Сколько стоит бензин в 2000 году: как изменились цены на топливо с 2000 по 2020 гг.

немцы требуют помощи – DW – 22.10.2021

Франкфурт-на-Майне, 18 октября 2021. Цены на этой автозаправке выше чем в среднем по ГерманииФото: Frank Rumpenhorst/dpa/picture alliance

Экономика и бизнесГермания

Андрей Гурков

22 октября 2021 г.

Горючее подорожало до рекордных отметок. Это связано с картельным сговором экспортеров нефти ОПЕК+ и политикой правительства ФРГ. Можно ли изменить ситуацию?

https://p.dw.com/p/423Lu

Реклама

Цена дизельного горючего дважды за неделю побила в Германии предыдущий рекорд 2012 года. Никогда еще на немецких автозаправочных станциях литр не стоил в среднем 1,56 евро. Одновременно вплотную к историческим максимумам приблизилась средняя цена 95-го бензина. Литр марки Super E10 с 10% этанола достиг 1,67 евро, сообщил Общегерманский автомобильный клуб ADAC. Super E5 обходится дороже примерно на 3-5 евроцентов, нередко и больше.

ADAC о причинах дороговизны горючего в Германии 

Таким образом, в Германии и в целом в Евросоюзе к газовому кризису и удорожанию электроэнергии прибавился теперь еще и скачок цен на автозаправках. Причем эта проблема сразу же ударила по кошелькам немцев, тогда как о дефиците природного газа и росте котировок на оптовом рынке электричества население ФРГ пока знает в основном из сообщений СМИ.

Ведь немецкие домохозяйства обычно получают электроэнергию по заключенным в различное время годовым или двухгодичным договорам, и пока те не истекут, тарифы не меняются. За газовое отопление жильцы ежемесячно переводят поставщику оговоренную сумму, и если расход увеличился или топливо выросло в цене, то доплачивают разницу по итогам календарного года. Так что «час расплаты» за подорожавшие тепло и свет наступит для большинства жителей ФРГ с временным лагом, через несколько месяцев, а вот на автозаправки многим приходится прямо сейчас заезжать по несколько раз в неделю.

Штаб-квартира ADAC в Мюнхене свидетельствует о финансовых возможностях и авторитете клубаФото: picture-alliance/dpa

Среди причин произошедшего удорожания горючего в новейшем пресс-релизе ADAC выделяются три: высокие мировые цены на сырую нефть, снижение обменного курса евро к доллару и сезонно высокий спрос на дизельное топливо для отопления домов.

Однако в Германии дизельные резервуары в подвалах зданий заливают на зиму каждый год, так что это не может быть решающей причиной исторического рекорда. Курс евро к доллару, действительно, несколько снизился по сравнению с началом лета, но он был приблизительно на этом же уровне и осенью предпандемийного 2019 года. А вот цены на нефть реально сильно выросли — если не до исторических, то до многолетних максимумов. Американские сорта семь лет не стоили так дорого, как на этой неделе, европейский Brent не поднимался до отметки 86 долларов три года, а стабильно держался выше этого уровня до осени 2014 года.

ОПЕК+ сокращает предложение нефти на фоне роста спроса

Сопоставим эти факты с другой новостью последних дней. «Страны ОПЕК+ в сентябре перевыполнили план по сокращению нефтедобычи на 15%», — сообщило агентство «Интерфакс» со ссылкой на источник, знакомый с отчетом организации.

Получается, что страны-экспортеры нефти из картеля ОПЕК вместе с Россией, Казахстаном и Азербайджаном не просто искусственно сдерживают поставки на мировой рынок, но даже дополнительно сокращают объемы добычи. Хотя президент РФ Владимир Путин это и отрицает, когда, выступая 21 октября в Сочи на заседании дискуссионного клуба «Валдай», говорит, что «сегодня страны ОПЕК+ наращивают объемы добычи даже чуть больше, чем договорились это делать».

Ключевые фигуры ОПЕК+: саудовский наследный принц бен Сальман и российский президент ПутинФото: picture alliance/AP Photo/N. Pisarenko

Причем перевыполнение плана по сокращению добычи происходит в условиях глобального роста спроса на энергию из-за начавшегося в большинстве стран экономического подъема и на фоне значительного роста цен на нефть, который дополнительно подогревается взрывным удорожанием другого энергоносителя — природного газа.

Так что одной из ключевых причин нынешней дороговизны горючего на АЗС Германии стало целенаправленное ограничение предложения нефти на мировом рынке. Им занимаются главным образом авторитарные арабские и постсоветские государства, заключившие сделку ОПЕК+, которая является типичным картельным сговором с целью манипулирования ценами.   

В ФРГ не хотели и не хотят дешевой энергии

Однако немалую долю ответственности за дороговизну горючего в Германии несет и правительство ФРГ. Во-первых потому, что примерно две трети тех денег, которые автовладельцы платят на заправках, забирает себе государство. 64% розничной цены бензина, подсчитал ADAC, приходятся на налоги. Это, прежде всего, налог на энергию (Energiesteuer), заменивший в 2006 году налог на нефтепродукты (Mineralölsteuer) в ходе унификации налогового законодательства Евросоюза в сфере энергетики, а также НДС — налог на добавленную стоимость.

Во-вторых потому, что правительство ФРГ целенаправленно стремится сделать горючее для автомобилей и топливо для домов более дорогим. Это связано с уже традиционным немецким и, шире, европейским подходом к энергопотреблению, согласно которому энергоносители не должны быть слишком дешевыми, поскольку иначе не будет стимулов эффективно их использовать и более бережно относиться к природе при разработке их месторождений (которыми Европа не так уж богата).

В Америке с ее огромными расстояниями (и богатыми энергоресурсами) сформировалась иная философия: чем дешевле горючее, тем лучше, поскольку это стимулирует бизнес и потребление, а также мобильность населения. Поэтому в США долго куда меньше внимания уделяли энергосбережению и энергоэффективности, чем в ФРГ и ЕС.

