Китайские авто российской сборки: купить, продать и обменять машину

Китайские автомобили в России: что выбрать?

Китайские машины постепенно завоевывают популярность в нашей стране. Производители из Поднебесной поставляют на российский рынок популярные кроссоверы, постоянно совершенствуют конструкцию своих машин, быстро обновляют модельный ряд. Сейчас в РФ представлены далеко не все китайские марки, но ситуация на рынке такова, что авто из Китая будут представлены все шире, все больше официальных дилеров будет предлагать китайцев, да и начало продаж новых марок китайских авто не заставит себя ждать.
Сегодня мы представим самые популярные у нас китайские модели и наиболее ожидаемые новинки. В нашем рейтинге участвует продукция четырех китайских автопроизводителей.

Самые популярные китайские авто в России

• HAVAL F7

Среднеразмерный кроссовер, который компания позиционирует, как «молодежный» автомобиль. Длина – 4620 мм. Два варианта бензиновых двигателей с турбонаддувом: 1,5-литровый мощностью 150 лошадиных сил и двухлитровый с отдачей 190 сил. Единственная коробка передач – робот с двумя сцеплениями. Как утверждает производитель – это первый агрегат такого типа, полностью разработанный и произведенный в Китае. Привод передний или полный. В автосалонах машину можно купить в одной из четырех комплектаций. Выпускается с 2018 года. Для России машины производятся на заводе компании в Туле.

• HAVAL F7X

Тот же HAVAL F7, но еще более «молодежный», в модном ныне стиле кросс-купе. По технической части машины практически не отличаются.

• GEELY ATLAS

Машина производится с 2016 года. В России с 2018 года продаются автомобили белорусской сборки. Сегодня авто предлагается с бензиновыми моторами объемом 2,0 и 2,4 литра, мощностью соответственно 139 и 149 лошадиных сил. Коробка механическая шестиступенчатая или автоматическая. Со старшим мотором предлагается полный привод.

• CHERY TIGGO 4

Самый младший в семействе Chery компактный, переднеприводный кроссовер оснащается полуторалитровым атмосферником мощностью 113 сил или двухлитровым 122-сильным двигателем. Коробка механическая или семиступенчатый вариатор. Новый 1,5-литровый 147-сильный мотор работает совместно с пятиступенчатым роботом DST. В России продается с 2019 года. Сборка китайская.

• GEELY COOLRAY

Компактный кроссовер, выполненный в спортивном стиле. Производится с 2019 года. Оснащен современным бензиновым турбомотором объёмом 1,5 литра и мощностью 150 лошадиных сил. Коробка – преселективный 7-ступенчатый робот с двумя сцеплениями. Привод только передний, зато возможных комплектаций предлагается аж 5 штук. Автомобили к нам едут с белорусского завода.

• CHANGAN CS35 PLUS

Компактный переднеприводный кроссовер представлен с единственным мотором – 1,6 литра, 128 лошадиных сил. А вот коробки, как и положено, две: механика или шестиступенчатый японский автомат. В России машина продается в четырех комплектациях. Дебютировал CS35 PLUS на нашем рынке в 2019 году.

• HAVAL H6

Более ранний представитель компании Haval. Модель производится с 2011 года, в 2017 году претерпела серьезную модернизацию. По размерам и техническим характеристикам близка к Haval F7. На автомобили второго поколения устанавливаются те же моторы и коробка передач. Машина также предлагалась с передним или полным приводом. Пик продаж в России пришелся на 2019 год. Сейчас новых машин этой модели уже нет в продаже. Ожидается появление третьего поколения H6.

• GEELY EMGRAND X7

Седьмой «эмигрант» когда-то был самым популярным автомобилем китайской марки на нашем рынке. Его официальные продажи закончились только в прошлом году. Производится с 2011 года. Спустя пару лет стал производиться в Белоруссии. В 2016 и 2019 годах пережил рестайлинг. Моторы бензиновые, атмосферные, объемом 1,8, 2,0 и 2,4 литра. Привод только передний, как у большинства китайских кроссоверов «в возрасте».

