Грузия гибдд: ПДД Грузии » Страница 7

ПДД Грузии » Страница 7

ПДД Грузии и штрафы за нарушение правил дорожного движения на русском языке, помогут будущим туристам избежать неприятных ситуаций. Не имеет значения, путешествуете ли вы по Грузии на своей машине или собираетесь взять её напрокат, вам всё равно необходимо ознакомиться с основными моментами правильного и законопослушного поведения на дорогах страны.

Для управления транспортным средством по территории Грузии, не обязательно менять водительское удостоверение на права международного образца, подойдёт и старое ВУ. Иностранному водителю при себе, в обязательном порядке, необходимо иметь права, СТС (техпаспорт), загранпаспорт и, с 01.03.2018 года, автомобильную страховку.

Полиция Грузии

Полиция Грузии была полностью разогнана и сформирована заново, это коснулось и аналога нашего ГАИ (ДПС), дорожной полиции. Пропали все «пузатики» с жезлами, коррумпированные элементы и физически не подготовленные люди. Чтобы сегодня устроиться в МВД, нужно пройти несколько этапов отбора и выдержать жесточайший конкурс, более 10 человек на место.

Такие меры позволили сформировать личный состав, состоящий из порядочных, умных и крепких молодых людей, и девушек, которые всегда готовы прийти на помощь нуждающимся и на корню пресечь замеченные правонарушения.

Категорически не рекомендуется предлагать представителям правопорядка взятку.

Таким поведением вы обидите человека, который любит свою работу и создадите себе неприятности, а браслеты на руках будут меньшими из них. В полицейских машинах установлены постоянно пишущие видеокамеры, подключенные к сети, и в любой момент руководство может проверить подчинённых онлайн. На служебной форме имеются небольшие нагрудные видеорегистраторы, фиксирующие правонарушения и неподобающее поведение отдыхающих — это к вопросу о взятках.

В Грузии, полицейские автомобили, в любое время суток ездят с включёнными спец. сигналами на крыше и в решётке радиатора.

Если возникнет ситуация, когда вам понадобится любая помощь, например, вы заблудились или ищете какое-то определённое место, то смело обращайтесь к полицейским — они обязательно вам помогут, и, вполне возможно, сопроводят в эскорте до места назначения.

Основные ПДД Грузии

Ограничение скорости

На дорогах общего пользования и на скоростных автомагистралях Грузии следует иметь ввиду, что полицейские имеют право следить за дорожной обстановкой из гражданских автомобилей без характерной раскраски, в салоне которых установлено устройство фото и видеофиксаци, а также радар, измеряющий скорость транспортного потока. К счастью, зону своего контроля они обязаны выделять специальными дорожными знаками. В первую очередь осторожным следует быть в Тбилиси, Батуми, Кутаиси и на скоростной автомагистрали, связывающей Западную и Восточную часть страны.

До 01.07.2017 стационарных камер в Грузии было немного, но отныне взят курс на планомерное увеличение их количества и предполагается, что в будущем скорость будет фиксировать порядка 3.000 устройств, но об их наличии предупреждают опознавательные знаки.

Автомобили и мотоциклы
На автотрассе110 км/ч
В населенном пункте60 км/ч
Вне населенного пункта90 км/ч
Автомобили с прицепом
На автотрассе80 км/ч
В населенном пункте60 км/ч
Вне населенного пункта70 км/ч

За нарушения, зафиксированные при помощи стационарных камер скорости и из машин скрытого патрулирования, баллы сниматься не будут, только при персональном оформлении протокола.

Нужно ли включать ближний свет днём

В Грузии ближний свет обязателен лишь в условиях плохой видимости и в тёмное время суток. Однако путешествующие туристы не редко пренебрегают этим простым средством для раннего обозначения своей машины, особенно неуверенные в себе водители на горных дорогах и при наличии вокруг большого количества темпераментных лихих местных. Лучше так не делать, возможна остановка патрулём, если хочется дополнительно выделить своё авто в потоке — включите огни дневного света.

Противотуманные фары должны включаться по назначению или в условиях крутого серпантина.

Тонировка

Любителям спрятаться от внешнего мира за глухой тонировкой придётся позаботится о её снятии заранее, т.к. в Грузии запрещено управление автомобилем с тонированными стёклами, нарушающими нормы светопропускания. Однако это касается лишь лобового и передних пассажирских стёкол — их вообще нельзя тонировать, а вот сзади хоть вечную ночь устраивайте.

Алкоголь

Обилие вина и расслабленная атмосфера гостеприимного края, способствует частому употреблению алкогольных напитков, однако пьяных за рулём там не любят, как и в других странах. 0,03 промилле — это максимальный уровень алкоголя, который может находиться в крови.

Не пейте сами за рулём и не передавайте управление своим автомобилем нетрезвому человеку, иначе крупный денежный штраф и запрет на управление ТС в Грузии вам обеспечен.

Отказ от медосвидетельствования означает автоматическое признание собственной вины и вынесение самого сурового наказания.

Ремни безопасности

Водитель и передний пассажир обязаны пристёгиваться ремнём безопасности. На задних пассажиров это правило не распространяется.

Управлять мотоциклом и мопедом разрешается только в защитном шлеме.

Как правильно перевозить детей в машине

На переднем сиденье может находиться лишь ребёнок, достигший 12 лет. Дети до 3-х лет могут перевозиться на заднем сидении на коленях у пассажира, достигшего 16 лет или в специальном удерживающем детском кресле, рассчитанном на вес и возраст ребёнка.

В машине нельзя оставлять детей до 6 лет без присмотра взрослых.

Разговоры по мобильному телефону

Допускаются только через hands free и громкую связь или любым другим удобным способом, не предполагающим использование рук водителя при движении ТС.

