Содержание
Правительство и автопром разошлись в оценках развития отрасли на 2023 год
Уровень неопределенности на российском авторынке в 2023 г. будет очень высоким / Антон Новодережкин / ТАСС
Продажи новых легковых автомобилей в России в 2023 г. составят 960 000 единиц, 470 000 из которых будет приходиться на локальное производство. Такие данные приводятся в новой стратегии развития автопрома до 2035 г., которую изучили «Ведомости». Документ был принят по распоряжению правительства от 28 декабря 2022 г.
В минувшем году продажи новых легковых машин в России упали на 59% из-за СВО на Украине и последовавшего логистического кризиса. Всего было продано 626 300 автомобилей, следует из данных «Автостата» на основе выдач электронных паспортов транспортных средств (ЭПТС). Таким образом, стратегия предполагает рост этого сегмента рынка на 53% в 2023 г. Это выше оптимистичного прогноза «Автостата», который предполагает увеличение продаж на четверть до 780 000 машин. В базовом сценарии аналитики агентства видят возможным рост рынка на 4% (650 000 единиц), а в негативном – снижение на 12% (550 000).
Для сравнения, Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), которая считает вместе продажи новых легковых и легких коммерческих машин на основе данных от производителей и импортеров, предполагает рост рынка в 2023 г. на 12% до 770 000 единиц.
Достижение обозначенных результатов продаж в 2023 г. более чем наполовину зависит от импорта, следует из стратегии. На него, согласно документу, будет приходиться 490 000 реализованных в этом году легковых машин. Это в 2,5 раза больше, чем было ввезено в страну в 2022 г. По данным «Автостата», за прошлый год в России было продано лишь 192 100 импортированных машин, на 19% меньше, чем в 2021 г. В структуре рынка легковых машин на декабрь 2022 г. 29% продаж приходилось на импортные модели, еще 12% – на завезенные без разрешения правообладателя (параллельный импорт).
Вместе с тем основной целью новой отраслевой стратегии заявлено удовлетворение потребности российского рынка в высоколокализованной (не менее 80%) продукции, произведенной на территории России, а также обеспечение технологического суверенитета российского автопрома.
В стратегии заложили на 2023 г. даже меньший объем локального производства, чем планы, которые были публично объявлены автоконцернами. Один только «АвтоВАЗ» планирует выпустить в этом году 400 000 автомобилей. Еще 50 000 должно сойти с конвейера «Москвича», обещал мэр Москвы Сергей Собянин. Липецкий «Моторинвест» соберет 10 000 электрокаров Evolute. Калининградский «Автотор» с новыми партнерами из КНР собирается произвести 50 000–70 000 машин, говорил «РИА Новости» председатель совета директоров холдинга Валерий Горбунов.
Совокупно это около 520 000 легковых автомобилей – и это без учета производства УАЗа и завода китайской Haval в Тульской области. Эти компании не раскрывали свои планы, их представители не ответили «Ведомостям» по существу. Для сравнения: в 2022 г. УАЗ выпустил 15 000 легковых машин, а Haval – 33 800, следует из данных «Автостата».
Большинство цифр в стратегии взято «очень экспертно», говорит источник «Ведомостей», знакомый с разработчиками документа. Он отмечает, что импорт легковых машин в этом году будет, скорее всего, больше, чем в предыдущем.
Представитель Минпромторга фактически признал в комментарии «Ведомостям», что оценка производства в России в 2023 г. могла быть ниже планов автоконцернов. «При разработке проекта стратегии учитывались планы предприятий, с учетом которых строится прогноз по российскому рынку и объемам производства, – пояснил он. – Учитывая, что в последнее время многие из автопроизводителей скорректировали планы по производству в сторону увеличения, прогнозы «Автостата» и АЕБ могут быть интерпретированы как пессимистичные». В комментарии также указано, что сейчас Минпромторг «не видит оснований для корректировки прогнозных значений по объему рынка автомобилей». Показатели, заметил собеседник, будут зависеть от «скорости адаптации отрасли к новым реалиям, создания новых логистических цепочек и вариативности ряда макроэкономических показателей».
