Содержание
Джипы Willys в СССР: могла ли Красная армия победить без них?
- Главная
- Статьи
- Джипы Willys в СССР: могла ли Красная армия победить без них?
Автор:
Евгений Кочнев
Фото: фотографии из архива автора
С началом Великой Отечественной войны порочная установка высшего советского руководства на копирование зарубежных военных автомобилей, сдобренная отсутствием инженерных кадров и ресурсов на изготовление, фактически лишила Красную армию новой колёсной автотехники. Ситуация в корне изменилась, когда несколько тысяч армейских ГАЗиков с лихвой перекрыл ленд-лизовский вихрь из десятков тысяч американских Виллисов.
Этот спасательный «трюк» оказался возможным по американскому закону о ленд-лизе (lend-lease, дословно — «заём-аренда»), который позволял Соединённым Штатам передавать союзным странам взаймы или в долгосрочную аренду военную технику и вооружение. С Советским Союзом первый договор ленд-лиза был подписан в сентябре 1941 года, положив начало долгой финансовой зависимости от Америки.
Сборка армейских автомобилей Ford GPW на головном заводе корпорации Ford Motor Company. 1942 годШеренга из полутора десятков джипов Willys MB на фестивале старинной военной автотехники
Решение о массовом выпуске обновлённых Виллисов состоялось 1 июля 1941 года, когда война перешагнула границы Советского Союза. 18 ноября, будто предчувствуя вступление Соединённых Штатов во Вторую мировую войну, в городе Толедо начали конвейерную сборку новой армейской машины Willys МВ. Выпуск идентичной версии Ford GPW был развёрнут в начале 1942-го сразу на шести предприятиях концерна Ford Motor Company.
Чем же прославился Виллис MB?
Willys МВ был универсальным, маневренным и практичным, но в целом рядовым лёгким армейским автомобилем с четырёхместным кузовом без дверей, брезентовым тентом и откидывавшейся на капот передней панелью с жёстко укреплённым в ней лобовым стеклом.
Автомобили Willys MB раннего выпуска с облегчённой передней защитной решёткой. Декабрь 1941 года
Внешне от предыдущего джипа Willys МА он отличался фарами, перенесёнными с крыльев в облицовку радиатора, и деталями кузова. Машины МВ первого выпуска снабжались отдельной лёгкой сварной решёткой радиатора и оригинальными откидывавшимися вверх фарами, облегчавшими замену лампочек, а также диагональным расположением задних фонарей от модели МА.
Серийный армейский автомобиль Willys MB для обслуживания тяжёлых военных самолётовТипичный открытый серийный джип Willys MB с радиостанцией и шанцевым комплектом
В середине 1942 года все машины Willys МВ получили хорошо известную внешность со штампованной решёткой радиатора. В техническом отношении автомобиль практически не отличался от своих предшественников Quad и Willys МА, получив отработанный двигатель Willys 442 прежней мощности (54 л.с., по стандарту SAE — 60 л.с.). На нём монтировали трёхступенчатую коробку передач от легковой модели Overland, двухступенчатую раздаточную, рессорную подвеску, барабанные тормоза с гидроприводом, передний управляемый мост с шестью типами шарниров равных угловых скоростей и шины размером 6,00–16.
Американский джип Willys МВ, доставленный по договору ленд-лиза, в Красной армииРабочее место водителя джипа Willys МВ с минимальным набором средств управления и контроля
В процессе производства до июня 1944-го Willys МВ постоянно подвергался незначительным модификациям и снабжался разными наборами вспомогательного оснащения. Среди них были новые генераторы, аккумуляторные батареи и гидравлические амортизаторы, модернизированные тормоза и рулевая колонка, разные топливные баки ёмкостью от 38 до 57 литров.
