Чайка газ 13: купить, продать и обменять машину

Важная птица: история разработки ГАЗ-13 Чайка

  • Главная
  • Статьи
  • Важная птица: история разработки ГАЗ-13 Чайка

Автор:
Олег Полажинец

Исторически так сложилось, что на заре своего существования автопром СССР во многом брал своё начало за океаном: после того, как в 1929 году было заключено соглашение с американской компанией Ford Motor Company, в молодом государстве благодаря технической помощи зарубежных партнеров было налажено массовое производство легковых и грузовых автомобилей. Кроме того, к американским автомобилям питали слабость и высшие лица государства – в частности, Сталин еще с двадцатых годов любил мощные 12-цилиндровые Паккарды, поэтому при работе над будущим ЗИС-110 модель Packard 180 была взята в качестве «исходника», а подаренным Рузвельтом Паккардом модели Twelve вождь и вовсе пользовался до конца своих дней.

 

Кстати, развенчавший культ личности Сталина Никита Сергеевич Хрущев тоже использовал в качестве транспортного средства американскую технику. В личном пользовании будущего Первого секретаря ЦК КПСС с 1944 по 1949 годы был трофейный Cadillac Fleetwood 75 из винницкой ставки Гитлера.

Именно поэтому, не считая доставшегося по репарациям после окончания Второй мировой войны немецкого завода по производству Опелей под названием Москвич-400, в СССР при разработке новых моделей ориентировались на американскую автомобильную промышленность в качестве точки отсчета. Особенно, если речь шла об автомобилях высокого класса – что-что, а производить комфортабельные и высококлассные машины «янки» умели как никто другой в мире.

Немудрено, что и довоенные ЗИСы, и более поздний ЗИМ недвусмысленно походили на продукцию заокеанского автопрома как внешним обликом, так и конструкцией.

Однако к середине пятидесятых годов этот крупный и весьма представительный седан откровенно устарел. Ведь американская мода была очень быстротечной – в битве за пресыщенного покупателя конструкторы, художники и технологи различных производителей устроили настоящую «гонку вооружений», выпуская все новые и новые модели ежегодно.

Уже к началу пятидесятых среднеразмерные американские седаны ощутимо прибавили в габаритах, став не только длиннее, но и шире. Вдобавок многолитровые моторы стали еще мощнее и объемнее, а во внешности все явственнее стали проступать авиационные и даже аэрокосмические мотивы. Большие панорамные стёкла с сильными «загибами», обилие хрома, длинные «кили» задних крыльев, своеобразные «прицелы» на бамперах – все это приметы пятидесятых годов, которые к концу десятилетия достигли своего апогея.

Однако вернемся в СССР. Действительно, ЗИМ походил на американские седаны пяти-, а то и семилетней давности – по «их» меркам, уже даже не вчерашний, а позавчерашний день. На фоне новейших дредноутов советский седан выглядел уже не представительским щеголем, а этаким простоватым пенсионером.

Да и технически советский автомобиль уже заметно проигрывал новейшим заокеанским аналогам – к примеру, его 3,5-литровый мотор развивал всего 90 л. с. – возможно, достаточно по меркам сороковых годов, но… его максимальная скорость составляла 120 километров в час, а разгон до сотни занимал умопомрачительные по длительности 37 секунд. С одной стороны, номенклатурной «персоналке» и не подобало носиться стремглав, но и конструкторам, и потенциальным пользователям не хватало запаса динамики, чтобы «в случае чего» черное тело ЗИМа могло быстро домчать своего высокопоставленного пассажира за заседание совмина.

Хэлло, Америка!

Работу над новым советским лимузином предваряло важное событие – приобретение парочки Паккардов – Caribbean и Patrician. Их тщательно изучили как сотрудники научно-исследовательского института НАМИ, так и конструкторы ГАЗа и ЗИЛа. Кстати, этим объясняется некая схожесть первой Чайки ГАЗ-13 и ЗИЛ-111 между собой – просто оба эти автомобиля неуловимо походили на американский «исходник».

Новый горьковский автомобиль должен был стать не только современнее ЗИМа: в процессе работы над будущей Чайкой конструкторам нужно было избавиться от характерных «болячек» ГАЗ-12. Во-первых, эта машина была слишком тяжеловесной в управлении для водителя, во-вторых, довольно шумной для своего класса и целевого назначения. По итогам нескольких лет эксплуатации были замечания и по ходовой части, и по долговечности кузова ЗИМов.

