Содержание
История участия «Нивы» в ралли «Париж-Дакар» » LADA 4×4 Club | Лада Нива Клуб
Советская «Нива» (ВАЗ-2121, сейчас LADA 4х4) на весь мир прославилась как первый внедорожный автомобиль. Этой модели под силу пройти практически любое бездорожье. Логично, что внедорожник неоднократно принимал участие в различных раллийных соревнованиях, в том числе в легендарном ралли «Париж-Дакар». Портал AUTOSPORT.com.ru опубликовал статью, посвященную участию «Нивы» в этих соревнованиях. Лада Клуб публикует эту статью в полном объеме.
Как советская «Нива» покоряла главный ралли-марафон планеты
До старта юбилейного 40-го «Дакара» остается десять дней. Сейчас на слуху иностранные автопроизводители в зачете внедорожников, но когда-то российская «Нива» была близка к успеху в легендарном ралли-рейде. AUTOSPORT.com.ru рассказывает историю участия ВАЗ-2121 в знаменитом марафоне…
Задолго до дебюта «КАМАЗа»
История российского автоспорта на «Дакаре» начинается отнюдь не с 90-х годов, когда состоялся дебют легендарной команды «КАМАЗ-Мастер». Первый отечественный автомобиль вышел на старт самого первого марафона. Это был полноприводный внедорожник из СССР – «Нива» ВАЗ-2121 – сошедший с конвейера в апреле 1977 года. Произошло это, правда, исключительно благодаря французскому экспортеру Жан-Жаку Поку, который был просто без ума от техники с завода в Тольятти. Дважды он сам выступал в ралли-рейде на этой машине, но только в качестве штурмана, и не на «Дакаре», а на египетском Ралли Фараонов в 1987 и 1988 годах. Управлял «Нивой» ни много ни мало вице-чемпион Формулы 1 и победитель «24 часов Ле-Мана» Жаки Икс.
«Это был настоящий внедорожник: дешевый и надежный, тогда как раньше были только тяжелые военные машины», – вспоминает Пок.
Дебют «Нивы» состоялся всего через полтора года после выпуска. На старт у Эйфелевой башни в Париже 26 декабря 1978 года вышли пять автомобилей, привезенные из России. Отличий от стандартной модели за исключением обязательного каркаса безопасности и дополнительного бака не было, остался даже заводской 1,6-литровый двигатель. Тем не менее две из пяти машин благополучно добрались до финиша 14 января 1979 года. Жан-Луис Летенду занял 28-е место в общем зачете, а Кристиан Дубоску расположился на 32-й позиции. Учитывая то, что в то время на «Дакаре» не было никаких разделений на категории, результат получился, действительно, впечатляющим, ведь позади оказались такие машины как Peugeot, Renault, а 2/3 участников впереди выступали на мотоциклах.
Модернизированная «Нива»
К середине 80-х от серийной «Нивы» не осталось фактически ничего за исключением внешних очертаний. Командой Пока, получившей название Lada Poch, а затем двумя другими коллективами VSD и Pastis была модернизирована подвеска, кузов был усилен, расширен и облегчен за счет использование карбона, а вазовский двигатель сначала доработали, а затем и вовсе заменили. Так что на базе советского внедорожника получился настоящий «дакаровский» прототип.
Особенно интересно, как с каждым годом росла мощность силового агрегата: 110, 150, 180, 240, 270 л. с. Наконец, в 1986-м, когда на «Ниве» был установлен турбированный мотор R.O.C, количество лошадиных сил перевалило за 300! На прямиках с такой мощностью машина разгонялась до 240 км/ч.
Успехи «Нивы» на гоночных трассах
Несколько раз «Нива» была близка к успеху на ралли-рейде «Париж-Дакар». Уже в третьем издании гонки в 1981-м российский автомобиль под управлением француза Жан-Клода Приавона лидировал в общем зачете на протяжении большей части дистанции, но, к сожалению, пробитый радиатор на одном из последних этапов отбросил экипаж на третье место. Спустя год тот же Приавон финишировал вторым, уступив только соотечественнику Клоду Маро на Renault.
Еще одно второе место команде Пока принес в следующем году Андре Троссат. Этот подиум стал последним для «Нивы». По мере доработки надежность прототипа, которая и так всегда хромала, становилась только хуже. В 1985-м ни одна из 18 стартовавших «Нив» не доехала до финиша у «Розового озера». Причем, большинство сошли из-за проблем с амортизаторами.
