Содержание
МЕМБРАННЫЙ КАТАЛИЗ • Большая российская энциклопедия
Авторы: В. Н. Пармон
МЕМБРА́ННЫЙ КАТА́ЛИЗ, основан на протекании каталитич. реакции в объёме или на внешней (геометрической) поверхности мембраны-катализатора, разделяющей реакционную систему на части с разл. фазовым и/или химич. составом. Материалом мембраны может служить каталитически активное вещество (примеры таких мембран-катализаторов – палладиевая фольга, пластины пенометаллов) или композит, состоящий из структурно неоднородных слоёв – каталитически активного компонента и инертного носителя (напр., тонкая плёнка палладия на керамич. основе). Мембранные катализаторы обычно изготавливают в виде пластин или трубок.
Различают монолитные (сплошные) и пористые мембранные катализаторы. Монолитные катализаторы не имеют сквозных пор и обеспечивают избирательный перенос через мембрану одного или нескольких веществ, участвующих в реакции, в виде ионов (напр. , перенос анионов кислорода через мембрану, изготовленную из диоксида циркония) или атомов (напр., атомарного водорода через мембрану из металлич. палладия или атомарного кислорода через мембрану из металлич. серебра), образующихся при диссоциации молекул на мембране. В пористых катализаторах перенос вещества происходит по сквозным порам композитного материала мембраны, а каталитически активный компонент может быть либо распределён по объёму мембраны, либо сконцентрирован вблизи её внешней поверхности. Известны также жидкие мембранные катализаторы, обычно представляющие собой пористые мембранные катализаторы, внутренний объём пор которых заполнен жидкостью (расплавом, раствором), не смешивающейся с внешней средой и обеспечивающей избирательный перенос веществ через мембраны в виде, напр., ионов.
Для увеличения проницаемости мембранных катализаторов с избирательным переносом веществ, участвующих в каталитич. реакции, мембрану-катализатор нередко изготавливают из многослойного композитного материала, включающего механически прочный металлический, керамический или полимерный носитель с широкими сквозными порами, перекрытыми тонкими (толщиной от единиц до десятков микрометров) слоями монолитного мембранного катализатора или вещества, обладающего молекулярно-ситовыми свойствами (напр., цеолита).
Пористые мембранные катализаторы большой толщины (массивные) используют для повышения объёмной производительности каталитич. реактора за счёт увеличения объёмной концентрации нанесённого на поверхность пор мембраны каталитически активного компонента (увеличения концентрации каталитически активных центров) и, в случае изготовления мембраны из высокотеплопроводного вещества, для улучшения теплопереноса в слое катализатора, что важно для осуществления каталитич. реакций со значительными тепловыми эффектами.
Использование мембранных катализаторов с избирательным переносом веществ через мембрану позволяет контролировать поступление исходных для каталитич. реакции веществ или отвод получающихся продуктов и таким образом избегать образования взрывоопасных реакционных сред либо исключать трудоёмкую операцию разделения исходных или конечных реакционных смесей. Напр., избирательная подача в каталитич. реактор только кислорода из воздуха позволяет избежать стадии удаления из продуктов реакции инертного балласта – азота. За счёт избирательного переноса веществ через мембрану и непрерывного избирательного отбора с одной из сторон мембраны продуктов каталитич. реакции также можно в ряде случаев влиять на глубину протекания, увеличивать скорость или селективность каталитич. процессов по сравнению с аналогичными немембранными каталитич. процессами.
В условиях М. к. теплота, которая выделяется в экзотермич. процессах, происходящих на одной поверхности мембраны, передаётся за счёт теплопроводности на другую поверхность и облегчает проведение на этой поверхности эндотермич. процессов. Протекающие при этом по разные стороны мембраны каталитич. процессы могут быть как независимыми, так и сопряжёнными по к.-л. избирательно проникающему через мембрану реагенту. Напр., в случае использования палладиевой водородпроводящей мембраны эндотермич. реакция дегидрирования по одну сторону мембраны может быть сопряжена с экзотермич. реакцией гидрирования по другую сторону мембраны.
