Когда у автобусов преимущество: Не каждый водитель знает: какими преимуществами при перестроении обладает автобус — ГАИ

Преимущества в пдд для автобусов, троллейбусов, маршруток

Рассмотрим Правила Дорожного Движения, действующие для маршрутных транспортных средств. Само по себе понятие маршрутного транспортного средства введено ПДД (п. 1.2) и выглядит следующим образом:

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Как будет видно из текста ниже, для такого автотранспорта зачастую действуют особые правила, отличающиеся от ПДД для другого транспорта. Это обусловлено тем, что общественный транспорт выполняет крайне важную функцию – обеспечение пассажирских перевозок. Он перевозит одновременно многих людей, а значит, такие транспортные средства должны передвигаться без задержек, этим и обусловлена возможность отступать от некоторых пунктов ПДД.

Выделенные плосы для маршрутных транспортных средств

Для возможности осуществления пассажирских перевозок в условиях городских пробок были введены специальные выделенные полосы для общественного транспорта. Данные полосы выделяются разметкой и дорожными знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2, 5.14:

Запрет движения по таким полосам иных транспортных средств содержится в п. 18.2 ПДД РФ:

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов — в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе.

Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.

Преимущество при начале движения от остановки общественного транспорта

Общественный транспорт имеет преимущество перед другими участниками движения при начале движения от остановки в соответствии с п. 18.3 ПДД:

18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

Когда нужно уступать дорогу автобусу?

Таким образом, уступать дорогу отъезжающему от остановки автобусу, троллейбусу, маршрутке необходимо исключительно в населенном пункте, только если остановка официальная, т.е. обозначена дорожным знаком 5.16.

Пункт 18.3 ПДД содержит требование к водителю маршрутного транспортного средства убедиться в том, что ему уступают дорогу, перед тем, как воспользоваться преимуществом. То есть в случае ДТП с отъезжающим от остановки автобусом или троллейбусом вина может быть как обоюдной, так и водителя автомобиля, не пропустившего маршрутное транспортное средство – как решит инспектор ГИБДД по разбору ДТП.

Какие дорожные знаки не распространяются на автобусы, троллейбусы и маршрутки

Согласно ПДД действие некоторых дорожных знаков на маршрутные транспортные средства не распространяется. Это позволяет устанавливать маршруты движения вне зависимости от установленных правил проезда перекрестков для остального транспорта.
Разумеется, данное преимущество действует только при движении автобусов и троллейбусов по своему установленному маршруту. Если маршрутка сходит с маршрута, например, чтобы объехать пробку, она теряет право не следовать этим знакам. Протицируем ПДД РФ:

3. Запрещающие знаки
Действие знаков не распространяется:
3.1 — 3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.27 — на маршрутные транспортные средства;

Здесь речь идет о следующих дорожных знаках:

4. Предписывающие знаки
Действие знаков 4.1.1 — 4.1.6 не распространяется на маршрутные транспортные средства.

Таким образом, на маршрутные транспортные средства (автобусы, троллейбусы, маршрутки) не действуют следующие знаки:

 

 

5. Знаки особых предписаний
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.

Приоритет маршрутных транспортных средств | AVTONAUKA.RU


6 комментариев

В пункте 18.3 ПДД «Приоритет маршрутных транспортных средств» есть такие строки: «В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. …».

Данный пункт определяет преимущество для маршрутных тс в конкретном случае — когда троллейбус или автобус отъезжает от места остановки (обозначается знаком 5.16), то необходимо им уступить дорогу, т.е. не препятствовать.

Когда перед вами на обозначенной остановке стоит троллейбус или автобус с номером маршрута, то вопросов с приоритетом не возникает. А как быть с маршрутками, с теми многочисленными микроавтобусами, которые также занимаются перевозкой пассажиров?

Во время проезда мимо остановки общественного транспорта нередко возникает вопрос: нужно ли уступать дорогу такой маршрутке, когда она отъезжает от остановки? И если не уступить, и в этот момент случится ДТП с маршруткой, то кто будет виновен?

