Ford ли кока: Месть Генри Форду II. Как Ли Якокка стал легендой американского автопрома

Месть Генри Форду II. Как Ли Якокка стал легендой американского автопрома

Ли Якокка — человек, который стал важной фигурой сразу для двух детройтских автомобильных гигантов, Ford и Сhrysler. В первом он приложил руку к созданию «Мустанга», второй спас от банкротства. Как строилась карьера одного из самых известных американских менеджеров и какую роль в ней сыграло увольнение?

В США на 95-м году жизни скончался легендарный автомобильный менеджер Ли Якокка. Он вошел в историю не только как создатель знаменитого спортивного автомобиля Ford Mustang, но и как человек, сумевший достойно ответить на обидное увольнение из компании Ford. После ухода из Ford он возглавил находящуюся на грани банкротства компанию Chrysler, вновь превратил ее в одного из главных автопроизводителей Америки и тем самым отомстил Генри Форду II. «Я сделал это старым американским способом, выиграв у него сражение на рынке», — написал он позднее в своей книге.

Закончили чтение тут

Forbes вспомнил, как Ли Якокка стал легендой американского корпоративного мира.

Падение с Эвереста

Лидо Энтони «Ли» Якокка родился в 1924 году в городе Аллентаун (штат Пенсильвания) в семье итальянских иммигрантов. Экономический кризис 1930-х годов, когда семья была вынуждена экономить на всем, превратила его в прагматика с однозначной позицией: «Не морочьте мне голову теорией. К тому времени, когда мне стукнет двадцать пять, я намерен зарабатывать 10 000 в год, а затем я хочу стать миллионером». «Престижные ученые степени меня не интересовали, я гнался за долларом», — писал он в автобиографии «Карьера менеджера».

22-летним выпускником Принстона Ли (так он укоротил свое имя, чтобы было удобнее называть его по телефону) Якокка пришел в Ford. Его взяли инженером-конструктором. Но его влекло «туда, где вершилось настоящее дело, — в маркетинг, в сбыт». «Мне больше нравилось работать с людьми, чем с машинами», — признавался он. Переход на управленческую работу принес Якокке удачу. В 1960 году он был назначен вице-президентом Ford. Еще два года спустя стал инициатором выпуска новой модели Ford — «спортивного стиля с характерным внешним видом, вызывающим легкий налет тоски по молодости».

«Мы хотели сконструировать автомобиль, на котором можно в пятницу вечером съездить в загородный клуб, в субботу совершить длительную прогулку на природу, а в воскресенье отправиться в церковь», — объяснил свой замысел Якокка. В марте 1964 года публике был представлен абсолютно новый Ford Mustang. Это был поразительный успех — в первый же уикенд после выпуска его в продажу дилерские центры Ford посетили 4 млн человек. До конца года было продано более 260 000 новых спортивных автомобилей. За первые два года продаж Ford Mustang принес $1,1 млрд чистой прибыли.

«Крохоборы» (так Якокка называл финансистов, которые постоянно предостерегали от рискованных шагов) «забрались обратно в свои щели». В 1970 году Ли Якокка стал президентом Ford. В книге «Карьера менеджера» Якокка вспоминает, что был на седьмом небе от счастья и не слышал предостережений судьбы: «Погоди. Это еще не все. Теперь тебе предстоит узнать, какие чувства овладевают человеком, которого сбрасывают с вершины Эвереста!»

В 1978 году Якокка был уволен из компании. Потому, был убежден он, что стал популярнее самого Генри Форда II. «Или я, или он», — кричал Форд на совете директоров. «Внезапно я оказался без работы. Ощущение были гнусное, меня выворачивало наизнанку», — вспоминал о тех днях Якокка.

Самым болезненным для него стало то, что увольнение из компании оказалось неожиданным — его младшая дочь Лия услышала об этом по радио и плакала навзрыд. «Я острее всего вспоминал плач Лии по телефону. Я ненавижу Генри за то, что он мне причинил. Но еще больше ненавижу я его за то, как он это сделал. Я был лишен возможности посидеть и поговорить об этом с моими детьми до того, как о моем увольнении узнал весь свет. Этого я ему никогда не прощу», — писал в автобиографии Якокка.

Спасение конкурента

Две недели спустя после увольнения Якокка был назначен главой корпорации Chrysler, которая наряду с Ford и General Motors входила в «большую детройтскую тройку» крупнейших  американских автопроизводителей. Это была «изощренная месть» Форду. «Генри Форд до сих пор выплачивает мне в виде пенсии немалые деньги за то, что я каждое утро приступаю к работе, смысл которой в том, чтобы ухудшить положение его компании, а значит, и его самого», — объяснил свой переход к конкуренту Якокка.

В конце 1970-х Chrysler переживал не лучшие времена. Якокка, по его собственным словам, попал из огня да в полымя — через год после его назначения Chrysler оказался на грани банкротства. «В этот первый период службы в фирме Chrysler я не раз поражался тому, как я позволил вовлечь себя в такую заваруху. Быть уволенным из компании Ford Motor уже достаточно скверно. Но пойти на дно с кораблем Chrysler — это было уж слишком», — вспоминал он.

Для спасения компании Якокка прибег к простому, но действенному механизму: убыточные заводы закрывались, непрофильные активы продавались. Так, например, предприятия по производству танков были проданы General Dynamics за $348 млн. Люди, в которых не было абсолютной необходимости, увольнялись.  Увольнением руководящего персонала Якокка в большинстве случаев занимался сам. «Не такое это дело, чтобы перепоручить его другим. Надо говорить правду. Испытав увольнение на самом себе, я понимал, чего делать не следует», — объяснял он. В новую команду Якокка переманил талантливых управленцев из Volkswagen и General Motors. Ради сплочения сотрудников Якокка на год снизил собственное жалование до $1 в год.

Была заново выстроена системы сбыта, позволившая получать от дилеров твердые заявки, которые закладывали в основу графика производства машин. Был изменен подход к качеству выпускаемых автомобилей. Для этого руководители компании каждое утро отправлялось на заводы и выборочно снимали с конвейера пять машин. Затем их сравнивали с новой Toyota, требуя найти разницу в качестве. И производственники признавали, что автомобили Chrysler действительно плохи. И думали над улучшением качества.

