Самые надежные мотоциклы ссср: рост популярности и лучшие отечественные модели

рост популярности и лучшие отечественные модели


В предыдущем материале мы подробно рассказали о периоде появления первых мотоциклов на русской земле, который пришелся на самое начало XX века. Однако достаточно успешное, пусть и не очень быстрое, развитие нового транспортного средства было мгновенно прекращено революцией и сменой власти. На смену Российской Империи пришел СССР, и в истории отечественного мотоциклостроения начался новый виток.

Первые годы СССР


Первые попытки восстановить работу завода «Дукс», фактически являвшегося пионером мотопрома до революции, были предприняты нескоро. В 1918 году предприятие было переименовано в «Государственный авиационный завод №1» и сосредоточился на выпуске авиационных деталей, дрезин и прочих изделий.


Вновь вернуться в привычное русло завод попытался в 1924, когда группа инженеров разработала и построила на нем самый первый советский мотоцикл, получивший символичное название «Союз». В сравнении с выпускаемыми в 1910-14 годах моделями это был уверенный шаг вперед. Во-первых, машина была построена на базе одноцилиндрового 4-тактного 503-«кубового» мотора и даже имела мягкую подвеску обоих колес, многодисковое сцепление и трехступенчатую коробку передач. А, во-вторых, в отличие от предшественников, практически полностью состояла из отечественных деталей. Исключение составляли лишь магнето и карбюратор, но даже двигатель был сконструирован и произведен в Советском Союзе.


В целом, разработка оказалась удачной и даже вполне успешно участвовала во «Втором испытательном автопробеге», проходившем в 1925 году, но по каким-то причинам в серийное производство так и не попала.

Первые серийные модели


Следующая попытка вновь поставить заброшенную индустрию на ноги пришлась на самое начало 1930-х годов и была куда более удачной: над развитием направления начало работать сразу несколько заводов, расположенных в Ленинграде, Ижевске, Подольске и Таганроге, и на рынок поступили первые доступные серийные модели.


Первопроходцем среди них стал мотоцикл «Л-300», также впоследствии именуемый «Красным октябрем» в честь ленинградского завода, на котором он продолжил собираться. Поскольку отечественное мотоциклостроение только начинало развиваться, в основе первой серийной модели лежали успешные наработки зарубежных коллег, а конкретно немецкий мотоцикл DKW Luxus 300.


Для своего времени эта модель, и, соответственно, советский аналог, были весьма прогрессивными, пусть и не очень мощными. В их основе лежал одноцилиндровый 2-тактный двигатель объемом 293 см3, а конструкция включала трехступенчатую КПП, переднюю пружинную подвеску и фару.


Первые экземпляры сошли с конвейеров уже в 1930 году, а в 1931 сразу три «Л-300» приняли участие в своеобразном испытательном кросс-кантри ралли заезде на 4631 км, при этом 2/3 трассы приходилось на бездорожье. Мотоциклы показали себя с наилучшей стороны, поэтому вскоре поступили не только в свободную продажу, но и стали производиться для армии. Более того, именно эту модель можно назвать и первым спортивным советским мотоциклом, поскольку он активно участвовал в различных соревнованиях.


С небольшим опозданием, начиная с 1933 года, серийное производство собственных моделей наладил ижевский завод «ИЖМАШ». Весьма интересно, что опытные образцы он готовил гораздо активнее своего «конкурента» и даже выпустил целых 5 различных моделей (ИЖ 1-5) еще в 1928-29 гг, но к полноценному серийному выпуску пришел позже. Более того, первая массовая ижевская модель, получившая название «ИЖ-7», фактически являлась «копией копии». Это был все тот же «Л-300», но еще более удешевленный: модель не имела багажника, вращающейся ручки газа и дистанционного декомпрессора. Удешевление сказалось не только на удобстве и общем качестве. Даже выпуск ее оказался фальстартом: все 12 первых мотоциклов были возвращены на завод из-за проблем с зажиганием. Впоследствии «ИЖ-7» и «Л-300» выпускались параллельно.

Годы перед войной


В 1938 году на смену «семерке» пришла новая модификация – «ИЖ-8». Она получила существенно более мощный мотор (8 л.с.) и современную систему зажигания – вместо привычного для того времени магнето в ней использовалась ставшая впоследствии стандартной пара из аккумулятора и генератора. Уже через 2 года начался выпуск новой модели «ИЖ-9», с еще более мощным (9 л.с.) двигателем.