Поскольку речь идет о приоритете именно маршрутных тс, то разберемся сначала в определениях —  что такое маршрутное транспортное средство, и является ли таковым, например, микроавтобус, перевозящий пассажиров, именуемый в народе «маршрутка», т. е. считается ли маршрутка маршрутным транспортным средством?

Маршрутное транспортное средство

Пункт 1.2 ПДД «Общие положения»: Маршрутное транспортное средство — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Из этого пункта ясно, чтобы транспортное средство считалось маршрутным, должны выполняться условия:

  • тс должно быть автобусом, троллейбусом или трамваем;
  • тс перевозит людей;
  • тс движется по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

Таким образом, если выполняются условия, перечисленные в этом определении (маршрутка является автобусом, перевозит пассажиров и движется по установленному маршруту), то она, безусловно, является маршрутным транспортным средством, и ее водитель вправе пользоваться приоритетом, который предоставляет раздел 18 ПДД.

 

Приоритет маршрутных транспортных средств в начале движения от остановки

Обратимся к вышеупомянутому пункту 18.3 ПДД: «В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу».

Преимущество маршрутных ТС во время отъезда от обозначенной остановки действует только в населенном пункте. Отъезжая от остановки, водитель маршрутки сначала должен убедиться в том, что ему уступают дорогу.

Маршрутное ТС может отъехать от остановки сразу во второй ряд, и в этом случае оно также имеет преимущество перед остальным транспортом. Если в это время произойдет ДТП, то в общих случаях виновными могут признать обоих водителей, потому что один проигнорировал чужой приоритет, а другой не убедился, что путь безопасен.

Но, как мы понимаем, каждый случай ДТП является частным, поэтому никому легче не станет, когда вину признают обоюдной. К тому же приоритет у маршрутного ТС, и вероятность стать виновником аварии у не маршрутного автомобиля выше просто потому, что он должен был уступить дорогу. Подробнее в статье Проезд мимо остановки маршрутных ТС.

Теперь посмотрим на эту ситуацию с точки зрения возможности избежать ДТП.

Первый случай – имеется обозначенная остановка, у которой стоит большой маршрутный автобус или троллейбус и производит посадку пассажиров. Сомнения в том, что на остановке именно маршрутное транспортное средство, ни у кого из водителей не возникает.

Когда этот немаленьких размеров транспорт начинает отъезжать от остановки, то хочешь – не хочешь, а придется вспомнить о его приоритете, иначе, он проедет по борту автомобиля, и незаметно для себя «прогладит» его как утюг. Последствия ДТП сейчас не важны, виновны будут оба водителя, но интересуют возможности избежать тех самых последствий.

Другой случай — та же остановка общественного транспорта, но у нее стоит микроавтобус и производит посадку пассажиров. Водитель автомобиля  подъезжает к остановке (пространственно он будет позади микроавтобуса), видит, что тот начинает движение, но по каким-то причинам не хочет ему уступать, возможно, потому, что не считает этот микроавтобус маршрутным ТС, и продолжает движение. Некоторые в таких случаях еще и сигналят в целях предупреждения.

Водитель микроавтобуса, в свою очередь, разумеется, по своим причинам, не замечает движущийся сзади автомобиль, и продолжает отъезжать от остановки, как ни в чем не бывало. В этой ситуации, возможно все что угодно, в т.ч. и столкновение. Чтобы избежать удручающей «перспективы» стоит обратить внимание на следующее:

Многие ездили в маршрутках и наблюдали процесс оплаты за проезд, т.е. передачи денег водителю. Автобусы, что поменьше, ездят без кондуктора, и процессом приема оплаты занят водитель. Он и рулит, и одновременно принимает оплату. У многих эта процедура доведена до автоматизма, но внимание водителя в какой-то степени все равно рассеивается между двумя этими процессами.

И есть вероятность, что отъезжая от остановки, ситуация слева-сзади автобуса останется для его водителя бесконтрольной.