Тем не менее уже летом 1979 года стало ясно, что лишь самые радикальные меры способны спасти Chrysler. Якокка обратился за помощью к правительству США. Речь шла о кредите на сумму $1,5 млрд. Якокка убедил конгрессменов, что банкротство корпорации обойдется государству только за первый год в $2,7 млрд в виде пособий по безработице и других пособий, связанных с увольнением. «Перед вами выбор: либо выложить сразу $2,7 млрд, либо выдать гарантии по займам на вдвое меньшую сумму, сохраняя при этом надежные шансы на возврат всей этой суммы. В вашей власти решать, платить сейчас или платить потом», — заявил Якокка.

Кредит был выдан. Акции компании взлетели (NYT в начале 1983-го назвала бумаги Chrysler главным сюрпризом прошедшего года). По итогам 1983 года компания получила рекордную для себя прибыль в $700,9 млн. Летом того же года Ли Якокка торжественно вручил представителю Конгресса чек на $813 млн — последнюю выплату по кредиту.

Еще одним рецептом для выхода из кризиса стала новая линейка автомобилей K-car. «Для Chrysler К-car стала последней ставкой. Если бы мы с ней потерпели неудачу, все было бы кончено», — писал Якокка. Он же придумал и слоган для рекламной кампании: «Если вы можете найти лучший автомобиль — купите его». Автоэксперты признали, что новый автомобиль обеспечивает существенную экономию горючего и комфортабельные условия для водителя и пассажиров и выглядят весьма привлекательно.

В 1983 году Якокка представил публике абсолютно новый класс автомобилей — минивэны, которые вошли в автомобильную моду более чем на три десятилетия. В 1987 году Chrysler приобрел American Motors Corporation с ее знаменитым подразделением Jeep. В 1992 году Ли Якокка ушел в отставку с поста руководителя Chrysler.

В компании Fiat Chrysler Automobiles в день смерти Якокки сказали: «Он сыграл историческую роль в управлении Chrysler в годы кризиса и в превращении компании в настоящую конкурентную силу». CEO Ford Motor Company Билл Форд  со своей стороны добавил, что Якокка оставил неизгладимый след в компании: «Он был единственным в своем роде, и нам будет его очень не хватать».

Мастер Ли: как один человек придумал Mustang и спас Chrysler | Статьи

«У вас в голове могут рождаться распрекрасные идеи, но, если вы не умеете довести их до сознания слушателей, вы ничего не добьетесь». Знаменитый менеджер и по совместительству автор самых заметных побед в автомобильной отрасли Ли Якокка очень часто изъяснялся афористично и с нескрываемым пафосом. Но штука в том, что он мог себе это позволить — как отец Ford Mustang, спаситель корпорации Chrysler, автор книги «Карьера менеджера» да и просто как легенда автомобильного бизнеса. Выдающийся гений маркетинга ушел из жизни в возрасте 94 лет. «Известия» решили вспомнить, каким останется в памяти Якокка.

На подъеме в гору обшарпанный Ford 1938 года выпуска снова встал. Студент Лихайского университета Лидо Якокка выругался в адрес безликого менеджера из центрального офиса фирмы в Дирборне: снова полетела шестерня в коробке передач.

«Тем, кто сконструировал такой плохой автомобиль, — сказал Лидо вслух, — точно требуется моя помощь».

Зовите меня Ли

В августе 1946 года после окончания университета и защиты диссертации в Принстоне он в возрасте 22 лет попадает в компанию Ford в качестве инженера-стажера. Но менее чем через год понимает, что инженерная работа не для него.

Якокку больше интересует маркетинг, сбыт, и он самостоятельно устраивается в небольшое подразделение Ford в Пенсильвании, где занимается продажей автомобилей прокатным фирмам. Когда Ли стал добиваться успехов, ему поручили обучать дилеров искусству продажи грузовиков. Здесь ему пригодились занятия по психологии в Лихайском университете.

Мустанг_9

Ли Якокка за рулем автомобиля Chrysler LeBaron Convertible

Фото: Getty Images/Bettmann

Автор цитаты

«В те дни еще не существовало прямого набора нужного номера, поэтому всегда приходилось соединяться с абонентом при помощи телефонистки. Обычно она спрашивала мою фамилию, я отвечал: «Якокка». Телефонистки, разумеется, понятия не имели, как такая фамилия пишется, и при этом постоянно возникали трудности. Затем меня просили назвать свое имя, и, когда я говорил «Лидо», телефонистки взрывались смехом. Наконец я подумал: «А кому это нужно?» И стал называть себя Ли». (Ли Якокка, «Карьера менеджера»)

Звездный час Якокки пробил в 1956-м, в то время он был помощником управляющего сбытовой конторой округа Филадельфия. Чтобы поднять слабые продажи автомобилей, Ли придумал схему, по которой покупатель нового «Форда» первоначально оплачивал только 20% стоимости машины, а затем в течение трех лет ежемесячно гасил долг взносами по $56.

Для молодого, еще недавно безвестного менеджера план «56 за 56» означал переезд в Дирборн и последующий стремительный рост по карьерной лестнице до президента компании, которым он стал в 1970-м.

Укрощение «Мустанга»

Переехав в штаб-квартиру, Якокка объединил группу талантливой молодежи. Каждый четверг они встречались за обедом в отеле «Фэрлейн инн» в Дирборне и обсуждали автомобили. Они предчувствовали, что в ближайшие несколько лет автомобильный рынок кардинально изменится. На него вот-вот должны выйти миллионы молодых людей, появившихся на свет в период послевоенного бума рождаемости. Перемены происходили и в других возрастных группах — покупатели отказывались от скромных моделей в пользу более броских и роскошных, не экономили на опциях. Всё большее количество машин покупали женщины.