Горьковские конструкторы А. Просвирин и Н. Юмашев не подвели: Чайка не только выглядела совершенно иначе, чем её предшественник, но и существенно отличалась от ЗИМа по технической части.

Вместо не слишком оправдавшего себя несущего кузова на новом лимузине применили отдельную Х-образную раму, к которой через резиновые проставки крепился эффектный по дизайну кузов – работа художника Б. Лебедева.

Среди других инноваций – автоматическая трансмиссия с кнопочным переключением диапазонов, гидравлический усилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов, бескамерные шины. .. Такой впечатляющий набор современных новшеств обеспечивал лёгкость управления Чайкой и высокий уровень комфорта, как и подобает автомобилю представительского класса.

Конструкция Чайки по меркам тех лет была весьма прогрессивной

Понятно, что новая машина требовала принципиально другого «сердца». Не мудрствуя лукаво, конструкторы использовали в качестве прототипа мотор Chrysler V8, но в целях унификации применили поршневую группу и газораспределительный механизм ГАЗ-М-21 Волга, «умножив на два» количество цилиндров. Такая V-образная восьмерка объемом 4,89 литра выдавала 180 л. с., однако ходовые испытания опытных образцов показали, что мощность нужно поднять до уровня около 200 л. с. Это было достигнуто увеличением рабочего объема до 5,5 л, а итоговая мощность двигателя ГАЗ-13 с «мокрыми» гильзами и центробежным масляным фильтром составила 195 «лошадок».

Интересная деталь: восьмицилиндровый двигатель представительской Чайки оказался настолько хорош, что его в модернизированном виде стали устанавливать на горьковские грузовики ГАЗ-53А и ГАЗ-66.

Хватало и «электрических» новшеств, среди которых моторизованные стеклоподъемники, а также пятидиапазонный радиоприёмник с автоматической настройкой и электроприводом штока антенны. По сути, Чайка вобрала в себя практически все возможные достижения лучших образцов мирового автопрома – разумеется, речь идёт об американских седанах тех лет, поскольку после Второй мировой войны в Европе были в ходу утилитарные и даже в чем-то примитивные автомобили, на которые создателям «персоналки» было ориентироваться не с руки.

Наш лауреат

Летом 1957 года был собран первый опытный образец ГАЗ-13, который отличался комбинированной окраской – светло-кремовый верх и тёмно-вишневый низ. В некоторых деталях отделки прототип практически полностью повторял паккардовские решения – это касается и знаменитой «чайки» на решетке радиатора, которой машина, собственно, и обязана своим названием. При этом на Packard характерная «птичка» указывала всего лишь на V-образность двигателя.

Предсерийный прототип отличался «игривой» цветовой гаммой

Использовавшиеся в «натурных» испытаниях более поздние опытные образцы 1958 года несколько видоизменились в мелочах – практически в таком виде Чайка и встала на конвейер в начале 1959 года.

Разумеется, производство ГАЗ-13 изначально было мелкосерийным и было приурочено к знаменательному событию – ХХI съезду ЦК КПСС, знаменитому тем, что на нем провозгласили окончательную победу социализма в СССР и курс на коммунизм к 1980-м годам. Что же до Чайки, то она еще годом ранее в предсерийном исполнении получила престижную международную награду – Гран-при на Всемирной промышленной выставке ЭКСПО-58 в Брюсселе.

ГАЗ-13 на выставке

Без лишней скромности: Чайка получилась действительно отличным автомобилем, за что её дизайнеры и конструкторы и были отмечены европейскими профессионалами.

Новинку демонстрировали и на других выставках – как на отечественной ВДНХ, так и в Европе и США.

Тем временем игривая цветовая гамма предсерийных прототипов уступила место «протокольному» черному цвету. Оно и понятно – автомобилю надлежало «трудиться на службе» в различных министерствах, обкомах, где автомобиль, по заветам Генри Форда, мог быть любого цвета при условии, что он чёрный.

Вскоре после начала выпуска Чайки стали не только обслуживать партийно-номенклатурную элиту СССР, но и работать в различных представительствах советского государства за рубежом. Да и практически половина дипломатического корпуса Москвы в шестидесятые годы ездила на Чайках – послы и консулы Финляндии, Венгрии, ГДР, Болгарии, Монголии, КНДР, Эфиопии, Индонезии и многих других стран использовали ГАЗ-13 в качестве служебного транспортного средства. Более того – один лимузин горьковского автозавода даже попал в автопарк американского посольства!

