Содержание
Хонинговка цилиндров — для чего нужна расточка и хонингование двигателя
15.07.2021
Хонингование считается завершающим этапом при производстве цилиндра и впервые проводится еще на заводе. В процессе эксплуатации и при сильном износе двигателя такая обработка стирается, из-за чего диски плохо справляются с удержанием масла.
Владельцы авто редко сталкиваются с необходимостью знать все о такой обработке дисков. Обычно машины отвозят на СТО, где мастера разбираются с возникшей проблемой и проводят капитальный ремонт моторов.
При этом понимание того, что такое хонингование блока цилиндров, а также знание основных принципов технологии, помогают держать под контролем многие процессы, которые проходят в автомобиле.
Что такое хонингование цилиндра?
В процессе эксплуатации автомобиля все его составляющие подвергаются сильной нагрузке и износу. А это может влиять на качество работы двигателя. Чтобы избежать серьезных проблем, важно своевременно проверять систему и проводить капитальный ремонт авто, в который входят расточка и хонингование блока цилиндров. Они особенно актуальны, когда на поверхности появляются сильные царапины, конусность и задиры, из-за которых становится сложно удержать нужный объем моторного масла.
Хонингование цилиндров – это процедура, которая проводится на завершающем этапе ремонта мотора и подразумевает под собой нанесение на цилиндры особых насечек. Она выполняется при помощи специального оборудования, поэтому самостоятельно осуществить хонинговку невозможно – для этого следует обратиться в СТО.
Результатом работы становится не гладкая отполированная поверхность (которая, хоть и выглядит красиво, но теряет функциональность), а цилиндр с нужной степенью шероховатости, которая и отвечает за удержание масла.
В каких случаях нужна хонинговка цилиндров?
Срок эксплуатации мотора и время, за которое изнашиваются детали, будет зависеть от целого ряда факторов:
качество бензина, который вы используете;
характер езды;
продолжительность поездок;
качество системы охлаждения и т. д.
В среднем капитальный ремонт, куда входит и хонинговка блока цилиндров, рекомендуется после пробега более 100000 км. Конечно, каждый случай индивидуален, и иногда двигатель изнашивается раньше.
Как понять, что машине нужно хонингование двигателя? Возможно, вы отмечали хотя бы один из этих признаков:
выхлоп становится насыщенно серого цвета, который появляется, когда масло сгорает вместе с бензином из-за слабой работы поршневого кольца;
объем используемого масла заметно увеличился, что указывает на изменившуюся форму внутреннего канала, по которому проходит поршень;
страдает мощность двигателя;
нестабильность оборотов при холостом ходу, которая может быть следствием нарушения правильной формы цилиндра.
В таком случае необходимо срочно показать машину автослесарям. Они быстро смогут определить, нужно ли проводить хонингование цилиндров.
Хонингование блока цилиндров: преимущества обработки
Вопрос относительно того, для чего нужна хонинговка, задают преимущественно начинающие автомобилисты, которые еще не сталкивались с капремонтом двигателя. Спустя время после эксплуатации авто необходимость в процедуре становится заметной и понятной каждому.
Даже при внешнем осмотре проблемы в работе цилиндров заметны невооруженным глазом. При их изъятии становятся заметны все мелкие и глубокие царапины, которые появляются в результате чрезмерной нагрузки на мотор. Это, в свою очередь, приводит к:
Для чего нужна хонинговка цилиндра? Для восстановления качественной работы двигателя. Правильно выполненная процедура способна:
улучшить эффективность цилиндра за счет подъема давления в нем на максимальный уровень;
сохранить в нужном объеме моторное масло, чтобы обеспечить регулярное смазывание деталей при рабочем состоянии двигателя;
максимально приблизить форму цилиндра к его заводским показателям – современное оборудование позволяет получить то число насечек, которое необходимо для конкретного цилиндра.
