Санкции в автопроме: Автопром в период санкций: в каком направлении движется отрасль

Эксперты предрекли кризис мирового автопрома из-за ситуации с Украиной. Ответные санкции могут негативно повлиять на выпуск машин во всем мире :: Autonews

Последствия новых санкций против российской экономики, которые введут на фоне военной операции на Украине, могут оказать существенное негативное влияние на весь мировой автопром. Об этом пишет NBC News.

«Россия — крупнейший мировой поставщик сразу нескольких важных металлов, в том числе никеля и палладия, которые широко используют в автомобильной индустрии», — подчеркнуто в материале. К примеру, никель необходим для изготовления литий-ионных батарей для электромобилей, а палладий применяют в каталитических нейтрализаторах, которые устанавливают на бензиновые и дизельные моторы.

adv.rbc.ru

«Если президент России Владимир Путин введет ответные санкции против Запада и ограничит поставки палладия, то автопроизводителям придется искать альтернативных поставщиков. В противном случае они не смогут выпускать машины с двигателями внутреннего сгорания», — пояснил главный автомобильный аналитик компании Guidehouse Insights Сэм Абуэльсамид.

Значительное количество палладия производят также ЮАР и Зимбабве, однако цены на металл в последнее время непрерывно растут. К примеру, в середине декабря 2021 года одна унция палладия стоила $1,6 тыс., однако в среду, 23 февраля, «еще до пересечения российскими войсками границы Украины», они выросли до $2,4 тыс. за унцию. Подорожание металла может напрямую воздействовать на стоимость новых автомобилей в США, которые могут прибавить в цене в среднем $200.

Что касается никеля, то его дефицит поставит под угрозу планы правительства США по полному отказу от бензиновых машин и их замене электрокарами к 2035 году. 

Кроме того, NBC News пишет, что у России значительная производственная база, включая заводы зарубежных компаний: Volkswagen, Toyota и Stellantis. Они могут столкнуться со значительными трудностями в производстве, поскольку около четверти (25%) всех комплектующих приходит из-за рубежа.

Ранее стало известно, что концерн Stellantis, который был образован в результате слияния итало-американской Fiat Chrysler Automobiles (FCA) и французской PSA Group, может перенести производство из России на фоне ситуации с Украиной. На данный момент концерн выпускает на территории страны ряд легких коммерческих автомобилей, а также двигатели и трансмиссии. Часть машин и агрегатов отправляют за рубеж — в том числе в Западную Европу и Северную Африку.

«Если реальность будет такова, что мы не сможем осуществлять поставки на завод, мы будем вынуждены либо перенести производство на другие заводы, либо ограничить его», — объяснил глава Stellantis Карлос Таварес.

Как рассказал Autonews.ru руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, падение курса рубля и возможные санкции из-за военной операции на Украине могут иметь серьезные последствия для российского авторынка. Эксперт предположил, что помимо резкого скачка цен на новые машины, не исключен также уход некоторых международных автомобильных концернов. Если это произойдет, то российский авторынок продолжит свое перераспределение в сторону Южной Кореи и Китая.

При этом представители нескольких крупных компаний в анонимном разговоре с Autonews. ru заявили, что о полном уходе с рынка говорить пока рано. На данный момент главная задача заключается в том, чтобы удержать от резкого скачка цены на продукцию.

Опыт работы под санкциями: что ждет российский авторынок

© Валерий Шарифулин/ТАСС

Автопром одним из первых почувствовал на себе последствия недавно введенных в отношении РФ, ее компаний, банков и отдельных лиц санкций: зарубежные автопроизводители одни за другим объявляют о приостановке работы в России. Наряду с политическими причинами часто звучат и слова о серьезных проблемах с логистикой, о дефиците комплектующих, которые дали о себе знать особенно остро с приходом пандемии COVID-19.