ГАЗ-13

Обновление

Уже через несколько лет после начала выпуска, в 1962-м, машину обновили в мелочах: Чайка получила новый карбюратор К-114, иные колпаки и другую отделку салона. В следующем десятилетии на ГАЗ-13 начали устанавливать двухконтурную тормозную систему, ремни безопасности и транзисторный радиоприёмник с коротковолновым диапазоном. Кроме того, для отделки интерьера вновь стали применять другие материалы горчичного цвета вместо прежнего серо-зелёного.

Интерьер ГАЗ-13 за всё время выпуска изменялся весьма незначительно

Минимальные нововведения объясняются просто: и технически, и по дизайну Чайка была выполнена столь хорошо и цельно, что практически не нуждалась в доработках. Интерьер по меркам шестидесятых годов смотрелся современно, стильно и даже роскошно, соответствуя уровню американских аналогов даже в самых мелких деталях. Вдобавок «основной потребитель» ГАЗ-13 был не только консерватором, но и… пребывал на работе, то есть находился в салоне Чайки по долгу службы.

На фоне Волги Чайка смотрелась солидно и внушительно

К слову, номинальная «семиместность» вместительного салона не предполагала постоянное использование Чайки для перевозки такого количества пассажиров. Ведь тонкие откидные страпонтены по центру салона предназначались для сопровождающего персонала (охраны) высокопоставленных лиц, которые должны были размещаться на комфортабельном заднем диване. К их услугам – пепельница, веревочные поручни и поворачивающиеся форточки в задних окнах – негусто по меркам нашего времени, но вполне достаточно для непродолжительной поездки в служебных целях.

На «приставных стульчиках» сидели сопровождающие лица

Отдельно о дизайне. Несмотря на очевидное сходство с заокеанскими прототипами, Чайка получилась самобытной, лишенной ощущения «цельнотянутости» с Паккардов хотя бы и по той причине, что один из них, Patrician, был четырёхоконным седаном, а не лимузином с длинной базой, а Caribbean – и вовсе двухдверным хардтопом без центральной стойки. Благодаря большим габаритам массивный кузов смотрелся внушительно, но при этом весьма динамично. Это ощущение усиливало обилие хромированных элементов и отрицательный угол наклона многих деталей. Длинный шестиоконный кузов был не лишен некоей чопорности, но при этом не воспринимался чрезмерно грузным и тяжеловесным.

Packard Patrician, ставший прообразом ГАЗ-13Панель приборов Caribbean с кнопочным селектором автомата: очень, очень похоже на Чайку. Точнее, наоборот.

Вариации и закат

Кроме традиционных трехобъемников, существовало несколько необычных разновидностей Чайки. Самая, пожалуй, известная – это «черный доктор» – медицинский универсал ГАЗ-13С, построенный на базе обычной машины по заказу Минздрава. «Кремлёвки» выполняли роль неотложек для высокопоставленных лиц – как действующей партийной элиты и членов их семей, так и заслуженных номенклатурных работников. К еще более редким модификациям относятся частично открытые Чайки, кузова которых переоборудованы в ландо и фаэтоны.

А вот серьезным модернизациям ГАЗ-13 так и не подвергался – несмотря на попытку уже в 1961 году выпустить более современную версию автомобиля с иным решением передней части в стиле более современных «американцев», вплоть до 1981 года Чайка так и выпускалась в неизменном виде.

«Новое лицо» с четырьмя круглыми фарами на ГАЗ-13 так и не прижилось

Уже после заката «партийной карьеры» ГАЗ-13 у советских граждан появилась возможность посмотреть на мир сквозь стёкла Чайки со стороны салона: списанные из ГОНов автомобили эксплуатировались ЗАГСами в качестве свадебных лимузинов и пользовались стабильным спросом у молодоженов.

С 1977 года прежняя Чайка выпускалась параллельно с ГАЗ-14 – следующим поколением представительского лимузина из Горького. При этом с выходом «четырнадцатой» прежняя модель заняла более низкую позицию в негласной табели о рангах, хотя по-прежнему эта машина являлась средством передвижения для высокопоставленных чиновников. В частные руки, разумеется, Чайки не попадали в принципе, не считая редких исключений вроде писателя Михаила Шолохова или первой покорительницы космоса Валентины Терешковой.

