Езда с прицепом: Правила езды с прицепом: как ездить с прицепом на легковом автомобиле

Движение задним ходом с прицепом

Главной проблемой для каждого начинающего водителя автопоезда становится движение и маневрирование задним ходом. Легковой прицеп, нагруженный несколькими мешками картошки, очень послушен и предсказуем при прямолинейном движении по дороге, но становится  настоящим неуправляемым монстром при необходимости сдать задним ходом.

В данной статье мы постараемся описать общий принцип движения задним ходом с прицепом, дать несколько советов и помочь новичкам освоить этот непростой маневр.

Первое, что необходимо сделать при начале движения задним ходом – это удобно сесть. Удобно это значит развернуться в пол оборота вправо, взяться правой рукой за пассажирское сиденье, левая рука на рулевом колесе. Такое положение наиболее удобно для новичка, так как наблюдать за движением прицепа легче через заднее стекло автомобиля. Если у вас прицеп с высоким тентом, то придется дополнительно смотреть в боковые зеркала, что значительно сложнее для начинающего.

Новичку начинать движение задним ходом с прицепом нужно только тогда, когда прицеп и автомобиль  стоят ровно в одну линию. Не пытайтесь начинать сдавать назад, если прицеп стоит под углом к автомобилю, вряд ли у вас получиться его выровнять. Чтобы выровнять прицеп необходимо проехать вперед и поставить его на одну прямую с автомобилем, только после этого можно начинать сдавать назад.

Главное, что необходимо запомнить новичку при езде задним ходом с прицепом — это то, что для поворота прицепа в одну сторону, руль нужно крутить в противоположную. Это значит, что если вы хотите, чтобы прицеп при движении задним ходом повернул налево, руль необходимо выкручивать вправо и наоборот. Для многих начинающих водителей это становится проблемой, но это четко нужно запомнить и довести до автоматизма.

Начинать движение задним ходом нужно очень плавно, двигаться медленно и избегать рывков. При движении назад, прицеп будет постоянно стремиться отклониться от прямолинейного движения и это неизбежно. Чтобы удержать прицеп от отклонений необходимо постоянно подруливать, не забывая при этом, что руль крутить надо в обратную сторону. При отклонении прицепа от намеченной траектории на 15 градусов и более, не пытайтесь выровняться, скорее всего сделаете только хуже. Лучшим решением будет остановиться, протянуть прицеп вперед до его выравнивания и только после этого продолжить движение задним ходом.

Стоит отметить, что управлять прицепом с более длинной базой немного легче, короткие прицепы более  маневренны и чутки к поворотам рулевого колеса. Длинные прицепы проще выровнять при езде по прямой, однако в силу их больших габаритов, они требуют гораздо больших усилий, если требуется повернуть задним ходом в ограниченном пространстве или под углом 90 градусов.

И напоследок хотим отметить — двигаясь задним ходом с прицепом, не торопитесь! Если вы видите, что что-то пошло не так, остановитесь и обдумайте ваши дальнейшие действия. Не стесняйтесь выйти из автомобиля и оценить обстановку, а при необходимости попросить пассажира или прохожих помаячить вам, ведь это намного проще, чем потом оплачивать ремонт своего или чужого автомобиля.

Перед выездом в город обязательно потренируйтесь в вождении с прицепом задним ходом где-нибудь на большой и свободной площадке, никакое чтение теории или просмотры видео не заменят вам практику. Найдите несколько оранжевых конусов или замените их пластиковыми бутылками, они могут здорово вам помочь, имитируя условные препятствия.

В нашем видео вы можете наглядно ознакомиться с правилами маневрирования в ограниченном пространстве, в том числе задним ходом.

Возврат к списку

Особенности движения автомобиля с прицепом


Главная  /  Учебник по вождению автомобиля  /  Глава 5. Вождение в особых условиях » Подраздел 5.3 Особенности движения с прицепом



Многие владельцы легковых автомобилей эксплуатируют различные прицепы — грузовые платформы, дома на колесах, автовозы и т. п. Естественно, вождение автомобиля с прицепом имеет свои особенности, о которых я и хочу поговорить в этом разделе.