Автор цитаты

«Новый автомобиль, несомненно, должен быть спортивного стиля с характерным внешним видом, вызывающим легкий налет тоски по молодости. Его нужно легко распознавать в потоке других машин. Вообще его следовало сделать непохожим ни на какую другую модель. Он должен быть прост в управлении и маневрировании, но в то же время вмещать четырех человек, а также иметь достаточно объемный багажник. Он должен быть спортивным автомобилем и вместе с тем более чем спортивным. Мы хотели сконструировать автомобиль, на котором можно в пятницу вечером съездить в загородный клуб, в субботу совершить длительную прогулку на природу, а в воскресенье отправиться в церковь». (Ли Якокка, «Карьера менеджера»)

Было решено создать одну базовую модель с широким набором вариантов отделки и дополнительного оборудования — это позволило бы продавать ее в больших количествах и по низкой цене. А для того чтобы снизить затраты на разработку, в конструкции использовали узлы и агрегаты популярного Ford Falcon.

Мустанг_1

Ford Mustang

Фото: assets.mustangandfords.com

Первый Ford Mustang сошел с конвейера уже 9 марта 1964 года, через 571 день после того, как был выбран дизайн будущей модели. Год спустя продажи достигли 418 тыс. машин, причем покупатели зачастую не жалели денег на опции, добавляя тысячу долларов сверх базовой цены в $2368. За два года продаж Mustang принес «Форду» миллиард чистой прибыли и стал родоначальником класса «пони-каров», породив множество подражаний.

Автор цитаты

«Столько людей стали провозглашать себя отцом «Мустанга», что я не рискнул бы показаться на людях с его матерью!» (Ли Якокка, «Карьера менеджера»)

Мустанг_2

Якокка не был конструктором «Мустанга», но он умел предугадывать тайные желания покупателей. На фото: Lincoln Continental Mark III

Фото: acarisnotarefrigerator.files.wordpress.com

Ford Thunderbird, слишком большой для покупателей этой марки, он превратил в Lincoln Continental Mark III с огромной хромированной решеткой в стиле Rolls-Royce и выштамповкой на крышке багажника, имитирующей запаску. По мнению журналистов, вышло безвкусно, однако новое имя и новый стиль принесли машине успех.

Мини-автомобили и большие проблемы

Еще одним несомненным успехом Якокки стала маленькая переднеприводная «Фиеста» — в Европе она фактически повторила американский успех «Мустанга». Ли сумел убедить Генри Форда II выделить миллиард на производство этой модели, хотя любимым выражением всесильного босса было «мини-автомобили — это мини-прибыли».

Дело в том, что талантливый менеджер заметил важный тренд: американцы охотно покупали VW Beetle и японские компакты. Кроме того, в 1973 году грянул нефтяной кризис, поставивший под вопрос существование классических американских пожирателей бензина. Поэтому Якокка решил запустить на американском рынке увеличенную версию «Фиесты». Двигатели для нее он придумал закупать у японской «Хонды» по выгодной цене, однако это вызвало недовольство профсоюза и Генри Форда II. Эта история имела катастрофические последствия, считает журналист Пол Инграссия.

Автор цитаты

«Согласись Форд закупать двигатели «Хонды», эта маленькая тогда компания, возможно, никогда и не решилась бы производить мотоциклы, машины и вообще что-либо в Америке. Японские автопроизводители увеличили бы экспорт на американский рынок, но тем самым почти наверняка спровоцировали бы политиков на ограничение их продаж в США — если не бессрочно, то во всяком случае на долгие годы. Однако провал переговоров с «Фордом» убедил руководство «Хонды» в том, что стоило рискнуть и начать производить автомобили в Америке. Ведь «Хонда» опасалась не только реакции США на увеличение импорта: на собственном, японском рынке ее теснили такие старожилы, как «Тойота» и «Ниссан» (Инграссия П. «Падение титанов. Сага о «Форде», «Крайслере», «Дженерал Моторс» и упущенных возможностях»)

Не заладилось у «Форда» и с другой компактной американской моделью — «Пинто». Представленный в 1971 году автомобиль стоил дешево и пользовался бешеной популярностью. Однако вскоре выяснилось, что при ударе в корму Pinto может загореться. Дело было не столько в бензобаке, располагавшемся за задней осью, сколько в конструкции его крышки, из-за чего топливо при аварии выливалось на дорогу.

Мустанг_3

Ford Pinto

Фото: i.wheelsage.org

Эта конструктивная особенность стоила «Форду» сотен исков и нанесла серьезный урон престижу фирмы. Автопроизводитель в итоге отозвал почти полтора миллиона Pinto и соплатформенных Mercury Bobcat. Это произошло в июне 1978 года, за месяц до увольнения Якокки.

К этому моменту его конфликт с Генри Фордом II достиг пика: дело было не столько в проблемах с Pinto — Якокка на посту президента вел себя слишком независимо. Увольнение Ли было обставлено максимально унизительно. По контракту Ford должен был предоставить ему какую-нибудь должность, пока он не найдет работу. В итоге из кабинета размером с огромный номер в шикарной гостинице он переехал в крохотную комнатку с потрескавшимся линолеумом, маленьким столом и телефоном на нем.

01_музей_авто_P7281695

Величественные каньоны, песок и выжженная солнцем зелень. Именно эту пустынную местность в штате Колорадо выбрал Джон Хендрикс, основатель телеканала Discovery, для хранения своей автомобильной коллекции. Здесь жив дух приключений, с которым ассоциируются классические американские автомобили, представленные в Gateway Auto Museum. Портал iz.ru выбрал самые интересные экспонаты коллекции

Фото: Евгений Багдасаров и Николай Назайкинский

02_музей_авто_IMG_2663

Посетителей встречает Cunningham C3, который скорее похож на итальянский автомобиль. Так и есть: кузов машины создавался в Туринском ателье Vignale, под ним гоночное шасси и двигатель Chrysler HEMI V8. В начале 1950-х C3 был самым дорогим американским автомобилем, а его тираж составил всего 25 штук

