Когда откроют беларусь для автомобилей: Пересечение границы России и Беларуси на автомобиле в апреле

Содержание

в одном погранпереходе от закрытия – DW – 13.02.2023

Фото: Ales Petrovich/DW

КонфликтыБеларусь

Алесь Петрович

13 февраля 2023 г.

С 10 февраля пересечь белорусско-польскую границу на автомобиле или автобусе можно лишь в одном месте – через пункт пропуска «Брест». Репортаж DW с последнего из действующих погранпереходов.

https://p.dw.com/p/4NP5g

Реклама

С 10 февраля 2023 года приостановил свою работу польский пункт пропуска «Бобровники» (на белорусской границе его аналогом является погранпереход «Берестовица»). Таким образом, пересечь белорусско-польскую границу на легковом транспорте или автобусе теперь можно лишь в одном единственном пункте пропуска, расположенном в Бресте. Корреспондент DW отправился туда, чтобы выяснить, как  изменилась обстановка в приграничье и к чему стоит готовиться выезжающим из Беларуси и въезжающим в РБ с польской стороны.

Почему закрылся погранпереход в Бобровниках

О закрытии пункта пропуска «Бобровники – Берестовица» стало известно 9 февраля. Об этом сообщил министр внутренних дел и администрации Польши Мариуш Каминьский, подчеркнув, что сделано это «в целях государственной безопасности». По словам главы польского МВД, он также поручил «подготовить заявки на включение в санкционный список очередных лиц, связанных с режимом Лукашенко, ответственных за репрессии против поляков в Беларуси».

Такое заявление Мариуш Каминьский сделал после того, как днем ранее, 8 февраля, в Гродно огласили приговор известному журналисту и активисту Союза поляков Беларуси Анджею Почобуту. Его признали виновным в призывах к санкциям против Беларуси, а также в разжигании социальной вражды или розни. Анджей Почобут был осужден на 8 лет лишения свободы в колонии усиленного режима.

Версия о том, что закрытие одного из крупнейших пунктов пропуска на польско-белорусской границе «Бобровники» связана именно с «делом Почобута», считается основной. При этом официальный Минск решение польских властей интерпретирует по-другому: там уверены, что таким образом соседи реагируют на введенный для граждан Польши безвизовый режим при посещении Беларуси.

Белорусско-польская граница может быть закрыта полностью?

После закрытия погранперехода «Бобровники» была приостанавлена работа и белорусского пункта пропуска «Берестовица», который рассчитан на оформление 900 легковых автомобилей и 500 грузовиков каждые сутки. Правда, в последнее время белорусские пограничники сообщали, что пропускная способность этого погранперехода не использовалась даже на половину, претензии по этому поводу они предъявляли польским коллегам.  

«После закрытия еще одного польского пункта пропуска ситуация станет катастрофической и может привести к коллапсу в приграничье», — говорится в официальном заявлении Госпогранкомитета Беларуси.  

Таким образом, на данный момент на белорусско-польской границе осталось лишь по одному действующему пункту пропуска — для грузовиков («Козловичи» возле Бреста) и легковых автомобилей с автобусами — в самом Бресте. В 2020 году по инициативе польской стороны из-за COVID-19 были закрыты пункты пропуска «Словатыче — Домачево» и «Половцы — Песчатка», а в период миграционного кризиса осенью 2021 года перестал работать погранпереход «Кузница Белостоцкая — Брузги».

При этом польские власти не исключают возможности закрытия всех погранпереходов на границе с Беларусью, о чем предупредил премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий 10 февраля в ходе пресс-конференции по итогам саммита ЕС.

Будет ли коллапс на белорусско-польской границе?

В минувшие выходные корреспондент DW побывал в пункте пропуска «Брест» и убедился, что заметных изменений пока не произошло. По данным Госпогранкомитета Беларуси, к вечеру 12 февраля в очереди на выезд из страны находились 270 автомобилей.

Брестчанин Александр, который регулярно пересекает границу, рассказал, что информация о закрытии погранперехода в Бобровниках всерьез напугала тех, кто планировал ехать в Польшу в ближайшие дни.