Минпромторг впервые публиковал проект новой стратегии развития автопрома еще 18 августа 2022 г. Предполагалось, что он будет доработан с учетом мнения заинтересованных сторон. Месяцем позже Минэкономразвития рассмотрело проект и сочло его сырым («Ведомости» писали об этом 21 сентября). В стратегии очень мало конкретики по основным направлениям развития, а часть предложенных мер неэффективны, отмечал замминистра экономического развития Максим Колесников в письме в Минпромторг. «Ведомости» направили вопросы в Минэк.
Но независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев считает, что автозаводы не смогут выполнить заявленные планы по выпуску автотехники. Объем локального производства легковых машин в 2023 г. составит от 380 000 до 480 000 штук, импорт будет на уровне 100 000–150 000 машин, полагает он.
В минувшем году в России было выпущено 448 300 легковых автомобилей, следует из данных «Автостата». Гендиректор аналитического агентства Сергей Целиков в беседе с «Ведомостями» лишь отметил «крайне высокий» уровень неопределенности ситуации на российском авторынке в 2023 г.
Новости СМИ2
Отвлекает реклама? С подпиской
вы не увидите её на сайте
Раскрыты примерные планы российского автопрома на 2023 год — Автоновости дня
- Автопром
24 февраля 2023, 11:35 Иван Бахарев
Максим Кадаков сообщил о планах автопрома России на 2023 год
В силу того, что производства Hyundai, Kia, Volkswagen, Skoda и ряда других иностранных брендов в России приостановлены либо закрыты, у многих возникает вопрос о применении простаивающих мощностей на благо рынку. Какие планы на этот счет уже есть, рассказал главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
Производство «Москвича». Фото пресс-служба завода «Москвич»
Во-первых, есть бывший петербургский завод Nissan, который сначала перешел в собственность НАМИ, а потом был продан «АвтоВАЗу» за символический 1 евро. В этом году на этой площадке планируется выпустить около 10 тысяч машин, причем первые из них могут сойти с конвейера уже летом.
«Обманывать себя не нужно: это не наши машины. Но — с нашими эмблемами. Их будут собирать методом крупноузловой DKD-сборки, как Москвичи. Но уже с 2024 года АВТОВАЗ будет постепенно переходить к более глубокой локализации — с использованием компонентов от региональных поставщиков», — отметил Максим Кадаков.
Президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов ранее рассказал, что на бывшем заводе Nissan планируется выпускать минимум три новые модели LADA. Их точное количество зависит от числа партнеров, но уже известно, что это будут более дорогие машины C и D сегментов, в том числе седаны и кроссоверы. На первом этапе их будут собирать из готовых машинокомплектов, предоставленных партнерами из дружественных стран.
Во-вторых, есть калужский завод Volkswagen, которым всерьез интересуется инвестиционная компания АФК «Система». По слухам, потенциальный инвестор хочет сохранить автомобильный профиль производства, а игроки из Ближнего Востока из Китая, чье участие в сделке тоже не исключено, намерены продолжить выпуск моделей Volkswagen или близких к ним машин.
В-третьих, в столице во всю работает завод «Москвич», причем, по словам его гендиректора Дмитрия Пронина, у площадки уже есть реальная программа локализации. Детали оной пока не раскрываются, но все идет к тому, что ближе к концу 2023 года «москвичевцы» освоют собственную сварку и окраску кузовов, хоть и из импортных кузовных панелей.
В-четвертых, еще в конце прошлого года возобновил работу калининградский завод «Автотор», на котором ранее собирались некоторые модели Kia, Hyundai, Genesis и BMW. Теперь на нем серийно выпускают китайский седан Kaiyi E5 («Каи Е5»), чей старт продаж в России намечен на первый квартал текущего года. В первое время его будут собирать из сваренных и окрашенных кузовов с частичной локализацией компонентов первого уровня, а в дальнейшем планируется переход на полный цикл производства.
Ранее стало известно, что в январе 2023 года российские автозаводы выпустили 21,3 тыс. легковых автомобилей – на 41,7% меньше, чем в декабре, и в 4,5 раза меньше, чем годом ранее. Такие данные привел Росстат.