• CHERY TIGGO 8

Обновленный семиместный кроссовер от Chery предлагается в единственной комплектации. Машина переднеприводная, семиместная. Мотор 1,5-литровый, бензиновый с турбонаддувом. Мощность – 147 лошадиных сил. Коробка передач – 5-ступенчатый преселективный робот.

• CHERY TIGGO 7 PRO

Средний кроссовер в модельном ряду компании оснащен тем же мотором, что и старшая модель Tiggo 8. А вот коробка другая – девятиступенчатый вариатор. Привод доступен только передний.

Топ-5 самых ожидаемых китайских новинок 2022 года

• GEELY KX-11

Большой кроссовер (длина – 4770 мм.), представленный в прошлом году в Шанхае планируют продавать и в России. Под капотом семиместного автомобиля поселится двухлитровый четырехцилиндровый бензиновый мотор мощностью 218 или 238 сил. Первый работает в паре с роботом с двойным «мокрым» сцеплением и предназначен для переднеприводного варианта машины. Второму помогает гидромеханический автомат Aisin. Такая парочка идет на полноприводные версии. Оснащение машины, максимально богатое, согласно классу авто и китайской традиции.

• HAVAL DARGO

Новейший кроссовер, представленный на родине в 2020 году. Весной нынешнего года выпуск начат на заводе в Туле. Двигатель бензиновый с наддувом мощностью 192 лошадиные силы. Коробка – преселективный робот с двумя сцеплениями. Привод передний или полный. Необычный дизайн выполнен в стиле брутального внедорожника. Проходимость машины обеспечивает солидный дорожный просвет – 200 мм. и возможность блокировки заднего межколесного дифференциала. При этом подвески авто независимые, а кузов – несущий.

• HAVAL H6

Третье поколение популярной модели в Китае выпускается уже два года. Ожидается его появление и в нашей стране. Используются те же основные агрегаты, что и у модели F7. Новый кроссовер построен на модульной платформе L.E.M.O.N. Авто отличает современная конструкция кузова, что позволило одновременно повысить жесткость и снизить его вес.

• CHERY OMODA 5

Представленная в прошлом году машина открывает новую линейку кроссоверов Chery. Необычная внешность, богатое оснащение, полный привод. В перспективе – гибридная версия и электромобиль. А пока – новый 197-сильный двигатель объемом 1,6 литра с семиступенчатым роботом DCT.

• CHANGAN UNI-K

И вновь китайцы, не стесняясь, лезут в премиальный класс. Футуристический дизайн, современный интерьер, 226-сильный турбомотор объемом 2 литра, полный привод и восьмиступенчатый японский автомат последнего поколения. И вся эта красота должна в ближайшее время выйти на наш рынок.

Особенности китайских машин

Китайский автопром еще очень молод. И это хороший признак. Опыта, конечно, еще маловато, но его можно накопить со временем, а пока – просто купить. Что китайцы и делают, привлекая к разработке основных агрегатов и новых модульных платформ ведущих мировых автопроизводителей, крупные инжиниринговые компании и известных специалистов.
Зато у китайских производителей нет груза старых технологий, изношенного оборудования, тесных, неудобных производственных помещений. Короткая эпоха заимствования всего и вся закончилась. Сегодня китайские авто буквально нашпигованы самыми современными техническими решениями: двигатели с наддувом, преселективные роботы, многорычажные подвески. А уж различной электроникой, которая обеспечивает комфорт и безопасность, автомобили из Поднебесной нафаршированы по полной программе. Работают тамошние специалисты и с конструкцией кузова, не забывая про пассивную безопасность. Не все производители публикуют данные о краш-тестах своих моделей. Но те, кто раскрывает данные тестов, проведенных по китайской методике C-NCAP (да, есть и такая!), демонстрируют самые высокие оценки.
Еще одна приятная особенность китайских моделей машин – богатое оснащение. Даже скромные модели в базовых комплектациях далеки от понятия «голые». Что уж говорить про авто высокого класса, да в солидной комплектации.