Впрочем, активную работу вели не только «Красный октябрь» и «ИЖМАШ», выпускавшие легкие мотоциклы «для народа». Так в 1934 году на «Подольском механическом заводе» стал выпускаться первый тяжелый мотоцикл «ПМЗ-А-750», в первую очередь предназначавшийся для армии. По конструкции он также являлся частичным «клоном» зарубежной техники, причем не одной, а сразу нескольких моделей. Раму, например, советские конструкторы подсмотрели у BMW, а в качестве двигателя предложили свою версию американского V-образного 750-«кубового» мотора, устанавливающегося в мотоциклы Harley-Davidson.


Несмотря на крайне передовые технические решения (например, замок зажигания, который нельзя было встретить ни в одной другой советской модели), в эксплуатации «ПМЗ-А-750» оказался крайне капризным и не слишком надежным, поэтому в 1939 году он был снят с вооружения армии и с производства. С тех пор на «ПМЗ» мотоциклы больше не выпускались, а место военного железного коня заняла модель М-72, ставшая очередным «аналогом» европейской техники, на этот раз BMW R71. К слову, именно она стала основным мотоциклом советских войск в период Второй мировой.


Еще одна попытка создать надежный тяжелый мотоцикл была предпринята в 1935 году на «ТИЗе» – «Таганрогском инструментальном заводе». Его конструкторы не стали изобретать велосипед и просто скопировали успешную английскую модель BSA Sloper с 600-«кубовым» двигателем, дав своему варианту простое и понятное название ТИЗ АМ-600. Получившаяся машина считалась одной из самых надежных, поэтому даже выпускалась особая модификация для нужд НКВД, оснащенная турелью для пулемета вместо коляски. С началом войны производство было перемещено из Таганрога в Тюмень, где ТИЗ АМ-600, предварительно слегка модифицированный, продолжил выпускаться вплоть до 1943 года.

Разнообразие моделей послевоенных лет


Как и революция 1917-года Вторая мировая нанесла серьезный удар по советской мотоциклетной промышленности. Мотоциклы продолжали выпускаться и активно использоваться армией, но о разработке новых моделей речи абсолютно не шло. Эта ситуация сохранилась и в течение нескольких послевоенных лет: пока страна поднималась с колен, в хозяйстве использовались исключительно мотоциклы, уцелевшие в военных действиях.


Восстанавливаться индустрия начала лишь к началу 1950-х годов, и процесс этот был достаточно болезненным. По большей части новые для СССР модели мотоциклов были в большей или меньшей степени копиями немецких мотоциклов и производились по чертежам, доставшимся от поверженной в войне Германии.


В то же время список заводов, осуществлявших выпуск мотоциклов, достаточно сильно разросся. Так мототехнику (в том числе, легкие мотороллеры) в дополнение к функционировавшему ранее Ижевскому начали выпускать заводы в Туле, Коврове, Вятских Полянах, Минске и Риге. Все это привело к достаточно уверенному развитию мотоциклостроения и быстрому пополнению ассортимента моделей. И если раньше их можно было буквально пересчитать по пальцам, то в период 50 и, тем более, 60-70х годов общее число различных модификаций исчислялось десятками. Наиболее интересными и значимыми среди них были:

  • М1А «Москва» (он же «Минск М1А») – первый легкий мотоцикл послевоенных лет. Копия немецкого DKW RT125 с мотором 125 см3. К началу 50-х выпускался сразу на нескольких заводах, в том числе, на ковровском «ЗиД» под обозначением К-125. Являлся основной учебной машиной в школах ДОСААФ.
  • ИЖ-49 – копия DKW NZ 350. Достаточно универсальный мотоцикл, который мог оснащаться коляской, а позднее даже стал основой для выпуска спортивных кроссовых и шоссейных моделей.
  • «Восход» – родоначальник одноименной серии, выпущенный в 1957 году. Легкий, неприхотливый мотоцикл с одноцилиндровым мотором объемом 174 см3, получивший огромную популярность среди населения.
  • «Урал М-62» – тяжелый мотоцикл с 4-тактным двигателем мощностью 28 л. с., выпускавшийся Ирбитским мотоциклетным заводом с 1961 года. В основном использовался милицией, но в комплекте с коляской эксплуатировался и гражданами.
  • «ИЖ Планета» – дорожный мотоцикл с одноцилиндровым 2-тактным двигателем мощностью 13 л.с., выпуск которого был налажен в 1962 году. Достаточно удачная и популярная модель, ставшая родоначальником не только целой серии «Планет», но и прародителем спортивного «ИЖ Планета Спорт».