Сохранившиеся до сих пор армейские автомобили Willys MВ
Фото 1. Ранний вариант автомобиля Willys MB со сварной решёткой радиатора
Фото 2. Типовой вариант джипа с лёгким тентом и шанцевым инструментом
Фото 3. Джип с застеклёнными брезентовыми боковинами кузова и прицепом М-100
Фото 4. Переделанный игровой Виллис MB из коллекции киностудии Мосфильм
Колёсная база джипа Willys МВ не изменилась (2 032 мм), дорожный просвет составил 222 мм. Максимальная скорость — 105 км/ч, средний расход топлива — 11–12 литров на 100 км.
Форд в подмастерьях у Виллиса
С развёртыванием серийного выпуска модели МВ могущественный концерн Ford со своей неудачной моделью GB с архаичным тракторным мотором оказался не у дел и углубился в тяжбы с Бантамом и Виллисом, которые смогла разрешить лишь комиссия при президенте США.
Разведывательный джип Ford GPW образца 1942 года, идентичный машине Willys MBЛёгкая боевая машина Ford GPW с крупнокалиберным пулемётом на поворотной стойке
Тем временем военное ведомство озаботилось огромным потоком заказов на джипы и решило развернуть их параллельный выпуск на головном заводе Ford River Rouge в Дирборне. В результате в феврале 1942-го скрепя сердце Ford приступил к массовому выпуску «абсолютно чужих» военных машин с индексом GPW (GP-Willys), включая версии со всеми управляемыми колёсами.
Редкий вариант автомобиля Ford GPW с задними управляемыми колёсамиОрганы управления Ford GPW с опознавательной табличкой на правой стороне щитка приборов
Внешне Ford GPW практически ничем не отличался от обычного Виллиса МВ и выпускался с ограниченным набором вариантов, которые использовались для штабной службы, разведки, монтажа радиостанций и пулемётных систем. К мелким отличиям относились невидимые со стороны детали: штампованная П-образная поперечина рамы под радиатором (на Виллисе она была трубчатой), литые педали вместо штампованных, заводская табличка на приборном щитке и особое крепление запасного колеса. На первых выпусках эмблему FORD можно было увидеть на задней стенке кузова и на педалях.
Американские джипы в советском ленд-лизе
Стоит отметить, что прогрессивные на тот момент Willys MB были далеко не первыми джипами, которые поставляли в СССР. Американцы начали с поставок уже порядком устаревшей и не очень удачной техники: Bantam BRC-40, Ford GP и Willys MA. Подобным образом строилась работа, скажем, с Китаем, Бразилией, Южной Африкой и Филиппинами, куда США также отправляли свои машины.
Военный корреспондент Николай Фиников на ленд-лизовском джипе Bantam BRC-40. 1942 годДжип Ford GP британского авиадесантного подразделения, полученный из Америки по ленд-лизу. 1942 годСборка джипов Willys MA, отправленных в Красную армию. Справа — обычная легковушка Americar. 1941 год
Поставки автомобилей Willys MB по ленд-лизу в Советский Союз начались весной 1942 года. Они поступали из США и Великобритании тремя морскими путями через северные, южные и дальневосточные порты.
Подготовка очередной партии Виллисов к отгрузке в страны антигитлеровской коалиции
В основном их поставляли в собранном виде и реже в полностью разобранном состоянии в специальных деревянных ящиках, которые можно было укладывать друг на друга на палубе транспортных судов. Их сборка из машинокомплектов была налажена в иранском порту Бушир, на Московском заводе имени Сталина и на военных предприятиях в Коломне и Омске.