Хроника объявленного ухода

Лично я отсчет по влиянию последних санкций начал с того момента, когда министр финансов Германии Кристиан Линднер заявил о необходимости практически полностью прекратить бизнес с Россией. Буквально на следующий день компании BMW, Mercedes-Benz и те, кто входит в группу WAG (Volkswagen, Porsche, Audi, Skoda), объявили о прекращении отгрузки автомобилей в РФ. Однако, по последним данным, почти все заводы, которые производят машины этих марок в РФ, все еще работают (у трех немецких автогигантов в России имеется четыре сборочных площадки). Возможно, какие-то дополнительные решения будут приняты в ближайшие дни.

Читайте также

Jaguar Land Rover заявила о приостановке отгрузки автомобилей в Россию

Тем временем объявили о «временной приостановке продаж» в РФ и в представительстве британской компании Jaguar Land Rover.

Следом выступил концерн Daimler AG (производитель коммерческой техники Mercedes) с заявлением, что, поскольку КамАЗ помимо грузовиков и автобусов производит и военную технику, то он вынужден прекратить отношения с российским предприятием. Грузовики немецкой марки в Набережных Челнах больше собирать не будут. При этом нет какой-либо информации о планах выхода Daimler из капитала КамАЗа — у немцев 15% акций и множество совместных проектов. В их числе — кабины серии К4 от модели Mercedes Axor; двигатели, которыми комплектуются множество моделей (инвестиции немецкой стороны только в эти два проекта составляют более €100 млн). Также германский концерн поставляет широкую номенклатуру компонентов на КамАЗ. Соответственно, выход из проектов и капитала предприятия — вопрос очень болезненный и для немцев. Думаю, поэтому в этой сфере вопроса пока тишина.  

У КамАЗа и с другими фирмами из ФРГ имеется несколько общих бизнесов. Так, в Набережных Челнах с 2005 года работает совместное предприятие с компанией ZF Friedrichshafen («ЦФ КАМА»), где собирают ряд моделей коробок передач для камских грузовиков; с Knorr-Bremse Systeme («Кнорр-Бремзе КАМА») выпускает тормозные системы. Есть несколько общих предприятий и с американскими фирмами. Например, с Cummins (двигатели) и Federal Mogul (поршневые группы) — эти проекты тоже рискуют пострадать, но пока каких-либо заявлений не слышно.

Тем не менее, как говорится, надейся на лучшее, а готовься к худшему. Думаю, что у КамАЗа в запасе имеется план Б на случай ухода тех или иных компаний. По многим немецким и американским компонентам завод сможет найти (или уже нашел) аналоги в других странах. Прежде всего — в КНР. Такой опыт уже есть у Горьковского автозавода, который вот уже который год работает под санкциями и не только удерживает свою долю на рынке коммерческих автомобилей, но и представляет новые модели.

КамАЗ точно выдержит, даже в условиях самых жестких санкций. Разве что, как я предполагаю, на какое-то время будет вынужден отказаться от амбициозных проектов. Например, серьезно скорректировать проекты по производству электробусов и автобусов на водородных топливных элементах — как минимум по срокам. И дело не в том, что в той же КНР нельзя найти необходимые компоненты — можно. Причем многие детали уже выпускают и в России. Просто для подобных проектов требуются огромные деньги (свои, государственные или заимствованные), а их в ближайшее время будут явно направлять на другие нужды. Уместно будет сказать, что автомобильным заводам (и КамАЗу тоже) придется жить в режиме достаточно жесткой экономии.  

Читайте также

Стоимость бензина в Великобритании достигла исторического максимума

Вслед за Daimler о приостановке продаж в России объявили шведские компании Volvo Cars (легковые автомобили), AB Volvo (грузовая и строительная техника) и Scania (грузовики). При этом неприятным фактом является то, что принято решение об остановке на неопределенное время завода Volvo в Калуге, где производили грузовые автомобили для российского рынка.