Поток автомобилей на пути к погранпункту «Брест»Фото: les Petrovich/DW

«Знаю, что некоторые знакомые решили воздержаться от поездок, опасаясь столпотворения на границе. А в результате пока особых очередей в Бресте нет – бывало и хуже, когда приходилось стоять целые сутки, чтобы попасть в соседнюю страну», — говорит Александр. Он не исключает, что ситуация может измениться, когда все те, кто отложил свою поездку в Польшу, все-таки захотят ее совершить.

При этом и Александр, и другие местные водители, коротавшие время у пункта пропуска «Брест», сомневаются, что стоит ожидать массового наплыва машин из Гродненской области, где теперь не осталось действующих погранпереходов с Польшей. «Машины оттуда будут – мы уже замечаем гродненские номера, но они едут, чаще всего, в Варшаву и дальше на запад. А те, кто возил солярку на продажу или ездил на «закупы» в Белосток, через Брест по такому маршруту кататься не станут – слишком затратно по времени и расстоянию», — уверен водитель из Бреста Сергей. По его словам, у желающих попасть в ЕС жителей гродненского региона наверняка будут больше востребованы погранпереходы на границе с Литвой. 

Поездов нет, а автобусы вряд ли будут следовать по расписанию  

Еще один собеседник DW минчанин Матвей по поводу закрытия пункта пропуска «Бобровники» своего разочарования не скрывал: «Очень расстроен, потому что часто ездил именно через этот погранпереход в Польшу. Как правило, было быстрее, чем ехать в Брест. Теперь даже боюсь представить, сколько времени придется потратить, чтобы по делам успеть съездить в соседнюю страну и вернуться обратно».

Опасения оказались вполне обоснованными: во время беседы Матвею позвонил коллега, который находился по ту сторону границы — в польском Тересполе – и предупредил, что стоит в многокилометровой пробке на пути к погранпереходу.   

Железнодорожное сообщение между Польшей и Беларусью было приостановлено еще в марте 2020 годаФото: Ales Petrovich/DW

Матвей также рассказал, что интересовался у транспортных компаний, которые осуществляют пассажирские перевозки, сколько времени займет пересечение границы на автобусе. Их ответ, по его словам, не добавил оптимизма: «Все рейсы теперь будут следовать через Брест, и никто не дает никаких гарантий, что из-за нынешней ситуации автобусы будут прибывать в Польшу по расписанию».

Подключившийся к разговору водитель Андрей вспомнил, как раньше приезжал в Брест из Могилева, после чего ехал на поезде до польской станции Тересполь: «Сама дорога занимала не больше двадцати минут, еще на пограничном контроле пусть час отстоишь – по нынешним временам это очень быстро».

Но теперь такой способ передвижения не актуален: все международные поезда из Беларуси в направлении стран Евросоюза были отменены еще во время пандемии коронавируса, а сейчас вопрос о возобновлении рейсов даже не обсуждается.

Смотрите также:

Как и почему украинцы укрепляют границу с Беларусью

To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Показать еще

Пропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

Литва запретила въезд легковых авто из Беларуси и России

«Из России и Беларуси в Литву после полуночи пятницы не разрешается въезд ни через один контрольный пункт. На грузовой транспорт это не распространяется», – сообщил Мишутис.

Теперь въезд в Литву на легковых автомобилях разрешен только через пограничные пункты Калвария-Будзиск на границе с Польшей и Салочяй-Гренцтале на границе с Латвией. Через них в Литву могут въехать граждане Литвы, иностранцы, следующие транзитом через республику, а также те иностранцы, у которых есть вид на жительство или разрешение на работу в Литве. Ограничения связаны с объявленным в стране карантином.

Грузовой транспорт может следовать в Литву через другие пункты пограничного контроля на границах с Россией, Белоруссией, Латвией и Польшей без ограничений.

