Содержание
Что за круглые камеры висят на столбах на МКАДе? | ГИБДД | Авто
Владимир Гаврилов
Примерное время чтения: 4 минуты
3537
Категория:
ПДД и ГИБДД
При движении в крайних левых полосах МКАДа можно заметить необычные устройства купольного типа, висящие на каждом пятом или седьмом столбе освещения. Часть из этих приборов обращена на одну сторону кольцевой автодороги, а другая смотрит на противоположную. Что это за комплексы и какие функции они выполняют?
Контроль в секторе диаметром 500 м
Необычные комплексы установлены в начале 2022 года, это современные приборы глобального наблюдения за трафиком. Камеры заметно отличаются по внешнему виду от привычных устройств фото- и видеофиксации. Если обычные камеры контроля за скоростным режимом смотрят только в одну сторону и работают в паре с доплеровским радиолокационным измерителем, то новые комплексы «Стрелка-360С» имеют купольную поворотную головку, которая обеспечивает круговой обзор. Два объектива смотрят в противоположные стороны, а широкий угол объектива позволяет вести контроль не за одним участком дороги, а за целым круговым сектором диаметром около 500 м. Дальность инфракрасной подсветки объектива составляет 250 метров, а видеоматрица может обрабатывать поток разрешением 2560 на 1440 пикселей. Есть у камеры система омывания стекла и намного более продвинутый блок управления, завязанный в одну общую сеть. Такая конструкция позволяет расширить перечень выполняемых устройством задач.
Самое главное отличие новых камер от существующих это система искусственного интеллекта, которая действует на основе нейросетей, то есть программ, имитирующих алгоритмы человеческого мышления.
Глобальный контроль
Камеры появились на МКАДе в рамках нового проекта московского Центра организации дорожного движения (ЦОДД) под названием «Организация работы системы интеллектуального видеонаблюдения». С его помощью планируется взять МКАД и ряд крупных магистралей столицы под полный видеоконтроль, что даст возможность в режиме реального времени реагировать на каждое происшествие.
Главная задача этой системы — сделать дороги безопаснее. Благодаря ей на МКАДе стал возможным безопасный алгоритм оформления ДТП. Водителям теперь не требуется ждать экипажей ГИБДД посреди оживленной трассы. Им разрешили на останавливаться в местах столкновения, а сразу следовать на безопасную площадку. Видеозапись происшествия можно будет потом запросить в ЦОДД как доказательство. Эти же камеры позволили избавиться от автоподставщиков и мошенников, действовавших ранее на скоростной трассе.
Но глобальное наблюдение не ограничивается только записью видео. Если происходит дорожный затор или случается другое крупное происшествие, то система в автоматическом режиме информирует операторов, которые высылают на место машины специальных служб для помощи пострадавшим и для быстрого устранения негативных последствий.
По информации ЦОДД, новые камеры нужны еще и для того, чтобы оценивать пропускную способность дорог, перенаправлять трафик, фиксировать лихачей, пожары, быстро обнаруживать неправильно припаркованные машины в полосе движения, замечать посторонние предметы и животных. Если, к примеру, часть незакрепленного груза упала из кузова грузовика на проезжую часть, то система помогает быстро заметить происшествие и выслать на место наряд ГИБДД и бригаду рабочих, обслуживающих этот участок трассы.
Могут ли штрафовать?
Новые камеры не могут измерять скорость транспортных средств, но они фиксируют опасные происшествия и могут штрафовать автомобилистов за такие нарушения как:
- несоблюдение правил парковки на обочинах и остановки в выделенной зоне;
- движение в запрещенном направлении и по обочинам;
- перестроение через сплошную линию разметки;
- непропуск пешехода на «зебре»;
- отсутствие ОСАГО или техосмотра и др.
В рамках заключенного контракта планируется установить на улицах Москвы в общей сложности 1300 камер в течение 5 лет. В начале 2022 года 770 таких камер появилось на МКАДе, остальные предназначены для других городских магистралей.
камера видеофиксацииштрафы ГИБДД
Следующий материал
Новости СМИ2
Что умеют новые «круглые» камеры ГИБДД, установленные рядом со старыми — ГАИ
- ГАИ
- ПДД
фото: соцсети
Производители камер автоматической фиксации нарушений ПДД не могут остановиться и придумывают все более изощренные устройства для опустошения кошельков автомобилистов с помощью штрафов. Портал «АвтоВзгляд» рассказывает о системах, вызывающих в последнее время массовые вопросы у автовладельцев.
Максим Строкер
В последнее время автомобилисты, особенно в столице, стали замечать изменения, происходящие с полицейскими камерами автоматической фиксации нарушений ПДД. Сами эти устройства никуда не делись. Висят на привычных местах или появляются в новых локациях. Но вот что не понятно. Теперь там, где раньше висела на столбе (или на штанге поперек улицы) одинокая камера, типа того же «Автоурагана», стали появляться какие-то белые цилиндры с черными торцами, направленными на дорогу. Все бы ничего, но многие водители обратили внимание на то, что при движении под ними, эти «торцы» вспыхивают красным светом.