Американский концерн General Motors также сообщил о приостановке экспорта своих авто в Россию. В GM ссылаются на «ряд внешних факторов, не зависящих от компании», которые стали причиной логистических проблем. И, естественно, в GM продолжают оценивать «последствия санкций, объявленных правительством США, а также более широкие экономические факторы, включая факторы безопасности». То есть новых Cadillac и Chevrolet (американской сборки) в ближайшее время у дилеров будет не найти. Не очень понятна судьба бюджетной линейки Chevrolet — завозят к нам с узбекского предприятия. Их продавали в отдельной дилерской сети и обещали расширить ассортимент с трех моделей до четырех-пяти в ближайшее время. Пока поставки идут в плановом режиме.

Любопытно, но ни одна из упомянутых иностранных компаний пока не объявила ни о закрытии российских офисов, ни об окончательном уходе из нашей страны. Правда, настроения у сотрудников, честно говоря, довольно упаднические.

Кто весомее

Россия до сих пор считалась одним из самых перспективных автомобильных рынков в мире — в начале прошлого десятилетия он стабильно занимал второе место в Европе. Например, в 2012 году у нас было продано 2,8 млн легковых автомобилей и мы уступали лишь Германии. Но, надо отметить, начиная с 2015 года цифры продаж существенно уменьшились. В 2021 году россияне купили 1,67 млн автомобилей. Хотя предполагаю, что взяли бы и больше, но помешал дефицит, вызванный последствиями COVID-19 по всему миру. Причем показатель прошлого года все же больше, чем во Франции или Англии, — пятое место в Европе.

Читайте также

Дефицит на рынке автомобилей: с чем связан и когда кончится

Главные игроки на нашем рынке сейчас: корейский концерн Hyundai/Kia — в 2021 году продал 378 тыс. авто, российский АвтоВАЗ — 351 тыс. и альянс Renault — Nissan — Mitsubishi — 213 тыс. (Lada вместе с заводом входит в альянс, Renault владеет двумя третями акций АвтоВАЗа). Среди немецких производителей впереди группа Volkswagen с проданными 198 тыс. автомобилей. А дальше — Toyota с 117 тыс. авто.

Здесь необходимо остановиться, чтобы четче понять, что означает каждая из этих компаний для нашего рынка и что наш рынок — для них. Так, Toyota занимает немалые 7% российского рынка, но в мировых масштабах на нашу долю приходится всего 1,2%. Volkswagen на рынке РФ — это 12%, но Россия для VW — это только 2% мировых продаж. Hyundai/Kia вместе составляют 22,6% рынка РФ, а в мировом масштабе наша страна закупает 5,7% от всего, что производят эти две корейские компании (существенно!). Схожая ситуация и с Renault — 8% российского рынка и 4,4% всех продаж компании. Таким образом, согласно данным исследования руководителя немецкого Center of Automotive Management (CAM) доктора Штефана Братцеля, в случае ухода из России именно Hyundai/Kia и Renault— Nissan — Mitsubishi пострадают больше всех. Можно предположить, что эти концерны будут работать у нас, что называется, до последнего. К тому же именно они (наряду с VW) больше остальных вложились в производство в России.

По мнению профессора Братцеля, санкции в первую очередь приведут к еще более существенному нарушению цепочек поставок для российских производств. В некоторых случаях это способно привести к остановкам сборочных конвейеров, а значит, необходимо искать замену деталей, которые выпадают из системы. Тем не менее европейский автопром не останется в стороне — также ощутит последствия от санкций, в частности в связи с ростом цен на электроэнергию и нефть.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

Стоит сказать, что ни одна страна в мире не выпускает все 100% комплектующих, необходимых для производства автомобилей. Это просто невыгодно. Существует мировая система кооперации.

Так, практически в любом российском автомобиле от 10 до 50% комплектующих — импортные. Стоит добавить и нынешнее колебание курса рубля. На фоне этого Минпромторг РФ заявил, что готовит некую помощь автокомпаниям — нельзя допустить, чтобы люди остались без работы. Санкции и ряд других обстоятельств заставляют и самих автопроизводителей искать выход из ситуации.