Источник: За рулем
Подпишитесь на нас:
Новости,
Дзен,
Google Новости,
Telegram,
ВКонтакте
Российский рынок на грани катастрофы | Статья
С ростом серого импорта и стихийными бедствиями, усиливающими ограничивающие последствия международных санкций, любой оптимизм по поводу восстановления российских цепочек поставок может быть омрачен новыми суровыми реалиями
Чуть более года назад, 24 февраля , российские войска пересекли украинскую границу, спровоцировав самый смертоносный военный конфликт в Европе со времен Второй мировой войны и изменив лицо автомобильной промышленности на одной шестой поверхности земли, изменение, которое продлится годами, если не десятилетиями.
В России эти перемены были резкими. В 2022 году в стране собрано 450 000 готовых автомобилей, что на 67% меньше, чем годом ранее, по подсчетам Росстата. Эта цифра не просто самая низкая с советских времен, она самая маленькая за более чем полвека. В последний раз меньшее количество готовых автомобилей российские автомобильные заводы собирали в 1972 году.
По оценкам, в России официально закрыты семь автомобильных заводов с общей проектной производительностью 1,075 млн. готовых автомобилей в год. Правовой статус четырех других заводов по сборке готовых автомобилей находится в подвешенном состоянии. Из 60 автомобильных брендов, представленных на российском рынке в начале 2022 года, остались только 14, из них 11 китайских.
Эти цифры показывают только верхушку айсберга, так как проблемы российского автопрома гораздо глубже. Западные санкции и массовый исход европейского бизнеса из России нанесли ущерб всей цепочке поставок. Считается, что десятки поставщиков первого и сотни поставщиков второго уровня приостановили свою деятельность в России, хотя конкретной статистики нет.
Большинство мировых судоходных компаний приостановили бронирование грузов в Россию и из России, в том числе швейцарская MSC, датская Maersk и французская CMA CGM. Стоимость доставки контейнера из Европы в Россию выросла более чем в два раза с 2500 евро (2670 долларов США) до 5500 евро, поскольку российским и белорусским грузовикам запрещено пересекать европейскую границу, а европейские грузовики не пускают в Россию или Беларусь.
Тем не менее, российский автомобильный рынок жив, и участники рынка активно ищут способы адаптироваться к новым условиям.
Серый импорт оживляется
Текущий кризис изменил правила на российском автомобильном рынке, который в последние месяцы все чаще использует параллельный импорт – инструмент, одобренный правительством России в мае 2022 года, что означает, что автомобили могут быть импортированы из другого страны без разрешения владельца интеллектуальной собственности. По данным московского аналитического центра «Автостат», в январе 2023 года почти 8% готовых автомобилей, проданных на российском рынке, были параллельным импортом.
Несмотря на санкции Россия продолжает импортировать готовые автомобили премиум-класса из Германии
За последние несколько месяцев поток готовых автомобилей на сером рынке увеличился с нескольких сотен до 4000-5000 в месяц, сообщает Автостат со ссылкой на информацию от Российской ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
Этот рост серого импорта увеличивает количество участников рынка, занимающихся импортом готовых автомобилей. В 2021 году юридические лица ввезли в Россию 98% готовых автомобилей. В декабре 2022 года их доля упала до 72%, а доля физических лиц в этой сфере выросла до рекордных 28%, свидетельствуют данные АЕБ.
Казахстан является ведущим рынком сбыта российского серого импорта. В декабре почти 18% готовых автомобилей, ввезенных в Россию, поступило из Казахстана. Кроме того, растут поставки в этом сегменте из Турции, ОАЭ и ряда других стран.
«Наиболее выгодно ввозить готовые автомобили [в Россию] через ОАЭ и другие страны Персидского залива, Южную Корею, Азербайджан и Китай, а также страны Евразийского экономического союза: Армению, Казахстан, Беларусь, Кыргызстан, — говорит Денис Мигаль, генеральный директор российского дистрибьютора готовой техники Fresh Auto. Хотя и признает, что готовые автомобили с некоторых рынков не адаптированы к российским климатическим условиям. Например, модели, изначально предназначенные для Ближнего Востока, обычно имеют мощный кондиционер, но не могут быть оснащены отопителем, что делает их непригодными для российской зимы.