Хонинговка двигателя, в отличие от более простых процедур, таких как притирка и полировка, обладает большей эффективностью и в прямом смысле восстанавливает поврежденное покрытие детали.
Как проводятся хонингование цилиндра?
Что ж, мы выяснили, зачем нужна хонинговка. Теперь давайте приступим к разбору технологии процедуры. Для ее проведения задействуется специальное оборудование – хоны. Это керамические или алмазные хонинговальные головки, которые запускаются на механическом стенде и оказывают воздействие на поверхность цилиндра. Керамические головки более бюджетные, однако при длительном использовании долговечные алмазные хоны гораздо выгоднее. Именно поэтому их часто используют на СТО.
Дополнительно в качестве смазки мастера применяют масляно-керосиновую смесь или специальный водный раствор. Такие средства позволяют предотвратить коррозию цилиндра.
Технология хонингования включает в себя такие основные этапы:
Подходящий патрон дрели вставляется в инструмент для обработки – хон. Для большей надежности и лучшего результата используются вспомогательные инструменты: уровень или рейка подачи. Именно они контролируют точность хода.
В первую очередь используют хонинговальные головки с более крупными абразивными частицами, которые убирают все дефекты, оставшиеся после капремонта мотора.
Далее процесс хонингования проводится при помощи хона с мелким абразивом.
Пока идет хонинговка, на поверхность блока регулярно поступает смазывающий состав.
По окончанию процесса с двигателя счищаются все остатки стружки и абразивных частиц. Важно проследить, чтобы ничего не осталось на поверхности – для большей надежности применяют специальные мыльные растворы.
Завершается хонинговка блока обработкой поверхности маслом.
Обратите внимание, что после обработки поршень с цилиндром должны сработаться. В этот период рекомендуют избегать сильных перегрузок и своевременно пополнять объём моторного масла.
Можно ли выполнить хонингование своими руками?
Многие автолюбители интересуются, можно ли при наличии должного оборудования обработать цилиндры просто у себя в гараже? В принципе, такой вариант возможен. Однако ручная хонинговка – это сложный процесс, который требует определенных навыков.
Для начала вам понадобится запастись хоном и машинным маслом. Процедуру следует проводить плавно, избегая резких движений, которые могут привести к неравномерной шероховатости покрытия.
Ручное хонингование имеет одно важное преимущество: для его проведения не обязательно снимать блок с двигателя. Однако результат работы будет заметно отличаться от хонинговки в СТО: он будет непродолжительным и поможет разве что немножко освежить стенки детали.
Двигатель – это сердце любого автомобиля. А своевременный ремонт, включающий в себя и хонингование – это залог того, что ДВС будет “летать” на протяжении многих лет. Процедура отлично влияет на работу поршня, обеспечивает удержание моторного масла в нужном объёме и препятствует преждевременной поломке мотора.
Была ли полезна эта статья: Комментарии
Похожие статьи
Хонинговка циллиндров двигателя.
Стоит делать или нет? | SUPROTEC
Изначально хонинговка производится заводом-изготовителем как финишная операция для повышения маслоудерживающей способности поверхностей трения зеркала цилиндра. При значительных износах в процессе работы двигателя или в случаях задиров хонинговка исчезает. В этом случае требуется предварительная расточка под ремонтный размер и хонинговка.
Хонинговка блока цилиндров – что это такое
Хонинговка двигателя – операция, когда на стенки цилиндров наносится сеть рисок глубиной на порядок меньше 0,05 миллиметра. Очень важно точно выдержать направление и частоту нанесения рисок. Требование одинаково и тогда обрабатываются предварительно расточенные до нужного размера и отполированные детали.
Правильно хонингованная поверхность имеет определенную степень шероховатости, помогающую удерживать достаточное количество моторного масла. Это обеспечивает защиту от износа и герметичность пары гильза-поршень.