Штрафы за нарушение ПДД в Грузии

С 1-го июля 2017 года в Грузии стали действовать новые правила дорожного движения, предполагающие введение 100-бальной системы. Главным нововведением является то, что водителю в начале очередного календарного года начисляется 100 баллов, а за каждый проступок будет списываться определённое их количество. Если достигли 0, то ВУ лишают на 1 год, плюс придётся пересдавать экзамены, хотя их можно пересдать раньше, тогда и права вернут быстрее.

На гостей из-за рубежа 100-бальная система также распространяется, но ВУ им вернут по обращению в МВД страны.

Протокол за нарушение правил дорожного движения в Грузии составляется на месте и даётся срок в 30 дней для его оплаты в банке. Если не вложиться в отведённое время, то пеня существенно увеличит конечную суму. Если вы не согласны с вынесенным приговором, то его можно попробовать обжаловать в суде в течении 10 дней.

Иностранных граждан могут лишить ВУ на территории Грузии. Обычно это происходит на границе с теми, кто уже бывал тут ранее и не оплатил какой-то старый штраф. Действует следующая схема:

Нарушил -> есть 30 дней на оплату (из них 10 на обжалование) -> не оплатил -> штраф удваивается -> ещё через месяц утраивается + лишение на пол года + 500 лари за езду без прав + 120 лари за восстановление. Проверить наличие правонарушений и оплатить онлайн. Через 8 месяцев лишение ВУ сгорает и остаётся (навсегда) только утроенный штраф.

ВУ возвращают только в главном управлении полиции Грузии (12 кабинет), находящееся в Мцхете, поэтому некоторым «счастливчикам» приходится брать такси от Верхнего Ларса до Мцхеты, т.к. за рулём на территорию страны не пустят, только если есть другой водитель. Можно развернуться и уехать обратно в Россию, тогда сможете забрать своё удостоверение через 6 месяцев.

Если точно знаете, что в прошлый раз уехали, не оплатив штраф, то избежать расплаты можно поменяв дома загранпаспорт и посадив за руль другого водителя. В противном случае, на грузинском КПП предложат погасить задолженность или вернуться восвояси.

НарушениеРазмер штрафа в лариВ баллах
Отказ от остановки ТС по требованию сотрудника полиции300 либо лишение на год
Разговоры по телефону30
Нарушение правил парковки10
Несоблюдение знаков «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена»10
Невключённый в тоннеле свет15
Игнорирование ремней безопасности8015
Неправильная перевозка детей40
Тонированные стёкла50, а за повторное в течении года лишение на 6 мес.
Проезд на красный50
Заезд за сплошную разделительную линию50
Игнорирование знака «STOP»50
Превышение скорости более чем на 15 км/ч5010
Превышение на 40 км/ч15010
Превышение более, чем на 40 км/ч15020
Нарушение правил проезда железнодорожных путей50
Отсутствие шлема на водителе или пассажире мотоцикла (мопеда)100
Установка мигалок и громкоговорителей100до 40
Отсутствие номерного знака при движении100
Ноги на торпеде или высунутые из окна100
Нарушение пешеходом ПДД200
Передача управления ТС несовершеннолетнему или лицу без ВУ200
Создание аварийной ситуации250
Бегство с места ДТП250
Повреждение дорожного полотна или выбрасывание мусора из окна300
Вождение без прав500
Передача управления ТС человеку в алкогольном или наркотическом опьянении100040
Вождение в нетрезвом видеЛишение на 12 мес. + пересдача или 1000

Не за всякое из этих нарушений последует суровое наказание. Не стоит забывать, что в Грузии традиционно лихая манера вождения и если начать выписывать штрафы по каждому случаю, то многим нечем будет кормить детей. Например, за не пропуск пешехода, вряд ли кто-то кого-то будет преследовать, а за выезд на встречку через сплошную можно получить штраф, сделав это нагло на глазах патруля, хотя могут ловить и из засады на аварийно-опасном участке.

Если на штраф выписали квитанцию, то он не имеет срока давности, а оплатить его следует в банке в течении 30 дней.

Основные 3 правонарушения, за которые последует неотвратимое наказание:

  1. Вождение в пьяном виде.
  2. Езда без прав.
  3. Тонировка стёкол.

При этом можно безбоязненно превышать разрешённую скорость до +15 км/ч, а даже если вы попадёте в объектив стационарной камеры видеофиксации, то не стоит ожидать «Письма счастья» по месту жительства в России, Беларуси, Украине.

Полезная информация

ДТП в Грузии

При попадании в дорожно-транспортное происшествие в Грузии, надлежит вызывать полицию (112) и скорую, если необходимо. Если вторая сторона предложит уладить конфликт на месте, но при это попросит убрать машину с места ДТП, чтобы не мешать другим участникам дорожного движения, игнорируйте подобное просьбы и незамедлительно вызывайте полицию, приезжают они в течении нескольких минут. Если мимо будет проезжать экипаж, то они сами остановятся. Виновник может неожиданно удрать, поэтому заранее сфотографируйте его авто и номер государственной регистрации.

Наличие в автомобиле работающего видеорегистратора сильно упростит определение виновного и значительно ускорит весь процесс.

С ваших слов составят протокол на грузинском языке, нарисуют схему аварии, в присутствии понятого прочитают его и дадут расписаться. Возможно понадобится коротко обрисовать ситуацию своими словами на камеру, а также дунуть в трубочку. Если машина мешает движению, то её положение обрисуют мелом и попросят убрать с проезжей части.

В обязательном порядке следует купить страховку на машину в Грузию гражданам России и других иностранных государств, т.к. отныне страховка покрывает материальный и моральный ущерб при ДТП. При пападании в дорожно-транспортного происшествие вызываете полицию (112), они приезжают, устанавливают виновного, виписывают ему штраф в 250 лари и оформляют необходимые документы. Обычно такая процедура занимает не больше часа. Штраф нельзя оплатить на месте, это делается в грузинском банке в течении 30 дней, на 31 день он увеличивается в 2 раза, а на 61-й превращается в 1000 лари. На следующий день пострадавшая сторона едет в Тбилиси и забирает материалы дела, потом сразу в страховую на оценку. Страховые выплаты по закону должны быть перечисленны в течении месяца.