Фото 1. Джип Willys MB для охраны лидеров Тегеранской конференции (кадр из кинофильма «Тегеран-43»)
Фото 2. Президент США Франклин Рузвельт на Виллисе с главами делегаций Ялтинской конференции. Февраль 1945 года
Фото 3. Первая встреча советских и американских военных на конечном этапе Второй мировой. Апрель 1945 года
Фото 4. Та самая легендарная встреча на Эльбе с участием джипа Willys МВ и одного пулемёта. Май 1945 года
Выпуск автомобилей Willys МВ и Ford GPW завершился 20 и 15 августа 1945 года соответственно. По отечественным данным, в СССР по ленд-лизу поступило 39,8 тысячи джипов всех типов, по американским сведениям (без учёта потерь в пути) — свыше 49 тысяч. Теперь сравним: в 1941–1945 годах Горьковский автозавод собрал около 14 тысяч командирских машин ГАЗ-64, ГАЗ-67 и бронеавтомобилей на их базе. Это, действительно, был достаточно высокий результат для одного предприятия, работавшего в условиях нехватки персонала, материалов и постоянных бомбёжек.
Фото 1. Генерал-полковник Владимир Судец на Виллисе в освобождённом Белграде. Октябрь 1944 года
Фото 2. Любимый советскими солдатами и офицерами лёгкий полноприводный автомобиль Ford GPW
Фото 3. Советские солдаты на американском джипе въезжают в освобождённую Софию. 1944 год
Фото 4. Колонна из джипов Willys МВ и полуторок в освобождённом Киеве. 1945 год
С точки зрения конструктора и шофёра
Легендарный Willys MB и его копия Ford GPW стали самыми распространёнными лёгкими автомобилями РККА. В большинстве они поступали в единственном универсальном исполнении с четырёхместным кузовом, брезентовым тентом и известной штампованной передней облицовкой с девятью вертикальными воздухозаборными прорезями и отверстиями для фар и подфарников.
С конструктивной точки зрения советские автомобили ГАЗ-64 и ГАЗ-67 вполне могли бы потягаться со своими заокеанскими аналогами. Моторы были схожими: что ГАЗ-64-6004, что L134 (по прозвищу Go Devil) – оба имели чугунные блок и головку, похожие карбюраторы и ГРМ с боковым расположением клапанов. Реальная мощность отечественного мотора была 54 л.с., американского в лабораторных условиях возрастала до 60 л.с., во многом за счёт степени сжатия. У советского джипа она составляла 4,6, у американского — 6,5. Последнее неудивительно, так как ГАЗ проектировали под низкооктановое топливо. Единственное, в чём выигрывал Go Devil, – это в компактности: указанную мощность снимали с блока меньшего объёма, 2,2 литра против 3,3 у ГАЗа.
Наиболее распространённые в Красной армии версии джипов Willys МВ с разными видами тентовСерийные автомобили Willys МВ с радиостанциями и одноосными грузовыми прицепами
В отличие от модели ГАЗ-67, на Виллисе сохранился исходный размер колеи (1 230 против 1 446 мм), что привело к установке неудобного суженного кузова и снижению боковой устойчивости. По воспоминаниям ветерана В. А. Кригера, «главные недостатки американских машин заключались в их неустойчивости при кренах более 17 градусов, плохой проходимости по бездорожью, слабом электрооборудовании, высокой требовательности к качеству моторных топлив и масел».
Джипы Willys МВ в качестве лёгких артиллерийских тягачей. 1943 год
По классификации военного ведомства США Виллис относился к тактическим автомобилям с полезной нагрузкой в четверть тонны (250 килограммов). Его можно было приспособить под разнообразные военные нужды, установку специального оснащения и вооружения, буксировку прицепов и лёгких артиллерийских систем.
Виллисы Великой Отечественной с радиостанциями и вооружением
Фото 1. Аэродромный Willys MB для обеспечения радиосвязи в ходе Тегеранской конференции. 1943 год
Фото 2. Наиболее мощная мобильная радиостанция стран антигитлеровской коалиции на шасси Ford GPW
Фото 3. Открытый Willys MB с ручным противотанковым ружьём и боевым расчётом из четырёх человек
В разгар войны Виллисы, напичканные второстепенными мелочами, отправились в свободное плавание. Вопреки былым нормативам, их снаряжённая масса подскочила до 1 420 килограммов и вплотную подобралась к уровню нашего ГАЗа-67. Превосходство «американцев» по экономичности не превышало 2 литров бензина на 100 километров, по максимальной скорости — на 15 км/ч больше. Кроме того, немалую роль в мировом продвижении Виллисов сыграла глубоко продуманная рекламная кампания, создавшая ему ореол лучшего в мире джипа Второй мировой войны.
