Дефицит автозапчастей в россии: В России сохраняется дефицит запчастей для автомобилей BMW, Mercedes, Nissan, Toyota и Volkswagen

удастся ли решить проблему поставок

Данные Российского союза автостраховщиков о том, что в конце 2022 года количество страховых случаев по ОСАГО, урегулированных с помощью ремонта, приблизилось к нулю, наделали много шума. В СМИ сообщали, что страховщики предпочитают заменять ремонт автомобиля по ОСАГО выплатой денежной компенсации из-за нехватки и подорожания автозапчастей. «Московская правда» узнала у экспертов, какие запчасти сейчас наиболее дефицитны и каковы перспективы рынка автозапчастей в наступившем году.

Директор по продажам компании «АВТО-ЕВРО» Дмитрий Коротков напомнил, что несмотря на то, что в большинстве случаев для страховщиков денежная компенсация выгоднее ремонта, по ОСАГО они обязаны направить машину на ремонт.

– Да, в некоторых случаях допускается выплата деньгами. Но, как не раз заявлял Верховный суд РФ, это возможно только в случаях, предусмотренных законом и по соглашению с автовладельцем, – рассказал эксперт. – Конечно, для страховщиков опция «деньги вместо ремонта» существенно дешевле. Особенно учитывая, что цены на полисы в последнее время постоянно растут, а выплаты – нет. Более того, при материальной компенсации учитывается износ машины. Автолюбители, к примеру, уже отмечают, что при денежной выплате в условиях дефицита и роста стоимости запчастей этих сумм оказывается недостаточно для проведения полноценного ремонта. Сейчас, по самым скромным оценкам, общие выплаты страховщиков по ОСАГО сократились в среднем на 15%.

Говоря о перспективах рынка автозапчастей, Дмитрий Коротков отмечает, что с проблемами поставок в прошлом году столкнулось большинство сервисов, но частично этот вопрос удалось решить.

– За год с российского рынка ушли (приостановили работу) многие зарубежные автопроизводители, нарушились и поставки запчастей для их машин, сроки доставки оригинальных комплектующих существенно выросли. С логистическими проблемами столкнулось большинство автосервисов – преимущественно это касалось поставок моторных масел, фильтров и тормозных системам. Сейчас самые большие трудности они испытают в основном с обслуживанием и ремонтом премиальных автомобилей в возрасте до трех лет. Ключевой дефицит – оптика, кузовные элементы и стекла. В массовом сегменте проблем с этим гораздо меньше, так как для бюджетных авто существует больше аналогов. К тому же ожидается выход на наш рынок новых производителей из Китая, Ирана и Индии. Это также может помочь в подборе более дешевых аналогов.

Вице-президент по автострахованию компании «Ренессанс страхование» Сергей Демидов также отметил, что наибольшие проблемы сейчас возникают с ремонтом автомобилей премиальных брендов – BMW, Land Rover, Mercedes, Jaguar, Volvo, GM, Lexus и Porsche.

– Самый существенный дефицит – запчасти автопроизводителей, прекративших поставки. Единственный источник поставок – параллельный импорт. В частности, это коснулось автостекол, тем более что 20 – 25% стекол не производятся в России либо отсутствуют аналоги. Дефицит привел к росту стоимости запчастей для легковых автомобилей в среднем на треть, – рассказал он.

В пресс-службе ГК «АвтоСпецЦентр» подтвердили, что автосервисы столкнулись с нехваткой запчастей для кузовного ремонта автомобилей европейских брендов.

–  Например, не хватает запасных частей для кузовного ремонта – лобовых стекол и бамперов, масляных и топливных фильтров. Общие сроки доставки этих запчастей сейчас составляют 30 – 45 дней, – уточнили в пресс-службе компании.

Между тем директор по сервису центра «АВТОДОМ Алтуфьево» Роман Тимашов считает, что ситуация с наличием запчастей стала лучше, чем в июне–июле 2022 года, хотя и хуже, чем в прошлом году.

– Расходные материалы для технического обслуживания автомобилей есть практически на все модели, – рассказал Роман Тимашов. – В наличии есть лобовые стекла, фары, бамперы. Проще ситуация обстоит с моделями, производство которых локализовано в России. Трудности наблюдаются со сложными узлами: двигателями в сборе, головками блока цилиндров, агрегатами трансмиссии. Сроки их поставок могут превышать три месяца. Непростой остается ситуация с кузовными запчастями. Так, есть проблемы с доставкой боковин, панорамных крыш: если упаковочные размеры свыше трех метров, авиаперевозка таких запчастей невозможна. Приходится везти детали альтернативными путями, что приводит к дополнительному удорожанию и увеличению сроков поставок. По срокам поставки запчастей есть несколько вариантов. Сравнительно оперативно: срок от недели до месяца. Длительная поставка занимает от месяца до полугода. При втором варианте цена детали будет ниже.

