Как правильно работать с тахографом на автобусе: Тахограф на автобус: установка, правила, законодательство, штрафы

Содержание

Тахограф на автобус: установка, правила, законодательство, штрафы


Требование устанавливать тахограф на автобус в первую очередь обусловлено борьбой с переработками водителей. Бортовые самописцы фиксируют время, проведенное за рулем — это дает возможность установить факт его превышения при проверке. Результатом становится снижение аварийности при пассажирских перевозках.


Решать, нужен ли тахограф на автобус, следует на основании действующих в РФ нормативных актов. Основные регуляторные документы — приказы Министерства транспорта РФ №440 (пришел на смену приказу №36 в 2021 году), №27 и №227. Согласно этим документам, техника, которая задействуется в пассажирских перевозках (в том числе пригородных и внутригородских) обязательно оснащается цифровыми тахографами установленного образца.

Зачем нужны тахографы в автобусах?


Для снижения аварийности из-за неконтролируемого увеличения продолжительности рабочего дня в РФ в последние годы все активнее внедряют цифровые тахографы. Такие приборы устанавливают на автобусы, микроавтобусы, грузовики, а также некоторые легковые автомобили для фиксации времени, которое было проведено в движении.



Тахограф — небольшой прибор, который монтируется в кабине транспортного средства. Устройство подключают к бортовой сети, а также к датчику скорости и другим системам автомобиля. При движении программный комплекс тахографа фиксирует факт запуска двигателя, время в пути, скорость и другие параметры.


Вся информация хранится в памяти прибора и записывается на индивидуальную карту тахографа, которую водитель вставляет в слот перед началом рейса. Данные, поступающие от периферических устройств, хранятся в зашифрованном и защищенном от удаления/изменения виде. Это обеспечивается системой шифрования, которая отличается у разных тахографов:

  • Транспортные средства, которые выполняют рейсы только в РФ, должны оснащаться устройствами с блоком СКЗИ (НКМ).
  • Для международных пассажирских перевозок обязательным будет оснащение ТС устройством стандарта ЕСТР.

Закон и нормативная база


Необходимость оснащения транспорта бортовым самописцем регулируется законодательно. Основу нормативной базы составляют такие документы:

  • Статья 20 ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения». Согласно этой статье в список требований к ТС, которые задействуются для пассажирских перевозок, входит их обязательное оснащение тахографом.
  • Приказ Министерства транспорта РФ № 27, регламентирующий порядок и сроки оснащения транспорта цифровыми тахографами.
  • Приказ Министерства транспорта РФ № 227 (вносящий изменения в предыдущий документ), фиксирующий необходимость в установке тахографов на автобусы, работающие на пригородных и городских маршрутах.


Кроме того, требование применять для пассажирских перевозок только технику, оборудованную исправными тахографами, содержится в КоАП (статья 11.23). В этой же статье зафиксированы типичные нарушения (отсутствие прибора, эксплуатация ТС с неисправным прибором) и суммы штрафов, которые присуждаются за такие нарушения.

Приказ 440 — ключевой нормативный документы


Ранее одним из наиболее важных документов считался приказ Министерства транспорта РФ №36. В нем содержались требования к бортовым тахографам, которые можно эксплуатировать в РФ, а также требования к их установке.



Однако с 1 января 2021 года этот документ утратил силу. Вместо него начал действовать приказ Министерства транспорта РФ № 440 (принят 28.10. 2020). Структура документа аналогична приказу №36, но при этом в нем есть ряд изменений, касающихся:

  • Перечня ТС, на которые не нужно ставить тахографы.
  • Правил внесения информации в распечатку.
  • Обязанностей мастерских по установке цифровых самописцев.

На какие автобусы нужно ставить тахографы?


Если для соблюдения требований закона нужен тахограф — на какие автобусы его ставить обязательно, а на какие — по желанию владельца?


По нормативам, действующим в РФ, оснащению тахографами подлежит транспорт, относящийся к категориям М2 и М3 — масса до 5 тонн и свыше 5 тонн соответственно, количество пассажирских мест — от 8 и более. При этом контрольные приборы нужно ставить на ТС вне зависимости от того, с какой целью они перевозят пассажиров.



Ранее обязательным требование об оснащении тахографом было для основных категорий:

  • ТС на международных маршрутах.
  • ТС, которые выполняли межгородские рейсы.


Со временем перечень категорий постепенно расширялся за счет включения в него и других автобусов. Сегодня обязательно устанавливать на транспортное средство цифровой контрольный прибор нужно практически всегда.

