Содержание
Автомобильная промышленность Узбекистана в условиях вступления в ЕАЭС
Автомобильная промышленность Узбекистана в условиях вступления в ЕАЭС
Тема членства в Евразийском экономическом союз (ЕАЭС) активно обсуждается в Узбекистане на всех уровнях: правительственном, парламентско-партийном, экспертно-аналитическом, общественном.
Различные мозговые центры развитых и развивающихся стран тщательно изучают положительные и отрицательные стороны вступления республики в ЕАЭС. В начале января этого года Центр экономических исследований и реформ при Администрации президента (CERR) представил свое исследование по оценке влияния возможного вступления Узбекистана в Евразийский союз. В ноябре прошлого года германский мозговой центр «Берлин экономикс» и российский «Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара» на основе модели общего равновесия изучили последствия вступления Республики Узбекистан в ЕАЭС.
В связи с этим, редакция Spot обратилась за комментарием в Центр экономических исследований и реформ с просьбой прокомментировать какой эффект может оказать на автомобильную промышленность Узбекистана возможное вступление в ЕАЭС.
В настоящее время в Узбекистане зарегистрировано более 3-х млн. транспортных средств, из них 89% являются легковыми автомобилями. Внутренний рынок легковых автомобилей оценивается в 2,6 млрд. долл. США, т.е. около 5% ВВП Узбекистана. Несмотря на существенный рост автомобилей за последние 5-10 лет, количество легковых автомобилей на душу населения остаётся на низком уровне – 90 шт. на 1000 человек. Для сравнения, данный показатель в Казахстане составляет – 202 шт., России – 300 шт., Германии – 567 шт., США – 800 шт. и т.д. Таким образом, автомобильный рынок Узбекистана имеет большой потенциал роста, ограниченный, конечно же, покупательной способностью населения.
Что изменится на автомобильном рынке, если Узбекистан станет членом ЕАЭС?
Согласно действующим правилам, при ввозе иномарки в Узбекистан нужно заплатить пошлину в размере 30–40% от его стоимости, в зависимости от объема двигателя, а также надбавку 1,8-3,0$ за кубический сантиметр объема двигателя. Суммарно, эти таможенные платежи достигают 70-120% от стоимости автомобиля. Ставка применяется как для новых, так и для подержанных автомобилей. Если автомобиль произведен в Украине или странах СНГ, эта пошлина не взимается.
Помимо пошлины уплачивается акцизный налог, который составляет от 2,4 до 3,1 долл. США за куб. см. двигателя. Для автомобилей из Украины и стран СНГ ставка акцизного налога составляет 2%.
Преимущества
При вступлении Узбекистана в ЕАЭС ожидается снижение пошлин для автомобилей, не произведенных в Украине и СНГ, до 16-20%. Также ожидается снижение транспортных расходов в связи с увеличением конкуренции с транспортными компаниями ЕАЭС, ускорением прохождения границ, снижением тарифов на транзит.
Выигрыш от снижения транспортных издержек составит примерно 240 млн. долл. в год. В целом, цены на автомобили снизятся не менее чем на 10-15%.
В настоящее время Узбекистан поставляет десятки видов комплектующих для автопроизводителей из стран ЕАЭС. Если Узбекистан добьётся снятия нетарифных барьеров, экспорт этой категории товаров может вырасти до 100 млн. долл. США в год.
Узбекскому автопрому в настоящее время предоставлены ряд льгот. На большинство комплектующих для производства автомобилей в Узбекистане, а также на продукцию крупноузловой сборки, импортные пошлины не взимаются.
Риски
Вхождение на рынок ЕАЭС также означает переход на современные стандарты технических требований, таких как система экстренного реагирования при авариях — ЭРА ГЛОНАСС и экологический стандарт, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах — Евро 5. Между тем, следует отметить, что необходимо будет устанавливать не только оборудование на автомобили, но и развивать всю сопутствующую инфраструктуру, в том числе, в отдаленных районах. Принятие более строгих экологических стандартов означает не только строгие требования к автопроизводителям, а в равной мере и качеству реализуемого бензина на заправках, который, к сожалению, еще далек от европейского качества.