На базе ограниченного набора агрегатов китайские товарищи выпускают широкий модельный ряд, постоянно его расширяя, что косвенно говорит о современных, гибких производственных линиях.
Китайцы быстро учатся не только делать машины, но и продавать, и обслуживать их. Созданы широкие дилерские сети, налажена поставка запасных частей и сервисное обслуживание. Сейчас многие крупные мультибрендовые дилерские центры продают, обслуживают и ремонтируют китайцев. И делают это по принятым у них строгим корпоративным стандартам.
Не надо забывать, что машины из Китая имеют еще одно преимущество – более низкую, чем у конкурентов цену. И не надо говорить, что это раньше китайцы стоили дешево, а теперь подорожали. Просто уровень китайских авто кардинально изменился всего за полтора десятка лет. Попробуйте сравнить современный Chery Tiggo 8 с ранними моделями типа QQ или Amulet – все сразу станет понятно.

Каковы перспективы экспорта китайских автомобилей в Россию

— Автомобильный рынок, как и другие отрасли российской экономики, переживает сейчас не лучшие времена, — говорит генеральный директор ГК «Автодом» Андрей Ольховский. — Ограничения, которые были введены странами Запада в отношении России, существенно сокращают поставки автомобилей в страну. В мае 2022 года продажи новых автомобилей в РФ уменьшились на 83,5% по отношению к прошлому году. По итогам пяти месяцев падение составило 52%. Сейчас автомобили практически не поставляются в Россию через официальные каналы. Только ряд китайских и корейских автопроизводителей осуществляет поставки.

При этом, по его словам, рост цен негативно сказывается на и без того низком покупательском спросе. В данном случае ситуация по китайским брендам аналогична. Новые автомобили европейских брендов сейчас еще присутствуют в дилерских центрах, но запасов хватит на 4-6 месяцев. Законодательная поддержка государства должна сосредоточиться на будущем авторынка — стране , в частности, нужно в критично сжатые сроки развивать инфраструктуру зарядных станций, что станет хорошим драйвером для поставок электромобилей в том числе и из Китая.

— На сегодняшний день российские эксперты прогнозируют снижение объемов продаж автомобилей в России более чем в 3 раза от объемов продаж в 2021 году. Это означает, что по итогам года продажи не будут превышать 500 тысяч новых автомобилей, — говорит эксперт.

Несмотря на то, что объем продаж автомобилей китайских марок в России еще невелик, их рыночная доля постепенно растет. Так, в мае 2022 года, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, в России меньше всех сократились продажи китайских автомобилей — на 64,6% по сравнению с маем 2021 года. Это позволило китайским автопроизводителям нарастить долю рынка до 13%.

В Китае больше автопроизводителей, чем в любой другой стране — более 80 марок. В России из них наиболее популярны Geely, Haval, Chery и Changan. Сокращение продаж этих брендов в мае значительно ниже общего падения российского авторынка — от 6% до 21%.

По данным Russian Automotive Market Research, в апреле 2022 года в России насчитывалось 3164 дилерских центра, на 84 больше, чем годом ранее. Рост произошел за счет расширения сети китайских брендов. Например, Chery открыл 24 дилерских центра, Exeed — 18, Haval — 15. Всего на территории РФ сейчас работают 723 дилера китайских автопроизводителей, что составляет 22,5% от общего количества автодилеров страны.

— Рост популярности китайских автомобилей в России связан не только с лучшей по сравнению с другими автомобильными брендами доступностью, но и с теми технологическими изменениями, которые претерпели сами автомобили, — говорит Андрей Ольховский. — Китайский автопром меняется не по дням, а по часам. Сегодня здесь в тренде не только оригинальный качественный дизайн, но и передовые технологии по агрегатной части и набору оборудования. По комплектациям и оснащению китайские автомобили выигрывают у корейских, японских и европейских моделей за счет включенных опций комфорта и безопасности. Кроме того, китайские автопроизводители очень гибкие и клиентоориентированные и меняют модельный ряд под запросы российских покупателей.