Самое главное, о чем нужно помнить перед началом езды с прицепом, как ни странно, — о том, что прицеп нужно надежно прикрепить к автомобилю. Я в своей жизни не раз становился свидетелем, как некачественные прицепные устройства становились причиной того, что прицеп отрывался на ходу автомобиля (рис. 5.19). И хорошо, если в такой ситуации прицеп просто улетает куда-нибудь в кювет, никого не задев. Поэтому первое, о чем нужно позаботиться перед началом эксплуатации прицепа, — это правильные и исправные прицепные устройства и страховочные цепи или тросы. Прицеп должен крепиться к автомобилю в строгом соответствии с инструкцией по его эксплуатации.

Рисунок 5.19 Первое, о чем нужно позаботиться перед началом эксплуатации прицепа, — это
правильные и исправные прицепные устройства и страховочные цепи или тросы, чтобы прицеп не отрывался на ходу автомобиля.

Следующий, не менее важный момент, — это проверка световых приборов прицепа. То есть, если прицеп оборудован стоп-сигналами и указателями поворотов, они непременно должны быть подключены к бортовой сети автомобиля, чтобы своевременно информировать всех участников движения о намерениях водителя (рис. 5.20). Казалось бы, это всё банальные вещи, но именно от них зависит безопасность людей. И нужно понимать, что всё начинается именно с момента подсоединения прицепа к автомобилю.

Рисунок 5.20 Если прицеп оборудован стоп-сигналами и указателями поворотов, они непременно должны быть подключены к бортовой сети автомобиля, чтобы своевременно информировать всех участников движения о намерениях водителя.

Как известно из Правил дорожного движения, водитель с правами категории «В» имеет право на вождение автомобиля с прицепом с максимальной разрешенной массой 750 кг. Как правило, это небольшие прицепы с не более чем двумя осями. Почему выбрана именно эта цифра? Дело в том, что для вождения автомобиля с прицепом большей массы (рис. 5.21) необходимы специальные навыки и понимание многих процессов движения, для которых требуется отдельное обучение (на права категории «Е») — мы не будем углубляться в этот вопрос.

Рисунок 5.21 Водитель с правами категории «В» имеет право на вождение автомобиля с прицепом
с максимальной разрешенной масс ой 750 кг. Для вождения автомобиля с прицепом большей массы необходимы специальные навыки и отдельное обучение (на права категории «Е»).

Итак, вы подсоединили прицеп к автомобилю и теперь собираетесь его чем-то загрузить (ведь не просто же так болтаться ему за машиной). В связи с этим, следующий важный момент, о котором необходимо помнить, — это правильная загрузка прицепа. В любой инструкции по эксплуатации прицепа вы можете встретить такую характеристику, как максимальная нагрузка на сцепное устройство. И, как правило, это значение не слишком велико — где-то в пределах от 30 до 70 кг (в зависимости от размеров прицепа и грузоподъемности самого автомобиля).

Дело в том, что можно загрузить только заднюю часть прицепа (рис. 5.22 c), вследствие чего он, как рычаг, будет приподнимать заднюю ось буксирующего автомобиля, тем самым ухудшая его управляемость, вплоть до того, что на какойто неровности дороги машина с прицепом может запросто улететь в кювет. Если же, наоборот, весь груз в прицепе будет сосредоточен в передней его части (рис. 5.22 b), то задняя ось буксирующего автомобиля будет прижиматься к дороге сильнее, чем нужно, отчего на этот раз будут приподниматься передние колеса, которые, как известно, являются управляемыми — машину будет сильно «болтать» из стороны в сторону, причем зачастую в такой ситуации удержать автомобиль на дороге просто невозможно. Кроме того, из-за ослабления сцепления с дорогой на передних колесах при торможении не создается достаточное тормозное усилие, особенно необходимое при движении с прицепом, а ведь именно на передних колесах образуется значительно больший тормозной эффект, чем на задних. Именно поэтому крайне важно, чтобы груз равномерно размещался в прицепе (рис. 5.22 a).

Рисунок 5.22 Крайне важно, чтобы груз равномерно размещался в прицепе.

Итак, вы подсоединили прицеп, правильно его загрузили и поехали. Нужно понимать, что прицеп — это еще одно транспортное средство со своей собственной подвеской и своей способностью к сопротивлению различным неровностям дорожного покрытия, вследствие чего он оказывает своё влияние на буксирующий его автомобиль. Поэтому нужно помнить и о тех колесах, которые на прицепе. То есть, если вы объехали яму на автомобиле, нужно умудриться сделать так, чтобы колеса прицепа её тоже объехали.