Когда нужна хонинговка
Невозможно точно сказать, когда мотору понадобится расточка и хонинговка блока цилиндров – все очень индивидуально. Степень износа зависит от ряда факторов: качества бензина и моторного масла, стиля езды, работы охлаждающей системы и других параметров. Как правило, подобный ремонт требуется моторам с пробегом от 100 000 км.
Профессиональные автослесари-мотористы достаточно точно определяют, когда появились задиры, и мотору требуется хонинговка. Если вы заметите какой-либо из нижеперечисленных признаков, значит, нужно показать автомобиль специалисту:
- выхлоп окрасился в сизый цвет,
- заметно увеличился расход масла,
- на холостом ходу обороты нестабильны,
- снизилась мощность,
Сизый дым появляется, когда поршневое кольцо не может полностью собрать масло с поверхности цилиндра, и оно сгорает вместе с бензином. Это следствие изменившейся геометрии внутреннего канала, по которому двигается поршень. Расход смазки увеличивается по этой же причине.
Провалы на холостом ходу и потеря мощности тоже обусловлены нарушением геометрии изношенного цилиндра. Поршневые кольца уже не так плотно прилегают к стенкам цилиндра блока, появляются микроскопические зазоры, через которые газы прорываются в картер. В камере сгорания падает компрессия, что и становится причиной падения мощности.
Проскальзывающие мимо поршня продукты сгорания, не выполняют полезную работу, просто пролетают в картер. При одинаковой работе такой двигатель расходует больше горючего, чем полностью исправный агрегат. Отсюда повышенный расход топлива.
Что делать, если в моторе появились задиры
Выше уже отмечалось, что с задирами необходимо бороться сразу же. Если игнорировать проблему, состояние мотора быстро ухудшится. Износ будет идти по нарастающей: небольшая неисправность станет причиной следующей. Проблемы будут нарастать как снежный ком.
Если задиры еще совсем небольшие
Когда задиры совсем небольшие, можно решить проблему, не разбирая двигатель. Если износ не превосходит десятых долей миллиметра, купите и залейте в масло специальную присадку, например, Active Plus от российской компании «Супротек».
Это средство образует металлическую защитную пленку на парах трения. Специальная структура слоя позволяет восстанавливать изношенные поверхности (при небольших отклонениях от стандартных размеров и геометрии).
Необходимо строго следовать инструкции, как в случае применения трибосостава Suprotec, так и при использовании средств от других производителей. Превышение допустимой дозы может привести к противоположному результату. Даже если вреда для механизма не будет, вы просто зря потратите деньги.
Когда присадки не помогают
Если применение присадок не дало нужного результата, значит, задиры уже слишком большие. В этом случае требуется расточка и хонинговка цилиндров ДВС. Эту операцию можно заказать в автомобильной мастерской, или выполнить самостоятельно.
Браться за хонинговку цилиндров своими руками следует только, если вы владеете навыками слесарного дела. Необходимо выдержать высокую точность: рисунок, образуемый на металле должен быть равномерным, штрихи должны сходиться под одинаковым углом.
Для этой работы потребуется специальное приспособление для хонинговки – хон. Выпускают два типа этих устройств – в виде «ершика» и в виде конструкции из трех брусков на центральном стержне. В гаражных условиях лучше использовать «ершик». Насадка с точильными камнями больше подходит для расточных станков.
- Хон нужно вставить в патрон дрели. Чтобы обеспечить точность ориентировки, нужно пользоваться хотя бы простейшими приспособлениями: рейкой подачи и уровнем. Если нарушить точность хода, хонингование будет с дефектами. Придется переделывать.
- На всем протяжении операции необходимо следить, чтобы обрабатываемая поверхность и приспособление для хонинговки цилиндров орошались достаточным количеством смазывающей жидкости. Как правило, используется керосин или его смесь с маслом.
- По завершении операции нужно обязательно очистить двигатель от стружки остатков абразивного материала. Используйте мыльный раствор, чтобы смыть все твердые частицы. Когда стенки высохнут, обработайте их специальным маслом, препятствующим коррозии.
