Стоимость проезда по м11 тверь санкт петербург: Трасса М11 Москва — Санкт-Петербург: стоимость проезда в 2023

платных дорог в России — самые дорогие в Европе | Бизнес

Прекрасная европейская трасса и практически полное отсутствие машин — так сейчас выглядит основной участок платной скоростной трассы М11 Москва — Санкт-Петербург. Три недели назад все было по-другому. Саму землю Северо-Западная концессионная компания (СЗКК контролирует НПФ «Благосостояние») открыла еще год назад, но плату за проезд вводить не спешила. Целый год автомобилисты бесплатно и с комфортом добираются до «Шереметьево-2», Зеленограда и далее Солнечногорска.

Утро 23 ноября встретило их гигантскими пробками — СЗКК ввел платный режим. Платежные центры не справлялись с потоком желающих, и в итоге пришлось открыть ворота и пропустить всех бесплатно. Наглухо поднявшееся и свободное Ленинградское шоссе.

Шок и тарифы. Проезд до «Шереметьево» (10 км) может быть до 250 руб., до Зеленограда (25 км.) — 350 руб., до Солнечногорска (43 км.) — 500 руб. Этот тариф устанавливается в часы пик – в будние дни с 6 до 10 утра и в вечернее время с 16. 00 до 22.00. В другое время проезд может быть дешевле в 2,5-3 раза (а безпробочная альтернатива Horn в это время существенно ниже), отпугивают владельцев транспондеров. Наконец, сразу после начала работы в платном режиме СЗКК ввела систему скидок в зависимости от частоты посещения. Однако максимальная ставка по средней трассе составляет 12 руб./км, а по району до «Шереметьево». — Всего 25 руб./км, тогда как в Европе максимальные цены на аналогичные дороги составляют 8-12 руб. (см. Разрез на стр. 21).

Как рассказали «Ведомостям», близкие к госкомпании «Автодор» официальные расценки, установленные в рамках концессионного соглашения, и даже ниже максимально возможных. «Ситуация с трафиком соответствует нашим ожиданиям. В мировой практике снижение трафика при выходе на платный режим — закономерное явление. Водителям потребуется некоторое время, чтобы к этому привыкнуть», — сказал представитель СЗКК. Он говорит, что в последнее время наблюдается постепенное увеличение дорожной нагрузки.

Дороже проезд по первому участку М11 только на платном участке по трассе М1 «Беларусь» в обход Одинцова, где стоимость 17 руб. /км (на внутренней части ИУИ ждут два съезда протяженностью 2,9 км). По другим платным дорогам России проезд будет стоить от 1,4 до 9,4 руб. /км (см. таблицу).

Почему такие разные тарифы и кто определяет тариф? Все зависит от расположения дороги, инвесторов и концессионной модели или соглашений с перевозчиками.
Гадание на тарифах

Средневзвешенный курс общеизвестен еще на момент подготовки конкурсной документации, он указан в договоре концессии и привязан к индексу потребительских цен, сообщил федеральный чиновник. Но часто даже чиновники не могут предсказать, каковы будут реальные затраты на дорогу.

Год назад почти одновременно открылись два участка трассы М11 Москва — Санкт-Петербург. Головной участок от Москвы до Солнечногорска открыл глава администрации президента Сергей Иванов. Он пообещал, что проезд до «Шереметьево» будет стоить 100 рублей, а до Солнечногорска — 300 рублей.

Второй участок — в обход Всевышнего Волочка — открыл министр транспорта Максим Соколов. По его словам, проезд легковых автомобилей будет стоить 1,2 рубля. /км (88 руб. за весь участок). Участок был оплачен этой осенью. Как пройти это сутки 240 руб. или 3,33 руб. / км. Сотрудник «Ведомостей» проходил по этому сайту в октябре по пути в Петербург и обратно. Подавляющее большинство автомобилей не готовы платить, и все равно едут по бесплатной дороге через Вышний Волочек.

Несоответствие между обещанной выплатой фактическим работникам концессионера объясняют резким падением курса рубля и высокой инфляцией, на которую были проиндексированы цены.

