Содержание
Можно ли ездить летом на зимней резине?
Возможна ли эксплуатация зимних шин летом?
Когда погода становится по-летнему жаркой, меняются и температурные, и дорожные условия. И хотя кажется вполне логичным при смене сезона поменять и шины на автомобиле, не все водители успевают вовремя это сделать. Более того, некоторые полагают, что зимняя шина от европейских производителей предназначена для «европейской зимы», которая якобы отличается мягкостью, так что использовать такие шины в России можно и летом. Так ли это на самом деле и какова потенциальная цена ошибки?
Чем зимняя шина отличается от летней
Различия, прежде всего, обусловлены различиями условий, в которых функционируют зимние и летние шины, когда требуется обеспечить максимум сцепления с дорогой и устойчивости при движении, исходя из температуры и состояния асфальта. Поэтому, существуют отличия в технологии производства зимних и летних покрышек. Промежуточное положение между летней и зимней шиной занимает всесезонная шина, однако в жару она справляется со своими функциями не так хорошо, как летняя, а в холод — не так хорошо, как зимняя. Таким образом, пневматическая шина является зимней, если конструкция шины, резиновые смеси, используемые в её производстве, рисунок протектора специально рассчитаны для того, чтобы по сравнению с обычной летней шиной гарантировать повышенное сцепление с обледенелой и покрытой снегом поверхностью.
На зимней шине должна обязательно присутствовать маркировка в виде символов «M+S» или «M&S», или «M·S». Изготовитель зимней шины в дополнение к указанной обязательной маркировке может нанести дополнительную маркировку в виде снежинки на фоне трехглавой горной вершины:. Такая маркировка свидетельствует о том, что зимняя шина пригодна для эксплуатации в суровых зимних условиях, включая плотный и укатанный снег, что подтверждено высокими результатами специальных тестовых испытаний. Шины, имеющие такую пиктограмму, обычно и считаются настоящими зимними. Обозначение же «M+S» на шинах буквально переводится, как «грязь и снег». Разработчики таких шин стремились улучшить эксплуатационные показатели таких шин при движении по грязи, только что выпавшему или начинающему таять снегу. Многие всесезонные шины могут иметь эту маркировку, но не все её имеющие проходят проверку как шины для суровых зимних условий. Так что, у настоящей зимней шины всегда одновременно присутствуют маркировка «M+S» и пиктограмма снежинки на фоне трех горных вершин.
Различия в составе резины зимних и летних шин
При изготовлении различных элементов покрышки применятся различные по своим свойствам и назначению резиновые смеси.
Смеси для зимних покрышек должны быть такими, чтобы конструктивные элементы зимних шин в максимальной степени сохраняли свою работоспособность в диапазоне температур, характерных для той или иной климатической зоны. Обычно подразумевается диапазон от положительных 5 — 10°C до отрицательных 40 — 45°C. В отличие от зимних, резиновые смеси летних покрышек должны обеспечивать эффективное функционирование шины при положительных температурах, вплоть до 50 — 55°C. При положительной, близкой к 0°C, температуре функциональные характеристики резиновых смесей летней покрышки заметно снижаются, а при отрицательных температурах резко ухудшаются, что делает весьма опасным эксплуатацию летней шины зимой при отрицательной температуре.
Различия в рисунке протектора
У зимних шин протектор адаптирован к зимним условиям эксплуатации. Он глубже, его элементы крупнее, само строение более разреженное. Многочисленные ламели (узкие щелевидные канавки, ширина которых в 5 -10 раз меньше ширины остальных канавок протектора), ориентированные в разных направлениях, повышают управляемость и эффективность торможения автомобиля на снегу и на льду, а также увеличивают сцепление шины с зимней дорогой и эффективность торможения автомобиля. Канавки рисунка протектора зимней шины обычно шире и глубже канавок рисунка протектора летней шины. В отличие от летней шины рисунок протектора зимней должен обеспечивать не только эффективный отвод воды, но и удаление смеси снега и воды (снежно-водяной шуги) из пятна контакта зимней шины с дорогой. Кроме того, протектор некоторых моделей зимних шин может быть оборудован шипами противоскольжения, обеспечивающими повышенное сцепление на льду и укатанном снегу. Для любой шины законодательно установлена норма остаточной глубины протектора, при достижении которой шина должна быть снята с эксплуатации. Производитель шины должен предусмотреть наличие в рисунке протектора индикаторов достижения предельного износа протектора, которые помогают водителю своевременно понять, что глубина протектора минимально допустима и эксплуатацию такой шины следует немедленно прекратить. Для зимней легковой шины, которая эксплуатируется на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, эта норма равна 4 миллиметрам.