Уникальная советская авиадесантируемая 37-мм противотанковая пушка ЧК-М1 на «лучшем в мире» джипе. 1944 год
А что же думали о Виллисе простые шофёры? В отсутствие подобных советских машин они немедленно и безоговорочно признали его самым совершенным, мощным, экономичным и просто лучшим автомобилем Красной армии.
И ещё раз о таинственной марке Джип
Поначалу в Америке Виллисы носили игривое прозвище Peep («Чирикалка»), в Красной армии их называли «Иван-Виллис», а самым известным нарицательным именем лёгких вездеходов стало никому не понятное слово «джип». В предыдущей статье мы рассказывали о двух вариантах расшифровки аббревиатуры GP армейских машин Ford, дававших в обоих случаях одинаковое произношение «джи пи», или сокращённо «джип».
К прочим носителям славного имени «джип» относились герой мультипликационных комиксов Юджин Джип (1936 г.), тяжёлый бомбардировщик (1937 г.), оригинальный полноприводный тягач (1938 г.) и даже случайно оброненное слово испытателя джипов, подхваченное одной из газет зимой 1941 года.
В послевоенные годы Willys МВ завёл свою фирму в финансовый тупик, но её дело продолжали крупные компании, выпускавшие свою военную автотехнику под маркой Jeep.
На заглавной фотографии — армейские 54-сильные автомобили Willys МВ всех версий и назначения на пробеге старинной военной автотехники.
Все иностранные меры пересчитаны по Международной системе единиц.
В статье использованы только аутентичные чёрно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.
история
военная техника
Новые статьи
Статьи / Авто с пробегом
Audi А4 IV B8 (8K) с пробегом: золотая рейка, бомба в бачке и дизель, как в Газели
В первой части материала, посвященного Audi А4 в кузове 8K (он же A4 B8), мы рассказали, что кузова марки перестали быть вечными, а обилие электроники может доставить владельцу немало хлопот…
170
0
0
17.05.2023
Статьи / Бизнес
Рейтинг страховых 2023: где лучше покупать ОСАГО, какие компании вошли в рейтинг и почему
В этой статье мы расскажем о компаниях, которые страхуют ответственность водителя при повреждении чужого автомобиля, имущества, а также причинении вреда жизни и здоровья другим участникам до. ..
408
0
1
17.05.2023
Статьи / Популярные вопросы
Как правильно трогаться в горку на ручной коробке передач и каких ошибок нужно избегать
Для водителей-новичков старт с места на подъеме иногда остается сложным приемом достаточно долго, пока они не отработают технику быстрой работы со сцеплением. При этом в автошколе этому навы…
921
3
0
15.05.2023
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв
Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo?
В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в…
11775
8
9
07.04.2023
Тест-драйвы / Тест-драйв
Пятаки на снегу: первый тест-драйв Москвич 3
Про автомобили с эмблемой московского завода «Москвич» сейчас говорят много и не всегда – хорошо. Что уж там, всем ведь понятно, что в этом «россиянине с раскосыми и жадными глазами» из росс…
7429
17
2
23.12.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв
Наппа, блокировки и танковый разворот: тест-драйв внедорожника Tank 300
Горная Хакасия, массив Сундуки. Крутой подъем и колея с глубокими промоинами, ведущая на вершину. Кажется, будет трудно – ведь в каждой такой промоине автомобиль попадает на диагональное выв…
7269
11
4
02.03.2023
Пять фактов о ГАЗ-64 и Willys
ГАЗ-64, советский внедорожник, разработанный прямо перед Великой Отечественной, был очень похож на лендлизовский Willys MB. Он не был копией американца, хотя истории двух машин на момент пересеклись, а потом разошлись, так что их судьбы получились очень разными.
