Содержание
Джипы Willys в СССР: могла ли Красная армия победить без них?
- Главная
- Статьи
- Джипы Willys в СССР: могла ли Красная армия победить без них?
Автор:
Евгений Кочнев
Фото: фотографии из архива автора
С началом Великой Отечественной войны порочная установка высшего советского руководства на копирование зарубежных военных автомобилей, сдобренная отсутствием инженерных кадров и ресурсов на изготовление, фактически лишила Красную армию новой колёсной автотехники. Ситуация в корне изменилась, когда несколько тысяч армейских ГАЗиков с лихвой перекрыл ленд-лизовский вихрь из десятков тысяч американских Виллисов.
Этот спасательный «трюк» оказался возможным по американскому закону о ленд-лизе (lend-lease, дословно — «заём-аренда»), который позволял Соединённым Штатам передавать союзным странам взаймы или в долгосрочную аренду военную технику и вооружение. С Советским Союзом первый договор ленд-лиза был подписан в сентябре 1941 года, положив начало долгой финансовой зависимости от Америки.
Сборка армейских автомобилей Ford GPW на головном заводе корпорации Ford Motor Company. 1942 годШеренга из полутора десятков джипов Willys MB на фестивале старинной военной автотехники
Решение о массовом выпуске обновлённых Виллисов состоялось 1 июля 1941 года, когда война перешагнула границы Советского Союза. 18 ноября, будто предчувствуя вступление Соединённых Штатов во Вторую мировую войну, в городе Толедо начали конвейерную сборку новой армейской машины Willys МВ. Выпуск идентичной версии Ford GPW был развёрнут в начале 1942-го сразу на шести предприятиях концерна Ford Motor Company.
Чем же прославился Виллис MB?
Willys МВ был универсальным, маневренным и практичным, но в целом рядовым лёгким армейским автомобилем с четырёхместным кузовом без дверей, брезентовым тентом и откидывавшейся на капот передней панелью с жёстко укреплённым в ней лобовым стеклом.
Автомобили Willys MB раннего выпуска с облегчённой передней защитной решёткой. Декабрь 1941 года
Внешне от предыдущего джипа Willys МА он отличался фарами, перенесёнными с крыльев в облицовку радиатора, и деталями кузова. Машины МВ первого выпуска снабжались отдельной лёгкой сварной решёткой радиатора и оригинальными откидывавшимися вверх фарами, облегчавшими замену лампочек, а также диагональным расположением задних фонарей от модели МА.
Серийный армейский автомобиль Willys MB для обслуживания тяжёлых военных самолётовТипичный открытый серийный джип Willys MB с радиостанцией и шанцевым комплектом
В середине 1942 года все машины Willys МВ получили хорошо известную внешность со штампованной решёткой радиатора. В техническом отношении автомобиль практически не отличался от своих предшественников Quad и Willys МА, получив отработанный двигатель Willys 442 прежней мощности (54 л.с., по стандарту SAE — 60 л.с.). На нём монтировали трёхступенчатую коробку передач от легковой модели Overland, двухступенчатую раздаточную, рессорную подвеску, барабанные тормоза с гидроприводом, передний управляемый мост с шестью типами шарниров равных угловых скоростей и шины размером 6,00–16.
Американский джип Willys МВ, доставленный по договору ленд-лиза, в Красной армииРабочее место водителя джипа Willys МВ с минимальным набором средств управления и контроля
В процессе производства до июня 1944-го Willys МВ постоянно подвергался незначительным модификациям и снабжался разными наборами вспомогательного оснащения. Среди них были новые генераторы, аккумуляторные батареи и гидравлические амортизаторы, модернизированные тормоза и рулевая колонка, разные топливные баки ёмкостью от 38 до 57 литров.
Сохранившиеся до сих пор армейские автомобили Willys MВ
Фото 1. Ранний вариант автомобиля Willys MB со сварной решёткой радиатора
Фото 2. Типовой вариант джипа с лёгким тентом и шанцевым инструментом
Фото 3. Джип с застеклёнными брезентовыми боковинами кузова и прицепом М-100
Фото 4. Переделанный игровой Виллис MB из коллекции киностудии Мосфильм
Колёсная база джипа Willys МВ не изменилась (2 032 мм), дорожный просвет составил 222 мм. Максимальная скорость — 105 км/ч, средний расход топлива — 11–12 литров на 100 км.
Форд в подмастерьях у Виллиса
С развёртыванием серийного выпуска модели МВ могущественный концерн Ford со своей неудачной моделью GB с архаичным тракторным мотором оказался не у дел и углубился в тяжбы с Бантамом и Виллисом, которые смогла разрешить лишь комиссия при президенте США.
Разведывательный джип Ford GPW образца 1942 года, идентичный машине Willys MBЛёгкая боевая машина Ford GPW с крупнокалиберным пулемётом на поворотной стойке
Тем временем военное ведомство озаботилось огромным потоком заказов на джипы и решило развернуть их параллельный выпуск на головном заводе Ford River Rouge в Дирборне. В результате в феврале 1942-го скрепя сердце Ford приступил к массовому выпуску «абсолютно чужих» военных машин с индексом GPW (GP-Willys), включая версии со всеми управляемыми колёсами.
Редкий вариант автомобиля Ford GPW с задними управляемыми колёсамиОрганы управления Ford GPW с опознавательной табличкой на правой стороне щитка приборов
Внешне Ford GPW практически ничем не отличался от обычного Виллиса МВ и выпускался с ограниченным набором вариантов, которые использовались для штабной службы, разведки, монтажа радиостанций и пулемётных систем. К мелким отличиям относились невидимые со стороны детали: штампованная П-образная поперечина рамы под радиатором (на Виллисе она была трубчатой), литые педали вместо штампованных, заводская табличка на приборном щитке и особое крепление запасного колеса. На первых выпусках эмблему FORD можно было увидеть на задней стенке кузова и на педалях.
Американские джипы в советском ленд-лизе
Стоит отметить, что прогрессивные на тот момент Willys MB были далеко не первыми джипами, которые поставляли в СССР. Американцы начали с поставок уже порядком устаревшей и не очень удачной техники: Bantam BRC-40, Ford GP и Willys MA. Подобным образом строилась работа, скажем, с Китаем, Бразилией, Южной Африкой и Филиппинами, куда США также отправляли свои машины.