Собственной персоной: Леонид Брежнев возле ГАЗ-13Кортеж генсека: ЗИЛ-фаэтон в окружении десятков Чаек

Ежегодно на ГАЗе собирали примерно полторы сотни Чаек ГАЗ-13, а всего за двадцать с небольшим лет удалось выпустить чуть больше трёх тысяч экземпляров, из которых до наших дней дожили считанные единицы, и их стоимость сами хозяева измеряют десятками тысяч долларов.

В начале восьмидесятых годов устаревшая модель была полностью вытеснена более современным ГАЗ-14, заслуживающим отдельного рассказа. Ну а часть менее важных пассажиров пересела с отслуживших своё Чаек на новую «персоналку» модели ГАЗ-3102, о которой мы также рассказывали не так давно. Наконец, в СССР существовала и та «каста неприкасаемых», которая и вовсе ездила на московских лимузинах, выпущенных на заводе ЗИЛ. О них тоже поговорим как-нибудь в следующий раз.

история
ретроавтомобили

ГАЗ

 

Новые статьи

Статьи / Тесты

Девяносто девять тайн: проверь, что ты знаешь о ВАЗ-21099

Каких-то тридцать лет назад ВАЗ-21099 был символом престижа и настоящим автомобилем мечты жителей новообразованных государств, возникших в рамках СНГ на обломках той самой страны, в которой…

775

1

2

12. 11.2022

Статьи / Тюнинг

Комплектация, которой не было: тюнинг Subaru Forester II SG

Отношение к тюнингу даже в среде автовладельцев может быть разным: кто-то фанатеет от любых доработок, кто-то увлекается стайлингом, кто-то любит слиперы, а кто-то (например, я) вообще прох…

2839

0

2

11.11.2022

Статьи / Ремонт и обслуживание

Индекс воздушного фильтра: откат цен на запчасти, никакого дефицита и шквал подделок

Курс рубля за последние месяцы стабилизировался на относительно комфортном для импортеров уровне. Последовали ли за ним цены на запасные части и расходники? В целом – да, причем цены на  нек…

1371

2

1

09. 11.2022

Популярные тест-драйвы

Тест-драйвы / Тест-драйв

Haval Dargo против Mitsubishi Outlander: собака лает, чужестранец идет

В дилерском центре Haval на юге Москвы жизнь кипит: покупатели разглядывают машины, общаются с менеджерами и подписывают какие-то бумаги. Пока я ждал выдачи тестового Dargo, такой же кроссов…

15922

7

205

13.09.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв

Мотор от Mercedes, эмблема от Renault, сборка от Dacia: тест-драйв европейского Logan 1,0

Казалось бы, что нового можно рассказать про Renault Logan второго поколения, известный каждому российскому таксисту, что называется, вдоль и поперёк? Однако конкретно в этом автомобиле есть.. .

13362

10

41

13.08.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв

Geely Coolray против Haval Jolion: бесплатный сыр? Если бы!

Хотите купить сегодня  машину с полноценной гарантией, в кредит по адекватной ставке, без диких дилерских накруток? Сейчас это та еще задачка, ведь полноценную цепочку «представительство – з…

10439

26

30

10.08.2022

Чайка ГАЗ-13 и ее иностранные прототипы — журнал За рулем

«За рулем» сравнил с зарубежными аналогами один из самых знаменитых советских автомобилей — Чайку ГАЗ-13.

Материалы по теме

Крылья Советов: догоняем Америку на Чайке ГАЗ-13

Первая Чайка ГАЗ‑13 — такой же символ промышленного и духовного подъема 1950‑х, как новые кварталы, великие сибирские стройки, совсем иные, чем прежде, фильмы и книги. Ну и, конечно, Чайка, ставшая теперь культовым автомобилем, - это символ мощи советской индустрии, автомобиль, как принято было писать некогда, высшего класса. Машина эта, как известно, не продавалась, ездили на ней только чиновники высокого ранга, приближенные к власти особы, а позднее и некоторые молодожены.

Конечно, даже на рубеже 1960‑х годов было понятно, что Чайку делали по американским лекалам. Но по каким и в какой степени? Написано на эту тему немало, но на многие вопросы внятных ответов по-прежнему нет. Попробуем их найти, разложив ГАЗ‑13 если не на атомы, то хотя бы на молекулы.

Дизайн Чайки поражал советских граждан смелыми аэрокосмическими линиями и богатством декора. Но те, кто был хоть немного знаком с американской автомобильной стилистикой тех лет (а после выставки США, прошедшей в Сокольниках в 1959‑м, таковых стало довольно много), понимали, что именно заокеанские решения стали образцом для советских художников.