Теги:
Нетленка
История
Автомобили
США
СССР
U.S. National Archives and Records Administration / Wikipedia
Армейские джипы, почти одновременно разработанные в США и СССР, очень похожи внешне, но конструкция у них разная. Мы сравнили историю создания и судьбы легендарных близнецов.
Конкуренты
На стадии разработки у обеих были конкуренты. Будущий советский внедорожник выбирали из прототипов Горьковского автозавода и Научно-исследовательского тракторного института (НАТИ), американский – из образцов American Bantam, Ford и Willys. Причём в США победил American Bantam, его модель Bantam BRC40 стала основой для будущего Willys MB. Ирония судьбы в том, что Bantam так и не получила большой военный заказ, его поделили Ford и Willys. А в СССР кто победил (ГАЗ), тот и выполняй.
Плагиатом не пахнет
ГАЗ-64 не был копией Willys на уровне конструкции (см. ниже). А на уровне концепции – то ли да, то ли нет, точно не известно. Русскоязычная Википедия утверждает, что заказ на машину поступил после того, как в Кремле ознакомились со статьёй в журнале Automotive Industries, рассказывавшей о первом «джипе» Bantam BRC40.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
На странице на английском языке другая версия – что требования были выработаны на основе анализа боёв между советскими и финскими войсками в 1939-1940 годах. Нюанс: у Willys было три сиденья, а у ГАЗ-64 четыре официально и шесть-восемь полуофициально – конструкторы предусмотрели возможность ехать и на задних крыльях.
Высокая скорость разработки
Обе машины были разработаны очень быстро, считая с момента выдачи задания военными конструкторам и до появления готовых машин на испытаниях. На разработку советского «козлика», например, потратили всего 51 день. Но за сумасшедшей скоростью стояли разные причины. American Bantam была, по сути, уже готова, ведь к моменту выдачи задания она уже почти 10 лет вела разработки.
Советские конструкторы давили на унификацию, собирая первые образцы из узлов серийных автомобилей – легковой ГАЗ-М1, вездехода ГАЗ-61 и «полуторки» ГАЗ-ММ, малолитражки КИМ-10. Ну, и немного помогло то, что было понятно, как машина должна выглядеть – как у американцев.
Судьба
Willys MB выпускался в огромном количестве. В один Советский Союз ушло более 50 тысяч машин по ленд-лизу в годы ВОВ, а суммарный выпуск за 1940-е и 1950-е годы превысил полмиллиона.
ГАЗ-64 было выпущено менее 700 штук. Правительство рассудило, что поскольку армия снабжается «Виллисами», пусть автозавод лучше сосредоточится на выпуске бронемобиля на его основе. В 1943 году ГАЗ переработал конструкцию и получил более удачный ГАЗ-67, ставший по-настоящему популярным уже после ВОВ. Но это уже совсем другая история.
Применение
Изначально обе машины предполагалось использовать как командные и разведочные. На практике они оказались безумно удобными для самых разных задач.
При этом кажется, что Willys войсками западных стран применялся более разнообразно и творчески, чем ГАЗ-64 и те «Виллисы», что ушли в СССР. Видимо, причина в том, что техникой армии, сражавшиеся на втором фронте, были укомплектованы богаче, чем советские войска. Поэтому «Виллисы» использовали и для рейдов по тылам врага, и как самоходные полевые кухни, полевые генераторы электричества, самоходные алтари и так далее.
ГАЗ-64 больше всего использовались как артиллерийские тягачи для полевых и противотанковых пушек и как машины пехоты.
Это был ответ Советского Союза джипу
Время чтения: около 5 минут |
Написано Беном Бранчем |
22 июля 2022 г.