Рисунок же протектора летней шины проектируется с учетом особенностей эксплуатации шины в летних условиях, обычно это хорошие дороги, высокие скорости движения, повышенные требования к комфорту при движении, экономичности и ходимости летней шины, безопасности на мокрой дороге. Количество ламелей в рисунке протектора летней шины существенно меньше, чем в зимней шине. Протектор летней шины не может быть оборудован шипами противоскольжения. Для летней легковой шины законодательно установленной нормой остаточной глубины протектора, при достижении которой летняя шина должна быть снята с эксплуатации, является 1,6 миллиметра.
Последствия использования зимней шины летом
Зимние шины обладают улучшенным сцеплением на заснеженных и обледенелых дорогах. Если использовать зимние шины на сухих дорожных покрытиях, то можно столкнуться с ухудшением управляемости автомобиля, увеличением тормозного пути, повышенным риском возникновения аквапланирования, чрезмерным теплообразованием в шине, более быстрым износом протекторной части покрышки зимней шины, достаточно высоким уровнем шума, создаваемым шиной. Зимние же шипованные шины своими шипами разрушают сухое дорожное покрытие, нанося тем самым вред не только самой дороге, но и окружающей среде. Зимние шины обычно тяжелее аналогичных по размеру летних шин, глубина канавок и насыщенность ламелями в рисунке протектора больше, что ведет к ухудшению такого важного для автомобилистов свойства шины, как топливная экономичность.
Время, когда необходимо сменить шины
Что касается порядка применения зимних шин, то он определен в техническом регламенте таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (сокращенно ТР ТС), который был утвержден Комиссией Таможенного союза в 2011 году, а вступил в действие в январе 2015 года.
В частности, в ТР ТС установлено, что в зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещено эксплуатировать транспортные средства, не укомплектованные зимними шинами, а вот в летний период (июнь, июль, август) запрещено эксплуатировать транспортные средств, оснащенные зимними шипованными шинами. Причем, указанные временные интервалы могут быть изменены соответствующими органами государственного управления и изменены только в сторону расширения.
Таким образом, в летний период (июнь, июль, август) законом не запрещена эксплуатация зимних нешипованных шин (иногда ещё их называют фрикционными, а на бытовом жаргоне «липучками»). Но, все-таки, это — зимние шины и изготовители этих шин стремились заложить в них максимальные эксплуатационные характеристики (и прежде всего характеристики безопасности!), проявляющиеся именно на зимних дорогах. При этом не важно, рекомендованы ли эти шины для эксплуатации в суровых зимних условиях или в условиях мягкой (иногда используется термин «европейской») зимы. По характеристикам безопасности, комфорта, экономичности зимние нешипованные шины не могут конкурировать с шинами, специально разработанными для эксплуатации в летний период, а именно – с летними шинами.
С учетом этого производители шин обычно и рекомендуют заменить зимние шины на летние, если среднесуточная температура воздуха превысит +7 °C.
Сколько сезонов подряд можно ездить на зимних шинах? | Об автомобилях | Авто
Владимир Гаврилов
Примерное время чтения: 4 минуты
130553
Категория:
Обслуживание Авто
Главной составляющей зимних шин, влияющей на их характеристики, является резиновая смесь, а не рисунок протектора и не количество шипов, как можно подумать. На работоспособность резины влияет не только естественный износ протектора во время поездок, но еще и химикаты, горюче-смазывающие материалы, да и просто солнечные лучи, нарушающие структуру материала шины.
Старение шины
Резина имеет множество добавок, в особенности в защитном слое, призванном держать нагрузку и сопротивляться износу во время работы. От химических включений зависят характеристики материала.