Механизм сертификатов на выбросы CO2 повысил цены на 7-8 евроцентов

Поскольку всемирная борьба против изменения глобального климата и обязательства по Парижскому соглашению потребовали решительного снижения выбросов парниковых газов, парламент ФРГ принял в конце 2019 года разработанный правительством обширный пакет климатических мер, одной из которых стало введение с 1 января 2021 года сертификатов на выбросы CO2 (CO2-Abgabe) для компаний, продающих нефтепродукты и газ владельцам автомобилей и домов.

Берлин, сентябрь 2019. Правительство ФРГ объявляет о программе защиты климата до 2030 годаФото: AFP/A. Schmidt

В результате автозаправки, как и планировалось, переложили эти дополнительные расходы на клиентов, и литр бензина подорожал в этом году на 7 евроцентов, а дизель на 8 центов, подсчитал ADAC. С 1 января 2022 года первоначальная цена тонны CO2 в 25 евро вырастет до 30 евро, из-за чего горючее вновь несколько подорожает, хотя и не так сильно. Однако до 2025 года намечено поэтапное увеличение цены тонны до 50 евро — и, соответственно, удвоение нынешнего размера сбора за выбросы углекислого газа до примерно 15 центов за литр бензина и примерно до 18 центов за дизель.   

Таким образом, удорожание горючего и топлива в Германии является заявленной целью немецких властей и призвано побуждать население экономно расходовать ископаемые энергоносители, а также побыстрее пересаживаться на электромобили и обзаводиться более экономными отопительными системами. Причем разработали и приняли этот закон вовсе не «зеленые», а консерваторы из партии Ангелы Меркель (Angela Merkel) и социал-демократы.

Однако партия «зеленых» вместе с либералами сейчас ведет переговоры с социал-демократами о формировании нового правительства ФРГ. Трудно представить себе, чтобы коалиция этих политических сил, обещавших избирателям непременно сосредоточиться на защите климата, тут же откажется от запущенного механизма CO2-сертификатов. Хотя цены на горючее оказались сейчас явно намного выше, чем планировалось и просчитывалось при его введении.

Население и бизнес Германии призывают временно снизить НДС на горючее

Так можно ли как-то изменить ситуацию? Согласно свежему онлайн-опросу социологического института Civey, оказания государственной поддержки населению из-за дороговизны бензина и дизеля требуют 73% процента жителей ФРГ (20% против), поддерживающие самые разные партии. Лишь среди сторонников «зеленых» голоса разделись почти поровну: 46% за финансовую помощь автомобилистам и 42% против.

Однако бросается в глаза, что как в публичных заявлениях различных общественных и предпринимательских организаций, так и в комментариях немецких СМИ практически не звучат призывы отказаться от механизма CO2-сертификатов. Такой отказ стал бы очень громким поражением в только начавшейся по-настоящему борьбе против изменения климата, которую большинство немецких избирателей, еще раз подчеркнем это, одобряет и ради которой даже готово нести дополнительные расходы. К тому же вырученные государством средства от продажи CO2-сертификатов должны, по идее, пойти на радикальное снижение цен на электричество.

Париж, 20 октября 2021. В столице Франции цены на горючее на 20-30 центов выше, чем в других регионах Фото: LUDOVIC MARIN/AFP/Getty Images

Вместо этого чаще всего предлагается временно снизить НДС на горючее, составляющий 19%. Во второй половине 2020 года правительство ФРГ уже снижало на полгода этот налог на все товары и услуги в качестве антикризисной меры в разгар пандемии. По этому же пути сейчас пошли, к примеру, правительства Италии, Испании и Чехии, тогда как во Франции малообеспеченные домашние хозяйства получат по 100 евро. В качестве других возможных вариантов поддержки немецких автомобилистов предлагается: временно уменьшить налог на энергию, увеличить налоговые льготы тем, кто ездит на работу на автомобиле, или выплатить населению деньгами часть доходов от продажи CO2-сертификатов.

Однако Ангела Меркель вряд ли возьмется со своими министрами за принятие серьезных, принципиальных решений, касающихся налоговой, энергетической и тем самым климатической политики страны. Этим должно будет заняться уже новое правительство ФРГ, а оно приступит к работе не раньше первой недели декабря. Вполне возможно, что его первым серьезным испытанием станет именно решение проблемы дороговизны горючего. 

Смотрите также:

В ФРГ делают ставку на массовые электромобили

To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that supports HTML5 video

 

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Пропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

Как менялись цены на бензин в Казахстане за последние 24 года

Цены на бензин в Казахстане будут только расти, считают эксперты нефтегазовой отрасли. В беседе с LS специалисты поделились своим мнением о том, как будет развиваться рынок горюче-смазочных материалов в стране.

По мнению экономиста Сергея Смирнова, стоимость топлива будет дорожать в основном из-за двух факторов. Первый – создание единого евроазиатского энергетического рынка.

«Цены на бензин будут выравниваться по российским. Не может быть, чтобы к тому времени в Казахстане автомобильное топливо стоило дешевле, чем у соседней страны. Иначе начнут возникать те моменты, на которые наши власти постоянно жалуются, когда их спрашивают, почему на внутреннем рынке дефицит. В министерстве в таких случаях обычно отвечают «он ушел в Россию», — заметил Смирнов.

Вторым фактором собеседник LS назвал оплату кредитов, взятых на модернизацию трех нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Экономист напомнил, что на ремонт заводов были взяты крупные кредиты. Вернуть средства можно только за счет повышения цен на ГСМ.

