Содержание
История АВТОВАЗа — история России
В пресс-конференции приняли участие директор по связям с общественностью ОАО »АВТОВАЗ» Петр Нахманович, вице-мэр Тольятти Надежда Хитун, ректор Тольяттинского государственного университета Сергей Жилкин и доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории России при ТГУ Анатолий Лившиц. В зале присутствовали работники ведущих самарских и тольяттинских средств массовой информации.
На протяжении десятков лет было издано множество литературы по истории АВТОВАЗа, написано несколько диссертаций. Но АВТОВАЗ — настолько большой организм, его деятельность настолько обширна и разнообразна, что, по словам Петра Нахмановича, в истории завода до сих пор немало »белых пятен», в особенности это касается времен перестроечных и постсоветских. Для составления максимально полной картины жизни АВТОВАЗа необходимо проведение серьезной научно-исследовательской работы. Наличие такой всеохватывающей исторической концепции очень важно именно сегодня, когда появилась потребность передать молодежи основные черты вазовской корпоративной культуры, когда уходят на пенсию работники старой закалки, когда люди забывают, что, как АВТОВАЗ обязан своим рождением всей стране, так и Россия многим обязана заводу. То, что АВТОВАЗ не только устоял в период экономических потрясений, но и дал новую жизнь множеству предприятий-смежников, свидетельствует о незаурядности предприятия, об уникальности исторического процесса его развития. Изучение истории АВТОВАЗа — это работа, ориентированная не только на прошлое, но и на будущее, подчеркивали выступающие на встрече в пресс-клубе. Результаты исследований могут заинтересовать не только историков, но и экономистов, социологов и представителей других наук.
Петр Нахманович пояснил также, что всероссийская научная конференция по истории АВТОВАЗа будет проводиться в рамках обширной программы по осмыслению и обобщению опыта развития предприятия.
Непосредственно научная работа по изучению вазовской истории проводится преподавателями и студентами исторического факультета Тольяттинского государственного университета (кстати, этот вуз является основным поставщиком кадров для АВТОВАЗа). По материалам исследований коллектива истфака ТГУ в нынешнем году вышла книга »Из истории ОАО »АВТОВАЗ» На пресс-конференции состоялась презентация этого издания. В дальнейшем предполагается подготовить для тольяттинских студентов и школьников учебный курс по вазовской истории. Кроме ТГУ, к научно-исследовательской работе привлечены другие вузы города и страны. В частности, в научной конференции примут участие представители 12 крупных высших учебных заведений России.
На конференции будет представлено более 60 докладов. Среди выступающих — непосредственно работники АВТОВАЗа (в частности, председатель Совета директоров Владимир Каданников, директор по связям с общественностью Петр Нахманович) и ученые, профессионально занимающиеся исследованием истории завода (например, доктор исторических наук, профессор МГУ Ефим Пивовар, который еще в начале семидесятых защитил диссертацию по истории автозавода).
После пресс-конференции состоялась презентация интернет-сайта »АВТОВАЗ — корпоративная история». В шести его разделах можно найти сведения о событиях в жизни предприятия, о вазовских автомобилях, об автостроителях, о наградах, которые эти люди получили. На сайте можно найти также различные экономические показатели работы АВТОВАЗа.
Адрес сайта — http://history.vaz.ru.
История АВТОВАЗа: от «копейки» до Х-дизайна
Ростех
20 июля 1966 года было подписано правительственное постановление «О строительстве в городе Тольятти автомобильного завода». С тех пор эта дата считается днем рождения АВТОВАЗа.
© Ростех
Предприятие стало одним из крупнейших производителей легковых автомобилей в Европе. За всю историю автозавода в Тольятти было собрано более 29 млн машин 50 различных серийных моделей. Каждая новая модель становилась событием не только в масштабах предприятия, но и всей страны. История АВТОВАЗа – это история отечественного автопрома.