Дизайн Чайки поражал советских граждан смелыми аэрокосмическими линиями и богатством декора. Но те, кто был хоть немного знаком с американской автомобильной стилистикой тех лет (а после выставки США, прошедшей в Сокольниках в 1959‑м, таковых стало довольно много), понимали, что именно заокеанские решения стали образцом для советских художников.

В 1956 году в НАМИ состоялась закрытая (только для специалистов) выставка советских легковых автомобилей и зарубежных моделей, закупленных для изучения в качестве аналогов для перспективных отечественных разработок. Среди них был Packard Patrician, который и послужил основой для разработки дизайна Чайки. Американская фирма уже переживала не лучшие времена, но стилистика ее машин оставалась на достойном уровне. Кроме того, свою роль сыграло давнее уважение к марке, привечаемой высшим руководством страны еще с 1930‑х годов. Так, основные узлы и агрегаты лимузина ЗИС‑110 были копией паккардовских.

В 1956 году в НАМИ состоялась закрытая (только для специалистов) выставка советских легковых автомобилей и зарубежных моделей, закупленных для изучения в качестве аналогов для перспективных отечественных разработок. Среди них был Packard Patrician, который и послужил основой для разработки дизайна Чайки. Американская фирма уже переживала не лучшие времена, но стилистика ее машин оставалась на достойном уровне. Кроме того, свою роль сыграло давнее уважение к марке, привечаемой высшим руководством страны еще с 1930‑х годов. Так, основные узлы и агрегаты лимузина ЗИС‑110 были копией паккардовских.

Ходовой прототип ГАЗ‑13 появился в 1958 году, к производству приступили в самом начале 1959‑го. Для советского автопрома многое в машине было революционным — в частности, двигатель V8, автоматическая коробка передач (такую, правда, уже применяли на Волге ГАЗ-М21, но не очень успешно), гидроусилитель руля и вакуумный усилитель тормозов, электростеклоподъемники. Семиместный кузов смонтировали на раме. У предыдущего горьковского представительского автомобиля ГАЗ‑12 ЗИМ кузов был несущим, но Чайка, разумеется, получилась тяжелее. Впрочем, полная масса ГАЗ‑13 превышала массу предшественника всего на 185 кг.

Ходовой прототип ГАЗ‑13 появился в 1958 году, к производству приступили в самом начале 1959‑го. Для советского автопрома многое в машине было революционным — в частности, двигатель V8, автоматическая коробка передач (такую, правда, уже применяли на Волге ГАЗ-М21, но не очень успешно), гидроусилитель руля и вакуумный усилитель тормозов, электростеклоподъемники. Семиместный кузов смонтировали на раме. У предыдущего горьковского представительского автомобиля ГАЗ‑12 ЗИМ кузов был несущим, но Чайка, разумеется, получилась тяжелее. Впрочем, полная масса ГАЗ‑13 превышала массу предшественника всего на 185 кг.

Важное новшество ГАЗ‑13 состо­яло в том, что его несущая рама — не лестничного типа, а Х‑образная, более легкая. Такой прогрессивной рамы не имели не только Паккарды, но и большинство иных американских автомобилей тех лет.

Важное новшество ГАЗ‑13 состо­яло в том, что его несущая рама — не лестничного типа, а Х‑образная, более легкая. Такой прогрессивной рамы не имели не только Паккарды, но и большинство иных американских автомобилей тех лет.

Передняя подвеска ГАЗ‑13 традиционная: двухрычажная, пружинная, с телескопическими амортизаторами — такая схема применялась на большинстве автомобилей тех лет. Некоторые американские фирмы, в том числе Packard и Chrysler, увлекались в те годы торсионами. А на Кадиллаки ставили уже и пневматику, причем спереди — в качестве опции. Но для нашей страны такие решения были, конечно, неприемлемы. Сзади у ГАЗ‑13 — традиционные продольные рессоры.

Передняя подвеска ГАЗ‑13 традиционная: двухрычажная, пружинная, с телескопическими амортизаторами — такая схема применялась на большинстве автомобилей тех лет. Некоторые американские фирмы, в том числе Packard и Chrysler, увлекались в те годы торсионами. А на Кадиллаки ставили уже и пневматику, причем спереди — в качестве опции. Но для нашей страны такие решения были, конечно, неприемлемы. Сзади у ГАЗ‑13 — традиционные продольные рессоры.