ГАЗ-69 был разработан в конце 1940-х годов как доморощенный военный полноприводной автомобиль Советского Союза, по сути, их ответ американскому джипу, который доказал свою бесценность во время Второй мировой войны.
Советский Союз получил более 40 000 джипов во время войны по договору ленд-лиза. ГАЗ-69был разработан как замена ГАЗ-67 4×4, он должен был стать долгосрочным военным 4×4 для Советов и государств Восточного блока.
Краткие факты — ГАЗ-69
- Из-за чрезвычайно разнообразной и часто коварной местности Советского Союза было предпринято много попыток создать прочные полноприводные автомобили. Одним из первых был ГАЗ-61, за которым последовали ГАЗ-64, ГАЗ-67 и ГАЗ-69, причем развитие автомобилей улучшалось с каждым поколением.
- ГАЗ (ГАЗ) расшифровывается как Горьковский автомобильный завод или «Горьковский автомобильный завод». Компания была одним из крупнейших производителей грузовиков и автомобилей в Советском Союзе.
- ГАЗ-69 начали разрабатывать в 1946 году, всего через год после окончания Второй мировой войны, но он не был запущен в производство до 1953 года, поскольку другие автомобили ГАЗ имели приоритет в производственном процессе.
- Показанный здесь ГАЗ-69, как говорят, первоначально использовался как военный радиомобиль, он был отремонтирован в Мичигане в 2010 году и теперь выставлен на продажу в Честерленде, штат Огайо.
Предки ГАЗ-69
ГАЗ-69 должен был сыграть ключевую роль в вооруженных силах Советского Союза, государств Восточного блока и их союзных стран. У американцев были свои джипы, у британцев были свои Ленд Роверы, а у Советов были свои ГАЗ-69.
Это ГАЗ-64, он был быстро разработан с использованием многих ранее существовавших деталей, чтобы стать местной версией американского джипа. Изображение предоставлено Военным музеем Невингтона.
Полноприводные военные машины разрабатывались в России как минимум с 1930-х годов, но в очень ограниченном количестве. Одним из ключевых ранних образцов был ГАЗ-61 1938 года, он был спроектирован В. А. Грачевым как по существу кузов автомобиля ГАЗ-М1 на полноприводном шасси. Было изготовлено менее 240 экземпляров.
На смену ГАЗ-61 пришел ГАЗ-64, основанный на американском джипе Willys, но изготовленный с использованием многих ранее существовавших компонентов местного производства. Сообщается, что процесс разработки занял всего несколько недель, и все под руководством Виталия Грачева.
В 1943 году, в разгар Великой Отечественной войны, появился ГАЗ-67. Это был более крупный, мощный и усиленный военный полноприводный автомобиль с сильной визуальной связью со своим непосредственным предшественником. Почти 100 000 из них были построены между 1943 и 1953 г., когда на смену ему пришел значительно улучшенный ГАЗ-69.
Прибытие ГАЗ-69 1964 года (наконец-то)
Все уроки, полученные при разработке и эксплуатации более ранних советских полноприводных автомобилей, были перенесены на ГАЗ-69. В то время как более ранние автомобили разрабатывались очень быстро, иногда в течение нескольких недель или месяцев, 69 разрабатывался тщательно и медленно в течение нескольких лет, начиная с 1946 года. Тим показывает ГАЗ-69за рулем, и обсуждает необычную историю модели.
Прототипы ГАЗ-69 отправлялись во все уголки Советского Союза в течение каждого из четырех сезонов. Некоторые автомобили преодолели более 100 000 километров (62 000 миль) испытаний. Когда разработка была завершена, команда во главе с Григорием Вассерманом отправила ее в производство.
Модель 69 получила более автомобильную переднюю часть, чем модель 67. Она использовала тот же рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 2,1 литра (130 кубических дюймов) мощностью 55 л.с., трехступенчатую коробку передач и двухдиапазонную раздаточную коробку, что и ее предшественник. Как было принято в те дни, 69имеет конструкцию кузов-шасси с ведущими мостами на листовых рессорах спереди и сзади.