По мнению экспертов, одним импортозамещением проблему с автозапчастями решить вряд ли удастся.

– Производственные мощности отечественных предприятий по выпуску автозапчастей ограничены и однозначно не смогут закрыть потребности внутреннего рынка, – считает Дмитрий Коротков. – Проблему придется решать в том числе и за счет параллельного импорта. Полностью открыть рынок автозапчастей для параллельного импорта еще прошлой зимой предложили в Национальном автомобильном союзе. Большая часть автозапчастей сегодня идет, к примеру, из ОАЭ. Также есть надежда, что со временем стабилизируются и другие цепочки поставок, появятся достойные аналоги. Но уже понятно, что цены будут иные. Они с начала прошлого года итак сильно выросли, поскольку их стоимость привязана к курсу валют и к тому же увеличились расходы на логистику. Потом, правда, рынок «насытился» деталями, к тому же наблюдалось снижение потребительского спроса. Так что рост цен приостановился.

В итоге цены на автозапчасти в 2022 году в среднем выросли на 30%, хотя некоторые детали подорожали чуть ли не вдвое.

Тем не менее эксперты считают, что сейчас ситуация понемногу улучшается, поскольку появляются новые альтернативные каналы поставок. И существует возможность, что проблемы с дефицитом самых востребованных запчастей в этом году будут решены. Правда, в 2023 году из-за инфляции, курсов валют и логистических издержек их стоимость может увеличиться еще на 10 – 30%. Подорожают и отечественные автозапчасти, при изготовлении которых используется импортное сырье, хотя и меньше, чем зарубежные.

Алёна Бодриенко.

Фото Антона Кандрашова / агентство «Москва»

Дефицит запчастей первыми почувствуют владельцы редких дорогих машин

Чем более дорогим и более редким автомобилем вы владеете сегодня — тем больше опасности у вас, как у владельца, завтра попасть в ситуацию дефицита запасных частей. Об этом специалисты сервиса говорили еще весной — когда только начали действовать санкции против России. И этот же вопрос поднимался во время форума «Параллельный импорт. Автомобили, запчасти, компоненты«, который проходит сегодня в Москве. Насколько поможет автосервису параллельный импорт?

Илья Плисов, исполнительный директор ЕвроАвто, член правления Союза Автосервисов, говоря об импорте запчастей в 2022 году, напомнил, что пока в данном секторе автобизнеса паралельный импорт не имел возможности сколько-нибудь серьезно себя проявить. Да, 12 марта вышло Постановление, которое носило в общем-то декларативный харктер. Но лишь 19 апреля появился некий первый перечень Минпромторга с указанием разрешенных товаров, а потом этот список дорабатывался. Только 28 июня вышел Закон, подписанный Президентом РФ. И лишь 4 августа появился новый перечень, по которому стало можно ввозить запчасти, используя механизмы паралельного импорта — вышел большой список автокомпонентов, с указанием официальных кодов.

К этому времени уже стало очевидно, что многие зарубежные производители автокомпонентов финансово мотивированы продолжать сотрудничество с Россией. Некоторые бренды (но неофициально!) готовы поддерживать свой товар, в том числе способствовать поставкам через третьи страны и принимать претензии по гарантиям. И если в компании нет радикально настроенных руководителей или акционеров — то такие производители ищут пути легитимных поставок. Однако пока это нашло отражение только в заявлениях компании Renault, готовой поддержать сервис своих автомобилей в России (на сегодня запчасти Renault исключены из перечня Минпромторга). И сегодня многие хотят посмотреть, как это будет реализовано на практике.

Может случиться и так, что несмотря на открытые двери паралельного импорта, у россиян все равно не получится легальным путем получать запчасти из Европы. Для крупных мировых производителей (вроде Bosch) с их объемами потеря российского рынка останется незаметной. А сотрудничая с небольшими азиатскими компаниями, которые легко переклеивают лейблы, поставщики российских сервисных центров могут вместо оригинальных запчастей начать привозить в нашу страну откровенный контрафакт. Между тем дефицит по ряду позиций на российском рынке запчастей уже ощущается.

