Содержание
что это такое и как работает? :: Autonews
Фото: Daimler A.G.
adv.rbc.ru
Читайте также
Содержание:
- Что такое ESP
- Как работает ESP
- ESP Off
- Горит лампочка ESP
Что такое ESP?
adv.rbc.ru
ESP (Electronic Stability Program) — это, если переводить дословно, «электронная программа стабилизации», однако более корректно — электронная система стабилизации. ESP также еще называют «противозаносной системой» или «системой курсовой устойчивости».
Главная задача ESP — контролировать поперечную динамику автомобиля и помогать водителю в критических ситуациях. Проще говоря, система стабилизации должна предотвращать занос и боковое скольжение автомобиля в случае его возникновения, а также помогать сохранять курсовую устойчивость, траекторию движения и стабилизировать положение автомобиля во время выполнения маневров на высокой скорости или скользком покрытии под колесами.
Первой систему стабилизации начала применять на своих моделях компания Mercedes-Benz, которая запатентовала ее в 1994-м. А год спустя, в 1995-м, ESP начали устанавливать на Mercedes-Benz S-Class Coupe. Позже она появилась на седане S-Class и на спорткаре SL. Затем ESP начала появляться и на других моделях марки, а позднее — и в активе остальных крупных автопроизводителей. Причем, многие из них патентовали для системы собственное товарное название. И, как правило, тоже в виде аббревиатуры. Так что система стабилизации у некоторых других производителей может называться ESC, VDC, VSC, DSC, DSTC, однако ее суть и принцип действия от этого не меняется.
В 1995 году ESP начали устанавливать на Mercedes-Benz S-class Coupe.
(Фото: Daimler A.G.)
С ноября 2011 года ESP наряду с системой ABS стала одной из систем активной безопасности, которой в обязательном порядке должны быть оснащены все новые модели легковых и грузовых автомобилей, регистрируемые в Европейском Союзе. С ноября 2014 года этот закон без исключения распространяется на все новые автомобили. В России наличие ESP на грузовых автомобилях стало обязательным с 1 января 2016 года, а на легковых моделях — с 1 февраля 2017-го.
Как работает ESP?
Работа ESP взаимосвязана с тормозными механизмами автомобиля, ABS, а также с антипробуксовочной системой и электронным блоком управления двигателем. В своей работе ESP активно использует все эти компоненты, комплексно объединяя их действия и обеспечивая несколько контраварийных мер во время возникновения поперечной динамики или, проще говоря, неуправляемого скольжения задней оси автомобиля.
Фактически ESP состоит из микропроцессора (также называют электронным блоком управления), который постоянно обрабатывает сигналы, поступающие с датчиков скорости вращения колес, интегрированных в систему ABS, положения рулевого колеса и давления в тормозной системе.
Кроме того, на процессор поступает информация с двух других датчиков, которые измеряют угловую скорость относительно вертикальной оси и поперечные ускорения автомобиля. Они фиксируют внезапное боковое ускорение, которое является главным маркером скольжения, и, определив его величину, дают дальнейшие распоряжения системе. К этим данным также добавляется значение скорости, с которой движется автомобиль в этот момент, величина угла поворота руля, а также обороты коленчатого вала двигателя. Анализируя эти данные, ESP «понимает», что возник занос и далее дает команду на выборочное подтормаживание одного или нескольких колес автомобиля, исходя из направления заноса и бокового ускорения.
Сами команды на тормозные механизмы отправляются через модулятор АБС, создающий давление в тормозной системе автомобиля. Вместе с этим, ESP отправляет на блок управления двигателем команду на сокращение подачи топлива и уменьшение тяги на колесах.
Система работает всегда и в любых режимах движения: при разгоне, торможении, движении накатом. А алгоритм срабатывания зависит от каждой конкретной ситуации и типа привода автомобиля. Например, в повороте датчик углового ускорения фиксирует начало заноса задней оси. В этом случае на блок управления двигателем поступает команда на уменьшение подачи топлива. Если этого оказалось недостаточно, посредством АБС притормаживается внешнее переднее колесо.
Система ESP работает всегда, в любых режимах движения: при разгоне, торможении, движении накатом.
(Фото: Daimler A.G.)
Впрочем, важно понимать, что возможности ESP по корректировке заноса и стабилизации автомобиля в критической ситуации не бесконечны. Законы физики не может отменить ни одна электронная система. И если скорость, на которой возникает занос, слишком высока или коэффициент сцепления скользкой поверхности под колесами слишком низкий, то даже умная электроника может оказаться беспомощной. Всегда важно помнить, что система стабилизации значительно снижает риски возникновения заноса и аварийной ситуации на дороге, но не исключает их.
ESP Off — что это за кнопка и за что отвечает?
Среди опытных водителей есть устойчивое мнение, что система стабилизации не всегда корректно выполняет свою функцию и порой неправильно распознает процессы, происходящие с машиной, и вмешивается в работу тормозных механизмов и двигателя в неподходящий момент.