Читайте также

Авторынок на перепутье: положительные тенденции и падение продаж новых авто

На АвтоВАЗе, например, давно трудятся над расширением сети поставщиков компонентов. На этой неделе работа сборочных линий была возобновлена в полном объеме. Конвейеры ГАЗа также работают в обычном режиме, подчеркнули мне в пресс-службе компании. У них уже накопился опыт по действиям в условиях санкций, удалось установить тесные контакты с альтернативными поставщиками, в первую очередь из Китая. Видимо, в КНР, Турции или Малайзии будут искать (а может, уже и нашли) поставщиков и для АвтоВАЗа. Это особенно важно, ведь сейчас поставки компонентов из Румынии организованы через восточноевропейские страны, которые крайне придирчиво относятся к грузам для российских предприятий.

При этом эксперты сходятся во мнении, что в любом случае завод в Тольятти может без проблем выпускать самые простые, но надежные автомобили — Lada Niva Legend и Niva Travel. В них практически нет импортных комплектующих. По некоторым моим сведениям, ряд зарубежных компаний рассматривает возможности поставки в РФ своих автомобилей, но уже под другими брендами. Это все же бизнес…

Без увиливаний скажу, что в сложившейся ситуации большая надежда возлагается на производителей из Китая — как по поставке качественных комплектующих, так и по продаже готовых авто. За последние несколько лет китайские автоконцерны совершили существенный рывок, и на нашем рынке представлено несколько интересных моделей — современных, экономичных и доступных. Буквально за год китайские компании сумели увеличить свою долю на нашем рынке почти в 2,5 раза (на фоне дефицита многих моделей из Европы и Кореи). И отступать с новых позиций ведущие китайские компании — Haval, Chery, Geely — явно не намерены, а возможно, еще и занять на рынке доли тех концернов, которые могут уйти.

Правда, сейчас все словно взяли паузу — притормозили поставки машин дилерам (хотя на складах они есть). Но обещают, что это ненадолго. В российском представительстве Chery, например, мне сказали, что компания продолжает работать в штатном режиме, счета дилерам на новые машины пока не выставляют, так как ждут стабилизации колебания курса рубля, чтобы определить новые цены (обещают, что они не будут пугающими).

Завод Haval в Тульской области работает в обычном режиме, без перебоев и остановок. Хотя из-за колебаний курса тоже принято решение приостановить отгрузку новых автомобилей в дилерские центры — до тех пор, пока ситуация не станет более стабильной, уточнили в пресс-службе компании. Продажи приостановили и иные производители, не только из КНР — все рассчитывают новые цены.  

Да, возможно, рынок новых машин в этом году ужмется, моделей станет меньше, вероятно, цены вырастут. Но выпуск и продажа не остановятся вовсе, на дорогах будут появляться самые разные автомобили — от традиционных отечественных марок до зарубежных. И что точно, как было ожидаемо и до введения последних пакетов санкций, в России будет все больше новых китайских автомобилей.  

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru

Теги:

Санкции в отношении России

«Возвращение бандитизма»: российский автопром не выдерживает санкций | Россия

Сердце Эльдара Гаджиева упало, когда однажды в апреле он услышал урчание двигателя своей «Шкоды». Гаджиев, у которого есть парк из четырех автомобилей, которые он сдает в аренду в качестве такси в Москве, знал, что это было ужасное и дорогое время для поломки.

Цены на запчасти, если их вообще можно было найти, вышли из-под контроля с тех пор, как два месяца назад Владимир Путин отдал приказ о вторжении в Украину. «Я понял, что нахожусь в плохой ситуации, — сказал он. «Я подумал: ремонт будет стоить столько же, сколько и машина».

Торговцы бесполезны, сказал он. В магазине автозапчастей ему сказали, что список ожидания растянулся на месяцы, и он не может дождаться, когда починит свой автомобиль.