Но на менее протяженных и сложных гонках модернизированная машина из Тольятти отлично себя зарекомендовала. Ралли Париж-Тунис, ралли Алжира, ралли Фараонов – все эти экзотические гонки покорились «Ниве», причем в Египте в 1983 году прототипы Pastis заняли все три первых места пьедестале почета. Так что со скоростью и проходимостью проблем не было. Не хватило лишь надежности, чтобы покорить главный ралли-рейд планеты…
Заводской проект «АвтоВАЗа» реализованный и замороженный…
К концу 80-х эра «Нивы» на «Дакаре» подошла к логическому завершению. Пусть и серьезно модернизированная, но за десять лет модель ВАЗ-2121 устарела, и тягаться с полноценными прототипами уже было невозможно. Для любви Жан-Жака Пока к машинам из Тольятти это не стало преградой, и к гонке 1990 года его Lada Poch подготовила к участию прототип… «Лада Самара T3». В отличие от «Нивы», с этой машиной французский коллектив не смог добраться даже до подиума, и наивысшим достижением стало шестое место на «Дакаре-1993», а уже в следующем году французская компания покинула соревнование, продав автомобиль заводской команде «ВАЗа». Впрочем, запала коллективу с длинным названием Lada-Vaz-Togliatti-Russia хватило только на один марафон в 1994 году, когда обе «Самары» сошли с дистанции. Два других экипажа из Тольятти выступили на «Ладе Нива T3».
В отличие от своего предшественника, десять лет выходившего на старт «Дакара», этот прототип был полностью собран на заводе «АвтоВАЗа» и значительно уступал по характеристикам. Если последняя модификация Lada Poch оснащалась мотором мощностью 310 л.с. и разгонялась до 240 км/ч, то отечественный покоритель ралли-рейдов мог похвастать только 135 л.с. и максималкой в пределах 160 км/ч.
Были локальные успехи у данного прототипа, такие как победы на ралли-рейдах в Венгрии в 1991-м и 1994-м, но на крупных международных соревнованиях «Ладе Нива T3» не хватало конкурентоспособности, что и подтвердил единственный выезд на «Дакар» в 1994-м. Александр Лакеев финишировал на далеком 41-м, а экипаж Анатолия Кривобокова сошел.
Чуть лучше дела обстояли на ралли-рейде «Париж-Москва-Пекин» – аналог нынешнего «Шелкового пути» – где в 1995-м «Нива» под управлением того же Лакеева заняла десятое место. Но вскоре FIA запретила категорию автомобилей T3, и на этом программа «ВАЗа» в международных соревнованиях прекратила существование.
В середине 2000-х были надежды на её возрождение, когда российский производитель объявил о начале работы над машиной Lada Raid. Дебют прототипа планировался на «Дакар-2008». Как известно, гонка не состоялась, но еще раньше, в конце 2006-го, многообещающий проект был «заморожен» и остается в этом состоянии по сей день…
Непокорённый Дакар: как ВАЗ-2121 Нива выступал в легендарном ралли
- Главная
- Статьи
- Непокорённый Дакар: как ВАЗ-2121 Нива выступал в легендарном ралли
Автор:
Олег Полажинец
В истории ВАЗ-2121 есть немало интересных и славных страниц. К примеру, знали ли вы, что уже в конце семидесятых годов советский полноприводник дебютировал в знаменитом ралли «Париж-Дакар»? Не менее удивительно то, что своим успехом «в большом африканском приключении» Нива обязана… французскому импортёру Lada Poch.
Владелец компании Жак Пок представлял на французском рынке чехословацкие автомобили Skoda, а также советские Москвичи и марку Лада (с 1972 года). При этом он являлся большим поклонником автомобильных гонок и принимал в них участие еще в начале пятидесятых годов.