«Текущий курс кажется таким большим, потому что он не учитывает, что первоначальный был выявлен еще в 2007 году и из-за накопленной инфляции за восемь лет он вырос как раз в меру», — сказал замгендиректора «Автодор» Александр Носов. По его словам, в первых концессионных проектах достаточно большую часть финансирования — до 60% — взяли на себя частные инвесторы. Также они взяли на себя и транспортные риски. Поэтому инвесторы вольны определять тарифную политику, которая позволит им вернуть вложенные деньги. «Концессионеры вправе снижать тарифы, но верхняя граница Sunwell определяется концессионным соглашением», — сказал Носов. Представитель СЗКК напомнил, что средневзвешенный курс 4,25 руб. /км (НДС) была установлена ​​еще в ценах 2007 года и после всех индексаций за 2008-2014 гг. он значительно вырос.

Высокая стоимость проезда на головном участке М11 и М1 напрямую связана с рекордной стоимостью строительства на этих дорогах. 18,5 км объезда в обход Одинцова по договору концессии на строительство «большой дороги», подконтрольной УК «Лидеру» Юрию Ковальчуку. По данным компании, объем инвестиций составил 32,1 млрд рублей, в том числе непосредственно в строительство — . 25 миллиардов рублей. 11 миллиардов рублей. Выделено в виде безвозмездной государственной субсидии 17,9 млрд рублей. приобрел облигации близких к «лидеру» НПФ. Оператор участка стал ассоциироваться с «лидером» компанией «Новое качество дорог».

В среднем получается, что стоимость 1 км дороги «Лидер» и ее партнеров составляет 1,7 млрд руб.

1 км строительной площадки на М11 СЗКК стоил чуть меньше — 1,67 млрд руб. Всего на 43 км 15-58-го км дороги М11 СЗКК израсходовала 72 млрд руб., в том числе господдержка составила 23 млрд руб., а долевые инвесторы — 10 млрд. Остальное — облигации на 10 млрд и банковские кредиты на 29 млрд руб. млрд. Оператором участка является компания «Единая система взимания платы» (ОССП), как и СЗКК, являющаяся дочерним предприятием «Мостотреста». Последний до 2014 года принадлежал Аркадию Ротенбергу. После того, как бизнесмен и давний друг президента России Владимира Путина попал в санкционные списки, акции купил его сын Игорь Ротенберг. В 2015 году «Мостотрест» перешел в собственность связанной с НПФ «Благосостояние» компании «ТФА-финанс». Однако в совет директоров «ТПА-Финанс» после сделки вошел представитель Игоря Ротенберга Ирина Маканова, а аудитором компании стал Александр Денисевич, также входивший в управленческую команду, представляющую интересы Аркадия Ротенберга в водочном заводе «Кристалл» и других связанных с ним компаниях. компании бизнесмена. В «Энпиви инжиниринг», где работает Маканова, говорят, что ее присутствие в совете директоров было связано с завершением скупки акций у миноритарных акционеров «Мостотреста» и теперь она больше не входит в состав совета директоров «ТПА-финанс». «Игорь Ротенберг и его представители после завершения сделки больше ничего общего с менеджментом «Мостотреста» не имеют», — заявила представитель «Энпиви инжиниринг» Ольга Антонова.

Одной из причин дороговизны проезда могут быть большие затраты на строительство самих дорог, указывает консультант юридической компании Dentos Илья Скрипников. Кроме того, необходимо учитывать сложность участков, обременения и другие дополнительные расходы, которые в итоге могут дать большую сумму затрат. Также есть ошибка в прогнозировании загруженности дорог, добавляет Скрипников. По его словам, в мировой практике погрешность составляет в среднем 30%. То есть на стадии проекта считается, что трафик будет 100 000 автомобилей, реально это не менее 30 000. «На М11 ошибка могла быть больше, даже когда площадка была свободна, я не видел на ней активного движения машин», — говорит юрист.

Топ-менеджер одного из концессионеров напоминает, что цены можно поднимать раз в год и только на инфляцию. Так что теперь, пожалуй, вы установили максимальную ставку. «Снизить стоимость проезда всегда можно, но просто передвинуть верхнюю планку нельзя», — говорит источник «Ведомостей».