Время между окончанием разработки и началом производства растянулось на годы, завод был занят выпуском легкового автомобиля М-20 и грузовых автомобилей ГАЗ-51 и ГАЗ-53, которые считались более важными, поэтому ГАЗ-69 занял заднее сиденье.
К 1953 году производство, наконец, началось, хотя некоторые говорят, что в 1952 году было произведено ограниченное количество.53 по 1955 г., затем с 1955 по 1972 г. он был переведен на завод УАЗ (Ульяновский автомобильный завод). Говорят, что максимальная скорость составляет 56 миль в час (90 км / ч).
Несмотря на медленный старт, ГАЗ-69 будет производиться в гораздо большем количестве, чем любой из его предшественников, всего было выпущено более 600 000 автомобилей.
Здесь показан ГАЗ-69
ГАЗ-69, который вы видите здесь, был построен в 1964 году, в том же году, когда Ford Mustang был выпущен в Соединенных Штатах, а The Beatles выпустили свой сингл 9, занявший первое место в чартах.0029 Вечер трудного дня .
Считается, что этот ГАЗ изначально использовался как военная радиомашина, а это критически важная функция. Большая часть его жизни потеряна для истории, но мы знаем, что он был восстановлен/отремонтирован в 2010 году в Мичигане, и сейчас он находится в хорошем состоянии.
Автомобиль окрашен в оливково-зеленый цвет с зеленой виниловой обивкой. Он приводится в движение правильным 2,1-литровым рядным четырехцилиндровым двигателем в паре с трехступенчатой механической коробкой передач и двухдиапазонной раздаточной коробкой. Он имеет складывающиеся задние многоместные сиденья, передние прожекторы, заднюю цапфу и окрашенные в черный цвет 16-дюймовые стальные колеса.
Если вы хотите узнать больше об этом необычном советском ответе на джип, вы можете посетить список здесь, он продается в Честерленде, штат Огайо.
Изображения предоставлены Bring A Trailer. BuzzFeed, Autoweek Magazine, Wired Magazine, Autoblog, Gear Patrol, Jalopnik, The Verge и многие другие.
Silodrome был основан Беном еще в 2010 году, за годы, прошедшие с тех пор, как сайт стал мировым лидером в секторе альтернативных и винтажных автомобилей, с более чем миллионом ежемесячных читателей со всего мира и многими сотнями тысяч подписчиков. в социальных сетях.
Опубликовано Беном Бранчем — 22 июля 2022 г.
Внутри диких 90-х России и внедорожника, который правил ее дорогами
Холодным днем в конце января я въехал в промышленный переулок Санкт-Петербурга. Там я познакомился с человеком, которого буду называть «Олег».
Олег ездит на Jeep Grand Cherokee ZJ 1996 года выпуска — «Orvis Edition» с 5,2-литровым двигателем V8. Пока мы болтали у капота его машины, многие головы повернулись, и немало незнакомцев подняли вверх большие пальцы. Еще несколько человек спросили, продается ли машина, на что Олег зловеще ответил: « такие машины не продаются» ( «такие машины не продаются» ).
В Америке Grand Cherokee ZJ находится на самой тяжелой стадии своего жизненного цикла. Это не совсем классика, как Grand Wagoneer или CJ, но и далеко не современность. Это чистилище стоимости при перепродаже — этап его жизни на школьной стоянке. Но в России ZJ — один из немногих следов, оставшихся от того, что многие русские называют «диким девятым». 0 с.» Мы с Олегом продолжили обсуждение того, откуда взялась эта репутация. Излишне говорить, что все стало глубже.