В сегментах автокомпонентов параллельный импорт работает более эффективно, чем на рынке готовых автомобилей, но по-прежнему обеспечивает только 10-15% внутреннего спроса, оценивает Мигаль.
Длинные и дорогие логистические маршруты вряд ли сделают параллельный импорт популярным для поставок массовых моделей в Россию – Вера Павлова, Российская ассоциация автомобильных дилеров
Несмотря на то, что поставки не стали массовыми, импортеры в основном сосредоточены на готовых автомобилях премиум-класса. «Вне зависимости от стоимости готового автомобиля, будь то Volkswagen Polo или Mercedes G63, он займет одно парковочное место на корабле или автовозе. Поэтому затраты на логистику примерно одинаковы, но возможность получить большую наценку на более дорогой готовый автомобиль, безусловно, выше», — говорит Андрей Ольхавский, генеральный директор российского дистрибьютора «Автодом».
С другой стороны, длинные и дорогие логистические маршруты вряд ли сделают параллельный импорт популярным для поставок массовых моделей в Россию, говорит Вера Павлова из Российской ассоциации автомобильных дилеров, добавляя, что благодаря меры, предпринимаемые правительством, дилеры надеются на скорое возобновление серийного производства готовых автомобилей на российских мощностях.
АвтоВАЗ приостановил работу завода в Ижевске и профсоюзы предупредили, что будет сокращено 70% рабочей силы
Санкции и землетрясения
Схема параллельного импорта не так надежна, как может показаться на первый взгляд. В марте 2022 года Европейский Союз запретил экспорт в Россию роскошных автомобилей стоимостью более 50 000 евро (53 419 долларов США). Однако готовые автомобили класса люкс европейского производства продолжают поступать в Россию, а некоторые даже приобретаются в Германии, по словам участников местного рынка.
Только европейские граждане и компании обязаны соблюдать европейские санкции, сообщил представитель транспортной компании, занимающейся параллельным импортом, пожелавший остаться неназванным.
«Будущее этой схемы полностью зависит от состояния спроса на российском рынке. Если будет спрос, будет соответствующее предложение», — говорит источник, добавляя, что было бы неправильно говорить, что параллельный импорт касается только готовых автомобилей премиум-класса.
Однако, чем больше готовых автомобилей ввозится в Россию, тем больше внимания европейские регуляторы уделяют параллельному импорту.
«Все же я не понимаю, как можно полностью закрыть существующие лазейки», — говорит источник. «Если не будут введены дополнительные ограничения, объемы будут расти. Большие объемы означают более низкие затраты на логистику, а более низкие затраты на логистику — более высокие продажи», — добавляет источник, настаивая на том, что по сравнению с октябрем-ноябрем средняя стоимость доставки готового автомобиля в Россию по параллельным каналам импорта заметно снизилась.
Однако некоторые российские аналитики предупреждают, что изменение политического ландшафта на Ближнем Востоке, включая январское землетрясение в Турции и Сирии, может ударить по параллельному импорту России сильнее, чем возможные европейские санкции.
«В середине мая этого года в Турции пройдут президентские выборы, — говорит аналитик российского автопрома Максим Строкер. «Трагедия [землетрясения], а точнее недовольство турок тем, как администрация действующего президента Эрдогана справляется с его последствиями, подтолкнет избирателей голосовать против него».
Строкер говорит, что все политические соперники Реджепа выступают против доброжелательных отношений с Россией. Если они придут к власти, то любой из них, скорее всего, разорвет основные экономические связи с Россией, а это не только Турция, но и Азербайджан.
«В этом случае российский автопром лишится не только запасных частей для ремонта, но и поставок автомобилей из Европы и ОАЭ», — говорит Строкер, добавляя, что, учитывая турецкие связи в Центральной Азии, эта смена власти может поставить под угрозу российские торговые отношения с Казахстаном. «После этого российский авторынок и автопром придется забыть. В конце концов, он станет просто небольшим придатком китайцев», — заключает он.