Поскольку это случается четко в момент проезда машины под рубежом контроля, напрашивается вывод о том, что эти новые «круглые» камеры для какой-то цели фиксируют все автомобили. На самом деле, это не совсем «камеры». Штуковины, зажигающиеся красным цветом, — инфракрасные прожекторы дополнительной подсветки. Для чего они?
Раньше камеры обходились без подобной новации, поскольку фиксировали по большей части лишь превышение скорости, выезд на «выделенку» да нарушения требований разметки. А теперь все идет к тому, чтобы не только считанные по пальцам полицейские камеры штрафовали водителей за непристегнутый ремень или разговор по мобильнику, но и едва ли не поголовно имеющиеся на наших дорогах «видеосвидетели».
фото: соцсети
Если подробнее, то дабы что-то «разглядеть» в салоне авто, особенно ночью, возможностей существующих камер недостаточно. Но стоит организовать дополнительное освещение «объекта», съемка будет вполне возможна. Вот и оснастили действующие камеры ГИБДД такими дополнительными инфракрасными «фарами». Они срабатывают в импульсном режиме — по команде камеры, обнаружившей проезжающий автомобиль.
Разработчики не стали заставлять эти прожекторы светить непрерывно: видимо, они очень сильно греются при работе. Да и ресурс ИК-светодиодов при постоянном включении будет невелик.
Говоря о камерах, способных фиксировать нарушения ПДД в салоне движущейся машины, нельзя не упомянуть о наверняка имеющейся у них негласной функции съемки и автоматической проверке по полицейским базам лиц водителя и переднего пассажира. Если видеокамеры в общественном транспорте непрерывно просеивают лица пассажиров в поисках разыскиваемых спецслужбами граждан, то организовать перманентный «фейсконтроль» для передвигающихся на авто — не более, чем следующий логичный шаг в направлении установки тотального контроля спецслужб за нашими соотечественниками.
- Автомобили
- Тест-драйв
На что способны премиальные корейцы
29517
- Автомобили
- Тест-драйв
На что способны премиальные корейцы
29517
Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:
- Telegram
- Яндекс.Дзен
автоправо, превышение скорости, выделенная полоса, сплошная линия, видеофиксация, ПДД, ГИБДД
Последний независимый российский телеканал освещает вторжение в Украину
Я добрался до телеканала «Дождь», единственного оставшегося в России независимого телеканала, незадолго до одиннадцати вечера в пятницу. «Теперь тихо, — сказала мне продюсер Карина Гольцова. — Раньше было больше людей. Телеканал «Дождь», как правило, представляет собой костяк: около двухсот сотрудников работают на чердаке в Москве с двумя небольшими студиями в двух противоположных углах. С тех пор, как российские войска вторглись в Украину в предрассветные часы четверга, все были на палубе, люди работали по шестнадцать часов в смену.
Свет на чердаке был приглушен, как это обычно бывает во время прямой трансляции, чтобы люди могли передвигаться по пространству, не попадая в кадры камер в студии со стеклянными стенами. Тихон Дзядко, тридцатичетырехлетний главный редактор телеканала «Дождь», вел передачу, то просматривая заголовки новостей, то беря интервью у гостей, многие из которых были журналистами других, более богатых СМИ. Я бы также поработал в студии. Гольцова провела меня в гримерную, маленькое помещение с двумя стульями. Визажист Елена протянула свой телефон, чтобы показать мне и Гольцовой видео, которое она только что нашла в Telegram. Оказалось, что по МКАДу, всего в паре километров от нас, движется военная техника. Елена несколько раз дублировала видео, чтобы показать нам то, что ее потрясло: движущаяся штука на колесах, длиннее любого транспортного средства, которое я когда-либо видела, — какая-то ракета.
[ Благодаря вашей поддержке наши репортажи с мест о войне в Украине становятся возможными. Подпишитесь сегодня » ]
На телевизионном мониторе Дзядко разговаривал с Тимуром Олевским, выпускником телеканала «Дождь», который несколько лет назад уехал из России и теперь ведет репортаж из Киева для интернет-издания расследований The Insider. Олевский описывал, как видел, как взорвалась машина. Он сказал, что было много крови. Елена, худощавая блондинка лет тридцати, прижала руку к груди и изо всех сил пыталась отдышаться. Прошло сорок два часа с тех пор, как началась большая война; Елена проработала около тридцати двух из этих часов. «Я смотрю то тут, то там», — застенчиво сказала она. В четверг она смогла немного вздремнуть в пространстве рядом с гримерной, которая одновременно служит и гримеркой, и вспомогательным офисом, с парой столов, гигантским белым кожаным диваном, двумя книгами Ле Корбюзье. стулья и эспрессо-машина с приклеенной лазером табличкой: «Не для овсяного молока».
Дзядко знакомил аудиторию с антивоенными протестами. В четверг в пятидесяти двух городах России прошли демонстрации против вторжения. ОВДИнфо, организация, отслеживающая политические преследования в стране, сообщила о задержании 1960 человек; большинству грозит штраф, но некоторые из них были приговорены к тюремному заключению или привлечены к уголовной ответственности. Власти заблокировали доступ к сайту ОВДИнфо для российских интернет-пользователей, а саму организацию заклеймили как «иностранного агента». Чтобы избежать штрафа, Дзядко был вынужден упомянуть, что ОВДИнфо была признана «иностранным агентом». Сам телеканал «Дождь» тоже является «иностранным агентом»; это означает, что в каждой веб-трансляции, каждом сообщении и даже каждой пресс-карте, выпущенной телеканалом «Дождь», содержится заявление об отказе от ответственности: «Следующая статья и/или сообщение были созданы и/или распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента и /или российское юридическое лицо, выполняющее функции иностранного агента».