Олег был подростком в 1990-х — непростом для России времени. Советской авторитарной системы больше нет. Для некоторых это были волнующие годы. Цензура закончилась, и многие потянулись за некогда запретным плодом Запада: жевательной резинкой, синими джинсами и биг-маками. Для других 90-е означали трудности и неразбериху. Инфляция достигла 2600 процентов в 1992 году, как отмечается в отчете НИУ ВШЭ в России.
Однако для преступного мира России 90-е были просмотров . Верховенство закона было анемичным. Свободное предпринимательство было теперь в порядке вещей, как и рэкет. Разросшиеся преступные группы приложили свои руки ко всем видам бизнеса, от уличных торговцев до сибирских нефтяных компаний.
На этом фоне в Россию хлынули подержанные автомобили со всего мира, включая Западную Европу, Японию (кстати, продолжающееся явление) и Северную Америку. И все это в стране, где еще несколько лет назад стояли многолетние очереди на «Москвичи-9».0029 и Лады. Но теперь на российских дорогах появилась всякая ошеломляющая экзотика: Ford Tempos, Toyota Mark II и Volvo 940. В этих машинах были кнопки, которые делали разные вещи, и впрыск топлива, и подушки безопасности, и работающие тормоза.
Культура статусного автомобиля развивалась в России одновременно с диверсификацией дорожного движения. В криминальном мире ваш плохой ублюдок -ность зависел от того, насколько большой и дорогой был ваш автомобиль. Таким образом, мафиози хотели машины, которые шептали, «избегай меня». Им нужно было сочетание оскорбительного и показного. И именно здесь блистал Jeep Grand Cherokee ZJ.
ZJ обладал всеми американскими удобствами, но в прочном корпусе для бездорожья.
Это то, что отличает Jeep от своих конкурентов с кузовом на раме, таких как современные Toyota Land Cruiser 80 Series и Nissan Patrol Y60 — грузовики, которые в те годы все еще были довольно спартанскими и маломощными. ZJ, с другой стороны, заставлял гангстеров чувствовать себя особенными. Он мог тянуть бригада и все их АК-47 на перестрелку посреди грязного поля, и в процессе разогреть всем задницы.
Действительно, бригадиров больше всего полюбили ZJ. В криминальной иерархии именно они призваны решать вопросы с соперниками. По этой причине бригадирам нужны были автомобили, чтобы проецировать силу — нагнуть врага. Но им также нужна была сила, чтобы вырваться из засады, иногда на очень неровной дороге. V8 ZJ справился с этим лучше, чем почти любой другой внедорожник того времени.
И когда в суровые русские зимы погибло столько других автомобилей американского производства, ZJ оказался живучим. Возьмем, к примеру, Lincoln Town Car. Несколько таких рамных седанов оказались в России в начале 90-х. Бог благословит их. Больно представить, как эти бедные, ничего не подозревающие тела пантер тряслись насмерть на этих заброшенных дорогах. О, как они тосковали по старшим центральным круговым развязкам Бока-Ратон, Флорида.
Тем не менее, ZJ не были застрахованы от краж, перестрелок и случайных взрывов «диких» 90 с.» Многие российские ZJ, к сожалению, так и не дожили до 21 века; они умерли по «неестественным причинам».
Получить статистику по Jeep Grand Cherokee ZJ в России крайне сложно, если вообще возможно. Все ZJ ввозились в Россию неофициальными «серыми» дилерами или привозились перегонщиками (автоласты-одиночки). Те, которые все еще существуют, часто имеют мутную документацию. Трудно сказать, сколько их осталось или сколько было изначально.
Понятно, что чистый ZJ Олега — редкость, особенно с учетом оригинальной окраски «зеленый мох».
Россия сегодня совсем другая страна. Санкт-Петербург, когда-то являвшийся фоном для культовых русских гангстерских фильмов, таких как Brat , теперь переполнен крафтовым пивом и кофейнями. С тех пор, как «дикие 90-е» подошли к концу и экономика перевернулась, начался новый бум покупки автомобилей. Сейчас дорогие иномарки никого не впечатляют; они норм.