Видео дня
Предлагаем вспомнить, с чего все начиналось 53 года назад, как появлялись знаковые вазовские модели, которые оказали значительное влияние на развитие автозавода и страны.
Рождение автогиганта
Советские граждане могли приобретать автомобили еще в начале 1950-х годов, но тогда выбор был невелик: самым доступным по цене легковым автомобилем являлся «Москвич», самым дорогим – «Победа». Количество выпускаемых «Москвичей» было недостаточным, чтобы покрыть спрос.
Страна нуждалась в по-настоящему «народном автомобиле». В какое-то время на эту роль претендовал даже «Запорожец». Однако многие слои населения автомобиль, относившийся к микролитражному классу, не устраивал. В итоге правительство предложило построить новый автомобильный завод, который мог бы выпускать свыше полумиллиона легковых автомобилей в год и таким образом удовлетворять автомобильный бум в стране.
Для ускорения создания такого предприятия было решено привлечь иностранных специалистов. Выбор пал на итальянский концерн FIAT, легковые автомобили которого были популярны в Европе. В частности, в 1966 году концерн представил свою новую модель FIAT 124, признанную «автомобилем года». Производство именно этой машины и предстояло освоить в СССР.
Решение о строительстве нового автомобильного завода в городе Тольятти было официально принято 20 июля 1966 года. Стройка стала грандиозной – оборудование для нового предприятия изготавливали на 844 машиностроительных заводах СССР, на 900 заводах других стран, в том числе ФРГ, Италии, Великобритании, Франции.
На такую масштабную стройку было выделено шесть лет, однако предприятие было возведено в рекордные сроки – за три с половиной года. Уже в 1970 году с конвейера ВАЗа сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули».
Первая «копейка» в копилке моделей
Первая модель была создана на платформе FIAT 124, однако можно сказать, что это был уже другой автомобиль. Собранный полностью из местных комплектующих, он имел по сравнению с прототипом более 800 доработок, которые были призваны приспособить автомобиль к местным дорогам и климату. В частности, был усилен кузов, увеличен дорожный просвет. Кроме того, ВАЗ-2101 обзавелся новым, более мощным, карбюраторным двигателем объемом 1,2 л.
ВАЗ-2101, или «копейка», как прозвали этот автомобиль в народе, не только сократил автомобильный дефицит в стране, но перевернул представление советских автолюбителей о легковых машинах. Высокий уровень комфорта, хорошая динамика, легкость управления, экономичность позволили в кратчайшие сроки первому автомобилю Волжского автомобильного завода стать по-настоящему «народным» автомобилем.
ВАЗ-2101 и его модификации выпускались до 1988 года, за это время было выпущено около 4,8 млн «копеек». Но и сегодня, спустя три десятилетия после того как с конвейера сошла последняя «копейка», многие из них в отличном состоянии бегают по дорогам страны и за рубежом. Кстати, с 1971 года автомобили ВАЗ-2101 поставлялись за рубеж. Именно тогда автомобиль получил экспортное имя LADA, в то время как на внутреннем рынке машина известна была как «Жигули» (по названию гор).
Популярная «шестерка»: четыре миллиона авто
Второй самой популярной за всю историю АВТОВАЗа моделью является «шестерка» (ВАЗ-2106). Ее серийное производство началось в 1976 году и продолжалось вплоть до 2006 года. Всего было выпущено более 4 млн «шестерок».
Базой для ВАЗ-2106 стал автомобиль FIAT 124 Speciale 1972 года. «Шестерка» имела сравнительно мощный двигатель объемом 1,6 л и мощностью 75 л. с. и развивала скорость до 152 км/час.
Это был четырехдверная пятиместная модель с четырех- или пятиступенчатой коробкой передач и кузовом типа «седан». В отделке нового автомобиля появились современные детали: пластмассовая окантовка передних фар, радиаторная решетка, подсветка номерного знака. В салонах улучшилась шумоизоляция, передние сиденья снабдили подголовниками, а кресла – рельефностью.