редакция soyuz.by

Последние новости

Политика

В Минске прошел Международный антифашистский форум

18:00

Тема дня

Лукашенко в день субботника трудился на благоустройстве хатынского мемориала

15:15

Экономика

Беглов заявил об активном взаимодействии с Беларусью в сфере импортозамещения

19:47

Общество

На поезде в Архангельск: 22 апреля в первый рейс отправится поезд № 366/365 Минск – Архангельск

18:01

Обзор СМИ

Союзное государство в зеркале СМИ за 20 апреля

17:05

Анонс мероприятий

28 апреля состоится сессия Общего собрания НАН Беларуси

15:59

Политика

МИД РФ: Беларусь и Россия подтвердили решимость сообща противодействовать вмешательству Запада

15:50

Общество

В Минске наградили женщин года 

14:04

Общество

Синоптики о погоде в Беларуси завтра: будет до +19 без осадков

13:02

Молодежная территория

В чемпионате «BELAZ CHALLENGE – 2023» одержала победу команда университета МИСиС из Москвы

12:45

Экономика

Экспорт предприятий Минпрома в Питер увеличился в 3,3 раза в январе-феврале 2023 года

12:33

Анонс мероприятий

В III Национальном форуме атлетов примут участие ведущие спортсмены Беларуси и РФ

10:52

Анонс мероприятий

22 апреля в Беларуси пройдёт Республиканский субботник

10:43

Экономика

В ЕАЭС разрабатывают общие принципы административной и уголовной ответственности за нарушения таможенных правил

10:27

Общество

Белорусская делегация примет участие в копродукции на площадке 45-го Московского международного кинофестиваля

09:51

Молодежная территория

В форуме «Уралан» в Калмыкии принимает участие молодёжь из Беларуси

09:46

Союзное государство

Головченко: Беларусь и Санкт-Петербург подписали дорожную карту на 2023-2025 годы

09:36

Общество

Лукашенко: ОАЦ является эффективным инструментом обеспечения национальной безопасности государства

09:13

Союзное государство

Мезенцев высоко оценил проводимую в Беларуси работу по защите исторической памяти

18:23

Обзор СМИ

Союзное государство в зеркале СМИ за 19 апреля

17:38

Таможня и транзит

Около полумиллиона иностранцев воспользовались белорусским безвизом

11:16, 10 апреля

Таможня и транзит

11 кг наркотиков изъято при перекрытии крупного канала поставки наркотиков в Беларусь

09:50, 7 апреля

Таможня и транзит

ГПК: в течение месяца литовская сторона пропускала на свою территорию 50% грузовиков от нормы

11:53, 16 марта

Таможня и транзит

Беларусь и Россия проводят эксперимент по применению навигационных пломб

12:11, 17 февраля

Показать еще

Казначейство нацеливается на белорусские госпредприятия, чиновников и самолет Лукашенко

Минфин нацеливается на белорусские госпредприятия, чиновников и самолет Лукашенко

ВАШИНГТОН — Сегодня Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США вносит в список трех юридических и девять физических лиц, а также идентифицирует один президентский самолет как заблокированную собственность в соответствии с указом президента. (E.O.) 14038. Эти обозначения основаны на санкциях, введенных в отношении физических и юридических лиц в Беларуси в ответ на продолжающиеся жестокие репрессии против продемократического движения и гражданского общества в связи с мошенническими президентскими выборами в августе 2020 года. Эти действия также подчеркивают готовность Соединенных Штатов привлечь режим в Минске к ответственности за его соучастие в продолжающейся необоснованной войне выбора Российской Федерации против Украины.

 «Авторитарный режим Лукашенко полагается на государственные предприятия и ключевых должностных лиц для получения значительных доходов, которые позволяют проводить репрессивные действия против белорусского народа», — сказал заместитель министра финансов по борьбе с терроризмом и финансовой разведке Брайан Нельсон. «Мы по-прежнему привержены возложению ответственности на режим Лукашенко за его подавление демократии и поддержку путинской войны по выбору».

Одновременно и в духе Дня Воли в Беларуси Государственный департамент объявляет о действиях по введению визовых ограничений еще в отношении 14 человек, в том числе должностных лиц режима, причастных к политике угроз и запугивания белорусского народа, за их причастность к подрыву демократии в соответствии с Президентская декларация 8015.

Сегодняшние действия еще больше сближают Соединенные Штаты с их международными партнерами и союзниками в обеспечении того, чтобы режим Лукашенко заплатил цену за ужасное обращение с собственными гражданами и помощь режиму Путина.

ДОХОДНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ БЕЛАРУСИ

Открытое акционерное общество Белорусский автомобильный завод ( БелАЗ ) является одним из крупнейших производителей большегрузных автомобилей и больших самосвалов в мире. Сотрудникам БелАЗа, участвовавшим в забастовках и мирных акциях протеста после фальсифицированных президентских выборов в Беларуси в августе 2020 года, руководство компании угрожало увольнением и запугивало их. Лукашенко заявил, что правительство всегда будет поддерживать БелАЗ, и назвал его «белорусским брендом» и «частью национального наследия». Директору БелАЗа 9 лет0021 Сергей Олегович Никифорович (Никифорович). Ранее БелАЗ был включен в список Европейского союза (ЕС) и Канады.

OFAC вносит БелАЗ в список в соответствии с E.O. 14038 за владение или контроль, или за то, что действовали или намеревались действовать в интересах или от имени, прямо или косвенно, правительства Беларуси (ПБ).

OFAC назначает Никифоровича в соответствии с Э.О. 14038 за то, что он был или был лидером или должностным лицом Правительства Великобритании.

Открытое акционерное общество «Минский автомобильный завод» ( МАЗ ) — один из крупнейших производителей автомобилей в Беларуси и значительный источник дохода режима Лукашенко. Сотрудники МАЗа, участвовавшие в забастовках и мирных акциях протеста после фальсифицированных президентских выборов в Беларуси в августе 2020 года, были запуганы, а затем уволены руководством компании. Директор МАЗ Валерий Валерьевич Иванкович (Иванкович). МАЗ и Иванкович ранее были включены в списки ЕС и Канады.

OFAC присваивает MAZ статус в соответствии с E.O. 14038 за владение или контроль, или за то, что действовали или намеревались действовать в интересах или от имени, прямо или косвенно, правительства Великобритании.

OFAC вносит в список Иванковича в соответствии с E.O. 14038 за то, что он был или был лидером или должностным лицом Правительства Великобритании.

МОШЕННИЧЕСТВО НА ВЫБОРАХ

Центральная избирательная комиссия Республики Беларусь (ЦИК) был первоначально включен в список 23 декабря 2020 г. в соответствии с связанным с Беларусью Э.О. 13405 после фальсификации президентских выборов в августе 2020 года. ЦИК сыграла свою роль в недопуске кандидатов от оппозиции, отказе в доступе к избирательным наблюдателям и подтверждении неточных подсчетов голосов. OFAC ранее назначила высокопоставленных членов ЦИК после фальсифицированных президентских выборов в августе 2020 года и добавляет членов комиссии, которые присоединились к ней с тех пор. Эти новые члены включают Карпенко Игорь Васильевич (Карпенко), Алёна Анатольевна Балдовская (Балдовская), Денис Владимирович Дук (Дук), Алёна Константинова Кунцевич (Кунцевко Тчодзевич), 022 (Ткачёв), Екатерина Александрова Федосенко (Федосенко) и Александр Владимирович Южик (Южик). Карпенко ранее был включен в список ЕС и Канады.

OFAC назначает CEC в соответствии с E.O. 14038 за то, что он является политическим подразделением, агентством или инструментом Правительства Великобритании.

OFAC назначает Карпенко, Балдовскую, Дука, Кунцевича, Ткачева, Федасенку и Южика в соответствии с Е. О. 14038 за то, что они были или были лидерами или должностными лицами Правительства Великобритании.

РОСКОШНЫЙ АВИАЛАЙНЕР ЛУКАШЕНКИ

EW-001PA — Боинг 737, принадлежащий правительству Беларуси и используемый в качестве президентского самолета находящегося под санкциями США лидера Беларуси Александра Григорьевича Лукашенко. Лукашенко имеет эксклюзивный доступ к EW-001PA и другим роскошным самолетам и использует их для личных поездок. Более того, Лукашенко использовал EW-001PA со своей семьей и другими членами своего окружения для международных поездок.

OFAC идентифицирует EW-001PA как собственность, в которой Лукашенко, лицо, имущество и имущественные интересы которого заблокированы в соответствии с E.O. 14038, есть интерес.