Военный корреспондент Николай Фиников на ленд-лизовском джипе Bantam BRC-40. 1942 годДжип Ford GP британского авиадесантного подразделения, полученный из Америки по ленд-лизу. 1942 годСборка джипов Willys MA, отправленных в Красную армию. Справа — обычная легковушка Americar. 1941 год
Поставки автомобилей Willys MB по ленд-лизу в Советский Союз начались весной 1942 года. Они поступали из США и Великобритании тремя морскими путями через северные, южные и дальневосточные порты.
Подготовка очередной партии Виллисов к отгрузке в страны антигитлеровской коалиции
В основном их поставляли в собранном виде и реже в полностью разобранном состоянии в специальных деревянных ящиках, которые можно было укладывать друг на друга на палубе транспортных судов. Их сборка из машинокомплектов была налажена в иранском порту Бушир, на Московском заводе имени Сталина и на военных предприятиях в Коломне и Омске.
Фото 1. Джип Willys MB для охраны лидеров Тегеранской конференции (кадр из кинофильма «Тегеран-43»)
Фото 2. Президент США Франклин Рузвельт на Виллисе с главами делегаций Ялтинской конференции. Февраль 1945 года
Фото 3. Первая встреча советских и американских военных на конечном этапе Второй мировой. Апрель 1945 года
Фото 4. Та самая легендарная встреча на Эльбе с участием джипа Willys МВ и одного пулемёта. Май 1945 года
Выпуск автомобилей Willys МВ и Ford GPW завершился 20 и 15 августа 1945 года соответственно. По отечественным данным, в СССР по ленд-лизу поступило 39,8 тысячи джипов всех типов, по американским сведениям (без учёта потерь в пути) — свыше 49 тысяч. Теперь сравним: в 1941–1945 годах Горьковский автозавод собрал около 14 тысяч командирских машин ГАЗ-64, ГАЗ-67 и бронеавтомобилей на их базе. Это, действительно, был достаточно высокий результат для одного предприятия, работавшего в условиях нехватки персонала, материалов и постоянных бомбёжек.
Фото 1. Генерал-полковник Владимир Судец на Виллисе в освобождённом Белграде. Октябрь 1944 года
Фото 2. Любимый советскими солдатами и офицерами лёгкий полноприводный автомобиль Ford GPW
Фото 3. Советские солдаты на американском джипе въезжают в освобождённую Софию. 1944 год
Фото 4. Колонна из джипов Willys МВ и полуторок в освобождённом Киеве. 1945 год
С точки зрения конструктора и шофёра
Легендарный Willys MB и его копия Ford GPW стали самыми распространёнными лёгкими автомобилями РККА. В большинстве они поступали в единственном универсальном исполнении с четырёхместным кузовом, брезентовым тентом и известной штампованной передней облицовкой с девятью вертикальными воздухозаборными прорезями и отверстиями для фар и подфарников.
С конструктивной точки зрения советские автомобили ГАЗ-64 и ГАЗ-67 вполне могли бы потягаться со своими заокеанскими аналогами. Моторы были схожими: что ГАЗ-64-6004, что L134 (по прозвищу Go Devil) – оба имели чугунные блок и головку, похожие карбюраторы и ГРМ с боковым расположением клапанов. Реальная мощность отечественного мотора была 54 л.с., американского в лабораторных условиях возрастала до 60 л.с., во многом за счёт степени сжатия. У советского джипа она составляла 4,6, у американского — 6,5. Последнее неудивительно, так как ГАЗ проектировали под низкооктановое топливо. Единственное, в чём выигрывал Go Devil, – это в компактности: указанную мощность снимали с блока меньшего объёма, 2,2 литра против 3,3 у ГАЗа.
Наиболее распространённые в Красной армии версии джипов Willys МВ с разными видами тентовСерийные автомобили Willys МВ с радиостанциями и одноосными грузовыми прицепами
В отличие от модели ГАЗ-67, на Виллисе сохранился исходный размер колеи (1 230 против 1 446 мм), что привело к установке неудобного суженного кузова и снижению боковой устойчивости. По воспоминаниям ветерана В. А. Кригера, «главные недостатки американских машин заключались в их неустойчивости при кренах более 17 градусов, плохой проходимости по бездорожью, слабом электрооборудовании, высокой требовательности к качеству моторных топлив и масел».
Джипы Willys МВ в качестве лёгких артиллерийских тягачей. 1943 год
По классификации военного ведомства США Виллис относился к тактическим автомобилям с полезной нагрузкой в четверть тонны (250 килограммов). Его можно было приспособить под разнообразные военные нужды, установку специального оснащения и вооружения, буксировку прицепов и лёгких артиллерийских систем.
Виллисы Великой Отечественной с радиостанциями и вооружением
Фото 1. Аэродромный Willys MB для обеспечения радиосвязи в ходе Тегеранской конференции. 1943 год
Фото 2. Наиболее мощная мобильная радиостанция стран антигитлеровской коалиции на шасси Ford GPW
Фото 3. Открытый Willys MB с ручным противотанковым ружьём и боевым расчётом из четырёх человек
В разгар войны Виллисы, напичканные второстепенными мелочами, отправились в свободное плавание. Вопреки былым нормативам, их снаряжённая масса подскочила до 1 420 килограммов и вплотную подобралась к уровню нашего ГАЗа-67. Превосходство «американцев» по экономичности не превышало 2 литров бензина на 100 километров, по максимальной скорости — на 15 км/ч больше. Кроме того, немалую роль в мировом продвижении Виллисов сыграла глубоко продуманная рекламная кампания, создавшая ему ореол лучшего в мире джипа Второй мировой войны.
Уникальная советская авиадесантируемая 37-мм противотанковая пушка ЧК-М1 на «лучшем в мире» джипе. 1944 год
А что же думали о Виллисе простые шофёры? В отсутствие подобных советских машин они немедленно и безоговорочно признали его самым совершенным, мощным, экономичным и просто лучшим автомобилем Красной армии.
И ещё раз о таинственной марке Джип
Поначалу в Америке Виллисы носили игривое прозвище Peep («Чирикалка»), в Красной армии их называли «Иван-Виллис», а самым известным нарицательным именем лёгких вездеходов стало никому не понятное слово «джип». В предыдущей статье мы рассказывали о двух вариантах расшифровки аббревиатуры GP армейских машин Ford, дававших в обоих случаях одинаковое произношение «джи пи», или сокращённо «джип».