«Мы видим, что на стоимость топлива цена нефти никак не влияет. Потому что сколько бы ни стоил Brent, топливо дорожает. Что касается того, смогут ли отечественные НПЗ обеспечить страну бензином после модернизации, сильно в этом сомневаюсь. В 2009 году, когда принималась программа, заявлялось, что заводы будут перерабатывать 18 млн тонн нефти. В последний раз говорилось о 17,5 млн тонн. То есть объемы переработки уже сокращены. Сейчас на заводы поступает 14-14,5 млн тонн. Также не решен вопрос, где государство найдет еще 3 млн тонн сырья. Непонятно», — подчеркнул Смирнов.

Он объяснил, что консорциумы, добывающие нефть на Кашагане, Тенгизе, Карачаганаке, в рамках соглашения о разделе продукции не обязаны поставлять сырье на местные заводы и делать этого не будут. Ведь при поставке черного золота за рубеж они возвращают себе НДС, тогда как в Казахстане компании продают нефть по более низкой цене и платят НДС.

«А добыча на наших месторождениях сокращается, что говорит о меньшем количестве сырья для НПЗ. Сейчас, когда наши заводы перерабатывают 14,5 млн тонн, мы импортируем около 1,2 млн тыс. тонн бензина и 400-500 тонн дизеля из России. Поэтому вопрос об импортозамещении остается открытым. Нам нужно пересматривать размах биржевой торговли и, самое главное, менять налоговую политику», — заметил собеседник LS.

Экономист добавил, что заводы модернизируются не только для глубины переработки, но и для повышения экологического класса. Так, с 2018 года в Казахстане будет запрещен бензин ниже класса Евро-5. В 2013 году в страну запретили завозить авто с двигателями ниже класса Евро-4.

«Нам объяснили, что это делается для обновления автопарка. Но если у меня автомобиль на Евро-2 уже много лет, то куда я его дену? Также у нас на заправках нет нормального контроля за качеством топлива. Редко где написано, что на этой АЗС продается топливо класса Евро-4 или Евро-5. Пишется просто АИ-92, АИ-95, АИ-98. Поскольку не запрещено смешивать бензин, то нет гарантии, что я не привожу АИ-92 класса Евро-2 с нашего завода и АИ-92 класса Евро-5 с России, затем смешиваю в одной цистерне и продаю другим», — отметил Смирнов.

Аналогичный прогноз озвучил заместитель генерального директора инвестиционной компании «ФИНАМ» Ярослав Кабаков. Он не исключил, что стоимость ГСМ может снижаться в рамках каких-либо акций на определенный период времени или конкретный вид топлива. Но удорожание будет преобладать.

«Рост цен может происходить по нескольким причинам. Во-первых, в силу стабильного спроса на него со стороны разных групп потребителей. Во-вторых, из-за фискальной нагрузки на отрасль в целом. Причем не только на производителей, но и других ее игроков. Не стоит забывать и о том, что часть топлива в республику доставляется из-за рубежа. Стоимость его производства в других странах и стоимость перевозки также меняется. Рост цен на товары и услуги, которые используют в своей деятельности производители топлива, а также компании, им торгующие, изменение курсов валют, инфляция – все это также будет влиять на конечную стоимость», — пояснил собеседник LS.

Он добавил, что завершение модернизации НПЗ поможет в обеспечении страны. Однако вряд ли Казахстан сразу откажется от импорта. Во-первых, по словам Кабакова, существуют различные договоренности с иностранными поставщиками, имеющие сроки действия, и их надо соблюдать. Во-вторых, потребуется создать новую логистику поставок топлива – с модернизированных НПЗ до АЗС. На этот период импортное топливо может потребоваться.

«Наконец, вряд ли после модернизации НПЗ смогут производить объемы, позволяющие полностью отказаться от иностранного топлива. Так что, скорее всего, его поставки сохранятся, хотя объемы могут постепенно уменьшаться. На полный отказ республики от зарубежных ГСМ может уйти несколько лет. Если говорить о стоимости топлива, то нужно принять во внимание, что модернизация заводов требует серьезных средств, которые нужно возвращать», — заметил Кабаков.

Он добавил, что в таких условиях производители вряд ли пойдут на снижение тарифов. Потому что это будет означать увеличение срока возврата.

«Но и ждать резкого повышения цен на топливо после завершения модернизации также не стоит. Скорее всего бензин будет дорожать постепенно», — заключил он.

В свою очередь директор компании Oil Gas Project Жарас Ахметов добавил, что в прошлые годы, когда цены на бензин падали, они регулировались государством. Сейчас прогнозировать снижение цен на ГСМ сложно.

«С другой стороны, рост стоимости на топливо привел к повышению цен на нефть на внутреннем рынке. Это в свою очередь привело к увеличению поставок на наши НПЗ. От этого вырос объем выпуска нефтепродуктов в Казахстане, что является плюсом», — заметил он и добавил, что наиболее важной причиной удорожания бензина является необходимость сокращения убытков «Разведки Добычи «КазМунайГаз».

Между тем, по прогнозам председателя правления BRB Invest Галима Хусаинова, озвученных в феврале, в текущем году бензин может подорожать на 12%. 

Сегодня на отечественных АЗС АИ-92 продается по 142-143 тенге за литр. Сложно поверить, что когда-то литр этого бензина можно было купить по 1,12 тенге за литр. Редакция LS предлагает посмотреть на то, как менялись цены на ГСМ с момента обретения независимости и что на это влияло.

Девяностые

Добыча нефти в Казахстане в 1992 году составила 25,8 млн тонн, а в 2012 году – 80 млн тонн. Функционировали три НПЗ в Павлодаре, Атырау и Шымкенте. Они переработали в том году около 18 млн тонн.

15 ноября 1993 года в Казахстане ввели свои деньги. Бензин марки А-76 стал продаваться по 1,12 тенге. На среднюю зарплату – 128 тенге – можно было купить 107 литров бензина.

В 1995 году, когда среднемесячный номинальный доход вырос до 4,8 тыс. тенге, А-76 продавался уже по 16 тенге за литр, А-93 стоил 22 тенге. Это около 218-300 литров бензина на одну зарплату.