Фото: Евгений Багдасаров и Николай Назайкинский

03_музей_авто_IMG_2659

Еще один не менее странный автомобиль — крохотный Nash Metropolitan, созданный корпорацией American Motors и британским Austin. Кузова и агрегаты машины поставлялись из Великобритании, дизайн повторял стиль крупных моделей Nash. Несмотря на то что Metropolitan был слишком мал и слаб, он оказался достаточно популярен в США. Впрочем, в середине 1950-х альтернативы ему не было

Фото: Евгений Багдасаров и Николай Назайкинский

04_музей_авто_P7281697

Самый старый экспонат коллекции — Cadillac Model H Coupe 1906 года. Генри Лиланд, назвавший компанию Cadillac по фамилии авантюриста и основателя Детройта Кадильяка, с самого начала делал ставку на роскошь. Model H Coupe, первая модель марки с закрытым кузовом, всё еще напоминает карету, и украшена она не хромом, а медью

Фото: Евгений Багдасаров и Николай Назайкинский

05_музей_авто_P7281703

Генри Форд поставил Америку на колеса — Model T был очень надежным и дешевым автомобилем. Благодаря массовому конвейерному производству цена машины постоянно снижалась. Ее красили в «любой черный цвет» ради быстроты — такая эмаль быстрее сохла. Но были и такие, спортивные, версии: отсутствие кузова снижало вес и добавляло динамики

Фото: Евгений Багдасаров и Николай Назайкинский

06_музей_авто_P7281705

Автомобили забытой Pierce-Arrow предпочитали президенты, богачи, звезды кино. Не только за роскошь, но и за выносливость — в начале XX века дороги были далеки от идеала. Автомобиль 1913 года всё еще напоминает карету, а дверной проем увеличен под высокую шляпу. Но у Model 38C Brougham уже есть регулируемые гидравлические амортизаторы, а фары «вживлены» в крылья, что станет отличительной чертой марки

Фото: Евгений Багдасаров и Николай Назайкинский

07_музей_авто_IMG_2740

В 1926 году фирма Duesenberg стала частью империи Эррета Лоббана Корда, и тот поставил перед Фредом Дюзенбергом амбициозную задачу — создать самый лучший в мире автомобиль. Рядный 8-цилиндровый мотор Model J развивал колоссальные для того времени 265 л.с., а с механическим нагнетателем — 320, что позволяло разогнаться до 200 км/ч. За астрономическую сумму $8,5 тыс. покупатель получал голое шасси, кузов нужно было заказывать отдельно

Фото: Евгений Багдасаров и Николай Назайкинский

08_музей_авто_P7281693

Автомобили имени себя Корд решил сделать самыми инновационными. Cord 810 вызвал сенсацию на Нью-Йоркском салоне 1935 года. Непривычным для того времени в нем было всё: очень низкий, обтекаемый кузов без подножек, прячущиеся в крылья фары, передний привод. Коробка передач была полуавтоматической, а в стандартную комплектацию входило радио. Подготовка автомобиля будущего затянулась, что в итоге разочаровало покупателей

Фото: Евгений Багдасаров и Николай Назайкинский

09_музей_авто_IMG_2709

С окончанием Второй мировой Packard, как и другие американские марки, возобновил выпуск, но это были еще довоенные модели. Новый стиль был представлен только в 1948 году. Обтекаемый, без выраженных крыльев кузов сравнивали с «перевернутой ванной», но эти машины ждал успех. Хотя «Паккарды» перестали быть эксклюзивом. К слову, открытый Super Eight Victoria 1950 года меньше других напоминал ванну и уже оснащался «автоматом»

Фото: Евгений Багдасаров и Николай Назайкинский

10_музей_авто_IMG_2787

Открытый Eldorado, запущенный в серию к полувековому юбилею Cadillac, стал одним из самых дорогих американских автомобилей того времени. Новомодное панорамное стекло, бамперы с конусами-дагмарами, названными в честь бюста актрисы Дагмар, хвостовое оперение в стиле истребителя Lockheed P38. «Автомат», усилитель руля и радио предлагались в стандартной комплектации. Лучший автомобиль для Мэрилин

Фото: Евгений Багдасаров и Николай Назайкинский

11_музей_авто_P7281817

В начале 1950-х дизайнер Ли Харли Эрл предложил руководству GM выпустить двухместный спорткар в европейском стиле. Кузов новый модели Corvette из стекловолокна оказался трудоемким и проблемным, а агрегаты — маломощными. Спрос на машину оказался невысоким. Только стараниями инженера Зоры Аркуса-Дантова Corvette получил мотор V8 и стал выдающимся автомобилем

Фото: Евгений Багдасаров и Николай Назайкинский

12_музей_авто_P7281780

Через год после дебюта прототипа Corvette компания GM продемонстрировала Oldsmobile F-88. Он был построен на той же базе, но оснащался более мощным мотором V8. Один из экземпляров достался в качестве «конструктора» Эррету Лоббану Корду, а потом попал в музей Гейтуэя. Это единственный из сохранившихся прототипов F-88

Фото: Евгений Багдасаров и Николай Назайкинский

13_музей_авто_IMG_2826

«Никогда еще Chevrolet не предлагал так много», — писал журнал Motor Life в 1957 году. Новые модели разительно отличались от предыдущих: низкий и широкий кузов с панорамными стеклами и новомодными плавниками, мотор V8 small-block, самый важный американский двигатель. Особенно выделялся Bel Air, мощный и отлично оснащенный. Еще заметнее его можно было сделать, заказав один из фирменных ярких цветов

Фото: Евгений Багдасаров и Николай Назайкинский

14_музей_авто_IMG_2801

Ford Thunderbird («Буревестник»), запущенный в серию в 1954 году, был ответом на появление Chevrolet Corvette. Автомобиль создавался в спешке, тем не менее он сразу получил двигатель V8 и стальной кузов вместо стеклопластикового у конкурента. Кроме того, Ford сделал ставку не на спорт, а на комфорт, позиционируя новую модель как «персональный» автомобиль. Поэтому Thunderbird стал успешным: уже в первый год было продано более 16 тыс. машин