Закат советского мотопрома


Несмотря на внушительный ассортимент моделей и всеобщее их распространение из-за относительной доступности и востребованности, связанной, в первую очередь, с плохим состоянием дорог, уже в 1970-х советский мотопром начал постепенно, незаметно увядать.


Дело в том, что процесс выпуска новых моделей в СССР был крайне осложнен бюрократией. В отдельных случаях для того, чтобы новая модификация поступила в серийное производство и свободную продажу, требовалось разрешение от высшего руководства страны. При этом все этапы согласований подготовленные документы проходили с большими задержками и в итоге нередко не одобрялись. В итоге даже успешные опытные образцы двигателей лишь изредка внедрялись в серийное производство.


Все это привело к тому, что действующие заводы годами штамповали все те же мотоциклы, которые начали выпускаться еще в послевоенный период, внося лишь незначительные модификации в их внешний вид и конструкцию, и практически не затрагивавшие ходовую часть. Таким образом, в определенный момент отставание от европейских заводов оказалось настолько сильным, что советские спортсмены просто не могли участвовать в международных соревнованиях на отечественной технике из-за ее несоответствия современным требованиям.


Проблемы были не только с профессиональным мотоспортом, но и с бытовой сферой. Так за все годы работы многочисленных профильных предприятий свет так и не увидела ни одна модель класса 250 см3, по всему миру считавшегося «народным». Потребителю приходилось довольствоваться либо 175-«кубовым» «Восходом» или 346-«кубовой» «Планетой-3», либо тяжелым «Днепром» с двигателем 650 см3.


Фактически, единственным «выходом» из сложившейся ситуации для среднестатистического гражданина оставался 200-«кубовый» мотороллер «Тула» – копия немецкого Goggo, выпускавшегося еще в 50-х, или изредка встречавшиеся в продаже старые мотоциклы из Венгрии или Чехии. Спортсмены же в итоге и вовсе были вынуждены пересесть на машины зарубежного производства, в частности Jawa для спидвея и KTM для мотокросса.


Все эти проблемы, скрытые за искусственно поддерживаемым на высоком уровне производством (1,4 млн. мотоциклов и мопедов суммарно по состоянию на 1990 год), просуществовали вплоть до самого распада СССР.


В 1991 ему на смену пришла другая страна, и пусть отдельные производители и продолжили свою деятельность, на рынке вскоре начали действовать другие правила и порядки, неизменно повлиявшие на всю отечественную мотоиндустрию.

Лучшие мотоциклы СССР — Интересное в сети! — LiveJournal

?

Лучшие мотоциклы СССР
dymontiger
September 2nd, 2015

80-е были замечательным временем, не потому, что тогда был СССР, а потому, что нам тогда было по 16 лет. Первый секс, первая водка, первый заработанный рубль и.. первый мотоцикл. Давайте вспомним – запах чьих выхлопных газов сводил нас с сума, а наших подруг делал такими сговорчивыми, а вот родителей и гаишников наоборот.

«Вятка ВП-150». Самый стильный

Для затравки – не мотоцикл, но самый первый и одновременно самый стильный из их младших собратьев за всю историю СССР. Вятка ВП-150, выпускавшаяся с 1957 по 1966 год, – копия «лучшего мотороллера всех времен и народов» итальянской Vespa GS150.

Л-300 «Красный Октябрь». Самый первый

Самым первым серийным советским мотоциклом стал Л-300 «Красный октябрь».

В начале 1930-го ленинградские конструкторы подготовили его чертежи, вдохновляясь самым надежным байком того времени – немецким DKW Luxus 300. А уже осенью того же года была готова первая партия Л-300.
Выпускался мотоцикл до 1938 года, а потом на его основе создали не менее легендарные ИЖ-8. Этот «потомок» Л-300 даже попал на серебряные монеты… Новой Зеландии.