К прочим носителям славного имени «джип» относились герой мультипликационных комиксов Юджин Джип (1936 г.), тяжёлый бомбардировщик (1937 г.), оригинальный полноприводный тягач (1938 г.) и даже случайно оброненное слово испытателя джипов, подхваченное одной из газет зимой 1941 года.
В послевоенные годы Willys МВ завёл свою фирму в финансовый тупик, но её дело продолжали крупные компании, выпускавшие свою военную автотехнику под маркой Jeep.
На заглавной фотографии — армейские 54-сильные автомобили Willys МВ всех версий и назначения на пробеге старинной военной автотехники.
Все иностранные меры пересчитаны по Международной системе единиц.
В статье использованы только аутентичные чёрно-белые иллюстрации, натурные цветные фотографии выполнены автором.
история
военная техника
Новые статьи
Статьи / Тесты
Тест из таксопарка: проверь, что ты знаешь о Renault Logan первого поколения
«Гражданин мира», известный у нас под именем Logan и выпускавшийся в мире под несколькими разными марками, в этом году отмечает своё 18-летие. В честь «совершеннолетия» этого невольного люби…
256
0
0
26.11.2022
Статьи / Новые авто
Так вот ты какой, Москвич 3: знакомимся с машиной на официальном старте производства
Вчера, 23 ноября, московский автозавод, долгое время существовавший только в статусе предприятия Renault Россия (до 2014 года назывался «Автофрамос») и более полугода простаивавший после ухо. ..
6379
12
3
24.11.2022
Статьи / Практика
Что такое универсальный, ремонтный и спортивный катализаторы и стоит ли их устанавливать
Среди множества рекламных предложений по удалению катализатора попадаются и другие: в них автолюбителям предлагают не простое удаление катализатора, а его замену на универсальный, ремонтный…
1302
0
2
23.11.2022
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв
Haval Dargo против Mitsubishi Outlander: собака лает, чужестранец идет
В дилерском центре Haval на юге Москвы жизнь кипит: покупатели разглядывают машины, общаются с менеджерами и подписывают какие-то бумаги. Пока я ждал выдачи тестового Dargo, такой же кроссов…
17491
7
205
13.09.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв
Мотор от Mercedes, эмблема от Renault, сборка от Dacia: тест-драйв европейского Logan 1,0
Казалось бы, что нового можно рассказать про Renault Logan второго поколения, известный каждому российскому таксисту, что называется, вдоль и поперёк? Однако конкретно в этом автомобиле есть…
14108
10
41
13.08.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв
Geely Coolray против Haval Jolion: бесплатный сыр? Если бы!
Хотите купить сегодня машину с полноценной гарантией, в кредит по адекватной ставке, без диких дилерских накруток? Сейчас это та еще задачка, ведь полноценную цепочку «представительство – з. ..
11234
26
30
10.08.2022
Пять фактов о ГАЗ-64 и Willys
ГАЗ-64, советский внедорожник, разработанный прямо перед Великой Отечественной, был очень похож на лендлизовский Willys MB. Он не был копией американца, хотя истории двух машин на момент пересеклись, а потом разошлись, так что их судьбы получились очень разными.
Рома Назаров
U.S. National Archives and Records Administration / Wikipedia
Армейские джипы, почти одновременно разработанные в США и СССР, очень похожи внешне, но конструкция у них разная. Мы сравнили историю создания и судьбы легендарных близнецов.
Конкуренты
На стадии разработки у обеих были конкуренты. Будущий советский внедорожник выбирали из прототипов Горьковского автозавода и Научно-исследовательского тракторного института (НАТИ), американский – из образцов American Bantam, Ford и Willys. Причём в США победил American Bantam, его модель Bantam BRC40 стала основой для будущего Willys MB. Ирония судьбы в том, что Bantam так и не получила большой военный заказ, его поделили Ford и Willys. А в СССР кто победил (ГАЗ), тот и выполняй.
Плагиатом не пахнет
ГАЗ-64 не был копией Willys на уровне конструкции (см. ниже). А на уровне концепции – то ли да, то ли нет, точно не известно. Русскоязычная Википедия утверждает, что заказ на машину поступил после того, как в Кремле ознакомились со статьёй в журнале Automotive Industries, рассказывавшей о первом «джипе» Bantam BRC40.
На странице на английском языке другая версия – что требования были выработаны на основе анализа боёв между советскими и финскими войсками в 1939-1940 годах. Нюанс: у Willys было три сиденья, а у ГАЗ-64 четыре официально и шесть-восемь полуофициально – конструкторы предусмотрели возможность ехать и на задних крыльях.
Высокая скорость разработки
Обе машины были разработаны очень быстро, считая с момента выдачи задания военными конструкторам и до появления готовых машин на испытаниях. На разработку советского «козлика», например, потратили всего 51 день. Но за сумасшедшей скоростью стояли разные причины. American Bantam была, по сути, уже готова, ведь к моменту выдачи задания она уже почти 10 лет вела разработки.
Советские конструкторы давили на унификацию, собирая первые образцы из узлов серийных автомобилей – легковой ГАЗ-М1, вездехода ГАЗ-61 и «полуторки» ГАЗ-ММ, малолитражки КИМ-10. Ну, и немного помогло то, что было понятно, как машина должна выглядеть – как у американцев.
Судьба
Willys MB выпускался в огромном количестве. В один Советский Союз ушло более 50 тысяч машин по ленд-лизу в годы ВОВ, а суммарный выпуск за 1940-е и 1950-е годы превысил полмиллиона.
ГАЗ-64 было выпущено менее 700 штук. Правительство рассудило, что поскольку армия снабжается «Виллисами», пусть автозавод лучше сосредоточится на выпуске бронемобиля на его основе. В 1943 году ГАЗ переработал конструкцию и получил более удачный ГАЗ-67, ставший по-настоящему популярным уже после ВОВ. Но это уже совсем другая история.
Применение
Изначально обе машины предполагалось использовать как командные и разведочные. На практике они оказались безумно удобными для самых разных задач.
При этом кажется, что Willys войсками западных стран применялся более разнообразно и творчески, чем ГАЗ-64 и те «Виллисы», что ушли в СССР. Видимо, причина в том, что техникой армии, сражавшиеся на втором фронте, были укомплектованы богаче, чем советские войска. Поэтому «Виллисы» использовали и для рейдов по тылам врага, и как самоходные полевые кухни, полевые генераторы электричества, самоходные алтари и так далее.