Отчасти это правда, но только в тех случаях, когда за рулем автомобиля находится человек с большим стажем. Такие водители часто любят ездить на пределе возможностей автомобиля и при помощи приемов контраварийного вождения могут контролировать занос и водить машину в управляемом скольжении.
Кроме того, система стабилизации может излишне «глушить» мотор на бездорожье, когда небольшое скольжение автомобиля в раскисшей колее или на песчаном покрытии просто необходимо для преодоления препятствий. Именно для таких случаев многие современные автомобили, оборудованные ESP, имеют возможность принудительного отключения системы отдельной кнопкой ESP Off.
На некоторых моделях кнопка ESP Off отключает систему не до конца, а лишь допускает небольшие заносы и скольжения.
(Фото: Shutterstock)
Как правило, такая кнопка встречается на спортивных машинах или автомобилях со спортивным характером, а также на внедорожниках и кроссоверах, которые по своему основному назначению часто могут оказаться на бездорожье.
Впрочем, функция полного отключения системы стабилизации не всегда доступна. На некоторых моделях кнопка ESP Off отключает ее не до конца, а лишь допускает небольшие заносы и скольжения, вмешиваясь уже в тот момент, когда ситуация становится действительно критической. Кроме того, нередко на полноприводных кроссоверах и внедорожниках функция полного отключения системы стабилизации действует лишь на небольших скоростях — до 50 или 60 км/ч, когда это может быть действительно необходимо на бездорожье.
Что делать, если горит лампочка ESP?
Датчик системы стабилизации на приборной панели, представляющий собой пиктограмму с подсветкой, горит в двух случаях. Первый — если ESP срабатывает. Второй — если система неисправна. Впрочем, в первом случае она, как правило, мигает и затем вновь отключается после предотвращения скольжения, а во втором загорается и не гаснет, пока неисправность не устраняется.
Глобально проблемы с системой могут возникнуть по нескольким основным причинам. Достаточно распространенный случай — это когда есть неисправность датчиков скорости вращения колеса, которые подключены к тяговому устройству и блоку управления двигателем. Каждое колесо имеет отдельный датчик, и если даже один из них выходит из строя, то система больше не уведомляется и об изменениях скорости, и вследствие такой ошибки на приборной панели загорается сигнал о неисправности ESP.
Датчик системы стабилизации на приборной панели, представляющий собой пиктограмму с подсветкой.
(Фото: Shutterstock)
Другой распространенной причиной ошибки ESP на приборной панели может быть неисправный датчик угла поворота рулевого колеса. В случае его выхода из строя система также перестает получать сигналы об угле поворота руля и, соответственно, не может корректно работать.
Кроме того, часто неисправности ESP могут быть связаны с программным обсечением. В таком случае вся тяговая система может потребовать полного перепрограммирования просто из-за проблем с текущим программным обеспечением.
Впрочем, это лишь самые распространенные неисправности. Однако нужно помнить, что система стабилизации состоит из множество сложных компонентов, и поломка любой из них может стать причиной загоревшейся лампочки на приборной панели. Так что при появлении соответствующего сигнала все же лучше обратиться в сервисный центр и устранить неисправность.
ESP — что это такое и как работает
Статистика автомобильных аварий на дорогах ужасает. При этом количество смертей и травм, которые превращают будущее водителей в настоящий кошмар, можно значительно снизить.
Электронное оснащение для обеспечения транспортных средств курсовой устойчивостью активно развивается с 90-х гг. 20-го века, но далеко не один владелец транспортных средств по-прежнему считает ESP факультативным компонентом и неохотно внедряет в свою жизнь.
Что такое ESP, для чего нужна в машине?
Когда происходят аварии, и нередко с трагическим исходом, часто можно услышать: на автомобиле отсутствовала/была неисправна система ESP?
Давайте рассмотрим функции ESP и что это за система по своей сути.
Аббревиатура ESP расшифровывается как Electronic Stability Program. В русскоязычном пространстве термин употребляется в нескольких вариантах:
- электронный контроль устойчивости,
- динамическая стабилизация авто,
- система поддержания курсовой устойчивости,
- противозаносная система,
- система курсовой устойчивости.
Под контроль берутся:
- Занос, боковое скольжение автомобиля – нарушения движения машины вдоль продольной плоскости колёс. Занос возникает в ситуациях, когда воздействующая на колёса боковая превышает силу сцепления шин с дорожным полотном.
- Курсовая устойчивость – устойчивость транспортного средства при потере сцепления с дорогой.
Результаты исследований свидетельствуют: оснащение машины средствами электронного контроля устойчивости способно уменьшить уровень аварий с заносом на 80%, а если машина всё же попадает в ДТП, то существенно снижается количество смертельных исходов.