Быстро повернувшись в студию, я остановился возле диспетчерской. «Только одно: если мы начнем очень громко ругаться, пожалуйста, не цитируйте нас», — сказала Гольцова. «Обычно это происходит около часа ночи». Это не так — всю ночь время от времени ругались, но не кричали.
Ксения Миронова, высокая, стильная и немного неуклюжая корреспондентка двадцати трех лет, шутила с двумя коллегами возле диспетчерской: «Путину сказали, что ему осталось жить всего месяц, а ему решил унести с собой полмира». Жених Мироновой, 31-летний журналист Иван Сафронов, с июля 2020 года находится в СИЗО по обвинению в государственной измене якобы за разглашение информации о продаже российского оружия. Тем временем Дзядко разговаривал с 9-летним Аркадием Островским.0007 Корреспондент The Economist Россия, который сообщил, что накануне вечером в Киеве было роздано от десяти до пятнадцати тысяч единиц оружия. Затем Дзядко перешел к ежедневному брифингу в Белом доме и начал синхронно переводить пресс-секретаря Джен Псаки. Как только Псаки перешла от Украины к другим темам, Дзядко объявил «рекламную паузу».
Телеканал «Дождь» был основан в 2010 году парой московских властей: медийным предпринимателем Натальей Синдеевой и ее мужем-банкиром Александром Винокуровым. У него был большой офис в центре Москвы; его корпоративный цвет был ярко-розовым, а слоган — «Оптимистический канал». Через пару лет после основания телеканал «Дождь» собрал миллионную аудиторию. Но в 2014 году, когда Россия впервые собиралась вторгнуться в Украину, Кремль принял жесткие меры против телеканала «Дождь»: большинство спутниковых операторов отказались от него, рекламодатели дезертировали, а владелец выселил канал из штаб-квартиры. В течение многих лет телеканал «Дождь» существовал за счет подписки и пожертвований. В конце концов, он собрал достаточно большую аудиторию YouTube, чтобы приносить там некоторый доход от рекламы.
Вместо рекламных роликов «Дождь» иногда транслирует отрывки из собственных передач; в этот перерыв они сыграли десятиминутный отрывок из пятничной передачи, которую вела давняя ведущая TV Rain Анна Монгайт. Закончив свою бесконечную смену, выросшая в Одессе Монгайт написала в Facebook: «Я оцепенела. Вчера я проснулся в 9:30 и прочитал, что бомбят подступы к Одессе, и онемел. Я имею в виду, что я работаю без остановки, но я оцепенел, все во мне застыло. . . . Я думаю, что если я позволю себе чувствовать, меня разорвут на части. Я сижу здесь и смотрю, как мой мир рушится. Это заняло всего один день. . . . Впервые в жизни я сталкиваюсь лицом к лицу с настоящим, чистым, незамутненным злом. Я могу ответить только слезами и ненавистью!»
Только за полночь объявилась Светлана Гуляева, девять лет проработавшая продюсером на ТВ Дождь. Сейчас она внештатный продюсер, среди ее проектов — документальный фильм «F@ck This Job» о Синдеевой и телеканале «Дождь» режиссера Веры Кричевской. Премьера фильма, который был показан на фестивалях документального кино в Европе и США, намечена на следующую неделю в российских кинотеатрах. «Все места распроданы, — сказала мне Гуляева. «Мы должны были отправиться в тур, но теперь все наши рейсы отменяются». Россия, похоже, закрыла воздушное пространство над южными регионами вблизи Украины, и, по словам Гуляевой, их полеты на восток, на Урал, тоже отменены. Тем временем Синдеева застряла в Лондоне, куда она прилетела на показ фильма, незадолго до того, как Великобритания приостановила полеты Аэрофлота. Все это способствовало тому, что жизнь развалилась за одну ночь. На данный момент Гуляева предпочла быть на телевидении «Дождь», чем сидеть дома. «Трудно, но здесь легче, спокойнее», — сказала она. Она не казалась спокойной. Она входила и выходила из диспетчерской, расхаживая взад-вперед, как и ее муж, корреспондент телеканала «Дождь» Василий Полонский.
Вернувшись в студию, Дзядко пролистывал заголовки. ТАСС , российское правительственное информационное агентство, сообщило, что российские военные заняли город Мелитополь на юго-востоке Украины. (В более поздних заголовках это оспаривалось — город был окружен, а не сдан.) Президент Украины Владимир Зеленский опроверг заявления Кремля о том, что Украина отказывается вести переговоры. ОВДИнфо сообщала о четырехстах тридцати семи новых арестах после акций протеста в двадцати шести городах в пятницу. Дзядко немного болтал, чтобы выиграть время, ожидая заместителя госсекретаря США Виктории Нуланд, которая согласилась дать интервью в прямом эфире в полночь, но опаздывала.