В начале февраля Путин одобрил продажу местного финансового подразделения Mercedes-Benz бывшему автомобильному дилеру компании «Автодому» на иранских и китайских автопроизводителях, чтобы компенсировать отсутствие европейских брендов на внутреннем рынке.
В ноябре 2022 года Иран подписал меморандум о взаимопонимании с российскими властями, в соответствии с которым страна обязалась начать экспорт некоторых моделей в Россию, в том числе Iran Khodro и Saipa весной 2023 года, и поставить в страну готовых автомобилей на сумму более 300 миллионов долларов. в этом году.
Иран наладил экспорт готовых автомобилей в Армению, Азербайджан и Венесуэлу и считает свои перспективы на российском рынке радужными, заявил глава Иранской ассоциации производителей автозапчастей Мохаммед Реза Наджафи Манеш, которого цитирует иранское информационное агентство. Фарс. Тем не менее, российские аналитики выражают сомнение в том, что иранские OEM-производители будут конкурентоспособны на российском рынке, учитывая логистические затраты на доставку готовых автомобилей через Каспийское море.
Успех на российском рынке возможен только в том случае, если «Иран Ходро» или другая компания решит собирать автомобили в России и сможет получить государственную поддержку и компенсации по специнвестконтракту (СПИК), считает Игорь Моржаретто, глава московского дума -бак Автодор. «Учитывая, что в Иране производятся не самые современные автомобили, у них мало шансов занять большую долю рынка в нашей стране», — добавляет он.
В начале февраля Минпромторг России сообщил, что иранские автопроизводители не имеют права экспортировать готовые автомобили в Россию из-за отсутствия необходимой сертификации. Заместитель министра Альберт Каримов сообщил, что российская сторона открыта для сотрудничества, но ни одна иранская компания не подала заявку на получение сертификатов. В целом на прохождение сертификации уходит не менее 3-4 месяцев, а это означает, что Иран вряд ли в обозримом будущем будет экспортировать какую-либо автомобильную продукцию в Россию.
[Если разорвут связи с Турцией] российский автопром лишится не только запчастей для ремонта, но и поставок автомобилей из Европы и ОАЭ – Максим Строкер, аналитик российского автопрома
Китайские автопроизводители, в свою очередь, выполнили свои обещания и не только экспортировали готовые автомобили в Россию, но и запустили локализованное производство готовых автомобилей. Например, в январе российский автопроизводитель «Автотор» начал сборку Kaiyi E5 на заводе в Калининграде, где ранее собирались автомобили Hyundai и Kia.
«На начальном этапе производство китайской марки осуществляется в режиме крупноузловой сборки на основе сварного и окрашенного кузова. В дальнейшем планируется переход на полный цикл производства», — говорит представитель компании, добавляя, что она завозит автокомплекты из Китая через дальневосточные морские порты, а затем доставляет их в центральную часть России по Транссибу. Компания также рассматривает возможность перехода на импорт автокомплектов через морские порты Санкт-Петербурга.
Однако некоторые китайские автопроизводители пока стесняются публично заявлять о своих планах развития на российском рынке. В январе 2023 года АвтоВАЗ сообщил, что намерен собрать 10 000 китайских готовых автомобилей в 2023 году, но под маркой Lada. В следующем году эта цифра должна составить 60-70 тысяч единиц. Автоваз также планирует начать с крупноузловой сборки и постепенно локализовать производство ответственных компонентов. Однако названия китайских брендов, которые, как ожидается, будут предоставлять технологии, не разглашаются.
В январе российский автопроизводитель «Автотор» начал сборку Kaiyi E5 на заводе в Калининграде, где ранее собирались автомобили Hyundai и Kia
Утраченные мощности
местный подразделение финансовых услуг бывшему автомобильному дилеру компании «Автодому», приближая немецкого автопроизводителя к полной разгрузке своих российских активов. В «Автодоме» заявили, что сделка откроет путь к возобновлению импорта запчастей из Европы и ближе к концу 2023 года вернет в работу бывший завод Mercedes-Benz в Московской области.
Будущее автомобильных заводов, покинутых западными автопроизводителями, является чувствительным вопросом для российского правительства, которое не хочет признавать, что санкции причиняют боль национальной экономике. Однако некоторые заводы, скорее всего, никогда больше не возобновят работу.