По принципу М. к. функционирует большинство устройств типа топливных элементов, в которых электроды на поверхности монолитной керамической, полимерной или жидкой (расплав карбоната щелочного металла в порах) мембраны играют одновременно роль катализаторов окислительно-восстановит. превращений субстратов, используемых в качестве топлива. По механизму М. к. происходят важнейшие процессы метаболизма в живых организмах с участием ферментов, закреплённых внутри липидных мембран с избирательной проницаемостью.
МЕМБРАННЫЙ КАТАЛИЗ | это… Что такое МЕМБРАННЫЙ КАТАЛИЗ?
,
основан на избират. переносе через катализатор, как через мембрану, одного из в-в, участвующих в р-ции. Мембраной (мембранным катализатором) может служить сам катализатор или к.-л. материал с нанесенным на него каталитически активным в-вом.
В М. к. используют монолитные мембранные катализаторы, состоящие из металла или его сплава и не имеющие сквозных пор, а также пористые и композиционные катализаторы. Монолитные мембранные катализаторы (ММК) обычно представляют собой металлич. фольгу или тонкостенную трубку. Для р-ций с участием Н 2 ММК служат Pd и его сплавы, с участием O2-Ag. При этом водород или кислород, пропускаемые с одной стороны ММК, проникают через катализатор в атомарной форме, активной для присоединения к молекулам, адсорбированным на противоположной пов-сти катализатора. В результате этого увеличивается общая скорость р-ций, возрастает селективность катализатора в р-циях образования продуктов неполного гидрирования или окисления. Напр., на ММК из Pd-сплава селективно происходит гидрирование циклопентадиена в циклопентен (выход 98%), а на катализаторах из Ag-окисление спиртов в альдегиды. Высокая селективность р-ции обусловлена также тем, что степень заполнения пов-сти катализатора субстратом не зависит от степени заполнения ее газом, поступающим через катализатор. При дегидрировании и дегидроциклизации удаление из зоны р-ции образующегося Н 2, благодаря его диффузии через мембрану, подавляет обратные и побочные процессы. Так, на ММК из сплава Pd (15%) и Rh (85%) 1,2-циклогександиол дегидриру-ется в пирокатехин с выходом 95% без образования, в отличие от р-ции на обычном катализаторе, побочного продукта — фенола.
На ММК возможен также М. к. с переносом водорода и азота в виде атомов через мембрану из Fe; на противоположной пов-сти они соединяются в молекулы NH3, концентрация к-рых намного превосходит равновесную для р-ции молекулярных Н 2 и N2 в тех же условиях.
П о р и с т ы е мембранные катализаторы (ПМК) обычно представляют собой пористые пластины или трубки, у к-рых поверхностный слой или весь объем каталитически активен. В отличие от монолитных катализаторов, они не обеспечивают подведения атомарного реагента в зону р-ции, но позволяют подавать большие кол-ва газообразного реагента или более равномерно распределять его в жидком. Так, ПМК используют при гидрировании хлопкового масла, ожижении угольной пасты и др. Положит. особенности монолитных и пористых катализаторов сочетаются при создании композиционных мембранных катализаторов (КМК). Они обычно состоят из пористого, механически прочного листа каталитически неактивного в-ва и тонкой, но сплошной пленки активного в-ва. Для формирования последней может потребоваться промежут. непористый слой, и тогда катализатор становится трехслойным, как, напр., металлокерамич. лист, покрытый слоем термостойкого и газопроницаемого полимера с нанесенным на него слоем Pd или его сплава (толщиной до 10 мкм). КМК содержат гораздо меньше металла на единицу пов-сти, чем монолитные, более устойчивы, проницаемы для Н 2 при более низких т-рах, что позволяет гидрировать термически нестойкие в-ва.