У большинства машин система известна именно как ESP. Это торговая марка, запатентованная компанией Robert Bosch GmbH. Системы стабилизации, известные именно как ESP, активно ставятся на автомобили Mercedes Benz, Opel, Volkswagen, Peugeot, Nissan, Renault, Saab, Scania, Smart, Suzuki, Jaguar, Chrysler Jeep, Kia.
Однако есть и системы, которые очень схожие по своей сути, но имеющие иные названия, например,
- DSC (Dynamic Stability Control). Система под таким названием стоит на ряде автомобилей BMW (BMW M3, BMW M5, BMW X5 M).
- VSA (Vehicle Stability Assist). Такая система монтирована на автомобилях Honda и Hyundai.
- IVD (Interactive Vehicle Dynamics). За таким наименованием – система курсовой устойчивости на автомобиле Ford.
Решения работают на единые глобальные задачи. Но у каждой системы есть свои настройки, технические решения, адаптированные под различные условия вождения.
У некоторых машин (ставится, главным образом, на внедорожники и кроссоверы) кроме базовой системы для контроля курсовой устойчивостью при заносах, есть отдельные системы для контроля за опрокидыванием (RSC – Roll Stability Control, AdvanceTrac). Системы работают вместе. Но одна ориентирована именно на контроль за заносами, другая – за опрокидыванием.
Необходимость в контроле не только за заносами, но и опрокидыванием особенно актуальна для авто с большой высотой центра тяжести. Как правило, это касается тяжелого коммерческого транспорта (грузовиков).
У машин с адаптивным круиз-контролем дополнительно может быть реализована опция мониторинга и оценки рисков предотвращения столкновения с иным транспортным средством (Braking Guard), у автопоездов с тягово-сцепным устройством – за так называемым рысканием прицепа (непредсказуемым изменением курса прицепа вправо или влево при движении автопоезда).
Плюсы и минусы
На ряд современных моделей транспортных средств система ставится уже самими автопроизводителями по «умолчанию», на ряд машин их владельцы ставят системы как дополнительное оборудование.
Чтобы понять для чего устанавливать оборудование, сфокусируемся на его плюсах:
- Электроника способна реагировать на непредвиденную ситуацию быстрей, нежели водитель, какая бы внимательность ему ни была присуща. Начало заноса определяется за миллисекунды, и система тут же начинает автоматически принимать меры после начала процесса. В частности, активируется тормозное усилие на нужных колёсах.
- Даже при езде на быстрой скорости существенно упрощается прохождение поворотов.
- Система ESP обеспечивает идеальные условия для того, чтобы в нужный момент притормаживать каждое колесо транспортного средства по отдельности.
- Система обеспечивает расширенный контроль целого комплекса параметров (угла поворота рулевого колеса, тормозного крутящего момента, крутящего момента двигателя, поперечного ускорения, скорости при повороте машины вокруг собственного центра масс, скорости транспортного средства при заблокированном колесе).
- Экономия расхода топлива. Энергия затрачивается только при поворотах, изменении направления.
Не секрет, что на управляемость авто напрямую влияют конструкция рулевого механизма, углов развала и схождения колёс, шкворня, но чем более скоростным становится движение (а с развитием автодорог это естественно), тем больше и потребность в ESP.
Однако, увы, без минусов тоже не обойтись:
- Если водитель ранее ездил без ESP и привык к тому, что для выхода из заноса нужно поддать «газа», теперь он будет сталкиваться на дороге с постоянными «разрывами шаблона». Он будет действовать, как и прежде, а электроника будет ему сопротивляться, «душить» движок.
- Далеко не всегда эффективно система работает на грунтовых дорогах. Но тут важно обращать внимание на общее оснащение авто. Как правило, если дополнительно есть антипробуксовочная система, то проблему можно нивелировать. То есть, чтобы ликвидировать этот минус, систему ESP нужно поддержать. В идеале на машине должен стоять полный комплекс средств активной безопасности, который включает несколько систем: контроля курсовой устойчивости, дифференциала, антиблокировочную систему тормозов и антипробуксовочную систему.
- Некоторые водители, пересаживаясь на машину с оборудованием, где всё подконтрольно электронике, излишне расслабляются. Доверяя контроль за заносами на дорогах, они излишне теряют бдительность и плохо следят за дорогой. Особенно беспечно доверять свою безопасность исключительно автоматике на езде при высоких скоростях и в морозное время года (при наледи на дорожном полотне).
Устройство ESP и принцип работы
В базовое устройство входят следующие элементы:
- Входные датчики. Отвечают за фиксацию как действий водителя, так и параметров машины. Все эти данные мгновенно трансформируются в электрические сигналы. Датчики быстро реагируют на изменение давления в тормозной системы, частоту вращения колёс, скорость авто, ускорение (поперечное и продольное), угол поворота руля. Классическая система курсовой устойчивости обязательно снабжена такими датчиками, как:
- Датчики скорости вращения колеса бесконтактным способом посредством магнитных полей. Бывают двух видов: пассивные (индуктивные) и активные датчики, которые известны также как датчики Холла). Активные датчики современные производители автокомпонентов устанавливают чаще, чем интуитивные. Кроме скорости они также способны реагировать на момент остановки колеса, определять направление их вращения.