За езду без автостраховки предусмотрен штраф от 100 до 200 лари. Её наличие проверяется на грузинском КПП при выезде из страны.

На дорогах Грузии частенько можно встретить гуляющих или отдыхающих коров, если с коровой произошло ДТП, то виновником будет всегда хозяин животного.

При нарушении ПДД отдыхающими, полицейские, чаще всего, к ним относятся более снисходительно чем к местным, а в случае ДТП стараются максимально ускорить процесс, дабы гость испытывал меньше неудобств и его отдых не омрачала волокита и длительное ожидание.

Сегодняшние реалии таковы, что, остановившись пропустить пешехода, даже на зебре, вы вызовете искреннее непонимание, как самого пешехода, так и автомобилистов позади, которые тут же начнут недовольно сигналить. Тем более не делайте этого резко, а то можно ненароком и в зад получить, ибо ну не принято здесь пропускать пешеходов, а они этого и не ждут, хотя в некоторых городках постепенно прививают эту привычку, но пройдёт ещё много лет пока она укоренится.

Номера экстренных служб в Грузии
  1. Полиция — 112.
  2. Скорая помощь — 112.
  3. Пожарные — 112.
  4. 112 — звонок на единый номер Экстренной службы бесплатен для всех сетей фиксированной и мобильной связи, даже если номер отключён.

Для туристов вызов скорой помощи осуществляется на платной основе — 50 лари.

Обязательное и рекомендуемое оборудование

Как и в большинстве стран, в багажнике должны находиться:

  • аптечка;
  • знак аварийной остановки;
  • огнетушитель.

Перечисленные вещи должны соответствовать установленным нормам вашей страны. Однако перед поездкой следует проверить срок годности лекарств и требуемую наполняемость автомобильной аптечки. Не забудьте проверить и дату заправки огнетушителя, при необходимости его следует перезаправить — чаще всего это делается раз в два года. Помните, что в Грузии много серпантинов, поэтому светоотражающий жилет, трос и воздушный компрессор никогда не будут лишними.

Зимой, в соответствии с ПДД Грузии, не обязательно использовать зимние шины, а шипованные при этом не запрещены. После прохождения российско-грузинской границы, начинается Военно-грузинская дорога, которая славится крутыми серпантинами и проходит через перевал, при этом ширина дороги сужается, кое-где выпадает большое количество снега или происходит обледенение полотна, и полицейские перестают пропускать автомобили без цепей на колёсах.

Начиная с поздней осени и заканчивая серединой весны, рекомендуется возить с собой цепи противоскольжения. Устанавливать их нужно только на ведущие колёса, иначе без них могут просто не пропустить, да и ехать без цепей в непогоду или в тёмное время суток через тот же самый Крестовый перевал весьма опасно.

Стоимость бензина в Грузии

В Грузии бензин и дизельное топливо несколько дороже чем в России, поэтому путешественники стараются заправить полный бак в районе Владикавказа, поближе к Верхнему Ларсу. Решившим сэкономить следует знать, что в канистрах нельзя перевозить топливо.

Не забывайте заправляться заранее — в горах расход повышен, а заправки могут долго не встречаться.

Не стоит особо опасаться попасть на заправку, скопировавшей название и дизайн известного бренда и продающей под этим прикрытием бодягу — практически везде хорошее качество. Но всё же предпочтение стоит отдавать проверенным брендам: «ROMPETROL», «LUKOIL», «WISSOL», «GULF», «SOCAR». Периодически встречаются небольшие заправки, где хозяин сам нальёт необходимое количество топлива и тут же у колонки рассчитает.

Цена бензина и дизеля в Грузии на сегодня (апрель 2020)
Марки бензинаСтоимость литра в €Цена литра в Лари
92 — Euro Regular0,6832,33
95 — Premium0,7132,43
98 — Super0,7422,53
Дизтопливо — Diesel0,7242,47
Сжиженный газ (пропан-бутан) — LPG0,4841,65

Состояние дорог

В Грузии все дороги бесплатные, нету ни одного платного участка. При этом они вполне приличного качества и ежегодно расширяются, делая перемещения более быстрыми и комфортными. Но есть и такие места, куда самостоятельному путешественнику доехать не просто, особенно на легковушке.

Прогресс не стоит на месте и ежегодно асфальтовых дорог на карте Грузии становится всё больше, другой вопрос, что не везде их целесообразно прокладывать из-за малой плотности населения, сложного рельефа и не проходимой зимы. Порой, лучше заказать экскурсию по Грузии с опытными гидами. Ярким таким примером является отдалённый регион Тушети, в который лучше ехать на серьёзном внедорожнике и наслаждаться окружающими видами в качестве пассажира.

Парковки

В Тбилиси и Батуми есть платные парковки, с которых машину могут эвакуировать. При этом достаточно и бесплатных мест, возле них, чаще всего, стоит специально обученный человек в зелёном светоотражающем жилете с самодельным полосатым жезлом, которым помогает заезжать, выезжать и парковаться. За свои услуги они берут 50 тетри — 1 лари, но встречаются и особо наглые экземпляры, требующие в несколько раз больше, ничего при этом не сделав.

Стоянки, на которых орудуют «зелёножелеточники», бесплатны и вы не нарушите ПДД, не заплатив парковщику-нелегалу.

Хотя часто они бывают очень полезны, помогая филигранно встать на свободное место, в весьма стеснённых условиях малюсенькой стоянки, в центре города. Будет не лишним держать в салоне несколько копеек, как раз для таких случаев, а если будут наглеть и требовать значительно больше остальных, то просто уезжайте, нечего потыкать их жадности.

Ходит легенда, что парковщиками работают бывшие коррумпированные гаишники, которых уволили при проведении реформы МВД.