Итак, он попытался опубликовать сообщение в общедоступном чате. По его словам, именно тогда его телефон начал «взорваться». Он получил десятки звонков, некоторые от грубых «дилеров», которые предлагали встретиться или давали ему расплывчатые обещания достать нужные детали.

— Это сплошные домыслы, — сказал он. «Запчастей больше нет. Так что либо цены завышены, можно машину почти [выбросить], либо вы думаете: это незаконно?»

Он подозревал, что многие детали, которые ему предлагали, были украдены. «Это возвращение бандитизма», — добавил он.

Немногие отрасли российской экономики испытывают на себе почти полную изоляцию страны больше, чем автомобильная промышленность, где не хватает запчастей для новых и подержанных автомобилей.

Гаджиев сказал, что в итоге заплатил за ремонт в восемь раз больше, чем раньше. Другие говорят, что цены подскочили в десять раз.

Алексей Атапов, владелец авторемонтной фирмы, сказал: «У нас довольно плачевная ситуация с ремонтом и обслуживанием автомобилей в Москве. Центральные склады закрылись в конце февраля, и даже пришедшие кастомные детали нам не отдали. Вернули деньги и забрали все запчасти за границу.

«Из-за таких скачков скорости они просто прекратили всю деятельность. Центральные склады – наше все. Через две недели после 24 февраля [дня вторжения] спекуляция автомобильными запчастями достигла своего пика. То, что будет стоить 900 рублей (12,50 фунтов стерлингов), будет стоить 7000-7500 рублей. Оригинальное автомобильное масло будет стоить 12 000 вместо 1 200».

В то время как российское правительство продвигает свою политику импортозамещения и «параллельного импорта», которая позволяет импортерам игнорировать запреты на отправку запасных частей в Россию, план только начинает действовать, и предложение вряд ли когда-нибудь достигнет спроса скоро, говорят аналитики. Между тем, неофициальные данные свидетельствуют о том, что рынок наводняют контрафактные и украденные детали.

Рынок стремится адаптироваться. Компания Wildberries, российский онлайн-ритейлер, добавила автомобильные запчасти, включая двигатели, топливные системы, трансмиссии, детали шасси и другие.

Но на данный момент участники рынка говорят, что запасы исчерпаны. «Все запасные закончились очень быстро», — сказал Атапов.

Дефицит коснется и новых автомобилей. АвтоВАЗ, крупнейший российский автопроизводитель, объявил о дополнительной неделе отпуска для рабочих из-за нехватки иностранных запчастей, в частности полупроводников. Продажи автомобилей в России в мае упали на 83,5%, сообщила в понедельник Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), а цены на новые автомобили выросли в среднем на 50%.

Новые Lada Granta, выпускаемые АвтоВАЗом, не будут иметь ключевых функций безопасности, включая антиблокировочную систему тормозов и подушки безопасности, а также системы ограничения выбросов и системы спутниковой навигации.

Ситуация может быть еще более тревожной в российской авиационной отрасли, где авиакомпании каннибализируют свой парк на запчасти, ища любые новые источники импорта, которые они могут найти.

«Основная проблема в том, что сервисные компании, фирмы, которые обслуживают и сертифицируют Airbus и Boeing и выдают документы, позволяющие самолетам летать в Европу, больше не имеют права выдавать эти документы», — сказал один из руководителей Сухой Суперджет. «Мы начали разбирать некоторые самолеты, используя части нескольких старых, чтобы поддерживать в рабочем состоянии новые».

Один пилот, который регулярно летал на промежуточных рейсах в Великобританию и другие европейские направления для своей авиакомпании, написал, что ситуация «хреновая», добавив, что, по его мнению, его компания игнорирует вопросы безопасности, регулярно поднимаемые пилотами.

«Решение — либо параллельный импорт, либо правительству придется быстро строить российские самолеты», — сказал менеджер «Сухого». «Я даю российской авиационной промышленности один год, если ничего не изменится».