САНКЦИИ ПОСЛЕДСТВИЯ

В результате сегодняшних действий все имущество и интересы в собственности указанных выше лиц, которые находятся в Соединенных Штатах или находятся во владении или под контролем лиц США, заблокированы, и о них необходимо сообщить OFAC. Кроме того, блокируются любые организации, которые прямо или косвенно принадлежат одному или нескольким заблокированным лицам на 50 и более процентов, индивидуально или в совокупности. Если это не разрешено общей или специальной лицензией, выданной OFAC, или исключением, правила OFAC, как правило, запрещают любые операции, совершаемые лицами из США или в пределах (или транзитом) из Соединенных Штатов, которые связаны с какой-либо собственностью или интересами в собственности определенных или иным образом заблокированных лиц.

Кроме того, финансовые учреждения и другие лица, участвующие в определенных операциях или деятельности с юридическими и физическими лицами, находящимися под санкциями, могут подвергаться санкциям или принудительным действиям. Запреты включают в себя внесение любого вклада или предоставление средств, товаров или услуг любым указанным лицом или в его пользу, а также получение любого вклада или предоставление средств, товаров или услуг от любого такого лица.

Сила и целостность санкций OFAC обусловлены не только способностью OFAC назначать и добавлять лиц в список SDN, но и его готовностью исключать лиц из списка SDN в соответствии с законом. Конечная цель санкций — не наказать, а добиться позитивных изменений в поведении. Информацию о процедуре подачи заявки на исключение из списка OFAC, включая список SDN, см. в FAQ OFAC 89.7.

Щелкните здесь для получения дополнительной информации о лицах, организациях и воздушных судах, на которые сегодня наложены санкции.

Использовать избранное изображение

Выкл.

Поддержка Беларуси войны России осталась без награды?

В то время как растущая торговля между Минском и Москвой смягчила текущие экономические трудности первой, Беларусь в долгосрочной перспективе становится все более зависимой от своего восточного соседа и отказывается от своего экономического суверенитета.

Когда Беларусь выступила в поддержку войны России против Украины, некоторые ожидали, что Москва щедро вознаградит ее за поддержку и компенсирует любые потери от санкций. Другие ожидали, что российские субсидии иссякнут теперь, когда у Минска не было альтернативы. На деле все было несколько сложнее.

За несколько десятилетий белорусский лидер Александр Лукашенко овладел искусством сидеть на заборе, заигрывая с многовекторной внешней политикой и угрожая сближением с Западом, чтобы заставить Россию снизить цены на нефть и газ и покончить с с экспортными пошлинами на нефть для Беларуси.

Все изменилось в 2020 году, когда жестокое подавление протестов против фальсификаций на президентских выборах гарантировало, что без серьезных уступок со стороны его режима больше не будет диалога с Западом. В ответ Лукашенко придумывал все более изощренные способы получения помощи от России, такие как предложение купить российское оружие или предложение построить морской терминал в Мурманске, неизменно в кредит от Москвы.

Несмотря на вновь обретенную изоляцию Беларуси, Россия не прекратила помощь своему соседу полностью. В период с августа 2020 года по февраль 2022 года он пообещал Беларуси кредиты на сумму 1,5 миллиарда долларов, договорился о низких ценах на газ и отсрочке выплаты долга, что стало еще одним спасательным кругом для Лукашенко, который находится в тяжелом положении и уже имеет долги.

Это окупилось: Лукашенко стал единственным коллегой президента России Владимира Путина на постсоветском пространстве, поддержавшим войну против Украины. Ценой для Беларуси стали более жесткие санкции, затронувшие около 70 процентов ее экспорта в ЕС, или почти 17 процентов ее общего экспорта. Позже по белорусскому экспорту был нанесен еще один удар, когда Литва заблокировала отгрузку белорусского калия через свои порты.

После вторжения Лукашенко неоднократно намекал, что Беларусь заслуживает компенсации за потери, которые она понесла, приняв у себя российские войска. Тем не менее, его комментарии по этому вопросу выдают устаревшее представление о том, как Россия оказывает финансовую помощь своим друзьям: прагматичный подход, мало напоминающий подход Советского Союза, для которого теплые отношения часто были достаточной причиной для удовлетворения просьб о займах.