В двенадцать двадцать шесть наконец появилась Нуланд. Зеленский разговаривал с президентом Байденом в пятницу, и Дзядко спросил Нуланд, может ли это что-то изменить. «Единственный человек, который может что-то изменить, — это Владимир Путин, — сказала Нуланд. Все, кто был на чердаке — человек полтора десятка — столпились в диспетчерской, чтобы послушать Нуланд. Она выразила сочувствие русским солдатам, которых отправляют умирать на бессмысленной войне. Затем она обратилась к русским, которые вышли протестовать против войны. «Мы вас поддерживаем», — сказала она.
Полонский, крупный бородатый мужчина, расхаживавший по диспетчерской, усмехнулся. «Путин это знает, — сказал он. Он имел в виду твердое убеждение президента России в том, что такие протесты финансируются и организуются Госдепартаментом США и лично Нуланд. Еще в 2014 году, во время протестов на Украине, когда Нуланд была помощником госсекретаря, в сеть просочилась запись ее разговора с тогдашним послом США в Киеве. Разговор, в котором Нуланд выражает твердое мнение об украинской политике и политиках, был использован Кремлем как доказательство того, что правительство в Киеве является марионеткой США.
Следующим гостем Дзядко был Павел Латушка, белорусский оппозиционный политик, живущий в изгнании в Польше. Латушка рассказал о судьбе десятков тысяч белорусских беженцев, которые жили в Украине после подавления протестов в Беларуси в 2020 году. Теперь они бежали от российских военных, большая часть которых шла через Беларусь, где находился диктатор Александр Лукашенко. приветствовал это. По словам Латушки, многие из этих двойных беженцев теперь оказались в лагерях в Польше.
Сейчас у телеканала «Дождь» есть запись обращения Зеленского. Почти наверняка это будет единственное российское СМИ, которое покажет выступление. Было несколько минут второго ночи, а трансляцию телеканала «Дождь» на YouTube посмотрели около двадцати трех тысяч человек. Зеленский, небритый, в армейском свитере, говорил о готовности защищать Киев. Ранее ночью он сказал, что ожидает, что российские войска штурмуют столицу до рассвета. Дзядко синхронно переводил с украинского.
Около десяти одиннадцатого телеканал «Дождь» переключился на заседание Совета безопасности ООН, и Дзядко получил свой второй перерыв за ночь. Елена зашла в студию с кистью и быстро поработала над мешками под глазами Дзядко. Взволнованный Полонский появился возле диспетчерской. «Блять, я не могу понять, правда это или нет», — сказал он, протягивая телефон. «Говорят, что главный игрок «Бумбокса» ушел на войну». Бумбокс — украинская хип-хоп группа. Я познакомился с его участницами в Киеве летом 2017 года, когда они снимали клип с Белорусским Свободным Театром, и я писал эссе о лесбийской паре, управляющей театром. Теперь пара жила в изгнании в Польше, а фронтмен «Бумбокса» Андрей Хлывнюк, по-видимому, собирался служить в армии. «Дерьмо. Он действительно это сделал», — сказал Полонский.
Журналисты справляются с войной, будучи занятыми. Они никогда не знают, какие новости пробьют их броню занятости. «Это невыносимо», — сказал мне Полонский. Мы сели поговорить за ведущим в пустой студии, оба смотрели в одном направлении, как будто вели трансляцию. Полонский был близок к слезам. «В 2010 году, когда я только что закончил университет, я поехал в Крым, и одна из моих любимых групп «Бумбокс» дала концерт на берегу моря. Я стоял на коленях в Черном море и слушал их музыку. Я не могу этого вынести. Киев мой любимый город. Так много моих друзей пишут, что они записались в армию».
В 2016 году Полонский сообщил о боях на востоке Украины. Он и еще один репортер телеканала «Дождь», Сергей Ерженков, были схвачены пророссийскими силами и удерживались в течение нескольких дней, прежде чем были депортированы в Россию. Полонский хотел поехать в Украину с докладом и на этот раз, но не смог это организовать. Вместо этого он и несколько других репортеров прочесывают сотни украинских каналов Telegram в поисках видео и фотографий, которые телеканал «Дождь» может проверить и показать.
Около 13:00 Дзядко пригласил известного музыкального журналиста Артура Гаспаряна, чтобы рассказать о решении организаторов конкурса «Евровидение» запретить участие России в конкурсе в мае. «Мне неловко сейчас говорить о «Евровидении», — сказал Гаспарян. «Даже если эта война скоро закончится, я не могу представить, что в мае кто-то будет чувствовать себя хорошо, выходя на сцену, петь и танцевать». Гаспарян недооценивал, как быстро войны становятся утомительными и однообразными. Полонский уже замечал, что все, кому он звонил, твердили одно и то же: «Шумно. Идет стрельба».
Телеканал Дождь сейчас транслировал выступление посла России Василия Небензя в Совете Безопасности ООН. Россия уже наложила вето на предложенную резолюцию, осуждающую ее агрессию, и теперь Небензя перечислял знакомый список претензий России, большинство из которых были необоснованными. (Я не буду их здесь распространять.) Украинцев он называл «укронацистами». Все снова собрались в диспетчерской, но воздух казался мертвым; холод опустился на чердак.