ГАЗ-64 больше всего использовались как артиллерийские тягачи для полевых и противотанковых пушек и как машины пехоты.
Это был ответ Советского Союза джипу
Время чтения: около 5 минут |
Написано Беном Бранчем |
22 июля 2022 г.
Фейсбук
Твиттер
WhatsApp
Реддит
Эл.адрес
Более
ГАЗ-69 был разработан в конце 1940-х годов как доморощенный военный полноприводной автомобиль Советского Союза, по сути, их ответ американскому джипу, который доказал свою бесценность во время Второй мировой войны.
Советский Союз получил более 40 000 джипов во время войны по договору ленд-лиза. ГАЗ-69 разрабатывался как замена ГАЗ-67 4×4, он должен был стать долгосрочным военным 4×4 для Советов и государств Восточного блока.
Краткие факты — ГАЗ-69
- Из-за чрезвычайно разнообразной и часто коварной местности Советского Союза было предпринято много попыток создать прочные полноприводные автомобили. Одним из первых был ГАЗ-61, за которым последовали ГАЗ-64, ГАЗ-67 и ГАЗ-69.с развитием автомобиля улучшается с каждым поколением.
- ГАЗ (ГАЗ) расшифровывается как Горьковский автомобильный завод или «Горьковский автомобильный завод». Компания была одним из крупнейших производителей грузовиков и автомобилей в Советском Союзе.
- ГАЗ-69 был запущен в разработку в 1946 году, всего через год после окончания Второй мировой войны, но он не был запущен в производство до 1953 года из-за того, что другие автомобили ГАЗ имели приоритет в производственном процессе.
- Показанный здесь ГАЗ-69, как говорят, первоначально использовался как военный радиомобиль, он был отремонтирован в Мичигане в 2010 году и теперь выставлен на продажу в Честерленде, штат Огайо.
Предки ГАЗ-69
ГАЗ-69 должен был сыграть ключевую роль в вооруженных силах Советского Союза, стран Восточного блока и их союзников. У американцев были свои джипы, у британцев были свои Ленд Роверы, а у Советов были свои ГАЗ-69.
Это ГАЗ-64, он был быстро разработан с использованием многих ранее существовавших деталей, чтобы стать местной версией американского джипа. Изображение предоставлено Военным музеем Невингтона.
Полноприводные военные машины разрабатывались в России как минимум с 1930-х годов, но в очень ограниченном количестве. Одним из ключевых ранних образцов был ГАЗ-61 1938 года, он был спроектирован В. А. Грачевым как по существу кузов автомобиля ГАЗ-М1 на полноприводном шасси. Было изготовлено менее 240 экземпляров.
На смену ГАЗ-61 пришел ГАЗ-64, основанный на американском джипе Willys, но изготовленный с использованием многих ранее существовавших компонентов местного производства. Сообщается, что процесс разработки занял всего несколько недель, и все под руководством Виталия Грачева.
В 1943 году, в разгар Великой Отечественной войны, появился ГАЗ-67. Это был более крупный, мощный и усиленный военный полноприводный автомобиль с сильной визуальной связью со своим непосредственным предшественником. Почти 100 000 из них были построены между 1943 и 1953 г., когда на смену ему пришел значительно улучшенный ГАЗ-69.
Прибытие ГАЗ-69 1964 года (наконец-то)
Все уроки, полученные при разработке и эксплуатации более ранних советских полноприводных автомобилей, были перенесены на ГАЗ-69. В то время как более ранние автомобили разрабатывались очень быстро, иногда в течение нескольких недель или месяцев, модель 69 разрабатывалась осторожно и медленно в течение нескольких лет, начиная с 1946 года. Тим показывает ГАЗ-69за рулем, и обсуждает необычную историю модели.
Прототипы ГАЗ-69 отправлялись во все уголки Советского Союза в течение каждого из четырех сезонов. Некоторые автомобили преодолели более 100 000 километров (62 000 миль) испытаний. Когда разработка была завершена, команда во главе с Григорием Вассерманом отправила ее в производство.
Модель 69 получила более автомобильную переднюю часть, чем модель 67. Она использовала тот же рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 2,1 литра (130 кубических дюймов) мощностью 55 л.с., трехступенчатую коробку передач и двухдиапазонную раздаточную коробку, что и ее предшественник. Как было принято в те дни, 69имеет конструкцию кузов-шасси с ведущими мостами на листовых рессорах спереди и сзади.
Время между окончанием разработки и началом производства растянулось на годы, завод был занят выпуском легкового автомобиля М-20 и грузовых автомобилей ГАЗ-51 и ГАЗ-53, которые считались более важными, поэтому ГАЗ-69 занял заднее сиденье.
К 1953 году производство, наконец, началось, хотя некоторые говорят, что в 1952 году было выпущено ограниченное количество.53 по 1955 г., затем с 1955 по 1972 г. он был переведен на завод УАЗ (Ульяновский автомобильный завод). Говорят, что максимальная скорость составляет 56 миль в час (90 км / ч).
Несмотря на медленный старт, ГАЗ-69 будет производиться в гораздо большем количестве, чем любой из его предшественников, всего было выпущено более 600 000 автомобилей.
Здесь показан ГАЗ-69
ГАЗ-69, который вы видите здесь, был построен в 1964 году, в том же году, когда Ford Mustang был выпущен в Соединенных Штатах, а The Beatles выпустили свой сингл 9, занявший первое место в чартах.0053 Ночь тяжелого дня .
Считается, что этот ГАЗ изначально использовался как военная радиомашина, а это критически важная функция. Большая часть его жизни потеряна для истории, но мы знаем, что он был восстановлен/отремонтирован в 2010 году в Мичигане, и сейчас он находится в хорошем состоянии.
Автомобиль окрашен в оливково-зеленый цвет с зеленой виниловой обивкой. Он приводится в движение правильным 2,1-литровым рядным четырехцилиндровым двигателем в паре с трехступенчатой механической коробкой передач и двухдиапазонной раздаточной коробкой. Он имеет складывающиеся задние многоместные сиденья, передние прожекторы, заднюю цапфу и окрашенные в черный цвет 16-дюймовые стальные колеса.
Если вы хотите узнать больше об этом необычном советском ответе на джип, вы можете посетить список здесь, он продается в Честерленде, штат Огайо.