У китайских компаний, лидирующих сегодня на российском рынке — Haval, Chery, Geely, Changan, — довольно серьезный потенциал в РФ. Но в долгосрочной перспективе лидерство может обеспечить только локализация производства, считает эксперт. Пока наилучший вид на это у Haval и Geely. Завод Haval работает в Туле с 2019 года, его мощность составляет 80 000 автомобилей в год. Компания инвестировала в российское производство 1,5 миллиарда долларов и планирует увеличить мощность завода до 150 000 автомобилей в год. Сборочные предприятия Geely расположены в дружественной России Беларуси.

В Китае производителей авто больше, чем в любой другой стране — более 80 марок. В России из них наиболее популярны Geely, Haval, Chery и Changan

Большинство российских автодилеров сейчас подали заявки на то, чтобы стать официальными дилерами китайских автомобильных марок, уже представленных в стране. Однако дилерские сети лидеров рынка — Haval, Chery, Geely, Changan — имеют достаточное покрытие в стране и сейчас сложно говорить об открытии в России большого количества новых автосалонов данных марок в ближайшее время. При этом на внутреннем китайском рынке динамично работают еще несколько интересных брендов. Так что, возможно, через некоторое время в России вновь активизируются крупные игроки, которые по каким-то причинам сейчас не очень активны: FAW, Dongfeng и Lifan, считает Андрей Ольховский.

С ним соглашаются другие эксперты.

— Крупные дилерские холдинги уже заключили договоры с основными китайскими марками, — говорит обозреватель автомобильного сайта «Дром» Сергей Цыганов. — С одиночными дилерами сложнее — основные китайские производители (Haval, Geely и Chery/Exeed) в дилеры берут не всех. Если раньше можно было стать дилером на условиях мультибренда, то сейчас речь идет чаще всего о монобренде или, как минимум, выделенной зоне продаж конкретного бренда. Другие китайцы пока соглашаются на мультибрендовые салоны.

Но тут возникает вопрос: не будет ли перенасыщения рынка автодилерами, которые станут продавать китайские машины?

— Такого быть не должно, китайцы уже научились формировать стратегию продаж европейского типа и заключают договоры с дилерами на условиях регионального эксклюзива, — говорит Сергей Цыганов. — Дальнейшее распространение марки в регионе — уже субдилерство. Так работает «большая китайская тройка». Другие китайские марки пока продают существенно меньше и там не идет речи о том, чтобы мешать самим себе и страдать от затоваривания локальных рынков.

Надо уточнить про региональный эксклюзив. Речь не о том, чтобы в регионе был только один представитель марки. Речь о том, чтобы количество дилеров в регионе соответствовало количеству жителей. А какое это конкретно количество — каждый бренд определяет сам.

Также эксперт назвал марки, которые могут прийти в Россию из Поднебесной. По его словам, точно известно только про Hongqi. А также Foton не так давно объявил о скором начале сборки в России. Завод пока не назвали. Если ничего не изменится в политике и экономике, то дилеры европейских марок переориентируются на китайские бренды.

Также новые китайские бренды вероятнее всего будут электромобильными. Экспорт машин с ДВС из Китая сосредоточат те, кто уже пришел на наш рынок.

Мнения

Денис Решетников, руководитель дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto:

— Когда многие автомобильные бренды покидают Россию, большинство дилеров стараются заключить партнерские соглашения с автозаводами КНР и Кореи. Почти все крупные игроки российского авторынка уже имеют китайских поставщиков в своем портфеле и брендируют шоурумы ушедших брендов китайскими логотипами.