Доля России в товарообороте Беларуси увеличилась с 49 процентов в 2021 году до 58 процентов в середине 2022 года и превысила 60 процентов осенью. Однако это больше было связано с сокращением торговли Беларуси с Западом и полным закрытием украинского рынка для Минска.

Если верить чиновникам, в 2022 году белорусский экспорт в Россию вырос на 40 процентов. Трудно сказать, было ли это связано с увеличением объемов торговли или просто с высокими ценами, но аналитики Евразийского банка развития подозревают последнее, указывая на девальвацию белорусского рубля по отношению к его российскому аналогу и допуская возможность того, что объемы торговли действительно сократились. . Например, за семь месяцев 2022 года объем российских заказов Минского автозавода упал на 31 процент.

Исторически мясные и молочные продукты составляли большую долю российского импорта из Беларуси. В первой половине 2022 года цены выросли, что потенциально способствовало экспортной выручке. Так же возможны поставки белорусских нефтепродуктов (до сих пор продаваемых в ЕС и Украину) и товаров для потребления российской армией. Ничто из этого не говорит о новой щедрости Москвы по отношению к Минску, а не о рыночных условиях.

Последствия поддержки войны Беларусью не ограничиваются торговлей, да и не все они неблагоприятны. Ему удалось отсрочить выплату долга на общую сумму 1,4 миллиарда долларов с апреля 2023 года на 2028–2033 годы. Белорусские банки были назначены гарантами для целей государственных закупок в России, что значительно облегчило доступ белорусских компаний к публичным тендерам в стране.

Кроме того, Минск открыл новые возможности для развития инфраструктуры, пусть и в России. Было много разговоров об открытии белорусских терминалов в российских портах до 2022 года, хотя никаких документов пока не опубликовано, и факт остается фактом: пока Россия разрешила Беларуси использовать свои порты для отгрузки нефтепродуктов, интересы российских экспортеров всегда будут иметь приоритет.

Что касается поставок энергоносителей, то Минск сейчас закупает нефть по ценам ниже рыночных, которые, скорее всего, сопоставимы с теми, что предлагаются Китаю и Индии. Он также продолжает платить за газ по довоенным ценам. Хотя Беларусь перешла на оплату газа в российских рублях в 2022 году, ранее расплачиваясь в долларах США, спорно, было ли это в ее интересах, учитывая относительное ослабление белорусского рубля в прошлом году.

Ключевым вопросом экономических переговоров Минска и Москвы и их совместного ответа на санкции было импортозамещение. Россия предоставила Беларуси кредит почти на 1,7 миллиарда долларов только в связи с двенадцатью проектами по импортозамещению, хотя изначально предполагалось, что это будет в форме грантов. В конечном счете, эта сумма составляет малую долю того, что Беларусь потеряла в результате санкций: 16–18 миллиардов долларов, по оценке премьер-министра Романа Головченко.

Таким образом, Россия никоим образом не отрезала Беларусь с момента вторжения. Но при этом он не был чрезмерно щедрым в своей помощи, давая ровно столько, сколько нужно, чтобы избежать дестабилизации соседа.

Кроме того, Беларуси приходится расплачиваться за помощь углублением интеграции с Россией по целому ряду направлений. В частности, в октябре прошлого года две страны подписали соглашение о совместных принципах косвенного налогообложения, которое приветствовали белорусские нефтеперерабатывающие заводы, поскольку они получат выгоду от обратного акцизного налога на нефть. Это принесет краткосрочную выгоду для отрасли, но не решит более глобальные проблемы, с которыми она сталкивается. Для белорусских НПЗ даже увеличение экспорта в Россию, перенасыщенное отечественной продукцией, не заменит потерю доступа к европейским рынкам.

Соглашение о налоговой интеграции также постепенно заставит Беларусь перейти на российские ставки косвенных налогов и предоставит Москве практически полный доступ к информации белорусских компаний через прозрачную систему уплаты НДС. Оба последствия представляют собой очевидную угрозу экономическому суверенитету Беларуси в долгосрочной перспективе.

Действительно, у Минска мало шансов сохранить жизнеспособную для себя многовекторную внешнюю политику, разве что в отношении Китая, с которым он может больше торговать.

Leave a Reply