Изображения предоставлены Bring A Trailer. BuzzFeed, Autoweek Magazine, Wired Magazine, Autoblog, Gear Patrol, Jalopnik, The Verge и многие другие.
Silodrome был основан Беном еще в 2010 году, за годы, прошедшие с тех пор, как сайт стал мировым лидером в секторе альтернативных и винтажных автомобилей, с более чем миллионом ежемесячных читателей со всего мира и многими сотнями тысяч подписчиков. в социальных сетях.
Фейсбук
Твиттер
WhatsApp
Реддит
Эл. адрес
Более
Опубликовано Беном Бранчем — 22 июля 2022 г.
Jeep 1942–1944 гг.: Jeep вступает во Вторую мировую войну
Джипы 1942–1944 гг. оказались успешными для армии США в сражениях Второй мировой войны. Тем не менее, джипы доказали свою ценность в боях по всему миру еще до того, как японцы напали на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. — а в северной Франции был сокрушительный удар по союзникам. Начало 10 мая 1940 г. немецко-фашистские войска продвигались так быстро, что в течение 16 дней британские и французские войска были отброшены почти в море.
Реклама
Jeep Image Gallery
Если бы не примечательная эвакуация в Дюнкерке, тысячи солдат союзников наверняка попали бы в плен. 14 июня немцы заняли Париж; восемь дней спустя Франция пала. Во всех смыслах и целях Британия стояла одна перед наступающей нацистской военной машиной.
Президент Франклин Д. Рузвельт острее, чем большинство американцев, осознавал серьезность ситуации, особенно в отношении нашей собственной национальной безопасности. Так, 10 июня он пообещал, что США «предоставят противникам силы материальные ресурсы этой нации». Америка стала, по словам Рузвельта, «арсеналом демократии».
К марту следующего года Конгресс санкционировал «ленд-лиз» по поставкам военной техники, такой как самолеты, танки и грузовики, а также продовольствие и другие предметы снабжения и услуги. Основным получателем была Великобритания, хотя вскоре программа была распространена на Китай, а затем, в сентябре, на Советский Союз. Законодательство позволяло президенту принимать возмещение «натурой, имуществом или любой другой прямой или косвенной выгодой, которую президент сочтет удовлетворительной». Конечно, это означало большую часть общей суммы, которая в конечном итоге превысила 49 долларов. миллиард — был на самом деле прямым подарком; тем не менее, союзные страны предоставили американским войскам, дислоцированным за границей, около 8 миллионов долларов по «обратному ленд-лизу».
Из всей техники, поставленной союзникам по программе ленд-лиза, ни одна не была встречена с таким воодушевлением, как джип. 19 сентября 1941 года американский дипломат У. Аверелл Гарриман и его британский коллега лорд Бивербрук были отправлены в Москву для совещания с российским диктатором Иосифом Сталиным. Целью их встречи было обсуждение дальнейших поставок и оборудования, которые могли бы по программе ленд-лиза быть переданы в распоряжение Советского Союза.
В отличие от сердечности, которую он проявлял в предыдущем подобном случае, Сталин был резок, резок, даже груб. Гарриман, типичный дипломат, представил маршалу Сталину внушительный список товаров и услуг, которые Соединенные Штаты и Великобритания были готовы поставить Советам, которые в то время были заняты отчаянной борьбой с наступающим немецким вермахтом.
Сталин оставался равнодушным, почти враждебным. Наконец, пробежав свой список, Гарриман пришел к тому, что, очевидно, было ключевым пунктом: 5000 джипов.
У Старого Джо Сталина загорелись глаза. «Хороший!» Сообщается, что он воскликнул. «Но я хочу большего. Это война моторов. Их не может быть слишком много, и сторона, имеющая наибольшее количество моторов, обязательно победит».
Узнайте реакцию российской армии на джип и узнайте больше об универсальности джипа на следующей странице.
Для получения дополнительной информации о джипах см.:
- История Jeep
- Путеводитель для потребителей Новые цены и отзывы о джипах
- Справочник потребителей подержанных автомобилей Jeep, цены и отзывы
Реклама
Содержание
- Универсальность джипа
- Использование джипа
- Военные подвиги джипа
- Недостатки джипа.
- Джип 1942 года выпуска
Универсальность джипа
Конечно, все остальные тоже хотели джипы, в основном из-за их универсальности. На данный момент 5000 — это все, что получил «дядя Джо», хотя со временем он получил еще несколько тысяч. Как сообщается, советские пропагандисты изо всех сил старались сообщить местным жителям, что эти замечательные маленькие машины были построены русскими на секретном заводе.
Однако русские солдаты явно знали источник. На самом деле, русские так полюбили джип, что, по словам Дорин Канадей Спитцер, дочери председателя Willys-Overland Уорда Канадея, они называли джип «Oeelees!» Корреспондент Генри Кэссиди телеграфировал с русского фронта, что «американский джип столкнулся с русской грязью, и ситуация в надежных руках».
Реклама
В своей книге Ленд-лиз, Оружие для победы администратор ленд-лиза Эдвард Р. Стеттиниус-младший, позже ставший государственным секретарем Франклина Д. Рузвельта, рассказывает следующую историю:
Русские рано осознали ценность наших джипов. .. Они просили мотоциклетные коляски, но, как я писал послу Литвинову в конце января 1942 года, наша собственная армия почти полностью использовала джипы вместо мотоциклетных колясок… Русские решили попробовать джипы и вскоре обнаружили, что у нашей армии были веские основания полагаться на них … Они так хорошо работали в грязи и суровых условиях на российских дорогах, что Красная Армия быстро потребовала больше. С тех пор мы отправили тысячи из них в Россию
«В прошлом году, когда корреспондент Ассошиэйтед Пресс посетил советский артиллерийский полк на центральном фронте, его везли на джипе по глубокой грязи и пересеченной местности в штаб полка. Между прыжками он повернулся к шоферу-красноармейцу и спросил его как ему понравилась машина. Водитель ответил одним словом: «Замечательно!» Это русский эквивалент слова «величие!»