«Нива»: всегда готова к трудностям
В 1977 году на Волжском автозаводе вышел с конвейера первый ВАЗ-2121 «Нива». Эта модель открыла новую эру в истории полноприводных машин. На внедорожниках тех времен основной ведущей осью была задняя, а передняя подключалась при съезде на бездорожье. «Нива» в любой момент готова к преодолению трудных участков, так как на ней полный привод задействован всегда. Впервые на внедорожнике такого класса были применены «легковые» атрибуты, такие как несущий кузов, независимая передняя подвеска, передние дисковые тормоза. Также, в отличие от внедорожников того времени, «Нива» получила высокооборотный двигатель.
Ну и, пожалуй, самый примечательный факт: ВАЗ-2121 «Нива» стал первым полностью оригинальным автомобилем, разработанным на Волжском автозаводе.
«Нива» ВАЗ-2121 является наиболее экспортируемым советским и российским автомобилем. Были времена, когда до 70% «Нив» поставлялось за рубеж. Праворульная модификация «Нивы» даже продавалась в Японии, Великобритании и других странах с левосторонним движением.
Всего с 1977 года было выпущено около 2,5 млн внедорожников ВАЗ-2121. За свой путь «Нива» прошла несколько циклов модернизации, в 2005 году сменила название на LADA 4х4. Самая современная модификация – Urban. Машина получила кондиционер, электропакет, пластиковые бамперы в цвет кузова, металлизированную окраску, литые диски колес, более комфортабельный салон. При этом сохранен постоянный полный привод и раздаточная коробка с понижающей передачей. Обновления продолжаются и в настоящее время. Например, в 2016 году на LADA 4х4 появились газонаполненные амортизаторы и необслуживаемые подшипники передних ступиц.
Новая эпоха: последние модели с советскими корнями
После распада Союза Волжский автозавод оказался в тяжелом состоянии, как и многие предприятия в стране. Но уже к середине 1990-х предприятию удалось наладить собственное производство автомобилей.
Первой моделью АВТОВАЗа в постсоветское время стала «десятка» – ВАЗ-2110. Из-за трудностей переходного периода она вышла с задержкой на три года, лишь в 1995-м. На российском рынке этот автомобиль вполне мог конкурировать с популярными иномарками того времени, такими как Daewoo Nexia, Audi 80 или даже Opel Astra. Почти сразу была выпущена так называемая «одиннадцатая» модель, а еще через несколько лет АВТОВАЗ выпустил ВАЗ-2112. В 2007 году с конвейера выходит Priora последняя модель АВТОВАЗа с советскими корнями (за исключением LADA 4×4).
В 2008 году, в период экономического кризиса, АВТОВАЗ наладил сотрудничество с компанией Renault. Это послужило стимулом для получения финансовой поддержки от российского правительства и открыло новую страницу в истории развития предприятия. В партнерстве с французским концерном были созданы новые модели LADA: Largus, Granta и Kalina второго поколения.
Новейшая история: время «икс»
Новые времена потребовали новых автомобилей. Объединившемуся с Renault и Nissan АВТОВАЗу нужна была новая платформа, способная конкурировать с европейскими и корейскими популярными моделями. Так появилась Vesta, ставшая основой новейшей истории АВТОВАЗа.
Днем рождения Vesta можно считать 10 июня 2010 года, когда была представлена идея новой платформы АВТОВАЗа, которая должна к 2020 году обеспечить смену модельного ряда. Особенность этой машины не только в конструкции. Появление LADA Vesta значительно повысило имидж марки: по статистике, сегодня каждый третий покупатель LADA Vesta пересаживается на нее с автомобиля другой марки.
Новые модели LADA Vesta и LADA XRAY, которые вышли в 2015 году, стали настоящим прорывом для марки. Используемая Х-графика – это отличительная черта современного АВТОВАЗа. Стиль разработан командой дизайнеров завода во главе с директором по дизайну Стивом Маттином. Главные акценты нового стиля LADA – это четко выраженная Х-графика, объединяющая фары, решетку радиатора и нижние воздухозаборники, подкрепленная двумя индивидуальными хромированными элементами буквы X.