За последние годы сеть китайских автосалонов в России увеличилась в несколько раз. Так, в 2020 году их количество составляло 3,6 тысячи, в 2021 году они заняли пятую часть всего авторетейла. Вполне вероятно, что в 2022 году их количество увеличится до 14-16% рынка По этой причине перенасыщение ощущается уже сейчас, когда автомобильный рынок еще не достиг достаточного уровня спроса. Сейчас это рынок покупателя. В такой ситуации все представители авторетейла понимают это перенасыщение.

Ситуация может измениться, если ушедшие зарубежные бренды вернутся в Россию, а корейские автоконцерны восстановят поставки новых авто в полном объеме. Но когда это произойдет, и произойдет ли в принципе, пока неизвестно.

Алексей Стариков, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «АВИЛОН»:

— Можно сказать, что в отрасли в целом сейчас заметна тенденция, при которой крупные игроки расширяют свои портфели брендов, в том числе и за счет китайских автомобильных брендов, развивают у себя данное направление.

Стоит сказать, что в первом полугодии «АВИЛОН» начал сотрудничество с шестью китайскими автомобильными брендами — Exeed, Chery, FAW, Changan, Haval и Geely. Мы фиксируем устойчивый покупательский интерес. В качестве примера отмечу, что по марке Exeed в первый месяц работы мы продали 10 автомобилей. Затем в июне реализовали уже 30 автомобилей данного бренда.

Какие-либо долгосрочные прогнозы по авторынку в текущих обстоятельствах делать крайне сложно. Но если исходить из сегодняшней ситуации с дефицитом машин, то перенасыщения рынка автодилерами, которые продают китайские автомобили, ожидать не стоит. Так как нужно учитывать, что массовые поставки автомобилей со всех регионов все еще приостановлены, кроме производителей из Китая. Локальное производство тоже находится на паузе.

Александр Коротков, генеральный директор «АвтоСпецЦентр Дубровка» (бренды Geely, Chery и Exeed):

— Очевидно,что китайские производители наращивают свое присутствие на российском авторынке. Это позволяет прогнозировать расширение дилерской сети китайского автопрома в РФ — к концу года их число может увеличиться в 1,5 раза.

Большинство представителей российского авторетейла уже расширяют портфель своих партнеров китайскими брендами. Например, в ГК «АвтоСпецЦентр» представлены четыре бренда из КНР — Haval, Chery, Geely и премиальный Exeed.

О пресыщении рынка дилерскими центрами китайских брендов пока говорить рано. Во-первых, продажи авто из КНР заняли только 8,9% от всех продаж первого квартала текущего года, хотя этот показатель вдвое превышает объем прошлого года. Во-вторых, ассортимент китайских авто на российском рынке будет постепенно расширяться, спрос на них среди клиентов будет увеличиваться, поэтому потребуется большее количество дилеров.

Влияние российско-украинской войны на китайские автомобильные компании

Пока страны всего мира объявляют о санкциях против России, какое влияние это окажет на китайские автомобильные компании? По данным Китайской ассоциации автомобильной Производители (ЦААМ).

Россия заняла третье место в списке десяти крупнейших стран, в которые Китай экспортировал автомобили в 2021 году. В первую десятку вошли Чили, Саудовская Аравия, Россия, Бельгия, Австралия, Мексика, Египет, Бангладеш, Великобритания и Филиппины. . По данным CAAM, в эти 10 стран было экспортировано в общей сложности 1,059 млн автомобилей, что составляет половину всего экспорта китайских автомобилей.

В частности, общий объем продаж китайских автомобилей в России в 2021 году составил 115 700 единиц, что вдвое больше, чем в 2020 году. По данным Европейской бизнес-ассоциации, доля китайских автомобилей на российском рынке легковых автомобилей увеличилась почти до 7%.

Geely Coolray

На российском рынке лучше всего работают китайские автомобильные компании Great Wall Motors, Chery и Geely. В 2021 году российские дилеры Geely продали в общей сложности 24 587 автомобилей, что на 59% больше, чем годом ранее. Самой продаваемой моделью стал компактный Geely Coolray: было продано 11 101 единиц, что на 97% больше, чем в прошлом году. Другими самыми продаваемыми автомобилями были Geely Atlas и кроссовер-купе Tugella.