К слову, имя ИЖ-7 носили все те же Л-300, которые параллельно с ленинградским предприятием «Красный Октябрь» выпускали в Ижевске.

М-72. Самый боевой

М-72 не был первым армейским мотоциклом в СССР. В 1934 началась сборка первой советской тяжелой модели ПМЗ-А-750, а в 1939-м – «дублера» британского BSA и, как считается, лучшего довоенного мотоцикла в Союзе ТиЗ-АМ-600.

Однако именно М-72, конструкцию которых «подсмотрели» у немецкого BMW R71 (именно ими оснащался Вермахт), выйдя в трагичном 1941 году, выпускали всю войну. А потом еще и серьезно послужили народу в гражданских целях – последние экземпляры сошли с конвейера аж в 1960-м.

С 1941-го по 1945-й М-72 несли на себе бойцов, вооруженных пулеметами или легкими минометами. К слову, позже мотоциклы, построенные на основе этой модели, стали вооружать и возимо-выносными противотанковыми ракетными комплексами.

С первых послевоенных лет – и долго после того – М-72 стали основным милицейским транспортом. А с 1954 года их могли для своих нужд купить и простые советские граждане.

«Потомков» М-72 в начале «нулевых» заказала Республиканская гвардия Саддама Хусейна. Но воспользоваться не успела – и боевые мотоциклы «пошли в народ». По желанию заказчиков иракские автомастерские ставят на «Уралы» дополнительную «активную и пассивную защиту» – броню и пулемет.

Иж-49. Универсальная модель

Иж-49, появившийся в 1951 году, и сегодня достаточно часто можно увидеть на дорогах и бездорожье бывшего Советского Союза.

«Наверное, лучший мотоцикл для нашей страны!» – и по сей день можно услышать от российских мотолюбителей. От белорусов чуть реже: причину тому вы найдете, дочитав наш рейтинг до конца.

Надежный, живучий, приспособленный к любым условиям и очень звучный (в СССР его «голос» – не меньшая легенда, чем в США – рокот «харлеев»),

Иж-49 по праву занимает достойное место в нашем топ-10.

«Иж Планета Спорт». Первый серийный «спортсмен»

Если все предыдущие советские мотоциклы были лишь слегка модернизированными довоенными моделями, то «Иж Планета Спорт» создавался явно с оглядкой на современные ему японские байки.

В облике самого элегантного из «Ижей» можно найти отсылки к творениям Suzuki, Yamaha и Kawasaki. И даже сегодня, спустя почти четыре десятка лет с начала выпуска, спортивная классика «Иж Планета Спорт» не выглядит архаично.

Самый быстрый и самый технологичный из всех советских собратьев, он достойно смотрелся и на фоне зарубежных моделей.

«Ява 360». Самый киногеничный

К 1970-м на «Явах» ездил каждый третий советский мотоциклист, и неудивительно, что чехословацкие мотоциклы очень часто попадали в кадр.

Главная же роль в советском кино досталась Jawa 360: именно на этой модели Геша Козодоев везет на рыбалку на Белую скалу Семена Семеновича Горбункова.

«Ява 350 638». Главный мотоцикл «ревущих 90-х»

Последняя из «Яв», продававшихся в СССР, Jawa 350 638, также стала «народным» мотоциклом.

Успев выйти перед самой перестройкой, в 1984 году, эта модель часто появлялась в суровых фильмах конца 1980-х-начала 1990-х. Так «Яву 350 638» можно увидеть в драме «Авария – дочь мента» и боевике «Крысы, или Ночная мафия».

Мотоциклу даже посвящена песня «Ява» популярной в те годы группы «Сектор газа».

«Днепр 11». Самый подходящий для тюнинга

Когда движение байкеров в СССР только зарождалось (тогда они называли себя рокерами), суровые парни в проклепанной коже среди прочих мотоциклов особо уважали «Днепр 11».

Именно этот мотоцикл оказался наиболее подходящим для упражнений в тюнинге. Доработанных «тяжеловесов» и сегодня можно встретить на различных мотошоу и на дорогах. Благо, найти «основу» для доработки достаточно легко.