Позднее британский генерал сэр Х. Мейтленд Уилсон, солдат с самой продолжительной непрерывной службой в армии Его Величества, отправил джип маршалу Югославии Йозефу Броз Тито. «Мой представитель сказал мне что маршал в восторге от него, — вспоминал позднее генерал Уилсон, — и был поражен тем, как он показал себя во время своего первого путешествия по очень плохим дорогам этой страны».0003
На каждом фронте джип доказал свою универсальность. Генерал-майор Кортни Х. Ходжес, начальник пехоты, назвал его «самой полезной машиной, которая у нас когда-либо была». В качестве бронетранспортера он легко вмещал трех человек, в крайнем случае шестерых. В качестве разведывательной машины он мог проехать везде, где мог бы проехать велосипед, и еще много куда. Оснащенный пушкой 30-го или 50-го калибра на заднем сиденье, джип превратился в мобильную боевую единицу. Оснащенный двухсторонней радиосвязью вместе с C-пайками и некоторыми одеялами, он стал мобильным командным пунктом.
«»
Джипы были переоборудованы в высокомобильные разведывательно-радиостанции, способные выезжать в расположение противника, сообщать о численности войск и возвращаться незамеченными.
© США Музей армейского транспорта
Во время войны между островами в Тихом океане он перевозил конвои с припасами по насыпным дорогам от коралловых пляжей до линии фронта. Оснащенный импровизированной платформой, он проскользнул через вражескую территорию, чтобы эвакуировать раненых на передовые пункты помощи. Низкий силуэт джипа позволял ему работать ближе к линии фронта, чем обычная машина скорой помощи.
Джип великолепно разбрасывал скопления самолетов или оттаскивал некоторые из них к ограждениям, когда прозвучал сигнал тревоги. Он мог сравнительно легко тянуть 37-мм противотанковую пушку. Он отлично подходил для работы в ночное время.
В какой-то момент прошел слух о том, что джип собираются оснастить 75-мм пушкой. Поскольку предел практической нагрузки четвертьтонника не превышал 800 фунтов, идея нести на нем 3900-фунтовое орудие была абсурдной. Тем не менее, тот факт, что слух получил широкое распространение, кое-что говорит о доверии людей к этой маленькой крепкой машине.
Узнайте больше о том, как использовался джип, в следующем разделе.
Для получения дополнительной информации о джипах см.:
- История Jeep
- Справочник потребителей Цены на новые джипы и отзывы
- Справочник потребителей Цены и отзывы на подержанные джипы
Реклама
Использование джипа
Использование джипа было бесконечным. Часто капот джипа служил алтарем капеллана или карточным столом для светских людей. При соответствующем оборудовании он мог стать переносной силовой установкой для авиационных прожекторов, прожекторов, коротковолновых радиостанций, радиолокационного оборудования и даже сварочных аппаратов. Он мог использоваться как полевая телефонная станция, пункт снабжения продовольствием бойцов-фронтовиков или медицинский пункт для фронтовой скорой помощи.
Popular Mechanics сообщил в номере за ноябрь 1942 года: «В Австралии нашим солдатам дали трудную задачу проложить подземный кабель на аэродроме, не прерывая полевых операций. С помощью кирки и лопаты это заняло бы несколько дней. Но джип мчался, запряженный плугом, и ров был вырыт со скоростью десять миль в час. За ним ехал еще один джип, буксирующий моток троса, а за ним третий джип, тянущий каток, который наматывал трос и выравнивал землю. было закончено за два часа, пока австралийцы зияли».
Реклама
На следующей странице представлены истории успеха и боевые подвиги джипа времен Второй мировой войны. Читайте дальше, чтобы узнать больше.
Для получения дополнительной информации о джипах см.:
- История Jeep
- Справочник потребителей Цены на новые джипы и отзывы
- Справочник потребителей Цены и отзывы на подержанные джипы
Реклама
Военные подвиги джипа
Многочисленные боевые подвиги джипа времен Второй мировой войны вошли в историю. Оснащенные стальными колесами с ребрами, джипы использовались на железных дорогах практически на всех театрах военных действий. На Филиппинах маленький четвертьтонник тянул 52-тонный поезд снабжения за 19 дней.миль, в среднем 22 мили в час. Во Франции они двигались вдоль главных железнодорожных путей, а в Австралии использовались как стрелочные двигатели.
Легко транспортируемый на десантных кораблях и по воздуху, джип везде. Сообщалось, что джип стал первым автомобилем, преодолевшим крутые подъемы и густые джунгли нового индийско-китайского маршрута, заменившего Бирманскую дорогу.
Реклама
«»
Джип заслужил репутацию первого автомобиля, проехавшего коварную Бирманскую дорогу.
© Крайслер ООО
В Рангуне, когда японцы продвигались вперед, сотни джипов, направлявшихся в Китай, стояли на причале, ожидая доставки генералиссимусу Чан Кай-ши. Чтобы эти джипы не попали в руки врага, власти передали их британским войскам и всем, кто отвезет их на север. Историю рассказывает А. Уэйд Уэллс:
«Они продирались через клейкие рисовые поля на связных миссиях, выдергивали заглохшие грузовики и пушки из рвов, вывозили пулеметчиков на передовые позиции и, приправленные снайперскими пулевые вмятины, они возвращались за новыми. Они доставляли охваченных паникой женщин и детей в точки относительной безопасности. Короче говоря, они вошли в историю».
В целом характеристики джипа граничили с невероятными, что побудило одного высокопоставленного армейского офицера прокомментировать, что четвертьтонник может «делать все, кроме плавания или взбирания на смазанный маслом столб». Военный корреспондент Эрни Пайл однажды заметил: «Он делает все. Он идет повсюду. Он верный, как собака, сильный, как мул, и проворный, как коза. Он даже не так плохо едет, когда к нему привыкаешь».
Истории о военных подвигах джипов давно стали частью американского фольклора. Был, например, случай, произошедший в 1944 году во время Арденнского сражения. Бельгийский часовой на контрольно-пропускном пункте остановил джип с тремя мужчинами в форме армии США. Говоря по-немецки, он немедленно потребовал их сдачи. На вопрос впоследствии, как он узнал, что они были немцами, бельгиец ответил: «Во-первых, полковник ехал сзади, а помощник был за рулем. Настоящий американский полковник едет, а помощник едет рядом с ним. Кроме того, американский полковник никогда не едет сзади. потому что это дает ему — как вы говорите? — сваи!
«»
Генералы никогда не ездили на заднем сиденье джипа, потому что на переднем сиденье было больше места и было намного удобнее ездить.