После начала выпуска обеих моделей АВТОВАЗ распространяет новый стиль LADA и на другие существующие и перспективные модели. Формируется более понятный и современный модельный ряд. У каждого потребительского сегмента свои модели: семейство LADA Granta – это бюджетные автомобили, Vesta и XRAY – автомобили подороже, и две узкоспециализированные модели – LADA 4×4 и Largus.
Самой популярной LADA по итогам продаж за первую половину 2019 года стала LADA Granta – своих покупателей нашли почти 64 тыс. автомобилей этого семейства, что на 40% превышает показатели прошлого года. LADA Vesta заняла вторую строчку рейтинга: за полгода продано более 55 тыс. автомобилей.
История не раз доказывала, что выпуск даже самых удачных автомобилей приходит к концу. Когда-то конвейер остановится и для Vesta, как в свое время для популярной «копейки». Но АВТОВАЗ останавливаться не намерен – до 2026 года завод пообещал запустить в серию восемь новых моделей.
Автоновости, Тест-драйвы, Автоэксперт, Audi 80, Fiat 124, Daewoo Nexia, Opel Astra, Lada Largus, Lada Granta, Lada XRAY, Lada Vesta, Renault, Nissan, Fiat, Audi, Opel, Lada, Стив Маттин, Автоваз, Правительство РФ, Renault
Российский автомобильный гигант АвтоВАЗ
Волжский АвтоВАЗ (АВТОВАЗ) — крупнейший производитель легковых автомобилей в Восточной Европе. Весь модельный ряд Лада.
История
Датой рождения Волжского автомобильного завода считается 1971 год, когда была запущена первая производственная линия из более чем двухсот тысяч автомобилей ВАЗ 2101. Первые модели автозавода использовали в качестве прототипа итальянский Fiat-124.
Даже десятилетия спустя, новые модели ВАЗ имели в своей конструкции , легко узнаваемые черты этого надежного автомобиля. Изначально продукция имела двойную маркировку. Помимо буквенно-цифровых обозначений моделей, они также имели названия «Жигули», «Нива», «Спутник», «Самара» и «Ока».
На данный момент вся продукция собственной разработки называется LADA, а продукция, собранная на автозаводе, разработки других автопроизводителей, выпускается под их брендами и с их логотипами. Экспортные поставки автомобилей Lada – ВАЗ 2101 начались в 1971.
Большую часть импортеров составили страны СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи), что помогло покрыть стоимость отдельных комплектующих. Кроме того, этот вид экспорта также служил источником валютных поступлений в государственный бюджет.
Вскоре, как и планировалось, в производство была запущена модель 2103, гораздо более комфортная и мощная. Первый советский легковой автомобиль повышенной проходимости ВАЗ 2121 «Нива» пользовался устойчивым спросом на экспортных рынках.
ВАЗ 2103 заменил ВАЗ 2103 «шестерку» на «тройку», которая считалась престижной и вполне респектабельной, но времена меняются и позже «семерка» — ВАЗ 2107, которая выпускалась с 1982 года и была много более комфортный и потому популярный в сравнении с визуально очень похожей «пятеркой».
В конце 1984 года появился пятиместный универсал ВАЗ 2104, яркий представитель второго поколения «классики», пришедший на смену «нулевой второй» модели, находившейся в производстве почти десятилетие , хотя в течение следующего года они по-прежнему производились одновременно.
Появившаяся на публике клиновидная Самара, 5-дверный кузов хэтчбек, взбудоражила не только советских автомобилистов, но и стала новой ступенькой для Волжского автомобильного завода.
С модели ВАЗ-2108 Лада Самара и для внутреннего рынка «Спутник» в стране началось серийное производство переднеприводных автомобилей. К 1990 году четверть продукции завода экспортировалось, из которых значительная часть приходилась на страны Западной Европы.