Флагманом автопрома США в те годы была компания Cadillac. Именно ее автомобили в середине 1950‑х годов получили Х‑образную раму, на которую очень похожа (но при этом не является точной копией!) чáйковская.

Флагманом автопрома США в те годы была компания Cadillac. Именно ее автомобили в середине 1950‑х годов получили Х‑образную раму, на которую очень похожа (но при этом не является точной копией!) чáйковская.

В основе автоматической коробки передач Чайки (а сначала и Волги) лежал агрегат Ford, но очень сильно переделанный. Необычно и эффектно выглядели кнопки управления коробкой передач.

В основе автоматической коробки передач Чайки (а сначала и Волги) лежал агрегат Ford, но очень сильно переделанный. Необычно и эффектно выглядели кнопки управления коробкой передач.

Фактура панели приборов и сами круглые циферблаты Чайки немного похожи на те, что применялись в середине 1950‑х на автомобилях Packard. Но лишь похожи. Кнопочное управление коробкой передач у Чайки от Крайслера. Именно эта компания некоторое время применяла подобное управление.

Фактура панели приборов и сами круглые циферблаты Чайки немного похожи на те, что применялись в середине 1950‑х на автомобилях Packard. Но лишь похожи. Кнопочное управление коробкой передач у Чайки от Крайслера. Именно эта компания некоторое время применяла подобное управление.

В основе мотора ГАЗ‑13 — агрегат Chrysler с характерной компоновкой навесных агрегатов — например, генератором в развале цилиндров. Экспериментальный газовский двигатель объемом 4,8 литра, очевидно, вырос из американского мотора V8 объемом 301 куб.  дюйм (4,94 л). Диаметр цилиндра и ход поршней — как у мотора ГАЗ‑21: 92х92 мм. Серийный двигатель ГАЗ‑13 ближе к крайслеровскому объемом 354 куб. дюйма (5,8 л, 100×92 мм). Под капотом Крайслера, рядом с двигателем, - вакуумный усилитель тормозов, скопированный для Чайки.

В основе мотора ГАЗ‑13 — агрегат Chrysler с характерной компоновкой навесных агрегатов — например, генератором в развале цилиндров. Экспериментальный газовский двигатель объемом 4,8 литра, очевидно, вырос из американского мотора V8 объемом 301 куб. дюйм (4,94 л). Диаметр цилиндра и ход поршней — как у мотора ГАЗ‑21: 92х92 мм. Серийный двигатель ГАЗ‑13 ближе к крайслеровскому объемом 354 куб. дюйма (5,8 л, 100×92 мм). Под капотом Крайслера, рядом с двигателем, - вакуумный усилитель тормозов, скопированный для Чайки.

Серийный двигатель ГАЗ‑13 рабочим объемом 5,52 литра (диаметр цилиндра 100 мм, ход поршня 88 мм) имел степень сжатия 8,5 и развивал 195 л.с. На прототипы, как вспоминали создатели автомобиля, ставили экспериментальный 4,8‑литровый агрегат мощностью 180 л. с., унифицированный по поршням с новым мотором ГАЗ‑21. Обратите внимание: справа от двигателя ГАЗ‑13 видна характерная гармошка ­вакуумного усилителя тормозов.

Серийный двигатель ГАЗ‑13 рабочим объемом 5,52 литра (диаметр цилиндра 100 мм, ход поршня 88 мм) имел степень сжатия 8,5 и развивал 195 л.с. На прототипы, как вспоминали создатели автомобиля, ставили экспериментальный 4,8‑литровый агрегат мощностью 180 л.с., унифицированный по поршням с новым мотором ГАЗ‑21. Обратите внимание: справа от двигателя ГАЗ‑13 видна характерная гармошка ­вакуумного усилителя тормозов.

Крылья застоя

ГАЗ‑13 Чайка — это в известной мере компиляция достижений американского автопрома, но очень умелая и грамотная. Чайка получилась куда более самобытной, нежели ЗИС‑110. А если немного отвлечься от дизайна, то примерно настолько же самобытной, как ГАЗ‑20 Победа.