На фото: Жак Пок (слева) на старте Ле-Мана 1952 года
Очевидно, что предприимчивый француз разделял известную поговорку «Выигрывай в воскресенье — продавай в понедельник», поскольку спортивные успехи не только способствовали продажам автомобилей любой марки, но и могли «поднять» имидж не самых престижных машин, произведённых в странах соцлагеря. Ведь, чего греха таить, многие европейцы отдавали предпочтение советской технике только благодаря её доступности. Однако участие (не говоря уже о победе!) в каком-нибудь престижном и известном соревновании могло подогреть интерес к Ладам и Москвичам — что, собственно, и произошло с «четыреста двенадцатыми» еще во время участия в марафонских ралли «Лондон-Синдей» и «Лондон-Мехико». Немудрено, что месье Пок, представлявший на французском рынке советские автомобили Москвич с 1965 года, cмог извлечь из отличного результата команды «Автоэкспорта» в длительных и тяжелых марафонах немалую коммерческую выгоду.
В 1978 году советские гонщики Стасис Брундза и Арвидас Гирдаускас на ВАЗ-21011 неплохо выступили на греческом ралли «Акрополис», заняв 10-е место в общем зачете. Но успех в длительном ралли-марафоне доказал бы выносливость тольяттинской техники еще убедительнее |
Когда появилась Нива, многие западные потребители взглянули на советскую марку Lada по-новому. Ведь по набору потребительских качеств ВАЗ-2121 с постоянным полным приводом, «понижайками» и блокировкой межосевого дифференциала не только опередил своё время, но и не имел равных – по крайней мере, в своей ценовой категории. Оставаясь почти легковым автомобилем по уровню комфорта, советская машина по возможностям и потенциалу была сравнима с хорошими «проходимцами» тех лет. При этом за счет короткой базы, небольшой снаряженной массы и удачной развесовки даже с относительно слабым «шестёрочным» двигателем Нива показывала великолепные результаты при штурме бездорожья.
Неудивительно, что Жак Пок наряду с остальными западноевропейскими импортёрами тут же наладил поставки Нив во Францию. И практически одновременно с европейским дебютом ВАЗ-2121 в 1978 году французский мотогонщик Тьерри Сабин задумал провести дерзкое и неожиданное соревнование — ралли, которое стартовало бы в Париже и финишировало в столице Сенегала, африканском городе Дакар. Таким образом, участники могли испытать себя и автомобили в знаменитых своим коварством песках Африки.
Тьерри Сабин на фоне Нивы незадолго до гибели (1986 год)
Идея явно понравилась моторизированным авантюристам всего мира, ведь на старт первого ралли «Париж-Дакар» было заявлено ни много ни мало 170 автомобилей и мотоциклов! Причем пять экипажей стартовали на… правильно, советских ВАЗ-2121.
Афиша первого ралли «Париж-Дакар» |
Самое удивительное, что при этом все они не представляли ни советскую команду, ни французского импортёра! То есть, эти участники просто приобрели Нивы в частном порядке, выбрав новейший и почти никому не известный советский полноприводник в качестве доступного автомобиля, на котором можно (и нужно) принять участие в новом ралли-рейде.
По этой причине автомобили не сильно отличались от обычной серийной Нивы: вваренный каркас безопасности, более объемный бензобак, дополнительная защита днища и усиленные подвески. Под капотом при этом оставался все тот же стандартный 80-сильный двигатель Жигулей.
В такой спецификации наряду с остальными экипажами Нивам предстояло проехать десять тысяч (!) километров, состоявших из спецучастков, проложенных по пустыне, грунтовым «дорогам» и пересеченной местности. По сути, серийные автомобили советского производства с минимумом доработок должны были проехать там же и так же, как и серьезно подготовленные «боевые» машины.
В первом ралли ехали кто на чем горазд – например, на «полувоенном» вездеходе Volkswagen Iltis
Конечно, на финиш прибыли не все Нивы — добраться до столицы Сенегала получилось у двух экипажей из пяти, причем один из них занял 28-е место в общем зачете, а второй — 42-е. Однако в действительности результат был куда более высоким, ведь регламент первого ралли «Париж-Алжир-Дакар» не предполагал разделения участников по классам, поэтому итоговые места «делились на всех», включая мотоциклы и грузовики.
При этом условия первой гонки, мягко говоря, оставляли желать лучшего — ралли оказалось не только сложным, но и не могло похвастать высоким уровнем организации. Многие экипажи испытывали трудности с… водой и питанием! Что уж и говорить о техническом обеспечении автомобилей, которым приходилось выступать одновременно и боевыми экипажами, и своеобразными «техничками», навьючив на борт все необходимое в пути, включая провиант и запасные части.