Однако стоимость строительства не всегда напрямую влияет на стоимость проезда. Самая дорогая строящаяся дорога Европы – центральная часть Западного скоростного диаметра (ЗСД) в Санкт-Петербурге. Дорога протяженностью 11,7 км по большей части будет состоять из мостов и тоннелей и будет стоить более 120 млрд руб., или 10,25 млрд руб. / км. Почти половина инвестиций — 51 млрд руб. — Счета по бюджету. Концессионер ЗСД учрежден консорциумом Газпромбанка и ВТБ «Автомагистраль Северной Столицы». Сейчас проезд по южному и северному участкам ЗСД (они строятся за счет бюджета, инвестиции составили 83 млрд руб. ) составляет 9.4 и 3,8 руб. / км. По данным газеты «Фонтанка», в договоре концессии установлена ​​максимально допустимая стоимость проезда по центральному району в размере 113 рублей. Получается около 9,6 руб/км. Топ-менеджер компании-инвестора говорит, что в Петербурге ниже покупательная способность, и что бестарифная. «Но из-за большого потока проект все равно окупится», — сказал собеседник «Ведомостей».
Государство доплатит

Договор с СЗКК и «Главной дорогой» характеризовался не только тем, что построенные на них дороги были самыми дорогими. Только по этим двум договорам вся плата за дорогу идет напрямую компаниям. В иных случаях по долгосрочным инвестиционным и концессионным договорам взимаемая с дорожных сборов декларация перечисляется «Автодором» и о возврате концессионеру его доли в стоимости инвестиций и эксплуатации. Минимальная гарантированная выручка только в договоре на строительство ЗСД в Санкт-Петербурге. Если годовой доход «Автодороги Северной Столицы» будет меньше 9,6 млрд руб. , компания доплатит в бюджет недостающую сумму.

«Договор концессии с прямым возвратом инвестиций с концессионером «Автодор» больше заключать не буду», — сказал Носов. По его словам, тот факт, что эти участки дорог с интенсивным движением уже не так сложно привлечь инвесторов.

Для всех других видов договоров расторжения платить за дорогое намного дешевле. Например, даже на одном участке М11 Москва — Санкт-Петербург — 258-334 тыс. км (в обход Вышнего Волочка в Тверской области) — стоимость проезда — всего 3,3 руб./км.. Оператором этого участка также является бывшая компания Ротенбергов — ОССП. и построили его на основе долгосрочного инвестиционного договора на строительство, ремонт и эксплуатацию «Мостотреста».

В прошлом году Счетная палата проверила выполнение данного договора и установила, что стоимость строительства превышена по сравнению с заложенной в проект и подтвержденной Госэкспертизой от 8 октября 2010 года суммой в 51 миллиард рублей. 12,9% (6,6 млрд. грн.). Кроме того, проект оказался убыточным для государства. По оценкам ревизоров, общий доход от сбора платы за проезд должен составить в 2033 году 34 680 000 000 рублей. Из этих денег «Автодор» по договоренности с «Мостотрестом» должен вернуть компании 13 млрд руб. на ремонт дорог 14 млрд руб. операционных и 16,5 млрд руб. инвестиционные платежи. То есть всего 43,5 миллиарда рублей. В этой модели не окупаются не только доходы от строительства (около 51 млрд руб.), но даже его содержание и эксплуатация, заключила Счетная палата.

Аудиторы ошиблись в расчетах — не учли поправку на инфляцию, парирует «Автомобильная дорога». Следовательно, стоимость строительства была выше, но сумма ожидаемой выручки должна была составить более 60% — 56,3 млрд рублей. Этого достаточно, чтобы покрыть все расходы, приводит рейтинг КПМГ «Автодор».

«Там, где дорожные риски лежат на государстве, тарифы значительно ниже. В отличие от госкомпаний для частных инвесторов не стоит вопрос о возврате инвестиций. Это считается безвозвратной государственной дотацией», — сказал Носов. Государство и так выиграет — за счет налогов, новых рабочих мест, на вложенный рубль бюджет получит из 6 рублей. привлечение частных инвесторов к экономии может построить не 100, а 200 км.