«Минск М1А». Первый белорусский

И по сей день самым «народным» мотоциклом в Беларуси остаются «минскачи». Они бегают по дорогам всего бывшего Союза, и не только. Но больше всего их, конечно, на родине.

Полувековой юбилей мотоциклы «Минск» перескочили уже давно (первые модели уже вполне заслуживают названия «винтаж»), и уже совсем скоро, 12 июля, они отметят свой уже 61-й день рождения.

Первым белорусским «байком» стал Минск М1А, имевший множество «родственников» не только в СССР, но и за рубежом. «Предок» мотоцикла был разработан в 1939 году немцами. DKW RT125 оказался настолько удачным, что под разными именами аналоги этого мотоцикла выпускались в 7 странах мира, включая США, Англию и Японию.

К слову, один из старых «минскачей» в суровых условиях испытал один из ведущих знаменитого британского шоу Top Gear Ричард Хаммонд. Он проехал на нем с юга на север почти весь Вьетнам. Резюме харизматичного «автоманьяка»: «Это АК-47 среди мотоциклов – надежный, простой, легкий в ремонте. Он изготовлен специально для тех стран, где нет дорог».

©

Tags: Мото, Ностальгия, СССР, Топ-10

Продажа классических автомобилей СССР Tachanka.com

Перейти к содержимому

Мотоциклы играли важную роль в жизни жителей СССР. Во времена дефицита, когда личный автомобиль был роскошью и редкостью, мотоцикл был единственным личным транспортом. Мотоциклы «ИЖ», «Восход», «Ковровец» — автомобили, на которых они ездили в отпуск, забирали детей из школы и ездили на свидания. Современные байкеры редко сталкиваются с мотоциклами советского производства. Рассмотрим восемь самых нашумевших моделей.

Л-300 «Красный Октябрь»

Л-300 «Красный Октябрь» Советский мотоцикл

Стал первым серийным советским мотоциклом. Его чертежи были созданы ленинградскими конструкторами в 1930 году на основе немецкого DKW Luxus 300 — надежного немецкого мотоцикла. Осенью того же года была выпущена первая партия советских Л-300. Они выпускались 8 лет и послужили основой для создания ИЖ-8. Параллельно с ленинградским «Красным Октябрем» эта модель выпускалась в Ижевске, где получила название ИЖ-7.

М-72

М-72 Советский мотоцикл

Эта модель получила наибольшее распространение в Красной Армии в 41-45 годах, ее конструкция была списана с BMW R71, которым оснащался Вермахт. В течение 5 лет войны М-72 перевозили солдаты, вооруженные легкими минометами и пулеметами. В послевоенный период М-72 стал основным транспортом советской милиции; гражданские лица смогли приобрести этот мотоцикл только в 1954 году.

Последние экземпляры М-72 покинули заводские цеха только в 1960, а в начале 2000-х эти байки заказала охрана Хусейна. Только воспользоваться заказом она не успела, поэтому технику распродали среди мирных жителей. М-72 не стал первым армейским мотоциклом, его предшественниками в хронологическом порядке были:

  • ПМЗ-А-750;
  • ТиЗ-АМ-600.

Минск М1А

Минск М1А Советский мотоцикл

Эта модель стала первенцем Минского мотоциклетного завода, ее «прародителем» был немецкий DKW RT125. Оригинальная модель оказалась настолько успешной, что впоследствии была выпущена в 7 странах, включая Японию, Англию и США. Благодаря своей простоте и неприхотливости «Минскач» завоевал заслуженное признание мотолюбителей Союза.

ИЖ Планета Спорт

ИЖ Планета Спорт Советский мотоцикл

Первый мотоцикл со спортивным характером был выпущен в Советском Союзе в 1973 году. В нем ярко проявлялись черты японских мотоциклов того времени, что выделяло его среди предшественников, созданных на подобии немецких байков. Ни один из советских мотоциклов того времени не мог разогнаться до 140 км/ч, которые могла развить Planet Sport. Хорошее качество сборки способствовало хорошим продажам этой модели в Финляндии, Англии и Нидерландах.

Восход

Восход Советский Мотоцикл

Собирали в Коврове, байки этой марки были очень неприхотливыми. Завод постоянно проводил работы по модернизации модели, позже стали выпускаться «Восходы» с индексами 2, 3, 3М, последним был «Восход 3М-01». Ковровские мотоциклы разлетелись по тысячам советских деревень и стали настоящими рабочими.