Все эти действия негативно отразятся на финансовом положении предприятий в автомобильной промышленности. Из-за ужесточения конкуренции и роста объемов импорта, местные предприятия будут вынуждены принять меры по повышению конкурентоспособности. Отмена таможенных льгот, переход на Евро 5 и установка ЭРА ГЛОНАСС напрямую отразится на себестоимости продукции, снижении рентабельности и исполнении инвестиционных программ.
Самое большое снижение импортных пошлин ожидается для «б.у. автомобилей», т.е. возрастом более 3-х лет. Импортные пошлины этой категории снизятся в несколько раз, что может привести к существенному увеличению старых автомобилей и дополнительному загрязнению воздуха.
Все предприятия автомобильной промышленности, как и вся экономика в целом, будут вынуждены сократить расходы, снизить себестоимость, улучшить качество продукции, увеличить долю местного производства и снизить импорт комплектующих, поддерживая активную маркетинговую программу, завоёвывать новые рынки, т. е. вести конкурентную борьбу, как и положено в условиях рыночной экономики.
Банковскому сектору необходимо обеспечить население доступными кредитами для покупки местных автомобилей.
Заключение
Приоритетом для каждой страны — Узбекистан не является исключением — остаётся отстаивание национальных интересов. Мы можем воспользоваться новыми возможностями, а негативные последствия минимизировать путем глубокого экономического анализа, обсуждения и решения проблем с заинтересованными сторонами, переговоров с другими членами союза, что позволит нам защитить наиболее уязвимые стороны автомобильной промышленности, добиться изъятий из норм или переходного периода.
Хамидулло Нормурадов, главный научный сотрудник ЦЭИР
Какие компании планируют наладить производство автомобилей в Узбекистане в 2021—2023 годах – Новости Узбекистана – Газета.uz
В Узбекистане несколько компаний планируют наладить производство автомобилей, следует из инвестиционныой программы на 2021−2023 годы, утвержденной постановлением президента от 28 декабря (ПП-4937).
Navoi-Motors
Частная компания Navoi-Motors из Навоийской области намерена наладить в Карманинском районе производство пикапов, мини-грузовиков, минивэнов, внедорожников и электромобилей, а также тракторов.
Проектная мощность составляет 12 тысяч автомобилей в год. Проект оценен в 12 млн долларов, из них 6 млн долларов планируется освоить в 2021 году. Ожидается создание 100 рабочих мест.
Реклама на Газета.uz
Иностранным партнером указана австрийская компания Parsalpine Management Gmbн, которая также инвестирует в производство удобрений в Navoi Agro Fertilizers.
Manas Avto-sanoat
Компания Manas Avto-sanoat из Наманганской области запланировала выпуск 3000 грузовых автомобилей в год в Туракурганском районе.
Общая стоимость проекта составляет около 10 млн долларов. Ожидается создание 220 рабочих мест.
Иностранным партнером указана турецкая компания Manas Savunma AS.
Namangan Changan Motors
В инвестпрограмму также включена компания Namangan Changan Motors с производством и сборкой автомобилей. О ней мы уже сообщали в июле 2020 года.
Напомним, в свободной экономической зоне «Наманган» готовится производство малых грузовых автомобилей под китайским брендом Сhangan. Выпуск мини-грузовиков будет налажен в рамках проекта «Соотечественники за рубежом». В производство в общей сложности вложено 5,8 млн долларов. Это 800 тысяч долларов наманганского предпринимателя Жобирхона Хамидова, проживающего последние 10 лет в ОАЭ, а также 2 млн долларов иностранных инвестиций Mustafa Rent A Car L.L.C и банковский кредит на сумму 3 млн долларов. Из них 5 млн долларов планируется освоить в 2021 году.
