войны предпринимались многочисленные официальные и полуофициальные попытки «реинтегрировать» ТД в Молдову, если использовать любимый термин ЕС. Парламент ТД, избранный в соответствии с тем, что ЕС считает недемократическими принципами, всегда заявлял, что хочет быть частью Молдовы, но с большой степенью автономии.

Мапбокс

Но после событий на Украине в апреле этот парламент заявил о желании реинтегрироваться в состав России. Пока это ни к чему не привело, но теперь существует явная вероятность того, что Владимир Путин увидит возможность воссоздания российской черноморской империи от Азовского моря, мимо Крыма и до Днестра или даже реки Прут, которая молдавская граница с Румынией. До 1991 года это была граница бывшего Советского Союза.

Как это всегда бывает в Восточной Европе, даты, события и интерпретации, которые вы считаете важными, зависят от вашей версии истории. Но, безусловно, и Украина, и Молдова находились под постоянным влиянием до и после 1991 года (теперь) Российской Республики. У обоих есть политические элиты, которые получили свою первоначальную политическую культуру от старой имперской власти, а также экономики, которые все еще смотрят на восток, по крайней мере, так же, как и на запад.

Россия смогла использовать этот рычаг для значительного влияния на экономику и политические события как Украины, так и Молдовы. Это включало поддержку пророссийски настроенных глав государств и соответствующие санкции против тех, кто менее благосклонен к России.

Как указал историк Том Холланд, Россия считает себя «Третьим Римом», наследником роли Византийской империи и «покровительницей» русскоязычных жителей обширного региона. Путин — образцовый византийский император, а «византийский» — не оскорбление в русском языке. И такие термины, как «империя» или «патриотизм», не противоречат недоверию, которое мы испытываем к таким словам в Западной Европе. Смерть или ранение в «патриотической» войне воспринимаются с недвусмысленной гордостью. К русским шпионам (таким как Анна Чапман) относятся героями, и идет постоянный шквал исторической пропаганды, напоминающей русскоязычным о роли украинских и румынских «фашистов» в годы «Великой Отечественной войны»9.0003

Путин новый Константин?
АООС

молдаване и украинцы, которые видят Россию в негативном свете, а таких немало, горько возмущаются этими карикатурами, даже думая, что они имеют некоторую историческую достоверность.

Leave a Reply