Следующим выступил представитель Украины Сергей Кислица. Временами казалось, что он вот-вот расплачется. Телеканал «Дождь» планировал прекратить вещание в два часа ночи, но к моменту окончания заседания Совета безопасности в Москве было почти три часа. Дзядко явно не решался подписать. Он показал два видео, которые Полонский нарезал вместе. В одном из них люди в бомбоубежище в городе Черкассы пели национальный гимн Украины «Украина еще не умерла». В другом премьер-министр Великобритании Борис Джонсон закончил речь, обратившись к русским на (впечатляюще компетентно звучащем) русском языке, а к украинцам — на украинском. Первому он сказал: «Я не верю, что эта война ведется от вашего имени». Последнему он сказал: «Слава Украине».
Украинское информационное агентство сообщило о мощном взрыве в Киеве. Продюсеры и репортеры лихорадочно звонили и обменивались сообщениями со всеми, кого знали в городе. Никто не отвечал. Дзядко сказал, что не хочет заканчивать трансляцию до того, как у них появятся подробности. Они взяли «рекламную паузу», запустив запись, на которой ведущая Екатерина Котрикадзе (замужем за Дзядко) берет интервью у лауреата Нобелевской премии Дмитрия Муратова. К концу ленты новой информации из Киева так и не было.
— Будем надеяться, что эта ночь больше не принесет страшных новостей, — наконец сказал Дзядко. «Будем надеяться, что завтра принесет лучшие новости, возможно, о переговорах». Он закончил в три двадцать шесть.
На чердаке зажегся свет. Продюсеры и репортеры толпились в студии. Дзядко ослабил узкий галстук и расправил рубашку. Все подтвердили, что не выключают свои телефоны. Если начнется штурм Киева, они возобновятся. До следующего запланированного эфира осталось всего пять с половиной часов, заверили они друг друга. С начала вторжения прошло сорок шесть часов.
МКАД – Русский Читатель
«Что говорит Василий? Где Оверсайз Лёха? А как поживает платформер-трейлер Вадим?»
«КоммерсантЪ» выяснил, как дальнобойщики конвоируют на МКАД на протест
Александр Черных и Катерина Щербакова
3 декабря 2015 платежной системы Plato приближаются к своему апогею. В четверг водители у прилавков ждали, когда президент Путин упомянет об их проблемах и пообещает разобраться в них в своем ежегодном Послании Федеральному собранию. Когда этого не произошло, дальнобойщики начинают формировать колонны, которые попытаются выехать в Москву и перекрыть МКАД.
Необходимо изменить место встречи
Протестующие дальнобойщики должны были быть в Москве несколько дней назад, но ГАИ успешно противодействует им всю неделю. По всей стране гаишники останавливают подозрительных водителей на каждом посту, по несколько часов проверяют документы, ищут в грузе взрывчатку или наркотики, штрафуют за отсутствие аптечек и огнетушителей, а самых активных просто сворачивают. около. Это серьезно осложняло координацию акций протеста: несколько раз полиция появлялась прямо на тайных местах митингов. Чтобы узнать местонахождение еще одного такого места, нам пришлось провести две ночи в онлайн-диалоге, чтобы убедить подозрительных водителей в нашей надежности. В конечном итоге наш источник прислал нам номер телефона, контактное имя и адрес небольшого придорожного кафе примерно в 200 километрах от Москвы. Нам были даны строгие инструкции не упоминать точное местонахождение по телефону.
Когда мы приехали, оказалось, что конспирация уже не нужна: водители были задержаны полицией накануне.
«Даже не спрятались», — удивленно улыбаясь, говорит Виктор, молодой дальнобойщик из Великого Новгорода. «Я думал, что никогда не замечу, если за мной будут следить. Этот бизнес не по мне. Но в данном случае все очень просто. Вон та легковушка приехала после нас и подозрительно долго стоит рядом с кафе. Потом рядом припарковалась «Газель» [легкий грузовик или фургон] с антенной на крыше».
Когда скучающие водители решили прокатиться на легковой машине, подозрительная машина тут же выехала за ними, преследовала их на протяжении всей поездки, а затем припарковалась точно на том же месте. После этого некоторые из водителей решили перегнать свои грузовики на другую остановку и поехали в сторону Москвы, но через несколько километров их всех остановили гаишники, которые спросили, куда направляется колонна грузовиков.
«Ребята думали, что смогут их перехитрить. Говорили, что действительно едут в Петербург и просто смотрят разворот на шоссе, — рассказывает один из оставшихся водителей. «Но менты сказали им, что сопроводят их до региональной границы. Поэтому они ехали кортежем».
Фото: Дмитрий Лебедев/КоммерсантЪ
Забитый дальнобойщиками придорожный кафетерий – обычное зрелище для тех, кто ездит по федеральным трассам ночью. Но на этот раз сеттинг напоминает черно-белый советский фильм о революционных матросах и бастующих железнодорожниках. Несколько водителей сидят за столиком в углу и шумно обсуждают, куда протестующие направились в Москву и где застряли. Ситуация усугубляется тем, что у акции протеста нет единого руководства, дальнобойщики из разных городов не знают друг друга, а связь между отдельными колоннами приходится налаживать прямо сейчас.