Городские и пригородные автобусы


Ранее рейсовые автобусы, которые работали на городских и пригородных маршрутах, можно было не оснащать приборами для фиксации времени работы и других параметров движения. Но внесение изменений в законодательство (Приказ Министерства транспорта РФ № 227) привело к тому, что ситуация изменилась.


Теперь тахографы устанавливают:

  • На автобусы и микроавтобусы пригородного сообщения.
  • На ТС, работающие на внутригородских маршрутах.


Отсрочка вступления приказа в действие уже истекла, потому в рейс можно выпускать только полностью укомплектованную технику.

Служебные автобусы


Еще одним исключением были служебные автобусы, которые подвозили сотрудников предприятия к месту работы, развозили их по объектам или доставляли домой. Все эти транспортные средства теперь обязательно комплектуются цифровыми устройствами — иначе представитель компании, ответственный за соблюдение норм по переоборудованию автопарка, будет оштрафован.



Обратите внимание! Наличие тахографов на таком транспорте — обязательное условие для прохождения лицензирования.


Из этого правила есть одно важное исключение. Если автобус выполняет пассажирские перевозки вне дорог общего пользования — например, между промплощадками в пределах полигона или территории предприятия — то переоснащать его не нужно.

Автобусы для перевозки детей


Организованные перевозки несовершеннолетних по закону могут выполняться только на автобусах, которые оснащены цифровыми тахографами соответствующего образца. Это касается:

  • Школьных автобусов, которые подвозят учеников к месту учебы и разводят их по домам.
  • Автобусов, которые задействуются для нерегулярных рейсов — например, для экскурсий или других культурно-массовых мероприятий.


Соблюдение этих правил строго контролируется, а любые попытки перевозки несовершеннолетних на необорудованной технике наказываются согласно КоАП (даже в том случае, если поездка прошла без происшествий).

Требуется ли установка тахографов на личные автобусы?


Небольшое количество автобусов, а также ряд микроавтобусов, относящихся к категории М2, находятся в частной собственности. Согласно действующим правовым нормам, их пока не нужно оснащать самописцами.



Но при этом сотрудники ДПС могут проверять характер перевозок. Если будут обнаружены любые признаки коммерческой деятельности (т.е. использования техники не для личных нужд) — вероятность получения штрафа будет очень высокой.

Другие исключения транспортных средств


Также не нужно ставить устройства для контроля на технику, принадлежащую:

  • Армии и Росгвардии.
  • МВД со всеми структурными подразделениями.
  • МЧС и его дочерним структурам.
  • Скорой помощи.
  • ФСБ РФ и другим специальным службам.


Кроме того, в список исключений попадают также транспорт, который не выезжает на дороги общего пользования.

Замена аналогового тахографа цифровым устройством


Ранее автобусы могли оснащаться шайбовыми (аналоговыми) тахографами. У них было два существенных недостатка:

  • Низкая точность фиксации данных.
  • Почти полное отсутствие защиты от изменения данных.


Начиная с 2018 года в РФ могут использоваться только цифровые тахографы, при этом оборудование должно входить в список допущенных к эксплуатации моделей. Если на ТС стоит аналоговый прибор — его нужно обязательно заменить.

Сроки оснащения пассажирской транспорта тахографами с СКЗИ


В законодательстве четко прописаны крайние сроки для переоснащения техники:

  • Для автобусов (кроме городских и пригородных) — до 1 июня 2014 года.
  • Для пригородных рейсов — до 1 июня 2018 года.
  • Для городских автобусов — до начала июля текущего года.


Следовательно, сегодня цифровые контрольные приборы должны стоять на всем пассажирском транспорте, задействованном для коммерческих рейсов.

Карта водителя для тахографа в автобусе


Для пассажирских перевозок или других рейсов, водитель, управляющий автобусом с установленным тахографом, должен использовать личную карточку:

  • Карточка находится в слоте прибора в течение всего рабочего времени.
  • Она используется для идентификации водителя, для доступа к функционалу прибора, а также для хранения данных о режиме работы и других параметрах движения.


Обратите внимание! Для приборов ЕСТР и СКЗИ нужны разные карточки, потому водителю иногда приходится оформлять два электронных ключа.


Эксплуатация транспорта с тахографом без личной карточки водителя или с картой, принадлежащей третьему лицу расценивается как нарушение. При любой проверке сотрудниками ДПС или Ространснадзора штрафные санкции (до 5 тысяч для самого водителя, до 10 тысяч — для должностного лица в случае доказанной вины) будут неизбежны.

Возможна ли отмена тахографов в 2021 году?


Периодически возникают слухи о том, что с 1.01.2021 года установка тахографов не считается обязательной. С высокой вероятностью они связаны с тем, что именно 1 января вступило в действия постановление Правительства РФ №1742. Согласно этому постановлению утратил силу ряд нормативных актов — в том числе связанных с обязательным оснащением ТС бортовыми самописцами.


