Содержание
«Русские мошенничают!» КАМАЗ на «Дакаре» обвинили в жульничестве
Нидерландские гонщики уверены, что россияне почему-то заранее знают все контрольные точки
На сенегальском этапе «Дакара» традиционно доминируют пилоты «КАМАЗ-Мастера». Но на этот раз их лидерство сопровождается обвинениями от соперников. Так, Маурик ван дер Хевель предположил, что КАМАЗ устанавливает на свои грузовики оборудование, которое подсказывает правильный путь и делает челнинцев непобедимыми. С разрешения коллег со Sports.ru публикуем их материал о происходящем.
«КАМАЗ» на «Дакаре» обвинили в жульничестве
Фото: Panoramic / Keystone Press Agency / globallookpress.com
«Это нечестно, все про это говорят»
«КАМАЗ» традиционно рвет «Дакар»: 8 выигранных этапов подряд, весь подиум на прологе (аналог квалификации), пять раз захватывали все три места на спецучастках и еще трижды ограничивались лишь первыми двумя местами. Соперники на нынешнем рейде ни разу не поднимались пока выше третьей позиции — и потому реакция на результаты завода с Набережных Челнов оказалась предсказуемой.
«Русские мошенничают! — заявил Маурик ван дер Хевель локальному нидерландскому телеканалу Omroep Brabant. — У них в грузовике стоит оборудование, которое дает информацию: они знают контрольные точки заранее, ещё до этапа. Например, однажды нас обогнал Андрей Каргинов (пятое место в тотале, 100 минут отставания от лидера, вез Маурику больше часа). — Он свернул налево, хотя дорожная книга указывала направо. А через шесть указаний поворот к точке действительно оказался налево. Это невозможно! Их нельзя победить. Это нечестно, все про это говорят. Все знают».
На обвинения нидерландца сразу ответил руководитель пресс-службы «КАМАЗ-Мастер» Эрик Хайруллин: «Нет никакой возможности, чтобы у нас было больше информации. Просто наши грузовики быстрее. Мы были бы рады большей конкуренции: лучше для спорта, а нам веселее».
Теоретически слив треков (курса, направления, или геометки) возможен: под подозрения только в этом году попадал лидер внедорожников Нассер Аль—Аттия, а в 2021-м катарского гонщика даже обвиняли в использовании нелегального техобслуживания, заранее знавшего точки. «Весело: лишь одна машина нашла верный путь. Мы думаем, у них была какая-то дополнительная информация. Иначе найти дорогу было бы невозможно», — подозревал Нассера шеф «Ауди» Свен Квандт.
«За ним ехал красный пикап, который вез огромное количество запчастей и просто их передавал, менял запаски, — описывал возможное читерство Сергей Карякин в 2021-м. — Но самое обидное даже не в этом, а в том, что у пикапа был трек, благодаря которому водитель знал, где должен оказаться и оказать помощь. Это говорит о том, что треки все-таки сливают, и это очень обидно».
Однако есть и другие варианты слива — не обязательно из стана организаторов. Версии высказал менеджер другой нидерландской команды «Де Рой» Хэнк ван Левен. «Слышал историю, как на „Дакаре“ команда поместила трекер (устройство для отслеживания курса) под мотоцикл, поскольку он ехал по тому же маршруту за день до грузовиков», — рассказал он. И в самом деле: на «Дакаре»-2022 именно так и сделали на пятом и шестом кольцевых спецучастках.
«Также возможны и взаимодействия между командами: например, у поехавшего впереди грузовиков мотоциклиста или машины есть возможность связаться или взять трек», — не исключает еще один нидерландский гонщик Бен ван дер Лаар (13-е место в тотале).
«Мошенничество случалось в прошлом и еще будет случаться. Раньше, например, нам как-то предлагали продать маршрутные книги за недели. Мы никогда не соглашались, — рассказывал Хэнк ван Левен. — И если это происходило раньше, то может происходить и сейчас. Каждая команда ищет серую зону. Всех буквально заставляют делать это, потому что невероятно сложно удерживать конкуренцию. Может, то же самое происходит и сейчас. Но в наших глазах организаторы делают все возможное, чтобы сделать гонки честнее. Просто всегда сложно предусмотреть все и закрыть все лазейки».
«Сколько существует «Дакар», подобные обвинения периодически звучат в отношении лидеров во всех зачетах гонки, будь то автомобили, мотоциклы и прочее»
Фото: Panoramic / Keystone Press Agency / globallookpress.com
«КАМАЗ»: «Пусть эти высказывания останутся на совести тех, кто говорит»
У «КАМАЗа» все-таки бюджет в 11 млн евро — немало для мира ралли-рейдов, потому теоретически финансово команда может себе позволить покупку роудбуков. Все-таки доходы с «Дакара» без спонсорских денег не поражают воображение: средняя сумма со взносов участников колеблется в районе 30-40 млн евро — и ими еще нужно оплачивать бивуаки, перемещения, медобслуживание, снабжение топливом и десятки административных и логистических вопросов.