Если планируется долгое пребывание в каком-то городе и частое использование автомобиля, то стоит оплатить парковку на нужное количество дней. Проще всего это сделать в отдлениях банков и терминалах «Paybox», но можно и в паркомате, если он есть, и вы не собираетесь стоять больше суток.

В одном только Батуми, за неправильную стоянку, штрафуют по несколько сотен правонарушителей в день.

С помощью карты Visa и MasterCard можно оплатить штраф за неправильную парковку в Тбилиси на официальном сайте. На данный момент в Тбилиси действуют следующие тарифы:

  • 4 лари за неделю;
  • 25 за 6 месяцев;
  • 50 лари за год;
  • эвакуация обойдётся в 60 лари.

В Батуми тарифы дешевле и более разнообразные, а сайт переведён на русский язык:

  • 1 лари — 24 часа;
  • 5 лари — неделя;
  • 10 — месяц;
  • 25 — полгода;
  • 40 лари — 365 дней.

Неправильная парковка обходится в 10 лари, в случае несвоевременной оплаты цена повышается до 150.

{banner_vidzhet-bukinga}

Манера езды в Грузии

Сначала поражаешься скоростям, на которых маршрутки проносятся по серпантинам, показав в окне на мгновение круглые глаза туриста, а потом погружаешься в обволакивающий мир беспрерывного бибиканья и вечной спешки соседей по светофору и просто дороге.

Сами по себе грузины живут размеренно и никуда не спешат, но стоит им только коснуться баранки, как у них моментально появляется миллион важных дел, и они начинают куда-то нестись, поторапливая клаксоном более медленных сородичей и объезжая по встречке нерасторопных отдыхающих.

Если коротко, то манера вождения грузин и правила дорожного движения, имеют не очень много точек соприкосновения.

От города к городу, местный стиль езды может заметно отличаться от спокойного к более импульсивному. Опытным водителям обычно достаточно одного дня, чтобы принять философию этих мест и потихоньку начать робко бибикать при любом удобном случае. Но расслабляться всё же никогда не стоит.

Если у вас мало опыта, вы боитесь агрессивного стиля езды и пугаетесь постоянного громкого бибиканья со всех сторон, то следует задуматься о том, чтобы вместо аренды автомобиля в Грузии, обратить внимание на местных гидов, которые с радостью вас свозят на любую экскурсию по Грузии на собственном минивене или внедорожнике, если дело коснётся труднодоступных мест.

Условия получения допуска к сдаче теоретического экзамена на право управления транспортным средством

Термины:

Агентство – ЮЛПП Агентство обслуживания Министерства внутренних дел Грузии.

Кандидат в водители (далее – Кандидат) – лицо, которое желает получить право управления транспортным средством и подает заявку на сдачу теоретического экзамена.

Условия:

• Кандидату необходимо заполнить все регистрационные данные. За точность данных несет ответственность Кандидат.

• После заполнения регистрационных данных и оплаты установленной стоимости, Агентство обеспечивает бронирование места Кандидата в очереди на сдачу теоретического экзамена (далее – Электронная бронь).

• Кандидат должен сохранить документ, подтверждающий оплату, и предъявить его при явке на теоретический экзамен. Документ может быть как материальным, так и электронным, в том числе в виде смс-сообщения.

• Электронная бронь не является автоматическим допуском к экзамену. Только после предъявления документов и в случае отсутствия обстоятельств, ограничивающих получение права на управление транспортным средством, в сервисном центре Агентства Кандидату присвоят уникальный номер и занесут в электронную базу данных. После этого Кандидат в допускается к сдаче теоретического экзамена.

• Кандидат должен явиться за 10 минут до начала экзамена.

• В случае неявки Кандидата повторный теоретический экзамен проводится не ранее чем через 7 календарных дней от даты неявки.

Перечень документов:

Для допуска к теоретическому экзамену на право управления транспортным средством, Кандидат должен предъявить в сервисный центр Агентства следующие документы:

1) Удостоверение личности. Если Кандидат пользуется студенческой льготой, необходимо предъявить удостоверение, подтверждающее студенческий статус.

2) Документ с указанием адреса проживания, если определенный пунктом «1» документ данного перечня не содержит данную информацию. В качестве адреса проживания можно указать:

2.1) Адрес жилой площади на территории Грузии, находящейся в собственности Кандидата.

2.2) Место регистрации совершеннолетнего лица в Грузии на основании письменного согласия собственника жилой площади.

3) Документ, подтверждающий прохождение соответствующего обучения в автошколе (кроме случаев, когда к сдаче экзамена на право управления транспортным средством категорий «А1», «В1» и «В» допускается совершеннолетний Кандидат).

4) Водительское удостоверение в случае, если:

4.1) Кандидат уже имеет право на управление транспортным средством другой категории и/или подкатегории.

4.2) У кандидата не было изъято или утеряно водительское удостоверение на основании статьи 116, части 41 Кодекса административных правонарушений Грузии до заявления о допуске к экзамену.

5) Справка о состоянии здоровья. Кроме случая, если с момента последнего предъявления справки о состоянии здоровья в Агентстве не прошло 180 календарных дней и данной справкой подтверждается, что состояние здоровья Кандидата соответствует требованиям, необходимым для управления транспортным средством запрашиваемой категории и/или подкатегории.

6) Другие документы, определенные законодательством.

Кандидат в водители, не предъявивший вышеуказанную документацию или предъявивший ее в неполном виде, к экзамену не допускается.

Агентство в рамках своей компетенции и на основании действующего закона обеспечивает защиту персональных данных Кандидата и его конфиденциальность.

Заполнение регистрационных данных и Электронная бронь в очереди на прохождение теоретического экзамена, считается ознакомлением Кандидата с вышеуказанными условиями и согласием с ними. Это дает Агентству право на обработку персональных данных Кандидата и их проверку в электронной базе Агентства.