Максим Пырков, пилот российской авиакомпании Nordwind Airlines, опубликовал фотографию из московского аэропорта Шереметьево, на которой запечатлены недавно арендованные самолеты Boeing 777, припаркованные на взлетно-посадочной полосе «в ожидании лучших времен, если они, конечно, наступят».

Он писал: «По моей информации, у некоторых [российских] авиакомпаний на складах хватает колес и колодок еще максимум на месяц. Похоже, нам придется искать выход на черный рынок запчастей. Эй, китаец! Сюда!»

bne IntelliNews — Санкции остановили автомобильный рынок России

В июне 2021 года Volkswagen был пятым по популярности автомобильным брендом в России. Она продавала десятки тысяч новых автомобилей в месяц, и будущее выглядело радужным. Перенесемся на год вперед, и появятся сообщения о том, что немецкий автогигант намерен продать свой завод по сборке автомобилей в городе Калуга на западе России.

Наряду с большинством других крупных автопроизводителей Volkswagen объявил, что производство на его российских предприятиях будет приостановлено в марте 2022 года. Западные санкции, введенные после вторжения на Украину, затормозили производство автомобилей в России, лишив производителей инструментов и материалов, необходимых для конвейер.

К маю только два из 20 автомобильных заводов России продолжали работать, да и то с резко сниженной мощностью. Спутниковые снимки новой автомобильной стоянки за заводом Ford в Санкт-Петербурге показали, что в июле она была совершенно пустой.

Если сообщения верны, Volkswagen пойдет по стопам множества других западных автопроизводителей, которые решили, что трудности с поиском запчастей в сочетании с сокращением внутреннего спроса и репутационным ущербом от продолжения бизнеса в обычном режиме заставили работать в России. невыполнимо. Источники, на которые ссылается Reuters, говорят, что казахстанская «Азия Авто» может приобрести завод Volkswagen в Калуге, на котором работает около 4200 человек.

Спица и колесо

Потенциальная продажа Volkswagen — знаковый момент для российского автопрома, но для отраслевых экспертов это не стало неожиданностью. Это следствие системной уязвимости российской модели производства автомобилей, из-за которой страна в значительной степени зависит от западных технологий при производстве своих автомобилей.

После распада Советского Союза в 1991 году российская автомобильная промышленность приняла высокую степень зависимости от западных технологий и цепочек поставок, чтобы обеспечить постоянный приток современных автомобилей на внутренний рынок России. Это имело смысл в краткосрочной перспективе, решая насущные проблемы устаревшей автомобильной инфраструктуры, оставшейся с советских времен, и широко распространенной коррупции в сфере закупок и производства.

Однако в более долгосрочной перспективе решение об интеграции с западными производителями не соответствовало цели Путина построить то, что комментаторы назвали «крепостью Россия» — почти автономную экономику, которая могла бы опираться на огромные резервы и отечественную продукцию, чтобы выдерживать санкции. Компромисс в автомобилестроении был успешным в краткосрочной перспективе, благодаря чему зарождающаяся Россия была хорошо обеспечена новыми автомобилями, но с 2014 года оставила автомобильную промышленность уникально подверженной санкционным рискам.

В других отраслях скрытый довоенный импорт, все еще пробивающийся через систему, или доступность внутренних альтернатив означает, что эффект санкций еще не проявился в показателях выпуска или ценах.

Автомобили, с другой стороны, как правило, полагаются на гибкую цепочку поставок с высокотехнологичными компонентами, которые часто импортируются из Европы или Америки и быстро собираются рядом с конечным рынком. Эта производственная стратегия «точно в срок» означает, что запасы, как правило, работают с небольшой маржей, что объясняет, почему нехватка запчастей так быстро остановила производство автомобилей после введения санкций.