С маршрутами такая же история: среди стартующих первым мотоциклистов, вездеходов и машин много частных коллективов, гоняющих на собственные или кредитные деньги — причем цель у них часто заключается лишь в финише, а не в победе или в высоких местах. Кто-то мог бы и согласиться помочь прославленной команде — причем даже не обязательно за деньги, но и за техпомощь, информацию по другому спецучастку, поддержке в пустыне или подмоги на бивуаке или в бюрократических вопросах. К примеру, известны случаи, когда гонщики-товарищи подавали друг за друга документы или взносы: например, на победном «Дакаре» Сергея Карякина «МАЗ» проходил за него техкомиссию, чтобы екатеринбуржец сэкономил деньги на билеты.
Стоит помнить и о факторе имиджа. Например, российского гонщика Владимира Васильева второй раз за три рейда поймали с нарушением античитерских правил — то он использовал дополнительные пометки для маршрутной книги, то гарнитуру с bluetooth.
Мы связались с «КАМАЗ-Мастером» и попросили прокомментировать обвинения нидерландских гонщиков. «Пусть эти высказывания останутся на совести тех, кто это говорит, — заявил пресс-атташе Эрик Хайруллин. — Сколько существует „Дакар“ — подобные обвинения периодически звучат в отношении лидеров во всех зачетах гонки, будь то автомобили, мотоциклы и прочее. Боюсь, что даже если кто-то захочет жульничать таким образом, сейчас это в принципе невозможно. Электронные роудбуки, судейские камеры слежения в кабинах экипажей и прочие элементы контроля — организаторами много сделано в последние годы, чтобы исключить движение участниками гонки по заранее известному маршруту».
Флэшбеки Алонсо, блог «Ностальгия и модерн» / Sports.ru
Фото на анонсе: Panoramic / Keystone Press Agency / globallookpress.com
| ||||||||||||||
обзор российского рынка новых грузовиков — Реальное время
09:00, 24. 04.2023
Китайские производители грузовиков заняли более половины авторынка России
Более 53% рынка новых грузовиков в России занимают китайские производители, а самой популярной моделью является SITRAK C7H — вполне достойная и более дешевая копия немецкого MAN. Европейская «семерка» добровольно уступила Россию производителям из Китая, а отечественные производители ориентированы в основном на гособоронзаказ. Сложившаяся ситуация может привести к тому, что российские грузовики станут «нишевой» продукцией исключительно для государственных нужд, а весь частный рынок захватят китайцы. О прогнозах развития рынка новых грузовиков, самых популярных моделях и продажах КАМАЗ — в обзоре аналитической службы «Реального времени».
Китайское цунами
Санкции и перебои с поставками комплектующих трансформируют российский рынок новых грузовиков. КАМАЗ по-прежнему сохраняет статус бренда №1 и лидера продаж в России (как и Lada), но доля набережночелнинского автогиганта сокращается. В январе 2023 года было реализовано 1 765 автомобилей КАМАЗ, что на 24,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
В спину КАМАЗу «дышат» китайские производители: SITRAK, SHACMAN, FAW и HOWO, совокупные продажи которых в январе превысили 3 тысячи автомобилей. Российский ГАЗ находится на шестом месте по популярности, но его продажи в январе также упали на 32,5% — до 414 автомобилей. Другой российский производитель, Урал, рухнул на 66,8% до 178 грузовиков. При этом китайские производители показали рекордные показатели продаж. Чуть лучше россиян почувствовал себя белорусский МАЗ, увеличив продажи на 70,4% до 409.автомобилей, но и на него повлияла волна антироссийских санкций.
В феврале 2023 года продолжилась тенденция сокращения доли российских производителей: продажи КАМАЗ упали на 37,9% по сравнению с прошлым годом — до 2020 автомобилей. Но SITRAK продал на 485 грузовиков больше, чем в январе 2023 года, и сохранил вторую позицию в рейтинге популярных марок новых грузовиков. Продажи SHACMAN, FAW, HOWO и FOTON выросли.
Только китайский JAC начал терять позиции. Здесь проявилась еще одна тенденция, характерная для российского авторынка 2023 года — китайцы конкурируют здесь не только с россиянами и белорусским МАЗом, но и весьма активно друг с другом. И JAC, похоже, больше не выдерживает этой конкуренции. Его продажи упали на 14,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Самой популярной моделью на рынке новых грузовиков в январе стал китайский SITRAK C7H. Второй — тоже китайский FAW CA3310. КАМАЗ 43118 и КАМАЗ 65115 занимают третье и четвертое место соответственно.