Понимая такую вероятность, целесообразно предположить, что отъезжая от остановки, водитель микроавтобуса может по разным причинам не заметить приближающийся сзади автомобиль. Поэтому целесообразно принять свои меры предосторожности для того, чтобы избежать ДТП, например, снизить скорость и уступить микроавтобусу дорогу. Потому что, если произойдет ДТП, то какая по большому счету разница, как именуется тот микроавтобус – маршрутное такси или маршрутное ТС?

К слову, определение «маршрутное такси» в ПДД отсутствует. К тому же, на остановке может оказаться не только автобус или троллейбус, там может быть любой легковой автомобиль, намеревающийся начать движение.

Использовать свой приоритет нужно тогда, когда вы уверены, что вам уступают дорогу. Это высказывание справедливо как для водителей, отъезжающих от остановки общественного транспорта, так и для водителей, проезжающих мимо нее.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Transit Преимущества — Metro Transit

В 1991 году компания Metro Transit впервые предложила простой способ избежать пробок в автобусах, двигаясь на обочине вместо того, чтобы сидеть в пробке в час пик. В регионе городов-побратимов теперь есть более 300 миль обочины автострады, доступной для автобусов. Это более чем в три раза превышает количество всех городских агломераций в стране — вместе взятых .

Большая отдача при меньшей цене

Компания Metro Transit нуждалась в способе более экономичного проезда автобусов через пробки. В то же время MnDOT искала способы более эффективного использования существующих полос движения.

Они экспериментировали с обочинами для автобусов на шоссе 252, и им понравились результаты: водители автобусов могли не отставать от расписания, пассажиры быстрее добирались до работы или домой, а пассажиропоток увеличился. Более того, обочины, предназначенные только для автобусов, обходятся в несколько раз дороже, чем дополнительные полосы.

MnDOT обнаружил, что, позволяя транзитным транспортным средствам использовать обочины, они могут быстрее перевозить больше людей с минимальными инвестициями. Теперь, когда проезжие части строятся или реконструируются, обочины делаются с учетом дополнительного веса и ширины автобуса. Поскольку использование обочины заложено в проекте, преимущество транзита увеличивает пропускную способность без значительных затрат.

Когда трафик становится достаточно загруженным для использования обочины?

Плечи только для шины используются только при соблюдении определенных критериев. Прежде чем автобусы смогут использовать обочину, движение должно задерживаться (движение со скоростью менее 35 миль в час) не реже одного раза в неделю. Использование обочины должно экономить автобусам более 8 минут на милю во времени в пути. А по проезжей части также должны ходить более шести автобусов в день.

Сегодня около половины автобусных маршрутов Metro Transit используют обочину только для автобусов, по крайней мере, часть пути. Многие из них представляют собой скоростные маршруты, обслуживающие более 120 парковок Park & ​​Ride с быстрым и легким доступом к автостраде (часто минуя счетчики пандуса). Скорость движения дополнительно повышается для маршрутов, которые используют экспресс-коридор Marq2 в центре Миннеаполиса.

Есть один рядом с вами

Обочины, предназначенные только для автобусов, обеспечивают выгодные маршруты по всему региону, а пассажиры общественного транспорта экономят от 5 до 15 минут на поездку благодаря использованию обочин. Для дополнительной экономии времени автобусы также используют еще одно транзитное преимущество — обходы рамп-метров — чтобы добраться непосредственно до обочины и не тратить время на медленную езду вместе с движением на въездах.

Когда-то в год добавлялось 20 миль обочин, предназначенных только для автобусов. В то время как расширение замедлилось, в настоящее время в регионе есть обочины протяженностью 300 миль, предназначенные только для автобусов, что обеспечивает быстрое и надежное время в пути для пассажиров пригородных поездов на тысячах автобусов ежедневно.