Современная история
Однако распад Советского Союза привел к разрыву устоявшихся экономических связей, что привело к длительному кризису, и для выхода из кризиса необходимо было полностью реорганизовать как управленческие, так и производственные процессы .
В переходный период АвтоВАЗ выпускал микролитражную наглазник ВАЗ 1111, модернизированную «Ниву» с удлиненной колесной базой, а с 1994 года – «десятую» серию, сначала в виде ВАЗ 2110, а позже серию был дополнен универсалом 2111.
Уже в новом тысячелетии компания начала выпускать семейство автомобилей Лада Калина, которая уже прошла рестайлинг, а также ее бюджетную версию Лада Гранта, аналогичную Шевроле Кобальт. Кроме того, стоит упомянуть Lada Vesta, фото ниже, и Lada Priora, и новую реинкарнацию старой знакомой «Нивы» — паркетник Lada 4×4.
Кроме того, предприятие имеет производственные линии по выпуску продукции, разработанной совместно с зарубежными партнерами, , а также полностью зарубежная разработка. В 2007 году французский концерн Renault стал владельцем четверти акций компании.
Кризис
Благодаря инвестициям и хорошему спросу на продукцию АвтоВАЗа он продолжал динамично развиваться, но кризис 2008 года принес и ему серьезные проблемы. Из-за падения продаж готовой продукции пришлось сократить более четверти рабочей силы и сообщалось о планах уволить как можно больше сотрудников.
Долгое время даже финансовая помощь Правительства РФ не могла стабилизировать ситуацию. Лишь к 2010 году предпринятые меры по спасению жизни гиганта принесли свои плоды.
Уже в первом полугодии компания показала стабильную прибыль. Устойчивый рост продолжался три года, но к началу 2014 года около 10 000 сотрудников снова были уволены.
АВТОВАЗ: Научно-исследовательский центр отмечает 35-летие
4 сентября исполняется 35 лет со дня выхода постановления правительства о создании на АВТОВАЗе отраслевого научно-технического центра. Комплекс конструкторских служб и лабораторий, многие из которых уникальны в национальном масштабе, сегодня успешно работает – и является основой инженерной службы АВТОВАЗа.
Инжиниринговая служба АВТОВАЗ – это не только комплекс лабораторий, но и сложившийся высокопрофессиональный коллектив, способный решать сложные задачи. Потенциал и компетенции R&D АВТОВАЗа высоко ценятся в Renault Group. Именно поэтому было решено, что АВТОВАЗ и его инженеры внесут существенный вклад в план Renaulution — новую стратегию развития Группы Renault. LADA планирует усилить свой продуктовый план пятью новыми моделями до 2025 года, включая новое семейство автомобилей B-сегмента и полностью новое поколение Niva. И для этого будет использоваться высококонкурентная и гибкая платформа CMF-B Alliance, которую планируется во многом локализовать. Одновременно с проектированием новых автомобилей модернизируются выпускаемые в настоящее время модели: внедряются новые системы безопасности и комфорта, в частности, это подключенные автосервисы. Реализация новых проектов потребует усиления инженерного потенциала АВТОВАЗа. Для развития компетенций инженерной службы и реализации среднесрочного плана по обновлению модельного ряда LADA Компания укрепляет сотрудничество с вузами как в Самарской области, так и за рубежом, популяризирует автомобилестроение среди студенческой молодежи. На сегодняшний день подписаны генеральные соглашения о сотрудничестве с вузами Тольятти, Самары, Томска, Санкт-Петербурга и Москвы. АВТОВАЗ продолжает набор как выпускников вузов, так и высококвалифицированных специалистов: с 2017 года на заводе трудоустроено более тысячи молодых сотрудников из разных регионов России.