Результатом стало внезапное и резкое падение как спроса, так и производства автомобилей. Из-за того, что специализированные компоненты, такие как компьютеры, полупроводники и катализаторы, стало труднее добывать, цены на автомобили резко выросли, и потребители отреагировали на это меньшими покупками. Продажи новых автомобилей в России в июне 2022 года снизились на 82% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, при этом продажи 25 крупнейших автомобильных брендов России снизились по сравнению с прошлым годом. (диаграмма)

«Резкое падение спроса вызвано ростом цен, низким доверием потребителей и неуверенностью в будущем обслуживании автомобилей», — пояснил Сергей Суверов, стратег российского инвестиционного фонда Aricapital. «Текущий парк новых западных легковых и грузовых автомобилей продлится около 3-4 лет, прежде чем начнут проявляться настоящие большие проблемы, останавливающие поставки и безопасное вождение».

Самые популярные автомобили России, однако, не иностранные, а советская классика, переделанная под двадцать первый век. В июне 2022 года самой продаваемой моделью автомобиля в России стала малолитражка Lada Granta, за ней следует Lada Vesta. Но даже они производились с помощью западных автопроизводителей, пока не вмешалась война.

«Лады» производит крупнейший российский автопроизводитель «АвтоВАЗ», контрольный пакет акций которого до недавнего времени принадлежал французской Renault. В своей статье «Большой побег» профессор Тейн Густафсон объясняет, как печально известный бывший генеральный директор Renault Карлос Гон внес свой вклад в цифровую революцию автомобилей в России, привнеся на АвтоВАЗ модель производства «спицы и колеса». Высокотехнологичные компоненты производились во Франции и отправлялись на заводы АвтоВАЗа для сборки с использованием более дешевой российской рабочей силы.

В 2009 году Гон хвастался, что Россия скоро станет крупнейшим рынком сбыта Renault, поскольку он готовился увеличить свою долю в АвтоВАЗе.

Но после начала войны производство на АВТОВАЗе было парализовано санкциями, и весь персонал автозавода был отправлен в отпуск с 4 по 24 апреля 2022 года. цена одного рубля. В рамках сделки она сохранила за собой право выкупа своих российских активов в течение шести лет.

На бездорожье

Между тем, Россия стремится показать, что АвтоВАЗ и другие автопроизводители могут прекрасно обходиться без западных комплектующих, которые они привыкли заказывать.

В мае власти ослабили стандарты безопасности, отменив требования к подушкам безопасности, преднатяжителям ремней безопасности и антиблокировочной тормозной системе (ABS) и снизив стандарты выбросов.

Когда в июне Lada возобновила производство своей популярной модели Granta, она предлагала только механическую коробку передач, и отсутствовало множество цифровых компонентов, в том числе электронная система контроля устойчивости. До конца июля сообщалось, что в новых автомобилях Lada отсутствовали системы кондиционирования воздуха.

Когда стало известно, что Renault покидает Россию, возникло множество слухов о будущем АвтоВАЗа. На флагманском комплексе компании в Тольятти работает более 32 000 человек, которые с апреля перешли на четырехдневную рабочую неделю из-за нехватки комплектующих.

Мэр Москвы Сергей Собянин раструбил о передаче Renault АвтоВАЗа как о триумфе рабочих, предположив, что это защитит рабочие места в России. Генеральный директор Renault Group Лука де Мео подчеркнул то же самое, заявив, что «мы делаем ответственный выбор в отношении наших 45 000 сотрудников в России».

В автомобильной промышленности России занято около 1% рабочей силы страны, и сотни тысяч рабочих мест находятся под угрозой из-за замедления темпов роста. Когда группа рабочих легендарного российского производителя грузовиков ГАЗ поехала в Германию, чтобы привлечь внимание к рискам, которые санкции представляют для рабочих мест в России, председатель рабочего совета компании сказал bne IntelliNews , что «если вы включите семьи рабочих, то эффект домино затронет все население Нижнего Новгорода».

Нижний Новгород — один из крупнейших промышленных городов России. Однако это не единственное место, зависящее от производства автомобилей. Близлежащие Тольятти и Ижевск также уязвимы, поскольку в обоих городах есть большие заводы.