- После хонингования рекомендуется дать двигателю некоторое время, чтобы пара цилиндр-поршень приработалась. В этот период следует избегать перегрузок, внимательно следить за качеством и объемом моторного масла.
Чтобы сделать процесс приработки более качественным и щадящим, можно использовать трибосостав Suprotec Active Plus и аналог. Преимущество средства российского производства – лояльная цена. По эксплуатационным характеристикам «Супротек Актив Плюс» не имеет зарубежных аналогов.
Главное преимущество хонинговки своими руками в том, что двигатель не обязательно демонтировать с автомобиля. Это сильно сокращает время выполнения операции. В тоже время следует помнить, что при высокой степени износа цилиндров эта мера не поможет – обязательно нужна расточка, полировка и затем хонингование.
Профессиональные услуги
Если износ уже значительный (например, когда эллипсность цилиндра превышает 0.1 мм, а конусность – 0.2 мм), необходимо проводить расточку цилиндров до ремонтного размера. В этом случае нужно купить специальные поршни, диаметр которых больше стандартных. Растачивать цилиндровый блок необходимо в специализированной мастерской. В гаражных условиях выполнить эту операцию невозможно. Допуски точности очень строгие – десятые доли миллиметра. Качественно выполнить эту работу могут только профессионалы, оснащенные современным оборудованием.
Как выполняется расточка
На первом этапе гильза растачивается на малой скорости. Из-за высокой прочности сплава большие скорости противопоказаны – пострадает точность. При обработке металла на малых скоростях верхний слой подвергается структурным разрушениям, поэтому его необходимо удалить. Для этого и нужна хонинговка. Эта технологическая операция позволяет исправить мелкие огрехи, которые неизбежны при расточке. Обработка хонами позволяет довести канал цилиндра до идеально круглой формы (при правильном хонинговании эллипсность составляет не более 0.03 мм).
Хонинговка после расточки выполняется в два этапа. Сначала стенки обрабатываются крупным абразивом. Затем производится доводка брусками с мелким зерном. Двигатель и станок надежно закрепляются на специальном стенде. В рабочую зону непрерывно подается охлаждающе-смазывающая жидкость. На заключительном этапе обязательно выполняется промывка обработанной поверхности мыльным раствором, чтобы удалить стружку и частицы абразива. В профессиональном оборудовании почти повсеместно используются алмазные хоны – они экономически выгоднее керамических.
Чтобы снизить износ деталей при приработке узла «поршневое кольцо-гильза», рекомендуется использовать присадку для двигателя «Актив Плюс» от компании «Супротек». Этот триботехнический состав специально разработан, чтобы создать условия для комфортной работы силового агрегата. Состав оптимизирует зазоры в парах поршень-гильза, благодаря чему выравнивается компрессия по цилиндрам. Также Suprotec Active Plus повышает эффективность работы гидрокомпенсаторов, улучшая смазку работающих узлов. Все эти факторы позволяют избежать излишнего износа деталей на стадии приработки.Также трибосостав «Актив Плюс» можно использовать для профилактики задиров на любых бензиновых двигателях, в том числе и оснащенных турбинами. Это дешевле, чем ремонтировать изношенную цилиндропоршневую группу.