Особенно важно помнить о прицепе в поворотах. Не секрет, что повороты зачастую приводят к опрокидыванию прицепа, который, сваливаясь в кювет, увлекает за собой автомобиль (рис. 5.23 а). Как вариант, при прохождении поворота на высокой скорости прицеп по инерции продолжает двигаться прямо, в то время как автомобиль уже поворачивает, что приводит к складыванию автопоезда с последующим опрокидыванием (рис. 5.23 b). Поэтому, входя в поворот с прицепом, совсем нелишне сбрасывать скорость.

Рисунок 5.23 Входя в поворот с прицепом, сбрасывайте скорость, чтобы избежать опрокидывания прицепа.

Еще одной особенностью прохождения поворотов с прицепом является то, что колеса прицепа срезают углы еще больше, чем задние колеса автомобиля. То есть, если при движении без прицепа нужно дождаться, пока средняя стойка автомобиля поравняется с препятствием, то, поворачивая с прицепом, нужно закладывать еще более размашистые траектории и не забывать следить в зеркалах за тем, чтобы прицеп не задел препятствие, расположенное внутри поворота (рис. 5.24).

Рисунок 5.24 Если при движении без прицепа нужно дождаться, пока средняя стойка автомобиля поравняется с препятствием, то, поворачивая с прицепом, нужно закладывать еще более размашистые траектории и не забывать следить
в зеркалах за тем, чтобы прицеп не задел препятствие, расположенное внутри поворота.

Иногда прицеп может иметь несколько большую ширину, чем буксирующий его автомобиль. Поэтому, если вы буксируете, например, автодом, то, соответственно обзорность в зеркалах заднего вида будет значительно ограничена. Следовательно, любые перестроения нужно будет совершать гораздо аккуратнее, либо нужно установить дополнительные зеркала заднего вида на удлиненных стойках (рис. 5.25), чтобы иметь возможность видеть дорожную обстановку позади своего автопоезда. Кроме того, не стоит забывать, что в узком месте, где может пройти ваш автомобиль, ширина прицепа может оказаться слишком большой.

Рисунок 5.25 Если вы буксируете, например, автодом, то обзорноСть в зеркалах заднего вида
будет значительно ограничена. Любые перестроения нужно будет совершать гораздо аккуратнее, либо же нужно установить дополнительные зеркала заднего вида на удлиненных стойках.

Наконец, самая большая сложность в управлении автомобилем с прицепом заключается в движении задним ходом. Ни для кого не секрет, что «запихивать» прицеп (особенно одноосный) куда-то на парковку или в гараж, сидя просто за рулем, — задача очень непростая, а иногда и вовсе невыполнимая. Поэтому, если вы не часто ездите с прицепом, то, как минимум, старайтесь выбирать свой маршрут таким образом, чтобы по возможности ехать только вперед. Если же вам приходится включать задний ход, помните о следующем: в движении задним ходом при повороте руля, например, влево, задняя часть автомобиля также начнет поворачивать влево, а прицеп при этом начнет уходить вправо; и наоборот — при повороте руля вправо прицеп поедет влево (рис. 5.26).

Рисунок 5.26 Помните о следующем: в движении задним ходом при повороте руля, например,
влево, задняя часть автомобиля также начнет поворачивать влево, а прицеп при этом начнет уходить вправо; и наоборот — при повороте руля вправо прицеп поедет влево.

Если же вы собираетесь, двигаясь задним ходом, ехать длительное время прямо, то это вряд ли получится — прицеп начинает «убегать» влево или вправо. Соответственно, нужно совершать рулем предупредительные воздействия, в результате которых траектория движения вашего автомобиля будет напоминать микроскопическую волнистую линию (рис. 5.27). То есть, специально поворачивая руль немножко вправо, вы заметите, что задняя часть машины также уходит вправо, а прицеп при этом начинает уходить влево. Как только вы почувствуете начало этого увода, незамедлительно поворачивайте руль немножко влево — задняя часть машины пойдет влево, а прицеп выровняется и продолжит движение назад, пока не станет смещаться вправо. Таким образом, мелко маневрируя рулем, можно изначально воздействовать на прицеп с пониманием того, что он будет делать в следующий момент. Это похоже на то, как удерживать на открытой ладони вертикальную палочку — если мелко водить ладонью из стороны в сторону, можно достаточно долго удерживать эту палочку, предотвращая её падение; если же держать ладонь неподвижно и пытаться бегать за палочкой всем телом, то для этого понадобится очень большая территория. То же самое и с прицепом — если пытаться вращать рулем размашисто, в определенный момент прицеп просто «сложится», то есть двигаться задним ходом дальше станет просто невозможно, а нужно будет ехать только вперед, чтобы снова выровнять прицеп.