- Датчики скорости рыскания. Анализирует движения транспортных средств вокруг своей вертикальной оси.
- Датчики поперечного ускорения.
- Датчики угла поворота рулевого колеса. В фокусе этих инструментов – положение руля. Результаты измерения этого датчика для системы особенно ценны вместе с данными скорости вращения колёс.
В зависимости от вариации системы в комплекс также могут входить устройства для удаления влаги с тормозных дисков, предотвращения опрокидывания, столкновения. У некоторых систем присутствует гидравлический усилитель тормозов. Посредством шины данных возможен обмен данными между блоком управления ESP и двигателем. За счёт этого можно быстро снизить крутящий момент при случайном ускорении.
Что делает система ESP?
- При резких маневрах, поворотах, которые потенциально могут привести к заносу, движении накатом включается автоматика.
- Система уменьшает крутящий момент на ведущих колесах.
- Каждое колесо приобретает автономное управление и может отдельно затормозить. Уменьшается как скорость движения транспортного средства, так и действие сил в поперечном направлении.
- В передаче команд к тормозной системе участие принимает модулятор АБС. Именно он задаёт нужное давление в тормозной системе автомобиля.
Алгоритм срабатывания устройств формируется индивидуально. На него влияют три группы факторов:
- Что происходит с транспортным средством?
- Какие параметры изменяются?
- Какой у автомобиля привод? Передне-, задне-, полноприводные автомобили при заносе ведут себя абсолютно по-разному.
В зависимости от ситуации на дороге, техпараметров и типа привода активируются одна или несколько следующих функций:
- Изменение крутящего момента двигателя.
- Подтормаживание колёс.
- Изменение угла поворота колёс.
- Изменение степени демпфирования амортизаторов.
Отдельно стоит отметить, как работает ESP при пробуксовке во время разгона. Если она чрезмерная, система начинает её компенсировать.
Это возможность за счёт совместной работы ESP и ABS (антиблокировочной системы торможения). Активная система безопасности берёт во внимание специфику вращения транспортного средства вокруг вертикальной оси, скорость вращения колёс.
Как пользоваться ESP в машине?
- Для включения системы ESP, как правило, достаточно нажать кнопку “ESP OFF” и убедиться в том, что индикатор “ESP OFF” погас. Но такой механизм – не аксиома для всех транспортных средств. Например, у некоторых кроссоверов Hyundai за счёт единичного нажатия на кнопку можно деактивировать только пробуксовочную систему, а для выключения ESP требуется повторное нажатие с удержанием (не менее 3 секунд).
- Если ESP – в активном рабочем состоянии, при запуске двигателя вы услышите щелчок. Он как-раз свидетельствует о том, что ESP готова к выполнению контроля за машиной.
- Динамическая стабилизация авто адаптивна. Можно самостоятельно выполнить настройки относительно тех или иных параметров. Зачем это нужно? У каждого водителя – своя манера вождения, кто-то ездит только по городским асфальтированным дорогам, а кто-то и по качественному асфальтированному полотну, и по грунтовке. И есть возможность подстроиться к чувствительности датчиков к конкретным маневрам при движении.
- Для того, чтобы получить от системы максимальную отдачу, нужно регулярно следить и при необходимости регулировать сенсор угла поворота руля. С помощью современных диагностических комплексов сделать это совсем несложно. Но главное, не забывать это делать каждый раз при ремонте узлов, которые влияют на ESP. Так, например, если вы заменяли руль, нужно каждый раз делать поверку и при необходимости приводить систему к исходным параметрам.
Как и когда отключать ESP
Казалось бы, если ESP чрезвычайно полезна для обеспечения безопасности при вождении и работает на минимизацию рисков, связанных с аварией, то зачем её отключать.
Но автопроизводители сконструировали систему таким образом, что её в любой момент можно отключить.
Когда это актуально? Прежде всего, при езде по очень плохим дорогам или вовсе бездорожью:
- Склону, покрытого наледью,
- Сухому песку,
- Глубокому снегу.
Если в таких условиях включить ESP, весь потенциал автомобиля никак нельзя будет задействован по полной.
Для деактивации системы применяется 4 способа:
- Выключение кнопки.
- Извлечение предохранителя (плавкой вставки предохранителя). В этом случае будьте готовы к тому, что индикатор может дать сигнал о неисправности системы.
- Отсоединение колёсного датчика ABS.
- Демонтаж разъема с центрального блока АБС.
Наиболее простой способы 1, но, если кнопка не работает? стоит воспользоваться вариантами 3 или 4. Технически это тоже несложно, но перед выполнением работ требуется обязательно обеспечить разъём от влаги, пыли.
Часто задаваемые вопросы
Причины включения лампы ESP
Если включилась лампа, то причин быть может только две:
Водитель сознательно отключил систему.
