Если долго заряжать аккумулятор: Заряжать заряженный аккумулятор. А можно ли? Какие последствия для автомобиля

Содержание

Сколько времени заряжается аккумулятор автомобиля

По статистике, аккумуляторная батарея (АКБ) автомобиля доставляет проблемы владельцу довольно редко. Тем не менее, ситуации, когда требуется ехать, а машину завести не удается из-за того, что аккумулятор «сел», возникают достаточно часто. Поэтому каждый автовладелец обязательно должен уметь зарядить устройство.

Сама по себе процедура зарядки не отличается особой сложностью: необходимо только зарядное устройство и электрическая розетка с напряжением 220 В. Однако есть некоторые особенности зарядки разных типов батарей.

Содержание

  1. Правила зарядки
  2. Обслуживаемая
  3. Необслуживаемая
  4. Если срочно нужно ехать, а батарея «села»

Правила зарядки

Итак, каким образом и сколько времени должен заряжаться аккумулятор автомобиля? Общие правила зарядки любых аккумуляторных батарей следующие:

  • в помещении, где заряжается аккумулятор автомобиля, должна быть хорошая вентиляция;
  • рядом не должно быть открытого огня;
  • АКБ необходимо тщательно очистить от грязи, и прочистить при помощи иглы или подобного инструмента вентиляционные каналы в ее корпусе.

Заряжать аккумулятор автомобиля можно двумя способами: с поддержанием постоянного напряжения или с поддержанием постоянной силы тока. Постоянным током можно заряжать обслуживаемые и малообслуживаемые батареи, в которые при необходимости можно долить дистиллированную воду. Так сколько же ампер можно подать на клеммы, чтобы не причинить вреда?

Обслуживаемая

Чтобы безопасно выполнить эту процедуру, необходимо соблюдать следующее условие: значение силы тока не должно превышать 10 % от емкости АКБ. Иными словами, батарею емкостью 60 А/часов можно заряжать током не более 6 Ампер.

О том, что она полностью заряжена, просигнализирует закипевший электролит. В среднем на то, чтобы зарядить автомобильный аккумулятор, требуется 10-12 часов. Если повысить ампераж, время зарядки на несколько часов уменьшится, но это отрицательно скажется на состоянии свинцовых пластин, и, следовательно, на сроке службы АКБ. Особенно это касается свинцово-сурьмяных батарей.

При глубоком разряде ампераж необходимо уменьшить до 5 % от емкости, напряжение зарядки необходимо также установить пониженное, порядка 12-13 В. Через некоторое время сила тока начнет расти, необходимо следить, чтобы она не превысила 10 % от емкости, напряжение при этом нужно поднять до 14,4 В. Времени на зарядку потребуется порядка 20 часов.

Необслуживаемая

Необслуживаемый автомобильный аккумулятор, т.е. не имеющий прямого доступа к банкам с электролитом и исключающий его долив, заряжается постоянным напряжением при помощи автоматического зарядного устройства. Такие устройства автоматически понижают силу тока по мере зарядки.

Изначально при помощи регулятора выставляется ток, равный 1/10 от его емкости. Через несколько часов это значение начнет автоматически снижаться, чтобы не допустить кипения электролита. Когда автомобильный аккумулятор полностью зарядится, на его клеммы будет подаваться всего 200 мА (значение тока саморазряда). В таком состоянии АКБ с подключенным «зарядником» может находиться сколько угодно долго совершенно без ущерба для себя.

Глубокий разряд в 90 % случаев означает выход необслуживаемой АКБ из строя, автоматическое зарядное устройство не в состоянии реанимировать его. Стоит отметить, что при помощи автоматического зарядного устройства можно заряжать не только необслуживаемый автомобильный аккумулятор, но и любой другой при условии, что он не глубоко разряжен.

Если срочно нужно ехать, а батарея «села»

Для того чтобы завести машину с полностью севшей батареей, достаточно подключить зарядное устройство на 10-15 минут. При этом можно установить значение силы тока более 10 % емкости, например, 10 А.

Современные автоматические «зарядники» могут использоваться в качестве пусковых устройств для облегчения запуска мотора. Для этого необходимо подключить его к батарее, установить максимальный ампераж, подождать 10-15 минут, а затем, не отключая, завести двигатель автомобиля. После того, как мотор заработал, водителю нужно проехать не менее 10 км, чтобы генератор смог хоть немного подзарядить АКБ для последующего успешного запуска мотора.