Естественно, что со временем шина стареет и теряет свои свойства, независимо от пробега. Она подвергается воздействию химических веществ, тоннами выливаемых на дороги. Кроме того, на асфальте оказывается омывающая жидкость и масло с проезжающих грузовиков. Эти вещества впитываются в покрышки колес и нарушают состав смеси. Резина теряет былую консистенцию, и ее эксплуатационные характеристики искажаются. Эластичность состава падает. Между грунтозацепами со временем образуются трещинки, которые становятся очагами повышенного износа. В них проникают химикаты и способствуют еще большим повреждениям уже внутренних слоев покрышки. Начинают рваться и лопаться нити корда. Через порезы химическая взвесь приникает к металлическим нитям каркаса, которые со временем тоже выходят из строя.
Велика роль и солнечной радиации в разрушении резины. В общем, старая покрышка имеет уже иную прочность и коэффициент сцепления с поверхностью, отчего ее эффективность на дороге падает.
Обычно изготовители шин определяют срок службы своей продукции в 5-6 лет. Michelin заявляет о 10-летнем сроке, Nokian тоже. Важный момент: началом времени эксплуатации считается не дата продажи, а дата изготовления. Если покрышка пролежала целый год в хранилище, то все равно считается, что ее характеристики уже не такие, как у новой. И чем больше прошло времени с момента изготовления, тем хуже становится резина. Если покрышка была повреждена, получила порезы или проколы, то срок эксплуатации резко снижается. После прокола не рекомендуется ездить больше двух лет.
Минимальная глубина протектора
Помимо старения резиновой смеси изнашивается и сам протектор. Средняя глубина канавок протектора новой летней автошины составляет 8 мм. У зимней он немного побольше и превышает 10-12 мм. Кроме того, там нанесены так называемые ламели, то есть «присоски» расползающиеся по поверхности льда и создающие эффект прилипания. Они гораздо нежнее грубых грунтозацепов зимнего протектора и при активном механическом воздействии быстро теряют часть материала. Кроме того, канавки протектора призваны отводить не только воду, но и снежные массы. Именно поэтому зимние шины должны иметь более высокий протектор.
Требования к эксплуатации зимних шин содержатся в Техническом регламенте Таможенного союза, а также в приложении к ПДД под названием «О допуске транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения». В пункте 5.1 приведены более подробные требования к шинам.
Если на колесе отсутствует индикатор износа, то глубина протектора измеряется штангенциркулем. Минимальная глубина протектора летних шин для различных категорий транспортных средств должна составлять:
для категорий L — 0,8 мм;
для категорий N2, N3, O3, O4 — 1 мм;
для категорий M1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;
для категорий M2, M3 — 2 мм.
Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных литерами «M+S», «M&S», «M S», должна составлять не менее 4 мм. Эта маркировка указывает на легковой тип колес. Кроме того, их обозначают иконкой с изображением горной вершины и снежинкой.
Если протектор летней или зимней шины изношен, то ее необходимо менять, не дожидаясь истечения 6-летнего срока эксплуатации, заявленного производителем.
В целом зимняя покрышка при нормальной езде без экстремальных нагрузок способна проработать около 6 сезонов.
Европейские зимние колеса известных производителей обычно ходят 50 000-60 000 км. Российские шины отечественных брендов — 20 000-40 000 км, а японские — 50 000-80 000 км.
Смотрите также:
- Что будет, если при монтаже колес перепутать их направленность? →
- Летняя, зимняя, всесезонка. Чем шины отличаются друг от друга →
- Как понять, что шина изношена →
зимняя резинашиныпокрышки
Следующий материал
Также вам может быть интересно
Чтобы машина не стала лодкой
Нужно ли уже менять летние покрышки на зимние?
Как справиться с заносом на дороге
Когда менять резину весной 2019 года?
Что такое «шины-липучки» и к чему они должны прилипать?
Новости СМИ2
Безопасно ли ездить на очень старых мотоциклетных шинах?