При этом продажи КАМАЗ 43118 упали на 18,9%, а российской модели ГАЗ ГАЗОН NEXT — на 34,3%. Для сравнения, продажи китайских FAW CA3310 выросли с 31 грузовика в январе 2022 года до 471 автомобиля в январе 2023 года. SHACMAN SX3318, SHACMAN SX3258 и HOWO T5G активно завоевывают российский рынок.
Топ-модели лидеров продаж в феврале 2023 года не изменились — это SITRAK C7H, FAW CA3310 и КАМАЗ 43118. А вот продажи КАМАЗ 43118, по данным Автостата, продолжают снижаться — в феврале на 32,5% . ГАЗ также продолжал терять позиции — на 32,8%.
Как и ожидалось, российские производители также потеряли долю рынка новых грузовиков за первые 2 месяца 2023 года. Так, доля КАМАЗа упала с 38% до 24,5%, ГАЗ сократил свою долю с 9% до 6%, а Урал — с 7,8 до 3%. SITRAK сразу занял 16% рынка, SHACMAN — 13,9%, СЖК — 9%.
Модель SITRAK C7H заняла 16% рынка, FAW CA3310 — 6,7%, КАМАЗ 43118 — 6,6%.
КАМАЗ по-прежнему удерживает лидерство на рынке новых грузовиков, опережая китайских производителей.
Самыми продаваемыми моделями на российском рынке в первые месяцы 2023 года стали китайские SITRAK C7H и FAW CA3310.
Картинка неполная: Автостат не учел гособоронзаказ
«Исследования российского рынка Автостата основаны на регистрациях транспортных средств в ГИБДД, то есть только на открытых и доступных источниках. В то же время грузовики, которые КАМАЗ и другие российские производители поставляют по гособоронзаказу (данные сведения составляют государственную тайну), не регистрируются в ГИБДД, а потому не попадают в статистику, а на новые территории, где действует система учета транспортных средств до сих пор не налажено», — прокомментировал цифры Олег Афанасьев, директор Департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ».
«Кроме того, Автостат по непонятным причинам объединяет и оценивает весь рынок коммерческих грузовиков от 3,5 до 40 тонн. Это в корне неверно, так как нельзя сравнивать производство и продажи легких и большегрузных автомобилей, — убежден Афанасьев. — Во всем мире эти сегменты делятся на легкие коммерческие автомобили от 3,5 до 16 тонн и тяжелые грузовые от 16 до 40 т. В России этот отрыв доходит до 14 и свыше 14 т. Мы работаем в тяжелом сегменте свыше — от 14 до 40 т. В этом сегменте мы были и остаемся лидерами, если брать во внимание учитывать все продажи большегрузных автомобилей, а не только те, которые поставлены на учет в ГИБДД».
Олег Афанасьев не назвал цифры реального положения дел на российском рынке большегрузной техники, намекнув, что российские производители, наоборот, в этом году наращивают производство. «Например, мы работаем сверхурочно и по выходным», — привел он в пример. Афанасьев поясняет. При этом российский рынок большегрузных автомобилей является первым в Европе и пятым в мире по объемам. Иностранцы всегда занимали от 30% до 45% его. нас как европейцев», — признал он. — Но у них те же проблемы, что и у европейских производителей — слабая сервисная сеть, что является ключевым моментом в наших реалиях».
Автостат воздержался от комментариев относительно продаж новых грузовиков в России. Эксперт «Автостат-Инфо» Александр Климнов подтвердил, что продажи КАМАЗ, Урал и ГАЗ упали лишь формально: «КАМАЗ работает круглосуточно в две смены по 12 часов (остальные, думаю, тоже), поэтому фактически производят грузовиков больше, чем указано в статистике. Ведь, например, в статистике Автостат-Инфо автомобили указаны еще и по регистрации».
Европейская «семерка» проиграла России
Модель SITRAK C7H технически вполне достойная копия MAN, а именно то, что нужно непритязательным российским перевозчикам, считает Александр Климнов.
«Ведущие китайские производители имеют объемы выпуска на порядок больше, чем наши грузовые и автобусные заводы в лучшие годы. Кроме того, китайские коммерческие автомобили изначально дешевле европейских, японских и корейских за счет меньшей технологичности, меньшей сложности конструкции, более дешевых комплектующих и рабочей силы, — поясняет Климнов. если наверху есть стратегическое решение, то вот результат — китайцы фактически заменили европейскую «семерку» — Volvo, MAN, Scania, Mercedes, DAF, Iveco и Renault — на российском рынке».
Параллельный импорт европейских грузовиков еще не налажен. И это тоже причина «китайского цунами» — альтернативы просто нет. Пока российские автозаводы зависят от государственных заказов и дефицита.