Фото: Евгений Багдасаров и Николай Назайкинский

15_музей_авто_IMG_2809

«Литерные» Chrysler 300 считаются одними из первых маслкаров. У компании не было средств, чтобы сделать отдельную спортивную модель вроде Chevrolet Corvette и Ford Thunderbird, но был отличный мотор V8. Благодаря этому агрегату индекс модели означал его мощность, автомобиль принимал участие в гонках NASCAR. Благодаря дизайнеру Вирджилу Экснеру Chrysler 300G стал еще и одним из самых красивых автомобилей «плавниковой эры»

Фото: Евгений Багдасаров и Николай Назайкинский

16_музей_авто_P7281806

Первым «пони-каром» был не легендарный Ford Mustang, а Plymouth Barracuda. Он был создан независимо по тому же рецепту и представлял собой вариант «экономичной» модели Valiant с кузовом фастбек и мотором V8, предлагавшимся в качестве опции. Barracuda был представлен в 1964 году, на несколько месяцев раньше «Мустанга», но был не так популярен и потому остался в тени. Модель 1970 года получила мотор HEMI мощностью 425 л.с., сделавший ее звездой заездов на четверть мили

Фото: Евгений Багдасаров и Николай Назайкинский

Спасая «Крайслер»

Сразу после увольнения из «Форда» пошли слухи, что Якокка возглавит Chrysler — дела корпорации шли из рук вон плохо и приход такой значимой фигуры мог бы ее спасти. Так и произошло в ноябре 1978 года. В день прихода Якокки в Chrysler убытки компании достигли рекордных $160 млн, но при этом акции компании на бирже выросли, и это стало признаком доверия новому президенту.

Автор цитаты

«Менее чем через три месяца после моего прихода в «Крайслер» всё полетело в тартарары: 16 января 1979 года шах бежал из Тегерана. За несколько недель цена на бензин повысилась вдвое. Сначала энергетический кризис поразил Калифорнию, а в мае журнал «Ньюсуик» посвятил ему передовую статью. Еще через месяц кризис достиг восточных штатов. В последний уик-энд июня почти невозможно было найти работающую автозаправочную станцию». (Ли Якокка, «Карьера менеджера»)

Однако у Chrysler и без этого хватало проблем. По словам Ли, автопроизводитель не функционировал как целостная корпорация, а представлял собой «клубок мини-империй». Причем ни одна из этих империй не обращала внимания на то, что делали другие.

Мустанг_8

Plymouth Fury

Фото: i. wheelsage.org

Совет директоров не получал финансовых сводок, производство автомобилей не было связано с заказами покупателей или заявками дилеров. Существующие модели имели репутацию чопорных и скучных, а качество их сборки было было ужасающим. В итоге на гигантских площадках скапливались запасы нераспроданных машин — одно время их количество достигало 100 тыс.

Мустанг_4

Dodge Omni

Фото: live.staticflickr.com

У Chrysler были и новые модели — переднеприводные компакты Plymouth Horizon и Dodge Omni, разработанные совместно с европейским подразделением. Однако до очередного нефтяного кризиса они продавались слабо.

Chrysler славился своими конструкторами, которые всегда шли впереди коллег из Ford и GM. Однако в управлении компанией царила анархия, и Якокке пришлось переманивать в корпорацию опытных менеджеров в основном из компании Ford. Ему пришлось прибегнуть к радикальной хирургии: было закрыто несколько заводов, продано производство танков. Ли, не так давно сам переживший трагедию увольнения, был вынужден массово сокращать персонал, и рядовых работников, и начальников. В течение трех лет Якокка уволил 33 из 35 вице-президентов, почти по одному каждый месяц.

В то же время дилеры платили клиентам $50 только за внимание к продукции Chrysler. Кроме того, покупатель мог вернуть машину в пределах тридцати дней, если она ему не понравилась. В этом случае с него удерживались $100 «амортизации».

Миллиард и один доллар

Якокка пытался найти инвесторов, но большинство из них оказывались мошенниками. Не сложился и альянс с VW, хоть и на фоне слухов о возможном слиянии акции Chrysler даже подросли. Дело шло к банкротству, и тогда Якокка решил просить помощи у правительства США. Ранее с аналогичной просьбой к конгрессу обращался председатель совета директоров Chrysler Джон Риккардо. Он просил миллиард на два года, чтобы компенсировать суммы, расходуемые на соблюдение установленных правительством правил безопасности и норм загрязнения атмосферы.

Якокка, сменивший Риккардо на посту председателя совета директоров, оказался более убедителен, представив план реорганизации компании и напирая на то, что банкротство Chrysler обернется катастрофой национального масштаба. В итоге правительство согласилось выступить поручителем при выдаче «Крайслеру» $1,2 млрд от частных кредиторов, причем заем выдавался под низкий процент. Полгода упорных переговоров с банками, и корпорация оказалась спасена.

Несмотря на то что компании получали гарантированные правительством займы и ранее, решение конгресса помочь «Крайслеру» было встречено прессой и деловыми кругами в штыки. Большинство считало, что оно нарушает дух свободного предпринимательства. Wall-Street Journal, например, предлагал дать фирме «умереть с достоинством».

Жесткий план реорганизации предусматривал не только новые увольнения и закрытия заводов, но и сокращение зарплат. И тут Якокка не мог обойтись без эффектного жеста, сократив собственное жалованье до одного доллара в год. Тем не менее ему удалось договориться выбить из профсоюза согласие на уступки в оплате рабочих. Как он признается позже, в переговорах ему помогло умение играть в покер — умную игру, позволяющую научиться, когда следует воспользоваться преимуществом, когда пасовать, а когда и поблефовать.

Мустанг_5

Plymouth Reliant

Фото: i.wheelsage.org

Главную ставку Chrysler делал на новую переднеприводную платформу K, разработанную соавтором «Мустанга» Хэлом Сперлихом. Построенные на ней Plymouth Reliant и Dodge Aries могли вместить семью из шести человек и вместе с тем были достаточно легкими и экономичными. Несмотря на фальстарт, связанный с производственными трудностями, объем продаж компании вырос, и к концу 1981 года модели K-семейства заняли 20% сегмента компактных автомобилей.