Дальше на запад, в городе Калуга есть три завода, на которых производятся автомобили Volkswagen, Volvo и Peugeot. Peugeot может вскоре открыть свой сборочный завод для других автопроизводителей, чтобы сократить расходы.

В районе Санкт-Петербурга также есть группа автомобильных заводов, в первую очередь завод Hyundai, второй по величине в стране. Другие объекты разбросаны по России, включая Владивосток, Калининград и Ярославль.

В некоторых городах, таких как Нижний Новгород и Ижевск, есть множество других промышленных предприятий, поэтому их местное население менее подвержено риску потери работы.

Стремясь подогреть патриотический спрос, мэр Москвы Сергей Собянин объявил о планах перезапуска популярной советской марки «Москвич» на АвтоВАЗе. Российское правительство, по-видимому, надеялось заручиться поддержкой китайского государственного автопроизводителя Anhui Jianghuai Automobile Co. (JAC) в поставке деталей и конструкций для новых моделей «Москвича», но пока не было никаких признаков того, что оно преуспело в этом начинании. Согласно сообщениям, ни один дизайнер не привлекался, а в конце июля Financial Times сообщила, что китайские инвестиции в Россию упали до нуля.

Тем не менее, АвтоВАЗ успешно реанимировал классическую трехдверную Lada Niva Legend, стоимость которой теперь составляет 13 600 долларов.

Генеральный директор «АвтоВАЗа» и бывший министр транспорта Максим Соколов, пообещавший, что 95% компонентов «Лады Нивы» в конечном итоге будут производиться внутри страны, заявил: «Возобновление производства второй модели «Лады» и запуск еще одной сборочной линии в нынешних сложных условиях — это настоящая победа всей команды «АвтоВАЗа»… Компания и впредь приложит все усилия для возобновления производства всех автомобилей модельного ряда «Лада», активно работая с поставщиками из России и дружественных стран».

Ограниченная видимость впереди

Однако, несмотря на всю триумфальную риторику, неясно, как долго российский автопром сможет шататься в условиях острой нехватки импортных запчастей, от которых зависит не менее 50% его производства. производство.

Развязка как никогда важна. В автомобильной промышленности России занято 300 000 человек и еще 3 млн работают в смежных отраслях. Но в июле 2022 года из-за высоких цен и падения спроса в дилерских центрах скопилось более 120 000 непроданных автомобилей.

«Перспективы неясны. Производство сильно ухудшится, так как многие критически важные компоненты (двигатели и их детали, трансмиссии, блоки управления, высокоточные металлические детали) ушли в небытие и замены не предвидится. Это выливается в меньшие объемы и возврат к технологиям 30-летней давности с более высокими затратами на единицу продукции», — пояснил Суверов.

В мае США ужесточили свой экспортный контроль, запретив продажу в Россию дополнительных 200 товаров и приведя свой режим санкций в большее соответствие с существующими мерами ЕС. Новые позиции, добавленные в санкционный список, включают катализаторы, буровые инструменты, реактивные двигатели, двигатели, насосы и машины для отделки металла.

Правительство России пообещало ускорить реализацию программы импортозамещения. Но потребуются годы исследований и огромные инвестиции в отечественное производство, прежде чем российские автопроизводители смогут производить современные автомобили с цифровыми компонентами, поставляемыми исключительно внутри России. Западные санкции затруднили поиск параллельного импорта, даже от производителей из незападных стран, которые не хотят рисковать финансовыми санкциями.

«Импортозамещение может охватывать лишь ограниченное количество относительно нетехнологичных комплектующих, (простые пластмассовые детали и механизмы). Некоторые компоненты можно сделать с помощью реверс-инжиниринга (это уже финансирует Минпромторг)», — пояснил Суверов.

«Любые замененные детали будут страдать от более низкого качества и более высокой цены (эта двойная угроза была большой проблемой еще до санкций, теперь будет еще хуже).

Leave a Reply