На первом этапе компания Namangan Сhangan Motors будет выпускать в год 1800 мини-грузовиков грузоподъемностью 1−1,5 тонны и обеспечит работой 140 человек. Ожидается, что первые грузовики сойдут с конвейера в первом квартале 2021 года.
ADM-Jizzakh
В Джизаке планируется наладить производство автомобилей LADA и Renault. Ожидается, что автомобили будут собирать на заводе ADM-Jizzakh компании Roodell в свободной экономической зоне Джизак. Напомним, в сентябре на этой площадке анонсирован выпуск автомобилей Kia.
Согласно инвестпрограмме, проектная мощность составит 100 тысяч автомобилей в год. Проект оценивается в 60,9 млн долларов, из них 33,3 млн долларов намечено освоить в 2021 году.
Иностранным партнером компании указан Эксимбанк Кореи.
Auto Motors Asia
Компания Auto Motors Asia готовится освоить производство кроссоверов, грузовиков и микроавтобусов в Джизаке.
Проектная мощность составляет 27 тысяч автомобилей в год, а объем инвестиций — 16,2 млн долларов.
Иностранными партнерами указаны китайские China Dong Feng Motor Industry и Нebei Changan Automile.
Abbos-Eco Agro
В Сурхандарьинской области компания Abbos-Eco Agro планирует наладить производство легковых автомобилей, минивэнов и мини-грузовиков в Денауском районе.
Проект оценивается в 30 млн долларов, а мощность — 10 тысяч автомобилей в год.
Иностранным партнером выступит китайский холдинг Beijing Automotive Group (BAIC Group).
Нyundai Motor Uz Namangan
В инвестпрограмму также включена компания Нyundai Motor Uz Namangan с производством 3000 коммерческих грузовиков в год в Наманганской области совместно с Нyundai Motors и Evergreen Motors (Корея).
В ноябре 2018 года Узбекистан и Республика Корея подписали двустороннее соглашение о строительстве автомобильного завода Hyundai в Наманганской области. Также сообщалось, что первая продукция завода будет выпущена в сентябре 2019 года, а годовой объем производства составит 2500 малых грузовых автомобилей, микроавтобусов и автобусов. Но строительные работы по каким-то причинам были приостановлены.
И. о. хокима Наманганской области Шавкат Абдураззоков в декабре прошлого года сообщил, что узбекская сторона выполнила все обязательства по строительству автозавода в Намангане.
«По просьбе южнокорейских инвесторов выделено место в свободной экономической зоне. Подписано соглашение о сотрудничестве. Однако из-за изменения состава учредителей от южнокорейской стороны, а также в связи с изменением географии их деятельности в результате начала пандемии, работа над проектом была временно приостановлена», — приводит его слова УзА.
По словам главы области, партнеры предложили новое соглашение о сотрудничестве.
«Мы уже дважды провели переговоры по этому вопросу. Партнеры предложили новое соглашение о сотрудничестве. Мы подписали договор о привлечении дополнительных инвестиций и развитии предприятия. Теперь ждем подписания этого договора южнокорейской стороной. Наша цель — как можно скорее запустить данный проект. В настоящее время мы ожидаем ответных действий от наших партнеров», — сказал Шавкат Абдураззоков.
В рамках послания парламенту 29 декабря президент Шавкат Мирзиёев заявил, что «за счет развития здоровой конкуренции в автомобильной промышленности и создания равных условий предприятиям в сфере» будет увеличено число производителей.
Правительство опасается, что членство в ВТО «навредит» автомобильной промышленности
Министерство внешней торговли считает, что членство во Всемирной торговой организации «может оказать негативное влияние» на ряд секторов экономики, в особенно автомобильная промышленность. По этой причине министерство изучает последствия присоединения к организации. Как сообщили Kun.uz в министерстве, результаты исследования будут учтены при формировании позиции Узбекистана на переговорах по вступлению в ВТО.