Концессионные договоры с СЗКК и «Главной дорогой» заключены на 30 лет. Также до 2042 года концессия «Автодороги Северной Столицы» будет находиться на ЗСД в Санкт-Петербурге. За это время концессионеры успеют вернуть все вложенные средства и заработать. По расчетам «Главной дороги», ее прибыль за период концессии может составить около 130 миллиардов рублей. После этого дорога обратно государству и чиновники решают, что с ними делать дальше – передавать их обратно в концессию или после открытого ремонта бесплатного проезда.

Проезд на рубль

Все платные федеральные автомобильные дороги М1, М4 «Дон», М3 «Украина» находятся в доверительном управлении государственной компании «Автодор». Плюс компания является госзаказчиком дороги Москва — Санкт-Петербург. Для М4 «Дон» курс 1 руб. /км для автомобиля правительство установило еще 31 декабря 2009 года, когда утвердила «Автодор» программу деятельности. В программе указано, что вариант расчета тарифа выбран с учетом необходимости адаптационного периода для пользователей, чтобы привыкнуть к платным дорогам. Почему 1 руб.? Такой тариф действует в 2006 году на одном из первых участков платных дорог в России — на объезде села Хлевное в Липецкой области. По какой методике определили в 2006 году, что надо брать 1 руб., никто не помнит.

В 2011 г. внесено в программу осветления права: 1 руб. при проезде по реконструированной дороге, построенной по новой, взимается плата за проезд 1,5 руб. / км. «Автодор» также с 2012 года обязан проводить ежегодную индексацию платы за проезд автотранспорта в соответствии с индексом потребительских цен.

На самом деле ставки не индексируются. На двух площадках, которые взимать плату стали до 2013 года, до лета 2015 года действовали тарифы 2012 года, на новых площадках цены устанавливались на момент запуска платные — уже с поправкой на инфляцию с 2012 года, сообщил представитель «Автодор» Екатерина Варенова.

В июле 2015 г. «Автодор» провел индексацию тарифов для всех отраслей, исходя из официальных данных о росте потребительских цен в 2014 г. на 11,4%, в 2013 г. – на 6,5% и в 2012 г. – на 6,6%. В результате средневзвешенный тариф на легковые автомобили увеличился с 1 до 1,3 руб. / км, сообщает пресс-служба «Автодора». А реальная стоимость проезда по платному участку М4 «Дон» для легковых автомобилей в настоящее время составляет 1,4-1,8 руб. /км в зависимости от места расположения.оператором в основном платный М4 «Дон» тоже бывшая компания Ротенбергов ОССП.

Носов из «Автодора» сообщил, что на новостройках будет установлена ​​плата за проезд около 2 руб. / км. По его словам, «Автодор» всегда проводит исследования перед запуском участков в платную эксплуатацию, чтобы выяснить, как водители отреагируют на необходимость платить и какой тариф их устроит. Примеров пересмотра тарифов после Носова такие опросы привести не могли. «Мы не меняем тариф, а вводим определенные скидки. Если человек совершает платную поездку по маршруту раз в год, то он готов заплатить 500 рублей. водителям очень большие скидки», — сказал Носов.

В отличие от дороги Москва — Санкт-Петербургское шоссе, на платных поселках «Дон» часто собираются большие пробки. Представитель ОССП обещает, что компания в мае увеличит пропускную способность почти вдвое за счет открытия дополнительных пунктов оплаты и добавления полос реверса.

А вот новых гигантских проектов по строительству платных дорог в УКОромо-времени ждать не стоит, считает член правления НП «Национальная ассоциация технологического и ценового аудита» Борис Ярышев. Он считает, что такие проекты будут развиваться только там, где этой машины достаточно. Появления массовых региональных платных дорог он не ожидает. «Скорее всего здесь будут строить не платные дороги, а короткие участки по 2 км, которые будет сложно обгонять на участке бесплатной трассы», — размышляет Ярышев. Аналитик «Метрополя» Андрей Рожков также заявил, что платные дороги будут развиваться только там, где обычные уже не справляются с потоком автомобилей.

Leave a Reply