Примечание: Просим принять во внимание, что студенты и лица, не достигшие 18-летнего возраста, пользуются льготой однократно при первой сдаче теоретического экзамена. Следовательно, при повторном бронировании места в очереди на сдачу теоретического экзамена, не отмечайте «студент» и/или возраст кандидата в водители «до 18 лет».

Пользуясь моментом: восстановление грузинской полиции

После распада Советского Союза Грузия была известна уровнем коррупции, особенно в полиции. В результате «революции роз» 2003 года правительство начало процесс реформ, уволив всю существующую полицию и набрав меньшее количество новых сотрудников с помощью международного сообщества. Реформированная полиция стала одним из самых уважаемых учреждений в стране.

Инициатива

Саакашвили и его кабинет решили распустить и МГБ, и Министерство внутренних дел (МВД) и официально уволить всех сотрудников обоих министерств, а из образовавшегося единого кадрового резерва создать совершенно новое МВД.

Правительство начало с дорожной полиции и полностью упразднило ее в июле 2004 года. Правительство уволило около 30 000 полицейских, чтобы создать новую свободную от коррупции службу. Около 85 процентов полиции, примерно 15 000 полицейских в течение дня, были уволены, и начался набор новых сотрудников.

В октябре 2004 года Саакашвили назначил Бату Кутелия заместителем министра в Министерстве государственной безопасности (МГБ), разведывательном агентстве по типу КГБ. Кутелия получил указание распустить министерство до конца года. Общие цели:

  • «Реструктурировать существующие и противоречащие друг другу министерства и ведомства полиции.
  • Чтобы переукомплектовать коррумпированную и широко ругаемую полицию страны и уменьшить коррупцию.

Задача

В 2003 г. бывшая советская республика Грузия была одной из самых коррумпированных стран мира, занимая почти последнее место в индексе восприятия коррупции Transparency International (124-е место из 133).

Общественность ненавидела полицию и не доверяла ей, считая ее оплотом правительства, получая в обмен на ее непоколебимую поддержку разрешение заниматься коррупцией и преступностью.

«Высокопоставленный сотрудник полиции вспоминал, что до конца президентства Шеварднадзе в 2003 году «нельзя было проехать и 10 километров без того, чтобы хотя бы несколько гаишников не остановили твою машину и не потребовали взятки в пару долларов». [1] Структура органов по предупреждению преступности была неэффективной, с дублированием функций, таких как борьба с наркотиками и организованной преступностью.

Затем в 2003 году произошла «революция роз», которая «открыла эру беспрецедентных реформ в Республике Грузия. Широко распространенное недовольство недемократическим и коррумпированным постсоветским режимом достигло кульминации в 2004 году, когда Михаил Саакашвили был избран президентом». [2]

Воздействие на общественность

К 2006 году в Грузии на каждые 214 граждан приходилось один сотрудник правоохранительных органов, по сравнению с одним на каждые 78 граждан до реформ. К 2009 году реформированное МВД претерпело такие революционные изменения, что согласно опросу, проведенному Международным республиканским институтом, оно стало третьим по популярности учреждением в Грузии после Грузинской православной церкви и армии.

В 2015 году Грузия заняла 48-е место из 168 стран по индексу коррупции. (После ухода со своего поста в 2013 году и с скомпрометированной репутацией в Грузии Михаил Саакашвили переехал на Украину и вышел там на политическую арену.) Кутелия, заместитель министра госбезопасности в МГБ; и его коллеги в МГБ, МВД и Кабмине. MSS разработало механизм для объединения MSS с новым объединенным МВД, в то время как MIA потратило около 4,7 миллиона долларов США на покупку всего оборудования (включая транспортные средства, защитные аксессуары и оружие) для новых сил, которые должны быть набраны.

Президент и его кабинет создали специальный механизм, названный Фондом развития правоохранительных органов, для получения пожертвований от «патриотических бизнесменов», которые хотели поддержать реформы своей страны.

Международные агентства, такие как Программа развития ООН (ПРООН), ЕС и Фонд Сороса, также принимали участие, например, в обеспечении дополнительного финансирования заработной платы полиции.

Был задействован ряд международных полицейских и судебных организаций, таких как международный полицейский контингент UNOMIG CivPol, миссия EU THEMIS по обеспечению законности, Программа полиции и прав человека Совета Европы.

Посольства США, Франции и Германии оказали помощь правительству в подготовке выводов, рекомендаций и предложений по процессу реформирования полиции. Американское посольство помогло создать новый командный центр патрульной полиции и помогло создать централизованную круглосуточную диспетчерскую систему.

Политическая приверженность

У Саакашвили был политический импульс, чтобы протолкнуть свою программу реформ. «У Саакашвили был политический капитал, необходимый для решения проблемы. Он одержал убедительную победу на президентских выборах в январе 2004 года. .. Реформа полиции была фирменной инициативой его администрации, и первым фронтом того, что обещала его кампания, станет общегосударственный крестовый поход против коррупции». [3]

Эка Ткешелашвили, бывший заместитель министра внутренних дел при Саакашвили и его советник по национальной безопасности в 2009 г., получил широкую свободу действий при незначительном надзоре и подчеркнул, что его усилия «никогда не нашли бы достаточной поддержки без решительной и последовательной поддержки президентом свои реформы». [4]

Со стороны противников президента также было мало сопротивления. «Даже грузинская политическая оппозиция, обычно громко критикующая политику Саакашвили, мало что могла сделать, кроме как похвалить новую [полицию]». [5]

Общественное доверие

Хотя правительство Саакашвили одержало убедительную победу в 2004 году, опрос общественного мнения, проведенный в 2005 году, показал, что «рейтинг одобрения составляет всего 25 процентов». [6] Это произошло из-за неуверенности в том, что, хотя у правительства была сильная политическая воля для выполнения обещаний во время выборов, но не было ни возможностей, ни средств для их выполнения. К 2006 году опрос общественного мнения показал, что за него проголосовали бы только 38 процентов избирателей. На выборах 2008 года он получил лишь 52 процента голосов «в недемократических условиях» [7] при низкой явке.