В 1997 году оплата труда в среднем повысилась до 8,5 тыс. тенге, а ГСМ подорожал до 25 тенге за А-76, и 29 тенге за А-93. В 1998 году топливо подешевело и составило 18 тенге за литр А-76, и 26 тенге за А-93.

В 1999 году в связи с азиатским финансовым кризисом инфляция в Казахстане выросла до 17,8%. Среднемесячные номинальные зарплаты поднялись до 11,8 тыс. тенге, а цены на А-76 достигли 38 тенге за литр. А-93 продавался по 45 тенге. 

 

2000-2014 годы

В 2000 году А-93 продавался по 50 тенге за литр. В отличие от него литр АИ-92 можно было залить за 25 тенге. Номинальный доход одного казахстанца составил 14,3 тыс. тенге.

В 2001 году в Казахстане было зарегистрировано 1,058 млн авто. Потребление находилось на уровне 3,59 млн тонн. Произведено было 1,536 млн тонн бензина и 2,200 млн дизельного топлива.

В 2002 году один литр АИ-92 уже продавался по 45 тенге. В тот год среднемесячная номинальная зарплата составляла 20,3 тыс. тенге.

К 2004 году цены на эту марку выросли до 58 тенге за литр.

С 2003 по 2005 год автопарк вырос на 10% в год. С 2005-2010 – на 25% в год.

В 2009 году в интервью LS управляющий директор по переработке и маркетингу нефти КМГ Данияр Тиесов рассказал, что проблему высокой доли (30%) импортного высокооктанового бензина (АИ-92 и выше) на казахстанском рынке может решить модернизация отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Он раскрыл подробности проектов и суммы, запланированные для реконструкции НПЗ.

Уже через год, в 2010-м, генеральный менеджер КМГ по проектам нефтепереработки и нефтехимии Галимжан Амантурлин пообещал, что после модернизации в 2015 году АНПЗ начнет производить полмиллиона тонн высокооктанового бензина.

В 2011 году Агентство по защите конкуренции РК предложило увеличить акцизы на бензин в Казахстане, а дополнительные средства в результате этого направить на строительство местных дорог. В АЗК отметили, что с начала года до 15% повысились розничные предельные цены на нефтепродукты. Это объясняется необходимостью выравнивания цен с уровнем в России, где стоимость ГСМ на порядок выше, чем в нашей стране. Доля косвенных налогов в литре российского бензина составляет более 50%, в то время как у нас – в среднем 20-25%. 

В июле того же года правительство установило предельные розничные цены на ГСМ в размере 106 тенге за литр АИ-92/93, 80 тенге за АИ-80, 90 тенге за АИ-90. Зарплата была на уровне 91,8 тыс. тенге, или около 86 литров бензина. 

В сентябре бывший премьер-министр Карим Масимов заявил, что Казахстан может полностью покрыть внутреннюю потребность в высокооктановом бензине за счет производства на отечественных НПЗ с конца 2014 года. К этому времени должна была завершиться реконструкция заводов.

В 2012 году бензин уже стоил 110 тенге за литр, а средний доход поднялся до 98,9 тыс. тенге. Это 90 литров. 

В 2013 году Казахстан расположился на 36-м месте по доступности бензина. 

В 2014 году среднегодовая цена АИ-92 достигла 115 тенге за литр, а средний номинальный заработок поднялся до 120,5 тыс. тенге.

Также в этом году цены на бензин выросли на 10% и Казахстан занял 31-е место среди стран Европы по дороговизне данного вида топлива. Глобальное падение цен на нефть в два раза привело к тому, что в 25 странах Европы стоимость топлива существенно снизилась. В странах Таможенного союза и Украине цены, наоборот, поднялись.

В феврале из-за девальвации в Казахстане стали ожидать роста цен на топливо на 15%. Однако Серик Ахметов, возглавлявший тогда кабмин, дал поручение не допускать повышения цен на АИ-92 в течение 1-1,5 месяцев. Он отметил, что в стране запасов бензина хватит на 30-45 дней (244 тыс. тонн). В свою очередь Узакбай Карабалин, занимавший должность вице-министра энергетики, сообщил, что, если сдерживать цены на бензин, после того, как кончатся запасы, возникнет дефицит.

Так, в апреле правительство еще раз повысило предельную розничную цену на дизельное топливо. 5 мая дизель подорожал до 115 тенге и сравнялся по стоимости с АИ-92/93.

Тем временем аналитики Wild Bear Capital спрогнозировали, что к лету цена на АИ-95 может достичь 180 тенге за литр.

17 июля интернет облетела информация со ссылкой на постановление Агентства по регулированию естественных монополий, что бензин может подорожать с 1 августа. Цена АИ-92/93 должна была подняться со 115 тенге до 141 тенге за литр. АИ-80 – с 89 тенге до 122 тенге. Дизельное топливо – до 129 тенге за литр.

На следующий день АРЕМ опубликовало опровержение, в котором говорилось, что «скриншот некоего документа, регламентирующего подорожание ГСМ с 1 августа, скорее всего, подделка. Никакие межведомственные совещания с Агентство регулирования естественных монополий (АРЕМ) и Министерство экономики и бюджетного планирования (МЭБП) по поводу изменения цен на топливо не проводились, увеличение розничных цен на топливо в указанный период не планируется».

В конце июля большинство АЗС начали ограничивать продажу АИ-92 и перешли на талонную систему обслуживания.

30 июля Узакбай Карабалин сообщил, что 1 августа цены на бензин и дизельное топливо останутся прежними и сохранятся до конца месяца.

1 августа стоимость не изменилась. Однако глава топливной ассоциации Болат Ауетаев заявил, что на рынке горюче-смазочных материалов сложилась критическая ситуация из-за дефицита нефтепродуктов.