Рисунок 5.27 Если вы собираетесь, двигаясь задним ходом, ехать длительное время прямо, то
это вряд ли получится — прицеп начинает «убегать» влево или вправо. Соответственно, нужно совершать рулем предупредительные воздействия, в результате которых траектория движения вашего автомобиля будет напоминать микроскопическую волнистую линию.

В связи с такими особенностями управления я настоятельно рекомендую тем, кто собирается водить автомобиль с прицепом, выехать куда-нибудь на достаточно просторную площадку и там хорошо потренироваться ездить прямо назад с прицепом, а также научиться разворачиваться задним ходом с прицепом, заставляя его повернуться на 90 градусов. Как только вы освоите эти базовые навыки, управлять автопоездом станет значительно проще и понятнее.

Совет
Есть и более простой вариант, которым пользуются многие владельцы прицепов — прицеп просто отцепляют от машины и разворачивают вручную в нужную сторону, после чего разворачиваются на машине и снова подсоединяют прицеп. Если вы по какой-либо причине не хотите утруждаться тем, чтобы научиться ездить правильно, этот вариант является вполне приемлемым решением.

К слову сказать…
В интернете имеется большое количество видеороликов, демонстрирующих мастерство вождения автомобилей с прицепом. Иногда им удается развернуться на таком пятачке, что кажется, что это просто волшебство. Однако нужно понимать, что волшебства на дороге не бывает, и всё, что делает водитель, — это результат долгих тренировок и наработанных навыков и рефлексов. Езда с прицепом — это тоже отдельный навык и отдельный опыт. Поэтому для начала, как минимум, нужно понимать, куда и как прицеп едет. Начинать практическое знакомство следует с учебной площадки.

Подраздел 5. 2 Особенности движения в дождь

Разворот

Основные принципы движения в потоке

Параллельная парковка задним ходом

Глава 6. Заключение



 



Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
comments powered by Disqus

5 советов для начинающих по вождению с прицепом

Добавлено 1 сентября 2020 г.
 Aaron Widmar вождение с прицепом , максимальная буксировка , советы по буксировке , буксировка лодки , советы по буксировке , прицеп для грузовика

Нет комментариев

Уменьшить размер шрифта
Увеличить размер шрифта
Размер текста
Распечатайте эту страницу

Отправить по электронной почте

Узнайте, как безопасно управлять грузовиком или внедорожником, сцепленным с лодкой, кемпером или домом на колесах

Фото: The News Wheel

Вождение с прицепом всегда происходит впервые, независимо от того, арендовали ли вы трейлер для перевозки мебели в общежитие колледжа или, наконец, достигли пенсии и купили лодку своей мечты. После того, как вы прочитали руководство по эксплуатации вашего автомобиля и наклейку на дверном косяке (убедившись, что вы не превышаете максимальный вес буксировки), вам нужно убедиться, что вы знаете, как правильно управлять им. Вот несколько рекомендаций для начинающих башен.


Ищете выгодное предложение на грузовик для перевозки лодки? Вот почему стоит купить подержанный пикап


Потренируйтесь перед отъездом

Стоит опоздать на пару минут к месту назначения
чтобы найти время, чтобы ознакомиться с вашим трейлером. Узнайте, как
устройство цепляется и отсоединяется от сцепки, как это влияет на обзорность сзади
и слепые зоны, и как дополнительный вес влияет на ускорение и торможение.

Проехать пару кругов по окрестностям или пустой
парковку, прежде чем отправиться на главные дороги, чтобы чувствовать себя комфортно с расширенным
длина вашего каравана и радиус его поворота.