Безопасность превыше всего! Использование плеча зависит от водителя

Metro Transit гарантирует, что скорость важнее безопасности. Хотя водителям автобусов разрешено использовать обозначенные обочины, они следуют строгим правилам. Благодаря этим мерам обочины, предназначенные только для автобусов, оказались чрезвычайно эффективными и очень безопасными. Водители автобусов:

    > Не должны использовать обочину, когда скорость движения превышает 35 миль в час.

    > Нельзя превышать скорость движения более чем на 15 миль в час; Максимум. скорость 35 миль в час.

    > Должен уступить дорогу любому транспортному средству, въезжающему на обочину, в том числе на съездах или перекрестках автомагистралей.

    > Должен выезжать на обычные полосы движения, если обочина заблокирована заглохшими машинами или мусором.

Водители общественного транспорта обучены вождению на плечах и могут лучше всего определить, когда условия делают их использование неразумным и небезопасным.

    > Хороший вопрос. Почему операторы не всегда используют обочины только для автобусов?

8 Преимущества общественного транспорта

Работая планировщиком, мы знаем, что вы часто отвечаете на основные вопросы об общественном транспорте. Мы надеемся, что эта серия блогов Remix Primer станет еще одним ресурсом для обучения ваших избирателей.

Что касается общественного транспорта, то некоторые города США выделяются на фоне других. Метро Нью-Йорка, традиционные трамваи Нового Орлеана и канатные дороги Сан-Франциско — все это примеры отличного и запоминающегося транспорта. Независимо от того, перевозят ли они местных жителей для ежедневных поездок на работу или туристов, развлекающихся в поездках, преимущества общественного транспорта очевидны.

В городах по всему миру общественный транспорт играет важную роль в жизни жителей и гостей города. Автобусы, метро, ​​поезда и другие общественные транспортные средства созданы для того, чтобы облегчить жизнь каждому. От улучшения здоровья населения до доступности системы общественного транспорта создают основу, на которой города становятся более пригодными для жизни и процветающими во многих отношениях.

Что такое общественный транспорт?

Хотя общественный транспорт существует во многих формах, его можно определить как систему, которая эффективно и по доступной цене перемещает людей из одного района в другой. Подавляющее большинство общественного транспорта финансируется и управляется местными органами власти. Системы общественного транспорта могут включать:

  • Автобусы
  • Метрополитен
  • Поезда, в том числе высокоскоростные и легкорельсовые
  • Паромы
  • Канатные дороги город или соединить один город с другим. Преимущества общественного транспорта усиливаются, когда системы планируются и проектируются с учетом взаимосвязи, высококачественного пользовательского опыта и эффективности.

    Общественный транспорт может включать в себя бесплатные услуги, такие как общественный Wi-Fi, предоставлять возможности для частных коммерческих продаж и поощрять физическую активность среди пассажиров. Эти системы, многие из которых возникли еще до резкого роста числа владельцев автомобилей в 1950-х годах, также являются частью усилий по сохранению энергии как в локальном, так и в глобальном масштабе.

    8 Преимущества общественного транспорта

    Особенно на ранних этапах планирования новых планов общественного транспорта или приоритизации необходимых улучшений стоит учитывать преимущества общественного транспорта при определении бюджета и проекта. Вот восемь преимуществ транспорта, на которые следует обратить внимание:

    1. Улучшает здоровье населения

    На протяжении десятилетий градостроители рассматривали общественный транспорт как способ улучшения здоровья и благополучия населения. Пассажиры общественного транспорта должны идти от своих входных дверей до ближайшей транспортной остановки и обратно, что увеличивает физическую активность, чтобы помочь справиться с современной эпидемией ожирения. На самом деле вполне возможно, что люди могут достичь рекомендуемых 30 минут ежедневной физической активности, пользуясь общественным транспортом.

    2. Экономические выгоды для общества

    Каждый доллар, вложенный в общественный транспорт, может принести около 4 долларов экономической выгоды в сообществе. Это включает в себя поддержку рабочей силы для необходимых улучшений, развитие бизнес-кластеров и привлечение туристов как для бизнеса, так и для удовольствия.