Урал М-62

Урал М-62 Советский мотоцикл

В 50-60-х годах советская милиция использовала продукцию Ирбитского мотоциклетного завода. Четырехтактный двигатель М-62 развивал мощность 28 л.с. из. Примечательно, что эксплуатировать «Урал» гражданским лицам (в отличие от правоохранителей) без инвалидных колясок было запрещено — модель была достаточно сложной в эксплуатации.

ИЖ Планета

ИЖ Планета Советский Мотоцикл

Ижевский завод приступил к выпуску Планеты в 1962 году, это была принципиально новая модель. Дала начало целой серии, последний мотоцикл (ИЖ Планета 7) из этого семейства перестал выпускаться только в 2008 году.

Ява 360

Ява 360 Советский мотоцикл

всего в СССР было поставлено около 1 млн велосипедов различных модификаций). Модель с индексом 360 заслуженно считается самой красивой. Сейчас особенно ценятся модели с коляской, которые были изготовлены из стеклопластика. Именно в таком экипаже ездил на рыбалку Семен Семенович Горбунков в фильме «Бриллиантовая рука».

Нравится:

Нравится Загрузка…

Обзор мопедов: Топ-10 мотоциклов СССР

Мотоциклы для граждан Советского Союза сыграли очень важную роль. Зачастую они были единственной возможностью свободы передвижения. Ездили на работу, отдыхали на море, встречали детей из роддома и катали девчонок по деревням. Современные байкеры передвигаются на спортбайках или чопперах иностранного производства и не знают истории отечественной мототехники. Мы решили, что пора на несколько минут остановиться и вспомнить 10 самых народных, самых любимых и самых популярных мотоциклов из далекого Советского Союза.

1. Л-300 «Красный Октябрь». Самый первый.

Самым первым серийным мотоциклом стал советский Л-300 «Красный Октябрь».

В начале 1930-х ленинградские конструкторы подготовили его чертежи, вдохновившись самым надежным мотоциклом того времени — немецким DKW Luxus 300. И осенью того же года была готова первая партия А-300.
Выпускался мотоцикл до 1938 года, а затем на его базе создали не менее легендарный Ил-8. Этот «потомок» L-300 попал даже в серебряные монеты… Новой Зеландии.
Кстати, название Ил-7 получили все те же А-300, которые параллельно с ленинградскими теперь «Красными Октябрями» выпускали в Ижевске.

2. М-72. Самый боевой

М-72 был первым мотоциклом в армии СССР. В 1934 г. началась сборка первой советской тяжелой модели ПМЗ-А-750, а в 1939 г. — «дублера» британской БСА и считавшегося лучшим в Советском Союзе довоенного мотоцикла ТИЗ-АМ-600.
Однако именно М-72, конструкция которого «собрана» из немецких BMW R71 (им оснащается Вермахт), приходя в трагический 1941, выпущенный войной. А дальше были люди серьезного и гражданского назначения – последние экземпляры сошли с конвейера уже в 1960 году.
С 1941 по 1945 год М-72 несли на себе основную тяжесть истребителей, вооруженных противотанковыми ракетными комплексами, ручными пулеметами и минометами. С первых послевоенных лет — и еще долго после — эти байки стали основным транспортом милиции. А с 1954 года их могли покупать для собственных нужд и простые советские граждане.
«Отпрыск» М-72 в начале «нулевых» заказала Республиканская гвардия Саддама Хусейна. Но я не успел воспользоваться – и боевой мотоцикл «ушел в народ». По просьбе заказчиков иракские автосервисы поставили на «Урал» дополнительную «активную и пассивную защиту» — броню и пулемет.