Фото: Reuters
1 декабря в гостинице «Хилтон» в Ташкенте прошел круглый стол на тему «Проблемы и возможности, стоящие перед частным сектором в связи с членством Узбекистана во Всемирной торговой организации» с участием деловых кругов.
Заместитель министра инвестиций и внешней торговли Бадриддин Обидов, выступая на совещании, заявил, что членство в ВТО может оказать негативное влияние на ряд отраслей экономики.
«С другой стороны, существуют возможности для снижения таких рисков за счет тщательных переговоров и изучения последствий слияний для отдельных секторов. С пониманием вышеизложенного привлекаются ведущие международные и отечественные эксперты и проводится ряд научно-исследовательских работ по оценке и минимизации негативных последствий членства Узбекистана в ВТО», — сказал Обидов в пресс-релизе.
Известно, что проводятся исследования, направленные на оценку последствий членства в ВТО для текстильной, электротехнической, автомобильной промышленности, металлургии, химии и других отраслей.
Kun.uz попросил подробно рассказать об этом главного специалиста министерства Алиджона Алиева. Он сообщил, что министерство будет использовать результаты исследования для формулирования позиций и обязательств в переговорах со странами-членами организации.
«В сотрудничестве с международными экспертами совместно с Программой развития ООН мы проводим научно-исследовательскую работу по изучению последствий вступления в ВТО для ряда отраслей нашей экономики. По сути, мы проводим научные исследования последствий вступления в ВТО для таких отраслей, как текстильная, электротехническая, химическая и автомобильная промышленность, и будем использовать результаты для формулирования позиций и обязательств в ходе переговоров со странами-членами ВТО. Используя эти научные исследования, мы примем меры по смягчению негативных последствий», — сказал он.
Автомобильный рынок Узбекистана является государственной монополией, и от этой монополии страдают потребители. Алиев ответил на вопрос Kun.uz о том, не лишит ли путь, избранный властями в сфере автомобилестроения в процессе вступления в ВТО, надежд узбекистанцев относительно формирования конкуренции в сфере после вступления в ВТО.
«Этот процесс осуществляется путем переговоров. Наши переговоры еще не закончены. В настоящее время мы проводим 4-й раунд переговоров со странами-членами. Я не могу сейчас дать конкретную информацию по этим направлениям. После того, как переговоры закончатся, мы сможем что-то сказать».
Главный эксперт министерства подчеркнул, что страны чувствуют пользу от членства в ВТО, и было бы неправильно останавливаться на его отрицательных сторонах, добавив, что правительство не забывает своих позиций.
Экспорт и диверсификация автомобильного сектора Узбекистана
Экспорт и диверсификация автомобильного сектора Узбекистана
Несмотря на то, что Узбекистан является самой густонаселенной страной Центральной Азии, за последние несколько десятилетий ему не удалось превратиться в крупный инвестиционный центр. Это произошло из-за жестко контролируемой экономики и высокого уровня государственного вмешательства в деятельность частного бизнеса. Однако потенциал для того, чтобы стать конкурентоспособным игроком в регионе, заметно увеличился с тех пор, как в конце 2016 года к власти пришел президент Шавкат Мирзиёев. Президент возглавил широкую программу реформ, направленных на привлечение новых инвестиций для стимулирования экономического роста.
Диверсификация отечественного производства
Автомобильный сектор занимает центральное место в этой повестке дня. Еще год назад автомобильное производство находилось в руках единственного совместного предприятия американской General Motors и государственного автомобильного холдинга «Узавтосаноат». Мирзиёев в 2017 году реализовал свою программу «О мерах по дальнейшему совершенствованию управления и ускорению развития автомобильной промышленности в 2017-2021 годах». производство втрое.