Например, бывший завод Ford во Всеволжске будет преобразован в деревообрабатывающий, недавно объявили власти области. В 2021 году завод приобрело российское подразделение корейского производителя автокомпонентов Sungwoo Hitech, которое, как сообщается, планирует производить кузовные элементы, двери и бамперы для российских автомобилей Hyundai, Kia и Renault. Однако Sungwoo Hitech «была вынуждена приостановить запуск производства», говорится в заявлении правительства Ленинградской области без дальнейших уточнений.
«Я считаю, что как минимум половина существующих мощностей по выпуску готовых автомобилей никогда не будет введена в эксплуатацию», — говорит источник в российском автопроме, пожелавший остаться неназванным. Они поясняют, что к августу-сентябрю 2022 года все ключевые игроки рынка поняли, что украинский конфликт не скоро закончится, а санкции никуда не денутся.
«Есть четкая политическая воля показать, что мы успешно преодолеваем санкции, в том числе в такой чувствительной сфере, как автомобилестроение», — говорит источник. «Я считаю, что некоторые мощности будут перезапущены, чтобы сохранить эту браваду. Однако дело не в экономике. Объявленные до сих пор планы практически не окупаются, и эти операции будут продолжаться только до тех пор, пока в казне государства не появятся деньги, чтобы их поддерживать.
Возобновление производства
Тем не менее, некоторые заводы были возобновлены. Например, правительство России начало сборку автомобилей Москвич советской эпохи на бывшем заводе Renault в Московской области.
Возрождение «Москвича» было задумано как символ устойчивости России к западным санкциям, которые нанесли ущерб ее автомобильной промышленности, но новый «Москвич 3» выглядит идентичной копией компактного кроссовера Sehol X4, произведенного китайской JAC.
Не только западные автопроизводители приостановили свою деятельность в России. Отечественные автопроизводители АвтоВАЗ и ГАЗ также закрыли некоторые заводы. Например, «АвтоВАЗ» свернул производство в Ижевске, где выпускалась «Лада Веста». В августе 2022 года профсоюз Ижевского завода обратился с открытым письмом к президенту Путину, в котором предупредил о предстоящем увольнении 70% работников, поскольку перспективы возобновления работы завода отсутствуют.
После западных санкций АвтоВАЗ начал выпускать автомобили без некоторых компонентов, в том числе АБС и подушек безопасности. В январе этого года компания заявила, что рассматривает возможность дальнейшего упрощения серийных моделей, отказавшись от электроусилителя руля и центральных замков. Из-за отсутствия лакокрасочных покрытий компания сейчас предлагает автомобили только трех цветов: черного, белого и темно-зеленого.
АвтоВАЗ начал выпуск автомобилей без некоторых комплектующих, в том числе АБС и подушек безопасности с тем же уровнем государственной помощи, что и западные бренды в прошлые годы, включая снижение таможенных пошлин и налогов.
Если российские автопроизводители не оправятся от нынешних трудностей, китайские бренды займут 70% российского автомобильного рынка, подсчитала Российская ассоциация автомобильных дилеров.
Нарастающая турбулентность
Новые санкции и углубляющийся экономический кризис могут добавить проблем и без того проблемной российской автомобильной промышленности. В 2022 году российскую экономику поддерживали рекордные цены на нефть и природный газ, но этот фактор уже сошел на нет.
Падение доходов от энергетики и резкое увеличение расходов привели к катастрофическому дефициту федерального бюджета России в январе в размере 1,76 трлн рублей (24,78 млрд долларов), согласно данным, опубликованным Министерством финансов России. Этот показатель оказался в 14 раз выше, чем в январе 2021 года9.0003
В лучшем случае продажи готовых автомобилей в России могут вернуться к 800 000–1 млн единиц в 2023 году. Однако, поскольку над российской экономикой сгущаются тучи, для оптимистичных сценариев больше не остается места. Если спрос не восстановится, это сделает бессмысленными любые планы по восстановлению цепочки поставок.