Последствия задиров и варианты решения
Признак | Проблема | Решение |
Повышенный расход масла | Поршневое кольцо не снимает остатки смазки со стенки цилиндра, угар | 1. Добавить в масло средство Active Plus от компании Suprotec. 2. Если триботехнический состав не помог, в запущенных случаях – расточить и хонинговать блок цилиндра. |
Сизый цвет выхлопа | Относительно большое количество масла сгорает вместе с топливом, значительный угар | 1. Залить в масло триботехнический состав «Супротек Актив Плюс». 2. Если состав не решил проблему, хонинговать цилиндры. 3. В тяжелых случаях – расточить и хонинговать блок цилиндров. |
Нестабильная работа двигателя на ХХ | Неплотное сопряжение пары поршень-гильза. | 1. Использовать трибосостав Active Plus от компании Suprotec. 2. Если первый пункт не помог – хонингование цилиндра. 3. При большой выработке, глубоких задирах – расточка и хонингование БЦ. |
Снижение мощности мотора | Часть газов прорывается сквозь сопряжение поршня с цилиндром, не выполняя полезной работы | 1. Добавить в масло средство «Актив Плюс Бензин» от компании «Супротек». 2. Если трибосостав не справился, провести хонинговку цилиндров блока. 3. В запущенных случаях – расточить и хонинговать цилиндры. |
Повышенный расход горючего | Прорыв рабочих газов из камеры сгорания сквозь зазоры сопряжения пары «поршень-гильза». Мотору требуется больше топлива для достижения нужной мощности | 1. Использовать триботехническое средство «Супротек Актив Плюс». 2. Если первый пункт не решил проблему – осуществить хонингование цилиндров блока. 3. В запущенных случаях применить расточку и хонингование БЦ. |
Надеемся, наша статья помогла разобраться, нужна ли вашему «стальному коню» хонинговка цилиндров. Рекомендуем внимательно следить за состоянием двигателя, ведь это «сердце» автомобиля, без которого «ласточка» превращается в груду металла.
Цилиндрическое хонингование: важность вершин и долин — СКЛАД КРУГОВЫХ ПУТЕЙ | PERFORMANCE RACING DISTRIBUTOR
Надлежащее хонингование цилиндров может существенно повлиять на производительность и долговечность двигателя.
Хонингование цилиндров — это лишь один из элементов подготовки высокопроизводительного двигателя, который часто воспринимается как нечто само собой разумеющееся, однако он может быть эффективным средством не только для поддержания надлежащего контроля масла, но и для увеличения мощности. Большинство энтузиастов высокопроизводительных двигателей понимают, что при восстановлении двигателя и установке новых колец блок необходимо будет правильно отшлифовать в виде поперечной штриховки, но немногие осознают, что твердость блока, ход поршня, материал кольца и натяжение, а также применение необходимо учитывать перед выполнением любой работы.
Хонингование цилиндров является ключевой частью подготовки блока цилиндров.
По мнению экспертов, в высококлассных гоночных двигателях разница между правильными и неправильными операциями хонингования цилиндров может достигать 30 лошадиных сил. При надлежащем хонинговании качество обработки отверстия цилиндра приводит к тому, что двигатель обеспечивает как превосходное уплотнение кольца, так и увеличенный срок службы кольца. Часто возникает тонкий баланс между наличием достаточной площади поверхности, позволяющей поршневым кольцам герметизироваться, но не настолько большой, чтобы нарушались удержание масла и смазка колец. При визуальном осмотре цилиндров только что отточенный цилиндр выглядит довольно шероховатым из-за процесса хонингования, оставляющего штриховку, в то время как использованный цилиндр имеет «глазурованную» поверхность с небольшой видимой штриховкой или без нее, в зависимости от степени износа.
Если рассматривать под микроскопом только что отточенный цилиндр, на поверхности появляется множество «пиков» и «впадин». «Пики» — это самая высокая точка поверхности, которая соприкасается с кольцами. «Долины» — это области, которые были вырезаны абразивами в процессе хонингования. Как только новый двигатель запускается, вершины «пиков» буквально срезаются, когда кольца садятся в цилиндры, создавая «плато» для движения колец и легкую масляную пленку, которая остается в «впадинах». ».