Преимущество М. к. перед обычным обусловлено также избират. переносом энергии, необходимой для р-ции. Если р-ция на одной из пов-стей катализатора сопровождается уменьшением энергии Гиббса системы, то на др. пов-сти становится возможной р-ция с возрастанием энергии Гиббса. Кроме того, перенос тепла, к-рое выделяется при экзотермич. присоединении Н 2, протекающем на одной пов-сти катализатора, облегчает проведение на др. его стороне сопряженной эндотермич. р-ции дегидрирования без сложных теплообменных устройств. Так, сопряжение дегидрирования нафтенов или олефинов с гидродеалкилирова-нием гомологов бензола на ММК повышает скорости обеих р-ций и выходы целевых продуктов по сравнению с теми, к-рые наблюдаются при раздельном их осуществлении. При дегидрировании изопропанола, сопряженном с гидрирова-нием циклопентадиена на ММК из сплава Pd-Ru, на др. сторону мембраны переносится в 2,5 раза больше Н 2, чем при проведении отдельной р-ции дегидрирования.
М. к. дает возможность перейти к непрерывным, малостадийным процессам при произ-ве хим. реактивов, душистых в-в, лек. препаратов и др. продуктов высокой чистоты. При этом устраняются потери драгоценных металлов из катализаторов, уменьшается число технол. операций и кол-во отходов, отпадает необходимость в реакторах высокого давления. Для гидрирования вместо дорогого электролитич. водорода м. б. использованы газы хим. и нефтеперерабатывающей пром-сти, богатые водородом.
По механизму М. к. происходят важнейшие процессы метаболизма на ферментах, закрепленных в биомембранах с избират. проницаемостью.
Лит.: Грязное В. М., «Докл. АН СССР», 1969, т. 189, №4, с. 794-96; Грязное В. М., Смирнов В. С., «Успехи химии», 1974, т. 43, в. 10, с. 1716-38; Металлы и сплавы как мембранные катализаторы, М., 1981; Грязное В. М., в кн.: Физическая химия. Современные проблемы, М., 1982, с. 96-133; его же, в кн.: Благородные металлы, М., 1984, с. 491-505; Мембранные катализаторы, проницаемые для водорода и кислорода, М., 1985; Gryaznov V. М., «Z. Phys. Chem. Neue Folge», 1986, Bd 147, S. 123-132. В. М. Грязнов.
Химическая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
Под ред. И. Л. Кнунянца.
1988.
Детали топливного элемента
Топливные элементы с мембраной из полимерного электролита (PEM) в настоящее время находятся в центре внимания исследований в области применения топливных элементов в транспортных средствах. Топливные элементы PEM состоят из нескольких слоев различных материалов. Основные части топливного элемента PEM описаны ниже.
Основой топливного элемента PEM является узел мембранного электрода (MEA), который включает в себя мембрану, слои катализатора и газодиффузионные слои (GDL).
Аппаратные компоненты, используемые для включения МЭБ в топливный элемент, включают прокладки, которые обеспечивают уплотнение вокруг МЭУ для предотвращения утечки газов, и биполярные пластины, которые используются для сборки отдельных топливных элементов с ПОМ в блок топливных элементов и обеспечения каналов для газообразного топлива и воздуха.
Сборка мембранных электродов
Мембрана, слои катализатора (анод и катод) и диффузионная среда вместе образуют узел мембранных электродов (MEA) топливного элемента PEM.
Мембрана из полимерного электролита
Мембрана из полимерного электролита, или PEM (также называемая протонообменной мембраной) — специально обработанный материал, внешне похожий на обычную полиэтиленовую пленку для кухни, — проводит только положительно заряженные ионы и блокирует электроны. PEM является ключом к технологии топливных элементов; он должен пропускать только необходимые ионы между анодом и катодом. Другие вещества, проходящие через электролит, нарушили бы химическую реакцию. Для транспортных применений мембрана очень тонкая — в некоторых случаях менее 20 микрон.
Слои катализатора
Слой катализатора добавляется с обеих сторон мембраны — анодный слой с одной стороны и катодный слой с другой. Обычные каталитические слои включают частицы платины нанометрового размера, диспергированные на углеродном носителе с большой площадью поверхности. Этот платиновый катализатор на носителе смешивают с ионопроводящим полимером (иономером) и помещают между мембраной и GDL. Со стороны анода платиновый катализатор позволяет расщеплять молекулы водорода на протоны и электроны. Что касается катода, платиновый катализатор обеспечивает восстановление кислорода за счет реакции с протонами, генерируемыми анодом, с образованием воды. Иономер, смешанный со слоями катализатора, позволяет протонам проходить через эти слои.