НИОКР: история
Конструкторская служба АВТОВАЗа начала формироваться еще в конце 1960-х годов, когда был запущен автомобильный завод и разработана первая модель ВАЗ-2101 – модернизация лицензионного автомобиля производилась с участием вазовских инженеров . В дальнейшем были реализованы и другие значимые для страны проекты, в том числе разработка «классического» заднеприводного семейства, разработка автомобиля «Нива», переднеприводного семейства «Самара». Также велась работа над концептуальными проектами, в частности, по автомобилям на альтернативных источниках энергии – эти и многие другие проекты сейчас экспонируются в Корпоративном музее АВТОВАЗа в Тольятти.
В 1986 году служба главного конструктора АВТОВАЗа начала трансформироваться в отраслевую НИОКР – сохранив ключевые компетенции, подразделение получило новые возможности, а также материально-техническую базу. Проект НИОКР был создан специалистами, которые впоследствии рассчитывали здесь работать. Многие объекты (аэродинамическая труба, аэроклиматический комплекс, комплекс электромагнитной совместимости, камера исследования шума) созданы с использованием лучшего мирового опыта.
В концепцию НИОКР заложен мощный потенциал разработки новых моделей и организации технологической подготовки процессов их производства. Как и все производство АВТОВАЗа, инжиниринговый центр в настоящее время трансформируется в соответствии со стандартами Renault Group. НИОКР: основные лаборатории
Для проектирования автомобилей инженерная служба АВТОВАЗ имеет комплекс структурных подразделений, занимающихся созданием основных узлов и агрегатов: кузова, двигателя, трансмиссии, подвески, салона, электрооборудования и др. Все создаваемые концепты проходят проверку на дорогах и в испытательных лабораториях.
Комплекс испытательных дорог: одним из основных его объектов является скоростная кольцевая профилированная автомобильная дорога протяженностью 10 километров, имеющая овальную форму и ширину проезжей части 12 метров. Максимальная скорость, на которой можно проводить испытания, составляет 325 км/ч. Внутри овала находится комплекс специальных дорог для проверки и регулировки управляемости, уровня комфорта, шума, вибраций. Здесь анализируется поведение автомобиля в летних и зимних условиях, проводятся топливно-скоростные и ресурсные испытания. Некоторые из этих маршрутов изолированы от внешней среды, что повышает точность результатов тестирования.
Аэродинамическая труба, единственная лаборатория такого класса в России и одна из немногих в мире, позволяет проводить испытания автомобилей разных классов, а также других объектов, например, макетов зданий. Вентилятор диаметром 7,4 метра создает воздушный поток со скоростью до 216 км/ч. Сила опускания или подъема измеряется весами — настолько чувствительными, что если положить на машину монетку, система покажет изменения показателей. В результате в аэродинамической трубе можно не только производить необходимые измерения сил и моментов, воздействующих на объект, но и вырабатывать рекомендации по оптимизации поверхностей.
Аэроклиматическая камера позволяет тестировать автомобиль в различных климатических условиях вне зависимости от времени года. Внутри камеры можно имитировать мороз, жару, тропический дождь, снегопад. Это позволяет быстро протестировать различные системы автомобиля, например, оценить эффективность системы климат-контроля или системы обогрева зеркал. Камера для испытаний на электромагнитную совместимость: здесь проверяется и совершенствуется электрооборудование автомобилей. Лаборатория электромагнитной совместимости АВТОВАЗ имеет экранированную безэховую камеру – одну из самых больших в мире, что позволяет проводить исследования в широком диапазоне волн. Стены камеры покрыты пирамидами-поглотителями, гасящими как звуки, так и электромагнитные волны. В лаборатории можно моделировать электромагнитные поля практически от любых существующих источников, от сотовых телефонов до высоковольтных линий электропередач.
Лаборатория виброакустических испытаний является автономным сооружением: специальный фундамент комплекса изолирует его от возможных шумов и вибраций извне. В испытательных камерах можно испытать автомобиль в разных режимах движения, при этом стены лаборатории покрыты специальным звукопоглощающим материалом, исключающим возможность появления эха.