Оставьте дополнительное пространство

Убедитесь, что вокруг автомобиля больше места, чем обычно
и трейлер, так что между вами и другими объектами в
ваша окрестность. Оставляйте перед собой несколько длин автомобилей для обеспечения тормозного пути
(из-за скорости, вызванной весом прицепа) и позади вас, когда вы
сменить полосу.

Вам придется делать более широкие повороты из-за большей длины, так что
будьте осторожны, чтобы не задеть другие транспортные средства или бордюр. Поверните на внешние полосы
вместо внутренних полос и не поворачивайте автомобиль под слишком острым углом или
иначе трейлер будет складываться.

Если вы остановитесь на заправке, подъезжайте к следующему насосу. Не
пусть ваш камбуз болтается и блокирует другие транспортные средства.


Любите проводить выходные на природе? Этот список определяет лучшие подержанные автомобили для любителей приключений на выходных


Иди медленно и уверенно, но не тормози

Не гони зайца. Уделите время ускорению и торможению, движению по инерции и постепенному ускорению, чтобы не создавать дополнительную нагрузку на двигатель или сцепку. Старайтесь избегать движения задним ходом. Если вы это сделаете, делайте это медленно и уверенно, постоянно внося коррективы, чтобы не потерять контроль.

Не тормозить, особенно на спуске. Идите по инерции, когда это возможно, и дайте транспортному средству постепенно остановиться на красный сигнал светофора. Используйте режим буксировки/перевозки вашего автомобиля при движении по холмам. Он автоматически понижает передачу в зависимости от угла спуска.

На фото: Chevrolet Silverado 1500
Фото: Chevrolet

Следите за прицепом

Всегда следите за боковыми зеркалами и зеркалом заднего вида, но это особенно важно, когда вы буксируете прицеп за собой ты. Следите за своим камбузом на предмет чего-нибудь неожиданного. Многие новые грузовые автомобили оснащены технологиями управления прицепом и камерами, помогающими следить за вашим грузом.

Если вы буксируете прицеп, который выше вашего автомобиля, имейте это в виду и следите за его клиренсом. Заранее измерьте высоту трейлера, чтобы знать, в какие проезды и туннели вы можете въехать. Также следите за низкими ветками, свисающими над дорогой!

Остановитесь, когда это необходимо

Чрезвычайные ситуации случаются, поэтому всегда будьте готовы остановиться.
Двигайтесь по обочине и будьте готовы включить аварийную сигнализацию, если
что-то не так. Постепенно сбавьте скорость и при необходимости сверните на уступ.
заменить проколотую шину или пристегнуть болтающийся брезент,
ветер. Дайте себе большую возможность вернуться на дорогу; это делает
чтобы занять вас некоторое время, чтобы разогнаться до полной скорости.

Ваша первая поездка с прицепом может быть пугающей,
но осторожное и консервативное путешествие укрепит вашу уверенность
и подготовить вас к еще многим путешествиям.

Аарон Видмар

Аарон не стыдится того, что он уроженец Кливленда и гордый водитель Hyundai Veloster Turbo (который недавно заменил его Saturn SC-2 1995 года выпуска). Он с радостью использует свой опыт в театре, литературе и общении, чтобы драматично декламировать свои собственные статьи ближайшей молодежи. Г-н Видмар счастливо живет в Дейтоне, штат Огайо, со своей великолепной женой Вики, но часто путешествует с ней, исследуя новые места. Аарон возлагает большие надежды на свою писательскую карьеру, но часто отвлекается, размышляя о глубокой природе человеческого состояния, и забывает, что он писал… Смотрите другие статьи Аарона.

6 советов по безопасной перевозке и буксировке

Трудно устоять перед зовом открытой дороги, особенно когда у вас есть возможность прицепить кемпинговый прицеп и сбежать на выходные или отвезти лодку к любимому месту рыбалки. Но прежде чем прицепить какой-либо прицеп к своему грузовику или внедорожнику и отправиться в путь, обязательно учтите эти шесть пунктов, которые помогут вам безопасно буксировать.