Устройства или одно из устройств ESP вышли из строя.
Кстати, если причина в сбое работы ESP, дело – не только в электронике. Причина может быть и в механических неисправностях из-за поломок или неграмотного сервиса. Яркий пример: водитель при замене колеса поспешил и выбрал колесо другой размерности.
По этой причине в ремонтных работах могут быть задействованы автомехатроники, автомеханики, автоэлектрики, шиномонтажники.
Можно ли ездить с неисправным ESP?
Теоретически езда с неисправным ESP возможна. Это не вышедшие из строя тормоза, руль или коробка передач. Для ряда транспортных средств ESP – по-прежнему факультативное оборудование.
Но если ESP вышла из строя? Важно помнить: систему нужно отключить (как это сделать, указано выше). Иначе датчики могут передать блоку управления некорректные данные, и вместо того, чтобы уберечь себя от неприятностей, легко «наградить» себя ими.
Некоторые владельцы авто боятся ехать с неисправной ESP в Европу, ссылаясь на то, что она там обязательна. Но картина немного другая: в странах Евросоюза запрещены новые автомобили без ESP, а не езда на авто с нерабочей системой.
Так что здесь законодательство касается больше автопроизводителей, а не водителей.
Есть ли смысл переплачивать за ESP при покупке нового авто?
Некоторые покупатели машин считают приобретение транспортных средств с ESP непозволительной для себя лишней роскошью. Они не то, чтобы против такой системы. Ими, скорей, правят такие соображения: «Сейчас денег и так в обрез, авто куплю сейчас, а о контроле курсовой устойчивости можно будет позаботиться потом. Ведь оборудование, которое предлагается для дооснащения, всегда есть в свободной продаже».
Но здесь есть два подводных камня:
- Провести дооснащение машины электрооборудованием – всегда дороже. При включении ESP в комплектацию авто изначально она обходится для потребителя дешевле.
- Есть риски несовместимости. Разными могут оказаться, к примеру, блоки управления и гидроблоки. На практике такое случается нередко.
Можно ли установить на автомобиль с ABS систему ESP?
В теории установить систему ESP на авто с ABS можно, но заниматься такой процедурой должен только высококвалифицированный специалист, который сможет адекватно оценить совместимость устройств, софта в блоках управления.
Надстройка, установка в «кустарных» (гаражных) условиях чревата тем, что некорректно будет работать как ABS, так и ESP.
Идеальный вариант – обращение в крупный центр, где есть оригинальные автозапчасти, работают опытные автомехатроники и электрики, которые проведут диагностику и грамотно выполнят установку оборудования.
Различаются ли ESP на авто разных классов?
Несмотря на то, что у всех ESP – схоже устройство, в зависимости от класса автомобиля (бюджетные среднеразмерные авто, автомобили бизнес-класса, коммерческий транспорт) может отличаться как электроника, так и механика. Поэтому диапазон цен на ESP – очень большой.
У таких решений отличается опционал. У машин премиум-класса, например, присутствует автоматическая просушка тормозов.
У бюджетных решений нет «подстройки» под стиль вождения, а у систем премиум-класса есть. Можно выбрать и настроить оборудование на обычную, агрессивную езду, движение «привязанное» к максимально высокому уровню безопасности.
Достаточно большой выбор модификаций ESP – и в зависимости от грузоподъёмности, целевого назначения транспортного средства.
- Для седельных тягачей (автопоездов). Выпускаются системы для автопоездов с разным количеством прицепов, с оснащением и без оснащения ABS.
- Для грузового транспорта с кузовом. Здесь ESP активно комбинируется с системами против опрокидывания.
- Решения для грузовиков с малой высотой и высоких или сильно загруженных автомобилей: бетономешалок, лесовозов, в том числе специальные модели для лесовозов с закрепленным краном.
Нужно ли отключать ESP на бездорожье?
На бездорожье от функции курсовой устойчивости рекомендуется отказаться. Ведь в этом случае нужна особая мощность. И, если не отключить ESP, её получить будет невозможно.
Более того, возникают риски застрять. В случае, если проблема уже произошла, а ESP, не была отключена, деактивировать систему важно при первой же возможности.
Нужно ли отключать ESP летом?
Всё зависит от того, какая дорога:
- Если мокрая, но ровная, то стабилизация курсовой устойчивости необходима. Это важный компонент безопасности.
- Если дорога скользкая, но в гору, ESP, к сожалению, не поможет. Лучше использовать весь потенциал и при этом аккуратно ехать на небольшой скорости.
Обратите внимание: системы безопасности, датчики систем автомобиля, разновидности, принцип работы, способы проверки, а также сигналы, способы их измерения, анализ входят в программы обучающих курсов «Автоэлектрик. Технологии диагностики, обслуживания и ремонта электрооборудования автомобилей» (полный, дистанционный и курс самостоятельного обучения) на платформе ELECTUDE.
Что такое ESP на автомобиле?