Как видно, Нивы были загружены, что называется, под завязку
Видимо, испытание оказалось слишком суровым для экипажа под стартовым номером 132, занявшего 28-е место в абсолюте: сразу после финиша Пьер Минонзио и Жан-Луи Ле Денту продали свою Ниву прямо в Сенегале.
Обе Нивы на финише первого Дакара
Ну а вторая Нива №107, финишировавшая 42-й, вернулась домой с помощью Жака Пока, который оплатил этот «обратный трансфер» в обмен на информацию от Кристиана Дюбоска о том, как Нивы себя показали на протяжении всего пробега.
На фото: Нива экипажа Кристиан Дюбоск/Пьер-Эммануэль Фрусса
Относительно удачный дебют спортсменов-любителей на советских машинах в Дакаре-79 натолкнул Пока на мысль о том, что на следующее соревнование необходимо выставить собственный экипаж. Разумеется, подготовка машины под стартовым номером №128 и условным названием Niva Proto была выполнена на куда более высоком уровне — в частности, мощность двигателя различными ухищрениями подняли до 110 «лошадок», а за рулём оказался профессиональный гонщик Жан-Клод Бриавуан. Всего же во втором Дакаре приняло участие уже восемь экипажей на русских внедорожниках.
В семидесятые годы Жан-Клод Бриавуан (на фото справа) принимал участие в различных соревнованиях
Результаты «поковской» Нивы на первых этапах Дакар-80 были очень обнадеживающими — спортсмены показали лучшее время, но… уже в Алжире они были вынуждены сойти с трассы из-за поломки. Зато «частник» Андре Тросса смог финишировать девятнадцатым.
Тем не менее, короткое, но блестящее выступление гонщиков команды Пока не осталось незамеченным – теперь в Ниву уже поверили всерьез.
После дакаровских успехов Нивы Lada Poch выпустила соответствующую модификацию автомобиля. «Прикоснуться к Дакару» мог любой желающий |
Пока ателье Lebranchu переделывало кузов Нивы в кабриолет, Lada Poch предлагал покупателям такую Niva «Plein Soleil» |
Ведь в сравнении с остальными участниками достаточно доступный советский вездеход выглядел отнюдь не мальчиком для битья благодаря полноприводной трансмиссии и крепкой ходовой части. Вдобавок Нива была довольно лёгкой, благодаря чему многие сложные участки могла преодолеть «ходом».
В 1981-м Пок снова выставил Ниву на гонку, увеличив объем мотора до 1,8 литра. Это позволило выжать из жигулёвского двигателя впечатляющие 140 л.с. — то есть, он стал почти вдвое мощнее стандартного!
На третий «Дакар» Пок выставил такую «техничку».
В восьмидесятые годы журнал «За Рулем», хотя и скупо, но все же сообщал о раллийных успехах «Нивы». А в 1981-м на его страницах даже опубликовали интервью с Жан Клодом Бриавуаном! |
Увы, в этот раз спортсменов подвела не техника, а отсутствие достаточного опыта в навигации по пустыне. Не совсем точно трактовав «легенду», Бриавуан потерял много времени, а также один раз встал посреди допа с «сухим» баком. На итоговый результат повлияли и неоднократные проколы колёс, замена которых тоже привела к потерям драгоценного времени.
Каждый «Дакар» — суровое испытание и людей, и техники. Причем не только во время езды, но и при ремонте |
Впрочем, французский гонщик смог догнать лидировавшего Рене Метжа на Range Rover, но… из-за потёкшего радиатора Нивы со 157-м стартовым номером вместо победы команде Lada Poch S.A. удалось занять лишь третье место в абсолюте. В любом случае, это был успех и очевидное достижение и французских гонщиков, и советского автомобиля.
Неудивительно, что в 1982-м в «Дакаре» приняло участие уже два экипажа команды Пока, а всего в этой гонке приняло участие рекордное количество ВАЗ-2121 — два десятка автомобилей!
В этот раз победить в «Дакаре» смогли братья Марре. Слагаемые их успеха — 170-сильный Renault 20 Turbo 4×4 и богатый опыт участия в африканских рейдах.
Ну а экипаж команды Пока (Жан-Клод Бриавуан/Андре Дэлиар) довольствовался вторым местом в абсолютном зачете — прямо скажем, хороший результат.