У вас может возникнуть вопрос: безопасно ли ездить на очень старых мотоциклетных шинах? Старая резина вообще норм. Пока вы регулярно проверяете и обслуживаете их, ездить на них безопасно. К счастью, отличная шина может сделать езду более плавной, повышая вашу уверенность и безопасность. Даже если вашим мотоциклетным шинам более пяти лет, на них можно безопасно ездить, если их регулярно обслуживать и проверять.
Шины, выпущенные до 2000 года, имеют номер
Да. Можно использовать старые мотоциклетные шины, выпущенные до 2000 года. Код DOT для шины — 1011, что означает, что она была изготовлена на 10-й неделе текущего года. Это делает шину на десять лет или старше, чем более новая мотоциклетная шина. Но безопасно ли ездить на старой мотоциклетной шине? Если вы едете на старом мотоцикле, вы должны знать, что вам следует заменить шину, если она изношена.
Ответ на вопрос сложный. Хотя мотоциклетные шины могут выглядеть как новые, существует множество факторов, которые могут привести к их выходу из строя в критических ситуациях. В большинстве случаев срок службы протектора шины зависит от возраста и использования. Тем не менее, есть некоторые моменты, которые следует учитывать при выборе шин. Например, тип покрытия, которое вы используете для своих шин, и количество времени, которое шины проводят при хранении, будут определять, как долго протектор на них будет оставаться безопасным для езды.
Трехзначный код
Возможно, вы заметили, что трехзначный код на мотоциклетных шинах часто трудно расшифровать. Размер шин, например, обозначается трехзначным кодом. Это идентифицирует тип шины и не обязательно относится к количеству миль на галлон, которое она может выдержать. Номер также может быть специальным расширением схемы букв. Этот код предоставляет основную информацию о технических характеристиках шин, включая ширину и высоту.
До 2000 года даты мотоциклетных шин обозначались всего тремя цифрами, включая неделю выпуска и год десятилетия. Сегодня шины имеют маркировку с датой выпуска менее 20 лет. Хотя эти цифры по-прежнему полезны для определения размера мотоциклетной шины, трехзначный код на шине уже не является точным. Отслеживание кода даты необходимо, чтобы определить, безопасно ли ездить на шине.
Чтобы проверить дату мотоциклетной шины, вам нужно найти код DOT. Код даты расположен на боковине шины и сопровождается серийным номером DOT. Первые две цифры обозначают неделю изготовления, а последние две цифры обозначают год. Четырехзначный код является ценным инструментом при покупке шин для мотоциклов. Если у нее более старый код «DOT», шина, вероятно, небезопасна.
Они долговечны
Вопрос о том, безопасно ли ездить на очень старых мотоциклах, часто возникает среди владельцев мотоциклов. Шины имеют решающее значение для безопасности и производительности вашего велосипеда, поэтому естественно хотеть купить самые свежие шины. У большинства производителей шин есть рекомендации относительно того, сколько лет должна быть шина для мотоцикла, и большинство этих рекомендаций носят консервативный характер. Некоторые бренды, такие как Dunlop и Michelin, рекомендуют менять шины для мотоциклов через семь лет. Другие производители рекомендуют срок службы 10 лет.
Правда в том, что мотоциклетные шины служат не так долго, как автомобильные. Вот почему производители рекомендуют ежегодные проверки и замену каждые 10 лет. Нет причин подвергать себя и свой мотоцикл опасности. Рекомендуется всегда держать шины вашего мотоцикла должным образом накачанными и проверять их протекторы, чтобы убедиться, что они по-прежнему безопасны для езды. Лучший способ узнать, стареет ли ваша мотоциклетная шина, — это проверить код даты на боковине. Код даты будет представлять собой четырехзначное число. Например, если там написано 1322, это означает, что шина была произведена на второй неделе 2022 года. Максимальный пробег шины для спортивного велосипеда составляет около трех тысяч миль, а для заднего колеса — всего восемьсот пятьдесят миль.
Они разработаны, чтобы выдерживать удары
Мотоциклетные шины являются жизненно важным компонентом мотоцикла, обеспечивая сцепление при ускорении, торможении, поворотах и общих характеристиках. Шины также действуют как первая линия подвески, поглощая большую часть ударов от неровностей до того, как сработают вилки или амортизаторы. Из-за этого шины для мотоциклов должны быть рассчитаны на работу в самых разных условиях. Ниже приведены некоторые факторы, влияющие на качество ваших шин.