Советы и рекомендации
- Дом
- Владение автомобилем
Электронная система курсовой устойчивости (ESP) — это технология, которая спасает жизнь. Мы объясняем, что это такое и как это работает.
Энди Гудвин
5 мая 2022 г.
5 мая 2022 г. Европа с 2014 года, хотя на некоторых старых машинах он тоже есть.
Сигнальные лампы приборной панели автомобиля: полное руководство
Согласно исследованиям, проведенным в Великобритании, вероятность попасть в аварию со смертельным исходом снижается примерно на 25% при вождении автомобиля с ESP. Только в Швеции количество столкновений в дождливую погоду сократилось на 30% благодаря системе ESP. Наше руководство объясняет, почему ESP так важна для безопасности современного автомобиля.
В чем разница между ESC и ESP?
Стоит иметь в виду, что на вашем автомобиле может быть установлена система ESP, но она может называться по-другому. Автопроизводители зарегистрировали для системы разные названия и аббревиатуры, но все они выполняют одну и ту же работу. Систему иногда называют VDC (система динамического контроля автомобиля), VSA (система стабилизации автомобиля) или DSC (динамический контроль устойчивости) в списках оборудования автомобиля.
Некоторым брендам нравится ставить на систему собственную печать: Volvo использует название Dynamic Stability & Traction Control (DTSC), а Porsche называет его PSM (Porsche Stability Management — не путать с PASM, что означает Porsche Active Suspension). Управление и описывает адаптивную систему подвески Porsche. в электронный контроль устойчивости в большинстве моделей.
Как работает ESP?
Система ESP сочетает в себе несколько технологий, обеспечивающих безопасность автомобиля на дороге, управляемость и движение в нужном вам направлении. Этот зонтик включает в себя антиблокировочную систему тормозов (ABS) и контроль тяги (TCS).
Когда вы рулите, ускоряетесь и тормозите, умные датчики контролируют поведение автомобиля и отправляют данные на центральный бортовой компьютер. Затем этот компьютер сравнивает ваши действия с реакцией автомобиля. Если, например, вы резко поворачиваете влево или вправо, но автомобиль едет прямо вперед (возможно, из-за того, что дорога очень мокрая или обледенелая), компьютер может распознать это и дать команду системам автомобиля вмешаться и помощь.
Что такое круиз-контроль и адаптивный круиз-контроль?
Если вы резко затормозите и колеса могут заблокироваться, компьютер также может дать команду антиблокировочной тормозной системе включиться и «пульсировать», чтобы помочь шинам восстановить сцепление с дорогой. Он также может изменять тормозное усилие, передаваемое на каждое колесо, поэтому, если одно или несколько колес имеют большее сцепление с дорогой, чем другие, это можно использовать с максимальным эффектом.
Точно так же компьютер ESC может также дать команду системе контроля тяги управлять мощностью, передаваемой от двигателя к ведущим колесам. Если вы сильно нажимаете на педаль акселератора и сильно крутите двигатель, но колеса просто бесполезно крутятся на льду или в грязи, система контроля тяги уменьшит мощность, поступающую на них, давая им больше шансов найти какое-то сцепление с дорогой. .
Весь процесс — от обнаружения ваших входных данных, принятия решения о том, что что-то не так, принятия решения о том, что делать, и последующего применения решения — происходит за доли секунды, благодаря чему технология может снизить серьезность инцидента или полностью предотвратить его.
Сигнальная лампа ESP
ESP имеет специальную сигнальную лампу на приборной панели, которая представляет собой желтый автомобиль с двумя следами заноса под ним. Этот сигнализатор будет мигать, если автомобиль находится на грани сцепления с дорогой и система активируется, что особенно вероятно, если вы едете по скользкой поверхности. Однако, если индикатор загорается и продолжает гореть, это либо указывает на неисправность системы ESP, либо на то, что она была отключена, поэтому вам необходимо проверить систему в гараже или включить ее снова с помощью кнопки. находится в вашей центральной консоли.
Противобуксовочная система — это то же самое, что и ESP или ESC?
Противобуксовочная система и ESP/ESC — это не одно и то же, но они работают вместе для достижения желаемого результата. Противобуксовочная система — один из самых важных инструментов, которыми располагает общая система ESP/ESC, чтобы помочь вам сохранить контроль над автомобилем.
Отключение антипробуксовочной системы, ESP или ESC
На многих автомобилях есть кнопка, позволяющая частично или полностью отключить штатные электронные системы безопасности. Мы настоятельно не советуем делать это на дорогах общего пользования, но опытные водители часто предпочитают отключать эти функции для высокопроизводительного вождения на гоночных трассах или закрытых аэродромах, полагаясь вместо этого на свои собственные рефлексы и умение управлять автомобилем, чтобы предотвратить вращение автомобиля или неконтролируемое скольжение в поворотах.
Рекомендуемый
Двигатели Ford EcoBoost: что это такое и стоит ли их покупать?