Если зарядного устройства под рукой нет, можно попросту «прикурить» от другого автомобиля при помощи проводов. При этом после подключения «крокодилов» необходимо немного подождать, чтобы севший автомобильный аккумулятор вобрал в себя немного энергии. В противном случае при попытке включить стартер практически весь ток уйдет на зарядку севшей батареи, и завести мотор не удастся.

Сколько нужно заряжать автомобильный аккумулятор? + Видео » АвтоНоватор

Покупая новый или снимая с автомобиля разряженный аккумулятор автовладельцы задаются вопросом: сколько надо времени для его зарядки? Ни один специалист не скажет сколько точно нужно часов, так как время зависит от ряда факторов. Он даст только рекомендации как заряжать.

Содержание

  • 1 Подготовка автомобильного аккумулятора к процессу зарядки

  • 2 Как и сколько времени заряжать аккумулятор автомобиля постоянным током

  • 3 Как и сколько часов заряжать аккумулятор автомобиля постоянным напряжением

Подготовка автомобильного аккумулятора к процессу зарядки

Любой автомобильный аккумулятор (только купленный либо снятый с автомобиля) нужно подготовить к зарядке. В новый заливают электролит необходимой плотности до предусмотренного уровня.

Аккумулятор, снятый с автомобиля, подготавливают следующим образом. Сначала нужно тщательно очистить его выводные контакты от грязи и окислов. Затем автомобильный аккумулятор желательно протереть мягкой чистой ветошью, увлажненной в растворе соды (лучше кальцинированной) или нашатырном спирте. На этом подготовка необслуживаемой батареи заканчивается. Если АКБ обслуживаемая (с пробками на банках для заливания электролита), то верхнюю крышку вместе с вкрученными пробками обязательно надо тщательно очистить – иначе при открывании банок или во время зарядки в электролит может попасть грязь, что приведет к скорому выходу батареи из строя. Только после этого вывертывают пробки. Затем проверяют уровень электролита, а также его плотность. Если надо, то уровень доводят до требуемого. Добавляют дистиллированную воду или электролит с такой плотностью, чтобы получить в банках плотность нужной величины. После этой операции пробки оставляют открытыми, чтобы автомобильный аккумулятор во время зарядки «дышал». Если их закрыть, то батарею может разорвать газами, которые будут выделяться в процессе зарядки. К тому же надо будет периодически контролировать температурный режим электролита, чтобы не дать ему перегреться и закипеть.

Теперь к клеммам автомобильного аккумулятора можно подключать зарядное устройство (ЗУ). При этом обязательно надо соблюдать полярность (не перепутать «минус» и «плюс») и следующую последовательность: сначала подсоединяем к клеммам «крокодилы» проводов ЗУ и только потом подключаем его сетевой шнур к электросети и включаем зарядное устройство. По окончании зарядки все делаем наоборот: сначала отключаем ЗУ, а потом отсоединяем его от автомобильного аккумулятора. Это нужно, чтобы избежать взрыва или возгорания кислородно-водородной смеси от искр, образующихся при подсоединении и отсоединении «крокодилов». Все химические реакции в растворе электролите сопровождаются выделением водорода, банки АКБ открыты, а в воздухе присутствует кислород.

Как и сколько времени заряжать аккумулятор автомобиля постоянным током

Существует два способа заряжать АКБ: постоянным током и постоянным напряжением (имеется ввиду неизменность значения электрической величины). Наибольшее распространение получил первый метод.

Подготовленный автомобильный аккумулятор включают на зарядку когда температура электролита в нем не выше 35 оC. Для новой и сильно разряженной батареи сначала выставляют ток зарядки равным 10 % от емкости АКБ (для 60 Ah – 6 А). Если ЗУ автоматически не поддерживает величину тока, то это делают вручную с помощью реостата или специального переключателя. Заряд автомобильного аккумулятора производят до начала газовыделения в его банках – это будет соответствовать достижению напряжения на выводных контактах АКБ 14,4 В (то есть 2,4 В на каждой ее секции). После чего ток снижают для нового аккумулятора в 2 раза, а для б/у – в 2–3. Далее АКБ заряжается пониженным током, пока во всех ее банках не наступит обильное выделение газа. Такой двухступенчатый способ позволяет ускорить процесс зарядки и уменьшить интенсивность газообразования, которое разрушает электроды (пластины) АКБ.