Сквозь шум разговора прорываются загадочные фразы.
«Что говорит Бэзил?»
«Где Большой Лёха?
«Как поживает трейлер-платформа Вадим?»
«Он говорит, что у него за спиной тридцать трейлеров с платформой».
— Мы сами запутались, — весело замечает Виктор под всеобщий смех. «Мы сбиты с толку дорогами, днями недели и жизнью в целом».
Связь между колоннами обеспечивают делегаты, водители-дальнобойщики, севшие за руль легковых автомобилей для проезда постов ГИБДД.
«Андрюха ездил на Донское шоссе и разговаривал с припарковавшимися там группами [дальнобойщиков]. Где-то сто грузовиков, где-то тридцать», — объясняет Вова, статный мужчина в свитере. «Нужно ориентироваться, понимать, сколько всего грузовиков планирует конвоировать и какое у людей настроение. Это означает, что протестное движение замыкается на себе. Сегодня вечером все должны быть на линии, чтобы координация была более плотной по мере приближения к Москве».
Точное количество протестующих никто не знает, даже дата пока под вопросом, но все дальнобойщики знают, что им надо делать: выехать на МКАД в субботу, перестроиться в крайний правый ряд и снизить скорость до минимально допустимого.
«Представьте это. При этом мы заезжаем на ринг с разных сторон и занимаем позиции на своих законных полосах, раз и два», — описывает Вова, горя глазами. «А наши московские активисты пересаживаются на легковые автомобили и водителей рядом с нами на третьей, четвертой и пятой полосах. Получается гигантская улитка: пять полос на МКАД в обе стороны. А в Москве достаточно двух таких улиток, чтобы все замкнуло и остановилось», — говорит он, гордо улыбаясь.
Дальнобойщики не знают, что будут делать дальше.
Heavy Duty Arithmetic
Дата, когда улитка должна была проползти по МКАДу, несколько раз переносилась. Теперь дальнобойщики, похоже, пришли к окончательному соглашению. В четверг (3 декабря 2015 г.) в полдень они будут смотреть выступление Президента Владимира Путина перед Федеральным Собранием.
— Все это время о нас и наших требованиях никто не сообщал, ни Первый канал, ни НТВ, — с обидой в голосе говорит Виктор. «О нас писал только интернет, а радио и телевидение молчали. Ждем обращения, чтобы посмотреть, знает Путин о проблеме или нет, собирается ли он что-то делать или мы ему «неинтересны».
«Думаю, он такие вопросы не решает. Это все делается для него. Ну да, Ротенберги его друзья. Но закон приняли еще при Медведеве, когда он был президентом, и он подписал эту «чушь». Может быть, у Путина просто нет всей информации», — немного сбивчиво говорит молодой водитель.
Фото: Дмитрий Лебедев/КоммерсантЪ
— Лично мне надоела эта неопределенность, — устало говорит очень худой молодой человек с коротко остриженными волосами, подходя к столу. Это Александр, делегат конвоя, недавно вернувшийся из Ростова. Видно, что от недосыпа он еле стоит на ногах, но пожимает всем руки и садится за стол.
«Путин должен четко сказать: платите, ребята. Это то, что мы решили, и мы не собираемся его менять. Было бы хорошо, если бы он вышел к людям и сказал им прямо в глаза».
«А потом что?»
«Тогда я продам свой грузовик, выплачу кредиты и уеду жить в другую страну».
В настоящее время Платон берет 1,53 рубля за километр, но с марта следующего года эта ставка удвоится до 3,06 рубля за километр. Самозанятые дальнобойщики полностью уверены, что новая система взимания дорожных сборов разорит их в течение нескольких месяцев. Чтобы доказать это, они подробно обсуждают свои доходы и расходы, приводя цифры.
«Ну, смотри. Грузовой рейс между Петербургом и Москвой стоит от 36 до 40 тысяч рублей. Это считается очень хорошей ставкой для рейса туда-обратно», — говорит Виктор. «Но почти 20 тысяч рублей из этой суммы уходит на топливо. Точная цифра зависит от грузовика. Европейские грузовики потребляют меньше топлива; Американские грузовики используют больше. Российские грузовики используют еще больше».
В дороге дальнобойщикам нужно заправляться.
«Вы сами видите, какие цены в кафе. Заходишь кушать и тратишь не меньше 300 рублей, иногда целых 500 рублей. Набегаешь счет за еду не менее чем на две-две с половиной тысячи рублей».
Прогон длится от трех до пяти дней. Ночью Москва закрыта для грузовиков, поэтому им часто приходится простаивать на подъезде к столице.
«В итоге у меня одна, максимум две пробежки в неделю», — говорит Виктор. «Без учета топлива и еды я зарабатываю от 16 до 18 тысяч рублей за рейс. И это если в дороге ничего не сломалось. Может случиться так, что вы наедете на кусок металла и лопнете шину. Потом эти 18 тысяч сдаешь на ремонт. Тебя не было дома целую неделю, и ты пришел без денег».