Чтобы добиться надлежащей подготовки стенок цилиндра, изготовитель двигателя и/или механик обычно тщательно изучает три области; отделка, штриховка и искажение, все с целью достижения превосходного кольцевого уплотнения и максимальной производительности. Мастерские по производству высокопроизводительных двигателей используют профилометр для тщательного контроля поверхности стенок цилиндров, ранее называвшейся «RA» (средняя шероховатость). Сложный электронный инструмент оснащен стилусом с алмазным наконечником, похожим на иглу на проигрывателе виниловых пластинок, который проводит по поверхности, измеряя распределение пиков и впадин. Профилометр предоставляет современные, определенные описания обработки отверстия цилиндра, которые включают «RPK» (уменьшенная высота пика), «RVK» (уменьшенная глубина впадины) и «RK» (глубина шероховатости сердцевины), которые основаны как на «RPK», так и на Измерения РВК.
Поскольку «РВК» относится к глубине впадин, удерживающих нефть, она напрямую связана с расходом нефти. По мнению экспертов Hastings Manufacturing, чрезмерное количество «RVK» способствует высокому расходу масла, а недостаточное количество может привести к чрезмерному износу колец и цилиндров. Как описано ранее, окончательная отделка стенок цилиндра сильно зависит от множества факторов. Высококачественные гоночные двигатели в некоторых случаях имеют очень глубокие «впадины», чтобы удерживать больший объем масла, и «пики» с небольшой площадью поверхности, по которой могут двигаться кольца.
Во время хонингования цилиндра также тщательно проверяется угол поперечной штриховки, который зависит от того, насколько быстро вращается хонинговальная головка и как быстро она совершает циклы вверх и вниз. Угол можно проверить с помощью транспортира или практичной и креативной визитной карточки от Total Seal, которая служит гибким пластиковым транспортиром. Чтобы проверить угол поперечной штриховки с помощью специальной визитной карточки, начните с удаления полупрозрачной подложки с карточки. Затем вдавите ее в изгиб цилиндра и совместите верхний край карты с поверхностью колоды. Продолжайте, прочитав карту, удвоив сумму, соответствующую штриховке. Например, если он читает 20 градусов, истинный угол равен 40 градусам.
Угол поперечной штриховки должен быть одинаковым по всей длине цилиндра, и хотя наиболее распространенный угол составляет примерно 45 градусов, он может варьироваться в зависимости от натяжения кольца или длины хода. Некоторые строители предпочитают, например, 20-30-градусную поперечную штриховку при использовании маслосъемных колец низкого напряжения, потому что это уменьшает количество движения масла вверх и вниз по цилиндру. С другой стороны, длинноходные двигатели могут работать лучше с увеличенным поперечным сечением 60 градусов, так как угол обеспечивает повышенное движение масла к верхней части канала ствола и более быстрый возврат масла в поддон, хотя прорыв газов может несколько увеличиться. по мнению экспертов Total Seal.
При хонинговании высокопроизводительного блока цилиндров важно установить стопорную пластину. Тормозная пластина при использовании с надлежащей прокладкой головки блока цилиндров и крепежными элементами имитирует нагрузку, воздействующую на блок при установке головки блока цилиндров, и, следовательно, помогает получить более круглые и точные отверстия цилиндров в процессе хонингования, сводя к минимуму искажение отверстия. В большинстве магазинов высокопроизводительных двигателей есть моментные пластины для самых популярных двигателей.
Естественно, чем круглее и точнее цилиндры, тем легче кольца могут прилегать к цилиндру и тем лучше они прилегают к цилиндру. Квалифицированные мастерские с соответствующим оборудованием нередко достигают искажения канала ствола всего 0,0005″. Отверстия цилиндров можно проверить с помощью нутромера с установленной на месте пластиной крутящего момента.
После завершения операций механической обработки очень важно тщательно промыть двигатель водой с мылом. Нет ничего более вредного для двигателя, чем грязь и мусор. Протирание цилиндров белой тряпкой, пропитанной WD-40, а затем осмотр ткани гарантирует, что цилиндры действительно чистые.
Полный список процедур хонингования цилиндров, рекомендации и технические советы можно получить у таких производителей, как Hastings, Total Seal и Sunnen.