1. Оставайтесь в своих пределах. Проверьте тяговую мощность вашего конкретного автомобиля и убедитесь, что он способен выдержать вес вашего прицепа. Превышение максимальной тяговой способности может привести к опасному управлению, недостаточной эффективности торможения или серьезному повреждению подвески, двигателя и трансмиссии автомобиля. В дополнение к обеспечению того, что буксировочная способность вашего автомобиля достаточна для вашего прицепа, также убедитесь, что ваше сцепное устройство прицепа способно выдерживать загруженный вес вашего прицепа. На вашей сцепке должны быть указаны максимальный вес прицепа и дышла, который он может безопасно выдержать. В зависимости от веса вашего прицепа вы также должны следовать рекомендациям руководства пользователя относительно использования сцепных устройств, несущих или распределяющих вес.

Не думайте, что все версии определенного модельного ряда имеют одинаковые показатели буксировки. Тяговые возможности могут различаться в зависимости от типа кузова, длины кузова, трансмиссии и другого оборудования, установленного на автомобиле. Точно так же разные конструкции сцепных устройств могут выдерживать разный вес, и для прицепов, превышающих определенный вес, могут потребоваться определенные конструкции. Всегда проверяйте в руководстве по эксплуатации буксировочную способность автомобиля, а если у вас новый GMC, обращайтесь к нашему последнему руководству по буксировке.

Если вы планируете также перевозить дополнительный груз или несколько пассажиров, вам также следует убедиться, что вы не перегружаете само тягач. Обратитесь к номинальной полной массе транспортного средства (GVWR), выданной для вашего конкретного автомобиля, и убедитесь, что ваш загруженный автомобиль не превышает рейтинг производителя. Кроме того, убедитесь, что ваш загруженный автомобиль и загруженный прицеп не превышают номинальную полную массу автопоезда (GCWR), установленную производителем.

2. Упакуйте прицеп надлежащим образом. Невероятно важно не только оставаться в пределах максимальной грузоподъемности прицепа, но также важно обеспечить правильное размещение любого груза. Мало того, что вы хотите, чтобы примерно 60% нагрузки прицепа размещалось на передней половине прицепа, вы также должны загружать его таким образом, чтобы вес дышла на обычных прицепах сцепки составлял 10-15% от общего веса. загруженного прицепа. Убедитесь, что вес равномерно распределен на левую и правую стороны прицепа. После того, как груз правильно распределен и достигнут идеальный вес дышла, весь груз должен быть закреплен, чтобы предотвратить его смещение.

3. Проверьте шины. Это касается как вашего тягача, так и вашего прицепа. Неправильно накачанные шины могут негативно сказаться на управляемости. Кроме того, недостаточно накачанные шины могут создавать большее сопротивление качению, что не только заставляет двигатель работать с большей нагрузкой и потреблять больше топлива, но также повышает температуру шин и может способствовать их разрыву. Обратитесь к этикетке с указанием давления в шинах, размещенной на дверном косяке водителя, чтобы узнать правильное давление в шинах для буксирующего автомобиля. Кроме того, проверьте рейтинг скорости на шинах вашего тягача и прицепа и убедитесь, что вы никогда не превышаете эту скорость на дороге.

Готовитесь к долгому путешествию? Проверьте давление в запасных шинах, предоставленных для вашего автомобиля и прицепа, и убедитесь, что они накачаны в соответствии со спецификацией. Кроме того, подумайте о том, чтобы уделить больше времени осмотру подшипников ступиц вашего прицепа перед буксировкой и убедитесь, что они в хорошем состоянии и правильно смазаны.

4. Проверьте фары. Задние фонари и габаритные огни на вашем прицепе могут показаться лишними, но они очень важны. Большие прицепы или грузы могут загораживать задние фонари вашего тягача. Если фары вашего прицепа не горят, другие водители могут не видеть ваш автомобиль, особенно ночью. Столкновения могут произойти, если задние фонари не работают или неправильно подключены. Попросите напарника встать позади автомобиля, когда он находится в парке, чтобы проверить правильность работы указателей поворота, задних фонарей и стоп-сигналов.

5. Проверьте тормоза. Меньшим и более легким прицепам могут не потребоваться тормоза прицепа любого типа, но более тяжелые прицепы или те, которые предназначены для перевозки более тяжелых грузов, обычно включают тормозную систему прицепа. GMC требует, чтобы тормоза прицепа использовались на прицепах весом более 2000 фунтов при буксировке GMC Sierra, Canyon и Yukon, свыше 1500 фунтов при буксировке GMC Savanna и более 1000 фунтов при буксировке любой другой моделью GMC.

Leave a Reply