Характеризуя ситуацию на рынке, Илья Плисов отметил следующее:

— текущие импортеры до сих пор не перестроили цепочки поставок;

— новые этапы в цепочке поставок несут за собой: удорожание товара, увеличение срока прохождения заказа, ограничение объемов заказа, риски потери поставщика;

— нет возможности анализировать ситуацию в целом (Федеральная таможенная служба с марта 2022 года перестала открыто публиковать свою статистику).

В отличие от импорта автомобилей ввоз запчастей имеет некоторые преимущества: здесь легче решаются вопросы ответственности, когда речь не идет о крупных дорогостоящих деталях (вроде двигателя или коробки передач). Однако у автокомпонентщиков — свои проблемы: им легче поддерживать на складах основные позиции широкораспространенных марок — здесь складам могут помочь те же азиатские страны. Но когда речь идет о дорогих европейских или американских марках/моделях, да еще редких, то с учетом специфики каждого рынка поддерживать сервисом такие автомобили невероятно сложно.

И, кстати, разрешенный параллельный импорт может со временем только усугубить ситуацию с дефицитом: ввозить будут модели и модификации, предназначенные для рынков других стран, соответственно им будут нужны и другие запчасти. Поиск нужных деталей рискует стать еще более сложным.

Какие еще проблемы рынка запчастей для автомобилей и параллельного импорта поднимались на форуме — можно узнать, посмотрев видеотрансляцию форума «Параллельный импорт. Автомобили, запчасти, компоненты» на канале Автостат ТВ.

Россия борется за возрождение советских брендов из-за нехватки запчастей | Новости

В связи с массовым исходом западных автопроизводителей из России после вторжения в Украину, страна планирует возродить производство двух советских марок автомобилей, Волги и Победы, сообщил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

Первоначально «Победа» собиралась в Нижнем Новгороде в период с 1946 по 1958 год

Это следует из новостей о том, что производство марки «Москвич» планируется на недавно национализированном заводе Renault в Москве.

Первоначально «Победа» собиралась в Нижнем Новгороде в период с 1946 по 1958 год советским автомобилестроительным заводом «Горький», который после распада Советского Союза был преобразован в группу «Газ». Преемник «Победы» «Волга» выпускался до 2010 года.

До недавнего времени нижегородский завод занимался контрактной сборкой автомобилей Volkswagen и Skoda. Однако в марте 2022 года Volkswagen Group объявила, что производство на заводе в Нижнем Новгороде и еще одном в Калуге будет приостановлено до дальнейшего уведомления из-за западных санкций против России.

Надежды на Китай
Однако Россия сталкивается с некоторыми проблемами при возобновлении производства Москвича на заводе Renault. Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что это невозможно сделать с нуля, «без помощи зарубежных партнеров», назвав главным препятствием отсутствие комплектующих.

Российская газета , издаваемая правительством, сообщила в мае, что ряд китайских автопроизводителей, в том числе JAC Motors, FAW и BYD, выразили заинтересованность в поддержке производства Москвича на заводе Renault. Однако за последние несколько месяцев китайский бизнес резко сократил свое присутствие на российском рынке. Например, стоимость китайского экспорта готовых автомобилей в Россию упала с 19 долл.с 0,7 млн ​​долларов в марте до 84,6 млн долларов в апреле и 32 млн долларов в мае. Поставки комплектующих в Россию также упали со 117,1 млн долларов в марте до 76,3 млн долларов в апреле и 81,3 млн долларов в мае, свидетельствуют официальные статистические данные.

Владимир Беспалов, аналитик московской консалтинговой компании ВТБ-Капитал, сказал, что китайскому экспорту в Россию препятствовали различные факторы, в том числе проблемы с логистикой, политика нулевого коронавируса в Китае, которая привела к блокировкам в Шанхае в последние месяцы, падение продаж автомобилей в России.

На данный момент китайские автопроизводители не берут на себя никаких твердых обязательств по отношению к российскому рынку, сказал Беспалов, добавив, однако, что в долгосрочной перспективе Россия может по-прежнему представлять интерес для китайских компаний.

Параллельного импорта нет
Ни один автомобильный компонент или готовый автомобиль не ввозился в Россию по каналам параллельного импорта, заявил вице-президент Российского национального автомобильного союза Антон Шапарин. Для этого российским властям необходимо сначала внести поправки в ряд технических регламентов.

Однако российские компании выразили обеспокоенность тем, что параллельный импорт не сможет удовлетворить внутренний спрос на запчасти, что создает риск наводнения рынка контрафактными деталями.