В середине августа пресс-служба КМГ сообщила, что на нефтебазах страны достаточное количество запасов ГСМ. Ожидаемые поставки нефтепродуктов из России, а также объемы производства местными нефтеперерабатывающими заводами остаются стабильными.

15 августа текущие запасы бензина АИ-92 на нефтебазах составили: в Алматы и Алматинской области – 20,05 тыс. тонн, в Западно-Казахстанской области – 2,427 тыс. тонн, в Костанайской области – 8,946 тыс. тонн.

20 августа заправки Алматы подняли цены на АИ-95, АИ-96, АИ-98 на 4-5 тенге. На следующий день на сайте министерства национальной экономики опубликован официальный приказ, подписанный министром Ерболатом Досаевым, в котором говорилось: «Установить предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен в следующих размерах с учетом НДС:

Дизельное топливо – 115 тенге за литр;
Аи-80 – 89 тенге за литр;
Аи-92/93 – 128 тенге за литр.

СОГЛАСОВАНО: министр энергетики Владимир Школьник«.

22 августа на заправках начал наблюдаться дефицит бензина. Тем временем аналитики Halyk Finance рассчитали, что цена за литр АИ-92 должна быть 170 тенге за литр.

«Такая стоимость обеспечит безубыточность инвестиций в строительство новых мощностей по переработке нефти и решит проблему дефицита топлива», — отметили они.

В сентябре министр энергетики Владимир Школьник признался, что не может гарантировать, что нового повышения цен на бензин не будет. В свою очередь вице-президент по развитию Международного аэропорта Алматы Даулет Мамеков спрогнозировал, что вслед за бензином в стране может вырасти стоимость авиакеросина.

В этом же месяце Карабалин сообщил, что КМГ рассматривает возможность импорта бензина из Азербайджана и Туркменистана. Он отметил, что уже была достигнута договоренность на ввоз 69 тыс. тонн бензина от компании Socar (Азербайджан).

Примечательно, что в этом году казахстанцы задумались, чем выгоднее заправляться в Казахстане: бензином или газом. В 2014 году порядка 15 тыс. казахстанцев установили на своих автомобилях газобаллонное оборудование (ГБО) и перешли на сжиженный газ.

1 ноября Азербайджан отказал Казахстану в продаже бензина. В свою очередь заместитель генерального директора по маркетингу КМГ Ерлан Койбагаров продолжил настаивать на наличие контракта с компанией из этой страны.

2 ноября Минэнерго разместило пресс-релиз, в котором сообщалось, что введение ограничений в Азербайджане не будет иметь негативных последствий для топливного рынка Казахстана.

«В настоящее время с НПЗ России и Беларуси отгружено и находится в пути 37,2 тыс. тонн бензина марки АИ-92/93, которые прибудут в ноябре текущего года. Кроме того, запланировано подписание контрактов на поставку в ноябре текущего года дополнительно бензина марки АИ-92/93 производства Мозырьского и Новополоцкого НПЗ (Беларусь) и ряда российских НПЗ в количестве более 50 тыс. тонн. Данный продукт соответствует требованиям стандарта К3-К5 Технического регламента ТР ТС. В настоящее время на АЗС «КазМунайГаз» реализация бензина марок АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива осуществляется без ограничений», — пояснили в ведомстве.

В конце ноября депутат сената парламента Ляззат Киинов заявил, что если Казахстан будет получать нефть по мировой цене, то бензин АИ-95/96 будет стоить 1,3-1,5 евро за литр, или 350-370 тенге за литр.

1 декабря азербайджанский вопрос был закрыт не в нашу пользу. Минэнерго официально признало, что ждать топлива оттуда не стоит.

8 декабря другой депутат Мухтар Тиникеев написал у себя в Facebook, что с 1 января 2015 года стоимость бензина марки АИ-92 может снизиться с 128 до 115 тенге, дизтоплива – с 115 до 107 тенге.

Его слова на следующий день подтвердил заместитель министра энергетики Узакбай Карабалин. Он добавил, что в будущем цены будут меняться намного чаще. Потому что в Казахстане устанавливается ежемесячное регулирование стоимости ГСМ в соответствии с колебаниями цен на топливо в России.

10 декабря на сайте министерства энергетики опубликован приказ, согласно которому стоимость составила:

— дизельное топливо – 107 тенге за литр;

— АИ-80 – 89 тенге за литр;

АИ-92/93 – 115 тенге за литр.

30 декабря АИ-92 подешевел на шесть тенге до 109 тенге за литр. Средняя номинальная зарплата казахстанца в том году составляла 120,5 тыс. тенге. Теперь жители страны могли заправиться более чем на 100 литров. 

2015 год

Этот год начался со снижения цен, однако во второй половине года стоимость топлива снова поднялась уже до 130 тенге за литр. На среднюю зарплату в 122 тыс. тенге можно было приобрести 94 литра АИ-92.

22 января цены на бензин упали еще на 4 тенге (105 тенге за литр). В феврале снижение продолжилось. Топливо начало продаваться ниже 100 тенге.

Тем временем пресс-служба КМГ сообщила, что Казахстан начнет производить бензин стандарта Евро-5 в 2017 году.  

В апреле сеть АЗС «КазМунайГаз» снизила стоимость дизельного топлива (ДТ) на три тенге – 96 тенге за литр.

В конце мая, к печали казахстанцев, Минэнерго повысило цены на ГСМ до 108 тенге за литр. Директор департамента развития нефтяной промышленности министерства энергетики Куандык Кулмурзин, выступая на пресс-конференции по вопросам ситуации на рынке ГСМ в Астане, уточнил, что, несмотря на увеличение предельной стоимости, государство не заставляет автозаправочные станции поднимать цены. 

Позже первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин во время правительственного часа сообщил о своем недовольстве мини-НПЗ. По его словам они производят недостаточно качественный бензин.