Хонингование блока цилиндров — обработка двигателя — Технический обзор
| Практическое руководство — двигатель и трансмиссия
Вот результат, когда солидный инженерный и практический опыт сталкиваются при изучении концентричности отверстий в блоке цилиндров… при рабочей температуре
Широко известно, что литые, обработанные металлические детали имеют имеют память, созданную от внутренних напряжений. При наличии температурных изменений эти напряжения часто вызывают размерные и структурные сдвиги. Производители гоночных двигателей знают об этом условии, которое может иметь прямое отношение к концентричности отверстия цилиндра. На самом деле, мы часто тратим дополнительное время и средства на производство круглых цилиндров, пытаясь получить размеры отверстия, равные тем, которые существуют после того, как двигатель достигнет рабочей температуры и давления в цилиндре.
В частности, литые и обработанные отверстия в блоке цилиндров подвергаются термическому распределению и распределению нагрузки, что усложняет задачу поддержания концентрических отверстий в работающем и сильно нагруженном двигателе. Нравится вам это или нет, но в задачу создания отверстий цилиндров с правильными размерами, которые моделируют те, которые подвергаются воздействию тепла в процессе эксплуатации, встроена некоторая погрешность Кентукки.
Мы знаем, что распределение рабочих температур и давления сгорания далеко не однородно в металлической конструкции, окружающей цилиндры, и тот факт, что трехмерный рост материала блока, происходящий в этой близости, неизбежен. Итак, мы изобрели способы предварительной загрузки блоков хонинговальными пластинами; путем нагревания материала или использования других методов, предназначенных для прогнозирования того, как данный блок будет испытывать деформацию отверстия после сборки с деталями и запуска . .. иногда в предположении, что все отверстия будут искажаться одинаково, чего на самом деле нет.
Ничто из этого не означает, что такие методы неэффективны, потому что они были и есть. Скорее, эти комментарии относятся непосредственно к проблеме разработки улучшенных способов компенсации эффективных искажений, неизбежных под влиянием условий эксплуатации.
Входит Стивен Кузара из Шеридана, штат Вайоминг, Корпорация «Миллениум Продактс». Предыстория Стивенса по существу двусторонняя. В свои 53 года он имеет инженерное образование, 35 лет работает сборщиком двигателей/слесарем и 16 лет руководит собственным механическим цехом. Это не недостойное сочетание. В то время, когда он работал слесарем, когда использование торсионных пластин стало обычным явлением, ему казалось, что после ввода в эксплуатацию должны быть другие способы изготовления концентрических отверстий.
В предыдущих беседах со Смоки Юником (который пробовал процесс горячего хонингования в 1950-х годах) Кузара исследовал способы циркуляции нагретой жидкости через охлаждающую рубашку блока цилиндров во время чистового хонингования.
Любопытство и разочарование возникли из-за погони за последними десятками в процессе заточки, говорит Кузара. В начале 70-х я работал с другом-механиком, у которого был CK-10. Я начал задаваться вопросом, насколько важны эти последние несколько десятых в общих усилиях по созданию прецизионно обработанных блоков. Я уже наблюдал, как камни будут нагревать поверхности канала ствола и создавать изменения размеров, поэтому казалось логичным, что некоторые серьезные изменения, вероятно, произойдут при рабочих температурах двигателя.
На самом деле, Смоки отказался от этого процесса (хотя в 70-х он поделился с этим автором преимуществами, которые, по его прогнозам, должны были произойти), учитывая, что способ, которым он пробовал этот метод, был громоздким, грязным и занимал слишком много времени.
Кузара оказался более настойчивым. «Моя первая установка была подключена к нашему водонагревателю: по одному шлангу вода текла в блок, а по другому — в канализацию», — говорит он. На выпускном шланге был манометр и клапан, чтобы контролировать давление и контролировать поток. Температура воды во время первого теста, который я провел, составляла 180 градусов по Фаренгейту. Измеренное искажение было достаточно значительным, чтобы я быстро пришел к выводу, что последние несколько десятых, которые я гнался за холодом, были потеряны в большем искажении, которое я видел при горячем, что было в несколько раз больше, чем производил торсионными пластинами.