Следующий год корпорация закончила с небольшой прибылью, а в 1983 году заработала рекордные в своей истории $925 млн.

Благодаря новому пакету акций компания погасила треть гарантированных займов, и здесь Якокка снова сделал эффектный жест. В июле 1983 года он заявил, что Chrysler готов выплатить оставшуюся сумму на семь лет раньше установленного срока, и торжественно предъявил чек на сумму $813 млн.

«Если сможете найти лучший автомобиль — купите его», — обращался Ли Якокка с телеэкранов в рекламе Chrysler. Спасение корпорации принесло ему настоящую славу. Поговаривали, что он хочет баллотироваться в президенты. В 1984 году Якокка в соавторстве с Уильямом Новаком выпустил автобиографию, которая в русскоязычном издании получила название «Карьера менеджера». В ней он описал Генри Форда II настоящим негодяем и злодеем, а себя лучшим кризисным менеджером.

Сложно быть Якоккой

Он всё еще был у руля Chrysler и умел предугадывать желания покупателей как никто другой. Стараниями Якокки был запущен в производство первый в мире минивэн — Dodge Caravan. Модель строилась на той же K-платформе и в условиях демографического бума оказалась очень успешной. Она помещалась в обыкновенный гараж и в то же время имела третий ряд сидений и достаточно места для семьи и детских вещей.

Мустанг_6

Dodge Caravan

Фото: motor1.com

Успех минивэнов навел Якокку на мысль, что американцам требуется еще и автомобиль для активного образа жизни. Это стало поводом для покупки компании American Motors и принадлежащего ей производителя внедорожников Jeep.

Однако легендарный Ли всё чаще ошибается.

Он приобретает авиастроительную компанию Gulfstream, известную бизнес-джетами, но будет вынужден продать ее спустя четыре года, когда у Chrysler начнутся трудности. Та же самая судьба ждет и еще одно приобретение — Lamborghini.

Мустанг_7

Chrysler TC by Maserati

Фото: i.wheelsage.org

Он вкладывает сотни миллионов в совместное предприятие с Maserati, но появившийся в результате сотрудничества родстер TC стоит дорого и продается из рук плохо. Якокка даже планировал приобрести GM, но позже признался, что проще купить Грецию.

Автор цитаты

«Существует широко распространенный миф, будто мы, менеджеры автоиндустрии, каким-то образом манипулируем публикой, будто мы диктуем потребителю, какие именно автомобили ему следует покупать, и будто потребитель слушается нас. Когда я это слышу, я всегда усмехаюсь и думаю: «О, если бы это было правдой!» А правда состоит в том, что мы в состоянии продать лишь то, что клиент хочет купить. По существу, мы в гораздо большей степени следуем за спросом публики, чем формируем его. Мы, естественно, изо всех сил стараемся убедить людей покупать нашу продукцию. Но иногда даже наши самые большие усилия остаются тщетными». (Ли Якокка, «Карьера менеджера»)

Будучи самым высокооплачиваемым менеджером в автоиндустрии, он стремится соответствовать статусу, но это отнимает массу времени и сил — и в итоге у Ли всё меньше возможностей сосредоточиться на автомобилях. Ли возглавляет работы по реставрации статуи Свободы, входит в комиссию конгресса по сокращению бюджета, пишет вторую книгу. На своей итальянской вилле делает собственное вино и оливковое масло. Тратит значительные суммы на исследование способов лечения диабета, от которого умерла его первая жена.

«Критики говорили, что это отвлекало его и явилось причиной сегодняшних проблем Chrysler. Отвлекало или нет, но ясно, чтобы быть героем, значит, прикладывать много времени и сил», — писала Wall Street Journal. Сам Якокка признавался, что просто выдохся.

Автор цитаты

«Десять лет назад я был полон энергии и задора. Но увольнение из компании «Форд», кризис в корпорации «Крайслер» и особенно потеря моей жены сделали свое дело. (Ли Якокка, «Карьера менеджера»)

Старики-разбойники

Якокка ушел на пенсию в 1992 году, сделав своим преемником Боба Итона, человека скромного, но в то же время решительного. Однако три года спустя он внезапно поддержал бизнесмена и крупнейшего акционера Chrysler Кирка Керкоряна, попытавшегося приобрести компанию. Правление отказалось от сделки, посчитав ее попыткой недружественного поглощения.

Поведение Якокки сочли предательством и даже подали на него в суд за то, что Ли разгласил Керкоряну конфиденциальную информацию. Юридическая война стоила ему репутационных потерь и отняла много сил. Более того, экс-главе было запрещено публично говорить о Chrysler в течение пяти лет.

Автор цитаты

«Мне встречалось много людей, которые больше моего понимали в автомобилях. И тем не менее я их оставил далеко позади. Почему? Потому что я жестко обхожусь с людьми? Вовсе нет. Невозможно сколько-нибудь долго добиваться успехов, набрасываясь на людей с бранью. Надо уметь говорить с ними откровенно и просто». (Ли Якокка, «Карьера менеджера»)

Слияние Сhrysler с Daimler Якокка не одобрил, считая ее поглощением американской компании. А назначение Итона, убедившего совет директоров пойти на сделку стоимостью $36 млрд с немцами, назвал большой ошибкой.

На пенсии он занимается оливковым маслом, ресторанным бизнесом и даже электрическими велосипедами, хотя двухколесного Илона Маска из Ли не получилось. В 2008-м он снова понадобился Chrysler: альянс с Daimler распался и над компанией снова нависли тучи.

«Не паникуйте, — говорил 83-летний Ли встретившим его овациями рабочим. — Всё будет хорошо». В этот раз он мог поддержать терпящую бедствие компанию только словами, но оказался прав: Chrysler был снова спасен, но теперь уже правительством США и Fiat.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Вождение инноваций: компании Coca-Cola и Ford представляют Ford Fusion Energi с технологией PlantBottle Интерьер

  • PlantBottle Technology от The Coca-Cola Company впервые применяется помимо ПЭТ-упаковки как часть внутренней ткани подключаемого гибридного исследовательского автомобиля Ford Fusion Energi
  • .