© Крайслер ООО
Одну из самых душераздирающих историй о джипах сообщил Гомер Богарт из New York Herald Tribune . Это произошло во время похода генерала Дугласа Макартура на Манилу. Патруль, состоящий из одного легкого танка, шести джипов с пулеметами и полугусеничного автомобиля, ехал на юг по Манильской дороге, направляясь в Анхелес, примерно в 48 милях от Манилы.
«Я ехал на полугусеничном ходу, — доложил Богарт, — с танком и двумя джипами впереди, а остальные джипы замыкали тыл. Недалеко от аэродрома Мавалакат с кучей разбитых японских самолетов мы проехали линию фронта и мчался по ничейной земле с высохшими рисовыми полями и случайными группами травяных хижин. — закричал капрал Боб Лакед из Сент-Луиса. «С этого момента все нипсы! Стреляйте во все, что выскочит!»
«…На краю Куэйла дорога плавно изгибается. За поворотом мы увидели, как головной танк резко остановился. Его экипаж передал по радио сообщение: «Блокпост в 200 футах впереди».
«Толстый краснолицый младший лейтенант вскочил на полугусеничный трак и схватил рупор рации. «Вчера этой колодки не было, — проворчал он. — Пришлите джип пять вперед для расследования».
«… Потом это случилось. Мы видели, как танк накренился в облаке черного дыма и пыли. Его радио отключилось.
«… Мгновенно из каждого заросля и сарая впереди и по бокам донесся визг снайперских пуль и резкие разрывы гранат. Минометный снаряд разорвался в 100 футах позади полугусеницы.
«Был безумный момент нерешительности. Краснолицый лейтенант хотел вытащить и подвести минометы. Сержант Ральф Найквист, радист, родом из Маркетта, штат Мичиган, был за то, чтобы мчаться по дороге и спасти танк экипаж. Это их работа!
«И он отчаянно замахал троим мужчинам в джипе, у которых не было бронезащиты, призывая их под вражеский огонь.»
Невероятно, но у истории Богарта счастливый конец. Пока джипы прикрывали бой завесой пулеметного огня, полугусеничная машина подъехала к подбитому танку, и весь экипаж был спасен.
Тем не менее, несмотря на свою невероятную универсальность и удивительные боевые подвиги, у джипа все же были свои недостатки. Узнайте больше на следующей странице.
Для получения дополнительной информации о джипах см.:
- История Jeep
- Справочник потребителей Цены на новые джипы и отзывы
- Справочник потребителей Цены и отзывы на подержанные джипы
Реклама
Недостатки джипа.
У джипа были свои недостатки. Ручной тормоз, например, был почти бесполезен. Кроме того, помимо комментария Эрни Пайла, как бы вы ни сидели, невозможно долго оставаться комфортно. Всего было возможно только два положения: либо резко выпрямиться, либо ссутулиться до середины позвоночника. В любом случае, поездка способствовала развитию геморроя. Армейские медики назвали это заболевание «болезнью джипов».
Учитывая живые характеристики джипа и замечательную маневренность, всегда возникало искушение разогнать его до каких-либо разумных пределов. Неудачи не были редкостью. Билл Молдин в одном из своих бесценных мультфильмов о Вилли и Джо изображает двух своих солдат, осматривающих разбитые джипы на свалке. Надпись гласит: «Будь я проклят! Вот один wot wuz, разбитый в бою».
Реклама
Опытные солдаты оценили тот факт, что джип может проехать туда, куда не доедет мул. «Часто мул будет сопротивляться, если он не думает, что его вожак руководствуется здравым смыслом», — заметил один солдат. «Но джип всегда будет стараться!»
Как и ожидалось, противник решил подражать маленькой универсальной машине, в первую очередь с Kubelwagen из Германии. Тем не менее, этой военизированной версии Volkswagen не хватало полного привода джипа, а его двигатель вырабатывал лишь часть мощности «Go-Devil». Так что особого успеха никогда не было.
Иногда военные подвиги с участием вездесущего джипа в ретроспективе кажутся откровенно безрассудными. Были, например, удары молнии под руководством британского офицера майора Дэвида Стерлинга. Одна из этих атак была направлена против немецкого аэродрома в Северной Африке. Под руководством Стерлинга группа, состоящая из 18 джипов и их экипажей, пробиралась через пустыню, каким-то образом избегая обнаружения, пока не достигла периметра аэродрома. Затем, двигаясь клином и стреляя из пулеметов, джипы с ревом обрушились на базу, застигнув немцев врасплох.
Через несколько секунд джипы исчезли. Они исчезли в пустыне, оставив после себя аэродром, заваленный обломками 25 уничтоженных и еще 12 серьезно поврежденных самолетов.
Что касается кампании в Северной Африке, то именно британскому генерал-майору (впоследствии фельдмаршалу) Бернарду Монтгомери большая заслуга в поражении блестящего фельдмаршала Эрвина Роммеля. Монтгомери знал цену джипу и умело им пользовался. Однажды, стремясь минимизировать потери, он нанял несколько джипов, чтобы вывести из строя танки Роммеля.
Делая широкий круг под покровом темноты, небольшая группа джипов пробралась глубоко в тыл немецких позиций. Двигаясь ночью и затаившись в светлое время суток, они подошли к точке на нацистской артерии снабжения, где казалось возможным устроить засаду. Целью была группа топливных баков с бензином для танков Роммеля.
Там отряд джипов ждал, пока приближающийся конвой с грохотом въедет на его участок дороги. Когда грузовики подъезжали к заданной точке, джипы на большой скорости въезжали в них. Извиваясь в цепочке машин, джипы оставляли за собой след хаоса, вся цепочка взрывалась пламенем, когда они проезжали мимо. Прежде чем можно было предпринять какие-либо эффективные действия против джипов, они исчезли в ночи.
На следующее утро танки прибыли на назначенную им станцию, ожидая дозаправки от припасов, которые должны были прибыть ночью. В результате рейда джипов Монтгомери с наездом и бегством топлива было так мало, что его не хватило даже на отступление, не говоря уже о том, чтобы сдержать наступление союзников.
Из-за уничтожения большого количества самолетов и обездвиживания танков Германия проиграла решающую битву при Эль-Аламейне, решающий поворотный момент в войне в Северной Африке. Через две с половиной недели после этой победы союзников Монтгомери был посвящен в рыцари королем Георгом VI.
Джип оправдал себя. Приземистый, коренастый и такой уродливый, что кажется почти симпатичным, этот замечательный продукт объединенного гения Карла Пробста, Барни Руса и многих других был, по словам Эрни Пайла, «божественным инструментом передвижения военного времени».