Уже появилось несколько новых инвесторов из разных регионов мира. К ним относятся: французская Peugeot Citroen, которая с декабря 2018 года должна начать производство минивэнов в свободной экономической зоне «Джизза»; южнокорейская DK Group, которая в декабре 2017 года подписала соглашение на производство мотоциклов; и ряд китайских предприятий, которые должны начать производство различной автомобильной продукции в ближайшие пять лет. Дальнейший рост в этом секторе, скорее всего, будет осуществляться в форме совместных предприятий с государством.
Мирзиёев ясно дал понять, что хочет, чтобы Узбекистан стал источником экспорта автомобилей в Центральной Азии и в более широком евразийском регионе. В настоящее время производство не обеспечивает внутреннего спроса, не говоря уже об экспортном потенциале, поэтому есть значительные возможности для роста.
Упрощение регулирования
Развитие автомобильного сектора является частью более широкой программы демонополизации и расширения рынка, которую возглавляет правительство. С этой целью власти уже приняли ряд конкретных мер. К ним относятся либерализация валютного рынка в 2017 году, который ранее определялся строгими ограничениями на конвертацию валюты и репатриацию прибыли, а также реформирование налоговой системы с целью уменьшения привилегий для одних привилегированных компаний за счет других.
Возможно, наиболее активно проводимой реформой было устранение торговых барьеров. Это включало упрощение экспортных процедур и отмену экспортных пошлин почти на все товары. Мирзиёев также уделяет первоочередное внимание улучшению транспортного сообщения и содействию торговому движению с соседями Узбекистана в Центральной Азии. Это, вероятно, значительно облегчит экспорт в регионе в ближайшие пять лет.
Постоянные неизвестные
Несмотря на эти беспрецедентные изменения в направлении более динамичной и конкурентной деловой среды, угрозы программе реформ и инвесторам во всех секторах остаются.
Не последнюю роль среди этих угроз играет крайне непрозрачная политическая структура. Мирзиёев уже отличился от своего предшественника, президента Ислама Каримова (1991-2016 гг.), продемонстрировав открытость к новым инвестициям, стремясь устранить бюрократические препятствия и привлекая региональных партнеров к дальнейшему сотрудничеству и бизнесу. Однако Мирзиёев много лет занимал пост премьер-министра при Каримове и в своем подходе к политике не проявлял особых реформаторских тенденций. Принятие стратегических решений по-прежнему сосредоточено в руках президента, парламент выступает в качестве штампа, а крикливые критики сдерживаются с помощью государственных преследований. Мирзиёев до начала этого года вел закулисную борьбу за влияние с некогда могущественными службами безопасности. Похоже, он выиграл эту битву, и теперь у него есть возможность продвигать свою программу экономических реформ.
Эта закулисная напряженность и структуры принятия решений сверху вниз способствуют постоянной угрозе непрозрачных политических пристрастий и президентских капризов, подрывающих стабильность в бизнес-среде. Надлежащая осмотрительность партнеров в автомобильном секторе остается ключом к снижению угрозы того, что политически значимые деловые партнеры внезапно потеряют популярность и потеряют свой статус в деловой сфере.
Кроме того, Узбекистан вряд ли полностью избавится от глубоко укоренившихся протекционистских привычек. Стремясь стимулировать региональную интеграцию и торговлю, он, вероятно, продолжит защищать внутренние рынки за счет высоких импортных тарифов, в том числе на автомобили. Мирзиёев по-прежнему будет озабочен защитой рабочих мест среди домашних работников, а также интересов бизнеса.
Заглядывая вперед
Тем не менее, по сравнению с тем, что было всего два года назад, Узбекистан выглядит заметно другим направлением для ведения бизнеса. Сохраняющаяся неопределенность в деловой и политической среде означает, что еще слишком рано говорить о том, что она является новым региональным лидером. Расширение автомобильного сектора, измеряемое появлением и удержанием новых игроков, но, что, вероятно, более важно, увеличением внутренних поставок, сопровождаемым выходом на новые экспортные рынки, станет важным показателем масштабов и темпов изменений.