Chery Tiggo 8 Pro Plus в России

Россия — регион с лучшими показателями Chery на зарубежных рынках. В 2021 году продажи Chery в России выросли на 224% до 37 118 единиц. В тройку самых популярных стран для Chery на зарубежных рынках входят Россия, Бразилия и Чили.

Great Wall Motors в России

В 2021 году объем продаж Great Wall Motors в России и соседних регионах достиг рекордных 40 000 единиц. Рыночная доля Great Wall Motors увеличилась на 1,2%, и в России было продано 39 000 новых автомобилей, что на 125% больше, чем в прошлом году. Согласно полугодовому отчету Great Wall Motors за 2021 год, Great Wall Motors продала в России в общей сложности шесть типов автомобилей с более чем 100 дистрибьюторскими сетями.

В отличие от Chery и Geely, у Great Wall Motors есть не только торговые компании, но и завод в России, расположенный в Тульской области, важном промышленном городе России. Этот завод был первым зарубежным заводом по производству автомобилей китайской автомобильной компании, который охватывает четыре производственных процесса: штамповку, сварку, покраску и окончательную сборку. Это также крупнейший зарубежный инвестиционный проект китайской автомобильной компании с общей суммой инвестиций более 500 миллионов юаней или 79 миллионов юаней.млн долларов США. Планируется производить 150 000 автомобилей в год с общей стоимостью выпуска более 18 миллиардов юаней или 2,8 миллиарда долларов США после начала производства.

Председатель правления Great Wall Motors Вэй Цзяньцзюнь как-то сказал, что Россия — это первый шаг Great Wall Motors к глобальному присутствию.

24 февраля Great Wall Motors проинформировала общественность о том, что конфликт между Россией и Украиной не повлияет на производство и продажи российского завода компании. Экспортный бизнес Украины может пострадать в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе проблем не будет. С точки зрения цен акций, цены акций Great Wall Motor в акциях A и H не испытывали больших колебаний в последние торговые дни.

Последствия санкций SWIFT

На этой неделе США, Канада и Европейский Союз ужесточают финансовые ограничения в отношении России, запрещая семи российским банкам использовать систему обмена сообщениями SWIFT, глобальную систему обмена сообщениями, позволяющую проводить банковские операции. Эта санкция значительно увеличит стоимость трансграничных платежей и потоков капитала для многонациональных автомобильных компаний или даже затруднит выполнение трансграничных транзакций.

Для Great Wall Motors пока неизвестно, насколько серьезными будут последствия санкций.

27 февраля Дуншу Цуй, генеральный секретарь Китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA), написал, что, когда Иран был исключен из SWIFT в 2018 году, автомобильный рынок страны сильно пострадал, а экспорт китайских автомобильных компаний в Иран сильно пострадал. потери.

В 2017 году, до введения санкций, китайские автомобильные компании экспортировали в Иран 360 000 автомобилей. В 2018 году экспорт упал до 190 000 автомобилей. В 2019 году было экспортировано всего 1524 автомобиля. А в 2021 году было экспортировано всего 2157 машин.

Влияние санкций на экспорт китайских автомобилей в Россию будет не больше, чем на Иран, считает Цуй. Это связано с тем, что Россия разработала собственную Систему передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС) в 2014 году после того, как союзники по обе стороны Атлантики захотели использовать опцию SWIFT во время аннексии Россией украинского Крыма. К концу 2020 года СПФС связана с 23 банками в Армении, Беларуси, Германии, Казахстане, Кыргызстане и Швейцарии.

Может ли Россия вместо этого полагаться на Систему трансграничных межбанковских платежей?