Но это — стандартная законодательная процедура, при которой старый норматив заменяется новым. Так, с 1 января 2021 года вступает в силу приказ Министерства транспорта № 438, который будет регламентировать порядок оснащения техники самописцами до 2027т года. Таким образом, ни о какой отмене тахографов речь не идет.

Обязательное оснащение пассажирского транспорта тахографом


Соблюдение нормативов, регламентирующих монтаж тахографов, контролируется достаточно строго. Кроме штрафов от 50 тысяч для должностного лица или до 400 тысяч для компании возможны:

  • Конфискация ТС.
  • Приостановка деятельности предприятия ан срок до 3 месяцев за нарушение условий лицензирования.


Это — одна из основных причин, по которым не стоит игнорировать требования по переоборудованию транспорта.

Нормы времени управления транспортным средством и отдыха по тахографу

Постановление Правительства №1733 от 20 декабря 2019 вносит дополнения в Правила Дорожного Движения раздел №26 «Нормы времени управления транспортным средством и отдыха». Положения настоящего раздела применяются в отношении физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов.


Подробнее можно ознакомится в разделе: правила оборудования тахографами транспортных средств


C 1 ноября 2019 года, были введены штрафы не уступающие по сумме европейскому законадательству за нарушение Режима Труда и Отдыха водителя. Штраф распространяется на физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Штрафы за нарушение РТиО составляют от 1500р до 25000р. Штраф накладывается как на водителя, так и на компанию (юридическое лицо) при нарушении РТиО.


Подробнее можно ознакомится в разделе: штрафы за нарушение РТиО и правил эксплуатации тахографа


В начале 2020г в раздел ПДД №26 были вписаны нормы времени режима работы и отдыха водителей управляющих транспортным средством категории N2, N3, M2 и M3, при котором обязательно проверяется наличие тахографа.

Режим труда и отдыха в сооветствии с разделом ПДД №26









Для водителей грузовиков свыше 3,5 тонн и автобусов, в том числе и принадлежащих физическим лицам в соответствии с пунктами ПДД 26.1 и 26.2, эти нормативы составят:
Движении в сутки не более9 часов;
Каждые 4,5 часа необходимо делать перерыв45 минут;
Либо в течении 4,5 часов делать два перерыва15 и 30 минут;
Два раза в неделю при еобходимости можно проводить за рулем10 часов;
Общее время за рулем в неделю, не должно превышать56 часов;
Общее время за рулем за две недели, не должно превышать90 часов;
Отдых водителя должен совокупно составлять в сутки11 часов;

В соостветствии с пунктом 26.

3 допускается:




Отдых 3 раза в течении шести суток одной недели
(В течении двух недель, общее время вождения не должно превысить 90 часов)
по 9 часов;
Отдых суммарно в течении шести суток

(В течении двух недель, общее время вождения не должно превысить 90 часов)
45 часов;
Сокращение отдыха в недельный период возможно

(количество часов отдыха в последующие 3 недели необходимо компенсировать)
до 24 часа;

В соостветствии с пунктом 26.4 допускается:

При достижении предельного времени управления транспортным средством, предусмотренного пунктом 26.1 или пунктом 26.2 настоящих Правил, и при отсутствии места стоянки для отдыха водитель вправе увеличить период управления транспортным средством на время, необходимое для движения с соблюдением необходимых мер предосторожности до ближайшего места стоянки для отдыха, но не более чем:




На 1 час — для случая, указанного в пункте 26. 1 (после периода вождения 4.5 часов) настоящих Правил;
На 2 часа — для случая, указанного в пункте 26.2 (после периода вождения 9 часов) настоящих Правил.

Возможно увеличение периода вождения до 10 часов два раза в неделю.

Возможно увеличение периода вождения до 11 часов один раз в неделю.
(В течении двух недель, общее время вождения не должно превысить 90 часов)

Положения настоящего раздела применяются в отношении физических лиц, осуществляющих эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов. Указанные физические лица по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, предоставляют доступ к тахографу и карте водителя, используемой совместно с тахографом, а также осуществляют по требованию этих должностных лиц вывод на печать информации из тахографа.


С нормами времени в режиме смены, можно ознакомится в разделе: РТиО в режиме смены


Кроме установки тахографа, водитель собственного грузовика, автобуса или микроавтобуса должен также оформить и использовать карту водителя для тахографа. Ее отсутствие приравнивается к неработающему тахографу и влечет за собой такой же штраф.


Рекомендуемые к установке тахографы

Тахограф Атол Drive Smart

Цена: 43500