Ясность целей

Цель инициативы состояла в том, чтобы обуздать коррупцию в полицейском управлении Грузии, которая сохранялась повсюду. «Президент Грузии Михаил Саакашвили боролся с коррупцией в первый год своего пребывания в должности». [8] Общие цели заключались в реструктуризации существующих министерств и ведомств полиции и в переукомплектовании полицейской службы страны.

Достоверность доказательств

Начат пилотный проект по развертыванию недавно набранных сил в столице Тбилиси:

  • «В 2004 году был реализован пилотный проект, в рамках которого патрульная полиция была развернута в столице Тбилиси. [9]
  • «Пилот был в значительной степени успешным, столкнувшись с относительно небольшими, но непредвиденными осложнениями, например двуязычной маркировкой, которая была нанесена на новые полицейские машины после того, как полностью английская формулировка вызвала кратковременный националистический протест.
  • «Тбилисский пилотный проект был расширен и поэтапно внедрялся по всей стране вдоль основных автомагистралей и в городах».

Грузинская полиция прошла обучение благодаря инициативе ООН в Косово, «основываясь на руководстве, которое использовалось для обучения новой Косовской полицейской службы». [10]

Осуществимость

На этапе планирования власти столкнулись с финансовыми и кадровыми ограничениями. В конечном итоге это привело к тому, что правительство обратилось к партнерам с просьбой собрать необходимое финансирование.

В 2003 году, когда было вновь избрано правительство, государственный бюджет был равен нулю. Таким образом, не хватало необходимых средств, необходимых для проведения реформ.

Вопрос о человеческих ресурсах заключался в том, чтобы решить, кого уволить, а кого оставить во время интеграции MSS в МВД. Подготовка вновь набранных сотрудников также представляла собой проблему. Поскольку только процент вновь набранных офицеров был ветеранами, для оставшихся новых сотрудников была необходима соответствующая подготовка. «Проблема поспешно принятых новобранцев усугублялась отсутствием последующего обучения без отрыва от производства. Таким образом, вопрос обучения так и остался нерешенным. Это означало, что выпускники Полицейской академии, прошедшие курсы ускоренной подготовки, с течением времени поднимались все выше и выше по управленческой лестнице, в то время как их подготовка оставалась в зачаточном состоянии» [11] 9.0003

Управление

Орган управления реформой милиции входил в состав МВД. «Правительство сформировало оперативную подгруппу «Полицейские органы и предупреждение преступности» в составе пятнадцати представителей МВД. Подгруппа была разделена на руководителя, членов, экспертный совет (состоящий из иностранных советников) и бюро с конкретными задачами. Эта подгруппа выработает рекомендации по надлежащей структурной организации МВД и эффективному выполнению функций полиции и общественной безопасности». [12]

Кроме того, руководство предприняло шаги, направленные непосредственно на борьбу с коррупцией и злоупотреблением служебным положением. Новаторская идея заключалась в том, что автомобилисты должны оплачивать свои штрафы в банках, а не отдельному офицеру. Это еще больше помогло снизить коррупцию.

Измерение

Инициатива заключалась в том, чтобы обуздать коррупцию в полицейской службе. Хотя реформа послужила сокращению коррупции, отсутствовали установленные механизмы для измерения воздействия программы.

Согласие

Основные участники реформы полиции хорошо сотрудничали. Президента Саакашвили поддержал его заместитель министра госбезопасности в МББ Кутелия и его коллеги в МББ, МВД и Кабинете министров. MSS и МВД работали вместе, чтобы объединить MSS в новое единое МВД, а МВД профинансировало покупку оборудования.

Международные агентства, такие как ПРООН, ЕС и Фонд Сороса, объединились для финансирования заработной платы полиции.

Ряд международных полицейских и судебных организаций сотрудничали с грузинскими реформаторами, например, международный полицейский контингент UNOMIG CivPol, миссия EU THEMIS по соблюдению законности, Программа полиции и прав человека Совета Европы.

Посольства США, Франции и Германии оказали помощь правительству в подготовке выводов, рекомендаций и предложений по процессу реформирования полиции. «Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и Правовая инициатива «Открытое общество» оказали помощь в разработке курсов для новых сотрудников полиции… Ассоциация помогала в решении этой задачи». [13]

Политическая оппозиция Грузии, обычно открыто критикующая политику Саакашвили, высоко оценила новую полицию.

Библиография

ЛУЧАЯ РЕФОРМУ: ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИЦИИ ГРУЗИИ, 2004-2006 гг., Мэтью Девлин, 2010 г., Инновации для успешных обществ, Принстонский университет Текущее состояние реформы полиции в Грузии, Йожеф Бода и Корнелий Какачия

Кампания президента Грузии Саакашвили против коррупции, Молли Корс, 21 декабря 2004 г. , Eurasianet.org

Конфликт и безопасность в Центральной Азии и на Кавказе, Хуман Пеймани, 2008 г., ABC-CLIO

Экс-президент Грузии объясняет, как он упразднил полицию and Brought Down Crime

После «революции роз» в Джорджии в 2004 году я стал президентом несостоявшегося государства. Правоохранительные органы действовали как преступные группировки. Офицеры требовали взятки, торговали наркотиками и оружием и работали на политическую и бизнес-элиту в качестве наемных сил безопасности. Грузия была хрестоматийным примером «грабительской полицейской деятельности»: полиция не выполняла основных обязанностей по обеспечению общественной безопасности, вместо этого обогащая себя и своих покровителей за счет вымогательства у граждан. Опрос 2003 года показал, что только 2,3 процента грузин положительно относятся к полиции. Всего за несколько лет мы изменили это, предложив модель для других стран, таких как Соединенные Штаты, которые борются с реформой полиции.