В июне было объявлено, что Казахстан начнет производить бензин стандарта Евро-5 уже к концу года. Планировалось, что инвестиции в производство Евро-5 в Казахстане окупятся за пять лет.

В сентябре отменили регулирование цен на бензин. По словам первого вице-премьера Бакытжана Сагинтаева, причиной для принятия такого решения послужила неспособность отечественных НПЗ самостоятельно обеспечить внутренний рынок топливом, а также переход на плавающий курс тенге. 

«В целях исключения дефицита бензина на АИ-92 и АИ-93 на внутреннем рынке отказаться от государственного регулирования цен на бензин данных марок. Возможно, это повлияет на инфляцию, но, чтобы этого не допустить, мы будем смотреть за поведением рынка. Основные игроки общеизвестны, вы их прекрасно знаете. В случае, если они будут нарушать антимонопольное законодательство, то в отношении них будут применяться меры из-за установления монопольных высоких цен. Мы не будем допускать фактов злоупотребления доминирующим положением на рынке», — прокомментировал он.

При этом Сагинтаев отметил, что цены на дизельное топливо и бензин марки АИ-80, как и раньше, будут регулироваться.

Уже на следующий день почти на всех заправках страны бензин продавался уже от 124 до 129 тенге за литр

В том же месяце Казахстан дополнительно закупил 70 тыс. тонн бензина.

Тем временем министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков сообщил, что вслед за бензином дорожают и продукты.

В тот же период в Казахстане подняли акцизы на бензин. И пока экономисты не понимали, в чем здесь логика, ситуацию объяснил министр национальной экономики Ерболат Досаев. По его словам, это сделали для сокращения маржи производителей.

Тем временем в казахстанских предпринимателей уличили в том, что они незаконно перевозят топливо в Кыргызстан. Только в 2015 году было вывезено из страны около 200 тыс. тонн контрабандных ГСМ.

Напомним, ранее LS публиковал инфографику о том, кто продает бензин Казахстану.

2016 год

Количество авто в этом году достигло 3,924 млн, а потребление – 8,775 млн тонн. В свою очередь заводами было произведено всего 2,9 млн тонн бензина и 4,1 млн тонн дизельного топлива. В этом году казахстанцы узнали, каково покупать АИ-92 за 135 тенге. В 2016 году Казахстан импортировал 424,4 тыс. тонн дизельного топлива на $158,8 млн.

Первый прогноз по удорожанию цен на бензин в Казахстане дал экономист Сергей Смирнов. Он сообщил, что стоимость должна вырасти уже весной.

Однако 15 марта того года КМГ принял решение понизить цены на свое топливо на семь тенге. АИ-92 стал продаваться по 118 тенге.

В июне вице-министр энергетики Магзум Мирзагалиев сообщил, что после модернизации НПЗ (которое теперь начали ожидать к концу 2017 года) производство увеличится до 17,5 млн тонн в год.

Тем временем LS опубликовал инфографику о том, сколько казахстанцы тратят на бензин.

Всего за полгода в Казахстане было произведено 1,5 млн тонн бензина.

В июле Минэнерго опровергло информацию о грядущем повышении цен на бензин и в августе отказалось от регулирования цен на дизельное топливо. Тогда в министерстве национальной экономики приняли решение повысить акцизы на дизельное топливо, чтобы сократить разницу со ставками в России.

Пока министерства объясняли, почему они так поступили, казахстанцы пытались незаконно вывезти из страны 124 тыс. литров бензина.

В октябре цены на бензин уже превысили 130 тенге за литр. А в ноябре министр энергетики Канат Бозумбаев назвал примерную стоимость бензина до конца 2016 года. По его словам стоимость могла вырасти до 135 тенге за литр. В подтверждение его слов, в декабре АИ-92 стал продаваться уже по 133 тенге за литр. На зарплату в 143,6 тыс. тенге можно было приобрести 111 литров. 

Между тем в конце этого года начал продаваться бензин стандарта Евро-5.

Тем временем, в Казахстане уже заговорили об авто на электрической тяге. Тогда президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей Лаврентьев спрогнозировал, что электрокары будут дешевле бензиновых авто в 2025 году.

2017 год

В этом году цена АИ-92 превысила отметку 140 тенге за литр, а в правительстве объявили, что закончат ремонт НПЗ уже до конца года.

В первый раз бензин подорожал в феврале, составив 139 тенге за литр АИ-92. Канат Бозумбаев сказал, что на рост цен повлияло изменение курса тенге к рублю. В том же месяце стоимость сырья менялась еще два раза и наконец достигла 140 тенге за литр АИ-92. Пока топливо дорожало, в Казахстане увеличилось количество автомобилей на газе и составило 111,4 тыс. (в 2016 году).

Тем временем LS опубликовал видеоинфографику о том, как отличаются цены на бензин в Казахстане и в мире.

В марте цены на топливо были подняты в четвертый раз. С тех пор АИ-92 можно приобрести за 142 тенге за литр. АИ-95 стал продаваться по 155 тенге за литр. АИ-98 вырос до 168 тенге за литр. АИ-98 Prime превысил 170 тенге. Средняя номинальная зарплата казахстанцев составила 143 тыс. тенге. Таким образом возможности казахстанцев по покупке бензина на 7% меньше, чем в 1993 году.

Весной Минэнерго разработало план для обеспечения НПЗ нефтью и механизм приватизации НПЗ.  В апреле казахстанское правительство подготовило приказ о возобновлении работы малых НПЗ. Эти меры должны покрыть Казахстан топливом.

В I квартале 2017 года обеспеченность бензином в Казахстане составила 80,9% при плане 68%.

В июне выросли цены на дизельное топливо. По информации министерства энергетики рекомендованная цена для сельского хозяйства составила 130 тыс. тенге за тонну. В КМГ отметили, что рост цен на ГСМ произойдет из-за повышения акциза на топливо с 1 июня.