Газодиффузионные слои
GDL располагаются вне слоев катализатора и облегчают перенос реагентов в слой катализатора, а также удаление образующейся воды. Каждый GDL обычно состоит из листа углеродной бумаги, углеродные волокна которого частично покрыты политетрафторэтиленом (ПТФЭ). Газы быстро диффундируют через поры в ГДС. Эти поры остаются открытыми благодаря гидрофобному ПТФЭ, который предотвращает чрезмерное накопление воды. Во многих случаях внутренняя поверхность GDL покрыта тонким слоем углерода с большой площадью поверхности, смешанного с PTFE, который называется микропористым слоем. Микропористый слой может помочь отрегулировать баланс между удержанием воды (необходимым для поддержания проводимости мембраны) и выделением воды (необходимым для того, чтобы поры оставались открытыми, чтобы водород и кислород могли диффундировать в электроды).
Аппаратное обеспечение
МЭА — это часть топливного элемента, в которой вырабатывается энергия, но для обеспечения эффективной работы МЭА необходимы аппаратные компоненты.
Биполярные пластины
Каждый отдельный МЭУ вырабатывает менее 1 В при типичных рабочих условиях, но для большинства приложений требуются более высокие напряжения. Поэтому несколько МЭУ обычно соединяют последовательно, укладывая их друг на друга, чтобы обеспечить полезное выходное напряжение. Каждая ячейка в стеке зажата между двумя биполярными пластинами, чтобы отделить ее от соседних ячеек. Эти пластины, которые могут быть изготовлены из металла, углерода или композитных материалов, обеспечивают электрическую проводимость между ячейками, а также физическую прочность пакета. Поверхности пластин обычно содержат «поле потока», которое представляет собой набор каналов, выточенных или выштампованных в пластине, чтобы позволить газам проходить через МЭБ. Дополнительные каналы внутри каждой пластины могут использоваться для циркуляции жидкого хладагента.
Прокладки
Каждый МЭУ в блоке топливных элементов зажат между двумя биполярными пластинами, но по краям МЭУ должны быть добавлены прокладки для создания газонепроницаемого уплотнения. Эти прокладки обычно изготавливаются из каучукового полимера.
Взаимосвязь между загрузкой катализатора, транспортировкой и работой топливных элементов с протонообменной мембраной: исследование в масштабе пор
Взаимосвязь между загрузкой катализатора, транспортом и производительностью топливных элементов с протонообменной мембраной: исследование в масштабе пор
Син
Ли, и
Юзе
Хоу, и
Ченгру
Ву, и
Цин
Ду и
и
Куй
Цзяо
* и
Принадлежности автора
*
Соответствующие авторы
и
Государственная ключевая лаборатория двигателей, Тяньцзиньский университет, Тяньцзинь 300350, Китай
Электронная почта:
kjiao@tju. edu.cn
Аннотация
Оптимальный баланс между производительностью и содержанием Pt критически важен для коммерциализации топливных элементов с протонообменной мембраной (PEM). Это исследование направлено на изучение взаимосвязи между загрузкой Pt, реактивным транспортом и производительностью. Усовершенствованная модель в масштабе пор разработана для описания связанного реактивного переноса в слое катализатора (CL) с учетом газа-реагента, протонов и электронов. Микроструктура КЛ реконструируется стохастически как вычислительная область, а физико-химические явления внутри КЛ разрешаются с помощью многокомпонентной решеточной модели Больцмана (LB). Результаты показывают, что падение электронного потенциала не чувствительно к загрузке Pt, в то время как падение ионного потенциала намного выше. Распределения локального перенапряжения и скорости реакции сходны с пиковыми значениями вблизи мембраны, что указывает на важность протонной проводимости.