Коррумпированность правоохранительных органов позволила организованной преступности, известной в бывшем Советском Союзе как воры в законе , буквально «воры в законе», заполнить образовавшуюся пустоту. Лидеры банд служили не только де-факто полицией, но и судьями, присяжными и палачами. Сами полицейские были печально известны сотрудничеством с организованной преступностью. Подозрение к государственным институтам глубоко укоренилось в грузинском обществе: опрос школьников в 1993 году показал, что четверть из них хотели стать ворами в законе, когда вырастут. Эти молодые люди были свидетелями того, как полиция систематически эксплуатирует их общины. Конечно, они относились к гангстерам с большим уважением, чем к правоохранительным органам.

Учитывая эту реальность, реформа полиции заключалась не только в реструктуризации институтов или внедрении более эффективных политик. Мы должны были изменить менталитет сломленного, циничного и напуганного общества. Прежде чем люди могли начать доверять полиции, мы — новые политические элиты — должны были заслужить их доверие. Бросить вызов статус-кво было недостаточно. Мы должны были разрушить его и построить что-то лучшее. И нам нужно было сделать это быстро. После «революции роз» грузинское общество объединилось, чтобы потребовать реформ. Реформы ничего не значат без видимых людям результатов.

После «революции роз» в Грузии в 2004 году я стал президентом несостоявшегося государства. Правоохранительные органы действовали как преступные группировки. Офицеры требовали взятки, торговали наркотиками и оружием и работали на политическую и бизнес-элиту в качестве наемных сил безопасности. Грузия была хрестоматийным примером «грабительской полицейской деятельности»: полиция не выполняла основных обязанностей по обеспечению общественной безопасности, вместо этого обогащая себя и своих покровителей за счет вымогательства у граждан. Опрос 2003 года показал, что только 2,3 процента грузин положительно относятся к полиции. Всего за несколько лет мы изменили это, предложив модель для других стран, таких как Соединенные Штаты, которые борются с реформой полиции.

Коррумпированность правоохранительных органов позволила организованной преступности, известной в бывшем Советском Союзе как воры в законе , буквально «воры в законе», заполнить образовавшуюся пустоту. Лидеры банд служили не только де-факто полицией, но и судьями, присяжными и палачами. Сами полицейские были печально известны сотрудничеством с организованной преступностью. Подозрение к государственным институтам глубоко укоренилось в грузинском обществе: опрос школьников в 1993 году показал, что четверть из них хотели стать ворами в законе, когда вырастут. Эти молодые люди были свидетелями того, как полиция систематически эксплуатирует их общины. Конечно, они относились к гангстерам с большим уважением, чем к правоохранительным органам.

Учитывая эту реальность, реформа полиции заключалась не только в реструктуризации институтов или внедрении более эффективных политик. Мы должны были изменить менталитет сломленного, циничного и напуганного общества. Прежде чем люди могли начать доверять полиции, мы — новые политические элиты — должны были заслужить их доверие. Бросить вызов статус-кво было недостаточно. Мы должны были разрушить его и построить что-то лучшее. И нам нужно было сделать это быстро. После «революции роз» грузинское общество объединилось, чтобы потребовать реформ. Реформы ничего не значат без видимых людям результатов.

Первоочередной задачей было вернуть контроль над функциями государственной безопасности организованной преступности. Вано Мерабишвили, тогдашний министр внутренних дел, заявил: «Мы конфискуем у всех воров в законе дворцы, которые они построили на свои грязные деньги, и построим на их месте полицейские участки». И мы сделали. Украденное имущество на сумму более миллиарда долларов было изъято у воров и возвращено в государственный бюджет. По всей Грузии были построены новые полицейские участки со стеклянными стенами от пола до потолка. Это был не просто эстетический выбор — укрепление доверия к правоохранительным органам требует прозрачности.

Одновременно мы демонтировали советское наследие политизированной полиции и заменили ее беспристрастным соблюдением законов. Мы устранили лишние агентства и те, на восстановление которых надежды не было. Министерство государственной безопасности, реликт КГБ, было распущено. Мы распустили дорожную полицию, уволив каждого из тысяч офицеров, которые действовали как санкционированные государством грабители на дорогах. Мы заменили их совершенно новой патрульной полицией, у которой не было опыта работы в правоохранительных органах и, следовательно, не было связей со старой коррумпированной элитой. Новобранцы должны были сдать конкурсный экзамен и пройти курс уголовно-процессуального кодекса. Их обучали навыкам убеждения, ведения переговоров и посредничества, чтобы свести к минимуму применение силы.

При обновлении штатов правоохранительных органов мы предпочли качество количеству. Общая численность сотрудников МВД сократилась примерно с 56 000 до 33 000 человек. После проведения реформ насильственная преступность снизилась на 66 процентов. Угоны и кражи автомобилей, когда-то бывшие обычным явлением, почти исчезли. Общий уровень преступности снизился более чем на 50 процентов, что сделало Грузию одной из самых безопасных стран в мире. Нам не нужно было столько полиции. Нам нужна была только хорошая полиция.

До реформ моего правительства талантливые люди, которые хотели служить своему обществу, никогда бы не подумали о карьере в правоохранительных органах. Нам пришлось это изменить. Без правильных людей даже самая лучшая политика обречена на провал. Помимо модернизации процесса найма, мы создали Полицейскую академию, выдали современную форму и импортировали новые полицейские машины и оборудование. Эти инвестиции повысили моральный дух и профессионализм персонала.

Наконец-то профессиональные полицейские заработали профессиональные зарплаты. До моего президентства полицейским платили всего 44 доллара в месяц — с негласным расчетом на то, что они пополнят свои скудные доходы взятками. Сократив штат, упразднив ведомства и министерства и наняв только квалифицированных кандидатов, мы почти в десять раз увеличили зарплату полицейским. Теперь, когда офицеры получали справедливое вознаграждение, мы ввели нулевую терпимость к коррупции. Государственные служащие не пользовались каким-либо особым режимом со стороны системы уголовного правосудия. МВД создало реалити-шоу для трансляции облав в домах коррумпированных офицеров.