«По информации компании, с 1 июня этого года акцизная ставка на реализацию дизтоплива стает 9300 тенге за тонну. Рост оптовой цены только за счёт подорожания акциза составит приблизительно 7,3 тенге за литр, что скажется и на стоимости горючего на АЗС», — указано в сообщении компании.

Между тем министр энергетики Канат Бозумбаев отметил, что снижение цен на бензин приведет к его дефициту. Видимо поэтому казахстанцам не нужно ожидать удешевления ни в этом, ни в следующем году.  

Отметим, на сегодня все еще не завершена модернизация всех отечественных НПЗ и пока рынок не может полностью обеспечиваться за счет отечественных заводов.

Факт № 915: 7 марта 2016 г. Средняя историческая годовая цена на бензиновый насос, 1929–2015 гг.

Управление транспортных технологий

ПОДПИСАТЬСЯ на новости недели

С поправкой на инфляцию среднегодовая цена на бензин сильно колебалась, а в последнее время она то резко росла, то падала. Эффект эмбарго США на поставки нефти из Ирана можно увидеть в начале 1980-х годов, когда цена на бензин достигла пика в 1982 году. С 2002 по 2008 год цена на бензин существенно выросла, но затем резко упала в 2009 году.во время экономического спада. В 2012 году цены достигли самого высокого уровня за восьмидесятилетний период как в текущих, так и в постоянных долларах, но после этого началось резкое снижение. В постоянном долларовом выражении цена бензина в 2015 году была всего на семь центов выше, чем в 1929 году.

  • Цена указана за обычный этилированный бензин до 1990 и после этого для обычного неэтилированного бензина.
  • Текущие доллары без поправки на инфляцию; постоянные доллары 2015 года скорректированы с учетом инфляции, чтобы можно было провести сравнение покупательной способности по годам. Постоянные доллары, рассчитанные с использованием индекса инфляции валового внутреннего продукта (ВВП).
  • Факт № 915 Набор данных

    Вспомогательная информация
    042030

    041 1.46
    Средняя историческая годовая цена на бензин, 1929-2015
    Год Розничная цена на бензин
    (Current dollars/gallon)
    Retail Gasoline Price
    (Constant 2015 dollars/gallon)
    1929 0.21 2.38
    1930 0.20 2.30
    1931 0.17 2,18
    1932 0,18 2,61
    1933 0,18 2,66
    2,66
    2,66
    1935 0. 19 2.62
    1936 0.19 2.67
    1937 0.20 2.63
    1938 0.20 2.64
    1939 0.19 2.56
    1940 0.18 2.49
    1941 0.19 2.43
    1942 0.20 2.39
    1943 0.21 2.30
    1944 0.21 2.25
    1945 0.21 2.19
    1946 0.21 1.96
    1947 0.23 1.97
    1948 0.26 2.09
    1949 0.27 2.17
    1950 0.27 2.14
    1951 0. 27 2.03
    1952 0.27 2.01
    1953 0.29 2.08
    1954 0,29 2,08
    1955 0,29 2,05
    1956 0,30 2,049 0,30 2,049 2 0,30 2,04192 0,30 2,04192 0,30 2,04192 0,30 2,041 0,30
    1957 0.31 2.05
    1958 0.30 1.96
    1959 0.31 1.94
    1960 0.31 1.95
    1961 0.31 1.91
    1962 0.31 1.88
    1963 0.30 1.84
    1964 0. 30 1.82
    1965 0.31 1.83
    1966 0.32 1.83
    1967 0.33 1.84
    1968 0.34 1.79
    1969 0.35 1.77
    1970 0.36 1.72
    1971 0.36 1.67
    1972 0.36 1.59
    1973 0.39 1.62
    1974 0.53 2.03
    1975 0.57 1.98
    1976 0.59 1.96
    1977 0.62 1.94
    1978 0.63 1.83
    1979 0.86 2.31
    1980 1. 19 2.95
    1981 1.31 2.97
    1982 1.22 2.60
    1983 1.16 2.37
    1984 1,13 2,23
    1985 1,12 2.14
    1986 0.86
    1986 0.86
    1986 0.86.0041 1.61
    1987 0.90 1.64
    1988 0.90 1.59
    1989 1.00 1.70
    1990 1.15 1.89
    1991 1.14 1.81
    1992 1.13 1.75
    1993 1.11 1.68
    1994 1.11 1.65
    1995 1. 15 1.67
    1996 1.23 1.76
    1997 1.23 1.74
    1998 1.06 1,47
    1999 1,17 1,60
    2000 1,51 2.02
    200192

    2,02
    200192

    2,02
    200192

    2,02
    200192

    2,02
    20042

    2
    1.91
    2002 1.36 1.75
    2003 1.59 2.01
    2004 1.88 2.32
    2005 2.30 2.74
    2006 2,59 3.00
    2007 2,80 3.16
    2008 3.27
    2008 3,27
    2008 3,27
    2008 3,27
    2008 3,16
    2008 3,16
    0042
    2009 2. 35 2.58
    2010 2.79 3.02
    2011 3.53 3.75
    2012 3.64 3.80
    2013 3.53 3.62
    2014 3.37 3.40
    2015 2.45 2.45

    Источники:
    Управление энергетической информации, Monthly Energy Review, Таблица 9.4.

    Министерство торговли США, Бюро экономического анализа, счета национального дохода и продукта, таблица 1.1.9. Неявные дефляторы цен для валового внутреннего продукта, февраль 2016 г.

    Возврат к 2016 г.