Кроме того, существуют ежемесячные расходы на текущее техническое обслуживание грузовика — доливку масла, мелкий профилактический ремонт, — затраты на которые составляют около 20% расходуемого за месяц топлива.
«Я тоже плачу 40 тысяч в год налогов на автомобили», — говорят водители, загибая пальцы. — Плюс около шести тысяч на страховку. А прописан я в Новгородской области, где расценки крошечные. Вовка в Ленобласти платит в два раза больше».
Вовка согласно кивает.
— А там акциз на топливо, семь рублей за литр, — продолжает Виктор. «И я также должен платить за техосмотр автомобиля, замену шин и все расходные материалы. Мы все здесь едва зарабатываем минимум, а нас пытаются прикончить новым налогом».
По словам Виктора, на своем грузовике он проезжает от 100 000 до 150 000 километров в год.
«В следующем году плата будет 3,06 рубля [за километр]», — напоминает дальнобойщик. «Так что мне придется заплатить не менее 400 тысяч рублей [прим. 5500 евро по текущему курсу] Ротенбергам. Значение для Платона».
Фото: Дмитрий Лебедев/КоммерсантЪ
Дальнобойщики понятия не имеют, где взять деньги. Чиновники в Министерстве транспорта пытались убедить их, что их кошельки не пострадают, потому что разницу в конечном итоге заплатят их клиенты.
«Да, клиент заплатит мне больше, но поднимет цены. Я зайду к нему в магазин и заплачу еще», — говорит Виктор, пожимая плечами.
Кроме того, в Минтрансе не учли тот факт, что дальнобойщикам приходится ездить порожняком на многие километры.
«Я живу в Великом Новгороде. Это небольшой город. Нам нечего возить», — говорит дальнобойщик. «Наибольший грузооборот между Москвой и Петербургом. Чтобы попасть к заказчику в Петербург, мне нужно проехать 200 километров, пробег я оплачиваю из своего кармана. До дома 200 км туда и 200 км обратно. И так каждый раз».
«Я из Твери. У нас есть работа максимум для пятой части наших водителей. Все остальные едут в Москву или Петербург, — подтверждает мужчина, сидящий рядом с ним за столом.
«Слушай, но даже если ты едешь пустой, ты все равно портишь дорогу, не так ли?» Я спрашиваю.
Дальнобойщики подозрительно смотрят на меня. Утверждение о том, что грузовики негативно влияют на дорожное покрытие, для них — лютая ересь.
«Посмотрите на кольцевые дороги в Москве и Петербурге», — рассуждают они. «Грузовым автомобилям запрещено выезжать за пределы второй полосы. Так в чем подвох? В левых полосах, где ездят только легковые автомобили, колеи гораздо глубже, а неровности больше, чем в полосах, по которым ездят грузовики».
«И самое главное, за что мы платим?» — спрашивает Александр. — Я сейчас через Тотьму ездил, снег шел, а асфальт клали? Прямо под снегом, представляете? И требуют с нас за это деньги».
И все же водители отмечают, что Платон станет ударом не только для них, но и для всего малого бизнеса. Александр тихонько рассказывает нам о небольшой мебельной фабрике в Саратове, которой владеют трое молодых людей его возраста. Если раньше завод отправлял по три партии в день в магазины Москвы и Петербурга, то в последние месяцы они стали отправлять по три партии в неделю.
«Говорят, что из-за кризиса все у них подорожало», — рассказывает Александр. «Детали и кожзаменитель из Китая, мебель у них подорожала, и люди не хотят покупать ее по новым ценам».
Если теперь заводу придется платить водителю дополнительно пять-шесть тысяч рублей за каждый пробег, он просто разорится.
«И там работают местные, а не узбеки. Я разговаривал с ними. Зарабатывают 40-50 тысяч рублей в месяц, хорошие деньги. Я зашел в столовую, а там можно поесть на пятьдесят рублей, без наценки», — рассказывает Александр. «Кто выиграет, если фактория закроется и десятки людей потеряют работу? Кто этого хочет?»
«Вот почему мы, частные водители, так беспокоимся< говорит он, поворачиваясь ко мне. «Мы видим наших клиентов, разговариваем с ними и понимаем, что многие из них просто не справятся. Эти дорожные потери прикончат их».
Фото: Дмитрий Лебедев/КоммерсантЪ
«Ну, что мы все будем делать?» — сердито спрашивает Виктор с другого конца стола. «Моей дочери пять месяцев. Жена ухаживает за ней и пока не может работать. А у жены проблемы с молоком, недокармливала. Сейчас покупаем сухое молоко. Баночка стоит 1200 рублей и хватает на неделю. Подсчитайте, сколько это выходит за месяц».
– Я не говорю, что это такая непосильная сумма, – продолжает он с таким задором, что сразу становится ясно, что это большие деньги, зачем их скрывать? — Но это еще полторы тысячи на подгузники. Потом что-то еще, и еще что-то. Теперь это Платон, — сердито говорит он. «Что я должен? Что нам теперь делать? Куда мы идем? Честно говоря, все, что мы умеем, — это водить грузовики».
Остальные дальнобойщики молча смотрят на него.
В окно медленно проезжает восемнадцатиколесный грузовик.