Другое дело, что американский автопром шел в те годы семимильными шагами, особенно в части стилистики. Чайка и в конце 1950‑х явно не выглядела прорывной по сравнению с зарубежными аналогами, - а уж в 1960‑е, тем более в 1970‑е, и подавно! Однако машина, которую выпускали до 1981 года, была сделана для совсем другой жизни и совсем иных потребителей…

  • С кого срисовали знаменитую «копейку», узнайте тут.
  • Какие автомобили были в основе ЗИС-110, мы рассказали в этой публикации.
  • Не обошлось без клонирования и при создании Москвича-2141.
  • О том, чьей копией была легендарная Победа ГАЗ-М20, читайте здесь.
  • Запорожец ЗАЗ-965 тоже имеет заграничных родственников.
  • Особенным автомобилям требуется особенный подход. Знания можно почерпнуть из специальной литературы, а ухаживать за ретромобилем проще с качественной автохимией.

Чайка ГАЗ-13 и ее заокеанские прототипы

«За рулем» сравнил с зарубежными аналогами один из самых знаменитых советских автомобилей — Чайку ГАЗ-13.

Чайка ГАЗ-13 и ее заокеанские прототипы

Фото: из архива автора

Комиссия по нефти и газу Арканзаса

Комиссия по нефти и газу Арканзаса

первый

Адрес офиса:
5301 Northshore Dr,
North Little Rock, AR 72118
501-683-5814

2215 В. Хиллсборо
Эльдорадо, Арканзас 71730
870-862-4965

3309 Phoenix Ave
Fort Smith, AR 72903
479-646-6611

миссия
Комиссии по нефти и газу заключается в предотвращении отходов и поощрении сохранения нефти Арканзаса,
природный газ и соляные ресурсы, чтобы защитить соответствующие права, связанные с этими ресурсами, и уважать окружающую среду.
при добыче, добыче и транспортировке этих ресурсов.

Наш
зрение
заключается в том, чтобы служить гражданам Арканзаса и обществу эффективным, действенным, научным и технически обоснованным
нормативно-правовая база для поддержки экономического развития Арканзаса.

Чтобы узнать больше о нефтегазовых ресурсах Арканзаса или ознакомиться с деятельностью и услугами Комиссии, нажмите
здесь для начала или

выберите тему из меню ниже.

  • ЧТО
    НОВИНКА
  • О
        США

    • Наша миссия
      Оповещения и что нового
      Комиссары OGC
      Офисы ОГК
      Персонал ОГК
      Стратегический план
      Кому звонить
  • ДОКУМЕНТ
      ИЗОБРАЖЕНИЕ
    • Домашняя страница DocuWare
      Эскроу-кабинет
      Кабинет слуха
      Кабинет оператора
      Кабинет заказов
      Правило B-17 Кабинет
      Правило Б-19Кабинет
      Исторический производственный кабинет
      Картотека колодца
      Колодезный шкаф
      Шкаф SWD
      Производственный кабинет
      Кабинет объекта

  • ФАЙЕТВИЛЬ
    СЛАНЕЦ

    • Продажа газа в Фейетвилле
      Главная Информация
      Гидроразрыв
      ГРП компании
      Окончание скважин
  •  ФОРМЫ
    И ПРАВИЛА

    • Формы AOGC
      Код Арканзаса
      Правила поля
      Общие правила и положения
      JOA, Форма аренды, Публичное уведомление
      Новые и предлагаемые правила
      Требования к оператору
      Выходное пособие
  • СЛУШАНИЯ

    • Ежегодное расписание слушаний
      Полученные заявки
      Повестка дня слушаний
      Протоколы слушаний
      Выданные заказы
      Подать возражение
  • ЛИТИЙ

    • Слушание комиссии
      Пилотная программа
      Ежеквартальные отчеты
  • карты

    • Офисы комиссии AOGC

      Поля, Скважины, Карты Трубопроводов
      ГИС-данные

      Карта разломов H-1
      Исторические карты
      Карта данных RBDMS
      Мобильное приложение WellFinder

  • ОПЕРАТОРЫ

    • Формы и уведомления
      Электронная отчетность для производства
  • ТРУБОПРОВОДЫ

    • Позвоните 811, прежде чем копать
      Арканзас 1 звонок
      Отраслевые ссылки
      Отчеты об инспекциях
      Заявление о миссии
      Информация о PHMSA
      Часто задаваемые вопросы по сбору газа на суше
      Правила и Положения
  • ОТЧЕТЫ

    • Создайте отчет о запросе
      Ежегодный опубликованный отчет
      МУН и единицы измерения
      Подача электронного отчета
      Ежемесячные графики производства
      Продажа газа в Северном Арканзасе

      Онлайн-платежи

      Каталог операторов
      Разрешения и завершение
      Выходное пособие
      Производство Южного Арканзаса

  • АРЕНДА И СКВАЖИНА
         ДАННЫЕ

    • Данные об аренде и скважине
      Карта данных RBDMS
      Поиск журнала скважин

Динамическая природа участков Cu в Cu-SSZ-13 и происхождение профиля конверсии NOx чайки во время Nh4-SCR

У вас не включен JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript
чтобы получить доступ ко всем функциям сайта или получить доступ к нашему
страница без JavaScript.