    Розничные цены на бензин всех марок

    Розничные цены на бензин всех марок

    На этой странице используется JavaScipt

    • Пожалуйста, используйте Internet Explorer 3+ или Netscape Navigator 3+
    • Убедитесь, что в вашем браузере включен JavaScript
    Еженедельные розничные цены на бензин и дизельное топливо
    (в долларах за галлон, включая налоги)
    Продукт: Бензин — все сорта
    Все марки — обычные площади
    Все марки — переформулированные области
    Обычный
    Обычные — обычные районы
    Регулярные — переформулированные области
    Средний уровень
    Средний класс — обычные зоны
    Средний уровень — переформулированные области
    Премиум
    Премиум — Обычные зоны
    Премиум — переформулированные области
    Дизель — все типы
    Дизельное топливо со сверхнизким содержанием серы
    Дизельное топливо с низким содержанием серы

    Период: Еженедельно
    Ежемесячно
    Ежегодный

     Показать данные по:
    Продукт Район
    22 июня 22 июля 22 августа 22 сентября 22 октября 22 ноября Просмотр
    История
    5. 032 4,668 4.087 3,817 3,935 3,799 1993-2022
    Восточное побережье (PADD1)
    4,852 4.501 3,979 3,598 3,564 3,650 1993-2022
    Новая Англия (PADD 1A)
    5.048 4,748 4.302 3,753 3,670 3,904 1993-2022
    Центральная Атлантика (PADD 1B)
    5.015 4.720 4.271 3.806 3,798 3,952 1993-2022
    Нижняя Атлантика (PADD 1C)
    4,697 4,295 3,709 3,425 3,383 3,394 1993-2022
    Средний Запад (PADD 2)
    4,948 4,567 3,881 3,660 3,814 3,660 1993-2022
    Побережье Мексиканского залива (PADD 3)
    4. 650 4.173 3,566 3.241 3.300 3,149 1993-2022
    Скалистая гора (PADD 4)
    5.013 4,978 4.361 4.019 3,986 3,774 1993-2022
    Западное побережье (PADD 5)
    5,925 5,588 5.051 5.018 5,522 4,923 1993-2022
    Западное побережье без Калифорнии
    5.469 5.208 4,697 4,566 5.037 4,609 1998-2022
    Штаты
    gif»>              
    Калифорния
    6.294 5,897 5.333 5,375 5.905 5.173 2000-2022
    Колорадо
    4,926 4,876 4.089 3,708 3,681 3.430 2000-2022
    Флорида
    4.809 4.339 3,722 3,473 3,346 3,497 2003-2022
    Массачусетс
    5. 074 4.728 4.346 3,826 3.700 3,912 2003-2022
    Миннесота
    4,749 4,585 3,975 3,715 3,741 3,538 2000-2022
    Нью-Йорк
    4,954 4,696 4,276 3,794 3.700 3,874 2000-2022
    4,956 4,478 3,705 3,584 3,818 3,740 2003-2022
    4,670 4.144 3,535 3,194 3.230 3,065 2000-2022
    Вашингтон
    5. 440 5,238 4.789 4,644 5.093 4,655 2003-2022
    Города
                 
    Бостон
    5.104 4,794 4.410 3,871 3,721 3,938 2003-2022
    Чикаго
    5,822 5.433 4.706 4. 317 4.509 4.326 2000-2022
    Кливленд
    5.011 4.471 3,742 3,626 3.802 3,670 2003-2022
    Денвер
    4,927 4.841 4.035 3,691 3,648 3,368 2000-2022
    Хьюстон
    4,652 4.190 3,573 3,153 3,199 3.070 2000-2022
    Лос-Анджелес
    6.257 5,874 5,273 5. 324 5.860 5.142 2000-2022
    4,894 4,468 3,860 3,563 3,418 3,548 2003-2022
    Нью-Йорк
    5.027 4,684 4.180 3,664 3,668 3,897 2000-2022
    Сан-Франциско
    6.416 6.001 5,537 5,553 6.016 5.197 2000-2022
    Сиэтл
    5,581 5.337 4,943 4.811 5.324 4,894 2003-2022
    — = данные не сообщаются;
    — = не применимо;
    NA = недоступно;
    W = Скрыто, чтобы избежать раскрытия данных отдельных компаний.
    Примечания:
    Традиционная область – это любая область, в которой не требуется продажа риформинг-бензина. На данном участке могут реализовываться все виды готовых автомобильных бензинов. Зона RFG — это зона недостижения озона, определенная Агентством по охране окружающей среды США (EPA), которая требует использования реформулированного бензина. Мы прекратили публиковать цены на дорожное дизельное топливо с низким содержанием серы (LSD) на уровне США 8 декабря 2008 г., поскольку из-за правил Агентства по охране окружающей среды США (EPA) дизельное топливо продавалось меньшим количеством станций. Мы продолжали собирать данные о ценах на ЛСД в торговых точках и включали их в среднюю цену на дизельное топливо всех типов до 26 июля 2010 г., когда больше ни одна торговая точка не сообщала о продажах ЛСД. Начиная с 26 июля 2010 г., публикация цен на дизельное топливо со сверхнизким содержанием серы (ULSD) полностью представлена ​​средней ценой на дизельное топливо всех типов. По состоянию на 1 декабря 2010 г. (1 сентября 2006 г. в Калифорнии) любое продаваемое автомобильное дизельное топливо соответствует стандарту ULSD в соответствии с требованиями EPA для дорожного дизельного топлива. Мы не собирали еженедельные данные о розничных продажах автомобильного бензина в период с 10 по 19 декабря.90 и 14 января 1991 г. Среднемесячные и годовые средние значения представляют собой простые средние значения недельных данных. Для месяцев и лет с неполными еженедельными рядами данных среднемесячные и/или годовые значения недоступны. 14 мая 2018 г. мы внесли изменения в статистическую методологию, чтобы повысить точность расчетов недельных розничных цен на бензин. В результате этих изменений в статистической методологии опубликованные оценки розничных продаж бензина на 14 мая 2018 г. нельзя напрямую сравнивать с оценками, опубликованными на 7 мая 2018 г. 13 июня 2022 г. мы внесли изменения в статистическую методологию, чтобы повысить точность еженедельные оценки розничных цен на автомобильное дизельное топливо.

    Leave a Reply