3. «Минск М1А». Первый белорусский

И по сей день самым «народным» мотоциклом в Беларуси являются «минскачи». Они курсируют по дорогам всего постсоветского пространства и не только. Но большинство из них, конечно же, дома.
Пятидесятилетие мотоцикла «Минск» прыгнуло давно (первые модели уже вполне заслужили название «винтаж») и совсем скоро, 12 июля, отметят свой уже 61-й день рождения.
Первым белорусским «велосипедом» стал М1А «Минск», имевший немало «родных» не только в СССР, но и за рубежом. Мотоцикл «Предок» был разработан в 1939 немцами. DKW RT125 оказался настолько успешным, что под разными названиями аналоги этого мотоцикла выпускались в 7 странах, включая США, Англию и Японию.
Кстати, на одной из старых «минскачей» в суровых условиях испытал одного из ведущих известного британского шоу Top Gear Ричарда Хаммонда. Он проехал на нем с юга на север почти весь Вьетнам. Резюме харизматичного «авто»: «Это АК-47 среди мотоциклов — надежный, простой, простой в ремонте. Он сделан специально для тех стран, где нет дорог».

4. ИЖ Планета Спорт. Самый быстрый и технологичный.

В 1973 году Ижевский мотор удивил всю страну, показав первый советский мотоцикл со спортивным уклоном «Планета Спорт». В отличие от всех более ранних мотоциклов, которые создавались по образу немецкой модели, Planet Sport явно старался быть похожим на японский мотоцикл 60-70-х годов.
Благодаря высокому качеству изготовления ИЖ Планета Спорт активно продается на экспортных рынках, таких как Великобритания, Нидерланды и Финляндия. Советские байкеры разгоняли их до 140 км/ч, что по тем временам было невероятной скоростью.

5. Восход. Самый деревенский.

Мотоциклы «Восход» начали выпускать в городе Коврове Владимирской области в 1957 году. Это были очень неприхотливые одноцилиндровые мотоциклы (объем двигателя 173,7 см 3 ). Завод имени Дягтерёва постоянно совершенствовал эту модель, выпуская на рынок вслед за «Восходом» его модернизированные версии «Восход-2», «Восход-3», «Восход-3М». Последним мотоциклом «Восход» стала модель «3М-3М». 01″ с двигателем мощностью 15 л.с.
Благодаря своей надежности мотоциклы «Восход» стали настоящими тружениками тысяч советских деревень. Даже сейчас не проблема найти мотоцикл «Восход» в приличном состоянии

6. М-62. Выбор советской милиции

Советская милиция, справедливость и неподкупность, в 50-60-е годы в основном передвигались на мотоциклах с коляской. М-62 производства ИМЗ-Урал был самым популярным выбором служителей закона. Его четырехтактный двигатель выдавал 28
л.с. Интересен тот факт, что простым гражданам СССР эксплуатировать «Урал» без инвалидной коляски в то время не разрешалось. Все-таки эти байки были довольно тяжелыми в управлении. А вот полицейские использовали мотоциклы без инвалидных колясок, что выглядело в глазах советских мальчишек очень круто. Как тут не захотеть стать полицейским!

7. Тула 200. Для охотников и рыболовов.

Советская мотопромышленность не выпускала квадроциклы (какие-то мелкосерийные модели, впрочем, все же производились), но для нужд охотников и рыболовов выпускался весьма необычный байк Тула 200 с широкими внедорожными колесами. Массовое распространение мотоциклов пришлось на 1986-1988 годы. Мотороллер
взят от «Тулицы», увеличив его мощность до 13 л.с. Это позволило на 200ке разогнаться до 90 км/ч. В год выпускалось 10-12 тысяч таких байков, последний из которых сошел с конвейера в 1996. Кстати, на базе Тулы-200 выпускался даже мотодельтаплан!

8. ИЖ-49. Самый живучий.

Прочный, живучий, красивый. Звук его двигателя для уха советского человека был подобен звуку американского Harley-Davidson Motor. Выпуск их начался в 1951 году. В основном это была усовершенствованная конструкция немецкого мотоцикла DKW NZ 350. ИЖ-49 снискал большую любовь населения и использовался во всех уголках огромного Советского Союза.
В своей базовой версии выпускались мотоциклы с коляской, а также спортивные мотоциклы для мотокросса и шоссейных гонок. Сегодня ИЖ-49- коллекционные предметы. Цены на них начинаются от 100 тысяч рублей.

9. М-1А «Москва». Первый послевоенный.

После войны Московский велосипедный завод освоил выпуск копии немецкого мотоцикла DKW RT125 с двигателем объемом 125 куб. М-1А «Москва» стал первым послевоенным советским мотоциклом. Это был простой и легкий в производстве мотоцикл, не требующий большого количества металла и резины.

Leave a Reply