    Людям легче остановиться, чтобы перекусить или выпить чашечку кофе, когда они идут пешком до остановки общественного транспорта, а не на машине. Это означает, что малый бизнес также может извлечь выгоду. Кроме того, если домовладелец хочет продать жилую недвижимость, он может получить более высокое предложение, если оно расположено рядом с остановкой общественного транспорта, что хорошо для продавца и общей налоговой базы города.

    3. Повышает топливную экономичность

    Одним из важнейших технических преимуществ общественного транспорта является возможность оснащать автобусы и другие транспортные средства общественного транспорта альтернативными источниками топлива. Некоторые системы полностью электрические или используют возобновляемые ресурсы в качестве топлива.

    Даже по сравнению с другими транспортными средствами, работающими на газе, общественный транспорт лучше с точки зрения эффективности использования топлива. Среднее количество миль на галлон, умноженное на количество частных автомобилей на дороге по сравнению с транзитными автобусами или поездами, показывает, что при использовании общественного транспорта расходуется меньше топлива.

    4.  Общественный транспорт снижает загрязнение воздуха

    Меньшее количество сжигаемого топлива означает лучшее качество воздуха в городах, где есть общественный транспорт. Примерно 85% выбросов парниковых газов от транспорта связаны с ежедневными поездками на работу. Оставляя машину дома, человек может ежедневно экономить до 20 фунтов выбросов углекислого газа.

    5. Уменьшение загруженности дорог

    Никто не любит стоять в пробках, но рост населения требует улучшения дорожной инфраструктуры, что может быть дорогостоящим и занимать много времени. Однако строительство дорог часто может усложнить ситуацию, прежде чем она станет лучше. Еще одно преимущество общественного транспорта заключается в том, что чем больше людей ездит на автобусах, поездах и других транспортных средствах общего пользования, тем меньше на дороге транспортных средств, создающих пробки.

    6. Повышает мобильность населения

    Междугородные транспортные системы помогают водителям перемещаться по территории, независимо от района или района, в котором они живут. Многие люди не имеют возможности водить машину, поэтому иногда общественный транспорт единственный вариант, чтобы помочь им добраться до места назначения.

    7.  Обеспечивает равноправную транспортную систему

    Одним из способов расширения рабочей силы и улучшения экономики города является предоставление большему количеству людей возможности добраться до работы, и общественный транспорт решает эту задачу. Это снижает потребность в том, чтобы иметь возможность позволить себе машину и бензин — или полагаться на кого-то, кто владеет автомобилем, — чтобы заработать зарплату.

    8. Общественный транспорт повышает производительность труда пассажиров

    Когда кто-то за рулем, он должен делать только одно: водить машину. Во многих штатах даже действуют законы, запрещающие использование смартфона во время вождения автомобиля. Это многозадачное ограничение вождения может привести к часам неэффективного использования времени.

    В качестве альтернативы пассажиры общественного транспорта могут более продуктивно использовать свое время во время поездок на работу. Люди могут спать, читать и отдыхать по дороге на работу.

    Как планировщики реализуют эти преимущества в своих планах

    Горожане, чиновники и планировщики, которые рассматривают возможность усовершенствования или расширения своего общественного транспорта, могут получить максимальную выгоду, работая с профессиональными консультантами по планированию, такими как наша команда здесь, в Remix. Вместе мы можем эффективно создавать и сообщать о преимуществах и планах транзита. Это позволит проектам получить необходимое одобрение и финансирование, чтобы создать более пригодные для жизни сообщества как для жителей, так и для посетителей.

    Мы сотрудничали с Национальным транспортным управлением Ирландии (NTA), чтобы решить их проблему обеспечения общественным транспортом многочисленных сельских жителей, которые часто живут в изолированных районах. NTA нуждалась в помощи в планировании эффективных маршрутов и услуг общественного транспорта для охвата этого сельского населения, поэтому они попросили нас собрать данные и предоставить анализ, чтобы помочь им принять наилучшее решение о маршруте.

Leave a Reply