Российский авторынок обращается к Китаю за возрождением
Российский авторынок демонстрирует небольшой рост, свидетельствующий о том, что экономика может перестроиться под давлением международных санкций из-за войны в Украине.
Пожалуй, ни одна отрасль в России не пострадала от более серьезных последствий вторжения президента Владимира Путина в Украину в конце февраля, когда три месяца спустя производство легковых автомобилей упало почти на 97 процентов, а продажи автомобилей упали более чем на 80 процентов, когда кризис достиг пика в мае и Июнь.
Но история не закончилась бегством десятков иностранных компаний и падением спроса после многократных санкций США и их союзников.
Перенесемся в настоящее время, и продажи автомобилей почти удвоились с мая, поскольку хрупкий поворот произошел благодаря государственным расходам и монетарному стимулированию, чему способствовал резкий рост импорта автомобилей из Китая.
Разбивка валового внутреннего продукта за третий квартал, которая должна быть опубликована в среду, скорее всего, покажет рост в таких секторах, как обрабатывающая промышленность и горнодобывающая промышленность, что может даже привести экономику к росту в последовательном выражении.
В то время как предварительная оценка Федеральной службы статистики показала, что ВВП сократился на 4 процента в годовом исчислении в прошлом квартале, по оценкам Bloomberg Economics, объем производства фактически вырос на 1 процент по сравнению с предыдущими тремя месяцами, если принять во внимание сезонные факторы.
«Автомобилестроение, казалось бы, стало опережающим индикатором для экономики России, так как быстрее всего реагировало на изменившиеся экономические условия, — отмечает экономист ООО «Финам» Ольга Беленькая.
Тем не менее, «нет уверенности, что дно в экономике уже достигнуто — возможно, это произойдет в следующем году».
Автомобильный рынок России, который когда-то конкурировал с крупнейшими экономиками Европы по объему продаж, выжил, но стал сжиматься и трансформироваться.
Санкции со стороны стран, на долю которых до войны приходилось около половины внешней торговли России, лишили производителей доступа к некоторым технологиям и пытаются справиться с нарушением цепочек поставок.
Изоляция была одной из сил, деформировавших российскую экономику военного времени и подтолкнувших ее к тому, что ее центральный банк назвал «обратной индустриализацией».
Хотя спад до сих пор был менее глубоким, чем предполагалось ранее, Bloomberg Economics прогнозирует, что ВВП сократится на 3 процента в следующем году, поскольку добыча нефти и экспорт находятся под давлением.
Невзгоды автомобильной промышленности раскрывают некоторые пути адаптации России.
На рынке, где такие автопроизводители, как Toyota, когда-то боролись за доминирование с российским АвтоВАЗом, по данным Ассоциации автодилеров России, только 14 из 60 брендов остаются активными.
Трое из них русские, остальные китайцы.
Китайские автомобили в настоящее время составляют более 30 процентов рыночных продаж, что более чем втрое превышает их долю в начале года, при этом группа автодилеров ожидает, что эта доля достигнет примерно 40 процентов в 2023 году.
Если внутреннее производство остановится, продажи По данным ассоциации, китайские автопроизводители в конечном итоге могут составить 70 процентов от общего числа.
Завод в российском эксклаве Калининград, которым BMW управляла с местным партнером Автотор более 20 лет, уже начал тестовое производство китайских брендов, и вскоре может появиться бывший завод Nissan в Санкт-Петербурге.
АвтоВАЗ, производитель автомобилей Lada, выпускаемых еще с советских времен, также не упускает возможности увеличить долю рынка.
После разделения с Renault в мае АвтоВАЗ изначально был вынужден выпускать автомобили без базовых функций безопасности, таких как антиблокировочная система тормозов, из-за нехватки запчастей.
В настоящее время компания закупила материалы и приступила к сборке автомобилей с такими компонентами, как подушки безопасности, и планирует добавить АБС в следующем году, сообщил российскому изданию 9 сентября глава компании Максим Соколов.0192 Журнал Forbes .
Продажи АвтоВАЗа в ноябре уже сопоставимы с его довоенными объемами, и он нанимает рабочих в расчете на то, что объем производства в 2023 году может превысить прошлогодний.