Lada Niva на ралли Париж-Дакар (1983 год)
К сезону 1983 года Жак и Жан-Жак Поки поняли, что советский мотор себя исчерпал и решились на «пересадку сердца» — установку двигателя Simca объемом 2,4 литра. Изначально этот мотор был турбированным (!), но для большей надежности от такого способа прибавки мощности решили отказаться, ведь Нива должна была ехать не только быстро, но и долго.
Переделку выполнила компания Maurelec, принадлежавшая Марселю Морелю, который в 1981-м и сам принимал участие в Дакаре на Ниве с французским мотором.
В результате расположенный в базе двигатель гоночного ВАЗ-2121 развивал около 200 л.с. Но и этого Покам показалось недостаточно: французы решили облегчить автомобиль, установив стеклопластиковые двери, капот и крышку багажника. Кроме того, машина получила более мощные тормоза и модернизированное электрооборудование. Таким образом, выставленная на Дакар-83 Нива по технике заметно отличалась от серийного «исходника», причем достаточно вольный техрегламент допускал подобные метаморфозы.
В гонке приняло участие сразу три экипажа команды Lada Poch, которые вдобавок получили постоянную техническую поддержку со стороны собственной команды на протяжении всей гонки.
Дакар-83: пожалуй, лучшее время Нивы. И команды Lada Poch S.A.
Увы, надежды на первое место снова не оправдались: из-за неполадок в электрике «женский» экипаж Мартин Дэ Кортенз/Энн-Мари Дэ Белабре быстро сошел с дистанции, а технические проблемы откинули Бриавуана аж на 36-е место. Зато Нива под управлением Андре Тросса финишировала второй, причем в этом не было вины пилота! Во-первых, короткобазная машина уже шла на пределе своих возможностей, а, во-вторых, соперники из команды Mercedes-Benz отремонтировали свой G-класс с нарушением регламента, из-за чего впоследствии должны были получить дисквалификацию. Но представители Lada Poch так и не подали протест, согласившись с очередным дакаровским «серебром».
Не всегда гонщикам удавалось починить автомобиль вовремя. Поэтому на финише появлялись далеко не все Нивы |
Нива на обложке «дакаровского» издания 1984 года – символично, но уже не актуально |
Затем вплоть до 1988 года экипажи от Пока продолжали стартовать на Нивах наряду с другими участниками, но… Невзирая на увеличение колёсной базы, серьезную модернизацию подвесок, применение карбона, постоянный рост мощности двигателей боевых машин и взятый показатель в 300 л.с., попасть на дакаровский пьедестал гонщикам на советских внедорожниках больше так и не удалось. К тому времени и дакаровская техника, и потенциал соперников стали другими – после трагической гибели Тьерри Сабина в 1986-м из «полупрофессионального» это ралли превратилось в соревнование мирового уровня с соответствующим подходом и бюджетами. Да, поздние поковские прототипы разительно отличались от первых Niva Proto, обладая характеристиками, о которых и не мечтали покорители первых «Дакаров», но в середине восьмидесятых этого было уже недостаточно. А противостоять на равных грозным монстрам вроде Porsche 959 или Peugeot 205 T16 даже изрядно доработанная Нива под управлением грандов вроде Пьера Лартига и Жаки Икса, увы, не могла…
В 1986-м Пьер Лартиг смог приехать четвёртым в общем зачете. Последнее достижение Нивы в Дакаре… |
К слову, в девяностые годы заводская команда ВАЗа на гоночных прототипах Lada Niva T3 также испытала свои силы в ралли-рейде Париж-Дакар-Париж. Увы, в общем зачете российские гонщики оказались лишь сорок первыми…
В 1989 году советские журналисты тоже решили поехать на Нивах в Африку. Однако состязались они только с Сахарой и самими собой |
Безусловно, спортивные успехи ВАЗ-2121 в начале восьмидесятых годов позволили здорово оживить интерес французских автомобилистов и к советскому внедорожнику, и к остальным моделям ВАЗ, чем и воспользовался предприимчивый Пок, продавая в лучшие периоды около 24 000 Лад ежегодно! Однако волею упомянутых выше обстоятельств у гонщиков команды Lada Poch так ни разу и не получилось взять первое место в «Дакаре». Возможно, в этом крылась некая ирония судьбы – ведь в то же самое время в других соревнованиях на этих же Нивах французы побеждали неоднократно.