Интерпретация? В то время как пластины крутящего момента выполняют предварительную нагрузку и создают искажение отверстия, тем самым предоставляя данные, которые позволяют повысить точность хонингования, процесс горячего хонингования (с использованием пластин крутящего момента), по-видимому, создает и допускает движение материала, которое тесно связано с размерами цилиндра работающего двигателя при температуре. . В следующих частях этой истории вы найдете данные и комментарии, призванные помочь вам сформировать собственное мнение, но доказательства довольно очевидны. Впоследствии Стивен передал Kwik-Way лицензию на технологию для производственных и маркетинговых целей.
Типичные вариации размеров цилиндров Для целей этой статьи из запасов Wells Racing Engines в Дунканвилле, штат Техас, были выбраны четыре малоблочных блока цилиндров Chevrolet: стандартный 350, стандартный Bow Tie, Dart с увеличенным расточкой 0,060 и Dart Little M. (облегченный). В другом месте этой истории есть диаграммы с предоставленными данными, каждая из которых представляет полученные размеры отверстия цилиндра (1) в холодном состоянии (65 градусов по Фаренгейту) с торсионной пластиной и в горячем состоянии (температура рубашки 200 градусов по Фаренгейту и температура охлаждающей жидкости торсионной пластины 195 градусов по Фаренгейту) . Замеры диаметра цилиндра производились как по длине (параллельно оси коленчатого вала), так и по тяге (перпендикулярно оси коленчатого вала). Также были сделаны три измерения на цилиндр: верх, середина и низ.
Потратьте немного времени на изучение прилагаемых диаграмм. По ним вы можете определить разницу в размерах и точность, измеренную между двумя используемыми методами: торсионными пластинами и горячим хонингованием по сравнению ни с тем, ни с другим. Особенно интересны данные, которые показывают количество хонинговальных проходов, необходимых для приведения цилиндра в концентричность, как показано на диаграмме, озаглавленной Dart Little M Lightened (обратите внимание на цилиндр № 4). На этой же диаграмме также показано сравнение (тот же цилиндр) холодных показаний при 60 и 70 градусах по Фаренгейту и одного при 70 градусах со снятой пластиной крутящего момента. Здесь два показания делают прямое сравнение между показаниями с пластиной и без нее. Помните, что все показания показаны в десятых тысячных на дюйм.
Некоторые заключительные мысли Стоит ли использовать горячее хонингование? Некоторые наблюдения могут быть сделаны из информации, собранной в этой истории. Например, при использовании моментных пластин могут возникать напряжения и деформации отверстия, создаваемые установкой головок цилиндров. Таким образом, для компенсации таких деформаций возможно выполнить чистовую хонинговку цилиндров. Тем не менее, совокупность данных, собранных в результате горячего хонингования, указывает на то, что большая деформация канала ствола создается за счет циркуляции горячей воды через рубашку охлаждения блоков, чем за счет сил зажима головки цилиндров.
Было также очевидно, что цилиндры в облегченных блоках значительно выиграют от процесса горячего хонингования и должны подвергаться окончательной хонинговке после удаления всего материала.
Наконец, как отмечает Уэллс, калибровочные цилиндры, подвергнутые горячему хонингованию и охлаждению, будут давать результаты измерений, которые кажутся весьма искаженными. После доведения до температуры эти же цилиндры приобретут желаемую концентричность и, согласно данным, будут более концентричными, чем если бы процесс горячего хонингования не применялся.
В тех случаях, когда для приближения к условиям эксплуатации (в различных двигателях или деталях) используется моделирование или аппроксимация, чем ближе процесс подходит к воспроизведению этих условий, тем более выгодным он становится.