«Риск получить контрафакт через параллельный импорт увеличивается [по сравнению с официальными поставками]», — сказал Артем Кахимов, генеральный директор Future Motors. «Во-первых, нет определенности, откуда импортер закупает эту продукцию. Импортеры не предоставляют документы, подтверждающие качество и то, что товар был приобретен у OEM-производителя, поэтому отследить его [происхождение] нереально».

«Возвращение бандитизма»: российский автопром не выдерживает санкций | Россия

Сердце Эльдара Гаджиева упало, когда однажды в апреле он услышал урчание двигателя своей «Шкоды». Гаджиев, у которого есть парк из четырех автомобилей, которые он сдает в аренду в качестве такси в Москве, знал, что это было ужасное и дорогое время для поломки.

Цены на запчасти, если их вообще можно было найти, вышли из-под контроля с тех пор, как два месяца назад Владимир Путин отдал приказ о вторжении в Украину. «Я понял, что нахожусь в плохой ситуации, — сказал он. «Я подумал: ремонт будет стоить столько же, сколько и машина».

Торговцы бесполезны, сказал он. В магазине автозапчастей ему сказали, что список ожидания растянулся на месяцы, и он не может дождаться, когда починит свой автомобиль.

Итак, он попытался опубликовать сообщение в общедоступном чате. По его словам, именно тогда его телефон начал «взорваться». Он получил десятки звонков, некоторые от грубых «дилеров», которые предлагали встретиться или давали ему расплывчатые обещания достать нужные детали.

— Это сплошные домыслы, — сказал он. «Запчастей больше нет. Так что либо цены завышены, можно машину почти [выбросить], либо вы думаете: это незаконно?»

Он подозревал, что многие детали, которые ему предлагали, были украдены. «Это возвращение бандитизма», — добавил он.

Немногие отрасли российской экономики испытывают на себе почти полную изоляцию страны больше, чем автомобильная промышленность, где не хватает запчастей для новых и подержанных автомобилей.

Гаджиев сказал, что в итоге заплатил за ремонт в восемь раз больше, чем раньше. Другие говорят, что цены подскочили в десять раз.

Алексей Атапов, владелец авторемонтной фирмы, сказал: «У нас довольно плачевная ситуация с ремонтом и обслуживанием автомобилей в Москве. Центральные склады закрылись в конце февраля, и даже пришедшие кастомные детали нам не отдали. Вернули деньги и забрали все запчасти за границу.

«Из-за таких скачков скорости они просто прекратили всю деятельность. Центральные склады – наше все. Через две недели после 24 февраля [дня вторжения] спекуляция автомобильными запчастями достигла своего пика. То, что будет стоить 900 рублей (12,50 фунтов стерлингов), будет стоить 7000-7500 рублей. Оригинальное автомобильное масло будет стоить 12 000 вместо 1 200».

В то время как российское правительство продвигает свою политику импортозамещения и «параллельного импорта», которая позволяет импортерам игнорировать запреты на отправку запасных частей в Россию, план только начал действовать, и предложение вряд ли когда-нибудь достигнет спроса скоро, говорят аналитики. Между тем, неофициальные данные свидетельствуют о том, что рынок наводняют контрафактные и украденные детали.

Рынок стремится адаптироваться. Компания Wildberries, российский онлайн-ритейлер, добавила автомобильные запчасти, включая двигатели, топливные системы, трансмиссии, детали шасси и другие.

Но на данный момент участники рынка говорят, что запасы исчерпаны. «Все запасные закончились очень быстро», — сказал Атапов.

Дефицит коснется и новых автомобилей. АвтоВАЗ, крупнейший российский автопроизводитель, объявил о дополнительной неделе отпуска для рабочих из-за нехватки иностранных запчастей, в частности полупроводников. Продажи автомобилей в России в мае упали на 83,5%, сообщила в понедельник Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), а цены на новые автомобили выросли в среднем на 50%.

Новые Lada Granta, выпускаемые АвтоВАЗом, не будут иметь ключевых функций безопасности, включая антиблокировочную систему тормозов и подушки безопасности, а также системы ограничения выбросов и системы спутниковой навигации.

Ситуация может быть еще более тревожной в российской авиационной отрасли, где авиакомпании каннибализируют свой парк на запчасти, ища любые новые источники импорта, которые они могут найти.

«Основная проблема заключается в том, что сервисные компании, фирмы, которые обслуживают и сертифицируют Airbus и Boeing и выдают документы, позволяющие самолетам летать в Европу, больше не имеют права выдавать эти документы», — сказал один из руководителей Сухой Суперджет.

Leave a Reply