Советы и рекомендации
20 дек. 2022
20 дек. 2022
Двигатели Ford EcoBoost: что это такое и стоит ли их покупать?
Что такое V5C? Вот все, что вам нужно знать о бортовом журнале
Советы и рекомендации
19 декабря 2022 г.
19 декабря 2022 г.
Что такое V5C? Вот все, что вам нужно знать о бортовом журнале
Великобритания дорожный налог 2022/2023: ставки и полосы VED объяснены
Советы и советы
18 ноября 2022 г.
18 ноября 2022 г.
Великобритания дорожный налог 2022/2023: VED налоговые ставки и группы объясняют
. Индикатор управления: 5 основных причин появления желтого сигнального индикатора двигателя
Советы и рекомендации
15 ноября 2022 г.
15 ноября 2022 г.
Индикатор управления двигателем: 5 основных причин появления желтого индикатора двигателя
Самые популярные
Hyundai Ioniq 6 уже в продаже и дешевле, чем Tesla Model 3 3
Лучшие новые автомобильные сделки 2022/2023: Top Car на этой неделе предлагает
Deals
16 декабря 2022
16 декабря 2022
Лучшие новые автомобильные сделки 2022/2023: на этой неделе предлагает
Best- Продажа Ford Puma теряет пятизвездочный рейтинг безопасности
News
8 декабря 2022 г.
8 декабря 2022
Бестселлеры Ford Puma теряют пятизвездочный рейтинг безопасности
Советы и советы
Просмотреть все
.
Советы и рекомендации
11 окт. 2022
11 окт.0003
5 ноября 2021 г.
5 ноября 2021 г.
Зарядные станции для электромобилей: полное руководство
PCP или HP — какой тип финансирования автомобиля вам подходит?
Покупка автомобиля
17 мая 2022 г.
17 мая 2022 г.
PCP или HP – какой тип финансирования автомобиля вам подходит?
Камеры средней скорости: как они работают?
Советы и рекомендации
20 июня 2022 г.
20 июня 2022 г.
Камеры средней скорости: как они работают?
Best Cars
View All
Top 10 Best Car Interiors 2022
Лучшие автомобили
25 июня 2021
25 июня 2021
Топ 10 Интерфейс автомобилей 202
Top 10203. /2023
Лучшие автомобили
23 ноя 2022
23 ноя 2022
10 лучших электромобилей 2022/2023
10 лучших дешевых автомобилей 2022/20220003
Best Cars
2 декабря 2022
2 декабря 2022
Топ 10 лучших автомобилей с дешевым входом 2022/2023
Лучшие 10 самых быстрых хэтчбеков в Великобритании 2022
Hot Hatches
24 Jun 2022
24 июня 2022
10 самых быстрых горячих хэтчбеков Великобритании 2022
Объяснение ESP — Что такое ESP в автомобиле?
Что такое ESP в автомобиле?
Электронная система курсовой устойчивости (ESP) — это компьютеризированная технология безопасности, присутствующая в большинстве современных автомобилей. Он предназначен для повышения устойчивости автомобиля путем обнаружения и уменьшения потери сцепления с дорогой, что предотвращает неконтролируемое занос шин. Когда программа контроля устойчивости обнаруживает потерю контроля над рулевым управлением, она автоматически включает отдельные тормоза, чтобы помочь «направить» автомобиль туда, куда водитель намеревался его направить.
Система ESP, устанавливаемая на большинство современных автомобилей, производится компанией Bosch. Затем производители автомобилей настраивают стандартные настройки, чтобы они наилучшим образом соответствовали характеристикам управляемости и спортивным характеристикам их конкретных автомобилей. Многие производители автомобилей также адаптировали и создали свои собственные версии ESP, которые обсуждаются в следующем разделе.
ESP или ESC? В чем разница?
Во всех смыслах и целях электронная система курсовой устойчивости (ESP) и электронная система курсовой устойчивости (ESC) на самом деле являются одним и тем же; различия в их названии, связанные с производителем автомобиля, у которого вы решили купить. Другие фирменные системы контроля устойчивости называются по-разному: «DSC» (например, Aston Martin, BMW и Jaguar), «MSP» (Maserati), «PSM» (Porsche), «CST» (Ferrari предыдущего поколения) и многие другие.
Насколько важна ESP в автомобиле?
Короче говоря, очень важно. Статистика в Великобритании показала, что ESP может снизить вероятность того, что водитель попадет в аварию со смертельным исходом, на 25%. Аналогичным образом исследования, проведенные в Швеции, показывают, что вероятность несчастных случаев со смертельным исходом в плохую погоду на 32% ниже, если автомобиль оборудован системой ESP.
До тех пор, пока вы не проедете машину с системой ESP и без нее, выйдете за пределы сцепления на тестовом треке и не сможете сравнить разницу, вам будет сложно по-настоящему понять важность этой замечательной системы.