  • Исследовательский автомобиль Fusion Energi использует технологию PlantBottle для подушек сидений, спинок сидений, подголовников, вставок в дверных панелях и обивки потолка
  • Ткань, изготовленная по технологии PlantBottle, на 30 % состоит из материалов растительного происхождения, что демонстрирует широкий потенциал двух глобальных потребительских икон для использования возобновляемых материалов для замены нефти и других ископаемых видов топлива, используемых для традиционной ткани из ПЭТ
  • .

    Компании Coca-Cola и Ford Motor Company (NYSE: F) способствуют более экологичному дизайну, совместно работая над первой в мире внутренней тканью, изготовленной из того же возобновляемого материала, который используется для производства технологии Coca-Cola PlantBottle упаковка.

    Сегодня две компании представили гибридный автомобиль Ford Fusion Energi с технологией Coca-Cola PlantBottle Technology, тканевые поверхности внутренних поверхностей, покрывающие подушки сидений, спинки сидений, подголовники, вставки в дверных панелях и обивку потолка. Исследовательский автомобиль знаменует собой первое применение технологии PlantBottle за пределами упаковки и подтверждает совместную приверженность двух глобальных потребительских икон разработке инновационных продуктов, произведенных из возобновляемых материалов.

    «Используя технологию PlantBottle в подключаемом гибриде, Ford и Coca-Cola демонстрируют широкий потенциал использования возобновляемых материалов, которые помогают заменить нефть и другие виды ископаемого топлива, снижая общее воздействие будущих автомобилей на окружающую среду», — сказал Джон Виера. , глобальный директор по устойчивому развитию и экологическим вопросам транспортных средств в Ford.

    Сотрудничество также демонстрирует положительное влияние объединения двух самых узнаваемых и уважаемых брендов в мире. Компании Cola-Cola и Ford Motor Company вместе обслуживают миллиарды потребителей в более чем 200 странах на шести континентах.

    Исследовательский автомобиль Ford Fusion Energi будет представлен в конце этого месяца на автосалоне в Лос-Анджелесе.

    Идея создания автомобиля была выдвинута в прошлом году, когда исследовательские группы Ford и Coca-Cola собрались вместе, чтобы изучить возможности инноваций в более экологичных продуктах. Обе компании используют ПЭТ, прочный и легкий пластик, также известный как полиэтилентерефталат, в различных продуктах, включая пластиковые бутылки, ткани и ковры. Это предоставило естественную возможность объединить как перерабатываемые, так и возобновляемые технологии.

    С тех пор, как компания Coca-Cola представила на рынке технологию PlantBottle в 2009 году в качестве первой в мире перерабатываемой пластиковой бутылки из ПЭТФ, частично изготовленной из растений, было распространено более 18 миллиардов упаковок PlantBottle в 28 странах, в результате чего было произведено более 400 000 баррелей нефти. сохранен. Если бы внутренние ткани PlantBottle были перенесены на большинство моделей Ford в США, это вытеснило бы почти 4 миллиона фунтов материалов, полученных из нефти, а также сэкономило бы эквивалент 29 фунтов.5000 галлонов бензина и 6000 баррелей нефти.

    «Это сотрудничество с Ford демонстрирует, что технология PlantBottle может применяться везде, где традиционно используется ПЭТ-пластик, но с меньшим воздействием на планету», — сказал Скотт Виттерс, генеральный менеджер упаковочной платформы PlantBottle компании Coca-Cola. «Мы рады поделиться этой технологией с Ford и надеемся на дальнейшее расширение применения технологии PlantBottle».

    Инициатива PlantBottle-Fusion Energi также поддерживается Всемирным фондом дикой природы, который советует компаниям искать альтернативы ископаемому топливу.

    «Партнерство Coca-Cola Company и Ford Motor Company — отличный пример того, как сотрудничество может помочь масштабировать позитивные изменения на благо окружающей среды», — сказала Эрин Саймон, менеджер по бизнесу и промышленности, упаковке и материаловедению, Всемирный фонд дикой природы. . «Это нетипичное партнерство является отличной моделью для подражания для других предприятий и может оказать ощутимое влияние на решение важнейших экологических проблем».

    Опираясь на успех технологии PlantBottle, компания Ford смогла произвести первое в мире волокно, которое можно вплести в прочную автомобильную ПЭТ-ткань из материала PlantBottle. Fusion Energi, подключаемая гибридная версия глобального автомобиля Ford среднего размера, была определена как идеальное транспортное средство для тестирования материала.

    Fusion Energi — самый экономичный седан Ford. Он может похвастаться общим запасом хода до 620 миль по рейтингу EPA и может проехать до 21 мили только в электрическом режиме, что может помочь клиентам сэкономить примерно 6 850 долларов на топливе по сравнению со средним новым автомобилем в течение пяти лет. Он предлагает последнее поколение SmartGauge ® с EcoGuide, предназначенное для мониторинга и воздействия на поведение водителя, чтобы повысить эффективность автомобиля и помочь водителям получить максимальную отдачу от своего автомобиля.

    Интеграция материалов PlantBottle Technology основывается на текущих экологических инновациях Ford Fusion 2014 года — инновациях, которые демонстрируют множество более экологичных материалов во всем автомобиле, в том числе:

    • Звукопоглощающий джинсовый материал, эквивалентный более чем двум парам синего цвета среднего размера. джинсы в ковровом покрытии автомобиля
    • Материал, эквивалентный переработанным бутылкам из прозрачного пластика емкостью 16 унций 38,9 в некоторых моделях Fusion с тканевым сиденьем
    • Около 31 250 соевых бобов в пене, обнаруженной в подушках сидений Fusion. Сегодня Ford использует соевый пенопласт в каждом автомобиле, произведенном в Северной Америке. С момента своего первого применения в 2007 году использование соевой пены компанией Ford позволило сократить добычу нефти более чем на 5 миллионов фунтов и выбросы углекислого газа на 20 миллионов фунтов в год 9.0008

    О Ford Motor Company
    Ford Motor Company, мировой лидер автомобильной промышленности, базирующийся в Дирборне, штат Мичиган, производит или продает автомобили на шести континентах. Около 180 000 сотрудников и 65 заводов по всему миру, автомобильные бренды компании включают Ford и Lincoln. Компания предоставляет финансовые услуги через Ford Motor Credit Company. Для получения дополнительной информации о компании Ford и ее продукции во всем мире посетите веб-сайт http://corporate.ford.com.