Выпуск 6, 2019 г.

Из журнала:

Реакционная химия и инженерия

Динамическая природа сайтов Cu в Cu-SSZ-13 и происхождение чайки NO

x профиль преобразования во время NH 3 -SCR†

А. Р.
Фахами, объявление

Т.
Гюнтер, и

Д. Э.
Доронькин, аб

М.
Касапу, и

Д.
Зенгеля, и

Т. Х.
Выонг, и

М.
Саймон, c

Ф.
Брехер, c

А. В.
Кучерова, ф

А.
Брюкнер и
а также

Ж.-Д.
Грюнвальд
* аб

Принадлежности автора

*

Соответствующие авторы

и

Институт химической технологии и химии полимеров, Технологический институт Карлсруэ, 76131 Карлсруэ, Германия

Электронная почта:
grunwaldt@kit. edu

б

Институт исследования и технологии катализа, Технологический институт Карлсруэ, 76344 Эггенштайн-Леопольдсхафен, Германия

с

Институт неорганической химии, Технологический институт Карлсруэ, 76131 Карлсруэ, Германия

д

Dipartimento di Energia, Laboratorio di Catalisi e Processi Catalitici, Politecnico di Milano, Via La Masa 34, 20133 Милан, Италия

и

Leibniz-Institut für Katalyse e. V. an der Universität Rostock (LIKAT), Albert-Einstein-Str. 29a, 18059 Росток, Германия

ф

Институт органической химии им. Н. Д. Зелинского, Ленинский пр. 47, 119991 Москва, Россия

Аннотация

Cu-цеолиты со структурой шабазита демонстрируют своеобразный двухмаксимумный профиль конверсии NO, также известный как профиль чайки, во время селективного каталитического восстановления аммиаком. Чтобы понять происхождение такого поведения, систематические каталитические тесты и 9Спектроскопия 0140 operando была применена для получения взаимосвязей между структурой и рабочими характеристиками для катализаторов Cu-SSZ-13 с низким и высоким содержанием меди. Operando Рентгеновское поглощение, рентгеновское излучение и in situ Измерения электронной парамагнитной резонансной спектроскопии, включая новые методы фотон-вход/фотон-выход, продемонстрировали взаимное превращение изолированных центров Cu и димерного бис(μ-оксо) Cu видов, первый происходит через образование аммиака Cu 2+ /Cu + и последний в окислительной газовой смеси. Образование димерных частиц Cu + –O 2 –Cu + за счет непосредственного вовлечения центров Cu было связано с высокой активностью при низких температурах высоконагруженного Cu-SSZ-13. образец. Напротив, изолированные центры Cu, присутствующие при очень низких нагрузках Cu, сильно отравлены адсорбированным NH 3 . Снижение активности около 350 ° C, которое приводит к профилю конверсии NO в форме чайки, может быть связано с более локализованной структурой комплексов моно (μ-оксо) димеди. Выше этой температуры, которая соответствует частичному NH 3 при десорбции с участков Cu изолированные участки Cu мигрируют с образованием дополнительных димерных единиц, таким образом восстанавливая активность SCR.

  • Эта статья является частью тематического сборника:

    Селективное каталитическое восстановление NOx

Варианты загрузки Пожалуйста, подождите…

Дополнительные файлы

  • Дополнительная информация
    PDF (770 КБ)

Информация о артикуле

ДОИ
https://doi. org/10.1039/C8RE00290H

Тип изделия
Бумага

Отправлено
07 ноя 2018

Принято
03 янв. 2019

Впервые опубликовано
03 янв. 2019

Эта статья находится в открытом доступе

Скачать цитату

Реаг. хим. англ. , 2019, 4 , 1000-1018

BibTexEndNoteMEDLINEProCiteReferenceManagerRefWorksRIS

Разрешения

Запросить разрешения

Социальная деятельность

Получение данных из CrossRef.

Leave a Reply