По данным Национального агентства промышленной информации, китайские компании уже заняли четыре пятых сегмента вилочных погрузчиков, почти две трети рынка новых тягачей и долю китайских брендов на рынке новой строительной техники (фронтальные погрузчики, бульдозеры и бетоносмесители) в январе-феврале 2023 г. достигла 58%. Китайцы также занимают почти треть рынка новых автопогрузчиков. В январе-феврале, по данным агентства, на долю китайских производителей приходилось 53,4% рынка новых грузовиков. Автостат-инфо говорит о 53,7%.
Данная ситуация может привести к тому, что российские производители коммерческой техники, кроме LCV, станут нишами для закупки силовыми и другими государственными структурами, а частный рынок будут обеспечивать производители из Поднебесной. «Не время ставить протекционистские барьеры против нашего «ключевого друга», — убежден Александр Климнов.
Конкуренция на рынке грузовых автомобилей только усилится
«Причин падения продаж грузовых автомобилей в России может быть несколько. Во-первых, непростая ситуация в экономике в прошлом году привела к тому, что автозаводам пришлось перестраивать производство, искать новых поставщиков и другие выходы», — говорит ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Во-вторых, многие потребители отказались от покупки новых грузовиков в прошлом году из-за падения доходов, переключились на подержанные автомобили, а иностранные марки привлекли их своей ценой».
Дмитрий Баранов не считает рост продаж грузовиков из КНР долгосрочной тенденцией. «Российские производители смогут укрепить свои позиции, когда ситуация нормализуется, и будут продавать больше продукции», — прогнозирует он.
Также, если государство окажет поддержку российским производителям и потребителям, продажи российских грузовиков могут вырасти. «Это могут быть различные меры по стимулированию спроса на грузовики, концессии на производство, гарантии, закупка грузовиков для государственных нужд, крупные проекты», — перечисляет он. «В то же время возможны изменения на рынке грузовых автомобилей: китайские бренды займут места некоторых марок, временно покинувших страну. Однако благодаря параллельному импорту грузовики этих марок начнут поставлять продукцию в страну, так что конкуренция на российском рынке в целом возрастет».
Юлия Гараева, Сюмбель Губайдуллина
Татарстан
ОБНОВЛЕНИЕ 2-Россия гарантирует долг производителя грузовиков в размере $1 млрд в связи с падением продаж рецессия
* Камаз говорит о тревожных тенденциях на рынке грузовых автомобилей в июле-августе (добавлены подробности о рынке грузовых автомобилей, контекст)
900:02 МОСКВА, 19 авг (Рейтер) — Россия предоставит гарантию на $1 млрд будущего долга производителя грузовиков КАМАЗ в рамках более широкой инициативы правительства по поддержке производителей автомобилей, борющихся с падением продаж.
В России, втором по величине автомобильном рынке Европы после Германии, наблюдается резкое падение продаж легковых и грузовых автомобилей, поскольку ее слабая экономика находится под дальнейшим давлением западных санкций в связи с кризисом в Украине.
Многие россияне также отложили крупные покупки из-за ослабления рубля.
Акции КамАЗа, в котором немецкому Daimler принадлежит 15 процентов, подскочили более чем на 9 процентов после объявления правительства во вторник.
«Ситуация действительно непростая. Рынок легковых автомобилей и, в частности, рынок грузовых автомобилей — это очень точный индикатор состояния (экономических) дел», — заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с главой «КАМАЗа» Сергеем Когогиным, говорится в расшифровке на сайте правительства.
«Мы, конечно, подумаем, как стимулировать этот рынок», — сказал Медведев, не вдаваясь в подробности. В прошлом Россия поддерживала отрасль, субсидируя автокредиты. Он также спас своего крупнейшего автопроизводителя АвтоВАЗ, выделив в 2009 году финансовую помощь на сумму более 1 миллиарда долларов. .
Правительство заявило, что оно утвердило государственные гарантии на сумму до 35 миллиардов рублей (968 миллионов долларов США) по выпуску облигаций КамАЗом на срок до 15 лет. Этот шаг призван помочь инвестиционной программе производителя грузовиков, включая запуск новых моделей и модернизацию всех производственных линий.
Камаз, чистый долг которого на конец 2013 года составлял 12 миллиардов рублей, одобрил выпуск облигаций на сумму 35 миллиардов рублей в конце прошлого года и еще 27 миллиардов рублей в мае 2014 года. верните обе программы.
«(Первое) полугодие (2014) было относительно удовлетворительным — рынок падал, но мы увеличили свою долю… Но июль-август — наблюдается высокий уровень настороженности в отношении происходящего. На мой взгляд, потребители просто переходят в режим ожидания», — сказал Когогин из «Камаза».
Он подсчитал, что рынок грузовиков упал на 18-20 процентов, без указания периода.
Аналитик ВТБ Капитал Владимир Беспалов заявил, что в 2013 году рынок тяжелых грузовиков в России упал на 25 процентов и, как ожидается, упадет еще на 9 процентов.