Опрос
А вы знали о выступлениях Нивы на Дикаре под управлением французских гонщиков?
Ваш голос
Всего голосов:
ралли
история
автоспорт
Новые статьи
Статьи / Популярные вопросы
Как правильно парковаться на уклоне и почему это важно
Мы уже не раз говорили о парковке: о том, где можно и нельзя парковаться, что будет, если встать на месте для инвалидов, и как быть, если вам мешает припаркованная на тротуаре машина. Сег…
142
1
0
24. 04.2023
Статьи / Новые авто
Атмосферник и два дисплея: первое знакомство с BAIC U5 Plus
Природа, как известно, не любит пустоты. То же самое можно сказать и о рынке, и как только западные автомобильные компании начали одна за одной уходить из России, автомобилестроители из Подн…
1300
2
3
23.04.2023
Статьи / История
Шестнадцать цилиндров для BMW: почему двигатель BMW V16 Goldfisch так и не стал серийным
Противостояние двух ведущих немецких автогигантов BMW и Mercedes началось еще в середине семидесятых, когда появилась первая «семёрка» BMW, ставшая конкурентом первому S-классу с индексом W…
1286
0
2
22. 04.2023
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв
30 лет рабства: тест-драйв ГАЗ-53
Точнее было бы написать «тест-драйв ГАЗ-САЗ-3507 на шасси ГАЗ-53-14», но это слишком сложно. А вот просто ГАЗ-53 узнает каждый, кто успел выпить стакан газировки за одну копейку (с сиропом…
9818
9
878
09.12.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв
Любителям Volvo, по цене Volvo: тест-драйв обновленной Geely Tugella
Впервые с Geely Tugella мы познакомились ровно два года назад, в ноябре 2020. За эти два года флагманский кроссовер нашел свою, пусть и небольшую, аудиторию, заработал определенную репутацию…
8660
3
864
29. 11.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв
Тест-драйв Geely Monjaro: лучше, чем Volvo?
В Китае этот полноразмерный кроссовер дебютировал еще два года назад под неблагозвучным для нашего уха именем Xingyue L и заводским индексом KX11. В России машину сертифицировали в 2022, и в…
8176
8
9
07.04.2023
Возрождение раллийных гонок с этой взрывобезопасной Lada Niva Париж-Дакар
Когда Ромену Грабовски не удалось найти Lada Niva, на которой его покойный отец участвовал в ралли Париж-Дакар в 1982 году, его это не остановило. Вместо этого он построил похожую на прочную советскую полноприводную машину и направился прямиком в Африку, чтобы испытать ее…
Столкнувшись с горсткой спонсоров и скудным бюджетом, была только одна машина, с которой Француз Дени Грабовски и его штурман Филипп Шерон вполне реально собирались участвовать в ралли Париж-Дакар в 1919 году. 82: Лада Нива.
Полноприводная советская реликвия использовалась медицинской командой ралли-рейда в 1981 году, доказав свою внедорожную репутацию, и французский импортер Lada предложил доступную поддержку и пакет запчастей для тех, кто хотел взять часть в одной из своих машин. Более того, «Ниве» Грабовски потребовалось на удивление мало модификаций, чтобы подготовить ее к ралли. Например, скромный 1,6-литровый четырехцилиндровый двигатель остался без изменений. То немногое, что он сделал с машиной, он проницательно сделал с помощью своих товарищей по команде по регби.
Примерно 100 000 франков (около 15 000 евро в сегодняшних деньгах) и мазок краски в цветах известной французской строительной компании позже, и Грабовски был готов отправиться в пиратское путешествие длиной 6 200 миль из Парижа в Сенегал. столица Дакар. Все шло как по маслу… пока в Мали не случилась непоправимая проблема с зажиганием. Для Грабовски и Шерона ралли, возможно, и закончилось, но их приключения только начинались.
Рассказ берет на себя сын Грабовски Ромен. «После отступления моему отцу удалось добраться до юга Алжира, где он нашел грузовик, на который можно было погрузить подбитую «Ладу». Затем он полетел на север и через несколько дней встретил машину в отеле, чтобы подготовить таможенные документы для возвращения домой. Но ночью все их имущество было украдено. У них не было ни паспортов, ни удостоверений личности, поэтому им пришлось остаться подольше, чтобы решить вопрос с посольством Франции. В то время мой отец давал интервью французским СМИ, говоря, что организация Париж-Дакар была ужасной и что он никогда не вернется. Через два года он вернулся».