Несильно разряженную АКБ нужно заряжать в одноступенчатом режиме. Весь цикл зарядки проводят одним током равным 10 % номинальной емкости АКБ. Признаком завершения зарядки, как и при двухступенчатом методе, будет служить наступление обильного газовыделения. Окончание заряда, помимо обильного газовыделения в банках АКБ, характеризуется следующими признаками:

  • у электролита плотность в течении трех часов не увеличивается;
  • напряжение на выводных контактах аккумулятора достигло 15–16,2 В (2,5–2,7 В на контактах каждой ее секции) и не увеличивается в течении трех часов.

В процессе зарядки каждые 2–3 часа нужно проверять плотность, а также температуру электролита в банках АКБ.

Во время заряда значения температуры должны быть не более 45 оC.

При превышении этого значения необходимо понизить ток в 2 раза либо прекратить заряд на время, которое необходимо для падения температуры до 30–35 оC. Если заряд не прерывался, то ток следует повысить до прежнего значения после снижения температуры в процессе заряжания. Во время зарядки необходимо контролировать уровень электролита.

Первый заряд новой (незаряженной) АКБ может продолжаться относительно долго: 25–50 часов (зависит от состояния АКБ). Как долго будет заряжаться б/у батарея, зависит от ее степени разрядки, времени эксплуатации и состояния. Для сильно разряженной батареи может понадобиться 14–16 часов или больше.

Как и сколько часов заряжать аккумулятор автомобиля постоянным напряжением

Для заряда АКБ этим способом нужно, чтобы ЗУ стабильно поддерживал напряжение в 13,8–14,4 В. В этом случае величина зарядного тока устанавливается автоматически исходя из состояния батареи (степени разряда, температуры электролита и так далее). Практика подтвердила, что при постоянном напряжении источника тока в указанных пределах автомобильный аккумулятор можно заряжать в состоянии любой степени его разряда и он будет автоматически заряжаться без обильного газовыделения и без опасного нагрева электролита. Максимальный зарядный ток даже при полностью разряженной батарее не превышает величины ее номинальной емкости.

При положительной температуре электролита степень зарядки аккумулятора за первый час возрастает до 50–60 % от его емкости, за второй – до 15–20 %, за третий – до 6–8 %. За 4–5 часов АКБ должна зарядиться до 90–95 % своей номинальной емкости. Впрочем, в каждом индивидуальном случае время может оказаться и другим. Зарядка АКБ будет завершена, когда ток снизится до 0,2 А.

Заряжать этим методом до 100 % невозможно вследствие недостаточного напряжения, так как для полного окончания заряда, как указано выше (в методе постоянным током), нужно повысить напряжение на выводных контактах аккумулятора до 16,2 В.

Преимущества данного метода:

  1. Обеспечивает ускоренный заряд.
  2. Простота проведения – не нужно во время заряда регулировать ток и можно заряжать автомобильный аккумулятор на машине, не снимая.

Мнение эксперта

Руслан Константинов

Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.

В процессе эксплуатации многие автолюбители предпринимают попытки зарядить аккумулятор непосредственно на автомобиле, не утруждая себя снятием. Более того, некоторые и вовсе не снимают клеммы, оставляя батарею на время зарядки подключенной к бортовой сети автомобиля. В зависимости от выбранного зарядного устройства напряжение может сильно варьироваться и превышать 15 В. Даже если отключить зажигание и убрать из замка ключ, это ещё не значит, что все потребители электроэнергии обесточены. Например, автосигнализация и освещение в салоне остаются вполне работоспособными и без включенного зажигания.
Если не снимать клеммы с АКБ, на устройства, находящиеся в режиме ожидания может поступать повышенное напряжение, что в результате приводит к их неисправности. Если такие приборы в автомобиле есть (а он точно есть в любом авто) без снятия клемм зарядка запрещена. По крайней мере, следует скинуть минусовую клемму. При отсоединении клемм не нужно убирать сначала плюсовую, дело в том минусовая подключена к бортовой сети автомобиля путем подсоединения непосредственно к кузову. Если сначала скинуть «плюс» последствия могут быть самыми плачевными. Любое соприкосновение металлических инструментов с элементами кузова может стать причиной короткого замыкания. Особенно это касается тех случаев, когда автомобилисты откручивают крепёж плюсовой клеммы, не сняв «минус».
Если нужно заряжать аккумулятор при отрицательной температуре в помещении без отопления, то подобная процедура допускается. В процессе зарядки электролит в банках нагревается. Однако если АКБ была сильно разряжена и электролит в банках замёрз, сначала нужно отогреть батарею в тепле и при отсутствии повреждений (утечка электролита) приступить к зарядке.

  • Автор: Михаил