«Едет еще один под черным флагом», — презрительно произносит кто-то за столом. «Наживается за наш счет, педераст».
В связи с тем, что некоторые водители участвуют в акциях протеста, в последние недели наблюдается дефицит свободных грузовиков. Клиенты начали предлагать в два раза больше за пробег, и многие частные водители с радостью согласились перевезти их груз. Но, в целях экономии, они тоже не установили систему Платон. Бастующие дальнобойщики регулярно высмеивают их по радио, но предпочитают молчать.
«Ну, так как же нам их называть?» — возмущенно спрашивает меня один из водителей. «Шрейкбрехеры? Что это за прерыватели? Они настоящие «рептилии», вот кто они!»
«Нет Платону!» Фото: Дмитрий Лебедев/КоммерсантЪ
Виктор рассказывает, как недавно поссорился со тестем, который тоже дальнобойщик, но сказал, что сопротивление бесполезно и установил систему «Платон».
«Война еще даже не началась, а он уже сдался», — возмутился водитель. «Я так ему и сказал. Я сказал: «Ты мой враг, и я не хочу тебя знать».
«Помнишь, как Сталин сына от немцев не освободил?» — неожиданно спрашивает Виктор. «Ну, я подумал, что если Сталин не пощадил своего сына, то на кой черт мне нужен был такой тесть. Мальчики здесь со мной, они моя семья».
Дорога на МКАД
Поздно ночью большинство водителей расходятся по своим грузовикам, чтобы поспать. Те, кто участвует в качестве пассажиров, не ложатся спать с появившимися откуда-то стрингерами-фотографами. Все время хорошо сложенные мужчины кисло пьют водку за соседним столиком. Внезапно один из них подходит к водителям и кричит на фотографа, якобы за то, что тот его сфотографировал. Ситуация моментально накаляется. Незнакомцы начали толкать и призывать других мужчин «выйти на улицу и поговорить».
— На титушек похожи, — говорит один из дальнобойщиков. «Мы видели их сегодня. Они крутились вокруг той машины, которая нас преследовала. Сейчас начнут драку, придут менты и всех задержат».
«Нет, они просто пьяницы», — не соглашается с ним его товарищ. — Но все равно неприятно.
На улице уже началась драка, и водители советуют всем посторонним покинуть кафе до утра. Мы едем разминаться в грузовике Валеры, спокойного 49-летнего мужчины, который с гордостью говорит нам, что водит большие грузовики с 19 лет.87.
«Разувайтесь и заходите. Мы сейчас пойдем пить чай», — приветливо приглашает он нас в кабину своего грузовика, как в квартиру.
Услышав о пьяных товарищах, он неодобрительно качает головой.
«Мы уже теряем солдат на пути к Москве».
Валера зажигает маленькую горелку и ставит на нее крохотный металлический чайник. По мере нагревания воды оттаиваем в тепле и осматриваем кабину.
Фото: Дмитрий Лебедев/КоммерсантЪ
— Сейчас мне придется продать грузовик, — тихо говорит водитель средних лет. «Хотя кому это надо? Я получу за это копейки. Да, он старый, но я его специально таким купил, потом сам отремонтировал. У меня хорошо с руками».
Я спрашиваю его, почему частные дальнобойщики скорее уйдут с работы, чем будут работать в транспортной компании.
«Мой товарищ работал в компании. Он зарабатывал 50 тысяч рублей в месяц, — сухо отвечает Валера. «Только один-два дня в месяц он проводил дома. Он возвращается с пробежки в Петербург, оставляет грузовик у хозяина, садится в электричку, едет семьдесят километров, ночует дома, а утром звонит и говорит, что надо срочно приезжать. Это жизнь? Я больше не могу, я слишком стар. И никто не может это взять. Вот почему почти 80% водителей-дальнобойщиков — частные водители или мелкие индивидуальные предприниматели, владеющие парой грузовиков».
Пьем горячий чай, а Валера раскладывает спальное место.
— Мы все, конечно, понимаем, что правительству внезапно понадобились деньги, — говорит он, когда мы расстаемся. «У нас беспорядки в Сирии, и ракеты тоже стоят денег. Но депутаты должны найти другие резервы для оплаты этого, а не платить за наш счет».
Утром водители сонно собираются покурить рядом со своими грузовиками.
«Вчера ночью к нам подошли милиционеры и предупредили, что всех остановят на ближайшем посту ДПС и предъявят обвинение в экстремизме», — мрачно рассказывает один из них.
«Да ладно, он дергал тебя за ногу. Какие мы экстремисты?» товарищ отвечает ему недоверчиво.
«Ну, может, и пошутил, но в любом случае неприятно», — заключает третий водитель.
Пока водители собираются в кафе, где они планировали вместе посмотреть выступление президента, мы подъезжаем к посту ДПС.
— Никакого экстремизма мы здесь не ищем, — твердо отвечает командир полиции, пока его подчиненные взмахами дубинок выхватывают из потока грузовики и полуприцепы.
«Мы как раз в разгар операции «Антитеррор», и мы выборочно проверяем все автомобили», — объясняет он официальным тоном, прежде чем поправить провисший светоотражающий жилет молодого полицейского и уйти.