    О компании Coca-Cola
    Компания Coca-Cola (NYSE: KO) — крупнейшая в мире компания по производству напитков, предлагающая потребителям более 500 брендов игристых и негазированных напитков. Во главе с Coca-Cola, одним из самых ценных и узнаваемых брендов в мире, портфолио нашей компании включает бренды стоимостью 16 миллиардов долларов, включая Diet Coke, Fanta, Sprite, Coca-Cola Zero, Vitaminwater, Powerade, Minute Maid, Simply, Georgia и Del. Валле. Во всем мире мы являемся поставщиком газированных напитков, готового к употреблению кофе, а также соков и сокосодержащих напитков №1. Благодаря крупнейшей в мире системе дистрибуции напитков потребители в более чем 200 странах наслаждаются нашими напитками со скоростью более 1,8 миллиарда порций в день. Придерживаясь неизменной приверженности созданию устойчивых сообществ, наша компания сосредоточена на инициативах, направленных на сокращение нашего воздействия на окружающую среду, поддержку активного, здорового образа жизни, создание безопасной и инклюзивной рабочей среды для наших сотрудников и содействие экономическому развитию сообществ, в которых мы работаем. Вместе с нашими партнерами по розливу мы входим в десятку лучших частных работодателей мира с более чем 700 000 системных сотрудников. Для получения дополнительной информации посетите Coca-Cola Journey на сайте www.coca-colacompany.com, следите за нами в Твиттере на twitter.com/CocaColaCo, посетите наш блог Coca-Cola Unbottled на сайте www.coca-colablog.com или найдите нас на LinkedIn на www.linkedin.com/company/the-coca-cola-company.

    ИСТОЧНИК Ford Motor Company; Компания Coca-Cola

    Coke Canada, использующая Ford E-Transit в новой пилотной программе

    Coca-Cola Canada Bottling Ltd, или Coke Canada, сегодня объявила, что тестирует новую пилотную программу EV с использованием грузового фургона Ford E-Transit.

    Coke Canada тестирует свои самые первые грузовые фургоны EV в новом пилотном проекте в районе Большого Монреаля. Производитель бутылок покупает знаменитый сироп Coca-Cola, улучшает его и упаковывает, распространяя его среди своих 16 000 клиентов.

    Канадская компания по розливу будет использовать Ford E-Transit, который до сих пор был хитом для устаревшего автопроизводителя. Фактически, июльские продажи Ford показывают, что E-Transit контролирует 95% рынка электрических фургонов.

    Этот шаг связан с тем, что многие корпорации обещают углеродно-нейтральное будущее. Фактически, Coca-Cola Canada уже сделала несколько шагов на пути к более чистому будущему.

    Во-первых, компания по розливу планирует сократить выбросы углекислого газа при производстве каждого напитка на 25%. На сегодняшний день Coke Canada сократила свой углеродный след на 21% с 2010 года9.0003

    Coke Canada также достигла 100% пополнения запасов воды в 2019 году, что означает, что компания возвращает то же количество воды, которое они используют для своей деятельности.

    С помощью Ford E-Transit компания Coke Canada надеется выполнить свои обязательства. Новая пилотная программа включает в себя не только фургоны для доставки электромобилей.

    Ford E Transit Источник: Ford

    Станет ли Coke Canada, использующая Ford E-Transit, трендом?

    Coke Canada будет использовать три полностью электрических фургона Ford E-Transit EV для доставки своим клиентам. Главный операционный директор Coke Canada Стивен дю Туа похвалил программу, сказав:

    Мы очень рады добавить Ford E-Transit в наш парк доставки. Мы знаем, что у нас есть работа, чтобы уменьшить выбросы от нашего автопарка, и мы все обдумываем.

    Toit продолжает:

    Мы строим бизнес, основанный на устойчивом развитии, как основу нашего будущего, и ищем поставщиков, которые возглавляют изменения в этих областях, чтобы помочь нам в этом.

    Ford является лидером в этом отношении, так как компания по-прежнему отмечает высокий спрос на свои модели электромобилей. Фактически, Ford Mustang Mach-E является третьим самым продаваемым электромобилем в этом году после Tesla Model Y и Model 39.0003

    Чтобы еще больше подсластить сделку, новая программа Coke Canada включает в себя установку зарядных устройств для электромобилей на работе и в домах сотрудников. Компания по розливу проверит характеристики Ford E-Transit, чтобы определить, подходит ли он.

    Coke Canada имеет 275 фургонов для доставки по всей Канаде, еще 25 — в районе Большого Монреаля. Если программа будет успешной, Coke Canada надеется расширить сделку.

    Coke Canada — одна из многих компаний, стремящихся сократить выбросы и снизить потребление электроэнергии своим автопарком. Например, Amazon, почтовое отделение США и UPS — несколько известных компаний, внедряющих парки электромобилей.

    FTC: Мы используем автоматические партнерские ссылки, приносящие доход. Подробнее.

    Будьте в курсе последних новостей, подписавшись на Electrek в Google Новостях.

    Вы читаете Electrek — экспертов, которые день за днем ​​сообщают новости о Tesla, электромобилях и экологически чистой энергии. Обязательно заходите на нашу домашнюю страницу, чтобы быть в курсе всех последних новостей, и подписывайтесь на Electrek в Twitter, Facebook и LinkedIn, чтобы оставаться в курсе событий. Не знаете, с чего начать? Посетите наш канал YouTube, чтобы быть в курсе последних обзоров.


    Подпишитесь на Electrek на YouTube, чтобы получать эксклюзивные видео и подписывайтесь на подкасты.

    Автор

    Питер Джонсон

    Питер Джонсон рассказывает о постепенном переходе автомобильной промышленности на электромобили.

    Leave a Reply