Важно отметить, что не все автомобили оснащены ESP. Только с 2014 года Европейский Союз ввел обязательную установку ESP на все (основные) автомобили. Тем не менее, малосерийные спортивные автомобили, такие как Ariel Atom и Caterham 7, по-прежнему освобождаются от такого требования.
Как работает ESP?
ESP работает совместно с антиблокировочной системой тормозов (ABS) и системой контроля тяги (TCS). ABS, конечно же, предназначена для поддержания сцепления с дорогой и обеспечения рулевого управления во время резкого торможения, предотвращая блокировку, тогда как TCS помогает ведущим колесам автомобиля поддерживать сцепление с дорогой во время ускорения. Проще говоря, ABS предотвращает пробуксовку колес при торможении, а TCS предотвращает пробуксовку колес при ускорении.
ESP работает в основном через ABS, но также полагается на TCS для обнаружения тонких различий между действиями водителя и реальной реакцией автомобиля.
Целью ESP является постоянный контроль угла поворота рулевого колеса относительно фактического направления движения; измерение скорости отдельных колес, угла рыскания и угла поворота руля 25 раз в секунду. При этом ESP помогает компенсировать ошибки водителя, которые в противном случае повлияли бы на поперечную динамику; тогда как системы ABS и контроля тяги делают то же самое для продольной динамики.
Если автомобиль теряет боковое сцепление, и передняя или задняя часть начинает скользить вбок, ESP реагирует, устраняя причину заноса; уменьшение мощности, когда это необходимо, и применение отдельных тормозов по мере необходимости, чтобы заставить автомобиль следовать за углом поворота рулевого колеса. В случае недостаточной поворачиваемости ESP притормаживает внутреннее заднее колесо, чтобы помочь автомобилю больше вращаться, тогда как, если проблема заключается в избыточной поворачиваемости, ESP включает тормоз внешнего переднего колеса, чтобы создать более полезную точку поворота, чтобы вернуть заднюю часть автомобиля назад. под контролем.
Исходный источник изображения – Bosch
В зависимости от автомобиля «зонтик» ESP может также включать множество других функций для дополнительной поддержки безопасности и контроля: электронное распределение тормозного усилия (EBD), очистка тормозных дисков, предварительная заправка тормозов и Система помощи при экстренном торможении (EBA) — лишь некоторые из них. Интересно, что многие системы контроля давления в шинах также считывают свои показания с помощью программного обеспечения ESP, чтобы избежать необходимости установки тяжелого клапана в каждом колесе.
Top Driving Tip
Имейте в виду, что независимо от того, насколько продвинуты системы активной безопасности, любой автомобиль подчиняется законам физики , а ESP может реагировать только на угол поворота руля; что делает его несколько излишним, если вы не можете двигаться туда, куда хотите.
Сигнальная лампа ESP
Когда автомобиль находится в движении и загорается сигнальная лампа ESP, она загорается одним из двух способов:
- Постоянное освещение
- Мигает
Постоянно горящая лампа ESP
Постоянно горящая сигнальная лампа ESP/ESC (обычно это символ, изображающий автомобиль с яркими линиями заноса позади него) указывает на то, что система не работает. Либо он был выключен умышленно (водителем, либо пассажиром!), либо по какой-то причине вышел из строя; чаще всего это временная неисправность, вызванная перегревом датчика (в этом случае дайте вещам остыть, затем «перезагрузите» систему, выключив зажигание, сделав небольшую паузу, а затем снова запустив двигатель).
Здесь стоит отметить, что некоторые автомобили автоматически частично или полностью отключают ESP при выборе определенных режимов движения. Например, режим Race в Alfa Romeo Giulia Quadrifoglio полностью отключает ESC; в то время как режим Track Mode в Aston Martin и спортивных моделях Jaguar просто отступает от точки, в которой срабатывает система DSC, позволяя немного энергичнее вождения и «динамической широты» до того, как сработает электронная система безопасности. Всегда полезно полностью понимать свою машину и то, как она будет вести себя в разных условиях и ситуациях.
По умолчанию система ESP всегда включена и готова помочь водителю при каждом запуске двигателя. Таким образом, мы не можем начать новое путешествие, забыв повторно включить ESP.
Если контрольная лампа ESP продолжает гореть даже после перезагрузки, предложенной выше, и после длительного периода охлаждения/сброса (т.е. 30 минут или около того), необходимо посетить вашего дилера или специалиста по марке для диагностики и исправить проблему.
Мигающая лампа ESP
Если ESP на мгновение мигает во время движения автомобиля, это указывает на срабатывание системы контроля тяги. Когда автомобиль обнаруживает, что хотя бы одно из колес начинает проскальзывать, срабатывает ESP, чтобы помочь вам вернуться на намеченный путь, а свет на короткое время мигает, указывая на то, что это произошло. Это можно интерпретировать как предупреждение о том, что следует вести машину более осторожно и/или уделять больше внимания уровням сцепления с дорогой (само собой разумеется, что ESP легко срабатывает при движении в экстремальных условиях, таких как грязь, лед или снег).