Если вы рассматриваете новую шину для своего велосипеда, обратите внимание на износ протектора. Шины, изношенные быстро, будут труднее справляться с ударом. Вот почему вам нужно внимательно следить за своим протектором и заменять его, если на нем появляются признаки износа. Помимо проверки давления в шинах, вы также должны проверить протектор, чтобы убедиться в отсутствии повреждений от ударов. Хорошее эмпирическое правило — заменить спущенную шину как можно скорее. Если вы не знаете, как заменить шину, вам следует проконсультироваться с профессионалом.
Мотоциклетные шины намного больше автомобильных шин. Это означает, что они имеют большее пятно контакта. В сырую погоду сцепление шины с дорогой ухудшается. Это может подвергнуть водителя и его мотоцикл опасности. Точно так же очень старые мотоциклетные шины рассчитаны на то, чтобы выдерживать удары. Вы не можете предполагать, что мотоциклетные шины безопасны для использования во влажных погодных условиях. Это просто небезопасно.
Они относительно недорогие
Было время, когда считалось, что нельзя ездить на очень старых мотоциклетных шинах. В конце концов, шины вашего мотоцикла не предназначены для того, чтобы служить так долго, как шины автомобиля. Как правило, шины для мотоциклов должны служить от пяти до десяти лет, но все зависит от вашей личной терпимости к риску. По большей части вам следует избегать езды на шинах, которым более десяти лет.
Чтобы определить, не слишком ли стары шины вашего мотоцикла, проверьте их коды даты. Новые шины для мотоциклов производятся каждые шесть лет. Если вы заметили шину, которой более десяти лет, вы должны заменить ее. Код даты DOT можно определить, проверив серийный номер шины. Также есть возможность осмотреть шины самостоятельно. Найдите трехзначный код на шине вашего мотоцикла.
Новые шины — лучший выбор, когда речь идет о безопасности мотоцикла. Но если вас беспокоит срок службы протектора старых шин, вы можете запросить замену. Однако, если у вас нет доступа к местной мастерской по ремонту мотоциклов, вы можете купить новые шины в авторитетном магазине шин для мотоциклов. Шина — самая важная часть мотоцикла, поэтому проверьте возраст шины и спросите у механика, можно ли на ней ездить.
Они изготовлены из диагонального слоя
Мотоциклетные шины с диагональным слоем изготавливаются с перекрестным рисунком между двумя слоями ткани с резиновым покрытием. Перекрывающиеся линии слоев образуют букву X, если они видны насквозь. Диагональные мотоциклетные шины обычно изготавливаются с четырьмя, шестью или восемью слоями. Эти типы шин не так безопасны для езды, как обычные.
Чтобы определить возраст велосипедной шины, осмотрите ее боковины. Ищите знак «Старая шина». Радиальная шина является самым старым типом. Диагональная мотоциклетная шина была изготовлена до того, как были разработаны радиальные шины. Радиальная конструкция делает шину сравнительно легкой и прочной. Эти шины предназначены для узких дисков и высокопрофильных мотоциклов.
Мотоциклетные шины с диагональным кордом часто считаются первым типом мотоциклетных шин. Эти шины были разработаны для тяжелых автомобилей с высоким профилем. Диагональные шины имели много слоев, обеспечивающих усиление. Однако эти шины добавляли вес, и трение между слоями шины могло разорвать шину. Это ограничивало скорость мотоцикла.
Они радиальные
Байкер, который ездит на очень старых мотоциклетных шинах, может задаться вопросом, безопасно ли это. Ответ — нет. Хотя это не рекомендуется, лучший способ поддерживать велосипед в отличной форме — это приобретать новый комплект шин, когда те, что на велосипеде, изнашиваются. Есть несколько вещей, которые следует учитывать при выборе правильных шин для вашего велосипеда. Во-первых, вы всегда должны читать руководство пользователя, чтобы знать, какой размер вам нужен.