С помощью этой тактики, отчасти проверенной временем, а отчасти нестандартной, нам удалось сломать хребет постсоветской патронажной системы. Полиция больше не эксплуатировала людей, которых она поклялась защищать. Вместо денежных взяток они завоевали доверие населения. В конце моего президентства в 2013 году правоохранительные органы входили в число самых уважаемых учреждений в стране с рейтингом одобрения 87 процентов. Этот показатель был одним из самых высоких в мире.

Если меня чему-то и научили вести Грузию из несостоявшегося государства в, по оценке Всемирного банка, «лучшего в мире реформатора», так это в том, что полумеры не работают. Те, кому выгоден статус-кво, всегда будут ненавидеть перемены. И корыстные интересы склонны бороться с дополнительными мерами с той же яростью, с какой они сопротивляются кардинальным изменениям. Так что, когда момент настал, зачем идти на постепенный прогресс, если можно воспользоваться возможностью для настоящей трансформации?

Стремление некоторых американских городов «защитить полицию» представляет собой кардинальную перестройку, по крайней мере столь же смелую, как увольнение полиции целой маленькой страны. Но, в отличие от послереволюционной Грузии, большинство американцев не поддерживает столь радикальную меру. Сокращение финансирования полицейских управлений может привести к приватизации служб безопасности, когда богатые будут нанимать личную охрану, а бедные будут нести основную тяжесть роста преступности. Эти риски заслуживают серьезного рассмотрения — возьмем это от человека, который когда-то жил в стране, где на улицах правили наемные силы, принадлежащие олигархам и бандитам.

Творческое разрушение требует лучшей замены существующей системы. Возможно, в некоторых городах можно было бы опробовать альтернативы традиционной полиции. Инновационную политику можно опробовать на местах и, в случае успеха, можно тиражировать и масштабировать по всей территории Соединенных Штатов. Население Джорджии составляет около 3,7 миллиона человек — немногим больше, чем в столичном районе Миннеаполиса. Но одним лишь размером не объясняется успех Грузии. Когда меня избрали, народ Грузии дал мне мандат на уничтожение системы, которая больше не работала на них. Трансформация правоохранительных органов по принципу «сверху вниз» стала возможной, потому что граждане и правительство объединились для ее достижения.

Сегодня Соединенные Штаты намного более раздроблены, чем Грузия в 2004 году. Но, как показывают массовые протесты, американцы недовольны существующим положением вещей. Согласно недавним опросам, две трети американцев считают, что их страна движется в неправильном направлении. Изменения кажутся срочными и необходимыми. Но какие изменения будут работать для Америки?

Во-первых, важна прозрачность. Полицейские управления по всей стране должны действовать в соответствии с четкими, краткими и едиными инструкциями. Следует разработать набор национальных стандартов для обучения офицеров управлению кризисными ситуациями и разрешению конфликтов; федеральное финансирование должно зависеть от местных департаментов, отвечающих этим стандартам. Технологии могут повысить прозрачность и восстановить доверие. В настоящее время гражданские лица стимулируют движение за ответственность полиции, транслируя в прямом эфире видео о неправомерных действиях со своих смартфонов. Департаменты могут использовать ту же технологию для внутренней подотчетности. Полиция может быть обязана носить нательные камеры, которые постоянно загружают кадры в облако для мониторинга правоохранительными органами и независимыми экспертами.

Во-вторых, те, кто следит за соблюдением закона, не могут быть выше закона. Доктрина «квалифицированного иммунитета», которая вызвала критику за защиту офицеров, обвиняемых в неправомерных действиях, от юридических последствий, может подорвать общественное доверие к полиции. Признавая, что офицеры иногда должны принимать решения в мгновение ока, когда речь идет о жизни или смерти, и что человеческая ошибка неизбежна, правовая система не должна закреплять двойные стандарты.

В-третьих, необходима надежная стратегия по связям с общественностью. В Грузии мы восстановили запятнанный имидж правоохранительных органов с помощью современной формы, новых автомобилей и стеклянных полицейских участков. Этот ребрендинг был не просто косметическим, а частью более широких усилий по повышению осведомленности общественности о структурных и политических изменениях в правоохранительных органах. Полицейские управления США могли бы использовать конструктивные подходы для связи со своими сообществами. Мероприятия и образование в партнерстве с лидерами сообщества сокращают разрыв между полицией и людьми, которых они должны защищать.

И последнее, но не менее важное: управление персоналом должно быть обновлено. Сторонники статус-кво утверждают, что полиция, как правило, хороша, но «несколько плохих парней» — таких как Дерек Шовен, офицер из Миннеаполиса, которого обвинили в убийстве второй степени в деле об убийстве Джорджа Флойда, — наносят неоправданный ущерб репутации полиции. учреждение. Я бы предостерег тех, кто согласен с этим утверждением, чтобы они вспомнили все остальное: несколько паршивых яблок портят бочку. В Джорджии у нас было немало паршивых яблок. Чтобы преобразовать прогнившую систему, нам пришлось удалить их всех.

Наблюдательные группы и исследователи политики могут разработать новые стандарты для сотрудников правоохранительных органов. Полиция должна представлять различные сообщества, которым она служит. Правоохранительные органы также должны рассмотреть шаги по улучшению условий труда, чтобы снизить риски как для полиции, так и для гражданских лиц. Долгие смены и непредсказуемый график работы могут подорвать психическое и физическое здоровье офицеров. Департаменты могут увеличить ресурсы для оздоровления сотрудников, включая консультирование. Следует пересмотреть процедуры продвижения по службе, наказания и увольнения сотрудников, чтобы обеспечить соответствие стимулов для сотрудников полиции общественным интересам.

Недоверие к полиции является симптомом широко распространенного мнения: система построена для защиты интересов элит. Если мы смогли решить эту проблему в Грузии, то смогут и американцы.

Leave a Reply