Подполковник Мануэль Конли резюмировал послужной список джипа военного времени: «Универсальный, надежный и практически неразрушимый, этот волшебный автомобиль прославился как одна из самых живучих легенд Второй мировой войны». Мало кто знал, что успехи джипа на войне были первыми из многих.
На следующей странице узнайте о джипе, созданном для моря: джипе Seep.
Для получения дополнительной информации о джипах см.:
- История Jeep
- Справочник потребителей Цены на новые джипы и отзывы
- Справочник потребителей Цены и отзывы на подержанные джипы
Реклама
Джип 1942 года выпуска
Это была интригующая концепция: морской джип. Армия годами заигрывала с идеей машины-амфибии. Затем, во время Второй мировой войны, было фактически построено несколько типов — среди них GP-A: General Purpose-Amphibious, или 1942 джипа.
Разработанный компанией Marmon-Herrington в сотрудничестве с судостроительной фирмой Sparkman and Stephens, GP-A был основан на версии GPW-Ford известного джипа времен Второй мировой войны.
Реклама
Было построено и испытано несколько различных корпусов, сначала в виде масштабной модели, а затем в натуральную величину. Почему-то, пока это происходило, не было джипа, пригодного для использования в экспериментах. Все инженеры должны были работать с таблицей спецификаций, и эти спецификации занижали вес джипа примерно на 30 процентов. Этот фактор оказал серьезное негативное влияние на характеристики конечного продукта.
Когда пилотная машина была готова, были проведены испытания на реке Гурон в Дирборне. Офицеры из различных родов войск дали комментарии, хотя адекватных испытаний на выносливость и работоспособность никогда не проводилось. Были и те, кто выразил обеспокоенность по поводу этой, казалось бы, преждевременной стандартизации дизайна.
Однако в это время был февраль 1942 года, через два месяца после нападения японцев на Перл-Харбор. Полевые генералы, в частности генерал Джордж Маршалл, заявили, что потребность в джипах на воде является срочной. Кроме того, Форд настаивал на заключении контракта с правительством, даже предполагая, что производственные мощности могут быть недоступны, если проект не будет запущен немедленно.
Потенциал казался огромным. Popular Science , описывая Seep как «по сути, специально оборудованный джип со стальным корпусом, построенным вокруг него», отмечает: «Этот морской джип работает либо на суше, либо на воде и может переходить из одной среды в другую с помощью одного незначительного движения. регулировка водителем, во время которой машина не останавливается.Его возможности как разведывательной машины поражают.С ним передовой патруль может подкрадываться проселочными дорогами к реке,разведывать берег,переходить в любой точке для расследования территорию противника. Он может мчаться назад со своей информацией примерно так же быстро, как и любой другой джип — со скоростью более 60 миль в час по хорошим дорогам. Двадцать из них могут переправить 100 полностью вооруженных людей по воде, чтобы нанести удар по врагу с тыла».
«»
Seep Jeep времен Второй мировой войны был морским джипом.
© Винс Манокки
Органы управления
были такими же, как и у наземных джипов, с добавлением еще двух ручек, расположенных сразу за рычагом трансмиссии. Один из них задействовал гребной винт, а другой приводил в действие трюмную помпу.
11 апреля 1942 г. было опубликовано письмо о намерениях, в котором говорилось о начале производства 5000 маленьких амфибий, и проект был запущен. Затем, когда было построено всего 12 778 машин, производство было остановлено.
Почему? Что пошло не так? Немцы, по-видимому, неплохо справлялись со своим Schwimmwagen , хотя их серьезно недостаточная мощность Kubelwagen была провалом. Денфилд и Фрай, цитируя брошюру Командования материальных средств армии 1971 года, объясняют: «Недостаточное тестирование ранних серийных моделей, неадекватная инспекция и надзор за производством, неспособность обеспечить программу непрерывного развития, неспособность обеспечить надлежащее обучение и, в частности, консультирование с использованием сервисов до начала производства привело к досрочному отказу от проекта как к технической и тактической неудаче».
Гражданские, однако, похоже, не видели конца возможностям в GP-A. Особенно Бен Карлин, австралийский инженер, совершивший на одном из них девятилетнее кругосветное путешествие. По словам Барта Х. Вандервина, написавшего в Challenge : «Карлин впервые увидел машину, когда служил в войсках в Индии, и сказал: «Знаете, немного подбодрив себя, вы могли бы объехать весь мир на одной из этих машин». вещи.'»
После демобилизации Карлин отправился в Соединенные Штаты, где он купил GP-A на распродаже армейских излишков. Он назвал его, вполне уместно, 9.0006 Полусейф . Потратив значительное время на адаптацию амфибии для своих целей, Карлин со своей женой-американкой в июле 1950 года отправился из Галифакса, Новая Шотландия. , Испанская Сахара. Отсюда они ехали и плыли через Гибралтар и восемь западноевропейских стран в Лондон. Там за два года пребывания машина была капитально перестроена и модифицирована для второго круга — Лондон, Индия, Австралия , Япония, Сан-Франциско, Нью-Йорк».
Тем временем Элинор, жена Карлина, сбежала с корабля в Индию и вернулась в Соединенные Штаты, где подала на развод. Карлин улетел в свой родной город Перт, Австралия, где нанял молодого яхтсмена, и путешествие продолжилось. Однако у Бена Карлина явно был вспыльчивый характер. Достигнув Кагосимы, Япония, в конце 1956 года, его молодой помощник также уехал.
В начале 1957 года, на этот раз в сопровождении американца по имени Бой Лафайет ДеМенте, Карлин снова вышла в море. Через четыре месяца Half Safe установлен в Анкоридже, Аляска. ДеМенте, которому надоел неприятный нрав Карлина, улетел домой в Финикс. Некоторое время спустя он узнал, что Бен Карлин добрался до Нью-Йорка, завершив свое кругосветное путешествие.
В сопровождении Половина Сейфа Карлин позже отправился на лекции, в конце концов вернувшись в Перт, где до своей смерти работал в порту для яхт.
Слишком маленькая и слишком медленная, чтобы быть большой лодкой, но слишком большая и слишком неуклюжая, чтобы служить джипом, GP-A, похоже, представляет собой худшее из обоих миров. Можно задаться вопросом, мог бы он быть более успешным, если бы были разрешены нормальные процедуры разработки и тестирования.