Радиальные мотоциклетные шины намного лучше диагональных мотоциклетных шин. Эти шины сделаны из нескольких перекрывающихся слоев резины. Толщина этих слоев определяет прочность шины. Диагональные шины, напротив, менее гибкие, чем радиальные. Следовательно, они не рекомендуются для высоких скоростей, и они не такие шустрые, как радиальные.
Они изготовлены из диагонального слоя
Диагональные мотоциклетные шины очень распространены и имеют долгую историю. Большинство мотоциклов оснащены ими. Большинство мотоциклов используют их на своих стандартных моделях или моделях круизеров, но вы можете найти и очень старые экземпляры. Диагональные шины также очень распространены на мотоциклах для бездорожья. Они подходят для более грубых тротуаров и их дешевле заменить. Но прежде чем купить новую шину для своего велосипеда, убедитесь, что вы знаете, какого она типа.
Мотоциклетные шины с диагональным кордом не рекомендуются для использования на высоких скоростях, поскольку они плохо рассеивают тепло. Диагональные шины также могут быстро изнашиваться, так как их жесткие боковины ограничивают пятно контакта. Диагональные мотоциклетные шины также не очень надежны и могут привести к перегреву мотоцикла. Тем не менее, эти шины очень дешевы и просты в использовании.
Для всех мотоциклетных шин
Нажмите здесь, чтобы узнать цены на шины
Вся правда о возрасте шин
Шины могут быть признаны непригодными не только из-за износа или повреждения, но и из-за возраста. Эти первые два критерия легко понять; лысый протектор или зияющий разрыв явно требуют замены шины. Но возраст?
Да, и все время, пока я катаюсь, люди всегда называли пять лет сроком годности. Я тоже повторил: как только вашим булочкам исполнится 60 месяцев, вы должны заменить их, независимо от их внешнего вида, потому что резина затвердеет и у нее будет меньше сцепления.
Развенчание мифа о возрасте шин | Руководство по ремонту
И все же, когда я попытался обосновать правило пятилетнего опыта, я не смог найти никаких подтверждений этому, кроме форумов райдеров и молвы. Avon ближе всего с рекомендацией семи лет, но Bridgestone, Michelin, Dunlop, Continental и другие на самом деле указывают 10 лет как допустимый срок службы правильно обслуживаемого комплекта шин, что, должен признать, было шоком. В смысле десятилетие? Действительно!?
Знаете ли вы, что дата рождения шин указана прямо на боковине? Четырехзначный код представляет неделю и год изготовления. Это показывает 44-ю неделю 2014 года. Слишком стар, чтобы доверять? Очевидно, нет. Ревзилла фото.
Конечно, у большинства из нас шины изнашиваются через год или два, если не раньше, но я определенно слышал, как люди возмущались после покупки «новых» шин, которым на самом деле было несколько лет. К тому же мне было любопытно. После нескольких телефонных звонков я обнаружил комплект шин для гиперспорта Bridgestone RS10 2014 года (Bridgestone использовала их в качестве демонстрационных шин в демонстрационном грузовике, который они берут с собой на гонки и конференции), которые я мог протестировать вплотную со свежим комплектом шин RS10, поскольку они все еще в производстве.
Я отправился на гоночную трассу Buttonwillow Raceway с «Дэйвом», нашим гонщиком Suzuki GSX-R1000, и прокатился на новых шинах (с кодами даты от 2020 года), чтобы ознакомиться с их управлением и установить горячее давление. Современная резина для гиперспорта просто нереальна, и в мгновение ока я уверенно ехал почти так быстро, как только мог. Забавная штука, но мы приехали на трассу не для этого.
Нерешительно, осторожно я выкатился на семилетнюю резину. Я был очень осторожен на своем прогревочном круге, но после нескольких поворотов, как и любые новые холодные шины, старые RS10 подошли к температуре и чувствовали себя такими же цепкими и проворными, как свежий комплект. Проехав несколько кругов, я снова ехал так сильно, как хотел, и с полной уверенностью, на этот раз на шинах, срок годности которых истек на три четверти, а это уже на 40 процентов больше, чем я думал, что шины годятся.