Ромен, выросший на севере Франции, знал о любопытном внедорожнике в гараже, но по наивности никогда не понимал его значения. А потом, в один прекрасный день в начале 2000-х, он исчез. Денис Грабовский трагически ушел из жизни четыре года назад, что натолкнуло Ромена на мысль: почему бы не попытаться найти и выкупить любимую «Ладу» своего отца?
«Я провел шесть месяцев на сайтах объявлений и форумах, взаимодействуя с сообществом Lada, пытаясь найти машину моего отца, но поиски были безрезультатными. Взамен решил купить точно такую же Ниву от 19 года.81 и создайте аналогичную копию. Мне потребовалось восемь месяцев, чтобы построить его, используя несколько исторических фотографий и документов, которые у меня есть для справки, и это то же самое, вплоть до мельчайших деталей».
Хорошей новостью было то, что, как и в 1980-х годах, «Лады» по-прежнему дешевы, и есть много российских сайтов, производящих запчасти. Найти пластиковые накладки на борта и крышу оказалось сложнее — Ромен купил комплект на сайте секонд-хенда, который был в очень плохом состоянии, и отправил его в местную компанию, специализирующуюся на восстановлении пластика.
Бычий стержень был последней частью головоломки, которая, казалось бы, почти исчезла. «Наконец, я нашел парня, который продает «Ниву» с дышлом — я позвонил ему и спросил, не продаст ли он мне только дышло, и он сказал, что нельзя. Но потом он спросил, почему мне нужна именно эта часть, и я рассказал ему свою историю. Удивительно, но потом он сказал, что я могу прийти и забрать его бесплатно».
В октябре 2018 года Ромен отправился в Африку на своей Lada Niva, как и его отец 28 лет назад, и принял участие в Rallye des Pionniers в Марокко, ралли-рейде, проведенном в духе оригинала Париж-Дакар.
«Это было паломничество, и оно было очень эмоциональным, — вспоминает он. «Когда кто-то умирает, у вас мало вариантов, чтобы отпраздновать чью-то жизнь — я думал, что хочу сделать что-то в своей жизни, чтобы никогда не забыть своего отца. С самого первого дня, когда я искал машину в Интернете, и до того, как я пересек финишную черту в Африке, я чувствовал, что он был со мной всю дорогу». Да, Роман действительно пересек финишную черту, в отличие от своего отца. Фактически, он не столкнулся с техническими проблемами за более чем 2000 км пробега, что свидетельствует о качестве его сборки.
Итак, что же ждет бесстыдно утилитарного ралли-рейдера? Больше приключений от Ромена. «Ралли в Марокко было только стартом для этой машины — организация, стоящая за «Дакаром», недавно объявила категорию для классики, в которую, думаю, я приму участие. Все, что я хотел бы сделать с автомобилем, — это немного модернизировать двигатель и усилить подвеску, и тогда, я думаю, он будет готов к работе». Слава тебе, Ромен, мы думаем, что твой бесстрашный отец будет невероятно тобой гордиться.
Фотографии: Матье Бонневи для Classic Driver © 2020
1/43 Наклейки для Lada 4×4 Niva Poch 157 Rally Paris-dakar 1983
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы гарантировать, что пользовательские данные остается безопасным. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Нажмите, чтобы увеличить
В наличии осталось 4 шт.
Цена:
€8,99
Загрузка
Мало на складе
Включены местные налоги (где применимо) плюс стоимость доставки
355 продаж
|
4,5 из 5 звезд
Количество
1234
Вы можете сделать предложение только при покупке одного товара
Внесен в список 30 января 2023 г.
4 избранных
Сообщить об этом элементе в Etsy
Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…
Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.
Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.
Сообщить о проблеме с заказом
Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.
Если вы хотите подать заявление о нарушении авторских прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.
Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы
Посмотреть список запрещенных предметов и материалов
Ознакомьтесь с нашей политикой в отношении контента для взрослых
Товар на продажу…
не ручной работы
не винтаж (20+ лет)
не ремесленные принадлежности
запрещены или используют запрещенные материалы
неправильно помечен как содержимое для взрослых
Пожалуйста, выберите причину
Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.