В 2015 году Китай разработал собственную систему трансграничных межбанковских платежей (CIPS), платежную систему, которая предлагает клиринговые и расчетные услуги своим участникам трансграничных платежей и торговли в юанях. CIPS использует SWIFT в качестве канала связи с 2016 года. В связи с этим только прямые участники могут обмениваться информацией через CIPS, в то время как непрямым участникам по-прежнему необходимо полагаться на SWIFT для обмена информацией с прямыми участниками.

Россия может использовать CIPS для расчетов по трансграничным платежам. Согласно последним данным Банка России, по состоянию на июнь 2021 года 13,8% российских резервов или примерно 77 миллиардов долларов США находились в китайских активах. Поскольку Китай не подписал санкции, введенные США, Европой и другими странами, Россия по-прежнему может получить доступ к своим резервам, хранящимся в китайских активах.

После исключения крупных российских банков из SWIFT китайские автомобильные компании могут больше полагаться на систему CIPS или SPFS. Напротив, европейские, американские, японские и корейские автомобильные компании, которые в большей степени полагаются на систему SWIFT, могут пострадать в большей степени.

О CPCA

CPCA является неправительственной организацией, созданной в 1994 году SAIC Volkswagen и несколькими другими производителями седанов. Его первоначальное название было National Sedan Market Data Fellowship Society. Он не подходит для автомобильной статистики и не уполномочен правительством собирать и публиковать автомобильные статистические данные. Это просто платформа для обмена данными между автомобильными компаниями путем сбора данных из отчетов, представленных этими компаниями.

О CAAM

CAAM — некоммерческая организация, основанная в Пекине в мае 1987 г. и основанная на принципах равенства и добровольности, состоящая из предприятий и учреждений, а также организаций, занимающихся производством и управлением автомобилями, автозапчастями и отрасли, связанные с транспортными средствами, основанные в границах Китайской Народной Республики. Он направлен на содействие быстрому развитию автомобильной промышленности в Китае посредством политических исследований, информационных услуг, самодисциплины в торговле, международных коммуникаций и выставочных услуг. CAAM является постоянным членом и вице-президентом Международной организации автопроизводителей.

Источник: CPCA, European Business Association, niuche, statista, auto-first, CAAM

Иран нацеливается на российский автомобильный рынок | News

Иранские автопроизводители рассчитывают продавать автомобили в России в ближайшие несколько месяцев, а также обдумывают дальнейшие планы по локализации сборки в стране. Однако экспорт из Ирана в Россию скомпрометирован, учитывая состояние рынка, стоимость логистики и качество предлагаемой продукции.

Однако после того, как западные автопроизводители ушли из страны, появилось несколько более современных сборочных производств, которые могут предоставить возможности для внутреннего производства.

Сайпа хочет возродить производство Тондар и экспортировать автомобиль в Россию

Иран Khodro, крупнейший производитель автомобилей в Иране, планирует продавать модель Tara в России в начале следующего года. Бехруз Ахмадзаде, глава испытательного отдела «Иран Ходро», заявил российскому правительственному изданию, что, если все пойдет хорошо, автопроизводитель расширит ассортимент предлагаемых автомобилей, а затем постарается локализовать производство.

Tara — слегка переработанный Peugeot 301. По сравнению с базовой версией, доступной на рынке Ирана, компания добавит ряд дополнительных функций для российского рынка. Они включают в себя систему кругового обзора, видеомагнитофон, подогрев задних сидений, светодиодные фары, спортивную выхлопную систему и обивку потолка с подсветкой в ​​стиле звездного неба для интерьера.

Мехди Хатиби, генеральный директор Iran Khodro, сообщил, что автопроизводитель планирует продавать на российском рынке не менее «несколько десятков тысяч готовых автомобилей в год».

Возрождение Тондара
Второй по величине иранский производитель автомобилей, Сайпа, надеется, что российский рынок поможет ему увеличить производственные мощности. Компания рассматривает возможность возобновления сборки Renault Logan первого поколения из импортируемых из России сборочных комплектов. Saipa сократила производство Logan, который продавался в Иране под торговой маркой Tondar, в 2018 году, когда Дональд Трамп вышел из так называемой ядерной сделки и вновь ввел жесткие санкции против экономики Ирана.