Это всего лишь один анекдот, и я тестировал шины в теплых и сухих условиях, но это изменило мое мнение. Если бы вы сказали мне перетащить колено на семилетних шинах до того, как я начал исследовать эту тему, я бы наотрез отказался, опасаясь за свою безопасность. Фото CaliPhotography.
Причина, по которой наши шины все еще были хорошими, заключается в том, что они правильно хранились, и то, как шины хранятся, может быть важнее, чем то, сколько месяцев прошло с момента их изготовления. Возраст не то же самое, что старение. Подумайте о молоке: оно может храниться в холодильнике неделю или больше, но если вы оставите его на прилавке на ночь, вы не хотите проиграть эту ставку.
То же самое и с шинами. Неиспользованные шины, хранящиеся в помещении, вдали от прямых солнечных лучей, сильной жары и других факторов, которые мы собираемся обсудить, имеют очень длительный срок годности. И если вы покупаете резину в авторитетном магазине или интернет-магазине, у них будут надлежащие складские помещения и ротация запасов, чтобы поддерживать товар в свежем виде, поэтому вы вряд ли встретите шину, которой больше нескольких лет.
Но, скажем, у вас есть два или даже три велосипеда, и вы разбросаны между ними, или, может быть, вы купили шины, но не собираетесь их сразу использовать. В обоих сценариях возраст шин может стать проблемой.
Слева старые РС-10, справа новые. Мой дюрометр измерил идентичные значения твердости по Шору А, равные 60. Обесцвечивание этикеток было единственным признаком того, что эти шины имеют коды даты конца 2014 года. Фото RevZilla.
По сути, старение шин является следствием двух параллельных процессов. Резина затвердевает из-за продолжающейся реакции вулканизирующих ингредиентов в материале, и молекулярные связи внутри резины ослабевают, снижая эластичность и прочность резины. Большинство людей называют этот второй аспект старения шин сухой гнилью, и это то, что вызывает образование трещин в протекторе и боковине действительно старых шин.
Это старение является неизбежным и неизбежным процессом, и есть пять факторов, влияющих на скорость, с которой оно прогрессирует. Некоторые вы можете контролировать, некоторые нет.
Тепло
Повышение температуры ускорит длительную вулканизацию, поэтому шины следует хранить в прохладном месте, например, в подвале или вентилируемом складе, а не в закрытом навесе или прицепе. Температура окружающей среды такая, какая она есть, и в более жарком и солнечном климате, таком как Аризона или Флорида, шины стареют быстрее, чем в более прохладном климате, таком как Вашингтон или Нью-Гэмпшир.
Когда шины используются, они будут подвергаться гораздо большему нагреву из-за трения, возникающего при качении по дороге. В случае с RS10 Дейва каркас на трассе достиг 175 градусов, и такие экстремальные циклы нагрева могут привести к тому, что шина довольно быстро затвердеет. Обычные уличные шины не подвергаются таким резким перепадам температуры, но каждая миля способствует вулканизации и катализирует другие неблагоприятные реакции внутри резины.
Кислород
Кислород в воздухе заставляет атомы в молекулах эластомера терять электроны. Эта окислительная деградация затвердевает и ослабляет резину. Когда шины находятся в эксплуатации, они накачиваются воздухом, который на 21 процент состоит из кислорода, так что в основном они наполняются ядом для резины. Заполнение шин азотом устранило бы эту проблему, но это дорого и утомительно, а резина уже содержит антиоксиданты, смешанные с материалом, так что об этом действительно не стоит беспокоиться. Если вы действительно беспокоитесь о шинах, которые вы храните, вы можете завернуть их в черный мешок для мусора, чтобы уменьшить воздействие. Непрозрачный пластик также защитит их от следующего реагента — света.
Свет
Ультрафиолетовое излучение вызывает гомолитическое деление — причудливое название распада молекул эластомера в резине на более мелкие и менее стабильные кусочки. Производители подмешивают в резину УФ-стабилизаторы, но они расходуются, поэтому важно хранить шины вдали от прямого света. После установки шин парковать велосипед в тени будет лучше для шин, чем на солнце. Как и в случае с тепловым фактором, более солнечный климат означает, что шины будут стареть быстрее не только из-за УФ-излучения, но и потому, что солнце катализирует образование озона.
Озон
Озон — это более реактивная форма кислорода, которая разрушает резину и является основной причиной сухой гнили. На самом деле, концентрированный озон может испортить шину всего за год.
Приземный озон в основном образуется, когда выхлопные газы автомобилей, пары газов и другие химические вещества вступают в реакцию с солнечным светом и теплом. Озон также образуется, когда воздух подвергается воздействию электрической дуги, а это означает, что такое оборудование, как трансформаторы и старые приборы с щеточными двигателями, такие как холодильники, компрессоры и дрели, также будут выделять озон. Так что, если у вас есть какая-либо подозрительная электроника там, где вы паркуете свой велосипед, или вы были обмануты покупкой генератора озона для очистки воздуха в вашем доме, это, вероятно, не приносит пользы вашим шинам.
Механическое напряжение
Это просто изгиб шины, который неизбежен, когда вы едете на шине, но напрямую зависит от нагрузки, скорости и давления в шинах. Мы говорим здесь не только об износе протектора, но и об изгибе каркаса, который нагревает и утомляет резину и более или менее ускоряет все реакции, о которых мы упоминали ранее.
Тепло, кислород, свет, озон и механическое воздействие довольно легко смягчить, пока шины находятся на хранении, поэтому, даже если пройдет год, два или пять, пока шина находится на стойке, насколько реально она стареет, вероятно, будет. незаметный. Думаю, мы доказали это с RS10. А после того, как шина будет использована, просто старайтесь не парковаться на солнце, возле печей или горячих труб, рядом с мощным электрооборудованием. А еще лучше, просто покатайтесь на своем проклятом велосипеде достаточно, чтобы убедиться, что вы изнашиваете протектор задолго до того, как возраст станет проблемой.
Даже если люди знают, что летом они поцарапают свою резину, при покупке шин им нужен свежий продукт. Я понимаю. Лучше всего для получения самого последнего кода даты покупать то, что популярно, так как эти модели будут иметь самый высокий коэффициент оборота. На таком сайте, как RevZilla, это легко понять, поскольку вы можете фильтровать по бестселлерам. В качестве альтернативы купите самые последние и лучшие; самая новая модель от данного производителя, ну, новая.
Производители подмешивают в резину антиоксиданты, антиозонанты, УФ-стабилизаторы и другие консерванты, чтобы отсрочить деградацию, поэтому шины хорошо подготовлены к старению. Иллюстрация Данлопа.
Если вы в конечном итоге получите подозрительные шины или обнаружите резину с неизвестной историей, скажем, на подержанном велосипеде, который вы покупаете, важно проверить коды даты и визуально осмотреть шины на предмет износа, повреждений и сухой гнили. Вы также можете оценить состояние резины, нажав ногтем большого пальца на поверхность протектора. Если он чувствует себя податливым и возвращается к своей нормальной форме, скорее всего, он все еще достаточно мягкий и упругий, чтобы обеспечить адекватное сцепление. (Более точный подход состоит в том, чтобы инвестировать в твердомер; большинство дорожных каучуков оценивают от 60 до 70 по шкале твердости Shore A.) Кроме того, учитывайте предполагаемое использование шин. Вы случайный житель пригородной зоны или вам нравится мчаться по трассе? Чем требовательнее приложение, тем осторожнее я буду относиться к возрасту шин.
Суть в том, что срок службы шин не истекает через пять лет. Я знаю, что это может быть трудно принять, учитывая, насколько распространена пятилетняя рекомендация, но я был готов изменить свое мнение, и вы тоже должны это сделать. Конечно, я не говорю, что все старые шины так же хороши, как новые, но мы все можем с облегчением относиться к возрасту шины, если уверены в том, как она хранилась.
Но если у вас есть какие-либо опасения по поводу целостности ваших шин, замените их. Они так же важны для безопасности, как и ваш шлем, поэтому, если вы сомневаетесь, замените их. Всегда полезно начинать заново, и теперь вы знаете, что «свежие» могут относиться к неиспользованным шинам, которым два, три или даже семь лет.