Ограничения побудили Renault приостановить сотрудничество с иранскими партнерами. Сообщается, что Saipa начала переговоры с российским автопроизводителем «АвтоВАЗ», надеясь возобновить сборку «Тондар» из двигателей и компонентов типа ВАЗ, которые российский автопроизводитель локализовал в стране за последнее десятилетие в рамках своего альянса с Renault и Nissan. Однако подробности переговоров не разглашаются.

Сайпа также объявила о планах начать экспорт готовых автомобилей на российский рынок, первые поставки запланированы на конец 2022 года. Пока компания не представила запланированных объемов продаж.

Изменение санкций
Иран остается одним из крупнейших производителей готовых автомобилей на Ближнем Востоке. По оценкам Iran Investment Monthly , в 2021 году иранские автопроизводители произвели 965 000 готовых автомобилей. Автомобильная промышленность Исламской республики росла в начале 2000-х годов, когда объем производства подскочил с 277 000 готовых автомобилей до 1,65 млн в 2011 году, в основном благодаря усилиям Peugeot, Citroën и Renault.

Однако первые санкции, введенные в связи с иранской ядерной сделкой, спровоцировали массовый исход западных предприятий из страны, и производство упало до 743 000 единиц в 2013 году. Когда в 2014 году режим санкций был смягчен, автомобильная промышленность пришла в норму, достигнув уровень производства 1,5 млн единиц, пока недавние санкции снова не вызвали новую тенденцию к снижению.

На фоне почти постоянного санкционного давления иранские автопроизводители имеют относительно высокий уровень технологической независимости. Российская газета Коммерсант сообщила, что иранские компании в настоящее время производят двигатели, АБС, подушки безопасности и преобразователи, но не имеют других компонентов, таких как автоматические коробки передач, которые им приходится импортировать из Китая.

С другой стороны, технологическая независимость обходится дорого, поскольку одной из важнейших особенностей иранских автомобилей является технологическая отсталость, отмечает издание. Речь шла, в частности, о громком ДТП, произошедшем в стране в начале 2022 года с участием почти 60 автомобилей. Дальнейшее расследование показало, что в автомобилях местного производства не сработала ни одна подушка безопасности.

Вторая попытка
Есть большие сомнения в том, что иранским автопроизводителям есть что предложить охваченному кризисом российскому рынку. «Иран Ходро» предпринял первую попытку закрепиться на российском рынке в 2006 году, когда автопроизводителю удалось продать всего 12 000 готовых автомобилей за два года. Он отказался от участия из-за плохих продаж.

Источник в российской автомобильной логистике выразил сомнение, что на этот раз иранские компании добьются большего успеха. Он объяснил, что единственный шанс Ирана добиться успеха в России — это продавать автомобили дешевле, чем собственный российский АвтоВАЗ. Однако стоимость доставки готовых машин через Каспий на юг России, а затем в европейскую часть страны будет огромной «в нынешних условиях» и, вероятно, повлияет на конечную цену.

Учитывая, что российский рынок в его нынешнем состоянии вряд ли будет потреблять большое количество иранских автомобилей, а затраты на логистику в расчете на единицу будут высокими, кажется, нет особого смысла пытаться. Источник сказал, что государственная помощь может изменить правила игры, но ожидается, что низкий технологический уровень готовых автомобилей Ирана отпугнет среднего российского покупателя.

«Иран Ходро, по сути, копирует французскую марку Peugeot. А копия, как известно, никогда не будет так хороша, как оригинал», — сказала Лилия Маркова, генеральный директор «Газпромбанк Автолизинг», добавив, что у готовых автомобилей иранского производства часто возникают проблемы с качеством. «Детальное изучение иранских автомобилей показывает, что качество кузовных элементов, деталей отделки и даже сварочных швов оставляет желать лучшего».

Leave a Reply